fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Порог»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
238
Моя оценка:
-

подробнее

Порог

Threshold

Другие названия: The Beginning Place

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В романе Урсулы Ле Гуин «Порог» юные герои — два подростка — бегут от рутинной обыденности окружающей жизни в «сокровенное место», параллельный мир, скрывающий загадочную, во многом противоречивую утопию.

Хью Роджерс отыскивает ворота Тембреабрези — идиллический, неизменный мир вечных сумерек — «Место, где все начинается». Айрин было 13, когда она нашла это место. За семь лет она хорошо изучила и полюбила жителей Тембреабрези. В Хью она видела лишь нарушителя.

Но когда над Тембреабрези нависла чудовищная тень, Айрин и Хью пришлось сплотить свои силы, а затем и сердца...

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1981 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1991 // Фэнтези - Роман (США)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2018 // Книга фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Порог
1989 г.
Резец небесный
1997 г.
Порог
2005 г.
Порог
2008 г.
Выше звезд и другие истории
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Beginning Place
1981 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Парадоксально, что мне почти нечего сказать про эту, очень понравившуюся мне книгу. Она красива, романтична и прекрасна, жаль, что не наткнулся на неё лет в 19-20, воздействие было бы ещё сильней. И с некоторым облечением прочитал, что не только мне вторая половина книги показалась более слабой и нелогичной, а то боялся, что сам чего-то недопонял).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

То ли сказка, то ли притча, но в любом случае довольно проникновенная история о том, как два «одиночества» нашли друг друга. Причем написанная именно так, как это умеет (и любит) делать Урсула Ле Гуин — логично, складно и очень обстоятельно. Герои у неё — отнюдь не картонные фигурки, а весьма тщательно выписанные личности, каждая со своей жизнью, своими проблемами, своими обидами на жизнь.

Вообще всё то, что писательница задумала рассказать, она, вроде бы, сделала на твёрдую пятерку — большая, просто огромная завязка (чуть ли не на половину книги), в процессе знакомства с которой читатель узнаёт о главных действующих лицах практически всё и оказывается полностью погружённым в их душевное состояние. Далее следует довольно увлекательная основная часть повествования с таинственным «другим» миром и, наконец, развязка, которая, увы, полностью предсказуема.

И, всё-таки, отношение к прочитанному — это умеренная благожелательность, но не более. Да, книга мастерски написана, но уж очень она затянута, особенно в первой части (ну зачем нам всё это довольно длинное и совершенно неинтересное описание жизни средних американцев), да и не такая она увлекательная, как хотелось бы. Понятно, что всё это вполне в манере автора, но, в данном случае, эта манера играет больше против неё, чем за.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спокойный, размеренный, местами очень сонный роман. Экшн практически отсутствует, но это отнюдь не вызывает зевоту, читая, отдыхаешь душой, спокойствие и умиротворённость настраивают на задумчивый лад.

Роман воспитания, книга о бегстве в свой внутренний мир, о границах этого мира. Можно воспринимать произведение буквально, можно — как притчу. Уходя — возвращайся, ведь любое путешествие когда-то заканчивается, его финал — возвращение домой. Если, конечно, дом есть.

О книге сложно что-то написать без спойлеров. О ней вообще сложно написать связный отзыв. Но она — хорошая.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На меня большое впечатление произвела возможность по крайней мере трех разных интерпретаций этой повести:

- впрямую — как действительные приключения некоего недотепы в параллельном мире;

- как некий бред этого самого недотепы (типа все было не так и большую часть он вообразил), который привел его в здравое состояние в мире нормальных людей, т.е. что-то в духе, скажем, фильмов Дэвида Линча;

- как аллегорию духовного взросления подростка, жизненные испытания делают его ответственным и серьезным молодым человеком.

Кстати, один из рассказов Ле Гуин тоже обыгрывает этот прием — герой принимает наркотик, надеясь в отключке еще раз увидеться с покойной женой, что ему удается — но придя в себя, он замечает, что так и не принял препарат.

Написано совершенно идеально. Ах, вовремя Ле Гуин ушла из жизни и не увидела, во что превратился милый ее сердцу Портленд...

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, пожалуй, самая необычная лав-стори, какую я вообще встречал в литературе.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже создавая свои странные и абсолютно оторванные от реальности миры, Урсула Ле Гуин оставалась женщиной. Да, история совершенно эскапистская — суть коей довольно банальна и не раз и не два обсасывалась в мировой литературе: сбежать бы из этого до одури осточертевшего своей обыденностью мира куда глаза глядят, хоть к чёрту на рога, и никогда не возвращаться! Однако и в этом заезженном сюжете женщина (и настоящий писатель) найдёт свою, «женскую» составляющую: женщина ищет мужчину, и даже если она найдёт его в выдуманном мире, но поймёт, что он — тот, кто ей нужен, она вцепится в него так, что не отпустит никогда. Да, любителям фантастики все эти «страсти» глубоко по барабану, посему «поздняя» Ле Гуин, мягко говоря, не очень любима любителями фантастики. Ну и пусть. Зато она была Писатель с Большой Буквы. В отличие от легиона бумагомарак с миллионными тиражами. От неё остались Миры. От них останутся горы макулатуры — ну, или в Новом Дивном Мире — миллиарды электронных цифирок, стираемых одним движением «мышки».

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди всю свою жизнь вынуждены что-то менять. Как-то жить. Переступать через что-то. Через порог, за которым открывается нечто новое для тебя — не всегда хорошее, не всегда прекрасное.

А если тебе не видится выход из повседневной рутины? Ну, мы же знаем, насколько неприятен и отвратителен бывает наш мир, насколько трудно находится среди людей. Но всегда есть выход! Бегство в страну Never-Never Land, погружение с головой в свой эскапизм, в мир, где тебе всё кажется своим и знакомым. Где тебя понимают и всегда рады видеть. Это ведь так чудесно — иметь местечко, тихое и свободное от всего, что тебе ненавистно...

Однако всё меняется. Прежде всего — ты сам. Всегда открывается что-то новое в тебе самом. Может статься, что и сам волшебный мир, который ты создал, станет тебе чуждым. Он может начать жить собственной жизнью, и развернуться к тебе иным лицом — лицом, в котором запрятаны его собственные, и твои тоже, самые глубинные страхи. То, с чем нужно встретиться лицом к лицу.

В тебе, естественно, что-то сломается. Это неизбежно — всегда нужно оставить что-то позади. А твоя волшебная страна? Увы — она тоже плод побеждённого страха, её вечный пленник, и рано или поздно её следует оставить. Перешагнуть порог, и увидеть реальный мир, в котором тоже есть место красоте и покою. Впустить в себя других. Найти в себе силы жить среди людей. Плохих, хороших, разных. И заниматься тем, что тебе нужно, и тем, что, возможно, имеет смысл и для других.

У кого не было своей собственной волшебной страны? Той, в которую можно убежать от пугающей реальность? Где всё как надо? Наверное, у всех. И почти все были вынуждены уйти от неё. Потому что мы живём в реальном мире. Который тоже можно превратить в сказку... хотя бы для тех, кто тебе близок.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень противоречивый роман, воспевающий эскейпизм и ролевые игры. Опять у Урсулы Ле Гуин проблемы с психологией персонажей: у них нет психологи, у них есть сюжетные функции. Когда эта писательница увлечена постановкой социальных проблем или описанием миров, схематичность героев не мешает, а помогает — они не отвлекают от разворачивающихся волшебных картин. Но «Порог» сосредоточен на внутреннем мире юных героев, и в результате все слабости Урсулы Ле Гуин, как писательницы, буквально лезут в глаза. Характеры персонажей очень схематичные и примитивные, диалоги между ними совершенно пустые, ни о чём, взаимоотношения строятся по избитым схемам, тысячу раз использованным в литературе. В общем, в качестве фантастики это посредственно, в качестве литературы это плохо.

Оценка: 4
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Притча. Чистой воды.

Начинается все как сказка. Вот тебе иной мир, Вечерняя Страна, которую так хочется назвать своим настоящим домом, местом души твоей. Там тебя ждет светловолосая принцесса, ясная, как звезда в вечных сумерках. И меч тебе дадут, о юный падаван... ну хорошо, не меч. Шпагу. И квест будет, как в любой порядочной сказке — срази дракона, защити принцессу и ее Город-на-Горе... что, дракон какой-то неправильный? и Город тоже неправильный? А ты как хотел — ты ведь не в сказку попал, а в притчу, похожую на сон и странно логичную. И концы с концами не сходятся потому, что ты в эту свою Вечернюю Страну — убежал. От себя, от своей жизни, от бессилия что-либо изменить, от собственных страхов. Ты эскапист в самом прямом смысле слова. Но тут, в «волшебной стране», именно со страхом и бессилием тебе и придется бороться. С чужим страхом и чужим бессилием, персонифицированными и воплощенными. Здесь у него есть голос, у страха... мы же в притче, не забывай.

Ты победишь дракона. Но не такого, каких рисуют в книжках. И обретешь любовь. Но не ту, о которой грезил. И найдешь дом — но не там, где тебе мнилось. И все будет хорошо. Ты ведь действительно победил чудовище — там, в сумеречной прекрасной стране, в которую нельзя — и отныне не нужно — возвращаться.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как славно попасть из скучной городской жизни, где ты, по больщому счёту не нужен никому (многие — даже своим родителям) в сказку... Вот только сказки, ещё необработанные литераторами нового времени с целью воспитания хороших людей — материя весьма и весьма тёмная. Кому, как не Урсуле ле Гуин, дочери своих родителей, знать об этом. И жителям сказачной страны ты, пожалуй, нужен ещё меньше, чем тем, кто окружает тебя в реальности. А если тебя встречают, как долгожданного гостя — значит им просто что-то нужно от тебя. Но за то там можно встретить того, кому ты и вправду нужен. Свою любовь. Человека, с которым у тебя одна общая сказка на двоих...

Красивая, захватывающая притча для подростков, вступающих в реальную жизнь от современного мастера этого жанра. Впрочем неподростам книга тоже будет интересна и, возможно, небесполезна... Хотя для кого-то уж очень искушённого книга может показаться просто иллюстрацией к Фрейду/Юнгу. Уж очень хорошо она вписывается в учение как отца психоанализа, так и в нечто менее одностороннее, что попытался сделать из этого самого психоанализа лучший ученик доктора Фрейда. Но даже если вы относитесь к таким искушённым, постарайтесь прочитать эту книгу такой, какая она есть, не сводя её к уже известной вам морали. Ведь книга, даже книга с моралью, это всегда нечто большее, чем пресловутая «мораль сей басни». Во всяком случае — хоршая книга. А эта книга — хороша. Если ещё не читали, прочтите. И если у вас есть дети подходящего возраста, не забудьте предложить (с учётом подростковой независимости — скорее незаметно подсунуть) её им.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В моем представлении, «Порог» — идеальный пример философской притчи. История, которая сделала бы честь и Гессе. Объяснюсь: «Порог» впечатляет больше всего именно своей разноплановостью, тем, что в одной такой маленькой повести так изящно и легко сведены три огромнейшие и важнейшие темы, или линии.

Первая линия — как раз то, что относится собственно к фантастике в ее классическом представлении. Некий волшебный мир, или даже не особо волшебный — а просто другой. Мир, который притягивает и манит, мир, в котором все не так, как в твоем собственном. В котором действуют некие полусказочные персонажи, на которых читатель (или лирический герой, вернее, героиня) смотрит снизу вверх влюбленными глазами, и не видит в них изъянов. Фэнтези и фэнтези.

Вторая линия куда более интересна. Суть ее — в бегстве от привычного мира, в попытке как-то уйти, найти какую-то тайную дверь, знаменитую «зеленую дверь». Выйти за пределы собственной скучной, надоевшей реальности. Скажите, кто в детстве не представлял себе, что где-нибудь вот там, в лесном уголке, за поворотом, или в темном подвале, или где угодно — находится, собственно, *проход*. Порог. Я лично — еще как. Ценность Ле Гуин — в том, что она сумела воскресить это ощущение, что вот сейчас, здесь откроется нечто тайное, нечто другое и *только мое*. Чувство совершенно волшебное, и очень сильное именно потому, что оно связывает фантастический мир с реальностью читателя.

Третья и последняя линия — не борьба с чудовищем, нет. Борьба с собственным отвращением к другому человеку, к захватчику, к незваному гостю. Мой волшебный мир, и только мой! Никаких отвратительных грязных животных в нем! Именно это испытывает героиня. Именно от этого она за порог периодически убегает, и именно это ей в итоге придется преодолеть. С одной стороны — чтобы сохранить свою сказку. С другой — чтобы из своей сказки вырасти и научиться, наконец, жить в собственном мире и общаться с людьми из собственного мира. Сказка не лопается, как в «Алисе», но суть все равно та же.

Пожалуй, из всего читанного у Ле Гуин, «Порог» мне кажется наиболее безупречной вещью.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В настоящее время Порог одна из самых любимых мной прочитанных фантастических книг, которую я время от времени перечитываю. При этом стоит отметить что при первом прочтении романа начало мне очень понравилось, вторая же часть книги оставила острое чувство что чегото не хватает. Второе знакомство с книгой прошло уже на несколько ином, более глубоком уровне — и книга так понравилась что с тех пор я перечитываю её регулярно. В книгах Ле Гуин мало экшена как токового, что особенно характерно для данного романа, что и влияет на двоякое восприятие данного произведения, в частности при первом знакомстве с ним. Вообще же книг, которые перечитываешь вновь и вновь с неослабивающим интересом не так много. И это на мой взгляд один из основных признаков литературного шедевра, коим и является по моему глубокому убеждению данное творение автора.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стоящее особняком произведение. На мой взгляд — недооцененное и наряду с «Левой рукой» самое лучшее у Урсулы. У каждого из нас в жизни есть порог, после которого понимаешь, как у Ежи Леца: «На самом деле все выглядит не так, как видится в действительности». Удивительно, что это произведение до сих пор не экранизировано.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало очень хорошее — волнующее и захватывающее. Все строки наполнены какой-то таинственностью.

Но вот концовка, на мой взгляд как-то смазана. Совершенно не понятно с чего вдруг герои, забыв про всё, полюбили друг друга. И почему они решили не возвращаться в Тембреабрези, хотябы для того, чтобы сказать, что опасности больше нет — этого я тоже понять не могу.

Ведь так получилось, что то, что они сделали, было бессмысленным. Жители Города на горе будут по-прежнему бояться выходить из города.

Или они за счёт какой-то магии почувствуют, что всё в порядке?

В общем тут что-то не так.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу можно разбить на две части — начало и конец. Первая часть просто восхитительна, «срывает башню» и заставляет о многом задуматься. Вторая... хуже. И по настроению они различаются. Первая — светлая грусть, вторая — разочарование.

Поведение девушки я понять не могу. И, если честно, совсем не хотел бы быть на месте Хью — с ней же ещё жить потом...

Интересно, что если внимательно вчитываться в описания, касающиеся течения времени там и тут, то можно заметить противоречия.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх