fantlab ru

Александр Байбородин «Урук-Хай, или путешествие Туда...»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Сколько ещё поколений будет очаровано легендой о Кольце Всевластия?» — задаёт вопрос один из героев этой книги. Ответа нет. Если Вы надеетесь увидеть под этой обложкой волшебную сказку, ещё одну из многих, написанных по мотивам Толкиеновской саги, то отбросьте эту надежду. Герои этой книги ненавидят магию, зато верят в собственные руки, знания и мужество. Они не делят Мир на Добро и Зло. Они знают, что «Зло приходится выдавливать из себя вместе с кровью».

Они дети тех, кто предал их. Но они сами прокладывают свой Путь. Трудный путь через Тьму к Свету...

Это не манифест тех, кого объявили Вековечным Злом и прокляли. В этой книге сказано меньше, чем скрыто между строк. Это всего лишь короткое «Путешествие Туда...»

Мыслящему-достаточно...

Входит в:

— цикл «Средиземье Толкина. Свободные продолжения и вариации на тему»  >  Произведения, противоречащие канону


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 359

Активный словарный запас: низкий (2565 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Урук-Хай, или путешествие Туда...
2005 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой тут Мордор, Шир?

(Мирон Янович)

***

Вольные продолжения – штука тонкая. А уж противоречащие канону – совсем неблагодарное дело. И, тем не менее, порой хочется вернуться в любимый мир – в мир «Властелина Колец». Всё-таки есть неплохие продолжения. Например, «Повелитель Мории». Или «Двенадцать звёзд». А уж «Край без короля» или цикл Перумова «Кольцо Тьмы» и вовсе хороши (настолько, насколько это вообще возможно). «Урух-Хай» Александар Байбородина – это произведение из серии противоречащих канону. Согласно аннотации этот роман позволит читателю иначе взглянуть на орков (в целом) и силы добра. Ход, конечно, смелый. Но вот удался ли?

…безымянный главный герой – хоббит – прямо на попойке попадает в плен к парочке урук-хаев. Ему предстоят и попытки к бегству, и прятки по подземельям. И когда кажется, что он совсем отделался от злобных тварей, он понимает, что урук-хаи не такие уж плохие. А уж когда ему предлагают сделку…

Чем привлекает роман Байбородина? Во-первых, это стартовая атмосфера. Мы видим Хоббитон, безмятежных невысокликов. Главный герой выглядит весьма колоритно, ещё бы – в родственниках у него и Сэм, и Пипин… Во-вторых, приключения. Их тут действительно много. Но о них речь пойдет чуть ниже. В-третьих, тема. Хоббит знакомится с миром орков (и урук-хаев). Это не только смело, но и интересно! Автор проработал многие детали, включая язык урук-хаев. И поначалу его прием работает. К сожалению, работает он лишь первую треть книги.

Список негативных моментов «Урук-хая» весьма обширный. Как вам, например, безымянность хоббита? В некоторых моментах Байбородин неплохо обыграл это. Но на протяжении 99% времени наш хоббит остается безымянным NPC. Иначе и не скажешь. А что вы скажете про невероятную вторичность приключений? Байбородин проводит хоббита почти по всем тем же локациям, по которым ходили герои Толкина. Либо же создает такие же ситуации, как и Профессор. Поэтому вот вам список вторичности – умертвия, Осгилиат, Мордор, бъёрнинги, Лихолесье, Хоббитон. Мало? Так вот получайте умных урук-хаев. С женами, детьми, профессиями, советом матерей… Еще не хватило? Значит, пора рассказать про мир Средиземья спустя 100 лет. Плевать, что орки и урук-хаи живы. Так они ещё и служат у…Гондора. Шик и блеск! А на закуску получите и распишитесь – гоп-стоп болтовня (герои три страницы по фене ботают). Ну и совсем последний штрих – высокомерный и тщеславный Арагорн.

Нет, вы не подумайте – читать не канон вполне интересно. Было бы интересно, подойти Байбородин с меньшим апломбом и претенциозом. Ведь чувствуется, что автор написал с душой, с желанием, со знанием предмета разговора. И все у него получается примерно до сцены с Фангорном. Можно даже закрыть глаза на всякие дурацкие мелочи (протагонист не просто пьет воду энтов, не просто растет, но растет быстро и сильно, чего не позволили себе Пипин и Мерри). Даже буургха (концепт, созданный Байбородиным), хоть и противоречит канону, но получился весьма самобытно и интригующе.

Заключение: «Урук-хай» Байбородина мог бы получиться, пожалуй, лучшим продолжением «Властелина Колец». Но всё портит излишний апломб автора на тему урук-хаев. Автор настолько резко и категорично пишет про орков, наполняя весьма хаотичную и мрачную армию высокими качествами, что это легко вызывает отторжение.

5 снаг из 10. Увы.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга заинтересовала сразу же: про орков так мало информации, хотя они принимают участие во всех сражениях с давних времен, и, как я понимаю, являются одной из самых многочисленных рас Средиземья. Являлись, во всяком случае.

Автор интересно пишет (описания порой тяжеловесные, но их всегда можно опустить), герои выразительные, битвы захватывающие, и так было почти что ровно до середины книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На середине случилось то, что для меня перечеркнуло безусловную привлекательность произведения: автор начал гнать пургу. Да, вроде как заявлено было Средневековье, но зачем сгущать краски там, где это не нужно? Зачем роханцев превращать в отморозков? Зачем Гондор выставлять отсталым и воинственным одновременно? Зачем Арагорну становиться истеричным самодуром? Герои сами по себе не смогут прилично выглядеть — только в сравнении?

И, что характерно, чем ближе персонажи к своей цели, тем безгрешнее и благородней они становятся. И пафосней заодно.

PS И вот ради этого «уберсложного» замка надо было переться через все Средиземье?

Оценка: 6/10

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжения толкинианы для меня были привлекательней истории кольца самого Толкиена. Перумовские продолжения показались более живым, Последний кольеносец и Урук-хай более честными. История о том как стать человеком и оставаться им вопреки окружающей несправедливости. История о личной ответственности как бремени настоящего человека.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интереснейшая работа. Использованы мотивы толкиенианы, однако представляет собой совершенно альтернативный взгляд на традиционно отрицательных персонажей фэнтези — орков. Отмету прозвучавший в другом отзыве упрёк в угасании интриги, потому как «Урук-хай» представляет собой уклон в иной поджанр — в философское фэнтези. Достоинством является лёгкость изложения и сохранения приключенческого содержания. Смысл книги заключается на мой взгляд в словах одного из героев-орков, сказавшего. что нельзя допустить, чтобы их дети узнавали историю своего народа из песен врагов. Очень мудро, не находите ?!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно же хорошо еще раз окунуться в столь дорогой сердцу мир Средиземья. Пройти по знакомым местам, посмотреть, как живут спустя несколько десятков лет люди, эльфы, орки, те же хоббиты. И текст у автора получился неплохой — плотный, подробный, приятный для чтения. И идея не из последних: попытка обратного превращения орков нет, ни в эльфов (помните, в «Сильмариллионе» упоминается о том, что Моргот делал орков из плененных эльфов), но в людей.

Только вот.... Не надо, все-таки, было автору менять существующую расстановку сил в Средиземье по сравнению с канонической, толкиеновской. Все мы с детства знаем, что всадники Рохана или стрелки Гондора — это хорошо, а орки, конечно, плохо. И теперь, читая эту книгу, читателю трудно перестраиваться (да и надо ли?) для обратного. И второе: не слишком ли много подвигов совершает на страницах книги герой-хоббит, круша своих гораздо более крупных противников налево и направо. Все-таки хоббиты — половинчики и росту в них всего в половину человеческого. Да и жил он до последнего времени совсем тихо в своей норке в разлюбезной Хоббитании.

И еще о сюжете и о его занимательности. Приблизительно две трети книги читаются совсем неплохо — мир знакомый, действие достаточно динамичное, к чему клонит автор тоже еще не очень понятно... А вот заключительная треть откровенно разочаровала: ничего оригинального автор в ней так и не придумал, а сама интрига в этой части постепенно делается все более и более стандартной, традиционной, предсказуемои и поэтому малоинтересной..

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне удачное название выбрал автор для своего романа, сказать проще перед нами своеобразный «Хоббит. Путешествие Туда, но не совсем обратно», это более взрослая версия той самой сказки с которой началась одна из самых знаменитых эпопей. Надо отметить, что автор показал не просто мир Средиземья 100 лет спустя, но и использовал наработки другого нашего отечественного писателя наскоком побывавшего в этом же мире, т.е. основная идея взята у Перумова, там герои повстречались с урукхаями, причем вполне мирно и там была бегло описана их история после «ВК», от этой идеи явно и строил свой мир Александр Байбородин — его урукхаи пытаются стать людьми, потому что им местный Творец оставил свободу воли и что-то еще, чего не дал другим своим творениям — урукхаи не только генетически пытаются стать частью мира людей, но и начинают испытывать схожие с нами чувства, они стали не только ненавидеть, они научились любить, творить, к ним пришло понимание верности и дружбы. ГГ — внук Сэмиуса Гэмджи и Перегрина Тука, волею судьбы сначала был пленником, а затем и добровольно стал спутником урукхаев, так сказать нанятым в роли Взломщика ))), для поиска сокровищ, но не золота и дома как для гномов в оригинальном «Хоббите», а для поиска знаний их народа, утерянных из-за войны, чтобы с их помощью занять подобающее место в Средиземье. Средиземье 100 лет спустя — мрачное место, бывшие союзники воюют между собой, эльфов никто не видит уже, магия не встречается и в этом главное различие этой книги и эпопеи Перумова, там хоть и мрачно, но волшебство никуда не пропало.

Теперь немножечко о плохом : на мой взгляд роману не хватает динамики, иногда есть ощущение дежа вю, какие-то моменты похожи на Перумова, что-то было у Еськова; и главный минус — это чрезмерная увлеченность автора бытовыми деталями и описаниями — пришли к кому-то в гости герои приготовьтесь к 2-3 страничному описанию жилья или застолья, причем без разговоров.

Если вы не ярый толкиенист, не проходите мимо этой книги, несмотря ни на что она может подарить несколько приятных часов.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх