fantlab ru

Анджей Сапковский «Меч Предназначения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.92
Оценок:
8304
Моя оценка:
-

подробнее

Меч Предназначения

Miecz przeznaczenia

Сборник, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Аннотация:

Таинственные силы Предназначения связывают Геральта с девочкой, принцессой по имени Цирилла. Ведьмак, не веря в сверхъестественное, пытается убежать от своего Предназначения, но оно снова и снова настигает Геральта.

Воины императора, чьи земли лежат далеко на юге, устремляются на север и стирают с лица земли одно королевство за другим. Цирилла, которую многие считают погибшей, теряется в потоке беженцев. Найти ее в этом аду может только Геральт, ведомый своим Предназначением.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.79 (4516)
-
31 отз.
8.49 (4414)
-
29 отз.
8.74 (4364)
-
28 отз.
8.75 (4364)
-
33 отз.
8.82 (4504)
-
24 отз.
8.96 (4473)
-
25 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2004 // Антология/сборник (Польша)

лауреат
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2012 // Книга фэнтези (Польша; сборник)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2015 // Антология или сборник (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Ведьмак
1996 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2000 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2007 г.
Меч Предназначения
2008 г.
Меч Предназначения
2008 г.
Меч Предназначения
2011 г.
Ведьмак
2012 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Меч Предназначения
2015 г.
Ведьмак. Последнее желание. Меч Предназначения
2020 г.
Ведьмак
2020 г.
Ведьмак: Меч Предназначения
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 1
2017 г.

Аудиокниги:

Последнее желание
2007 г.
Меч Предназначения
2013 г.
Меч Предназначения
2014 г.
Меч Предназначения
2018 г.
Меч Предназначения
2021 г.
Меч Предназначения
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Відьмак: Меч призначення
2016 г.
(украинский)
Вядзьмар. Меч наканавання
2020 г.
(белорусский)
Sword of Destiny
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

И как я умудрялась при всей моей любви к фэнтези так долго игнорировать мир Ведьмака?

Вторая книга порадовала меня еще больше первой, тут уже не все так легко и просто, во всей своей красе раскрывается Геральт и окружающие его герои. Здесь есть конкретные завязки на будущее, раскрытие некоторых эпизодов из прошлой жизни, продолжение историй из первого тома.

Вторая книга так же состоит из рассказов, но уже без связующей истории. Приключения ведьмака в разных периодах времени, причем местами хронология скачет довольно сильно. Составление из этой мозаики портрета нашего героя — отдельное удовольствие. Геральта здесь куда больше, мы частично узнаем о его происхождении, и все прочитанное просто кричит о том, что он далеко не тот бесчувственный демон, каковым сам себя считает.

Хроника событий показывает Сапковского, как писателя, с очень разных сторон. Есть и поучительная история, есть и юмористическая зарисовка, есть и драма в красивом обрамлении. Отдельно хотелось бы сказать о последней истории, которая сама из себя представляет почти что копию первой книги — выделенная история о спасенном купце, в кою жемчужинками вписаны воспоминания-полубред Геральта, погружающие нас в прошлое.

Отдельное спасибо Сапковскому за закрытый финал. История Цири сделала мне больно, не хотелось бы потом мучаться вопросами.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга «Ведьмака» на первый взгляд продолжает традиции первой: те же отдельные истории, связанные общими героями, те же скитания Геральта из Ривии по дорогам в поисках чудовищ, которых нужно уничтожить, те же ужимки Лютика... Но при этом она намного, намного глубже!

Во-первых, вырисовывается История. На первый взгляд не связанные эпизоды нанизываются на ниточку, появляется общая канва, и всё сходится в одной точке — Цири. Круг замыкается, и дальше повествование уже не отходит от этих двоих.

Во-вторых, это уже не просто квесты «пойти туда, победить того». В каждом рассказе своя тема, своя острая проблема, своя философия. «Предел возможного»: имеем ли мы право уничтожить нечто непонятное нам, чего мы боимся, но нечто редкое, прекрасное? «Осколок льда»: как вынести чужую любовь, если не можешь ответить в полной мере? нужно ли бороться за свою любовь, которую не принимают? «Вечный огонь»: всё не то, чем кажется, но если это приносит только добро, стоит ли отстаивать абстрактные «правила»? «Немного жертвенности»: чем ты готов пожертвовать ради любви? и имеешь ли право требовать жертвы от другого? «Меч Предназначения»: стоит ли драться, если битва твоя обречена на поражение? «Нечто большее»: то, чему суждено исполниться, сбудется, и нет смысла бежать от этого.

В-третьих, гораздо более полно раскрываются персонажи. Происхождение Геральта, метания Йеннифэр, неспетые баллады Лютика... Неожиданно было увидеть в героическом фэнтези тонкий психологизм, философские раздумья.

Если «Последнее желание» мне понравилось, но не вызвало острого желания погрузиться глубже, то после «Меча Предназначения» однозначно предназначено читать цикл дальше.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все знают о Ведьмаке всё. Все, но не я. До декабря прошедшего года я знала только, что есть какой-то известный фэнтезийный цикл, причем славянский. И – для меня – только потому интересный. Не мешало бы почитать как-нибудь, если подвернется под руку.

Подвернулся.

Все знают о Ведьмаке всё. Поэтому и рассказывать нет смысла. Скажу только вот о чем: есть две вещи, которые почти никто не умеет делать настолько хорошо, как это делает Сапковский.

• Так говорить о любви. Не важно какой – мимолетном, но искреннем увлечении, роковой страсти, подлинном чувстве на всю жизнь… Он найдет нужные слова, расскажет настоящую историю, улыбнется, загрустит. И ты будешь верить – следовать за автором, улыбаться, грустить – и верить.

• Создавать просто-таки гениальные финалы. Какое множество прекрасных историй заканчиваются пшиком – и перестают быть такими прекрасными, какими могли бы быть. Здесь все наоборот: каждый рассказ имеет продуманный, красивый, мудрый финал, окрашивающий всю историю новыми красками, придающий ей дополнительные смыслы.

А еще скажу о юморе. Детали, персонажи – уморительно смешны, но смешны изящно и по-доброму. Как мне нравится, когда автор любит своих героев – даже самых глупых, самых плохоньких, самых вредных или непутевых – всех-всех!

...И сказки. Не «сказки на новый лад» и не эксплуатация известных образов. Один намек, узнаваемая ситуация – и неожиданный взгляд на нее. А читатель весело улыбается и совершенно по-детски радуется: вон оно что! и как это так вышло?!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

У всего есть цена. Какова цена предназначения?

***

Второй сборник рассказов в цикле о «Ведьмаке Геральте» чуть отличается от первого. Стоит отметить чуть большую целостность. В первом сборнике приключения Белого волка – это просто приключения, знакомство с персонажами (ключевых тут было два – это появление Йеннифэр и первое упоминание Калантэ). При этом Сапковский больше стремился показать разнообразие приключений, нежели разнообразие внутреннего мира ведьмака. В этом плане «Меч предназначения» — более глубокое произведение. Во-первых, Геральту вновь предстоит решить, что важнее – следование Кодексу или полный желудок. Во-вторых, дела сердечные более полно открывают характер ведьмака. Особое место в этом плане занимает происходящее в рассказе «Осколок льда». В нем ноль ведьмачьего и целых сто – о Геральте. В-третьих, трансформируется мир, он становится шире и понятнее, задается вектор для будущих событий – интервенция Нильфгаарда. Война – это катализатор для действия. Так же Сапковский описывает новых существ (дриады, например, или допплеры), новые страны и города. Наконец, осталось два важных момента. Один из них – это продолжение темы с Предназначением. То, что оставляло вопросы в «Последнем желании», получает развитие. Читателю становится больше известно о том, как становятся ведьмаками. Сапковский прямо заявляет – «нужно нечто большее». Последний момент – прошлое Геральта. Откровенно говоря, после первого прочтения всего цикла, этот момент совершенно затерялся в памяти (минуло почти десять лет). Так что случилось легкое удивление.

Рассказы сами по себе получились разнообразными. «Предел возможного» — история про дракона, это чистые приключения, но с ноткой морали. «Осколок льда» — личная драма для Геральта и Йен. «Вечный огонь» — ироничный рассказ, во многом являющийся пародией на бюрократию и стагнацию взглядов. «Немного жертвенности» — история о любви, причем о любви сразу двух пар. Жутко грустная и пронзительная. Это своеобразный резонанс к прошлому рассказу. «Меч предназначения» и «Нечто большее» — золото для всего сборника. Эти два рассказа не только дают движение общему сюжету, не только задают тон предстоящим событиям, но и ломают ведьмака, обнажают его душу. Встреча с Цири, встреча с Висенной, судьба Цинтры, наконец, борьба Геральта с самим собой – платить или не платить цену Предназначения? Зная, чем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
закончится книга, кажется, будто ведьмак догадывался, какова же истинная цена
.

Заключение: «Меч предназначения» читается не только легче, чем «Последнее желание». Этот сборник дает читателю много больше – дает ему Цири, дает ему внутренний мир Геральта. Мастерство пана Анджея Сапковского идет ввысь буквально семимильными шагами. Впереди еще несколько романов, но уже о ведьмаке и ведьмачке. Повторное чтение однозначно можно считать удачным – оценки некоторым рассказам я поднял до 10 баллов, настолько они мне понравились. Спешу приступить к «Крови эльфов».

10 ведьмаков из 10.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сапковский мог бы писать реалистичную литературу, раскрывать человеческие характеры в драматическом или юмористическом ключе. Мог бы писать научную фантастику, о взаимоотношениях различных инопланетных рас, мутантах и невероятных существах. Мог бы писать сказки для детей, где волшебник лёгким движением руки превращает человека в лягушку. Но Сапковский (по крайней мере пока) известен исключительно как автор в жанре фэнтези. С одной стороны жаль, что он не работал в других жанрах, хоть не вызывает сомнений, что ему это удалось бы. С другой стороны, в цикле о Геральде всё это есть — психология живых героев, гуманоидные и не совсем расы, страшные чудовища, сказочные чародеи. В рамки одного лишь фэнтези эти рассказы не вместить. Самым непривычным оказывается именно некоторый перекос в сторону сказки, местами сказочные условности делают и сам фэнтезийный мир более условным. Не смотря на это, сборник «Меч Предназначения» не отпускает до самого конца, кажется сильнее предыдущего сборника и подтверждает факт наличия у автора большого литературного таланта.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот эта книга, пожалуй венец всей серии.Мне сложно её делить с первой книгой ибо обе у меня были в одной книге.Поэтому воспринимаю,как одно произведение, да и по форме они идентичны-коротенькие концептуальные рассказы, каковыми они и должны были остаться...

Что радует, так это то, что здесь уже не идёт банальный обыгрыш старых сказок Сапковским, а вполне самостоятельное произведение.Героев больше, они все очень интересны и зачастую противоречивы.Прекрасная концовка, к слову, весьма интригующая.Очень большая плотность действий, чувствуется, что формат идеален и для читателя, и для Сапковского.

Из рассказов мне чуток менее всех понравился «Немного жертвенности».Рассказ хороший, но все эти битвы с водяными и точнее, как Геральт нашёл их убежище на мелководье....я себе практически не мог представить.Сапковский это слабо описал, можно было про какую-то пещеру придумать...Вообще все эти описания всяческих келий,подземелий,утёсов слабо удаются писателям в результате читатель не может себе представить,где вообще герой находится.Конечно,мелочь,но неприятная.Вот и здесь Сапковскому не очень удалось описать морское днище.Ну да гоблин с ним...

Еще бы выделил «Осколок льда».Я вообще не очень сентиментален и любовные истории меня оочень редко восхищают.Но этот рассказ восхитил.Во-первых он очень атмосферен, и к концу я прочувствовал этот осколок льда между Геральтом и Йеннифер.Во-вторых он очень печален, я бы сказал даже депрессивен.Да...женщины,конечно,зло...Концовка всю эти депрессию смягчила и растопила этот самый осколок,что радует.Обязательно перечитаю этот рассказ, ну и наверное,книжку заодно:smile:

Еще нельзя не отметить персонажей-здесь появляется моя ненавистная Цирилла(читай отзыв к Крови Эльфов)старый добрый Лютик,дракон Борх просто восхитителен-такой свой в доску парень,не лишён любви к земным и плотским утехам и вообще очень милый персонаж.Особенно интересно было,когда он интересовался у Геральта убивает ли тот драконов,мне сразу же вспомнился диалог Берлиоза с Воландом о Боге и Дьяволе:biggrin:Еще в том же рассказе было много прикольных рубайл и краснолюдов,доблестный рыцарь-фанатик полный пафосных речей:biggrin:Ох Сапковский и повеселился над этим стереотипом.

Ну и последний рассказ,который переносит нас в военное время,политические интриги и так далее.Много действия, военные пейзажи,от книги не мог оторваться и когда надо было ехать куда-то,дочитывал в пути.Вобщем это лучшая вещь из всей серии явно и кому давно минуло 18,у кого не так много времени и хочет оставить лучшие впечатления о Ведьмаке-после этой книги продолжение лучше не читать.

Не шедевр,но прекрасная и очень милая вещь,которая ,как показывает практика,нравится и «вашим и нашим».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если сильно постараться (взглянув на текст беспристрастно), в любой книге можно найти массу недостатков. Есть они и здесь. Например, поведение некоторых героев, при всей их харизматичности, – местами настоящий штамп. Стиль не всегда выдержан, язык очень хорош, но изъяны, естественно, имеются.

Вот к сюжету, пожалуй, придраться будет тяжеловато. Несколько замечательных историй, одна непохожа на другую, сплетаются в тугой комок, который выглядит на порядок более плотным и тяжелым, чем собрание рассказов из «Последнего желания». Причем сквозные нити, сплетающие воедино все истории про Геральта, прочны, местами изящны, и ни разу не обрываются.

Но главное достоинство романа, имхо, — это некая гармония всех составляющих и великолепное чувство меры, присущее Сапковскому. В меру героики, в меру лирики, в меру пафоса.

А вообще-то всё вышенаписанное не имело бы никакого смысла, кабы не было самого важного (в рамках этого жанра, конечно) – Волшебства. Волшебства историй, волшебства населяющих их существ, и самого важного – волшебства писателя, ухитряющегося за обычными словами и фразами скрывать нечто гораздо большее. Что еще нужно для идеального романа в жанре фэнтези? По мне так – ничего.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вновь «сборник рассказов» о похождениях Ведьмака, вновь знакомый стиль, юмор, аллюзии на сказки. Хронологически эта книга предшествует «Последнему желанию», формально 1-й книге цикла. Можно сказать, автор хитро избежал болезни сиквела – он попросту поменял первую книгу и сиквел местами! Ведь «Меч предназначения» превосходит своего предшественника. Вроде бы и стиль с юмором прежние, но всё как-то искреннее, осмысленнее, лучше. Рубке монстряков уделено совсем немного внимания, в противовес этому – неслабая порция размышлений на различные темы. Как косвенно намекает название, основная тема – «Судьба и предназначение». Предопределены ли события нашей жизни? Или каждый творец своей судьбы? Хотя книга однозначного ответа и не дает, тема эта раскрыта очень здорово. При всей глубине книги никуда не делись и колоритные персонажи, забавные и не очень, но не шаблонные. Юмор на месте, и он мне показался здоровее, чем в «Последнем желании». Особенно история про Бибервельта) К небольшим недостаткам можно отнести разве только отсутствие «крутого» сюжета, что, впрочем, и неудивительно, учитывая то, что это не роман, а что-то вроде сборника рассказов, хотя и с пересекающимися сюжетными линиями.

В общем, такой необычный сплав философичности, здорового юмора, рельефных персонажей и диалогов, с щепоткой фольклора гарантирует успех книги. Заслуженные 10 баллов.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если в первом сборнике о Ведьмаке почти не было общей сюжетной линии, то во второй рассказы становятся теснее связаны по смыслу/тематике и сюжету. Хотя два рассказа близки по духу таковым из первого сборника, то есть являются переосмыслением и ироническим переложением сказок — о русалочке и перевёртышах, но заметно, что вся эта сказочно-приключенческая тема в цикле завершается. Сменяется она более глубокой психологической проработкой главного героя и его взаимоотношениями. И честно сказать, что мне подобные «сопли» показались сперва достаточно занудными, но потом, погрузившись в довольно депрессивные переживания ведьмака, познакомившись с его Предназначением, матерью, получилось проникнуться драматической стороной произведения.

Многим не понравится такое отступление от приключенческой части убиения чудовищ, но насколько я помню, дальше всё будет масштабнее и всякие мелкие монстры, мешающие отдельным деревням, не дождутся ведьмака. Но в целом, я не вижу причин видеть в этом что-то плохое, потому что бесконечные кровь-кишки так же быстро наскучили бы, как и дождь из соплей по Йеннифер.

Помимо прочего, автор продолжает поднимать тематику угнетения национальных меньшинств, которые в отличие от эльфов, которые обречены дожидаться последнего дня, когда они все вместе выйдут в свой последний бой, собираются бороться и не согласны быть обречены на вымирание.

В общем, жду не дождусь, когда через несколько лет опять всё забуду и с таким же удовольствием перечитаю.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Меч Предназначения» — более самостоятельный сборник, более цельный и приобретающий своё лицо.

Это уже не такой смелый и яркий на постмодерн сборник разрозненных историй, спаянных одним главным героем — Геральтом из Ривии.

Нет — Сапковский понял, что «Ведьмак» выстрелил, и пошел фигачить. И фигачить как!

Теперь перед нами полотно, широкое, но еще сокрытое от понимания. Уже вовсю имеются проблемы угнетенных рас и существ — эльфы, дриады, драконы, чародеек. Все они чувствуют своего рода притеснение и тревожатся на сей счет.

«Меч предназначения» — фактически обычное фэнтези, в меру мрачное, с задатками эпика, но оно по-прежнему написано до безумия вкуснющим языком, образным и затрагивающим то главное, о чем забывает большинство писателей — психология персонажей.

Бог бы с ними, с главными героями — Сапковский не забывает и об эпизодических лицах, и об этом я упоминал еще в обзоре на первый сборник. Сапковский внимателен, и ему не нужно много слов или флешбэков, чтобы показать, что за фрукт перед нами. По фразам, выбранным словам и повадкам мы поймем, с кем имеем дело.

Что касается Геральта— вроде бы как понятно, что это такой супермен, ты знаешь, что впереди ему уготовано 5 самостоятельных романов, что он обязательно победит, даст отпор и справится, но…

Но ты не чувствуешь, что он всесилен! Этого совсем не заметно! Да, он отличный воин, но! То ему помогут, то повезет в бою, то еще какое-то стечение обстоятельств. У него нет красивой хореографии и зрелищности. Есть цель и задача — выполнить ее. В драке он может споткнуться и как раз за счет этого выжить!

Почти всем рассказам я поставил не ниже 9 баллов, но отдельно мне хочется отметить один — «Немного жертвенности». Это самый чувственный рассказ. Это донельзя трагичный рассказ с мощной психологической концовкой и психологией в целом. Настоящая драма, выросшая из другой драмы, ставшей для ведьмака квестом.

В «Мече Предназначения» стало больше болтовни, но какая это болтовня! Каждая фраза — выверенная и четкая, ничего лишнего, с литературной и технической точек зрения абсолютный абсолют.

Герои преимущественно появляются только на один рассказ, но они раскрываются, и ты уживаешься с ними! На минуточку, за 40-60 страниц ты привыкаешь к ним более чем!

Еще рассказы сборника могут похвастаться классными первыми предложениями. Первое предложение — это очень важно. Кто-то использует это как трейлер, запихав туда самое интересное, и потом скатываются в пресную банальщину, а кто-то же просто умеет и знает, с чего лучше начать рассказ. Сапковский явно знает, как пользоваться данным приемом. И вообще, у Сапковского почти все предложения как первые. И эти первые предложения сразу и без церемоний кидают тебя в гущу событий. Успевай только следить да разбираться. Прям с места в карьер. А уж экспозицию можно обрисовать и после.

Очень живые диалоги без всякой атрибуции. Образцовые диалоги!

Пример:

– Я тебя поведу. За руку.

– Нет, – запротестовала Цири. – Я поведу. Браэнн?

– Хорошо, малышка.

– Геральт?

– Да?

– Что значит Гвин… блейдд?

– Белый Волк. Так меня называют дриады.

– Осторожней, корень. Не споткнись! Тебя так называют, потому что у тебя белые волосы?

– Да… А, черт!

– Я же сказала, корень.

Всё! Тут видно всё от и до! И не надо захламлять диалог всякими «прошептал он» или «выкрикнула она».

По языку никаких проблем. Всё на уровне. Очень запомнил сравнение: «Острые как рыбьи косточки глаза». Поверьте, у Сапковского такого много, и это всегда круто и уместно, а не ради красивостей и словесных декораций.

Геральт всё такой же угрюмый молчун, о чем ему и скажет Йен.

«— Знаешь, Геральт, больше всего мне не хватало твоего молчания».

Вот знаете, невероятный талант — создать атмосферу, показать персонажей и их отношения через какую-нибудь легкую форму диалога, как было у тех же Геральта и Йеннифэр. Это и романтично, но совсем не приторно. Оно несет шарм и какую-то чувственную тонкость и брутальность, что ли. Короче говоря, очень мощно. И я совсем не пойму — неужели современным писателям так сложно выстраивать диалоги похожего толка? А то и герои деревянные, и разговоры их пусты, схематичны и никакущи, словно сошли с сериала по НТВ. Рецепт ведь донельзя прост. А отрывок, кстати, напомнил Ремарка — он так же мог через диалоги показывать чувственность, тонкость и накал ситуации.

Что можно сказать по итогу:

Сапковский по-прежнему надламывает привычные канону, и драконы тут могут быть максимально неканоничными, равно как и эльфы, допустим.

Стало больше Йеннифэр и любовных треугольников, которые придется решать именно Геральту, и не всегда это будет даваться легко.

Сборник стал более депрессивным, богатым на чувства и эмоции, которые если и пестрят, то преимущественно оттенками серого.

Рассказ «Осколок льда» прекрасен техникой цепной реакции поведения персонажей. Своего рода сообщающиеся сосуды — когда в одной ситуации ведьмак является принимающей стороной, то во второй, последующей — отдающей, но сама ситуация копируется, просто немного сдвигаются приемо-передатчики в виде героев.

Хэппи-эндов тут, считай, и нет.

Автор продолжает круто обыгрывать названия рассказов, из раза в раз и из случая к случаю, из диалога к диалогу повторяя то словосочетание, кое озаглавливает рассказ. И мы понимаем, что интерпретаций словосочетанию — полно.

За юмор тут отвечает рассказ «Вечный огонь» про доппельгангера известного купца, но мне он понравился меньше всех и напомнил дурашливого Асприна или Пратчетта. Я поставил ему 7 баллов.

За некую разбавку суровых рож — юная Цири, милая нахалка, история знакомства с которой не раз вызовет улыбку, особенно в моментах разговоров между ней и Геральтом.

Очень взрослый, зрелый и взвешенный сборник в рамках взаимоотношения персонажей и диалогов.

Железобетонная десятка!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж сквозь память прочтения фентези книг, а так же при помощи приобретенного опыта оставлять более осмысленные отзывы я все таки попробую выразить свое отношение к этому произведению, да и ко всему циклу в целом.

Перед нами сборник рассказов Анджея Сапковского, того автора, который только начинал свое творчество с переделок народного фольклора и созидания собственной вселенной, которая, как ни странного будет жить еще долго своей бурной жизнью. Не берусь сказать, были ли уже тогда очерчены границы этой вселенной, определены её ключевые точки, ключевые герои, но тем не менее перед нами, наверное, самый близкий к славянскому фольклору эпос, который просто не может не понравится любому русскому любителю фентези. И пусть простят меня поклонники Перумова, но почему-то именно у поляка Анджея Сопковского получилось пробиться к моей настольгической изменчивой славянской душе и найти там струны, которые тут же вошли в резонанс.

Ведь перед нами сказка, волшебная сказка про леших и бабу ягу, именно с теми персонажами и антуражем (слегка видоизмененными), которыми пугали нас в детстве. Только у Анджея это суровая сказка для взрослых, где нет четкого разделения на добро и зло. Это мрачная сказка, где протагонисты и антагонисты относятся ко всему слишком серьезно, принимают решения и ведут себя так, как вели бы себя в реалиях сурового и кровавого времени страшного и жестокого мира. И главное отличие от стандартной сказки заключается в том, что она никогда не кончится хеппи-эндом, о последствиях и принятых решений в которой ты не раз вспомнишь, как главный герой, взвешивая, произошло ли отклонение этих весов неумолимой справедливости в сторону меньшего зла. И наверное, именно в переплетении добра и зла, а так же в оценке справедливости принятых решений, последствия которых абсолютно точно никогда не удовлетворят все участвующие в конфликте стороны, и кроется самых сок рассказов талантливого польского автора. Наверное это то мастерство, когда сказка перерастает в нечто больше, нечто сложное, нечто реалистичное, нечто неопровержимое.

Это гениальная идея — взять имеющийся фольклор, но раскрасить его иными красками, посмотреть на него с другой стороны, чтобы получилась притягательная синергия завораживающей волшебной сказки и суровой жестокости реального мира, в котором, как и в нашем с вами, существует ложь, предательство и трусость. История приобретает колорит, а вместо прописных истин детских сказок обзаводится сложными моральными дилеммами, решать которые будет только ваше подсознание.

И конечно же нельзя не упомянуть самого ключевого персонажа. Скепсис главного героя, его отношение к этому жестокому миру, его поведение — все это говорит нам о том, что он не тот рыцарь в сияющих доспехах, который стремится помогать всем и каждому. Он так же, как все в этом мире, пытается выживать, наделенный сверх способностями, но все же морально уязвимый, на моральном облике которого навсегда останется отпечаток собственного выбора. И каким бы самостоятельным волюнтаристом не казался Геральт из Ривии, в этом мире у него уже есть предназначение (предписание,судьба), с которым он навсегда будет связан даже за кулисами этой саги. Это непосредственная привязка его личности, его поступков к суровому и живому миру.

Заглядывая немного вперед, я могу сказать обо всей саге в целом: это замечательное суровое темное фентези со своим неповторимым концом, со своим неповторимым продолжением(воплотившимся в играх компании CD Project RED), с колоритными и харизматичными персонажами, с неоднозначными жизненными выводами и моральными дилеммами. Наверное, это единственный яркий объект художественной литературы фентези, к которому я отношусь с такой теплотой и любовью.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий сборник рассказов. Как в принципе и первый. Но этот на чуть-чуть сильнее. Рассказ «Немного жертвенности» истинный шедевр, чуть не пустил слезу в конце. Сапковский всё таки мастер короткой прозы. Жаль что в последующих книгах романы, они получились слабее нежели два первых сборника рассказов.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр. Назвать по-другому язык (пальцы) не повернутся. Причем шедевр из таких, которые настоятельно следует включить в список обязательного к прочтению. Наряду с Толкином, Мартином, Куком. Ничего подобного я не читал ни кого ни до, ни после. Вернее, попытки подражать встречались, но, вполне естественно, на фоне оригинала они смотрелись детскими поделками на фоне монумента. Здесь мы видим первый мозаичный роман в рассказах — и этим тоже пан Анджей отличается от того, к чему мы привыкли как читатели.

Пожалуй, Сапковский выдал одних из самых запоминающихся героев в истории фэнтези. И его вполне можно считать предтечей темного фэнтези, каким мы его видим сейчас.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пишу отзыв на данную книгу почти закончив весь цикл: осталась непрочитанной только «Владычица озера». По мере прочтения пришло понимание, что первые два тома с их короткими, законченными рассказами — лучшее во всей длинной повести о Геральте и Цири. Думаю, случилось так потому, что в первых двух книгах Ведьмак — центральное действующее лицо, вокруг него разворачиваются события и это хорошо, потому что Геральт больше всех из героев пришелся мне по душе.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Истинному Мастерству нет предела. Каждый раз оно поражает нас одной из бесконечных своих граней. А тонких философских моментов, проблем политических и нравственных, этнических — им просто нет счёта, и воплотить их просто великолепно удаётся Сапковскому в малой форме, где ни добавить, ни убавить, причём всё настолько натуралистично и жизненно, что данные атрибуты уже становятся «знаком качества» АС'а.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх