Стивен Кинг «Противостояние»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика ) | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Спасение мира | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Из секретной лаборатории министерства обороны США в результате трагической случайности вырвался на свободу опаснейший вирус. Последствия оказались катастрофическими — страна почти обезлюдела. Немногие уцелевшие разделились на два лагеря: одни остались верны идеалам прошлого, другие примкнули к загадочному Черному Человеку, который стремился к мировому господству. Так началось противостояние...
Впервые издано в США в 1978 году, и первоначальная версия была издателем значительно урезана. В 1990 году переиздана полная авторская версия (The Stand, The Complete and Uncut Edition). Переводы на русский делались как с первого, так и со второго американского издания, а дополнительную лепту в издательскую чехарду внесли и российские издатели, выкидывавшие значительные куски текста из-за большого объема произведения.
Наиболее полный перевод «Противостояния» выходил в 1998 году в издательстве АСТ (переводчик Ф.Б.Сарнов). Отличить полную от неполной версии очень легко, достаточно посмотреть на количество глав. Если их 78 — то это полная версия, если 71 — сокращенная.
(с) По материалам, предоставленным сайту fantlab.ru посетителем ИгRок.
Также полная версия выходила под названием «Исход» в переводе неизвестного автора. Там нумерация глав не сквозная, а начинается в каждой части заново, однако их количество тоже — 78.
(с) Vladimir Puziy
По мотивам романа был создана одноименная серия комиксов.
Входит в:
— условный цикл «Касл-Рок» > Упоминания в других произведениях Стивена Кинга
Награды и премии:
лауреат |
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 1990 // Книга года восстановленное и дополненное издание | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 | |
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2020 // Книга года |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1979 // Роман | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1979 // Гэндальф "Лучшая книга в жанре фэнтези" | |
номинант |
Балрог / Balrog Awards, 1979 // Роман | |
номинант |
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Роман | |
номинант |
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1990 // Зарубежная книга. 4-е место (США) |
Экранизации:
— «Противостояние» / «The Stand» 1994, США, реж: Мик Гэррис
— «Противостояние» / «The Stand» 2020, США, реж: Джош Бун, Бриджет Паларди
- /языки:
- русский (30), английский (5), шведский (1), украинский (2)
- /тип:
- в планах (2), книги (34), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Вебер (7), С. Крикун (2), А. Медведев (16), Л. Олофссон (1), Ф. Сарнов (3), А. Яновская (2)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
baroni, 28 марта 2009 г.
«Противостояние» — едва ли не лучший из всех романов, написанных в жанре постапокалипсиса. Да и вообще эта кинговская книга — уже самая настоящая классика мировой литературы. «Противостояние» принадлежит к числу тех немногих произведений, которые годятся для многократного перечитывания, каждый раз поворачиваясь к читателю новой, неожиданной стороной. Текст романа настолько глубок и многогранен, что в нем легко обнаружить самые неожиданные подтексты и ассоциации. Так, за противостоянии между сторонниками «темного человека» Флегга и группой матушки Абигейл, вполне можно углядеть намеки на глобальное противостояние между двумя социально-политическими системами, между СССР и США. Однако мне такое «актуально-политическое» прочтение романа представляется несколько поверхностным и упрощенным. (Заметим в скобках, что и сам Кинг достаточно критически относился к американской политической системе и, особенно, к американской политической элите).
В «Противостоянии» Кинг не просто создает яркую и эмоциональную картину гибели современной цивилизации, случившуюся по причине элементарного сбоя «человеческого фактора» (именно так вырывается на волю вирус некого супергриппа, разработанный в засекреченных военных лабораториях). Кинг говорит о закономерности гибели мира, где заправляют технократы-рационалисты; мира, в котором такие понятия как «наука», «прогресс» обожествлены и превратились в настоящих идолов, с горних вершин наблюдающих за мышиной возней остального человечества. Главным адептом этой технократической цивилизации, самодовольной и отчужденной, и является «темный человек» Флегг, великий (и последний) маг рациональной мысли.
На протяжении всего романа Кинг пытается дать ответ на один вопрос: возможно ли после глобальной катастрофы попытаться воссоздать человеческое общество на принципиально иных началах, как попытались сделать герои романа, объединившиеся в «Свободную Зону»? Или же история все равно «возвратится на тоже самое место, замыкая круг»? Ответ кинга вообщем-то оказывается пессимистичным: с созданием любого общества начинают возникать проблемы. Они возникают всегда, когда «клетки сходятся вместе и начинают наливаться темной силой». Единственное, что можно сделать — постараться отодвинуть этот процесс хотя бы на сотню лет. При этом, как это ни парадоксально, в «Противостоянии» Стивен Кинг выступает своеобразным пророком «американской мечты», преданной и украденной политиканами, технократами, «силовиками» и обывателями-конформистами. Настоящая, дорогая Кингу Америка, расположена среди кукурузных полей Небраски и в патриархальном городке Боулдер, затерянном в горах штата Колорадо. Другая Америка, та, что пошла за «темным человеком» Флеггом находится в Лас-Вегасе, штат Невада, известном своими игорными заведениями, военными базами и атомными центрами. И эта «темная Америка», в конце концов, вполне закономерно убивает саму себя, сгорая в атомном огне.
«Противостояние», пожалуй, самый теологичный из романов Кинга, наполненный явными и скрытыми билейскими цитатами и аллюзиями. В этом романе четко персонифицированы, разделены сторонники Света и Тьмы. Причем разделены они настолько явно и безкомпромиссно, что практически сразу можно угадать — на чьей стороне окажется тот или иной персонаж. Но «Противостояние» — не просто книга «с идеями». Это по-настоящему увлекательный и мастерски сделанный роман. Молодой автор Кинг (всего 31 год !) демонстрирует потрясающее мастерство рассказчика и прекрасную писательскую технику, позволяющую ему управлять гигантскими потоками материала. Это густонаселенный роман с живыми, состоящими из плоти и крови, персонажами. Причем даже эпизодические герои, герои второго плана выписаны не менее эффектно, чем заглавные действующие лица.
И последнее — именно с «Противостояния» Кинг начинает выстраивать свой литературный Космос, свою художественную Вселенную. И роман «Противостояние» — лишь первый шаг в постижении этой Вселенной.
Farit, 29 октября 2010 г.
Видимо, это одна из лучших книг Кинга. Сравниться с ней может разве что Темная Башня — как цикл.
Огромное число персонажей, при этом — совершенно разных. От святой до дьявола во плоти. И все, что между — самые разные люди, выжившие после катастрофы. При этом все они живут и развиваются, все меняются, ни один к концу книги не остается неизменным.
При этом книга почти не читается как фантастическая. Это, практически, махровый реализм — с двумя фантдопущениями: на свободу вырвался смертельный вирус и появился Флэгг. Остальное читается как документальный роман.
При ээтом, несмотря на огромный объем книги и такой интерес к развитию персонажей, их мотивации и т.п. — книга захватывает. Прочитать ее залпом вряд ли удастся — слишком велика, но организм этого требует.
Едва ли не единственная твердая и бесспорная десятка Кинга. Придраться просто не к чему.
Tavrida, 14 июня 2011 г.
В глубине души я, наверное, немного социопат. Иногда реалии повседневного мира (столкновение с дантовскими кругами бюрократизма, когда ходишь, собирая справки, подтверждения; когда водоворот повседневных дел кислотой разъедает лучшие порывы души; когда окружающие достают мелочностью и склочностью) дают толчок самым мрачным фантазиям. Вспоминаешь любимое «Противостояние» и думаешь: «Эх, а не мешало бы Капитану Шустрику пройтись по этому шарику!». Хочется стать немножко «избранным» (у меня, как у Стюарта, много родинок), выжить после эпидемии супергриппа, увидеть мир без правительств и границ...
Кинг писал про «бассейн с крокодилами» в нашем подсознании, чтобы они не выбрались и не устроили кровавое пиршество, их надо время от времени подкармливать — читать и смотреть «horror». Вот я подкармливаю этих крокодильчиков, перечитывая «Противостояние», замечательную эпопею Стивена Кинга.
Пусть все будут живы и здоровы!
TOD, 10 сентября 2008 г.
Когда я прочитал «Противостояние», я не был в большом восторге от книги. Это не была «любовь с первого взгляда». Книгу я читал с интересом и удовольствием, но думал что забуду все впечатления через пару месяцев.
Прошло уже несколько лет с прочтения романа, но он не забылся. Я хорошо его помню. ОЧЕНЬ хорошо. Эту книгу так просто не выкинешь из головы, она останется в памяти надолго. Этот двухтомник я читал наверное около месяца и настолько привык к героям, к сюжету, будто сам пережил этот супер-грипп. Кинг описывает нам апокалипсис и начало новой жизни выживших после него. Люди делятся на два лагеря, четко выраженные добро и зло. Противостояние — это борьба добра и зла, между собой, и внутри себя.
Роман нужно читать всем любителям фантастики. И я думаю что и через много лет он будет интересен читателям.
Paul Atreides, 11 марта 2020 г.
Шедевр с большой буквы.
Достоверная, детальная, пугающая и угнетающая картина апокалипсиса. Люди умирают от смертельного вируса гриппа, спасения нет, устои США медленно падают в Тартары, возникает анархия и вседозволенность. Когда на карте умершей страны остаются люди, они делятся на тех, кто просто хочет выжить, и тех для кого хаос — всё равно что рай. И именно на этой арене потом развернётся битва между добром и злом. Богом и демоном в человеческом обличии.
Роман огромен, тяжёл, но тут это обоснованно. Никакой воды. Есть множество персонажей со своим характером, потребностями и желаниями; все события интересны, интригуют. Перед нами не только умерший мир, но и мир воскрешённый. А основная мысль романа проста — что апокалипсис, что нет — люди останутся такими же. Всегда будут маньяки, извращенцы, убийцы, которым будет править кто-то сильнейший. А будут и те, кто будет защищать свой дом, себя и своих близких. Противостояние — оно всегда и везде.
Не относитесь к этому роману, как к чтиву на вечер. Это труд, длинный эпический труд, рассчитанный на то, чтобы завлечь читателя и поместить его во враждебный мир, заставить его полюбить главных героев (которые и правда могут стать вам, как родные); а тому остаётся надеяться, что ему не придётся переживать этот хаос. И, как по мне, этот роман справляется с этим на все сто процентов.
Одна из лучших работ мастера.
Kaudilio, 26 апреля 2019 г.
Специально решил написать маленький отзыв, по поводу предыдущего коммента с негодованием о «капитане Торче». На самом деле, переводчики (обсуждение шло на сайте Стивен Кинг.ру) выяснили на англоязычных сайтах, что Стив назвал вирус гриппа «Капитан Трипс» в честь покойного ныне певца Джерри Гарсии, вокалиста «Грейтфул Дэд». Кинг фанатеет от группы и частенько ее упоминает в своих произведениях. Кличка Гарсии — «капитан Трипс» — естественно из-за тяги к употреблению психоактивных веществ. Поэтому название вируса «капитан Трипс» в оригинале указывает не на ломку или наркоприход, а на конкретного человека с намеком на его пристрастия. Поэтому абсолютно уместно перевести на русский «капитан Торч» или «капитан наркоман», что еще корявей. Хотя я бы лично оставил как есть и пояснил бы это в сноске. По поводу произведения: это сила, целый огромный мир. С первого и даже со второго раза не проникнешься как следует. Но когда на протяжении жизни читаешь ее в пятый раз, от корки до корки, этот мир становится абсолютно родным. Конечно это не развлекательное произведение. Что-то типа «Тихого Дона» или «Войны и мира». Мало кто сегодня читал эти произведения полностью, но те кто сделал это, прожили в них целую жизнь. Даже если особо не понравилось. Это абсолютно космические произведения со своей Вселенной и читать их, чтобы убить часик-другой не стоит. Лучше вообще тогда пройти мимо. Ведь есть же для этого «Куджо» или «Кристина» или «Лангольеры»...
Vol02, 22 октября 2012 г.
Сразу оговорюсь, что мой отзыв на полную версию романа. Данное произведение, по меньшей мере характеризует Стивена Кинга, как Мастера пера. Поражает масштабность действия, детальность, логичность как и поступков людей так и природно-технических вопросов, никаких «роялей в кустах» и даже намеков. Мастерски прорисованы психологические портреты героев (герои многогранные и живые, мы можем проследить их становление-изменение на протяжении всего романа) и «милые сердцу» детали и подробности эпидемии, которые придают реалистичности общей картины.
Единственное что, немного утомляют беседы о Боге и тп хотя в данной ситуации, оно вполне к месту, но слишком много.
Кто не читал полную версию, очень рекомендую прочитать. Получите много приятных кусочков к общей картине романа и некоторые моменты и поступки героев станут понятнее и логичней.
Feanare, 24 октября 2016 г.
Я прочитал «Противостояние» около года назад. С самого начала я, по неизвестным причинам, относился к книге критично. Но вот я её открыл, это был зимний и чертовски холодный вечер, и начал читать. Повествование подхватило меня и унесло. Правда к середине появились мысли о том, что Кинг слишком затянул, и я почти до самого конца чуть ли не заставлял себя читать. Но на самом деле это был самообман, это Книга заставляла меня читать, и я не мог ничего с этим поделать. После конца моя первая мысль была о том, что я только что прочитал шедевр, а вторая — он бессовестно затянут. Я поставил 8, но сейчас, вспоминая тот читательский азарт, который захватил меня тогда, вспоминая тот мир, в который хотелось попадать снова и снова, я ставлю 10 и иду перечитывать эту прекрасную книгу, которая будет до конца моей жизни занимать одно из главенствующих мест на книжной полке.
NEPROSNENKOE, 3 января 2014 г.
Мой любимый Стивен Кинг! Книга так сильно понравилась, что я сделала любительский видеоролик. Рецепт по использованию книги.
Предлагаю Вашему вниманию. Не судите строго)
-------–-------------------------
Прежде чем обратиться к этому произведению задайте себе несколько вопросов…
Подходит ли мне эта книга?
ДА, если ты любишь апокалипсис, постапокалипсис, трагические описания выживания людей в трудных условиях.
ДА, если у тебя чувствительная душа и богатая фантазия.
ДА, если ты религиозный человек, и даже если ты атеист.
ДА, если ты эмпат и умеешь сострадать.
ДА, если любишь анализировать, размышлять, философствовать, рассуждать, задумываться… о чем-то важном…
ДА, если ты любишь погружаться в безжалостные миры созданные Мастером ужаса и триллера.
ДА, если тебе нужен глоток свежего воздуха в антиутопическом обществе.
Как она действует?
Она тебя поглощает, проникает глубоко в поры кожи, головной мозг и сердце и не отпускает до тех пор пока не достигнет своей цели, поработив тебя полностью и целиком.
Как и когда использовать?
Использовать утром и вечером, днем и ночью, во время завтрака, обеда и ужина, на работе и дома, в постели, на балконе, на кухне, и даже во время сна вы будете грезить этим произведением.
Книга предназначена для наружного применения, но так или иначе необратимо проникает внутрь и надолго остается там и продолжает действовать.
Хранить в недоступном для детей месте, дабы не травмировать детскую психику посредством Темного человека…
Mortis0709, 2 ноября 2012 г.
Роман на удивление сильный. Любимый из всех его произведений. Его можно читать целыми часами, при этом не отрываясь. Ты следишь за персонажами, за их поступками, оцениваешь, анализируешь.. Не в этом ли смысл хорошей книги?
Уж очень порадовал образ Абигейл, равно как и Рендалл. Трудно описать, насколько глупыми все же являются люди. Весь мир погиб, а они затеяли новое противостояние. Ну кто-то ж должен противостоять вселенскому злу;).
Кроме шуток, роман затрагивает практически все стороны нашей жизни. В этой книге можно найти практически любого человека из тех, что ты знаешь. И пусть Вас это не удивляет. Довольно частый прием Короля (так же, например, «Оно»). Роман читал несколько лет назад, потому не помню, что да как. Но готов перечитать еще раз. И Вам советую перечитать или прочитать.
Может кто-то не найдет в нем символизма или тонкой прорисовки характеров, а кто-то может и найдет. Каждый ищет по своему, но если искать — найдется все. В этой книге все есть.
Genapl, 12 июня 2012 г.
Первоклассная вещь! Перечитывал ее намедни не давно (первый раз читал 10 лет назад) получил огромное удовольствие! Читал расширенную версию.С первой страницы погружаешься в мир Противостояния и уже не можешь оторваться! Борьба добра со злом, изменения в отношении к миру и окружающим людям, со стороны главных героев, постапокалиптический мир, создания нового общества, интриги между героями, которые остаются не разгаданными до конца, надежда, которая вот вот умрет, любовь,боль, страдание, счастье и ненависть — все это можно встретить в этом романе! Мастер остросюжетных произведений как всегда остается на высоте. Если Вам понравились произведения Стивена, Противостояние — Must To Read!
Anahitta, 26 мая 2013 г.
Одно из самых значительных произведений Кинга. Когда несколько лет назад в мире началась паника по поводу разных гриппов (свиного, птичьего), сразу вспомнился Капитан Скороход.
«Противостояние» отчетливо делится на две части. Часть первая − гибель цивилизации из-за эпидемии супергриппа. Написано настолько достоверно, что в период чтения на услышанное по радио упоминание о Денвере первая мысль была: «Какой Денвер? Там же все вымерли!»
Что несколько раздражает в Кинге, так это его абсолютный американизм. Я не настолько полно знакома с его творчеством, чтобы это стопроцентно утверждать, но во всех его прочитанных мною книгах действие происходит в Америке и только в ней, другие континенты будто и не существуют. Вот и в «Противостоянии» о том, что эпидемия охватила весь мир, сказано буквально одной строчкой.
Единственного главного героя здесь нет, центральных персонажей несколько. В первой части они разбросаны по всей стране (США, разумеется), и это добавляет широты описанию всеобщего хаоса.
Если бы Кинг остановился на описании скоропостижной гибели большей части населения, получилась бы только история апокалипсиса, роман-катастрофа. Это почти чистая научная фантастика, мистические элементы даны лишь штрихами.
Но следует вторая часть, более спорная по идее и воплощению, посвященная борьбе Добра со Злом среди немногих выживших. Иррационального становится все больше, это уже мистика. Присутствуют явные отсылки к «Властелину Колец» − небольшая компания представителей Добра направляется в логово Темного Властелина, чтобы спасти мир.
Развязка – гибель плохих и хороших во взрыве атомной бомбы − выглядит несколько надуманной. Теряется смысл самого похода «партизан» к Рэндаллу Флагу. Похоже, Кинг просто ухватился за более-менее приемлемый вариант концовки.
Особенная удача писателя − образы главных персонажей. Их довольно много, но все они индивидуальны и психологически точны. В мире, потерявшем привычные ценности, в лидеры выходят личности, которые в прежнем мире были на вторых ролях, либо вообще на задворках общества. Просто хороший и рассудительный парень Стью; бывший рок-музыкант Ларри, пытающийся самому себе доказать, что он что-то стоит; глухонемой умница Ник; забеременевшая вне брака Фрэн (вот не думала, что США такая ханжеская страна). Не обошлось без любимых типажей Кинга: деревенского дурачка Тома и начинающего писателя с манией величия и кучей комплексов. И в роли мессии очень старая негритянка, главная заслуга которой в прожитой простой человеческой жизни. Ну и воплощение Сатаны − Рэндалл Флагг, один из любимейших персонажей Кинга, судя по тому, что он сквозной персонаж ряда его произведений.
И эпилог
Двухтомный роман заслуживает прочтения хотя бы за жутко достоверную атмосферу обезлюдевшего мира.
battrack, 21 ноября 2008 г.
Кто-то написал ниже: «банальный сюжет — вирусы-шмирусы, сбежавшие из лаборатории», «где ужас, ничего страшного я не увидел». Отвечаю: «Кинг король ужаса» — не король тех банальных гниющих зомби шагающих в окрестностях кладбища из третьесортных голливудских фильмов. Понятие ужас здесь гораздо шире. Ужасы жизни, ужасы событий, ужас внутренних переживаний ну и наконец ужас чудовищ (то наверное чего вы ждете, и то чего у кинга как это не парадоксально, не так уж и много). Второе «банальный сюжет». Да, банальный. Но кто еще смог так раскрыть этот «банальный» сюжет. Только гений. «Противостояние» гениальное произведение. Я слушал его в аудио-варианте, при поездках на работу. Так мне хотелось как можно чаще ездить на работу и подольше стоять в пробках, только чтобы послушать чтоже там будет дальше.
Velary, 1 сентября 2016 г.
«Противостояние» — огромный роман, почти как «Война и мир» (специально сравнила), но я его буквально проглотила, хотя и прерывалась постоянно на флешмобные книги.
По жанру — постапокалипсис. Но одновременно с этим автор замахнулся на эпопею (много параллелей с «Властелином колец»), но не вытянул. Иначе роман бы разросся до совсем неприличных размеров. И ещё это притча, там многое завязано на противостоянии Бога и Дьявола.
Самое крутое — персонажи. Их много, и все прописаны очень ярко. Замечательно показана эволюция многих героев. Впрочем, с психологией у Кинга всегда было прекрасно.
Есть однозначное добро, однозначное зло, и люди, которые стекаются к одному или к другому. Или сначала к одному, а потом...
Что характерно, «отрицательные» персонажи прописаны не хуже «положительных», а их истории до случившегося не менее полны и интересны. Более того, им и сочувствуешь порой сильнее. А вот события в Боулдере описаны гораздо подробнее, что в общем логично — все диктатуры похожи, так что нескольких глав достаточно.
Полный эффект погружения. Когда читаешь главы, написанные от лица глухонемого парня, потом сложно сообразить, что вокруг ещё есть звуки, а сам ты способен объясняться не только жестами.
Конец получился скомканным, но логичным. Зло всегда уничтожает само себя.
Но ответ на главный вопрос, который ставит Кинг: способно ли человечество измениться, возможно ли построить новое общество, — оказывается неутешительным: как только людей собирается больше двух, начинаются разногласия, приводящие во всё большем масштабе к той же самой катастрофе.
Анека, 12 января 2011 г.
Согласна что это лучшее , наравне с циклом Темная башня. потрясающее произведение, отличное знание психологии, а цитата Адлера меня вообще потрясла(хотя вроде путаю с Темной Башней). в плане веры наверное произвела большее впечатление, даже влияние, чем Библия. верую окончательно и безповоротно:). прочла за несколько дней, не более недели, даже готовила с книгой в руках.