Макс Далин «Лестница из терновника. Книга первая»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Нги-Унг-Лян — планета биологических парадоксов. Цивилизация гермафродитов. Очень похожих на людей внешне и абсолютно чуждых внутренне. Сможет ли молодой этнолог Николай Дуров стать своим там, где умирали и сходили с ума его предшественники? Но замаскироваться под местных не самое сложное. Гораздо сложнее остаться сторонним наблюдателем, когда вокруг тебя закручивается вихрь событий, увлекая тех, кто стал тебе близок.
Входит в:
— роман-эпопею «Лестница из терновника»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Critical Hit, 5 ноября 2023 г.
Добавлю ложку «гомофобии» в эту бочку с густой хмельной жидкостью цвета волос прекрасного юноши.
Я, вероятно, сразу не распознал, что автор изначально подготавливал читателя своими: «этнологи сюда не рвутся, местные для них чужие», «фобии», «максимум полгода». Я протянул около 10%
Автор не стал создавать собственную терминологию, поэтому в садах у него летают «местные» пчёлы, по улицам бегают собаки, а во «дворце» прекрасный нищий юноша с длинными волосами цвета мёда насаживает себя на меч возлюбленного хозяина (no pun intended), потому что тот в силу социального уклада оказался помолвлен со своей ровней. Всё бы ничего, но у главного героя главная задача состоит в том, чтобы за всем этим наблюдать.
У меня такой задачи нет, поэтому с этой планеты я схожу, так и не узнав, чем так всех заботит размер ладони при выборе партнёра.
К плюсам можно отнести владение автора языком (no pun intended), но для меня этого оказалось маловато, чтобы продираться через гомо-, простите, гермофрододраму.
alexnova, 13 июля 2020 г.
Соглашусь с vgi, утверждения рассказчика об инстинктивном отвращении, которую земляне поголовно испытывают по отношению к нги-унг-лянцам выглядят неубедительно. А так, весь цикл очень понравился, как впрочем и другие произведения автор.
ужик, 26 декабря 2019 г.
Мне вообще импонирует писательская манера Макса Далина, его книги приятно читать, потому что видно что автор над ними думал (это ж небывалое достижение для большинства типа профессиональных русскоязычных писателей-фантастов чьими «попаданцами» и «попаданками» мы уже все обчитались до нервного тика) и даже хотел этими книгами что-то сказать. Очень интересная идея мира планеты Нги-Унг-Лян, где существует цивилизация гермафродитов, отличающихся физиологией, моралью и представлением о самых обычных вещах от земной цивилизации. Разумеется, привлекательно выглядит возможность взглянуть на эту загадочную цивилизацию глазами земного этнографа, первого удачно внедрившегося в местное общество исследователя.
В то же время, как ни было бы интересно следить за сюжетом «землянин/инопланетная цивилизация», но автор уже в первой книге трилогии дает понять, что книга не об этом. Ник Дуров слишком отстранен от жизни аборигенов, у него нету дружеских или других привязанностей, а ведь человек — животное стадное... Можно скзаать что это признак профессионализма, наблюдать но не вмешиваться. Но Ник именно вмешивается, он, блин, оказывается основной движущей силой в ситуации с престолонаследием! И это уже не профессионально. Что остается в фокусе внимания автора? Политические интриги среди знатных аборигенов. И вот здесь сюжету не хватает изворотливости, целого спектра мотивов и поступков. Все так очень простенько, с пылающими во взоре праведным негодованием и детской наивностью.
За это я и снизила 2 балла. Основной сюжет, получается, по степени интереса не дотягивакет до шикарной идеи устроства физиологии, а отсюда и общества Нги-Унг-Лян.
nathoo, 5 апреля 2016 г.
Восхитительный в своей политкорректности плевок в харю победившего феминизма.
Целый мир, в котором «подчиненное положение женщины»(tm) определяется не заговором «потных мужыков», не религиозными предрассудками, а прямо вытекает из физиологии. Они там, видите ли, решают, кто из них будет мальчиком, а кто девочкой, в поединке. Боевым оружием, без дураков, и смертельный исход более чем возможен. А любовь, прорастает из крови грязи и боли. Стогкольмский синдром, ага, только возведенный в абсолют. Зато, после такой инициации, они естественным образом моногамны.
На самом деле, конечно, все сложнее, но в первом приближении выглядит так и вызывает нешуточный баттхерт у соотечественников главного героя.
Многие пытались представить себе цивилизацию, где половое размножение будет устроено иначе, чем мы привыкли, но до такого откровенного хамства не доходил, по-моему никто.
И модная ересь: герой, как я понял, — земной этнограф из мира «Полудня» Стругацких или очень близкого к нему, вот только полдень все ближе к закату: земляне отнюдь не лишены недостатков, а Комкон вообще оказывается не просто бандой жестоких и безпринципных интриганов, но сборищем жадных и некомпетентных дураков.
В общем, всем, кто устал от розовых соплей «женского фентези», клонированных попаданцев, гор трупов, штабелей прекрасных принцесс, технопрона и прочих необходимых и достаточных компонент отечественной фантастики и соскучился по спокойному разговору о том, что такое добро, справедливость, благородство и прочая ненужная ерунда, всячески рекомендую.
UPD.
К третьей части автор ощутимо подвыдохся: сюжет становится все более схематичным, а события откровенно сказочными. Но первые две — более чем хороши.
Antarctida, 6 января 2016 г.
Интересный роман. Фантастического в нем только физиология аборигенов планеты Нги-Унг-Лян. А в остальном любовно-приключенческий роман, интриги королевского двора. Описание аборигенов вызывает ассоциации со средневековой Японией, но страсти, которые бушуют в молодых героях заставляют вспомнить пьесы Шекспира. Взаимоотношения одной молодой пары напомнили мне «Ромео и Джульетту», а другой — «Двенадцатую ночь».
На фоне всей этой романтики чужеродно ((для меня) воспринимается образ землянина-этнографа. Схематично-картонный персонаж получился. Может быть в продолжении раскроется человек?
MirraCat, 9 января 2014 г.
Великолепно! Одна из самых необычных фантастических книг, прочитанных мною за последние несколько лет. Порадовала несказанно.
Уровень писателя действительно очень хороший. Даже не верится, что самиздат.
Clemm, 26 февраля 2013 г.
Вот это да! После прочтения первой части «Лестницы из терновника» Макса Далина впечатления исключительно положительные. Так что так просто я нги-унг-лянцев не отпущу, впрочем, они и сами, думаю, меня не скоро отпустят.
Итак, что у нас есть после прочтения первой книги? Во-первых, далёкое-предалёкое будущее, в котором наша цивилизация шагнула так высоко, что земляне не просто бороздят просторы Вселенной, но и активно вмешиваются в жизнь на других планетах: подсматривают, подслушивают, записывают, снимают — изучают в общем, а то и того хуже — толкают инопланетных аборигенов на правильный, по земным представлениям, путь развития, способствуют прогрессу то есть. Понятно, что самим аборигенам до прогресса, может быть, и нет никакого дела, но наших ученых это особо не смущает. Во-вторых, у нас есть планета Нги-унг-лян, население которой внешне почти не отличается от землян, но в плане физиологических и психологических особенностей — о, тут различия настолько велики, что земляне считают нги-унг-лянцев ошибкой природы, эволюционным недоразумением и относятся к ним если не с презрением, то с недоумением точно. В общем, не могут понять. А чтобы как-то разобраться в сложном мире нги-унг-лянских ценностей, на планету время от времени отправляют земных этнографов, которые, правда, там почему-то не выживают. Последний из отправленных — Николай Дуров — является и главным героем, и рассказчиком в одном лице. «Спустившись» с северных гор, он попадает в государство Кши-на, во многом напоминающее средневековый Китай или Японию в пору расцвета. К слову сказать, Далин потрясающе пишет: созданный им мир прорисован в мельчайших деталях и подробностях, в красках, звуках и запахах, но при этом описания не утомляют и не отвлекают от сюжета. Более того, мы, читатели, видим мир Кши-на как снаружи (через критическое восприятие «чужеземца» Ника), так и изнутри — глазами Ра, младшего представителя одного из старейших аристократических семейств. Благодаря такому двойному видению мы не только сразу же проникаемся культурой кшинассцев, но и замечаем глубокую пропасть между двумя мировоззренческими системами и постепенно понимаем, насколько сильно, непостижимо, безнадёжно отсталые, казалось бы, инопланетяне, застрявшие в дремучем кровавом средневековье, отличаются от продвинутых землян. Причём не всегда в пользу последних.
Что же у них не так? Чем они, собственно, лучше при их странной физиологии, бросающейся в глаза жестокости и чудовищных телесных метаморфозах, от которых наших тошнит самым натуральным образом? Просто этим странным гуманоидам, во всяком случае большинству из них, независимо от сословной принадлежности, присущ самый настоящий аристократизм духа; такое чувство, что он у них на генетическом уровне заложен, как свод правил, от которого ни на шаг отступить нельзя. И Любовь у них неразрывно связана со Смертью, а все чувства, все эмоции доведены до предела. Впрочем, это и неудивительно: когда каждый день ходишь по лезвию ножа, реальность наверняка воспринимается по-другому. Может быть, даже проще и яснее. Иначе откуда бы такое поистине самурайское мужество, такая стойкость и способность сохранять самообладание в самых, казалось бы, страшных ситуациях?.. В общем, мне на редкость симпатичны эти инопланетные андрогинные ребята — те, что до метаморфозы, особенно. У меня к ним какая-то неудержимая трогательная нежность (совсем не то, что к аккалабатским дарам, ага), мне их по волосам гладить хочется и одеялом накрывать, когда они засыпают, обнимая боевой меч, словно плюшевого медвежонка. Это ведь тоже детство, и оно чудесно, только вот взрослеют они — мгновенно… и страшно. Потому что сколько ни готовься… в будущем счастья никто не гарантирует. И за неизбежность этого перехода от объятий с мечом к другим объятиям их тоже хочется по волосам гладить и бусинки в косы вплетать…
vgi, 21 февраля 2013 г.
Весьма достойная книга. Тем более приятно это отметить, что автор, как я понимаю, публикуется главным образом в самиздате, который обычно произведениями такого уровня нас, увы, не балует.
Разумеется, прежде всего роман напомнил мне «Левую руку тьмы» Ле Гуин — но в заимствованиях автора не упрекнуть, он пошёл совершенно своим путем. Реверансы в сторону «Трудно быть богом» тоже показались мне в данном случае уместными и симпатичными.
Не понравилась мне буквально одна вещь. Неубедительно звучат утверждения рассказчика об инстинктивном отвращении, которую земляне поголовно (включая этнографов и членов КОМКОНа) испытывают по отношению к аборигенам. При том, что сам герой привык к ним, если верить книге, легко и сразу, практически никаких внутренних барьеров не преодолевая. Почему? Это он такой странный, или все остальные земляне — такие ханжи и ксенофобы?
Планирую читать цикл дальше, да и автора возьму себе на заметку.
Ставлю твёрдые девять баллов — по моей шкале это «очень хорошо».
P.S. Впрочем, в следующих романах серии упомянутая неубедительность, похоже, получит своё разъяснение. Зря я придирался.
Akva, 8 января 2013 г.
Очень приятная книга! Несмотря на всю свою необычность герои притягивают, заставляют сопереживать. Атмосфера пропитана лепестками цветов с привкусом легкого эротизма. Книга возбуждает, активизируя воображение, будит желания. Три раза перечитала про поединок с принцем, заснуть сразу нереально.....
MiKat, 19 марта 2012 г.
Книга впечатлила. Очень необычное фантастическое допущение — цивилизация гермафродитов, использовано на все сто. Структура общества, любовные и бытовые коллизии — все чуждо, но так понятно. Все это помножено на японскую эстетику, которая подходит к ситуации как нельзя лучше. В книге нет войн и сражений. Любой поединок при всей его кровавой жестокости — это поединок за любовь. Любовь в этом мире иногда нежна, иногда жестока. Дарит блаженство, и причиняет боль. Как лестница из терновника, ведущая в небо.
А разве где-то иначе?