fantlab ru

Стивен Кинг «Сияние»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Оценок:
5258
Моя оценка:
-

подробнее

Сияние

The Shining

Другие названия: Светящийся; Ясновидящий; Монстры; Свечение; Странствующий дьявол

Роман, год; цикл «Дэнни Торранс»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 277
Аннотация:

Джек Торранс со своей семьей нанимается смотрителем на зимний период в отель «Оверлук». Предвкушая хороший отдых, превосходную еду, да и приличное пополнение семейного бюджета, взрослые члены семьи даже не догадываются о тайнах, хранимых фешенебельным ОТЕЛЕМ…

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман был опубликован в белорусском литературном журнале «Неман» в 1991 г. (№№ 8-12).

Идея романа пришла Кингу во сне во время поездки в отель «Стэнли» в штате Колорадо. Название было вдохновлено словами из песни Джона Леннона «Instant Karma!»



В произведение входит:


8.10 (198)
-
2 отз.
7.87 (94)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Дэнни Торранс»

— условный цикл «Судьба Иерусалима»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга

— журнал «Звезда Востока 1991'10», 1991 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Гэндальф "Лучшая книга в жанре фэнтези"

Экранизации:

«Сияние» / «The Shining» 1980, США, Великобритания, реж: Стэнли Кубрик

«Сияние» / «The Shining» 1997, США, реж: Мик Гэррис



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Сияние
2020 г.

Издания:

Монстр
1992 г.
Светящийся. Способный ученик
1992 г.
Сияние
1992 г.
Сияние
1992 г.
Сияющий
1992 г.
Странствующий дьявол
1992 г.
Ясновидящий
1992 г.
Монстры
1993 г.
Свечение. Том 1
1993 г.
Свечение. Том 2
1993 г.
Туман
1993 г.
Сияющий
1996 г.
Сияние
1997 г.
Сияние. Том 1
2000 г.
Сияние. Том 2
2000 г.
Сияние
2004 г.
Сияние
2004 г.
Сияние
2005 г.
Сияние
2005 г.
Сияние
2007 г.
Сияние
2008 г.
Сияние
2012 г.
Сияние
2012 г.
Сияние
2013 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2020 г.
Сияние
2021 г.
Сияние
2021 г.
Сияние
2021 г.

Периодика:

Звезда Востока № 10, 1991г.
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Дэнни Торренс
2017 г.

Аудиокниги:

Сияние
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Shining
1977 г.
(английский)
Сяйво
2010 г.
(украинский)
The Shining
2011 г.
(английский)
Сяйво
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  54  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте: Вы в роскошном отеле, прямо посреди живописных заснеженных гор. Из Вашего президентского люкса открывается прекрасный вид, в баре выставлены десятки бутылок с первоклассным спиртным, кладовые завалены провизией… и всё это бесплатно. Шикарно, не правда ли? Да, и ещё, Вы – один. Один в огромном, абсолютно пустом, изолированном от цивилизации отеле. В древнем отеле, где каждый номер таит в себе историю бурных увеселений, недобрых замыслов и безумия. И впереди долгая, долгая зима, в которой единственными Вашими спутниками будут беспрестанная метель за окном, воющая почти по-человечески; мерное тиканье старинных часов на первом этаже; и, конечно, многочисленные призраки прошлых лет.

«Сияние» можно с чистой совестью назвать одним из опорных пунктов библиографии Стивена Кинга. Это третий его изданный роман и первый, получивший статус hardcover-бестселлера; уже больше тридцати лет он неизменно занимает лидирующие позиции в различных хит-парадах самых страшных книг. А экранизация от Стэнли Кубрика (1980) стала первой нашумевшей кинолентой по Кингу, несомненно, ускорив процесс популяризации писателя, тогда еще скорее принца, чем короля ужасов.

История создания романа хорошо известна: после успеха «Кэрри» и «Жребия» Кинг понял, что нуждается в приливе сил и новых источниках вдохновения. Поэтому автор с семьей отправились отдохнуть в горный отель «Стэнли» в Колорадо. Так как на дворе стояла поздняя осень, других постояльцев там не было; и зловещие виды покинутых номеров и пустующих коридоров тут же заставили закрутиться шестеренки в писательской голове. Литературно переработанными оказались не только интерьер и атмосфера «Стэнли», но даже реальный персонал (призрачный злодей Грейди «произошел» от одноименного настоящего бармена).

Впрочем, «Сияние» построено не только и даже не столько на типичных гостиничных страшилках, сколько на общем архетипе Старого Дома, полного привидений и имеющего собственный враждебный разум. В романе Кинга таким Домом оказывается горный отель «Оверлук». Со времени основания он не раз переходил из рук в руки, и его стены повидали на своем веку все темные проявления человеческой натуры, от мафиозных разборок и сходок криминальных боссов до любовных скандалов и отвратительных развлечений богатых клиентов. Это не могло пройти бесследно: все разнородные отрицательные эмоции постепенно сгустились в одну концентрированную ауру ненависти, и «Оверлук» пропитался ей, обретя свою злую волю, стремясь к приумножению негатива и подталкивая к убийствам и самоубийствам. И вот вестибюль полнится инородным присутствием; безобидные кусты в форме зверей норовят схватить тебя лапами-ветками, пока ты не видишь; дребезжащий лифт по ночам самостоятельно ездит с этажа на этаж, перевозя людей, живших десятилетия назад; а обычный, на первый взгляд, номер 217 скрывает в себе… впрочем, пусть лучше эту тайну каждый раскроет сам, вместе с героями произведения.

Надо признать, Кинг умеет нагнать саспенса, практически из ничего. Разве в наш век может кого-то напугать байка об оживших кустах в форме зверей? Оказывается, может, при условии грамотной подачи. Автор сохраняет серьезное лицо, рассказывая даже нечто нелепое, и этот прием срабатывает. Хотя самое главное и самое страшное в «Сиянии» всё-таки не в тривиальных кровожадных фантомах. Сюжетно-тематический нерв романа – это прежде всего семья и психология семейных отношений.

На авансцене повествования — семья Торрансов: Джек, Венди и их пятилетний сын Дэнни. Джек – перспективный писатель и любящий муж… правда, подверженный пьянству и вспышкам разрушительного гнева. Но и с тем, и с другим он решительно завязывает. И вот подворачивается неплохая работа – зимний смотритель в пятизвездочном горном отеле; пища, кров, деньги и возможность спокойно дописать пьесу вдали от городских соблазнов. Исполненные светлых надежд, Торрансы едут в «Оверлук». И только маленький Дэнни, обладающий экстрасенсорным талантом («сиянием»), смутно догадывается, что невинная зимовка грозит обернуться кошмаром.

Взаимоотношения в любой семье – это сложное переплетение противоречивых чувств, приятных воспоминаний и застарелых обид, составляющих устойчивый психологический фон. И Кинг с точностью барометра отображает погоду в доме Торрансов. Он вообще предстает в «Сиянии» настоящим мастером по части нюансировки, небольших штрихов, придающих произведению неповторимость и жизненность. Твердой рукой творца автор наделяет персонажей знаковыми воспоминаниями, мечтами и страхами, главным образом из детства, распространяя их влияние на всю дальнейшую жизнь. Кинг умело показывает в романе значимость обыденных на первый взгляд эпизодов, метко передает молниеносные реакции героев, постыдные порывы подсознания, мысли, вихрем мелькающие в голове в экстремальных ситуациях. А подробные флэшбэки в прошлое позволяют лучше понять характеры. В полноценной психологической расцвеченности и заключен основной смак книги, главное ее достоинство.

Глубинное понимание Кингом скрытой химии внутрисемейных отношений заставляет заподозрить его в долголетней психотерапевтической практике. На деле писатель базировался в первую очередь на личном опыте общения с женой и детьми. По собственному признанию, он облачил в образе Джека Торранса как свои пагубные привязанности к алкоголю и наркотикам, так и все свои агрессивные побуждения, в частности, гневное недовольство разбушевавшимися детьми. Вообще, гнев и исследование силы и первобытной природы этого чувства – еще один важный мотив «Сияния». Ярость может копиться годами, а затем беспощадной кувалдой обрушиться на первого встречного, из-за невовремя заданного вопроса «Который час?». Но самое страшное, что можно постепенно привыкнуть к наслаждению от выпуска пара, и уже не суметь отказаться от ежедневных вспышек бешенства, подпитываемых к тому же природными инстинктами. И под могучей властью фрейдовского Танатоса нет нужды даже в пустячных предлогах к буйству, ведь их всегда можно выдумать (в чем Джеку помогают еще и злобно подначивающие фантомы «Оверлука»).

Все эти размышления составляют смысловой подтекст романа. Через всё произведение рефреном проходит фраза «Маски долой!», аллюзирующая к «Маске красной смерти» Эдгара По. Причем это не только дань уважения классику; маска также выступает как символ лицемерия. За благопристойной улыбкой интеллигента – невоздержанный пьянчуга-тиран со стаей тараканов в башке, а то и кто похуже. Впрочем, данная идея далеко не ноу-хау Кинга, а скорее уже давно знакомая песня, много раз исполнявшаяся на разные лады. К тому же, автор ощутимо недоразработал тему: вместо того, чтобы сделать ставку на жесткий холодный реализм, он подчеркивает инфернальность происходящего, как бы говоря: «Всё ОК, это не герой с катушек съехал, это нехорошие привидения виноваты». Разочарование усугубляется еще и сюжетной небрежностью резкой, обрубленной развязки. А ведь достаточно было чуть иначе расставить акценты, первым планом показать душевные, а не спиритические проблемы, и «Сияние» стало бы гораздо страшнее, ведь правда жизни может холодить кровь пуще любых зомби.

Тем не менее, мурашки по спине и гулкий стук сердца при чтении отдельных сцен романа обеспечены каждому, благо Кинг бьет сразу по нескольким болевым точкам, а не эксплуатирует лишь один хоррор-прием. Проще говоря, он насытил книгу сразу несколькими видами страха. Это и повседневный ужас семейного насилия; и путешествие по мглистым закоулкам души, скрытым от людских глаз; и клаустрофобия одиночества (Торрансы на долгие месяцы отделены от внешего мира в засыпанном снегом отеле); и потусторонние злые сущности. При столь богатом спектре темных красок, невозмутимым после «Сияния» остаться точно нельзя.

***

Лучше всего читать «Сияние» в одиночестве; погружаться в повествование с головой, ставя себя на место героев и воображением полностью проникая в их помыслы. Тогда многие несовершенства романа скроются за ярким психологизмом и просто перестанут волновать.

«Сияние» стоит читать, если:

[*] Вам интересна психология, в частности, психология семейных отношений

[*] Вы хотите узнать, к чему может привести неконтролируемая раздражительность

[*] Вы хорошо знакомы с классикой мистики и хоррора, и хотите прочесть что-то в похожем ключе, но на современном витке

[*] Вы хотите увидеть интересную интерпретацию темы экстрасенсорных способностей

[*] Вы хотите узнать, что может Вас испугать

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Сияние» не стоит читать, если:

[*] Вам не нравится подробное копание в мозгах персонажей

[*] Вы хотите прочесть не просто хоррор, но еще и с закрученным сюжетом

Оценка: 7
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная вещь. Книга, где каждый эпизод прописан так подробно и достоверно, что каждая мелкая деталь имеет свой насыщенный вкус,своё важное значение. Как часто бывает у Кинга, важна звучащая в книге музыка: а «саундтрек» к роману весьма разнообразен, от «Бэд мун райзинг» «Криденс» (которых в моём варианте перевода зачем-то назвали «Верой в возрождение чистых вод»)) и «Битлз» до вальса Штрауса. Психологические портреты главных героев-выше всяких похвал. Можно убрать из романа «мистическую» и «ужасную» составляющие,и он немного потеряет,ибо главная арена сражения в книге-это сознание героев,вечная борьба человека с самим собой. Настоящее зло существует не вне,а внутри каждого из нас,внешние факторы способны только пробудить его-«сорвать маски». Но и настоящая сила-в нас самих,и человек ,осознавший это ,способен расправиться со страхами,которые становятся просто «колодой карт». На это указывает Кинг ,неоднократно цитируя в книге кэрроловскую «Алису в Стране Чудес» и «Маску Красной Смерти«Эдгара По.

Описания и образы в романе тоже очень интересны и близки мне. Например,открытый лифт мне тоже порой представлялся хищным голодным ртом.:wink:

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень мощная и страшная книга. Страшная в первую очередь картиной медленного падения человека в пасть безумия. Рассказом как отель, выбрав себе жертву, последовательно, шаг за шагом загонял в тупик ее сознание, пожирая при этом душу. Ведь в конце перед нами предстает не мужчина, не глава семейства, а пустая оболочка, напоненная всем мраком, ужасом и негативной историей отеля, главного героя этого романа.

При чтении вызывает сильный страх осознание замкнутости пространства, людям некуда бежать и они вынужденны находится в этом богом проклятом месте, сознавая, что ни к чему хорошему это не приведет. Писатель отлично доносит атмосферу ужаса и, в какой-то степени, обреченности этого злобного места до читателя. Проводит экскурсию по лабиринтами головы сходящего с ума главы семейства Торрансов. Показывает отель «Оверлук» во всей его ужасной, мрачной, злобной, но чем-то завораживающей «красе».

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман о том как прошлое сжирает человека. Понятно, что большинство российских читателей попросту не поймёт, о чём роман и что в нём, собственно, страшного, кроме ужасной буки, спрятавшейся в шкафу... пардон, в пустом гостиничном номере. Просто потому что у россиян нет прошлого. Сталин, Пушкин и Иван Грозный знакомы, как коллеги по работе. Они современники. Российский читатель живёт в вечности. История? Ну и чё? К тому же, принято считать, что в прошлом Золотой Век, безразлично, в какой эпохе. Прошлое всё равно лучше настоящего. Хруст, сами понимаете, французской булки либо развевающиеся флаги над «маршем энтузиастов» — в любом случае прошлое прекрасно и замечательно вернуться туда, в прошедшие времена, которые, кстати, никуда не ушли, а ждут прямо за углом.

Но у Стивена Кинга прошлое, блистательная эпоха «века джаза», оборачивается отвратительным насилием, подлостью, разоообразной гадостью. И давно прошедшие времена просачиваются в настоящее время, отравляют его и убивают будущее. Оценить этот ужас Джек Торренс неспособен, потому что он «захвачен» почти сразу, как только начинает мысленно воспроизводить историю отеля, фантазировать о прежних жильцах и хозяевах — тут-то его схватывает.

В сущности, Джек Торренс — «попаданец» навыворот. Не он отправляется в лучезарные эпохи менять историю, а история сама идёт к нему, воняя гнилью, дружелюбно скалясь улыбкой черепа, чтобы изменить его самого.

Почему отель бессилен против Венди? Потому что прошлое её не интересует в принципе. Она живёт настоящим, в этом её сила и в этом её слабость, ибо она не в состоянии сравнить, каким Джек был раньше, каким стал теперь и каким он неотвратимо становится с каждым часом. Призраков она не видит, они ей не страшны, но и от опасности уклониться она не может, пока эта опасность не вылетит с диким криком из-за угла. С малышом Дэнни всё ещё сложнее. Он оказывается тем, кто может «предполагать дальнейшее» — в отличие от Джека, погружающегося в отвратительное прошедшее, и от Венди, застрявшей в вечном сегодня.

Стивен Кинг, когда писал роман, был в ударе. Все самые мелкие, вроде бы проходные, детальки повествования постепенно складываются в ужасающе логическую картину.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сияние» — третий роман Стивена Кинга (не считая «Ярости»), вышедший в свет в январе 1977-го года, который по-праву может называться классическим произведением Короля Ужасов.

При этом уникальность данной книги подобно яркой, многоцветной мозаике складывается не только из хорошо узнаваемого авторского стиля, способного оживлять и придавать «объем» любому литературному персонажу или событию, и так любимой Кингом темы писательского безумия, которая является одним из основных лейтмотивов его творчества, но и из отголосков его будущих, не менее классических, произведений.

Для того чтобы понять это необходимо всего-навсего ответить на несколько простых вопросов:

Встречался ли вам в какой-либо другой книге Мастера маленький ребенок с паранормальными способностями? Конечно встречался, в «Воспламеняющей взглядом».

А добродушный негр, наделенный не совсем обычной силой? Наверняка, вы видели такого в «Зеленой миле».

Ну а может вы знаете и о снедаемом внутренними демонами писателе, отрезанном от мира в особняке посреди снежных просторов, и о его собрате по ремеслу, одолеваемом призраками в домике на озере «Темный След»? Нет? Тогда «Мизери» и «Мешок с костями» готовы рассказать вам свои мрачные истории...

Но это не значит, что «Сияние» выглядит серо или вторично на фоне перечисленных книг. Совсем наоборот!

Объединяя вместе темы, которые в последующие годы ему только предстоит весьма удачно разрабатывать по отдельности, Кинг замешивает такой густой коктейль из бытовых и психологических аспектов жизни людей в изолированной среде, щедро сдобренный мистическими приправами на любой вкус (тут и духи, и ожившие звери живой изгороди, и наделенные разумом стены старого отеля), что выпить его не всякому окажется под силу.

Однако, если читатель все-таки решится сделать это, его еще долго будет преследовать приятное послевкусие, которое тем не менее может подпортить единственный, на мой взгляд, недостаток романа — «то, о чем все должны были забыть», только вот на деле помнили на протяжении всей книги. Слишком уж сильный акцент сделал на нем автор, отчего финальная сцена получилось несколько «смазанной». С другой стороны, нельзя забывать, что «Сияние» создавал пусть и талантливый, но пока еще молодой автор, поэтому можно простить ему некоторые шероховатости.

Тем более, что этот роман оказался еще и очень личным для него. Бремя отцовства, смерть родной матери и прогрессирующий алкоголизм кого угодно способны погрузить в сильнейшую депрессию. И не всякий человек устно или на бумаге будет способен дать выход собственным демонам.

Кинг отчасти смог это сделать и навсегда похоронить некоторых из них на страницах своего произведения. И если повнимательнее присмотреться к тексту, то можно будет даже увидеть этих чудовищ безмолвно бродящих подобно другим неприкаянным душам по зловещим коридорам «Оверлука», покрытым темно-голубым с черными узорами ковром.

Но бояться их все же не стоит, потому как уверенная рука Мастера не даст читателю сбиться с пути и угодить в их мерзкие лапы и обязательно выведет его к ослепительно сияющему рассвету, который рано или поздно сменяет даже самую долгую и темную ночь.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джек Торранс устраивается зимним сторожем в отель «Оверлук». Он переезжает на место своей работы с женой и сыном, еще не подозревая, что отель не просто хранит несколько отвратительных и гнусных историй, но сам является довольно мерзким созданием с коллективным сознательным (?). Признаться, в сущности самого Оверлука я так и не разобрался, так как он находится на периферии повествования. Основное же внимание, как это часто бывает у Кинга, уделено психологии главных героев.

Сюжет романа напоминает матрешку: с каждой страницей мы проникаем все глубже в души главных героев, и каждая последующая матрешка оказывается страшнее и уродливее предыдущей. Главных сюжетных линий в «Сиянии» всего две: трансформация Джека Торранса и сияние его сына Денни. Линии равнозначны для композиции, однако исследовать душу Денни было все-таки приятнее, чем вскрывать одну за другой ошибки и постыдные воспоминания его отца. Вполне вероятно, отчасти образ Джека списан с самого Кинга, потому что слишком подробно описаны творческие и алкогольные страдания. Автор явно знал не понаслышке, о чем пишет. И если «Оно» — квинтэссенция его ужасов, то «Сияние» — квинтэссенция всех психологических триллеров автора. Это действительно страшная книга, но она пугает не монстрами, а тем, что даже любимый человек может стать чудовищем, что любящий отец может возненавидеть свою семью и пытаться ее убить. И лазейка для такой трансформации есть в каждом человеке, просто до Джека добраться было проще. Если бы Венди была слабее Джека, то, я уверен, Оверлук нашел бы подход к ней.

В итоге хотелось бы сказать, что это третий изданный роман Кинга и если бы он писался сейчас, то наверное нас ждал бы «кирпич» вдвое превышающий имеющийся объем страниц, и я не думаю, что это плохо бы сказалось на качестве романа, просто книга была бы уже про другое. Это я к тому, что сэй Стивен обещал выпустить не то чтобы продолжение, но историю про Денни, 30 с лишним лет спустя после событий «Сияния» под названием «Доктор Сон». Хорошо ли это, не знаю, но я с удовольствием прочту про уже взрослого Дэниела Торренса, способного управлять своим даром.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

И мы увидим в этой тишине, как далеко мы были друг от друга.

Как думали, что мчимся на коне, а сами просто бегали по кругу. (с)

«Сияние» великолепно, а Стивен Кинг, безусловно, непревзойденный мастер своего жанра. И в то же время еще ни один роман из прочитанных мною не оставлял такого гнетущего впечатления. Здесь на каждой странице одиночество, холод и безысходность.

О чем он? Возможно, о том, что гнилой плод отравляет все дерево. О том, что, как бы мы ни старались уйти от того, что в нас заложено, оно все равно рано или поздно выйдет наружу. О том, что вся наша жизнь — лишь постоянный бег по кругу с постоянным повторением одних и тех же ошибок. О том, что человек слаб: достаточно просто подтолкнуть — и он уже летит в бездну.

Перед нами почти обыкновенная американская семья — Джек, Венди и их пятилетний сын Дэнни.

Джек — сын алкоголика и домашнего тирана, любившего в минуты буйства колотить любого, кто подворачивался ему под руку (а подворачивались чаще всего, понятное дело, жена или дети), писатель в творческом кризисе, безработный учитель и алкоголик в завязке. Когда Дэнни было три года, Джек сломал ему руку.

Венди — дочь безумно деспотичной матери, от которой сбежал муж и которая вымещала все свои проблемы, постоянно стервозясь и подавляя собственную дочь. Венди адекватная и заботливая мать, хотя нет-нет, да проглянет в ней что-то такое истеричное.

Дэнни — пятилетний малыш, обладающий необычным даром и удивительной восприимчивостью, который больше всего боится не монстров, а того, что его семья будет разрушена. Этого страшного слова «РАЗВОД» (еще было слово «ТРЕМС», и вот оно, на мой взгляд, пострашнее будет).

Джек и Венди оба боятся стать отражениями своих родителей, боятся потерять собственную семью, которая находится на грани развала. Но вот кажется, что жизнь пошла на лад: Джек больше не пьет и сдерживает свой темперамент, Венди оставила мысли о разводе, да и работенка подвернулась непыльная... всего то и надо — пожить с семьей несколько месяцев в роскошном отеле, приглядывая за порядком.

С любопытством равнодушного экспериментатора Кинг ставит вопрос: что будет с этой проблемной, уже давно разрушающейся изнутри семьей, если на шесть долгих зимних месяцев поселить ее в огромный, роскошный и пустой отель со своей собственной ужасной историей и волей? И вот уже дороги заметены снегом, а значит выхода из этого царства холода и одиночества больше нет. Ловушка захлопнулась, эксперимент начался.

Они могли сплотиться под давлением обстоятельств, они могли разрушить все окончательно... но это Кинг, а потому первый вариант отметается сразу.

Где тонко, там и рвется. Вполне закономерно, что самым тонким местом в полотне этой семьи оказался Джек. И вот уже вся гниль, что он так долго прятал, начинает выходить на поверхность. Вина злобного отеля или человеческой природы? Думаю, каждый делает собственные выводы после прочтения. Лично для меня «Оверлук» был просто фитилем бомбы под названием Джек Торранс.

И будет путь по замкнутой прямой,

По той, что обладает свойством круга,

Не торопясь, все дальше друг от друга.

И вот уже не слышен голос мой,

И кажется, нас разделяет вьюга,

И никому не даст попасть домой. (с)

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как поначалу казалось, представить себе состояние, в котором оказался главный герой романа Джек Торранс не так сложно. Писатель средних лет, который достиг кризиса среднего возраста, у которого есть семья, а из писательской карьеры он уже вроде бы выжал все, что только можно. У него есть любящая жена и маленький сынишка, дом. Всё не так плохо как могло бы показаться. Вот только смысла жизни он, казалось бы, перестает замечать. Да на пике творчества у него всё складывалось идеально, и он был востребован. Но в какой-то определенный момент в мозгу щёлкает рубильник. Он начинает пить, чтобы заглушить эту боль, но в конечном итоге становится неврастеником с внезапными вспышками агрессии. Он как тот котёл, из которого если не открыть клапан и не выпустить давление, в конечном итоге взорвётся. Вот, пожалуй, краткая характеристика главного героя, без которой будет довольно не просто понять, происходящие события, описанные в романе. И все без исключения жалеют и пытаются помочь ему выбраться из этой ямы — жена, которая безумно его любит, маленький сынишка, который души не чает в своём отце, и даже друзья и те ему помогают.

Вот только возникает вопрос, нужна ли самому Джеку такая помощь? Он сам не знает. Согласившись поработать смотрителем в старинном, но знаменитом отеле «Оверлук», он думает, что вот его шанс наладить отношения в семье, и разобраться в себе. Представьте, какая манящая возможность?!! Дописать пьесу, над которой он мучается несколько месяцев, побыть с семьёй, а заодно заработать денег, которые его семье так необходимы.

Думаю, несомненно, стоит остановиться отдельно на описании самого отеля. Лично у меня во время чтения романа складывалось впечатление, что это даже не отель, а средневековый замок, шикарная большая кухня, холл с красными ковровыми дорожками, стойка администратора на первом этаже с серебряным звонком, морозильные лари, наполненные самой разной едой. Припасов бы хватило на целую армию! Отель словно манил своим великолепием и бурлеском, скрывая поистине жуткие тайны в своих недрах.

И это не удивительно, отель менял владельцев как перчатки, за всю свою многовековую историю сменилось немало владельцев. От миллионера до гангстеров. И страшно подумать, что на протяжении десятилетий «Оверлук» будто собирал человеческие души в капкан, забирал человеческие жизни. Мастер ужасов удивительно глубоко передает все тонкости, и в мельчайших подробностях описывает события, происходящие в отеле. Из всего вышеизложенного можно сделать страшный вывод-отель ЖИВОЙ! Конечно, здесь не обошлось без маленького сынишки смотрителя, с которым отель наладил симпатическую связь, и казалось, только запугивал, приподнимая завесу тайны, которую предстоит раскрыть читателю. История, рассказанная мастером ужаса-это история «дома с приведениями» в фирменном стиле Стивена Кинга. Но, безусловно, ещё одной изюминкой этого романа, стало раскрытие психологического аспекта отношений в семейной жизни. Автор отсылает нас в прошлое своих героев, посредством экскурсов, которые позволяют читателю понять истинные, глубинные страхи, таящиеся в подсознании героев романа. Браво! Безусловно, в этом отзыве я не смог передать и десятой доли той атмосферы, в которую окунаешься с головой при чтении. Вгрызаешься в каждую строчку, в саму суть, и хочется ещё и ещё!

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших, по-моему — и самых страшных романов Кинга.

Какой прекрасный прием — не монстры полезли вдруг отовсюду и не инопланетяне захватили нас — а просто. В пустом отеле. Ночью. Начинает ездить лифт...

Я немного разбираюсь в вопросе и скажу — такое может быть, замыкание такое хитрое, что лифт поедет сам. Но именно ездить по этажам и останавливаться, и ехать опять — он не может...

У Кинга может. Он это и делает. Можно чокнуться, если ты сидишь в пустом отеле, с женой и ребенком, и заведомо знаешь, что некому тут на лифте кататься...

Впрочем, в этом романе это логично.

Потому что отель «Оверлук» — такой же герой романа, как Джек Торранс и его семья. Отель — одушевленное нечто, отель — СУЩЕСТВО, а не просто пустое здание.

Кто-то обратил внимание на его название — Overlook? «Взгляд сверху», «обзор»... А теперь вспомним газетные вырезки, которые фигурируют в романе. Сколько смертей, сколько пакости видел этот отель... Да, вот такая красивая история Америки, темная ее сторона, которую видит Торранс — а ему не положено, сторож — так сторожи. Да вот фиг вам — отель много таких видел, отель знает, что человек слаб, а уж против него, с его стенами, которые впитали столько зла, слаб однозначно. Отель-то стоит и будет стоять, обозревая эти жалкие страсти и беды человеческие.

Торранс алкоголик? Пожалуйста! Бар к вашим услугам... Ты умрешь, потому что все здесь умирают, я, Оверлук, сказал.

Будь Торранс, я не знаю там, сноубордистом — сноуборд бы необъяснимо вылетел у него из-под ног да еще б по нему и проехался.

Будь Торранс охотником, нашел бы в «Оверлуке» запас патронов, первый из которых взорвался бы в его руках.

Будь он просто тихим писателем — «Оверлук» и тут достал бы его. Чудить умеют там даже лифты, как известно.

Ну и откуда же эта ненависть отеля к «сияющему» пацаненку?

А оттуда же, откуда вечная злоба обывательщины, сколько бы миллионов она не стоила, на талант. Любой. Ах, ты светишься? Ах, ты все видишь и начинаешь понимать?.. Ну я тебе щас устрою! САМ зажмуришься. Возможно, навсегда.

Недаром же администратор отеля уже не знает, кого искать на должность зимнего сторожа. Отель доведет ЛЮБОГО, и если б только до самоубийства — нет, еще и до убийства всех, кто рядом.

Обывательщина не терпит человеческого начала, любви, добра, радости.

Вот потому и «светятся» в романе Кинга ребенок Дэнни Торранс и негр Дик Хэллоранн. Две наиболее уязвимые категории населения для обывательщины, ага. 1977, что вы хотите.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу взял в библиотеке — старое издание 90-х годов. еще под названием «Монстр», так что даже не сразу понял, что это за произведение. Впечатления от прочтения вполне положительные.

Что меня впечатляет в творчестве Кинга — это глубина псхологизма, достоверное и подробное описание чувств и мыслей персонажей. «Сияние» в этом плане — вещь эталонная. От попыток взглянуть на мир глазами маленького экстрасенса пробирает жуть пополам с любопытством, а картина изломанной, разрушающейся личности Джека страшнее, чем все призраки отеля. Да, большую часть книги практически ничего не происходит — какие-то туманные видения, зловещие совпадения — но скучать не приходится. Каждый поступок, каждая мысль, каждая эмоция героев книги разобраны подробно, от причин зарождения и мотивов до последствий. Трагедия Джека, то, как привычка к алкоголю ведет его жизнь под откос — это сама по себе страшная история, и демоны отеля — это скорее метафора, воплощение внешних сил, провоцирующих Джека на превращение в чудовище. Самое страшное, что его склонность к насилию и разрушению — не следствие алкоголизма или контакта с нечистью. Это часть его души, которая постепенно берет верх. И сценой его трагедии становятся его собственные мысли, недоступные для даже для понимания Дэнни. Разум Джека разрывают два противоположных вектора — жажда самоутвердиться с помощью силы, по примеру отца, которого Джек так боялся, и его собственные, сознательные принципы, жизненный опыт, подсказывающий неправильность бессознательных побуждений; наконец, любовь к жене и сыну. Даже жаль, что в эту напряженную внутреннюю борьбу вмешивается сверхъестественная сила, превращающая психологический триллер в мистический. Интересно — а если бы отель не был бы столь зловещим, это только оттянуло и смягчило финал этой истории, или все сложилось бы иначе? Не узнаем...

Ощущение страха в этой книге — это что-то. Эпизод с пожарным шлангом напомнил мне мое детство — вот так же, в том же возрасте, что и Дэнни, боялся я перебежать не освещенную полоску коридора перед входной дверью, а потом долго оглядывался в темноту. Написано так здорово и убедительно, что заставило вспомнить деские страхи.

Очень симпатичный персонаж — Холлоран. Честно говоря, к концу романа больше всего опасался за него. Слишком уж положительным получился для такого мрачного романа. А может это я под впечатлением от «Зеленой мили» — там тоже был положительный чернокожий экстрасенс и закончилось это печально.

Ну и еще раз про сам отель. Очень интересная интерпретация «дома с привидениями» — здание, пропитанное смертью и несчастьями, словно символ какой-то порочной жизненной дороги, по которой оно пытается увлечь свои жертвы — вслед за собой, в дурную бесконечность вечных пиров и злобного веселья. «Оверлук», ставший сначала местом диких оргий, а потом — сценой зверских убийств, обрел свою личность, превратившись в чудовище, переваривающее своих постояльцев. Непонятно, правда, почему именно «Оверлук» — в каждом подобном заведении с историей бывало несколько малоприятных эпизодов, но здесь нам остается только догадываться. Кстати, проявления одержимости отеля, весьма оригинальны — то фантасмагорические звери из живой изгороди, то неуловимо странные изменения обычных вещей — странное поведение лифта, пожарного шланга и так далее. Банальные призраки и мертвецы стали появляться только в конце, что лишний раз отличает «Сияние» от таких историй в лучшую сторону.

Итог: замечательная книга, читать рекомендую обязательно, особенно любителям психологического и мистического триллера. Ставлю 9 только потому, что не могу поставить эту книгу в один ряд с «Зеленой милей»; проблематика «Сияния», на мой взгляд, все же мелковата – но атмосфера романа, его психологизм, потрясающи.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв на Сияние — тяжелая вещь для меня. В первую очередь потому, что это первый роман Кинга, который я прочитал, и сказать что-то определенное, сделать какие-то выводы довольно сложно. Но, в то же время, у меня есть преимущество — я могу оценить то, что прочитал, со стороны стороннего наблюдателя, так сказать, не знакомого с творчеством автора. Попробую.

В первую очередь голову сжимает тисками и не отпускает до самого конца самое сильное — атмосфера. Сначала это просто атмосфера в доме не самой счастливой, но и не самой несчастной американской семьи. Потом она накаляется, открывая читателю «темные» моменты прошлого этих троих людей, моменты, которые все они хотели бы забыть. И, с приездом в отель она достигает своей точки кипения. Во-вторых, очень хочется отметить фирменный, как я узнал, стиль Кинга. Автор описывает самочувствие героев так, что читатель видит на бумаге их мысли. Это придает атмосфере еще больше напряжения, а иногда поражаешься, насколько безумными могут быть эти самые мысли в разных жизненных ситуациях. И человеку, не знакомому с творчеством Кинга это может показаться новым, необычным, возможно даже немного враждебным и неприемлемым. Но все же к концу книги я начал привыкать к такому положению дел, и в некоторых моментах очень хорошо понимал, почему автор пишет именно так. Только так в ситуации этого романа можно было передать все мысли, которые он хотел передать. Сама сюжетная линия мрачна еще с самого начала, а к развязке становится и вовсе чернее черного: страшной, злой, безумной, как сам Оверлук. Все, что происходит с главными героями, очень хорошо чувствуешь. Мотивы всех героев понимаешь, и удивляешься, как же четко они прописаны, и насколько живыми и настоящими они становятся ближе к концу. Моим родным героем стал повар Дик Холлоранн, но сопереживал я всем, и волновался за всех. Правда, безумия иногда становится слишком много, особенно в четвертой и пятой частях. Иногда задаешь себе вопрос: действительно ли можно так быстро сойти с ума? Но все-таки ответ напрашивается, и ответ — можно. Не знаю, насколько эта книга подходит для знакомства с творчеством Стивена Кинга, но мое знакомство прошло успешно, и я думаю, что еще не один его роман прочитаю в скором времени.

Вывод: красивое и одновременно пугающее произведение, очень четко описывающее характеры своих главных героев и ситуацию, в которой они оказались. Максимальную оценку не поставить — слишком сильно чувствуется непривычность в процессе первого знакомства с книгами автора. Но четко понимаешь, почему Стивен Кинг зовется королем ужасов.

Оценка: 9 из 10.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во мне существует как бы два «Сияния». Одно – не сказать из детства, но из возраста довольно юного – вещь поразившая, прочитавшаяся взахлёб; пожалуй, одно из первых произведений ради которого я урывал любую возможность, любую минуту свободного времени, постоянно таская с собой книгу в мягкой обложке (их, как я помню, было два таких тома), я вырывал время реальной жизни, чтобы побывать там, в «Оверлуке», вместе с попавшей в беду семьёй Торрансов. Тогда эта книга казалась мне большой, что удивительно сейчас, но то, наверное, было из-за вынужденных разрывов в процессе чтения, а может быть, на тот момент я просто не читал по-настоящему больших книг. То «Сияние» пугало, то «Сияние» завораживало, оно было пожалуй одним из самых сильных впечатлений того момента моей жизни. И, конечно же, в первую очередь я читал его как «роман ужасов», наслаждаясь его насыщенной фантастической сутью – а она была очень-очень хороша!

Но вот прошло время, я читаю этот роман снова, и передо мной уже другое «Сияние». «Сияние», пугающее уже не фантастикой, а совершенно реальной своей стороной. Становится видно, что за историей об отеле полном призраков скрывается серьезная социальная драма. Драма более ужасная, чем все приведения. Ужасная, так как реальная. Чего уж греха таить, я сталкивался с этим сам в своей семье, не так, конечно, как в этом романе, но некоторые моменты просто ужасали своей реалистичностью и вспыхнувшими в памяти похожими чертами. И это к тому, что Кинг больше чем писатель ужастиков, что он нашел свой камень преткновения – даже рассказывая о невероятном отталкиваться от реального, цеплять читателя близким, тем, с чем он сталкивался или может столкнуться на самом деле, и подспудно поднимая проблемы жестокие – проблемы мира, в котором мы живём. Для меня удачным было то, что я взялся читать (и перечитывать) Кинга по порядку написания, и теперь я вижу, что без предыдущих романов, наверное, не существовало бы и этого – так он кажется логичным продолжением их, так он развивает их темы. В нем глубина социальных проблем «Кэрри» и классический сюжет, классическая тема ужасов из «Жребия», даже в виде места с темной историей, гнездовищем зла. Плюс, конечно же, и свои индивидуальные черты, индивидуальные мысли. И это первый роман, действие которого происходит (в большинстве своем) в замкнутом пространстве, взаперти с монстрами, но главным монстром оказывается человек – если проследить, этот ход в творчестве Кинга ещё повторится не раз. Но то, что этот роман отталкивается ещё и от предыдущих – это отчётливо видно. И это тоже правильно, тоже прекрасно. Оно, по сути, и второе прочтение оставило очень сильные впечатления. Правда, уже не так сильно воспринимая повороты сюжета (ибо они были мне уже известны) некоторые моменты всё-таки вызвали вопросы. И главный был о возрасте Дэнни Торранса. Пять с хвостиком лет? Ребята, вы действительно верите, что Дэнни пять? Когда я читал (оба раза) мне представлялось, что ему минимум лет девять – именно настолько тянули его поступки, его мысли, его рассудительность. Но никак не на пять лет. И когда в тексте попадался его возраст, у меня возникал даже некоторый ступор, и если честно, ощущение мне это слегка портило. И ещё один момент, один вопрос который возник у меня в самом конце – помните, что случилось с предыдущим смотрителем? Он убил своих дочерей, убил свою жену и сам покончил жизнь самоубийством. Но кто тогда сбрасывал давление в котле?! Почему взрыв не произошёл тогда? Тут-то хватило дня, чтобы он взорвался. А чтобы сбросить давление нужен был человек, кто-то живой – исходя из логики финала. Этот момент автор, кажется, просто упустил из вида. А он бросает тень на весь финал.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга впечатляет производимым эффектом медленного падения человека в пропасть безумия. И самое главное, ему от этого никуда не деться, не спастись, он был готов к такому развитию уже давно – он благодатная почва для уединения. Если бы не уединение в отеле, Джек, наверное бы, снова запил, покалечил бы (а может и не только) кого–нибудь, сел в тюрьму и т.д. Но ему была уготована другая судьба – страшная, жуткая, кошмарная. И ужасно то, что его судьбу разделит с ним его семья.

Автор не упускает ничего в процессе рассказа. Читатель видит постепенное проявление того, что было спрятано внутри героев истории. И здесь важно всё: детство и родители Джека и Венди – мы видим, куда падает яблоко от яблони, бесполезные попытки поступать не так, как родители, материнская ревность Венди, алкоголизм и срывы Джека. А дальше просто замечательно наблюдать за действием: начинается всё с недовольства, с лёгкого раздражения, с желания ужалить словом, выплеснуть это раздражение и увидеть произведённый эффект, получить от него удовольствие, подпитку, начинать прислушиваться к себе, к звукам, к шёпоту – пока ещё не понятно, кто нашёптывает – находить всему объяснения, оправдания себе, а потом резкое возвращение к себе и обещания, что больше никогда, что не обидит... Но мне было понятно, ведь это так хорошо чувствовалось, что все обещания это не ложь, а всего лишь отсрочка, обман себя и особо хорошо я это наблюдала у Венди. А дальше, всё неслось просто необратимо.

Но я так с уверенностью не могу сказать какие призраки погубили главного героя: внутренние или внешние. Для меня приемлемы оба варианта, но каждый пугает чрезвычайно. Если так повлияли внешние призраки и Джек их видит так же, как и Дэнни, то получается, что они идут от «сияния», значит оно в нём тоже есть, да и Венди тоже немного ,,сияет'', ведь она мать. Но у Джека это выходит другое проявление ,,сияния'' – тёмное, густое, страшное, бездонное, как чёрная дыра, откровенно пугающая, поглощающая свет, мысли, разум, чувства. У Джека был выбор преоделеть свои пороки и слабости, у него была такая возможнось, что немаловажно и Венди ему её дала, но Джек поддался и опустился в эту чёрную дыру и, мне кажется, довольно легко. Если же его поглотили внутренние призраки, то тут невозможно спрятаться от воображения, ужаса и демонов, которые таятся в голове и это предстало перед читателем в полной ,,красе''. От себя не спрячешься и не убежишь, а уединение, окружение ещё и поможет.

Но сколько бы вопросов и предположений не давал мне Джек, самым впечатляемым остаётся последний эпизод о Дэнни, как итог: его уверенность, как взрослого, что он во всём виноват, что лучше бы с ним такое случилось, а потом слёзы маленького и совершенно несчастного ребёнка, потерявшего отца таким немыслимым образом. И за что такой груз этому ребёнку: ему это всегда помнить, ему с этим взрослеть, ему с этой памятью выстраивать свою жизнь. И ,,сияние'' никуда не денется.

Вся история пропитана психологическим ужасом и безнадёжностью, что подчеркивют множество мастерски выписанных деталей, нужных акцентов, антураж и атмосфера надвигающегося нарастающего ужаса, да и вся цепочка поступков главных героев – всё вместе заставляет ещё раз изумиться мастерству Автора легко заставлять читателя верить в происходящее.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Все мы сияем…»

Поставил себе цель: написать рецензию на каждый роман и сборник рассказов Стивена Кинга, читая их по году выпуска. И пока, что вроде получается.

Четвёртый изданный роман Кинга – «Сияние» оказался тем, чего я ждал от автора с самого начала знакомства с его творчеством. Предыдущие книги были хороши, но я хотел кое-чего другого. Ни вампиров, ни драмы в школе с участием револьвера (здесь должно быть написано какого он калибра, но в книге этого не указано), а, скажем так, классического ужастика. Не знаю, есть ли такое понятие вообще, скорее всего только в моей голове, но оно воплотилось в этом романе.

Итак, трое людей, не считая собак в виде живой изгороди, проживают в отеле «Оверлук» – муж (устраивается в отель сторожем на зиму) с женой и пятилетним сыном. А зимы лютые, до отеля просто так не добраться… А в прошлом году сторож расстрелял всю свою семью и застрелился сам… А мальчик-то не простой, он «сияет» — видит всякие необычные вещи, читает мысли… А отель-то с приведениями которые в состоянии налить тебе в бокал мартини… А коридоры-то тёмные, узкие, и кому-то может прийти в голову взять молоток для игры роке и крушить, ломать, убивать… Тремс!..

Думаю, вы поняли, что я прозвал «классическим ужастиком». Но Кинг, не был бы Кингом, если бы книга стала обычной резнёй ради резни и крови. Как всегда автор затрагивает различные проблемы, будто алкоголизм, тирания в семье и проблемы в семейных отношениях, отношениях родителей и детей (последняя тема, по-моему, так или иначе, затрагивалась во всех предыдущих книгах) и так далее.

Здесь вы не увидите лихо закрученного сюжета с неожиданным концом, более того, чем всё закончится, можно понять ещё в первой половине книги, для кого-то это может показаться минусом.

Так же, некоторым роман может показаться несколько затянутым, объём не слишком большой, но активных действий меньше, чем описания состояния души героев, их мыслей и переживаний.

Одним из главных плюсов книги, как и предыдущих трёх, и я думаю следующих нескольких десятков, являются персонажи. Проработанные, словно живые, за ними интересно следить, а их ошибки могут быть очень поучительными. Хотя сами они не смогли не повторить ошибок своих родителей, и не наступать на одни и те же грабли дважды.

Ну, и конечно, атмосферность книги! Читать рекомендуется в полной тишине, вечерком, без отвлекающих факторов. Я, к примеру, читал зимними вечерами, сразу после Нового Года, что тоже добавило определённого шарма.

Итог: отличный роман ужасов, триллер и драма. Книга атмосферная, поучительная, и просто очень интересная.

Оценка: 9/10 («отлично»).

И кстати, относительно недавно автор объявил о продолжении «Сияния», которое, скорее всего, выйдет в этом году.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и многие другие романы Кинга, я впервые прочитала «Сияние» в подростковом возрасте. С той поры я перечитала его несколько раз, и только утвердилась в несколько неожиданном мнении: каждый, у кого есть ребенок, и каждый, кто планирует его завести, должен прочитать эту книгу. Она очень глубоко раскрывает вопросы детской психологии, родительской любви, доверия в семье, понимания. Это действительно жуткая история, жуткая не только своими леденящими мистическими моментами, но также (или значительно больше?) достоверным изображением разваливающихся человеческих отношений, в которых на место любви приходи недовольство, на место недовольства — ненависть, на место ненависти — помешательство и Смерть. Очень хороший роман, сильный и впечатляющий.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх