FantLab ru

Альбер Камю «Чума»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Голосов:
314
Моя оценка:
-

подробнее

Чума

La Peste

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

«Чума» (1947) — это роман-притча. В город приходит страшная болезнь — и люди начинают умирать. Отцы города, скрывая правду, делают жителей заложниками эпидемии. И каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью. Многие литературные критики «прочитывают» в романе события во Франции в период фашистской оккупации. «Записки бунтаря» — уникальные заметки Альбера Камю периода 1942 — 1951 годов, посвященные вопросу кризиса буржуазной культуры. Спонтанность изложения, столь характерная для ранних дневников писателя, уступает место отточенности и силе мысли — уже зрелой, но еще молодо страстной. У читателя есть уникальная возможность шаг за шагом повторить путь Альбера Камю — путь поиска нового, индивидуального, бунтарского смысла бытия.

Похожие произведения:

 

 


Избранное
1969 г.
Посторонний. Чума. Падение. Рассказы и эссе
1988 г.
Избранное
1989 г.
Избранное
1990 г.
Альбер Камю. Избранные произведения
1993 г.
Альбер Камю. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1997 г.
Посторонний. Чума
1999 г.
Счастливая смерть
2000 г.
Чума
2000 г.
Чума
2000 г.
Чума
2001 г.
Посторонний. Чума. Падение. Миф о Сизифе. Пьесы. Из «Записных книжек»
2003 г.
Падение
2004 г.
Посторонний
2007 г.
Чума. Посторонний
2007 г.
Посторонний
2008 г.
Чума
2010 г.
Чума
2014 г.
Чума
2014 г.
Чума
2017 г.
Чума. Записки бунтаря
2017 г.

Аудиокниги:

Падение. Посторонний. Чума
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Tome 2, 1944-1948
2006 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

6/10 Альбер Камю «Чума» -- роман в жанре философская драма. Сюжет довольно прост: некий город, охваченный чумой, изолируется от прочего мира; показывается жизнь отдельных людей во время вялотекущего господства заразной болезни. В общем то, история нужна лишь для того чтобы показать поведение людей с различными мировоззрениями перед лицом смерти. Сейчас бы этот роман был написан в виде антиутопии с ожесточенной борьбой за последние банки тушенки, канистры бензина и патроны, но Камю не поп-автор, он -- философ, желающий выразить свои идеи миру. Потому история медленная, неповоротливая, насыщенная разговорами и рассуждениями. И, по-моему, эта затянутость вредит роману -- многие мысли повторяются по многу раз; точные, но поверхностные психологические портреты персонажей интересны, но позволяют интересу читателя постепенно угасать. Я считаю, философский посыл Камю не пострадал бы при уменьшении объема произведения раза в два. Книга развлекает и заставляет думать, но ей не хватает «крючка», который бы приковывал внимание. Литературный язык несколько архаичный и сухой. Эмоции и цели персонажей кажутся несколько вымученными, фальшивыми, но это может быть связано с тем, что сюжет романа топчется на месте и мысли персонажей часто не реализуются, оставаясь умозрительными конструкциями.

Резюме: неплохой, хотя и перегруженный подробностями философский роман

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Чума» — потрясающая философская притча-хроника, о значимости человеческих ценностей, о смысле существования и о сопротивлении злу, являющемся частью мирового порядка. Эпидемия болезни-чумы в романе воспринимается как «коричневая чума» – фашизм, да и чумная изоляция весьма похожа на атмосферу оккупации, в которой жители остаются наедине со смертью. Не может быть ничего страшнее чумы, поразившей человеческий разум.

«Каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы».

С чумой, как со стихией, считает Камю, необходимо бороться, даже если нет шансов. Ведь «стихийное бедствие не по мерке человеку, потому-то и считается, что бедствие – это нечто ирреальное, что оно-де дурной сон, который скоро пройдет. Но не сон кончается, а от одного дурного сна к другому кончаются люди, и в первую очередь гуманисты, потому что они пренебрегают мерами предосторожности».

Посему и нужно сражаться, а главное — отстаивать свои ценности, идеалы, поскольку чума – та же жизнь, только в другом обличье, пусть и абсурдном.

«Стыдно быть счастливым в одиночку» — произносит один из героев романа, и в этой фразе сквозит одна из главных идей произведения – только коллективное «мы» способно одолеть болезнь общества.

«Никто никогда не будет свободен, пока существуют бедствия», и долг, работа каждого — стать частью этого «мы», делать свое, зачастую, рутинное, и вроде бы, незначительное дело в борьбе с чумой.

Конечно, вирус заразы невозможно истребить полностью, он останется, вот только общность, духовное единство людей в этой бесконечной битве может заставить его впасть в спячку, а значит, не так уж и напрасен адский сизифов труд.

Чума уже просыпается, остается только верить, что человек снова сделает правильный выбор…

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крысы когда-нибудь снова выйдут на улицы наших городов. Выйдут, чтобы сдохнуть в агонии. Вместе с ними вернется чума, вернется вздымающийся к небу дым от сжигаемых смердящих трупов. Смерть скосит и грешников, и праведников. Их кости перемешаются в общей могиле. Возможно, пришедшая в XIV веке «Черная Смерть» покажется невинным розыгрышем природы, а «Дневник чумного года» переставят на одну полку с «Томом Сойером»...

О, как же мрачны пророчества Альбера из Орана! Но есть в них и надежда на спасение. Если отыщутся люди, которые рискнут остаться людьми пред ликом зла. Хотя их отвага и покажется кому-то похожей на отвагу крысы, загнанной в угол...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало, про крыс, меня зацепило конкретно.Я ожидал большего от романа, больше ярких действий.Рассказ про людей, оказавшихся в городе-карантине.Статистика умерших людей за день шокирует.Были интересны факты про чуму средневековья — волосы дыбом встают.Я ждал именно такого романа.

Если хотите поразмыслить над жизнью и смертью с главными героями, то книга придется по душе.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтение «Чумы» стало для меня подобием занятия глубоководным плаваньем где-то под Новороссийском без костюма и акваланга. Вроде и глубина есть, и красивые места попадаются, и вроде освежает, но...м-м-м...но постоянно выталкивает на поверхность. Весьма занимательные моменты сменяются незанимательными (для меня) и мой суетливый разум, скомпрометированный скучным описанием переходящих событий, пускается в философские размышления о делах насущных, а не о сюжетной составляющей «Чумы». Взяв за привычку обдумывать прочитанное, по завершению данной книги я надумал вот что:

- Раз. В принципе, в целом роман затрагивает достаточно болезненные темы разноплановых проявлений сущности человека и человеческого общества во время тяжёлых испытаний, и Альбер Камю в значительной степени раскрывает эту тему. В этом ценность романа. Два. Персонажи хорошо открыты и притягательны. Три. По мне, автор пускается в излишнее философствование, подкреплённое монотонное манерой повествования. Результат, много слов, усыпляющих внимание.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

“Чума” – книга, от которой ждёшь одного, но получаешь совершенно иное: и в повествовании, и в ощущениях. Разве что французское повествование всегда и во всём остаётся французским. И «чума» не является исключением. Вся история пронизана лёгким, немного надменным прононсом. Что ж, когда читаешь французские романы, понимаешь, что они французские, даже если вдруг забудешь, кто именно является автором истории.

Камю в притче «чума» описывает даже не саму эпидемию, а людей и город, которые из бытовой рутины, пережив вспышку первого страха, погружаются в рутину неспокойного времени. Привычка, определяющая существование всех жителей, вот на что обращает внимание автор в самом начале истории. Люди Орана привыкли жить так, как привыкли. И они достаточно быстро привыкают к чуме. Никаких особых потрясений Камю в романе не описывает. Несколько попыток прорыва из закрытого на карантин зачумлённого города не в счёт. Даже главные герои не изменяют своим привычкам. Наблюдатель Тарру, мечтатель Гран и трудоголик Риэ не меняются вовсе, разве что уделяют среди своих забот время чуме. Изменения, которые несёт в себе эпидемия, касаются разве что Коттара. То есть как-то меняется только тот, кто и до чумы жил в постоянном стрессе и на острие незнания, что именно принесёт следующий день.

Автор предпочитает делать акцент на поведении людей и описании самого города, заставляя читателя ощущать послевкусие от прочитанного скорее в виде скрипящего на зубах песка южного города. Зловоние чумы растворяется в людской повседневной суете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Несколько выбивается из повествования поведение доктора Риэ в отношении Рамбера. Непонятно, почему доктор, который стоял у истоков принятия жёстких мер и введения карантина, настолько равнодушно реагирует на желание Рамбера покинуть город. Он первый должен был предотвратить попытку журналиста выйти за пределы Орана. Можно было бы понять, если бы Риэ попытался спасти свою мать, но Рамбер для него даже не друг, а знакомый. С чего вдруг такое равнодушие к благу общество во благо одного человека?

Само же решение Рамбера остаться в зачумлённом городе прекрасно описывает заботу о благе общества во благо каждого из людей.

На мой взгляд, несколько надуманно выглядит философия любви, которая хоть как-то помогает городу держаться и в то же время пробуждает в жителях Орана желание стремиться из города, чтобы воссоединиться с любимыми. Весьма спорное утверждение. Философия, который обычно пользовался один из персонажей Пратчетта, приблизительно звучит так: не важно, куда бежать, важно, от чего. Именно эта философия и проявляется в людях, которые, увидев признаки болезни у своих близких, не стремились вызывать врачей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одним из главных персонажей у Камю выступает и сама чума, которая будто бы мстить доктору Риэ, отнимая у него Тарру. Впрочем, смерть Тарру будто бы показывает читателю, что вся возня человеческая вокруг людских жизней – лишь пшик. Что такое смертный приговор, который может вынести человек, против собирающей свою жатву эпидемии? Однако и чума может отступить: Гран не только оправился от болезни, но и продолжил писать про свою амазонку. Чума, несмотря на весь принесённый ею ужас, оказалась виновата не во всех смертях. Жена Риэ умирает вдали от Орана. Всё-таки чума ходит на сворке у смерти, а не наоборот.

«Чума» неоднозначное произведение. Стоит ли её читать? Я считаю, что да, безусловно, стоит. Однако в том-то и соль, что нужно ли знакомиться с данным произведение или нет, можно решить, лишь прочитав его: слишком много скрыто между строк этой притчи.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх