FantLab ru

Кристофер Сташефф «Чародей поневоле»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Голосов:
631
Моя оценка:
-

подробнее

Чародей поневоле

The Warlock in Spite of Himself

Другие названия: Ученик чародея

Роман, год; цикл «Чародейский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 59
Аннотация:

Род Гэллоуглас, агент Почтенного Общества по Искоренению Складывающихся Корпоративностей (ПОИСКа), прибывший на планету Грамарий для построения здесь демократического общества, обнаруживает, что ради успеха своих планов он должен поддерживать королеву Катарину. А королева находится в весьма натянутых отношениях со своими лордами, поскольку проводимые ей реформы служат укреплению королевской власти и ослаблению феодальной раздробленности. Однако лордов кто-то умело подзуживает, так же, как и организовавших свое сообщество городских нищих...

Род и его кибернетический конь Векс готовы приступить к работе — организации безопасности королевы и выяснению личностей тех, кто стоит за лордами и нищими, но прежде им требуется принять пару новых концепций — например, концепцию существования ведьм и эльфов...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Чародей поневоле
1991 г.
Чародей поневоле
1992 г.
Чародей поневоле
1992 г.
Чародей поневоле. Возвращение Короля Коболда. Том 1
1992 г.
Чародеи
1993 г.
Скорость убегания. Чародей поневоле
1995 г.
Скорость побега. Чародей поневоле
2001 г.
Чародей поневоле
2007 г.

Издания на иностранных языках:

The Warlock in Spite of Himself
1978 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если мне будет позволено слегка преувеличить свои впечатления, то я аж подскочил на месте, пробил головой потолок первого этажа библиотеки (не думаете же вы, что на книжки с именем Кристофера Сташеффа на обложке я буду тратить свои потом и кровью заработанные денежки?), проделал аналогичную операцию со вторым этажом, преодолел пространство чердака, распугал на крыше голубей, полюбовался на родной город с высоты птичьего полета, поднялся в верхние слои атмосферы, приветственно помахивая рукой ракетоносцам, оберегающим воздушное пространство нашей Родины, вышел в открытый космос и уже собрался отправиться на покорение рубежей Солнечной системы, как...

Как те, кто с трудом преодолел первый абзац данного отзыва, попросили меня несколько более сжато и конкретно выразить мое удивление тем фактом, что эдакие безделушки были изданы в серии с гордым именем Шедевры Фантастики...

Иду им навстречу...

Ну как-же так, а ? Что за шедевры, блин, такие?

Это ведь всего лишь милая развлекалочка, в процессе чтения которой недоросли и переросли, чувствующие себя недорослями хотя бы в душе, должны раз и навсегда усвоить, что есть хорошее слово «демократия» и плохие слова «анархия», «марксизм», «диктатура», «тоталитарный режим»...

Ради этого на затерянной планете размером с бабушкин чуланчик разворачивается совершенно неубедительное действо, логичность происходящего в рамках которого находится где-то на уровне детского утренника. Игрушечные рыцари, ведьмы, эльфы и прочие милые существа помогают мальчику Роду(не, он там конечно выглядит как тридцатилетний мужик, занимается сексом и пьет горячительные напитки, но ведь внутри этого тела сидит мозг форменного мальчугана) победить дяденек, которые переоделись в костюмы Анархистов и Тоталитаристов...

Это я тут ворчал, чтобы вы не повелись на бренд ШФ и не подумали, что предстоит встреча с шедевром...

А так и впрямь все очень мило. Временами даже весьма смешно. Робот-эпилептик в теле коня весьма хорош в качестве спутника главного героя. Цитатки всякие забавные встречаются. Магия тут тоже весьма занимательная. И нет уже набивших оскомину рассуждений про Равновесие Добра и Зла, а есть то, что по старой доброй традиции злодея положено уконтрапупить и унести за кулисы, ежели он не согласен перевоспитаться...

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Я не чародей, я агент цивилизации»

- Но разве не в этом разница между человеком и роботом. Векс?

- В чем? В способности строить воздушные замки?

- Нет, в способности воспринимать их всерьез.

Я до недавнего времени фантастику вообще не читала, считала её чем-то непонятным и окололитературным, кроме Лема, пожалуй. Чтобы меня разубедить, друзья насоветовали множество разной литературы.

Одним из таких советов был роман Кристофера Сташеффа «Чародей поневоле». Имя для меня новое, поэтому за чтение бралась с опаской, но роман оказался очень симпатичным, немножко наивным, с долей ненавязчивого юмора, так что прочитала я его за несколько дней.

Жанр произведения определить довольно сложно: поначалу кажется, что имеешь дело с научной фантастикой (межгалактические путешествия, роботы, космический корабль), но потом понимаешь, что попадаешь в мир фэнтези с колоритом средневековья, ведьмами, феями, эльфами…

Главный герой – представитель организации «ПОИСК (Почетное Общество по ИСКоренению нарождающегося тоталитаризма» — путешествует по разным планетам для насаждения демократии, несмотря на то, что родился он на планете, населенной исключительно аристократами и … роботами. Род, или Родни Д'Арман, живёт ради Мечты – «Едином Правительстве Объединенной Галактики (демократическом, разумеется)». Он, конечно же, рыцарь без страха и упрёка, который всегда готов защитить женщину, слабого, добиваться справедливости и искать истину. А какой же рыцарь без оруженосца? Вот и у Рода он есть, как вы, наверное, догадываетесь, он робот по имени Векс. Всем этот Векс хорош, кроме того, что в стрессовых ситуациях впадает в кому и отключается (просто бракованный, но преданный и доброжелательный, поэтому Род его терпит).

Что же за планета, демократию на которой должны спасать неразлучные друзья? Она похожа на Землю, правда, ночью её освещают три луны, а в остальном… Наверное, именно поэтому здесь и поселились когда-то колонисты, обожавшие средневековье и сбежавшие с цивилизованной Земли, прихватив с собой тех, «в ком нашли «поэтичность души», хотя, одному богу известно, что это такое».

И мы действительно попадаем в довольно мрачное место, где постоянно ведутся междоусобные войны, где правит юная королева-ведьма, слишком неопытная для ведения правильной политики, где в правление вмешиваются представители «высших» цивилизаций… «Смешанная культура, заботливо вобравшая в себя наихудшее из того, что могла предложить старушка-Земля». В этом приходится разбираться, с врагами бороться, совершать буквально революцию для изгнания советников.

Множество приключений, заговор отравителей, собрания и митинги, шабаши юных ведьм и чародеев. Ну, и конечно, любовная история. Всё это ждёт тех, кто захочет познакомиться с романом.

Читается он легко, несмотря на то, что написан довольно давно. Финал в общем-то ожидаемый, но может быть, это и хорошо. Ведь герой живёт ради Мечты, а они должны сбываться.

Говорят, что это произведение похоже на «Трудно быть Богом», но это несколько натянутое сравнение. Род – не дон Румата: он не сомневается в своей правоте, и того трагизма, который есть у Стругацких, у Сташеффа нет и в помине, да он и не ставит перед собой такой задачи. Они разные, но это здорово!



Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если верить перечню изданий на Фантлабе, то первый раз этот роман издавался в 1991 году в серии «Детская фантастика».

В принципе, более к отзыву ничего и не надо бы было добавлять, «разумному – понятно», что это за произведение. Но поскольку мнение нужно не только высказать, но и обосновать – то продолжу.

Детское произведение должно быть простым, весёлым и поучительным. По этим параметрам Сташефф на высоте. Сюжет книги – прост и линеен, характеры героев – однозначны, а в некоторых случаях даже примитивны, добро побеждает зло. Стиль изложения – весёлый, шуточный, введены комедийные персонажи и смешные ситуации. Цели героя – благородны и бескорыстны, его мотивация является правильным уроком для читателя. Кроме того, автором излагаются некоторые теории по устройству общества, его развитию, отношение автора к этим теориям дано однозначно.

Фантастическая составляющая произведения тоже на высоте как для детской фантастики: идея возникновения магии на планете оригинальна, хотя и не научна, а является именно фантазийной составляющей. Научной частью в этой фантастике является как раз социологическо-политологическая теория устройства общества и борьбы разных идеологий. Не часто встречается в фантастике использование гуманитарных наук как научной основы фантастического произведения, поэтому конечно это интересно.

Проблемы в оценке этого произведения неизбежно начинаются, если оценивать его как фантастику для взрослых. Тогда все плюсы превращаются в минусы для произведения и претензии нарастают вместе с ощущением сожаления о потерянном времени.

Поэтому я советую это произведение только детям до 16-ти.

Читал в переводе С. Славгородского. Переводы Славгородского и Фёдорова равнозначны. У Славгородского легче и изящнее стиль, у Фёдорова – точность и лучше переведена игра слов в шутках.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр своего времени и исключительно интересное начало цикла романов. Единственное, чего не хватает книге — более вдумчивой проработки мира. Сюжет есть, ГГ есть, идея и мораль присутствуют, а вот мира — маловато. Книга также богата цитатами и метафорами, кои я лично спустя двадцать лет помню почти все. Саму книгу еще лет пять назад, перечитывал стабильно раз в год :)) Наверное со мной многие не согласятся, но я бы все же рекомендовал эту книгу всем любителям ФиФ.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл я этот не особенно объёмный романчик. И прочитанным не слишком доволен. Нет, читается-то книга неплохо и довольно увлекательно, и даже выглядит пооригинальнее многих других – эдакое технофэнтези получилось, жанр, в котором работают немногие авторы. Но вот чего-то тут не хватает. Понимаю, конечно, что это не просто совершенно субъективная оценка – это даже и не оценка вовсе. Но не получается объяснить иначе. Книга какая-то – ну ни уму, ни сердцу, как говорится. Возможно, причина в целях, к которым стремится главный герой – при том, что намерения у него самые благие, словосочетание «нести демократию» за последние годы приобрело совсем не положительный оттенок. Хотя это, разумеется, вовсе не вина Сташеффа; впрочем, как-то раз его герой проговаривается довольно характерным образом, говоря не «нести», а «насаждать демократию». Не исключаю, что это одна из главных причин того, что принять книгу всей душой я не сумел. И продолжать читать этот сериал однозначно не буду. Да и в отношении других циклов Сташеффа сомнения меня гложут. Впрочем, посмотрим. Когда-нибудь. Если же попытаться дать более объективную оценку, то роман всё же довольно симпатичный, хотя и далеко не выдающийся. Я всё же не жалею потраченного на него времени, а это уже хорошо.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне приемлемое «пограничное» чтиво. Мир средневекового фэнтези — как арена незримых схваток межпланетных спецслужб, запросто оперирующих перескоками в параллельные вселенные, задействующих роботов с искусственным интеллектом и... лихо эксплуатирующих — при случае — магические артефакты, и даже не пытающихся придать оной эксплуатации хотя бы видимость наукообразности.

Мило. Живенько. С юморком.

При всей «легкости» поджанра — вполне себе удачный пример откровенно коммерческой фантастики. Что характерно — в том числе и финансово удачный пример

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я прочитала эту книгу в юности, она бы мне, возможно понравилась. Тогда я разглядела бы только приключения. Сегодня я увидела в книге агитку. в которой равенство прав подменено некой «свободой». Хотя позиция ГГ подтверждает, что для человека с активной жизненной позицией «свобода», как ,«что хочу — то ворочу» неприемлема. Читать другие книги серии не буду.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая книгу постоянно забывала, что всё действие происходит на другой планете. Видился только мир средневековья, застывший в своем развитии, не совсем склонный меняться сам по себе. И он действительно не менялся на протяжении многих поколений (что меня немного огорчило — не может мир на протяжении поколений не менятся), пока не произошло внешнее вмешательство… Немного нереалистичным показался мне мир этой забытой планеты и, в то же время, слишком предсказуемым из-за своего «земного» средневековья, с социальным устройством земного средневековья. Если б не герой и его «волшебный» конь и путешественники во времени, можно было бы отнести эту книгу к фэнтези. А так у автора получилась смесь из фэнтези и фантастики и довольно не плохая смесь, если читать это произведение в подростковом возрасте и не перечитывать потом.

Конечно книгу прочитала быстро и легко, но еще один раз перечитывать — точно не в обозримом будущем...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй лучший роман автора. Поставил 10 опираясь исключительно на воспоминания 15-летней давности. Запомнился, и запомнился хорошо. Продуманный сюжет, в меру прключений и интриги, а главное — в общем-то достаточно доброе произведение, без масштабных войн, разрушений и вселенских катаклизмов. Сейчас читает 12-летний сын — ему нравится.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с остальными рецензентами, что остальные произведения о Чародее Поневоле хуже первой книги. «Закон протухания»... или «затухания сериала» (как там говорили Г. Л. Олди? :wink2:) Но всё же примерно до 5-6й части (как обычно в таких случаях бывает) впечатление ещё достаточно милой и симпатичной сказки для меня лично сохранялось.

А вот дальше... книги понемногу перерастают в обычное для Сташеффа морализирование на одну и ту же тему: как себя вести в обществе, чтобы оно тебя приняло. Т.е., превращаются в учебник по прикладной психологии. *Это касается даже не собственно «Чародейского» цикла, а ответвлений от него — «Волшебник-бродяга» и «Наследники Чародея»*. Я лично ОЧЕНЬ не люблю, когда авторы (будь это кто угодно!) путают Божий дар с яичницей — т.е., художественную литературу с лекциями психолога. В книге должна быть изображена «жизнь души», и даже подробно изображена — но... по-моему, лучше изображать её не прямо. Намёком. Ибо я уже говорил: идеи, высказанные В ЛОБ — это смерть для книги как художественного произведения.

Что же до Сташеффа — первые тома «Чародея» — это пародия на волшебную сказку *в т.ч. на такой классический памятник жанра (для англоязычных), как «Сон в летнюю ночь»*. Зачем понадобилось приплетать «лекции по психологии» — Бог его знает...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно не понравилось. Юмор не впечатлил, а всё остальное в книге — набор штампов и банальностей.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый и лучший роман Сташеффа. Одна из любимых книг юности. Мягкий ненавязчивый юмор, немножко сатиры, весьма интеллигентный ГГ, отвязный робот в виде «верного скакуна», которого время от времени переклинивает и головоломные приключения на медиевистской, насыщенной магией планете, из которых ГГ с честью выпутывается. Сташефф, несомненно, вдохновлялся серией де Кампа и Пратта о Гарольде ШИ, но эпигонство у него такое же ненавязчивое, как и юмор книги.

К сожалению, в последующих книгах серии Сташефф начал ездить по кругу, примерно как Асприн в МИФах. Однако первые романы стоят того, чтобы их прочесть!

Книга — образец (а возможно, и шедевр) — развлекательной юмористической фэнтези.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приятно, что твой давний юношеский переводческий эксперимент все еще читают и ценят. Перевод Федорова я не читал, но вариант Сосновской мне откровенно не понравился. Но ей хватило терпения сделать перевод дальнейших потугов писателя, которые явно уступают дебютному роману. За это ей честь и хвала.))

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился. Первый роман серии всегда самый свободный. Очень добрая книжка. Фэнтези мир в который, пусть и в сопровождение человека бросили робота-материалиста. Надо сказать, что психика Рода оказалась намного устойчивее психики Феса. Единственное, что напрягало бедного странника это, то что все решили, что Род Чародей.

Чем Род не Элли (из Канзаса) — великая волшебница прибывшая на доме и тут же раздавившая злую волшебницу :)

А вот настоящими испытанием для Рода стали девушки. Причем Фес вместо помощи только издевался. В этом аспекте кстати Род похож на Дона Румату. Оба предполагают, что у человека должна быть одна любимая девушка и ни какие интересы дела не оправдывают разгульный образ жизни. При этом Род точно знает, что все самое дорогое должно быть далеко от планеты-задания. Кроме того он не собирается долго задерживаться на Грамарии. Так что нельзя позволить себе ни влюбляться и влюблять в себя.

Очень колоритные получились многие герои и Туан и Катерина.

Не ясно и кто такой Большой Том. Вроде он местный житель. Значит его долго обучали тоталитаристы. Обучили философии, дзюдо, религии. Ради чего не ясно. Во что том верил тоже не очень понятно. Ради чего был готов убивать и так далее. Так же не ясно чем его смутил Род, что он решил к нему в слуги податься.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С моей точки зрения, самый удачный роман Сташеффа из прочитанных мной.

Всё вытягивает сюжет, скорее даже некое клише сюжета — беспроигрышное в 99 случаях из 100.

Герой благороден, как и его миссия. Его желание — незаметно выполнить оную миссию и не менее благородно — по английски, удалиться, не попрощавшись.

Но такое благородство просто не может пройти незамеченным, и вот ему, конечно же поневоле, приходится взвалить на себя бремя славы и ответственности за тех кого мы приручили.

Настоящая демократия, которую отстаивает в средневековье наш новоявленный Чародей, просто требует назвать поимённо своих героев, ну и... наградить их — хорошенькой девушкой и почётным титулом.

Вот собственно и всё.

Если бы вышеозначенный сюжет описали бы, к примеру, Джордан или Мартин, была бы намного более интересная и главное — намного более правдивая и живая история. А так получилось то, на что максимально способен Сташефф.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх