fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Полярис»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
771
Моя оценка:
-

подробнее

Полярис

Polaris

Другие названия: Полярная звезда

Рассказ, год; цикл «Сновидческий цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 100
Аннотация:

В свете Полярной звезды встают мраморные стены города Олатоэ. И что есть реальность – воображаемое королевство Ломар, осаждаемое ордой желтолицых варваров, или «жизнь в кирпичном доме к югу от зловещего болота и кладбища на холме»?

Примечание:

Рассказ был написан весной-летом 1918 года и впервые опубликован в декабре 1920 в журнале Philosopher. В его основу лег сон Лавкрафта, повторяющий сюжет «Поляриса» в общих чертах. Вот как он описывает этот опыт:

«Несколько дней назад мне приснился странный сон о странном городе — о городе множества дворцов и позолоченных куполов, лежащем в низине меж грядами серых, жутких холмов... Я, так сказать, наблюдал этот город визуально. Я был в нем и рядом с ним. Но я определенно был лишен телесного воплощения... Я помню свое живое любопытство и мучительные попытки вспомнить, что это за место, ибо мне казалось, что некогда я хорошо его знал, и что, сумей я его вспомнить, я вернусь в очень далекий период — на многие тысячи лет в прошлое, когда произошло нечто смутно ужасное. Один раз я был почти на грани осознания и был безумно напуган этой перспективой, хотя и не знал, что именно мне придется вспомнить. Но тут я проснулся... Я пересказываю его в таких подробностях, поскольку он очень сильно меня впечатлил».

Примечательно сходство «Поляриса» с работами лорда Дансени, с которыми Лавкрафт познакомится только через год. Он пишет:

«Полярис» весьма интересен тем, что я написал его в 1918 — до того, как прочел хоть слово из лорда Дансени. Некоторым трудно в это поверить, но я могу предоставить не только заверения, но и полное подтверждение того, что это правда. Это просто случай похожих взглядов на встречу с неведомым и порождение похожего багажа мифических и исторических знаний. Отсюда сходство в атмосфере, вымышленных названиях, обращении к теме снов и т. д.».


Входит в:

— журнал «Weird Tales, December 1937», 1937 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Friendly Aliens: Thirteen Stories of the Fantastic Set in Canada», 1981 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Гипнос
2007 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Хребты безумия
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Криптософия
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Ночной океан
2022 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2024 г.

Периодика:

«Weird Tales» December 1937
1937 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.
Алхимик. Сборник рассказов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Doom That Came to Sarnath
1971 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Friendly Aliens: Thirteen Stories of the Fantastic Set in Canada
1981 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Da un altro mondo
1995 г.
(итальянский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна история, рассказывающая о чудесном мире сновидений, куда герой рассказа попадает каждое время, когда видит на небе сияние Полярной звезды. Вначале он посещает этот мир как фантом, невидимый и неосязаемый, но через некоторое время обретает новое тело и биографию. Теперь он — житель прекрасного города Олафоэ, лежащего на плато Саркия между двумя горными вершинами, стерегущими западный перевал. А за ним находится город Дайкос, который в один из дней был захвачен воинствующими карликами-убийцами. Теперь они наверняка направятся к Олафоэ. Герой вместе с остальными жителями города готовится отразить их нападение, неся свою вахту наблюдателя на вершине сторожевой башни... Первая параллель мира грёз с нашим заключена в воинственных карликах, которые в мире Олафоэ носят имя «инуты». Дело в том, что своим обликом они сильно напоминают американских эскимосов. Тонкий намек заключается в том, что этот народец называет себя «иннуиты». Усекаете сходство? Автор про него не упоминает, ибо каждый американец и так всё поймет. А вот иностранцам требуется некоторое пояснение. Эскимосы-иннуиты весьма миролюбивый и непритязательный народ — почти что символ беззащитности. Но в мире грёз всё обстоит по-иному: там инуты — жадные до крови завоеватели, не испытывающие жалости перед своими противниками. Чем не толкиновские орки, штурмующие Минас-Тирит? Трагедия героя рассказа состоит в том, что по-настоящему стать жителем мира своих сновидений он так и не смог, причем в самый решающий момент. А лично я и не сомневался, что так будет: практически все произведения Лавкрафта заканчиваются на пессимистической ноте. Говорят, что все пессимисты — счастливые люди, ибо никакие предсказания не могут их огорчить. Но, почитав Лавкрафта, почему-то так уже не думаешь. Скорее, он «рыцарь печального образа», разуверившийся в собственном мире. Грусть, печаль и разочарование, по его мнению, — единственные чувства, достойные человека. И мне иногда кажется, что писатель не так уж и далек от истины.

-----------

РЕЗЮМЕ: история человека, который так и не сумел стать своим в мире собственных сновидений. Уверен, что каждый из нас когда-либо испытывал на себе подобное чувство — особенно по утрам.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень яркий, запоминающийся образ, что звезды, что дозорного, что некого перерождения. Очень тонкий, действительно хорошо передающий ощущение сновидения, образ.

Сам дозорный напомнил почему-то, ту третью главу из «Глаза другого мира» Джека Вэнса, «Горы Магнатца», где главный герой попадает в похожую ситуацию.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта история в полной мере «сновидческая», чья принадлежность к «сновидческому циклу» не вызывает сомнений. Главный герой долгими ночами под холодным светом Полярной звезды вспоминает о городе, который то ли был, то ли нет. С равной вероятностью он мог оказаться ночными грёзами, мечтами или же городом из параллельной реальности, вычеркнутым из истории мира из-за невольного предательства главного героя.

Собственно это история о городе, о человеке, который им грезил, и об испытании, которое оказалось невозможно пройти.

Из неожиданного — в качестве злой воинственной силы здесь показаны обычные эскимосы.

Рассказ красивый, изящно закольцованный и пронзительно грустный. Есть здесь и нотки жути, проявляющиеся в тех же метафорах и описаниях. «Жуткий мерцающий свет, око неведомого безумца» — и всё это про Полярную звезду. И у главного героя были причины для подобных эпитетов.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно один из лучших рассказов сновидческого цикла, да и всего творчества Лавкрафта в принципе. Небольшой, печальный рассказ полный мистики и тайн, невероятно лиричный и атмосферный. Настоящий маленький шедевр.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересное произведение. Которое, по моему мнению, с оговорками можно приписать к известному «Сновидческому циклу». Да, главный герой видит сон, но этот сон словно «воспоминания», переданные ему Полярной звездой. Он видит то, что происходило двадцать шесть тысяч лет назад, когда Полярная звезда в прошлый раз сияла на небосводе. И стает участником неких событий, когда предки эскимосов (инуитов) завоевывали новые земли, разрушая древнюю цивилизацию. Герой не отправляется в Мир Снов (как, например, происходит в «Поисках Кадата»), а словно переносится в далекое прошлое (возможно в тело своего далекого предка). И здесь, и там он ощущает себя частью мира, в котором находится, — в итоге теряя представление о том, что есть реальность, а что лишь грезы... или «воспоминания».

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж и впрямь настоящие видении Лавкрафта, ощущение что в рассказе описан один из его фантастических снов, звезды, луна, и куча загадок, в этом весь Говард.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красиво и весьма поэтично написанный рассказ... О чем-то заветном и тайном, о мире и прекрасном городе из снов и о вечном сожалении от упущенных возможностей, о шансах, которыми мы по неведомым нам самим зачастую причинам не воспользовались. И лишь звезда в небесной синеве все также взирает на нас бесстрастно и отстраненно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и «Показания Рэндольфа Картера», который я читал перед этим, рассказ тоже написан по следам увиденного сна. Но если в случае с «Показанием…», на мой вкус, история получилась слабая и шаблонная, то тут вышло очень любопытно, особенно это ощущение недоумения и какое-то мучительное противоборство героя собственному состоянию, тяжкое томление души в ощущении случившейся беды, случившейся по его вине… Но, в первую очередь, прекрасно передано состояние «раздвоенности» и какого-то гипнотического влечения и ступора. Отличный рассказ в плане ощущений, хотя, возможно, в плане сюжета и не столь сильный. Однако, ощущения… Он не только по теме, но и по атмосфере своей, по высокому патетическому очень приятному стилю во многом схож с произведениями о «мире сна».

Хотя, последнее время мне кажется, с классификацией произведений Лавкрафта есть сложность. Так, например, рассказ «По ту сторону сна» по моим скромным ощущениям похож на «сновидческий цикл» хотя бы темой… А вот «Белый Корабль» заслуженно причисленный к «миру сна», однако если смотреть на примечания к нему здесь, на сайте, то: «Важно отметить, что ни «Белый корабль», ни многие другие произведения Лавкрафта, вошедшие в так называемый «Сновидческий цикл», не являются историями о снах. Наоборот, автор подразумевает реальность происходящего, а его герои скорее не спят и видят сны, но путешествуют во времени и пространстве, посещая минувшие эпохи и параллельные миры.» Вот такие вот сложности. Так и здесь – что-то очень близкое, по-моему, к «сновидческому циклу», если учесть ещё и прецедент с «Белым Кораблём», хотя прямых поводов типа перемещения в другой мир тут нет (как и в «Белом Корабле»). А вот прямой повод отнести «Полярную звезду» к «мифам Ктулху» есть – это «Пнакотические рукописи», входящие-таки в конон «мифов» вместе с «Некрономиконом» (и, выходит, «Пнакотические рукописи» в рассказах Лавкрафта появились раньше «Некрономикона») и другими мистическими текстами… Но здесь рассказ к «мифам» не причислен. Так вот сложно… Но для меня это скорее очередное доказательство того, что львиная доля произведений Лавкрафта, относятся они к какому-то циклу или нет, являются частью одного пространства и так или иначе, но незримо связанны между собой… Вот такие долгие мысли, после короткого рассказа.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Явь то или сон – полет планеты отмеряет нам десять тысяч лет. Открывая старые секрете, городов, которых нынче нет»

Рассказ из условного сновидческого цикла можно назвать вступлением к более крупному произведению Лавкрафта – «В поисках неведомого Кадата». Он бегло упоминает мраморный город на плато, Ломар и каннибалов Гнофексов, о который поведает в упомянутой повести. Сама же «Полярная звезда» фрагмент, где в центре событий захват адскими карликами города Олафе. Живописная картина!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного уточню пояснения SlavaOsin. Полярная звезда смещается не из-за поворота галактики, а из-за прецессии, «гуляния» оси вращения Земли, которая совершает полный цикл и приходит в прежнее положение с периодом 26000 лет. Таким образом, герой Лавкрафта видел не «звезду, много тысяч лет назад занимавшая место полярной», а всем нам привычную Полярную звезду, только 26000 лет назад, когда она в прошлый раз проходила около Северного полюса мира. Кстати, ближе всего Полярная будет к полюсу в марте 2102 года, затем начнет удаляться от него и в 3200 году перестанет быть полярной аж до следующего цикла через 26000 лет...

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из любимых произведений Г. Ф. Л. — короткое, лаконичное и вычурное одновременно. Что есть сон и что есть реальность?.. И что, если безумец — прав?.. Сколько жизней проживаем мы в этом мире?.. Или это одна жизнь, общая для многих тел, живущих в разные эпохи и в разных странах?..

Есть произведения, читая которые, я проезжаю свою станцию метро или автобусную остановку. Есть произведения, в которые я могу провалиться с головой, даже читая их в сотый раз. Но произведений, от которых у меня выступают слёзы, всего два. Это «Бисэй» Акутагавы и «Полярис» Лавкрафта. Я — тоже сновидец, и тоже пытаюсь писать повесть, в которой всё завязано на сновидениях героя и трех мирах. И многое в «Цикле снов» оказалось мне знакомым. В особенности — ощущение после пробуждения, когда возвращение в наш, «настоящий» мир, шокирует и подавляет. А что, если ТЕ сны — действительно не сны?.. Я уверен, что наши сновидения — гораздо более сложное и разносторонее явление, чем считается в науке и в религии, и что толкования наших психологов, психиатров и оккультистов — наивны и очень фрагментарны. Иногда сны — лишь побочный продукт работы мозга, но иногда в них раскрывается нечто, пришедшее из... Других жизней? Других времен? Других миров?

Увы, ЭТИ сны посещают меня всё реже и реже...

Существует три перевода «Поляриса» на русский язык, и все — далеки от совершенства. У меня самый любимый — тот, где рассказ называется «Полярисом». Там самый лучший перевод десятистишья. Впрочем, его портят длинные и путанные сложные предложения. Да, Лавкрафт такими предложениями и писал — но на короткословном английском языке они выглядят совсем иначе. Если сохранять их при переводе — читается тяжело (особенно тяжело — если попытаться прочесть вслух), а также похоже на горячечный бред.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые рассказы Лавкрафта до того напоминают горячечный бред, что не знаешь, то ли автор серьёзно их писал, то ли как раз в бреду и находился. Это размышление, впрочем, нисколько не умаляет зловещего очарования каждого подобного произведения, и короткий «Полярис» – тому доказательство. Сон или не сон видится герою по ночам? А если сон, то почему его реальная жизнь так мало похожа на жизнь? Уж не душевнобольной ли наш герой? А если не сон он видит, а реально путешествует сквозь время и пространство, то отчего о его делах и беде (как ни крути, а рассказ как раз трагедия и есть, а не просто бред) осведомлёна звезда? Может, она отождествляется с всевидящим богом? Лавкрафт был бы не Лавкрафт, если бы бог этот помог герою. У Лавкрафта даже боги злы и коварны. И холодны, как звёзды.

Странно, но бедственным положением героя успеваешь проникнуться прежде, чем всё заканчивается. Немало тому способствуют витиеватые фразы, в которых слышатся опасность и безвременье.

+7

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это полноправный представитель Цикла Снов Лавкрафта. Рассказ как нельзя лучше раскрывает тему сна, его воплощения, вопроса о настоящем и надуманном.

Главному герою снится определенный сон, в котором он видит реальный город и реальных людей. Постепенно он осознает себя в этом новом мире, узнает людей и места, которые становятся для него родными. Он помнит имена и названия. Он осознает проблему и угрозу этого мира. Но тот факт, что он все еще спит, не дает ему завершить свою миссию, а именно помочь своим друзьям защитить свою страну и город, который стал для него таким родным.

В сюжете идет подмена понятий, этакое смещение в плане осознания истинного бытия. По началу герой понимает, что реальность — это то, где он находится, в доме близ кладбища рядом с болотом, где у центрального окна видна перспектива мрачного леса. Но затем он вдруг понимает, что настоящая его реальность абсолютно иная. И это действительно гениальная идея. Тут можно рассуждать на тему субъективного идеализма, ссылаться на Беркли и Юма, или вспомнить Канта. Ведь Лакрафт в своих идеях и версиях о снах, о подлинном бытие подобрался как нельзя ближе к философам того времени.

Отождествление Полярной звезды с некой зловещей силой наверняка таит в себе некий скрытый смысл. Ведь именно эта звезда своим сиянием побудила в главном герое эти яркие и запоминающиеся сны, путешествуя по которым он совершенно запутался в вопросе об истинном бытие. Но если действительно обратиться к истинному переводу того стиха, слова которого нашептывала эта самая звезда, то можно сделать вывод, что на ее месте действительно была другая звезда из некой параллельной реальности, а главный герой просто увидел свою реинканацию или свое воплощение, и его разум (а может душа) осознал слишком многое для того, чтобы действительно определить до конца причастность к тому или иному миру.

Версий весьма много, и все красочные и загадочные. Ясно одно — Лавкрафт хотел описать очень красивую и глобальную историю сна, который он видел сам своими глазами, а причины такого сна он предложил найти нам самим.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нечто безумно красивое. Как свет миллиардов далёких звёзд, на одной из которых обязательно существует твой двойник. Не ожидал такого от Лавкрафта, настоящие стихи в прозе.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Полярис» — это нетипичный рассказ Лавкрафта. Хотя бы потому, что написан он в жанре фэнтези. Только фэнтези в том виде, в котором оно существовало в начале 20 века. И не смотря на то, что творению великого автора чуть менее ста лет, произведение поражает многогранной фантазией автора. Говарду Лавкрафту удалось настолько живо и ярко описать свой сон, что хочется аплодировать стоя. Читая рассказ, забываешь обо всём. Дурные мысли улетучиваются из головы как дым на осеннем ветру. Не часто в творчестве мыслителя из Провиденса можно встретить произведения не о всевозможных ужасных тварях, пришедших в наш мир с Плато Ленг и прочих страшных мест, а нечто светлое, позитивное, настраивающее на оптимистичный лад. Более того, Говард Филлипс Лавкрафт едва ли не впервые пытается убедить нас, что надежда должна оставаться в сердце всегда. Ибо наши мечты, в конечном итоге могут сбыться, какими бы безумными они нам ни казались поначалу. Перед нами другой Лавкрафт и эта светлая его грань наполняет сердце теплой надеждой. И пусть на протяжении всего рассказа «Полярис» в большинстве своём мы только и делаем, что наблюдаем за тесным переплетением реальности и сновидений, всё же исполнено это Лавкрафтом в высшей степени превосходно.

Автор очень удачно воплотил в жизнь главный лейтмотив рассказа: настоящая реальность, это необязательно то, что окружает нас каждый день, вполне возможно, что реально лишь то, что видим мы только когда закрываем глаза и подчиняемся власти сна. Так что вывод напрашивается сам собой: каждый день ложась спать вместе со своими сокровенными мечтами, не стоит изумляться, если в один прекрасный день они воплотятся в реальность, даже если раньше казалось, что такое невозможно в принципе. Мысли материальны, поэтому нужно точно определиться, чего мы хотим. Иначе некоторые наши грёзы могут реализоваться несколько в другом виде, чем мы могли ожидать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх