fantlab ru

Анджей Сапковский «Свет вечный»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Оценок:
1692
Моя оценка:
-

подробнее

Свет вечный

Lux perpetua

Роман, год; роман-эпопея «Сага о Рейневане»

Аннотация:

Проблемы Рейневана продолжаются. Кто-то пытается ему укоротить век или делает такие предложения, от которых невозможно отказаться. Его преследуют агенты разведки и нечистая сила, которая даже не скрывает своего дьявольского происхождения. Рейневан живет в тяжелые и суровые времена гуситских войн. Рейнемар, верящий в духовное обновление, встает на сторону Гуса, хотя и гуситы не всегда безупречны. Он, медик, травник, идеалист, бескорыстный защитник больных и страждущих, обязан перевоплотиться в гуситского шпиона, диверсанта, убийцу и безжалостного мстителя. Разрываясь между долгом и зовом сердца, Рейнемар идет ва-банк, только для того, чтобы вырвать любимую из лап врага.

Примечание:

Также: Andrzej Sapkowski — Lux perpetua (fragment)// ж. Nowa Fantastyka #290 (11/2006).


Входит в:

— роман-эпопею «Сага о Рейневане»

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2007», 2007 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2007 // Польский роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2008 // Фэнтези или хоррор (Польша)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2006 // Роман

номинант
Наутилус / Nagroda Nautilus, 2006 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Свет вечный
2009 г.
Свет вечный
2009 г.
Божьи воины
2014 г.
Свет вечный
2015 г.
Божьи воины
2018 г.
Сага о Рейневане
2019 г.

Аудиокниги:

Свет вечный
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Lux perpetua
2006 г.
(польский)
Lux perpetua
2007 г.
(украинский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2007
2007 г.
(польский)
Вічне світло
2019 г.
(украинский)
Light Perpetual
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая книга. Увы, но часть линий оборвалась, часть ружей не выстрелило. С другой стороны, такой несколько смазанный конец имеет что-то такое, из-за чего хочется всплакнуть. В жизни не бывает хеппи эндов. Даже у магов и алхимиков.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий и заключительный роман из цикла «Сага о Рейневане. Лауреат многих польских премий. И номинант также. Увлекательно, интригующе, мощно, не оторваться !!!

Для знатоков религии 15-го века, течений в христианстве -католицизма и зарождающегося протестантизма. Перечень же религиозных сект просто зашкаливает. Автор очень критически -иронически изображает церковников всех рангов и течений. Автор сумел создать картину жизни того времени методом применения латинских высказываний, отрывков из Библии, стишков и песен- чувствуешь ту эпоху. Я бы сказал — мужицкий роман. Чувствуешь колорит эпохи. Но это всё-таки приключенческий роман — а как такого жанра произведение, то требует много роялей в кустах. Просто шквал везений главному герою. Хотя автор и вводит мистику в способности героя. Может быть и так. Сам роман -подтверждение таланта автора. Вырисовывается в этом романе и позиции автора — какие бы войны ни были, справедливые или несправедливые, они несут смерть людям с обеих сторон, уничтожения жилья, культуры. Со всех сторон описывает войска и гуситов и католиков- везде ничего хорошего, одни ужасы войны. Конечно, такого финала я не ожидал от такой эпопеи- мрачно, кончается гибелью многих главных персонажей. Но кусочек солнца автор все-таки решил даровать читателям. Вот таким исходом романы и запомнятся -нелогичным для литературы, но логичным для жизни того времени.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот я и дочитал трилогию пана. Дочитал, дожал, домучил. Я надеялся, что будет не как с ведьмаком, но получилось почти так, и не надо говорить, что автор в самом начале книги предупреждает, что такая черная история не может кончится не черно. Я не против гибели важных героев, но видимо Сапковский не умеет или не хочет иначе. Классическая схема пана проста. Есть главный герой «А», его друзья, «B»,«C» и «D». Все книги серии он бережет всех так, что иной раз только чудом господним спасает от смерти или инвалидности. А в последней парой небрежных мазков решает их судьбы. Причем делает это без фантазии, как будто от усталости. Герой «B» чудом выживал все книги, а затем в последней шел по дороге, споткнулся и упал глазом на острый камень. Герой «C» также спасался то сам, то автором, а в последней книге оказался без друзей против кучи врагов и погиб. Героя «D» поймал самый главный злодей и убил. А герой «A» искалеченный, побитый как собака выживает и мстит или не мстит. После такого отношения читать становится не интересно. Автор царь и бог, кого хочет вознесет, кого хочет низложит. И ничто ему не помешает. Талант автора как раз в том, чтобы сделать смерть героев логичной, понятной и не вызывающей вопросов. Все эти примеры не из книги, но по духу очень похожи.

Про усталость я написал не зря, автор даже сам пишет в конце от лица лирического героя, что устал. Но раз устал — сделай перерыв и закончи с новыми силами качественно, а не так как выходит. Должно быть уважение к себе, к читателю. А по итогам у автора герои подставляют близких, проигнорировав то, что опасная жизнь одного делает опасной жизнь других, зачастую не настолько способных защищаться опасностям, и может так сложится, что лучше им друг друга было бы не знать. По итогам герои невыразительно уходят, гибнут из-за того, что не могут выдержать зрелище, которое видели уже сотни раз и ничего с этим не делали, отказываются от мести, затем передумывают, а в конце, как любит писать пан, вместо подвига знатно пускают ветра на всю корчму. А злодеи, злодеи гибнут сами, часто за кадром или от рук непонятных новых недоперсонажей, или не гибнут вообще. И вот уже пошел глоссарий автора, а ты сидишь и не понимаешь зачем ты заставлял себя дочитывать. Ведь ты был не против смертей и мрачных концовок, но концовок красивых. А тут такую получил только Гейнче и Горн, такоже известный как Рот, а еще один шпик, появившийся незадолго до конца, а затем в самом конце. Рейнмар известный как Рейневан, Павел известный как Шарлей, Странник известный как Самсон, Ютта известная как Николетта или Катажина получили шумные ветра. А финальный микротвист не вызывает добрую улыбку старика, покачивающегося в кресле с трубкой на крыльце залитого солнцем дома, как наверняка задумывал Сапковский. Он вызывает пустой взгляд уставшего ветерана в раздолбанных латах, очнувшегося утром на поле битвы, прошедшей ночью. Он смотрит на птиц, доедающих остатки людей там где нет одежды и доспехов, мертвых лошадей со стеклянными глазами, сломанные копья и дырявые знамена, на мародеров, которые ищут то, что не забрали предыдущие. Смотрит и жалеет, что опять поверил, что в этот раз будет иначе.

Если у Сапковского не остались бы лишь рассказы из непрочитанного, то я бы не стал читать следующую серию. Рассказы, я впрочем, читать тоже не стану.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга называется «Свет вечный». К сожалению, как раз света было мало. Где же тут теряется вечность, осталось не ясным. «И стада забыли как блещет свет, и опять бредут не туда». И сам Рейневан теряется в этой «плотоядной жути». «Да и вообще, зачем я нужен Богу, в такую тьму, в такую тьму?».

С Юттой Сапковский покончил совсем уж не логично.

Раз уж она лучшая наездница, чтобы ее догнать, нужен был наездник, еще более умелый. И, заметим, более легкий, а куда уж там легче. Все всадники, кроме Дуцы, были тяжелее, (мужики ведь) а Дуца, как мы знаем, конем управляла небрежно и излишне рискованно (слишком круто брала). На все скаку несясь по бездорожью, она должна была бы упасть и сломать себе шею. Ну или хотя бы выбыть из погони.

Тем не менее, почему-то не знают усталости у Сапковского только кони преследователей. Может магия? Но тайна сия покрыта мраком.

Разочарован финалом. 7 баллов.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И точно так же, как с «Ведьмаком» — эта история просто-таки не могла закончиться по-другому. Любой другой финал был бы фальшивым и вызывал чувство отторжения. Да, тяжко, грустно, печально, и трагично. Как оно обычно и бывает в жизни.

К третьей части Рейневан, пожалуй, наконец-то взрослеет. Поведение наименее инфантильно, обычно уже сам выпутывается из сложных ситуаций, способен к принятию собственных, взрослых решений. Все сюжетные линии здесь завершаются, оборванных историй не остаётся. И да, геополитики и рассуждений по поводу истории и смысла всего здесь больше, чем в любой другой книге Сапковского. Герой ломается, срастается, снова ломается и... А что там будет дальше, пусть читатель домысливает уже сам.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду писать много, ограничусь моим самым любимым эпизодом.

«Недооцениваете силы, которые за нами стоят. Мощь, которой мы обладаем. А это, уверяю вас, большие силы. Самые большие, какие только знает природа. И такие, каких природа не знает.

Он вытянул ладони, растопырил пальцы. Возле каждого ногтя вдруг появился тонкий синий язычок пламени, мгновенно растущий и меняющий свой цвет на красный, потом белый. От легкого мановения пальцев пламя с большой мощностью вспыхнуло и окружило руки Стенолаза клубящейся массой огня. Стенолаз перелил огонь с ладони в ладонь, сделал какой-то жест. Огонь лизнул край украшенного резьбой стола, мигающей завесой вознесся, танцуя, почти касаясь резных балок потолка.

Служащий даже не дрогнул. Даже глазом не моргнул.

– Огонь возмездия, – медленно сказал Стенолаз. – Огонь на крыше усадьбы. Огонь на складе товаров. Огонь костра. Огонь ада. Огонь черной магии. Самая могущественная сила, которая существует.

Он убрал ладони, встряхнул пальцами. Огонь исчез. Бесследно. Даже без запаха. Не оставив нигде даже знака своего недавнего присутствия.

Служащий компании Фуггеров медленно потянулся к секретеру, что-то оттуда вытащил, когда он убрал руку, на крышке стола осталась золотая монета.

– Это florino d’oro, – медленно проговорил служащий компании Фуггеров. – Флорин, который еще называют гульденом. Диаметр около дюйма, вес около четверти лота, двадцать четыре карата чистого благородного металла, на аверсе флорентийская лилия, на реверсе святой Иоанн Креститель. Закройте глаза, господин Грелленорт, и представьте себе таких флоринов больше. Не сто, не тысячу и не сто тысяч. Тысячу тысяч. Millione, как говорят флорентийцы. Годовой оборот компании. Представьте себе это, милостивый сударь, постарайтесь увидеть это силой воображения, глазами души. И тогда вы увидете и познаете, что такое настоящее могущество. Истинную силу. Самую могущественную, которая существует, всемогущую и непобедимую. Мое почтение, господин Грелленорт. Вы знаете дорогу к выходу, не так ли?»

В одном абзаце так показать закат мира магии, сказки и чудес перед наступающим безжалостным миром денег — надо уметь.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Анджей Сапковский, один из лучших писателей-фантастов Европы, в, уже далеком, 2006 году закончил свою новую серию — Сагу о Рейневане. До России последняя книга серии дошла только в 2009, а до автора этих строк и того позже. Причина такой задержки — поиск российскими издателями нового переводчика. В итоге переводчика нашли, но Сапковский был переводом не доволен, что ещё больше отдалило срок выхода книги в России. Но, не смотря на различные невзгоды, книга в России всё-таки вышла. Перевод в итоговом варианте не сильно отличался от перевода предыдущих двух книг.

«Свет вечный», да и вся серия, отличается от многих фэнтези произведений современности тем, что события разворачиваются в реальном мире, мире Гуситских войн и главный герой не уберзольдат из будущего, а человек, родившийся и живущий в этом мире. Если говорить проще, то жанр произведения — историческое фэнтези, которое в наше время особой популярностью не пользуется. И, конечно же, надо отдать должное Сапковскому, он проделал колоссальную работу. Столько исторических фактов и мест можно встретить разве что в учебнике по истории. Пан Анджей собирал материал для работы над серией в течении года. Если у вас ненароком завалялась карта восточной Европы времён Гуситских Войн, то у вас есть прекрасная возможность проследить маршрут Рейневана и компании. Исторические факты, личности, места — всё, что относилось к тем временам, отраженно автором в книге.

Очень тяжело далась эта серия Пану Анджею, чего он и не скрывает от своих читателей. Такому трудолюбию набраться бы и многим нашим авторам.

Ну а что же сама книга, спросите вы. Отвечу. В двух словах: достойное завершение достойной саги. Если использовать чуть больше слов, то Сапковский удивил, в хорошем смысле этого слова.

Сюжет от читателей никуда не убегает, и если вы читали предыдущие две книги, то вы сразу окунётесь в атмосферу позднего средневековья, ну а если не читали... прочитайте две первые книги и только после этого беритесь за «Свет вечный». Всё-таки это серия, где каждый последующий роман, продолжает предыдущий.

Наш знакомый Рейневан всё также ищет свою возлюбленную Ютту, пытается вновь угодить гуситам и не попасться селезцам. Всё, как и раньше. Сюжетная линия Рейневана по началу никак не удивляет, но поверьте, Сапковский не был бы Сапковским, если бы не сделал нам (читателям) сюрприз ближе к концу произведения. Завершающая часть книги почти целиком посвящена Рейнмару и читается на одном дыхании.

Что же друзья нашего алхимика? Шарлей и Самсон, наконец, нашли своё маленько счастье, и осели в домике со своими половинками, но им вновь не даёт покоя Рейневан. В итоге Шарлей и Самсон вновь в Гуситской Армии. Шарлей так и остаётся самым хитрым из троих друзей и ухитряется сначала получить повышение, а затем и сорвать куш. Самсон же находит, наконец, избавление. В общем, сюжетные линии друзей Рейнмара фон Беляу, написаны и заканчиваются в духе прошлых произведений Сапковского, фанатов его творчества это точно не разочарует.

Также Сапковский предлагает взглянуть нам на мир глазами негодяя, а именно Стенолаза. Он всё также превращается в ворона и якобы на побегушках у Епископа. Стенолаз отличается от предыдущего злодея автора (Вильгефорц). Он более безумен и ничто человеческое, как ни странно, ему не чуждо. Заканчивает же он совсем как Джон Кеннеди. В целом, зло у Сапковского получилось в этот раз более «человеческим», но более чёрным, чем раньше.

Как своеобразный бонус, мы получаем от Сапковского небольшую историю Ютты. Без неё бы роман многое потерял. Автору удалось заставить проникнуться меня (не знаю как вас конечно) сочувствием к бедной девушке, от того и линия Рейневана выглядит более цельной, живой, но такой жестокой.

Если подводить итог, то в сюжетном плане книга на высоком уровне. Поначалу да, казалось, что где то я уже это читал, но завершающие главы выше всяких похвал.

В книге о войне должны быть бои. Много боев. И они есть. Конечно, ничего такого эпического по написанию, как битва при Больших Жопках нет, но всю книгу герои попадают в стычки с врагом. При описании боев использовано названия просто невероятного количества оружия, о котором многие из нас и не слышали, опять видна огромная работа автора с материалом. Само описание боев вызывает, чуть ли не прилив адреналина, любителям «кровищи» точно понравится. Стычек один на один здесь нет, но от этого книга даже выигрывает. Описание зверств войны тоже выше всяких похвал.

Что касается стиля, то если вы не читали Сапковского до этого, то вам будет тяжело. Нет написано всё хорошо. Диалоги, монологи — все проработано на пять с плюсом. Проблема в другом. В серии и в романе огромное количество латинских выражений или предложений написанных на латинском. Мало кто из читателей владеет этим языком. Чешские и польские вставки понять ещё можно, но с латиницей явный перебор.

Книга, безусловно, оригинальна. Такой занимательной истории на фоне раздираемой войной Европы вы вряд ли читали. И атмосфера чувствуется буквально с первой строчки. Но есть один минус. Это не наша война, это война поляков и чехов. Может ещё и немцев, но никак не русских. Да, вроде бьются братья славяне, но это не то. В нашей истории Восстание Гусситов не оставила почти никакого следа, поэтому проникнуться событиями полностью не удастся.

«Свет вечный» — это показатель того, как трудолюбие, любовь к своему народу и талант помогают создать отличный роман, который никого не оставит равнодушным, хоть ты поляк, хоть англичанин. «Свет вечный» — это то, к чему должны стремиться большинство наших писателей-фантастов.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последней части цикла, как я и опасался, Сапковский попадает в ловушку своей гигантомании. Всё ещё оставаясь сильным прозаиком, автор устаёт поддерживать высокий драйв историко-приключенческого фэнтази, выкидывая читателя в слезливо-трагическую мелодраму. Собственно, автор и сам сознаёт, что «сошёл с трассы», вставляя предупреждение о смене жанра в пролог, и извинения по этому поводу в эпилог. Собственно, и у этого жанра есть предостаточно поклонников, вот только я не вхожу в их число.

Так или иначе, сюжет здесь прост и линеен. Финал оформлен хорошо и безжалостно, завершая основную интригу условно хорошим концом.

Сценизм так же «страдает» от смены жанра. Не смотря на высокий драйв событий, приобретает колорит женского романа. Исторических экскурсов почти нет. Жестокость войны, трагедия, мелодрама. Фэнтазийная линия незначительно сохраняется.

Образы героев остаются цельными, сохраняют колорит, отражают развитие (хоть и не в лучшую сторону, будто устают от объёмного цикла вместе с автором и читателем).

В целом роман прочёлся не просто, доставил меньше удовольствия, чем предыдущие.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

С удовольствием читала первые две части. Даже несмотря на слишком подробные описания сражений, битв и оружия. И вдруг раз...

На мой взгляд окончание не очень логичное, оно оставляет в недоумении. И возникает вопрос: а зачем вообще автор рассказывал эту историю. Конечно всегда можно притянуть вывод: жизнь она такая. Всякое случается. Ах, как натуралистично.

Но нет.

И дело не в отсутствии хэппи энда. А в какой-то небрежности. Такое ощущение, что автору надоели герои, и он такой: «нужно эту бодягу заканчивать. Вот вам!»

В общем финал все перечеркивает.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья часть «Саги о Рейневане» по качеству ничуть не хуже первых двух романов трилогии о счастливо избегающем крупных неприятностей медике-магике Рейневане из Белявы. В последней части «Саги» главгерой заматерел настолько, что бросает вызов силам явно превосходящим его достаточно скромные возможности. В результате-терпит полное фиаско и собирается в монастырь. Критикуемый многими перевод романа мне показался достаточно профессиональным, подробнейшие описания исторических событий того неспокойного времени также никуда не делись. Финал представляется мне неожиданным и скомканным. Развитие красивой истории любви Рейневана и Ютты грубо прервано автором, прервано жестоко и, на мой взгляд, нелогично. Короче-финал меня не впечатлил, а жаль — историко-приключенческая трилогия у пана Сапковского обещала быть достаточно захватывающей. Перечитывать не буду точно.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Напишу один отзыв на весь цикл. Думаю, большинство почитало этот цикл после серии книг о Ведьмаке, все-таки известность и популярность данного произведения в нашей стране очень велика. Я являюсь преданным поклонником историй о Геральте и конечно мне захотелось попробовать почитать другие произведения автора.

Итак... В целом понравилось. Я впервые читал произведение, в котором описаны исторические события и где присутствует колдовство. Эта смесь очень притягивает и смотрится одновременно и естественно и невероятно. Думаю, это главное достоинство цикла.

Очень понравились персонажи в книге — снимаю шляпу перед автором. Чего стоит только главный герой Рейневанн. Половину первой книги мне ужасно хотелось его придушить или утопить где-нибудь — тупость и упрямство ГГ просто бесили. Но постепенно парень начал развиваться, и к концу произведения я очень ему симпатизировал и сопереживал. Вообще в произведении есть кого вспомнить: могучий Самсон, фантастически везучий и ушлый Шарлей (иногда кажется, что он бессмертен), кровожадный Грилленорт, милая Ютта и так далее. В общем, есть ради кого и ради чего читать.

Теперь о минусах... Книга стартует с места в карьер, все очень динамично и увлекательно. Но если поначалу постоянные передряги главных героев и их попадания в плен увлекают, то постепенно “немеренная” везучесть набивает оскомину. В те времена, когда людей убивали “за просто так” на любом перекрестке, поразительная везучесть персонажа начинает надоедать (как говориться “Не верю”). Такое ощущение, что Сапковского немного заклинило, и он не знал, что еще можно придумать с Рейневанном, как только в очередной раз сдать его кому-нибудь в плен.

Короче книга не блещет разнообразием — из плена в битву и обратно. Хотя отдельное спасибо автору за эпизод в Narretarum (психушка) — здорово написано.

В общем, всем советую почитать и составить свое мнение.

Если говорить об оценке, то первые две книги где-то между 8-9, а вот 3-ей я поставил 7.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не смог простить автору бессмысленные и нелепые смерти Самсона и Ютты. Это жестоко и необязательно. Кто-то скажет: «Как в жизни!», ну и на фига!!!! Мы же читаем книгу!!!

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя книга о Рейневане выполнена в духе предыдущих. Как всегда — начало трудно, сумбурное. Хорошо хоть, что в этот раз Сапковский решил обойтись почти без географии и имен. Зато автор не смог без путанных пространственно-временных перебросов читателя то туда, то сюда.

Рейнмар из Белявы всё продолжает умнеть на глазах. И, опять же, тупеть. Он по-прежнему попадает из одной передряги в другую, теряет и находит друзей, встречает старых знакомых, лечит нужных и ненужных людей. Ещё иногда он вспоминает про любовь. И вот тогда у него окончательно сносит башню.

Интересно было читать куски глав, повествующих о различных ядах (особенно о Перферро). Не менее любопытно было пробегать глазами строки о наркотических средствах — травах, грибах. Пан Анджей очень ловко вплетает проблемы и аспекты современности в рубеж 1420-1430-ых годов.

Наконец-то Сапковский раскрывает завесу тайны всадников Грелленорта. Пожалуй, это очень вкусная изюминка романа. Но и она проработана не на все 100%.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Могу смело сказать, что некоторые вещи очень предсказуемы. Например, смерть Самсона. Это чувствовалось и ощущалось легко. Отсюда полное отсутствие драматизма в этом моменте. А жаль, всё-таки он был интересным персонажем. Предсказал я и роман нашего Рейнмара с Эленчей. Между ними сразу возникло что-то, хотя фон Беляу сопротивлялся этому чувству.

А вот смерть Ютты не была так проста. Я не думал, что ёё всё-таки убьют. К тому же таким способом... Вот эта сцена описана очень жестко и очень грустно. Я обнаружил опустошение в себе, хотя не сказал бы, что Ютта была каким-то особым героем, особенно во 2ой и 3ьей книгах. Это в «Башне» она была очень интригующим и романтичным образом.

Итог: трилогия завершена. Роман получился грустным, но сильным. Жаль фон Беляу, тяжелая у парня судьба. Видимо, это его кредо — всегда быть за проигравшую сторону. Он, наконец, это осознаёт и принимает. Возможно, он познал счастье... Но вот что точно — Рейнмар поумнел. Жизнь его много научила, предварительно избив до смерти множество раз.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, но это неудача. По крайней мере для уровня автора «Ведьмака» и «Башни шутов». Читается довольно медленно и порою — небывалое дело — даже скучно.

В чем причина? Увы, Сапковский увяз в самоповторах. Не побоюсь даже сравнения с главной эпопеей Перумова, где счет пленений и «спасений из-под эшафота» шел чуть ли не на десятки. Я просто сбился со счета: сколько раз Рейневана ловили, сколько раз он сбегал с помощью друзей\таинственной незнакомки\бога-из-машины, сколько раз гуситы вырезали очередной город, сколько раз Рейневан встречался с друзьями и снова расставался. Ну нельзя же так. По сути вся сюжетная линия никуда не годится: Рейневан бессистемно мечется по Силезии и прилегающим землям, а сюжет усердно следует за ним подобно собаке за хвостом ею виляющим.

Дальше — больше. Наличие в одном романе сверхудачливых героев и претензии на «все как в жизни» выглядит несколько неестественно. Католики и гуситы безжалостно проливают кровь друг друга, статисты гибнут пачками, а наших героев знай спасает очередное сверхудачное случайное совпадение. И из-за этого даже наличие определенных трагичных ноток в конце смотрится надуманно: словно автор ближе к концу резко изменил правила игры для выжимания слезы.

По поводу идей, скрытых смыслов и прочих умных мыслей ситуация аналогична с сюжетом: настойчиво разжевывается все то, что уже было предложено в первых томах. Ключевые сентенции типа «Война — всегда зло и смерть, за красивыми словами всегда прячутся расчетливые дельцы, а восторженные идеалисты неизбежно становятся марионетками» наглядно были показаны уже в последних главах первой части, посвященных рейду Амброжа.

Что остается? Остается фирменный стиль Сапковского и море исторических подробностей. Это позволяет читать книгу с определенным удовольствием, но прежнего очарования уже нет. Лихой задор и яркие персонажи «Башни шутов» исчезли, остались лишь поскучневшие (ибо уже досконально изученные) главные герои и море плохо запоминаемых статистов на вторых ролях. Исторический плутовской роман же превратился в странный гибрид: не драма, не эпос и не приключение, а что-то среднее и потому не столь яркое.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга вышла из двух частей. Первая

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(до смерти Ютты и Самосна)
— более целостная и развернутая, вторая — немного скомканная и натянутая. Все-таки, желание описать гибель Гуситского движения привело к тому, что темп повествования очень изменился и не уверен, что это пошло на пользу. Еще среди минусов — откровенный перебор со спасениями Рейневана «в последний момент». Иной раз казалось, что сейчас его будет спасать едва ли не Геральт — потому как все остальные протагонисты уже приходили на помощь, и некоторые по несколько раз.

Но плюсов гораздо больше. Книга действительно впечатляет — и масштабом описанной картины, и сюжетом. Еще раз убедился, что лучше Сапковского описывать смерти литературных героев никто не может. Батальные сцены здесь были немного на втором плане, но все равно очень неплохие. В общем, достойное творение. Теперь всегда, когда буду читать о гуситских войнах, буду вспоминать о Рейневане и Ютте.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, это самая слабая книга в трилогии. Сумбурный квест первого тома и эпический размах второго сменились публицистической проговоркой третьего. Генрика Сенкевича сменил Алксей Толстой «Хмурое утро». Это тот случай, про который шутил Набоков: если в первом акте на стене висит ружье, в четвертом оно должно дать осечку. Эти постоянные не: не разыгран как следует Грелленорт (его поиски истины скатились в бессмысленный и беспричинный садизм), не разыграна взятая на высокой ноте Дуца (на основе ее одной можно было целый роман написать, этакая анти-Цири). Нельзя целый роман делать из Ютты Дульсинею Тобосскую, а потом ждать эмоциональной реакции на ее гибель. Честно говоря, больше сопереживаешь смерти Прокопа голого, на которую у автора больше двух строк не нашлось. А ведь это гибель Спартака, какая тема! амая глупая деус экс машина — это, конечно, Электра. Кстати, Рейневан, всю дорогу переживающий за брата, о племяннице ни разу не вспомнил! И еще... Уже старик Гомер открыл фундаментальный закон жанра: один герой эпопею потянуть не может. Нужны Гектор и Ахиллес, Безухов и Балконский, Григорий Мелехов и Анисья, Геральт и Цири. Какой бы психологической динамикой ни обладал Рейнмар, эпопею он потянуть не мог. И не потянул. Розовые сопли финала вообще недостойны профессионала такого уровня. Профессионал — только он смог бы создать Веронику — самый объемный образ в романе. На 30 страницах показать судьбу человека — это мастерство.

Скажу прямо, прочитав трилогию, я еще раз убедился: после Мартина Сапковский лучший автор эпического фэнтэзи.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх