Лев Толстой «Севастопольские рассказы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dasheri, 3 августа 2023 г.
«Севастопольские рассказы» очень впечатлили. Описание обыденных военных будней осады Севастополя глазами солдат, разные судьбы и характеры, разные концы. Не хочу выспренности и излишнего пафоса, но читая книгу, ощущала высокое чувство гордости за свой родной Крым, за его красоту, стойкость, благородство, и чувство благодарности к людям, которые его защищали и любили, которые покидали его с тяжелым сердцем и уверенностью, что все равно он будет нашим, что иначе в этом мире и не может быть. Толстой открылся для меня с еще одной стороны, не только как автор любимых «ВиМ» и «Карениной», но и как побратим, земляк, наверное, что-то такое.
strannik102, 2 марта 2022 г.
«Севастопольский вальс»
Цикл, состоящий из двух рассказов и одного очерка-эссе, знакомит нас с Крымской войной 1853-56 гг., однако не со всей кампанией, а только лишь с обороной Севастополя. Первый очерк повествует о событиях декабря 1854 г. Но скорее даже не о событиях, а даёт нам кусочки общей картины города, отдельные обрывки рассказов жителей Севастополя о переживаемом, о соседстве жизни и смерти, а также какие-то описания то улиц города, то каких-то укреплений, то госпиталя с ранеными и увечными. И во всём этом просто чувствуется решительный настрой на твёрдую оборону от супостата.
Второй рассказ переносит нас в май 1855 г. и знакомит с офицером Михайловым. Который неспешно прогуливается по городу, встречаясь с офицерами из аристократических кругов (и тут Толстой вволю прохаживается по сути этого понятия) и готовясь в очередной, тринадцатый раз идти на бастионы. Понятны страхи молодого человека перед возможной гибелью, однако решимость выполнять свой долг превыше страхов. И потому когда началось «дело», то штабс-капитан ведёт себя вполне достойно
Третий рассказ переносит нас в август 1855 года, в качестве главных героев выступают два брата Козельцовы — старший после ранения и госпиталя возвращается в Севастополь, а младший едет туда же добровольцем под влиянием патриотических чувств и порывов. А дальше каждого из братьев ждёт своя судьба — старший возвращается в свой полк и видно, что солдаты очень хорошо относятся к своему командиру. А младший попадает в свою часть и отправлен на Малахов курган, испытывает сильное ощущение страха и боится оказаться трусом. С началом штурма оба офицера ведут себя весьма достойно, однако ни тому, ни другому не повезло — оба погибают во время штурма. Заканчивается рассказ картиной эвакуации армии и жителей Севастополя на Северную сторону, при этом у всех общее чувство горечи.
Рассказы отличаются от привычных военных повествований тем, что в них автор нисколько не героизирует войну и всё, на ней происходящее. Скорее наоборот, Толстой старается заглянуть в мысли и чувства и своих главных героев, и других персонажей рассказов, стремится показать чудовищность и бессмысленность войны. Книга закончена и издана ещё до подписания мирного договора, т. е. когда ещё состояние войны длилось Возможно, автор хотел познакомить российское общество с истинной картиной современной войны и снизить накал глупого «патриотизма» — всё-таки войну делают не «герои», а военные специалисты. Умелые и обученные. А не 17-летние юнцы.
URRRiy, 8 августа 2020 г.
Относительно недавно — в связи со взрослением ребенка и списком литературы, рекомендованной ему для самостоятельной подготовки — решил прочитать и оценить эти рассказы как с позиции взрослого человека, так и в смысле освоения подрастающим поколением.
Отмечу, что достаточно легко прошел только первый рассказ из трёх. Видимо сказались передаваемые автором ощущения свежего человека, приехавшего к брату, впечатления от нового и интересного, ещё не заеденного суровой тоской и окопным бытом.
В остальном, конечно никаких сомнений в истине излагаемого и ощущений обычного среднего офицера, с одной стороны, ожидающего возможной гибели начальников, как способу продвинуться по службе, с другой — выслужить награду без особых жертв со своей стороны. Эти основные, обыденные мотивы, плюс нормальные, но какие-то унылые и серые описания будней героической обороны героического города, оставили не слишком бодрое впечатление от прочитанного.
Я лично себя заставил прочитать все три рассказа, но для детей, особенно в нынешних условиях, на мой взгляд, вполне достаточно одного первого. Классика — классикой, но Войну и Мир, помню, было читать гораздо интереснее, чем эту безыскусную правду армейской жизни.
Mao_Ri, 28 апреля 2016 г.
То и дело по ходу чтения перед глазами всплывала знаменитая панорама Франса Рубо «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.», и картины, рисуемые Львом Николаевичем почти полностью совпадали в моем воображении с элементами живописного полотна. На дальнем плане серебрится море и бухта, лес неприятельских мачт. В далеких окопах и блиндажах окопались силы противника. Русские войска с криками «ура!» бегут в атаку, а где-то рядом гремят пушки и мортиры, разрываются ядра. Кругом грязь и воронки, капли крови, раненные и убитые, камни, обломки укреплений и телег. А на переднем плане землянки, где готовят еду или помогают раненым. А в глубине города идет несколько нервная, но почти обыденная жизнь. Женщины ходят по улицам, волнуются за ушедших на линию огня мужей, готовят обеды и помогают в госпитале. И не редко можно увидеть людей в хорошем настроении, за оживленной беседой, смеющихся и добродушных. Все это до тех пор, пока не настает время идти на бастион, где каждую минуту может настигнуть смерть, оторвать ногу, ранить в голову, кантузить. Но все храбрятся, скрывая от других захлестнувший душу липкий страх.
Я люблю Севастополь, потому и решила познакомиться с этой книгой. Было приятно читать и отмечать для себя: я знаю, где находился 4-й бастион, я там ходила; я знаю, как выглядят пушки тех времен, я видела их и даже трогала; я представляю, как выглядит сражение того времени, я видела панораму Рубо. Эта причастность к месту делала приятнее чтение того простого и честного повествования о войне, неприкрытого жарким пылом и высоким вдохновением солдат, рвущихся отдать жизнь за Родину.
igor_pantyuhov, 28 мая 2015 г.
Одной из причин, почему я так фанатею от Льва Толстого, это то, что он не просто является банальным и рядовым писателем. А то, что если уж он пишет, то в большинстве свовем он ЗНАЕТ, о чем пишет. То есть он испытал это на свой шкуре.. Так и в этом цикле рассказов...
Рассказы скорее представляют собой очерки, заметки о происходящих событиях.Оно в принципе и понятно. Толстой ведь туда не на отдых приехал, а на действительную службу. Да еще прямиком в эпицентр военных действий. В этих рассказах нет конкретного описания кого-либо, скорее это общий взгляд на происходившие события. Оценка 7/10