FantLab ru

Анджей Сапковский «Меч Предназначения»

Меч Предназначения

Miecz przeznaczenia

Сборник, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Перевод на русский: Е. Вайсброт (Меч Предназначения), 1996 — 13 изд.
 Рейтинг
Средняя оценка:8.98
Голосов:6073
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Таинственные силы Предназначения связывают Геральта с девочкой, принцессой по имени Цирилла. Ведьмак, не веря в сверхъестественное, пытается убежать от своего Предназначения, но оно снова и снова настигает Геральта.

Воины императора, чьи земли лежат далеко на юге, устремляются на север и стирают с лица земли одно королевство за другим. Цирилла, которую многие считают погибшей, теряется в потоке беженцев. Найти ее в этом аду может только Геральт, ведомый своим Предназначением.

В произведение входит:

8.83 (3461)
-
29 отз.
8.56 (3378)
-
24 отз.
8.79 (3335)
-
23 отз.
8.82 (3343)
-
27 отз.
8.85 (3433)
-
20 отз.
9.00 (3390)
-
22 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Игнотус / Premio Ignotus, 2004 // Антология/сборник (Польша)

лауреат
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2012 // Книга фэнтези (Польша; сборник)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2015 // Антология или сборник (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Ведьмак
1996 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2000 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2007 г.
Меч Предназначения
2008 г.
Меч Предназначения
2008 г.
Меч Предназначения
2011 г.
Ведьмак
2012 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Меч Предназначения
2015 г.
Ведьмак Геральт. Том 1
2017 г.

Аудиокниги:

Последнее желание
2007 г.
Меч Предназначения
2013 г.
Меч Предназначения
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Відьмак: Меч призначення
2016 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2017 г.

Второй сборник рассказов о Геральте. В отличие от первого, автор изначально планировал это собрание как единое целое. Поэтому здесь мы не увидим цементирующих отдельные кирпичики интерлюдий «Гласа разума».

Каждый из рассказов заслуживает отдельного разбора, но если рассматривать их в совокупности, как одно произведение, можно увидеть, как Сапковский проводит сквозь все рассказы одну мысль, касающуюся предназначения главного героя, которую тот всячески отрицает. Он будто проходит различные стадии принятия своей судьбы.

Чтобы усилить свою мысль, автор использует частые повторы, мы можем видеть это как на локальном уровне, когда в тексте рассказа несколько раз проговаривается название и главная его тема, так и на глобальном — тема предназначения всплывает снова и снова, в диалогах или внутреннем монологе Геральта.

Влияние судеб других персонажей на линию Геральта усиливается. Голос скепсиса, реализма и практичности Йеннефер соперничает с голосом идеала — Цири. Этот конфликт сопровождает ведьмака на протяжении всей книги.

И хотя читателю фэнтези с опытом тема предназначения (читай — избранности) героя порядком надоела, плюсы прозы Сапковского искупают этот недостаток.

Пану Анджею мало создать чудесный для читателя мир, населенный драконами, он не оставляет в праве на чудо и своих персонажей (золотые драконы в «Пределе возможного» — пример воплощенного чуда в фантастическом мире Сапковского, ведь их, как известно, не бывает). Кроме того, мастер не старается препарировать и описать все, с чем сталкиваются его персонажи. Вспомним рассказ «Немного жертвенности», когда таинственные ступени в водное царство так и остаются чем-то неизвестным и тайным. Замечательно, что терра инкогнита все же еще сохраняет белые пятна на карте мира Сапковского, который, тем не менее, быстро меняется под воздействием людей. Это сохраняет атмосферу тайны и волшебства.

Помимо прочего, автор искусно пользуется двумя известными приемами, которыми можно зацепить читателя. В одном рассказе он создает сюжет с лихими твистами («Предел возможного», «Вечный огонь»), в других — обращается к эмоциям. Прежде всего, это умение проявляется в последнем рассказе.

«Нечто большее» само по себе представляет сборник, который состоит из клочков бреда и воспоминаний Геральта. Каждое из них связывает воедино события из прошлого, настоящего и будущего. Этот же рассказ содержит в себе кульминацию всего собрания, дает ответы на некоторые старые вопросы и ставит новые, вводит тему большой войны, обещая продолжение, подготавливая почву для большого романа, который откроется «Кровью эльфов».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2017 г.

Меч Предназначения имеет два острия, на одном ты, а на другом ... смерть.

Вторая книга — сборник рассказов, но, по-моему мнению, более сильных, чем в первой. Здесь все становится эмоциональнее, напряженнее, естественнее и мрачнее. Каждый рассказ влечет Геральта по пути Предназначения, в которое он так искренне не верит или пытается себя убедить, что не верит, в каждом рассказе есть своя мораль, своя история, свой шарм. Это надо прочитать, чтобы понять. Они быстро заканчиваются и наваждения, навеянные ими, исчезают, вот за что я не люблю рассказы, однако надо заметить, что здесь рассказы именно той длинны, какой они и должны быть!

Ведьмак, про которого говорят, что его лишили чувств и эмоций, здесь говорит совсем об обратном, он говорит, что тот кто это делал — сделал это не до конца. В каждом рассказе есть чувства. Конечно, чувства Геральта к Йеннифэр, такие странные, но почему-то обоюдные, на первом плане. Ведьмак любит, как может и Йеннифэр тоже.

Здесь можно больше узнать о Лютике, что он не просто образованный шут, но еще и мудрый друг

И смерть, которую Геральт увидел воочию.

Метания Геральта и тему вырождения ведьмаков.

И Цири, маленькую девочку с пепельными волосами, «отдать-то-что-застанешь-дома-но-чего-застать-не-ожидал», ребенка-Предназначение, которого так опасался Геральт.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2017 г.

Последняя возможность насладиться приключениями Геральта не отягощёнными Большим Сюжетом и Предназначением. Эпопея с Цириллой здесь начинается, но ещё не оттягивает на себя основное внимание, так что «Меч Предназначенья», так же как и предыдущая книга — просто сборник неглупых, увлекательных приключений Геральта. Можно понять, почему многим поклонникам первые две книги нравятся больше остальных — здесь нет авторского произвола, именуемого Предназначением, сохраняется атмосфера непринуждённого, циничного приключения без особого пафоса и высших целей. Они составляют особую, уникальную атмосферу, которая была напрочь утеряна в последующих частях. Это не означает, что они плохие — они просто другие, любить можно и весь книжный цикл.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2016 г.

Вторая книга «Ведьмака» на первый взгляд продолжает традиции первой: те же отдельные истории, связанные общими героями, те же скитания Геральта из Ривии по дорогам в поисках чудовищ, которых нужно уничтожить, те же ужимки Лютика... Но при этом она намного, намного глубже!

Во-первых, вырисовывается История. На первый взгляд не связанные эпизоды нанизываются на ниточку, появляется общая канва, и всё сходится в одной точке — Цири. Круг замыкается, и дальше повествование уже не отходит от этих двоих.

Во-вторых, это уже не просто квесты «пойти туда, победить того». В каждом рассказе своя тема, своя острая проблема, своя философия. «Предел возможного»: имеем ли мы право уничтожить нечто непонятное нам, чего мы боимся, но нечто редкое, прекрасное? «Осколок льда»: как вынести чужую любовь, если не можешь ответить в полной мере? нужно ли бороться за свою любовь, которую не принимают? «Вечный огонь»: всё не то, чем кажется, но если это приносит только добро, стоит ли отстаивать абстрактные «правила»? «Немного жертвенности»: чем ты готов пожертвовать ради любви? и имеешь ли право требовать жертвы от другого? «Меч Предназначения»: стоит ли драться, если битва твоя обречена на поражение? «Нечто большее»: то, чему суждено исполниться, сбудется, и нет смысла бежать от этого.

В-третьих, гораздо более полно раскрываются персонажи. Происхождение Геральта, метания Йеннифэр, неспетые баллады Лютика... Неожиданно было увидеть в героическом фэнтези тонкий психологизм, философские раздумья.

Если «Последнее желание» мне понравилось, но не вызвало острого желания погрузиться глубже, то после «Меча Предназначения» однозначно предназначено читать цикл дальше.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2016 г.

Если в первом сборнике о Ведьмаке почти не было общей сюжетной линии, то во второй рассказы становятся теснее связаны по смыслу/тематике и сюжету. Хотя два рассказа близки по духу таковым из первого сборника, то есть являются переосмыслением и ироническим переложением сказок — о русалочке и перевёртышах, но заметно, что вся эта сказочно-приключенческая тема в цикле завершается. Сменяется она более глубокой психологической проработкой главного героя и его взаимоотношениями. И честно сказать, что мне подобные «сопли» показались сперва достаточно занудными, но потом, погрузившись в довольно депрессивные переживания ведьмака, познакомившись с его Предназначением, матерью, получилось проникнуться драматической стороной произведения.

Многим не понравится такое отступление от приключенческой части убиения чудовищ, но насколько я помню, дальше всё будет масштабнее и всякие мелкие монстры, мешающие отдельным деревням, не дождутся ведьмака. Но в целом, я не вижу причин видеть в этом что-то плохое, потому что бесконечные кровь-кишки так же быстро наскучили бы, как и дождь из соплей по Йеннифер.

Помимо прочего, автор продолжает поднимать тематику угнетения национальных меньшинств, которые в отличие от эльфов, которые обречены дожидаться последнего дня, когда они все вместе выйдут в свой последний бой, собираются бороться и не согласны быть обречены на вымирание.

В общем, жду не дождусь, когда через несколько лет опять всё забуду и с таким же удовольствием перечитаю.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2016 г.

Всё-таки очень интересно соотносить время написания литературного произведения с событиями в жизни писателя. В одном из интервью Анджей Сапоковский рассказал, что на написание первого рассказа о Геральте его подвигло тщеславие. Очень хотелось выиграть литературный конкурс. В то время он работал во внешней торговле, где неплохо зарабатывал . Рассказы, вошедшие в сборник «Последнее желание» оказались бодрыми и в целом оптимистичными. Совсем другое дело истории из «Меча предназначения». Все они, за исключением «Предела возможного», написаны в 1992-м году. Так уж сложилось, что этот год принёс Польше, как и России, «Шоковую терапию», со всеми вытекающими последствиями. Фирма, где работал Сапковский разорилась и он решил переквалифицироваться в профессиональные писатели.

В написанных в это время рассказах Геральт оказывается в ситуации многих миллионов поляков. Старый мир рушится, уступая место новому. В воздухе витает чувство неопределённости. Всё это нашло отражение в рассказах о ведьмаке. Оказались в них и авантюристы всех мастей, которые как грибы после дождя, появляются во время больших перемен. Не обошлось и без бытовых подробностей — вспомните куртку Геральта, купленную в Новиграде.

В то же время рассказы показывают их героев с иной стороны, что идёт историям только на пользу.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2016 г.

Шедевр. Назвать по-другому язык (пальцы) не повернутся. Причем шедевр из таких, которые настоятельно следует включить в список обязательного к прочтению. Наряду с Толкином, Мартином, Куком. Ничего подобного я не читал ни кого ни до, ни после. Вернее, попытки подражать встречались, но, вполне естественно, на фоне оригинала они смотрелись детскими поделками на фоне монумента. Здесь мы видим первый мозаичный роман в рассказах — и этим тоже пан Анджей отличается от того, к чему мы привыкли как читатели.

Пожалуй, Сапковский выдал одних из самых запоминающихся героев в истории фэнтези. И его вполне можно считать предтечей темного фэнтези, каким мы его видим сейчас.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2016 г.

Продолжаем знакомство с Геральтом. Снова сборник рассказов, что немного удивило меня (все-таки я ожидал цикл романов), но отнюдь не разочаровало! Все рассказы очень понравились, автор своим изумительным языком затягивает нас в пучину приключений Геральта. Особенно понравился первый рассказ, изумительная развязка.

Итог: больше сказать нечего, вторая книга ничуть не хуже первой

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2015 г.

Ведьмак – совсем не легкое фэнтезийное чтиво, каким он мне запомнился по первому прочтению (полжизни прошло, елки). Рассредоточенность на несколько сюжетов, раскрывающихся в отдельных рассказах, оказалась настолько подкупающей, что я смаковала каждую новую историю и растягивала до пределов возможного, хотя иммерсия в этот мир гнала вперед будь здоров. В общем, я еще неделю отходила от второй книги о Ведьмаке – надо было осмыслить и выдохнуть.

Первые истории – шутливо-игривые, обыгрывающие старые знакомые сказки на новый лад, но в основе своей несущие конкретную мораль, а местами даже серьезные конфликты, неизбежно возникающие внутри социума. То есть в рассказе будет не только предложен заманчивый пересказ истории про диких лебедей или русалочку, но и показана картина общества со своими проблемами и признаками неизбежного увядания в ныне существующем виде. И если вся каруселька с тридцать страниц крутится вокруг Геральта и Йен, то окружающие декорации могут быть даже интереснее их междусобойчика. Последняя, кстати, дура дурой, ненавижу ее всей душой. Зато Лютик радует глаз и слух безмерно.

К последним историям шутливость превращается в горькую иронию, на первый план выступает грядущая война, то там, то здесь позвякивающая скорбными колокольчиками, чтобы в финале наконец взорваться. Здесь нет особенных сюжетных решений, это чистые эмоции, Геральт уже больше не может бежать от своего Предназначения, и впереди обещана только смерть. Восхитительно жестоко и обнадеживающе одновременно. И еще Цири. Как тут не реветь от накала эмоций – не знаю.

— В дворцовом парке деревьев не было, Цири? В Настроге? Вместо Брокилона могла бы влезть на дерево и сидеть там, на самой макушке, пока у Кистрина не прошла бы охота жениться.

— Смеешься?

— Ага.

— Тогда знаешь что? Не люблю тебя.

— Это ужасно, Цири. Ты поразила меня в самое сердце.

— Знаю, — поддакнула она серьезно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2015 г.

Почти все время не покидала мысль о том, что Геральт как ведьмак немного «не получился». Вместо бесчувственного воина — борца с чудовищами мы имеем вдумчивого и ранимого паренька, правда, со всеми положенными ему ведьмачьими талантами и способностями.

Порой накатывают сомнения, что автор цикла о ведьмаке — мужчина. Бедный Геральт на протяжении книги периодически с головой погружается в пучину мерзковатой жалости к себе... Ну, раз, ну два — а постоянно-то надоедает, очень и очень.

Еще не нравятся отсылки к известным сказкам. Лично мое субъективное мнение — просто не приемлю такой литературный прием.

В общем и целом, написано с юморком, не самая плохая вещь из всех, читанных мной. В принципе подходящая книжуля для того, чтобы убить время, если ничего другого нет под рукой.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2015 г.

Что ж сквозь память прочтения фентези книг, а так же при помощи приобретенного опыта оставлять более осмысленные отзывы я все таки попробую выразить свое отношение к этому произведению, да и ко всему циклу в целом.

Перед нами сборник рассказов Анджея Сапковского, того автора, который только начинал свое творчество с переделок народного фольклора и созидания собственной вселенной, которая, как ни странного будет жить еще долго своей бурной жизнью. Не берусь сказать, были ли уже тогда очерчены границы этой вселенной, определены её ключевые точки, ключевые герои, но тем не менее перед нами, наверное, самый близкий к славянскому фольклору эпос, который просто не может не понравится любому русскому любителю фентези. И пусть простят меня поклонники Перумова, но почему-то именно у поляка Анджея Сопковского получилось пробиться к моей настольгической изменчивой славянской душе и найти там струны, которые тут же вошли в резонанс.

Ведь перед нами сказка, волшебная сказка про леших и бабу ягу, именно с теми персонажами и антуражем (слегка видоизмененными), которыми пугали нас в детстве. Только у Анджея это суровая сказка для взрослых, где нет четкого разделения на добро и зло. Это мрачная сказка, где протагонисты и антагонисты относятся ко всему слишком серьезно, принимают решения и ведут себя так, как вели бы себя в реалиях сурового и кровавого времени страшного и жестокого мира. И главное отличие от стандартной сказки заключается в том, что она никогда не кончится хеппи-эндом, о последствиях и принятых решений в которой ты не раз вспомнишь, как главный герой, взвешивая, произошло ли отклонение этих весов неумолимой справедливости в сторону меньшего зла. И наверное, именно в переплетении добра и зла, а так же в оценке справедливости принятых решений, последствия которых абсолютно точно никогда не удовлетворят все участвующие в конфликте стороны, и кроется самых сок рассказов талантливого польского автора. Наверное это то мастерство, когда сказка перерастает в нечто больше, нечто сложное, нечто реалистичное, нечто неопровержимое.

Это гениальная идея — взять имеющийся фольклор, но раскрасить его иными красками, посмотреть на него с другой стороны, чтобы получилась притягательная синергия завораживающей волшебной сказки и суровой жестокости реального мира, в котором, как и в нашем с вами, существует ложь, предательство и трусость. История приобретает колорит, а вместо прописных истин детских сказок обзаводится сложными моральными дилеммами, решать которые будет только ваше подсознание.

И конечно же нельзя не упомянуть самого ключевого персонажа. Скепсис главного героя, его отношение к этому жестокому миру, его поведение — все это говорит нам о том, что он не тот рыцарь в сияющих доспехах, который стремится помогать всем и каждому. Он так же, как все в этом мире, пытается выживать, наделенный сверх способностями, но все же морально уязвимый, на моральном облике которого навсегда останется отпечаток собственного выбора. И каким бы самостоятельным волюнтаристом не казался Геральт из Ривии, в этом мире у него уже есть предназначение (предписание,судьба), с которым он навсегда будет связан даже за кулисами этой саги. Это непосредственная привязка его личности, его поступков к суровому и живому миру.

Заглядывая немного вперед, я могу сказать обо всей саге в целом: это замечательное суровое темное фентези со своим неповторимым концом, со своим неповторимым продолжением(воплотившимся в играх компании CD Project RED), с колоритными и харизматичными персонажами, с неоднозначными жизненными выводами и моральными дилеммами. Наверное, это единственный яркий объект художественной литературы фентези, к которому я отношусь с такой теплотой и любовью.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2015 г.

Второй сборник про легендарного ведьмака понравился больше, чем первый. Свежее юмор, его больше — фирменный простоватый юмор пана Сапковского, наконец сюжетные повороты строже очерчены, сами рассказы шире и вкуснее, запоминающиеся. Немного перегнул пан с Предназначением, то Геральт не верит, то верит, вечно в сомненьях, непоследователен порой, и через чур театрален, думаю, Сапковский его от этого в дальнейшем избавит. Сам же сборник очень хорош.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2015 г.

Пожалуй, лучшая книга о Ведьмаке Геральде из трех прочитанных мною. Может, она бы и уступила первой, ибо начало и середина были довольно скучноватые, но от конца у меня прямо мурашки по коже пробежались. Это непередаваемое чувство, когда ты уже догадываешься, что будет в следующий момент, кого встретит Геральд, и понимаешь, насколько круто Сапковский все придумал.. (в конце первой книги было нечто подобное, правда таких эмоций оно не вызвало. А вот в третьем романе ничего такого не наблюдалось, к сожалению)

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2014 г.

Геральт из Ривии. Наёмник. Строгий, но справедливый. Мутант-победитель чудовищ. Кто ещё?

Рассмотрим этот сборник историй.

[b]Приключения. Спокойствие. Юмор.[/b]

Первые три главы немного несвязанны, хотя мы услышим о них дальше, показывают нам несколько эпизодов, которые характеризуют главного героя с разных сторон.

В первом рассказе “Предел возможного” ведьмак предстаёт в виде несокрушимого, неуязвимого воина. Драконы. Прекрасные и ужасные. Справедливый честный бой. Почему-то догадался о том, кем является золотой дракон. Хорошее начало.

Не знает боли в груди осколок льда. Ещё это название города. Холодного, бесчувственного, не доброго. Геральт – герой-любовник. Посторонний тут. Треугольник отношений, который легко разрушить, но и оставить его без решения нельзя.

Весёлая третья глава “Вечный огонь”. Двойники. Человечнее, правильнее, нужнее сам оригинал или копия, перенявшая внешность и мысленный склад? Геральт – одиночка, никто другой не может нести его ношу.

Середина книги. Юмор так нужный перед походом в не столь радостные следующие главы.

[b]Поиски. Находки. Потери.[/b]

Классическая сказочная история Русалочки Андерсена в начале рассказа и на заднем плане, не она тут важна. Геральт-переводчик влюблённых, но столь уязвим, немного жертвенен здесь. Магия ли любовь и попытки добиться, разбить сковывание. Так ли “И всё было прекрасно.”? Очень созвучно “Рассказу о любви” Брэдбери.

“Меч Предназначения” – изумрудного цвета листвы рассказ. “Срубить дерево” Янга. Цирилла. “ У неё были светлые, мышино-серые волосы и огромные, ядовито-зелёные глаза”. Ребёнок с характером взрослого, княжна, Предназначение. Ужасненько понравилась. Геральт-невидимка почти.

Нечто большее, чем рассказ. Поэма. Геральт-раненый и ранимый. Родная и Мать всех. Не жизнь дающая. Водовороты событий. Галлюцинации это или было на самом деле? Читается на одном дыхании.

[b]Понравилось общее во всех рассказах. [/b]

Игра с названиями. Автор перебирает их, как скороговорку, выпускает в нужное место и не надоедает.

Описание женского тела. Зрительно и не переходит за грань бесстыдности.

Жаргон. Спасибо переводчику. Чуть левее — ругательство, чуть правее – потеряешь смысл, окраску, эмоции.

Упоминание чужих сюжетов.

Языки других рас.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2014 г.

Ну что же, вот и начинаются опасные приключения Геральта, этот сборник лишь предшествует им. Здесь мы знакомимся с персонажами более подробно, а в последних двух рассказах зачинается большая сюжетная линия.

Хороший язык и юмор, интересные ситуации... Соглашусь, книга читается быстро, не потому-что короткая, а потому-что интересная.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу