Стивен Эриксон «Память льда»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | С множеством интриг | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система )
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Культы | Тёмный властелин | Путешествие к особой цели | Спасение мира | Жизнь после смерти | Бессмертие | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Сюжетное продолжение Садов Луны с действием, происходящим параллельно Вратам Мертвого дома. Новая война, новые враги, новый Дом; многое проясняется и еще больше запутывается. Боги все ближе, чтобы «взойти» достаточно всего лишь отрубить тысячи голов, спасая одну жизнь под флагом окровавленной детской рубашки; некоторые небожители уже спустились (были сброшены) вниз. Кошмарная армия против империи, вызывающие всепоглащающий ужас союзники на ее стороне. Кровавая бойня и дикая магия. В центре всего этого, как любит Эриксон, люди и их души, страдания и решения. Судьба Тлан Имассов и судьба Человека ждут своего часа.
А еще... А еще будут 23 брата, говорящая лягушка и милейшая парочка некромантов.
Входит в:
— цикл «Малазанская империя» > роман-эпопею «Малазанская «Книга Павших»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 9-е место | |
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 9-е место | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Зарубежный роман года. 8-е место ("Память льда") |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- И. Иванов (1), Е. Лихтенштейн (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alexssk, 24 января 2019 г.
Вот и прочитана 3-я книга, ощущения спорные, казалось бы большой мир, интересная мифология, намек на эпик, но все это в итоге не работает. Вернее, не работает так, как подается автором. Мир хоть большой и богатый, но по сути своей он статичен и не побоюсь этого слова скучен... Почему то автору не интересно развивать свою историю, каким либо Настоящим экшеном от ранее описанных и реальных сил этого мира, то есть богов, вместо этого в мясорубку каждую книгу закидывают каких то, свежепридуманных существ, мелких божков и т.д., но больше этого автор любит нырять в прошлое своего мира, вот прямо до дрожи любит, меня аж перекосило, когда автор (страстный археолог в душе и по образованию), решил докопаться в выдумках до динозавров... тут это ящеры с мечами вместо рук... то есть выскакивающих из земли ископаемых мумий Тлан Имасов с каменными мечами показалось мало. Вся ценность этих вбросов для автора, кроме тепла на его душе, заключается в том, что каждая книга отделывается эпичными, но локальными разборками древних или нововведенных сущностей... при этом общая история и основные персонажи и силы либо не делают ничего, либо самопожертвенно или пофигистично терпят это шапито.
Очередные ружья, которые хрен знает выстрелят ли вообще. Например капитан Паран, именно с этим персонажем иногда должен обобщать себя читатель, вокруг происходит совершенно непонятная дичь, мы в ней учавствуем и страдаем, но давайте делать вид, что нам все понятно (нихрена не понятно, ни нам ни персонажу). На его настрадавшуюся голову упала честь стать Повелителем колоды (что вообще все это значит, надо додумывать самому, 3 книги прочел, что за колода, как это работает, какого хрена тут вообще происходит), то есть... каким то образом он может влиять на расклад сил среди богов... наверно... знаете немного раздражает, что автор вместо каких либо разъяснений на эту и подобные темы кинул в меня очередным свежим высером с динозавриками и т.д. Может быть с этим призванием Парану достались сверхсилы, могущество равное Богам, может хоть красный плащ и пафосное бормотание? А вот хрен читателям на нос, мы как и он всю книгу останемся в непонятках значения всего этого. Нет, кое что ему перапало (правда к новой ачивке это не относится), но это так мелочь (на одного кондора из сотни сойдет), он все тот же смертный, получающий раны, с невнятной мотивацией и бесячей внутренней чувствительностью и неуверенностью.
Мотивация всего происходящего вообще слабое место всего цикла, причинно следственные связи остаются за кадром, вдумчивый читатель видимо не должен отвлекаться на такие мелочи, конечно вот же динозаврики... смотрите как интересно, у них есть история. Начиная с первой книги меня не отпускало ощущение, что руководством и стратегией малазанской империи занимаются дегенераты. Они ведут длительные кровопролитные войны, напрягая все ресурсы... большая часть боев напоминает тактику забрасывания трупами. В первой книге нельзя было отвести армию от Запланированной магической атаки? Ну так, чтобы люди попусту не гибли от магического огня и падающих кусков Отродья Луны? Насколько уместна в этой книге постоянная экспансия империи, на фоне внутренней чистки от благородного сословия (причем в данном мире благородные больше занимаются экономикой, чем войной, то есть их целенаправленное истребление подрывает экономическое благополучие империи), на фоне огромного восстания (которое не было сюрпризом) и чудовищных потерь в Семиградьи... что слишком сложные вопросы? Ну ладно давайте, как то мутно задружимся с врагами (война с которыми шла десятилетие, потери, цели, смысл этих жертв...) и пошлем обьединенную скромную армию к черту на кулички.
Обьявился ужасный жестокий тиран. Главное отличие от всех подобных типов, что он забил на снабжение своей огромной армии. Страной правит культ канибализма, земля разорена, города мертвы, выжившие крестьяне согнаны в полувоенные многотысечные орды. Можно конечно постараться закрыть глаза на воинский потенциал голодных изнуренных плоховооруженных бомжей, но поверить в то, что такое формирование способно существовать в реальной жизни дольше нескольких недель верится с трудом. Численность такой армии будет уменьшаться в разы еженедельно . Подача из серии, чтобы выживать им приходилось все время воевать и разорять города, как то слаба, это не армия и это не война, это авторская вольность. Автор сделал все, чтобы описать эту сторону конфликта максимально отталкивающей. В итоге единственной реальной военной силой врага можно считать только динозавров (и «кондоров» в конце), они настолько круты, что необходимость морить голодом армию и устраивать весь этот трэшак отпала бы сама собой. Но у нас же тут безумный тиран... оправдание безумием всегда спасает ленивых авторов от заморочек с продумыванием мотивации персонажу.
А еще автор любит всеми способами, языком персонажей превозносить малазанскую армию ее дисциплину и т.д... Насколько вообще это адекватно и справедливо, если данная вселенная просто кишит магами и существами способными десятками, сотнями и тысячами выкашивать ряды солдат за секунды... Малазанская армия активно и героично засыпает собственными трупами все полянки и городки в которых ведет действия. Отсутствие инстинкта самосохранения видимо наше все...
Естественно в конце нас ждут утраты, потери и страдания... Ненужные смерти, неуместное самопожертвование с разной степенью пользы и нелепости. Чрезмерная сентиментальность и чувствительность автора под конец романа в очередной раз вызывает раздражение, методы выжимания слезы уже приелись, жертвуем второстепенными персонажами, второпях раскрывая их (не всех) с человечной стороны.
Я не буду комментировать Увечного бога, т.к. 20 строк с его участием и куча притянутых за уши условностей этого не достойны... Очередной сюжетный подкидыш, да еще и с наглым заделом на длительное продолжение. Этого подкидыша можно считать первым заранее !спланированным! связующим звеном к следующим книгам, до этого автора бросало из одной идеи к другой без какой либо Четкой общей картины или единой линии. Учитывая, что ряд второстепенных персонажей или Богов автор предысторией обделил, то впоследствии у него вполне развязаны руки напридумывать им что угодно... это конечно удобно, но возникает ощущение, что сценарий пишется по ходу пьесы.
Книга неплохо написана, интересная, интригует, но вместо эпика мы ковыряемся в многостраничном болоте из условностей, допущений, подкинутых рас и персонажей, неадекватных поступков, отчужденности от понимания всей картины в целом... а это уже 3 книга... Напоминает катание на карусели в детстве, увлекательно, но бесцельно. Концовка слита, сливы это конек автора, всю книгу интриговать, чем то многозначительным и судьбоносным, а в конце все это ливануть и отмахаться чем то второстепенным и посредственным, щедро полив конец слезами и соплями... Большой потенциал, щедрые авансы, скупое исполнение. История почти не двигается вперед, она топчется на месте, глобальные события развиваются крайне медленно, зато погружений в древность хоть отсыпай, неупокоенные древние войны с каменными мечами, волки, ящеры, разнообразные Тисте-хрен-знает-скольких-видов-Анди, кого угодно автор напихает, только бы историю мира не двигать вперед. А помните в первой книге Всеобщий фетиш с монетой, чем вся интрига с ней в итоге закончилась? (Джагутского тирана туда же.) Скажем так в двух следующих книгах про нее никто не вспомнит. С каких это пор кастрированные, передерганные концовки стали называть неожиданными поворотами сюжета? Попробуйте вкратце рассказать кому нибудь о содержании этой книги, сильно растянутый рассказ о локальном конфликте, малозначительном для мира, персонажи картонные и наивные, мотивацию и тактику Малазанской армии и Сжигателей можно обьяснитьтолько сильной тягой к суицидам, реалистичности нет от слова совсем, упомяните сотни тысяч голодных бомжей канибалов и динозавров с мечами вместо лап.. какое нафиг 4-е место в рейтинге темного фэнтези... стыдно за вас. Ах да, еще в этой книге высок градус наркомании, ой, авторской фантазии... пути используемые магами это божественные «кровеносные» сосуды, а земная твердь это тело другой богини, как это влияет на сюжет? Правильно, никак... просто автор не может остановиться в навешивании ружий в расчете на будущие книги, жаль только частенько ружья не стреляют, а интриги как то сдуваются.
«А еще... А еще будут 23 брата, говорящая лягушка и милейшая парочка некромантов.» ну да будут... первые и вторые на 2 абзаца, неизвестно зачем вообще, некроманты уже на несколько листов и тоже совершенно не понятно зачем и почему, никакой ценности истории они не несут.
Interman, 14 октября 2017 г.
Очередной опус Эриксона как обычно переполнен несуразицей.
Ну, во первых, такое образование как Паннионский Доминион существовать не способно в принципе, то есть совсем никак. При описанной социально-экономической модели государства, от Провидца, максимум в течении нескольких месяцев, разбежались бы во все стороны света все его живые и смертные подданные, ну а оставшиеся попросту передохли с голоду, а он бы продолжил пребывать в гордом одиночестве в окружении орды рептилоидной нежити.
Во-вторых, поражает непроходимая тупость большинства персонажей и их действий, при всей их божественной крутости. Зачем малазанцы, оторвавшись от основных сил, в авральном порядке ринулись на штурм Коралла, при этом пафосно превозмогая и неся неоправданные потери? Зачем Рейк уронил на уже почти взятый город свою крепость, тем самым поломал её и затем утопил? Что мешало Бруду просто телепортироваться к Паннионской столице и разок бахнуть молотом, обрушив её в какую-нибудь разверзшуюся от этого пропасть, вместо того чтобы впустую срывать злость ведясь на троллинг Крюппа. И таких моментов ещё множество наберётся.
В-третьих, нереалистичность взаимоотношений персонажей с окружающими, как и их модель поведения. Ну не могут стотысячелетние божественно могущественные Бруд, Зависть, Рейк и им подобные, так себя вести и уж тем более сюсюкаться со смертными, словно считая их чем-то равным себе. Порядки в малазанской армии, ещё и наполовину при этом состоящей из воинственного бабья, у служившего человека вызывают дикий фейспалм. Такое войско воевать и уж тем более побеждать никого и ничего не способно в принципе. Про нравы, обычаи и порядки в прочих городах и весях, расах, племенах и народах мира малазанщины тоже хочется сказать — «не верю!»
Венчает всё это великолепие вишенкой на торте шедевральный перевод от Лихтенштейна — когда я увидел «Скалла» Менакис чуть кровь из глаз не пошла. Занавес.
DemonDie, 6 мая 2020 г.
Какая книга, второй такой серии я не читал. Помните монету из «Садов Луны», она все вертелась, вертелась и утонула в море. А Тирана помните, супер сильного, который шел за мечом, чтобы еще круче стать и погиб. Центральный сюжет — главный минус цикла. Автор в первых двух томах и знать не знал куда его ведёт. Так и в этой части не знает, но придумал уже нового супер злодея — Увечного бога, про него как раз пара строк и продолжение следует. Вообще если бы это были просто разные книги стало бы только лучше, но нет все пишут саги, и автору хочется быть создателем эпопеи. Но полотно выходит очень неоднородное и в целом картина не складывается. Б. Сандерса «Путь королей» как пример можно взять, у него наоборот все супер детально расписано, каждая мелочь, да скучновато, но зато видно, что имеется замысел серии, и ружья стреляют. У Эриксона ружья не только стреляют через раз, так он их производит в промышленном масштабе. Помните про оборотней? И что, зачем, к чему было про них во второй книге? Автор очень любит кидать в читателя новыми вещами не объясняя уже имеющихся. Для меня цикл на этом заканчивается, пойду «Архив Бересвета» читать.
Deliann, 10 января 2020 г.
Я уверен, до «Памяти льда» доходят только те, кому первые два сказания «Малазанской «Книги Павших» пришлись по душе. Ну не станет обычный читатель терпеть тысячи страниц чтива, которое ему даже не нравится. Поэтому без лишних слов и ненужных пояснений перейдем сразу к делу.
Третья книга отчасти является и второй. Большинство сюжетных линий «Садов Луны» продолжаются именно в «Памяти льда», а не во «Вратах Мертвого Дома». Это непривычно, но довольно занятно. Не раз и не два ловил себя на мысли, что книги неплохо дополняют друг друга, пусть и оставляют после себя больше вопросов, чем ответов. Ну да это нормально, впереди еще семь книг, все-таки.
Захват Даруджистана закончился полным провалом для имперской армии и восстанием Первого Кулака Дуджека. Между тем, на юге континента все больше поднимает голову Паннионский Домин. Тамошний Провидец, лишь мельком упоминавшийся в первой книге, занимает место основного злодея в третьей. Но не всё так однозначно. Все мы знаем, что у Эриксона нет однозначных злодеев и героев. Просто кто-то из персонажей является мерзавцем в меньшей степени, кто-то в большей, но своя червоточинка есть у каждого (справедливости ради, стоит отметить, что некоторые действующие лица – это одна сплошная червоточина). Очень здорово, что в этой книге обозначился главный конфликт цикла, хотя я не удивлюсь, если в восьмой или девятой части всё перевернётся с ног на голову, и цикл окажется вообще не про разборки с Увечным Богом и не о судьбах простых солдат, попавших в горнило божественных войн.
Читается эта история уже легче. То ли автор набил руку, то ли я окончательно привык к его стилю. Но в этот раз помощь глоссария и списка персонажей не потребовалась вовсе. Оторваться от книги сложно. Мне приходилось читать по дороге на работу, читать по пути с работы, читать во время обеда, настолько история захватывала.
Недостатков не заметил, но я и не искал. Единственное, что беспокоит – количество времени, которое пожирает Малазан. Уже месяц читаю цикл, а дошел только до третьей книги… А ведь я подумывал его еще и перечитывать в будущем.
Nikonorov, 3 сентября 2016 г.
Пожалуй, стоило читать эти девятьсот с лишним страниц, чтобы в конце автор подарил нам ТАКОЕ. 100 с полтиной страниц непрекращающегося зубодробительного экшена, сражения, магии и, конечно, убийств. Ожидаемых и совсем неожиданных. В какой-то момент я даже обиделся на автора — ну зачем же этих-то убивать? А этих? Ну а вон того нафига, Стивен?!
Взятие Коралла — это слишком мощно. Сход всех линий, сход всех персонажей. И знаете, вот все хвалят Сандерсона за кинематографичность. Я тоже. Однако Эриксон способен потягаться с Брендоном.
При этом я осознаю, что защита Капастана мне все-таки понравилась больше, чем осада Коралла. Наверное, из-за большего отчаяния и меньшего количества людей. Там действительно было противостояние отдельных персонажей и горазда меньших сил против армии тенескаури и войск Паннионского Провидца.
А еще автор любит красивые смерти. И даже с налетом, хм, пафоса такого, что ли. Как, например,
Очень понравились Хватка и Дымка, Госпожа Зависть, дружбка Тлена и Тока, Паран и его познание себя, Остряк и его взгляд на божественность. По-прежнему малазанцы, саперы — неподражаемы. Единый организм, полный мрачного юмора и холодного фатализма. Но здесь к ним присоединяются еще ополченцы из Моттского леса, так называемые главмаршалы, и 23 брата.
При этом в обилии персонажей Эриксон не потерял разнообразия, и даже отъявленных вояк — Дуджека, Скворца, Парана, Бруда, Рейка, Корлат — воспринимаешь по-разному. Чего уж говорить о линиях Мхиби, Серебряной Лисы, Бена, Тока, Итковиана. Психология передана блестяще, я как сопереживал одним, так и болел за других, рвался с третьими и сражался вместе с четвертыми.
В середине некоторые места показались мне несколько затянутыми, а потом я даже потерялся во всех этих интригах, легендах, блужданиях по Путям, снам и прочем.
И, конечно же, концовка. Она благородная и благодарная. И довольно светлая, несмотря на смерти многих персонажей. Последнюю четверть книги автор ловко поиграл с эмоциями читателей, пустив их в такую гущу, что шкала эмоций стала похожа на синусоиду.
Я поражен размахом, эпичностью, воображением, проработкой Стивена Эриксона. Он не перестает радовать, не перестает удивлять и шокировать.
igor_pantyuhov, 5 октября 2020 г.
Я ожидал что к третьей книге цикла Эриксон развернулся уже в полную силу. Да и в принципе, многие говорили, что это так....
Ну, пожалуй процентов на 95 я согласен. Роман по настоящему захватывает, да так, что просто не можешь прерваться и отвлечься на какой-нибудь другой роман. (Я просто как правило читаю несколько книг параллельно друг другу. Так романы читать легче. Не надоедают). С этим кстати возникла проблема. Я бы и рад прерваться и отвлечься, так как книга-то длинная, порой просто надо перевести дух, да и события требуют осмысления и принятия, да не мог. Чисто физически, не мог. Как бы это абсурдно не звучало. В результате, когда я закончил читать, я просто был выжат как лимон. Больше всего мне понравился тот факт, что тут очень мало сражений. Тут много разговоров/совещаний, передвижений, интриг и прочего всего, кроме сражений. И это только в плюс. Так как это позволило автору глубже описать сам мир, расстановку сил в этом мире, ну а самое главное, персонажей. Так как персонажей тут действительно много. Если вы думали, что раньше их было много, то вы ошибались. Ну и позволило автору развесить «ружья», которые выстрелят в последствии. Кстати, ту автор еще и стал нас подводить к тому, что действие вскоре перенесется в другую часть света, которая ранее никак не фигурировала. Так сказать начал «мягко»/ненавязчиво подготавливать читателей к этому, чтобы ни для кого сей факт не был шоком/«ударом под дых», как это было с последним сезоном сериала «Клиника»). И надо сказать, у автора это получилось. Ранее, я расстраивался, что Полночный прилив описывает события и героев, которые до этого не упоминались, и мы оставим полюбившихся героев. На время. А теперь такого чувства нет. Стало любопытно, что там и как. Самой слабой частью, в романе являются сражения. Особенно финальное. Во-первых, сражения по большому счету играют в романе далеко не первую роль,(собственно говоря, не было бы их тут, и ничего бы роман не потерял) ну а во вторых, не мешало бы побольше логики в финальной битве. Например, для меня осталось за кадром, смысл появления Семени Луны...
Напоследок, хочется сказать, что цикл надо читать по порядку. Потому как, некоторые события, которые происходили во Вратах скажем, находят свое объяснение именно тут. Вдобавок, упоминается восстание в Семи Городах, в финале Дуджек с уцелевшими малазанцами отправляется туда в подмогу Тавор, ну и напоследок появляется полюбившийся мне императорский историк. 10/10
EagleMike, 5 августа 2016 г.
И хоть для меня лучшими остаются седьмой и десятый тома, но третий, лучший среди эпика во всем существующем «темном фэнтези»
Вот именно здесь Эриксон начинает свой десятитомник — все завязки, дальнейшие ходы и сам стиль — эпик+черный (но совершенно уместный) юмор, куча диалогов и размышлений.
И начинаешь болеть персонажами именно с третьего тома — а потому, что их потом дальше может и не быть. Не стоит забывать, что Эриксон археолог и антрополог, т.е. знает о чем говорит в разрезе давности существований рас и цивилизаций. Он рубит полюбившихся всем героев (а может и не героев вовсе), не забывая энтакими мелкими штрихами описать лучшие их стороны. Похихикать над богами и высшими существами — да без вопросов. Совершить не совершаемое, пасть и восстать, с хохотом подорвать себ среди врагов — это вроде и есть эпик.
Для меня лучший показатель книги — если я могу себя представить на месте одного из персонажей и спросить себя — а как бы я себя повел в данной ситуации? Так вот у Эриксона, несмотря на жанр — не было ни одного промаха. За это высший бал.
П.С. прочитав эту часть сперва на английском и треть не поняв, я был все равно поражен. За сим, огромная благодарность команде переводчиков и издателей
Владигор, 6 апреля 2020 г.
Разочарование — вот что осталось после прочтения. Я понимаю, трудно угодить всем, но есть всегда действенный вариант — выкинуть всё лишнее. Да, нелегко отказываться от результатов долгой кропотливой работы, но иногда приходится, Мастер, Просто необходимо! И вот это неисправленная Ошибка оттолкнула возможно многих потенциальных твоих читателей, а может даже и поклонников.
Теперь пройдемся по тому, что меня так задело в неприятном смысле. Сюжет очень предсказуемый. Кто-то сомневался, что исход будет другим? Да, в битвах и взятии городов использованы интересные замыслы, за это спасибо. Предатели, неожиданные стечения обстоятельств — все это, конечно, имеется. Но зачем же так растягивать, вводить ненужные разговоры. Мне иногда приходила в голову мысль, что все герои (исключая быть может лишь Мураша и Штыря) либо плетут какие-то интриги, или как минимум способны в этих интригах разбираться не хуже пресловутых дворцовых придворных. Такие тирады выдают, что теряется всякая логичность происходящего. Красиво, естественно, но это уже выглядит как явное излишество. Да и вообще, из-за многообразия героев, выглядят они во многом достаточно плоскими и одинаковыми. Есть конечно и яркие индивидуальности, но тут уж сценарий обязывает. И мир, даже если он и правда очень огромен, не тесновато ли всем будет со временем. Воины прошлого, растущие амбициозные империи, новые боги, спящие титаны? Какова вероятность, что всё это в конце сойдется. К тому же герои уходят навсегда очень уж неохотно. А зачем? Могут ещё понадобиться. На худов конец можно и воскресить)
Это всё придирки, конечно. Пошло б третье сказание запоем, я б этого и не заметил. Но... Скучно, неоправданно затянуто. А отсюда, собственно, и все остальные проблемы выходят. Эта книга, как по мне, для слишком искушённых интеллектуалов.
Но она неплоха. Поэтому, 7 из 10. Надеюсь на лучшее продолжение.
primorec, 29 июля 2016 г.
В мире Малазана, в котором сотни тысяч лет воюют все со всеми, Книга Павших становится практически вечной по времени и бесконечной по объему, как сама Вселенная. И нам вместе с автором в очередном томе эпопеи предстоит вписать в нее новые имена. Многие, очень многие имена.
Но немного отвлечемся на небольшой совет. Сюжет «Памяти льда» является прямым продолжением «Садов Луны», оттого читать этот роман без первой части просто бессмысленно. И еще одно. Я начала читать роман спустя два года после ознакомления с первой частью. За это время забылись многочисленные имена, названия, подробности взаимоотношений и связей героев, цели и содержание запутанных интриг, которые итак-то запомнить было очень нелегко. Поэтому где-то треть книги было тяжело: приходилось мучительно вспоминать, кто эти герои такие, и почему они важны для сюжета. И если это было так тяжело в отношении действующих лиц-людей, то что тогда говорить о сложном и разветвленном пантеоне богов, многочисленных прочих расах, здравствующих и уже отошедших в мир иной, и разнообразных системах магии? Потому, мой вам совет, освежите в памяти события «Садов Луны» перед тем, как приступать к этому тому.
Если вы поступите таким образом, то просто плавно и без проблем перейдете от одного эпизода Малазанской войны к другому, в котором бывшие враги Дуджек и Бруд объединяют усилия против общего врага- империи Паннионско пророка, затмевающей безумством и запредельной жестокостью даже непрекращающуюся кровавую войну.
Достаточно быстро становится понятным, что дело выходит далеко за пределы обычных конфликтов и порождений рядовых человеческих тираний. Конечно, вам поможет поучительная история, рассказанная в качестве пролога, которая во многом объясняет все происходящее.
Удивительно, как в мире Малазана переплетаются разные слои его древней истории. Открываются забытые курганы, вновь пробуждаются старые боги, и легионы неупокоенных душ вновь оказываются на полях войны, которая ждала сотни тысяч лет, чтобы разгореться с новой силой, вовлекая в действие участников, которые и слыхом не слыхивали о древних конфликтах. Удивительно, как сплетаются судьбы старых знакомых: Дуджека, бравых вояк-саперов вместе с капитаном Параном, боевых магов с Молотком и Быстрым Беном, великого повелителя Лунного Семени Аномандера Рейка и еще десятков и десятков героев, чьи имена нам хорошо известны и чьи только предстоит узнать. А сплетаются они не просто между собой, а еще с десятками ниточек: старыми легендами, полузабытыми сказками, историями новых и старых Богов и волшебных созданий. И все это скрепляет Магия.
Магия на этих страницах льется широким и необузданным потоком. По большей части, магия злая, своевольная и опасная для человека. Она пробуждает древних чудовищ и превращает в чудовищ людей, а затем бросает целые их легионы на войну. Этих живых и неживых монстров такое огромное количество, что иногда память иллюстрировала чтение картинками из фильмов про зомби-апокалипсисы, подобные «Обители зла» или «Войне миров Z». И соответственно подобное порождает совсем уж запредельное количество крови и жертв, которые пополняют и пополняют списки Малазанской книги павших.
На мой вкус, количество трупов так уж чересчур велико. И это было бы исключительно печально, если бы Эриксон в этой кровавой бане не нашел интересные ходы. С появлением и становлением нового Повелителя Колоды, с возрождением старых Богов-волков или с трогательно-мучительной историей «Серых мечей» и их командира. Причем, практически все сюжетные линии отдельных героев получили неожиданное развитие. Мы узнаем, что практически все персонажи имеют свои тайны, и если не раскроем все из них, то хотя бы прикоснемся к большинству. А некоторые- неразлучная парочка некромантов, художник с жабой или странный командир бродяг- оставят нас гадать о своей роли в сюжете, сохраняя интригу для последующих томов Малазанской книги павших.
scafandr, 20 марта 2020 г.
Том 1.
Как правильно заметил один из рецензентов, до третьей книги доберется только тот, кого не напугали первые две. Эриксон пишет очень специфически, героев куча, ничего не разжевывается, рояли в кустах просто стопками лежат, а ружья, развешанные на стенах, могут так и не выстрелить. И если вы тот самый герой, который прочитал первые 2 книги, то смело можно читать и дальше, ибо «Память льда. Том 1» — это все лучшее, что было написано ранее.
В этом томе бывшим врагам пришлось согласиться на мировую, ибо появилась третья сторона, несущая в своих руках и зубах Апокалипсис. Согласитесь, есть логика в том, чтобы объединится с врагом, если на кону угроза вообще всей жизни на земле.
Том мне понравился в первую очередь за показанную жестокость и кровожадность. Следя за действия злодеев, мне вспоминались силы Хаоса из мира Warhammer. Пустить кишки, содрать шкуру и повесить ее на стену, заставить людей есть друг друга? Да легко. Люди так легко поддаются манипуляции...
Черная, мрачная фэнтези, приправленная таким же черным юмором. Читалось взахлеб и с большим удовольствием. Война началась!
tapok, 27 марта 2019 г.
Новые карты, новые правила
***
«Память Льда» – в большей мере продолжение «Садов Луны», нежели «Врат Мёртвого Дома». С «ВМД» «Память» идёт, грубо говоря, параллельно. Если вы читаете «Малазанскую Книгу Павших» по хронологии написания, то на третьем романе вы окончательно поймёте структуру цикла. А ещё вы поймёте, насколько же разнообразен Стивен Эриксон даже в рамках одного цикла. Про остальное творчество и говорить не стоит.
…войско Дуджека Однорукого вне закона. На Генабакисе зреет новое зло – Паннионский Домин. Зло настолько чёрное, что даже бывшие враги готовы объединиться, чтобы противостоять натиску Провидца, пестующего в своих людях некрофилию и каннибализм. Меж тем близится Схождение – великая встреча имассов, тысячелетиями ожидающих искупления. Но помешать им может древнее зло, которое, казалось бы, уже выродилось. Имя ему – к’чейн че’малле…
Роман «Память Льда» начинается довольно спокойно. Стивен Эриксон достаёт новых героев из закрамов, воскрешает мёртвых (и тут уже можно говорить о личном тропе канадского автора!), бьёт по ностальгии, вспоминая знакомых персонажей. Кто-то рискнёт даже упрекнуть Стивена в переливании воды. И окажется в луже! Поскольку буквально всё (каждая деталь) либо надстраивается, либо выстраивается. На крайний случай, поднимается из пепла. Некроманты? Они были и будут (и не только в повестях!). Странный пролог? Выстрелит уже в рамках этого конкретного романа. Длинная и непонятная история про стол? Автор размазывает её аж на три точки зрения, чтобы потом выстрелить из этого ружья, да как выстрелить! А потом ещё и выясняется, что зарядов-то было два! В этом весь Стивен Эриксон. Он рассказывает историю, водит читателя за нос, а потом убивает наповал драмой. Но о ней давайте попозже.
Персонажи. К привычным малазанцам и «мостожогам» прибавляются новые герои. Дэтанар, Бакланд, Хватка и Дымка, Вал. Кто-то уже упоминался, кто-то лишь дебютирует. При этом все «мостожоги» кажутся настоящими. Конечно, речь о тех, кто не просто упоминается (Бакланд). Войско союзников, наконец-то, предстаёт перед читателем с иной стороны баррикад. Бруд, Каллор, Рейк. Вся троица оказывает важнейшее влияние на весь цикл. И каждый выделяется по-своему. Особенно Каллор. Можно ли не возненавидеть его? Некроманты. Милейшие некроманты, худовы бубенцы! НаиХУДовы некроманты! Бошелен, Корбал Бош и их слуга Эмансипор Риз. Эта троица показывает себя и при первом чтении (в «Памяти Льда»), и при повторном (по хронологии написания или вне её). Остряк. До какой-то поры он кажется обычным наёмником. Но когда наступает переломный момент, Остряк предстаёт перед читателем совершенно иным человеком. Чем-то его судьба напоминает жизнь Парана или Тока. Последние двое, к слову, тоже очень важны. Паран наконец-то проявляет себя как Господин Колоды. Фактически он – король, севший на престол по воле случая. Ток, которому не везло в «Садах», превратился в Тока, который не везёт всегда и во всём. Серебряная Лиса, которая стала старше, она фактически «сжирает» жизненные силы собственной матери. Итковиан? Иисус Малазанского мира. Наконец, герои-антагонисты. Вернее, он тут один. Паннионский Провидец. Стивен Эриксон вложился в него, показав истоки мотивации, даровав злу лик. И знаете? Чем-то таким же занимался Джордж Мартин в «ПЛиО», когда залезал в голову читателям и шептал о том, что Серсея и Джейме – великое зло. А потом читателя ждал… Кхм, ждало «кое-что». Эриксон прямым текстом (в каждой книге Малазана) говорит, что ничто не является тем, чем кажется.
Мир и локации. Привычный Генабакис уже не кажется таким привычным. Капастан заметно отличается от Даруджистана буквально всем. Система правления здесь весьма интересная (идея со жрецами – классная!), радуют и «Серые мечи» – наёмники со своим стальным стержнем. Отдельно стоит упомянуть новые формации и расы. Баргасты – агрессивные, воинственные племена со своей системой верования. Эриксон в своеобразной манере раскрывает их генезис. Где-то здесь же стоят моранты (были и раньше, но тут автор углубился в их жизнь), яггуты, анди, эдуры, имассы. К’чейны и сегулехи – дебютанты Малазана. И снова автор выбивает 10 из 10. К’чейны – некогда технологичная раса, выродившаяся из-за собственных же действий. Прямоходящие ящеры, убить коих – сущая проблема. Сегулехи – люди в масках, самые лучшие мечники, ранг для которых – это всё. Расширился и пантеон богов. Но это уже стоит вынести в отдельный пункт.
Изменения мира. Традиционно этот момент у Эриксона силён. В «Памяти Льда» он буквально на максималках. Читатель своими глазами видит, как же пластичен мир Эриксона и Эсслемонта. Изменения в пантеоне богов, изменения в Колоде Драконов, изменение самосознания целых рас. К тому же постепенно вводится новая переменная – отдалённое зло, которое раньше упоминалось, а сейчас уже расставляет фигуры на игровой доске. Речь, конечно же, об Увечном боге.
Драма. И вновь отдельных пункт. Во «Вратах» Эриксон ранил Собачьей Цепью. В «Памяти Льда» он сперва подкашивает ноги осадой Капастана, а затем добивает Кораллом. Уровень смертей (среди главных героев) в романе запредельный. С таким темпом можно бояться о том, кто же доживёт до десятого тома! Не сказать, что смерти вышли кинематографичные. Какие-то, бесспорно, почти таковые. Какие-то будничные. А какие-то практически читались заранее. Но от этого боль за тех героев, с кем приходится прощаться, не становится легче…
Что сказать о минусах? Традиционно у автора провисает середина. Между Капастаном и Кораллом есть дыра. Традиционно Эриксон подаёт часть нарратива между строк. А временами и между между строк. И всё же если вы прошли Крепь и Даруджистан, выжили в Рараку, то Капастан и Коралл навсегда влюбят вас в себя.
Заключение: если читать по хронологии событий, то на данный момент «Память Льда» выглядит сильнее первых двух книг. Здесь есть всё: мелкие стычки и крупные сражения, экскурс в историю, юмор, запредельная драма, осада, диалоги с богами.
10 книг павших из 10.
k2007, 20 марта 2020 г.
Книга очень объемная и с очень большим количеством персонажей, сущностей, богов, героев и т.п. Все это сложно ухватить и держать в голове. Плюс у автора сложная концепция мира, которую тоже с кандачка не возьмешь. Плюс я читал эту книгу с большим перерывом после предыдущей, соответственно, очень тяжело вспоминать, что из себя представляют персонажи и какие у них отношения между собой.
Вместе с тем у автора грандиозный замысел и видно, что автор этот замысел понимает и контролирует. Очень хорошо показаны осады городов, героизм одиночек и правда истории, которая заключается в том, что героизм важен, но боги на стороне больших батальонов. И солдаты показаны не садистами и отщепенцами, которым не нашлось другого места в мире, а просто обычными людьми, со своими проблемами и привязанностями
drenay, 20 апреля 2013 г.
Отличнейшее продолжение цикла. Готов перед Эриксоном снять шляпу, за его прогресс и мастерство истинного творца такого завораживающего мира как Малазан. Так уж вышло, что чтение мной цикла Эриксона совпало с выходом долгожданной книги Мартина «Танец с Драконами». Согласитесь, выход очередного романа Мартина- это событие для нас, истинных поклонников цикла «Песнь льда и огня». Эриксон был отложен на неопределенный срок, пока не был прочитан «Танец с Драконами».
После Мартина снова приступил к чтению Эриксона. Роман «Память льда» написан настолько мощно, завораживающе, мастерски-это не передать словами, одни эмоции. Более молодой оппонент этим романом ( а затем и последующими, мной прочитаны уже пять романов цикла «Малазанская книга Павших») ложит Мэтра на обе лопатки.
Сюжет «Памяти льда» базируется на противостоянии против страшного Панионского Пророка. Для борьбы с общим врагом должны собраться сильные мира сего. Это Каладан Бруд, его бывший противник Дуджек Однорукий со своим лучшим другом Бурдюком (командиром Сжигателей Мостов). Этим лидерам пришлось заключить временный союз.А помогать им будет еще пока никем непобедимый Бог Теней-Аномандер Рейк, его мне хочется назвать Кукловодом, который тянет за ниточки только понятные ему одному в достижении определенных целей. А также множество-множество других персонажей.
Завязка сюжета идет на всех фронтах, в одном месте мы видим возрождение бессмертных Тлан-Имассов, которых древний долг призвал на помощь людям, в другом месте идет становление основной надежды людей, взросление сильнейшего мага и пророчицы, маленькой девочки (с душой Дырявого Паруса). Старые знакомые Сжигатели Мостов вновь предстанут во всей красе, приятно удивило меня появление в их рядах женщин-легионеров.
Но больше всего меня поразило это появление НОВОГО Владыки Колоды, нашего старого знакомого и любимого мной- капитана Парана. И поверьте этот статус заставит многих богов с содроганием прислушиваться к его мнению.
Из второстепенных персонажей очень хочется отметить Крюппа (он же Угрь), толстый человечишко, который нередко становится предметом насмешек и улыбок, ну и пусть смеются, никому и невдомек,что за этой маской скрывается очень острый ум, невероятное могущество и огромное влияние.
Тлан-Имасс Тул и его дружба с Туком-младшим очень впечатлила, уж не думал я, что в бесчеловечном и страшном воине может скрываться настоящая дружба и преданность.
Паран, его любовь к Дырявому Парусу не пропала, но суждено ли им быть снова вместе, об этом история умалчивает.
Каллор, этим персонажем Эриксон дает такую пищу для омерзения, что начинаешь думать, а можно ли придумать персонажа отвратительнее и отрицательнее его.
Итковиан, человек которым просто хочется восхищаться и гордиться. И если вы спросите какой персонаж в этом романе зацепил меня больше всего, то я не задумываясь назову Итковиана.
«Память льда» является жемчужиной жанра фэнтези. Здесь каждый найдет для себя, что его душе угодно. Интриги, которых предостаточно, колоритные персонажи, множество баталий и боев. И конечно же Магия.
ШЕДЕВР!
geodem, 23 октября 2017 г.
Величественные драмы смерти и отчаяния, ужаса и горя, бури разрушенных жизней, где смерть лишь одна из граней величия духа. Кровавые войны и жестокость, коварные интриги и предательства. Разрушительные, губительные для цивилизации войны, гражданские войны, погромы, раненые и умирающие боги. Здесь смертный мир с опасной скоростью мчитесь по пути, проложенному Хаосом. Ослеплённые яростью, жаждой отмщения, самыми тёмными страстями. Для них история ничего не значит. Уроки её забыты. Память — человечества, всего человеческого — утрачена. Без равновесия. Что же происходит далеко на севере, разрываемом длительными войнами континенте Генабакис? Приближается угроза, огромная и смертоносная.
Вы соскучились по пестрому калейдоскопу рас, культур, полов, навыков «Старой Гвардии» — «Мостожоги», которые по прежнему первые в бою и последние в отступлении? Дуджека и его легионы объявила вне закона Императрица Ласиин. В любом случае, между Дуджеком и Ласиин гноятся старые раны, а в живых осталось тридцать восемь «мостожогов» – так себе разношерстная рота. Теперь Дуджек действует по собственному почину и на дороге, ведущей из Крепи, Войско Однорукого – почти десять тысяч ветеранов Генобаканской кампании – пошло на соединение с рядами многочисленной армии Каладана Бруда (огромного ублюдка с молотом). Под рукой, которого несколько небольших отрядов наёмников, три клана баргастов, народ рхиви и тисте анди — всего тридцать тысяч бойцов.
А тем временем кроме стоящего на пути непростого альянса, до недавнего времени с юга государству Паннионского Доминома ничего не угрожало. Но всё изменилось. Его раздражает новый, упрямый враг. Семь охотников К’елль, которых Домином послал на юг не вернутся. А магический огонь, который окрашивает небо ночью на юге, приближается неумолимо. Причина проста – он разозлил госпожу Зависть. А в гневе она довольно неприятная особа; Волчица и пёс, огромны и бесшумны, рвут на части строй человеческих тел. Т’лан имасс, с безумной скоростью размахивающий кремнёвым мечом, крошит на куски его прославленных, отборных воинов. И сегулехи, о да, сегулехи. Карательная армия численностью в три солдата, они пришли в ответ на его гордыню…
Если Вам не безразлична и интересна дальнейшая судьба:
- оптимиста Тока Младшего, имеющего сомнительный талант оказываться не в то время и не в том месте. Может, поэтому у него и один глаз — тот, что потерял у стен Крепи. Теперь у него появился старший брат: — «Это я, Онос Т’лэнн, некогда из клана Тарад, из Логросовых т’лан имассов, а ныне — родич Арала Фэйла, Тока Младшего»;
- совсем зелёного юноши благородного происхождения, теперь капитана Ганос Парана, имеющего скверную привычку проложить себе дорогу прямиком в пекло. Бедный парень, в общем;
- сурового и справедливого сержанта Скворца, смертного возлюбленного: «малазанец стащил с широких, покрытых шрамами рук перчатки из дублёной кожи, а затем долго смотрел на них, положив на луку седла. Есть в этих руках грубость каменщика, но, однако, и привлекательность. Любая женщина, если только она ещё жива, пожелала бы их прикосновения…» «Ох, Худ! Худовы бубенцы на наковальне… Крепь. Даруджистан. Это не «Мостожогов» она хотела уничтожить. Она хотела уничтожить меня...»;
- перерождённой Рваной Снасти. У нее всего в избытке — великодушия, магических способностей, тела. Может, она и не хищница, но с явной тягой на молоденьких… впрочем, все мы не без греха. «Я — Ночная Стужа, Старшая богиня. Я — Беллурдан, теломен, Сокрушитель черепов. Я — Рваная Снасть, бывшая прежде смертной. И я — Серебряная Лиса, заклинательница костей из плоти и крови, Призывательница т’ланов. Вместе или по отдельности. Что им нужно?» «Т’лан имассы! Я вашего рода, будьте вы прокляты! Ваше первое дитя за триста тысяч лет!»;
- и того ещё хитроумного засранца Быстрого Бена, который всегда держится начеку. «Боги иногда бывают настолько бестолковы, что им нужны мы, смертные, чтобы размышлять здраво, если нужен ясный ум», «... боги, вы слишком долго имели неоспоримую власть. А теперь сделайте шаг назад и посмотрите, как справятся смертные… думаю, вы сильно удивитесь».
Если «Да!» То это тот блестящий и захватывающий мир для Вас: жестокий мир, разорённый анархией и тёмной, неконтролируемой магией, огромным количеством персонажей (человеческих, бессмертных и нечеловеческих), сюжетных линий, сюжетных сюжетов, тем и мест, не лишён чёрного юмора и стёба. Здесь почти нечеловеческое мужество и отрицание смертных границ. Здесь тех, кто продолжали сражаться вопреки всему. Не сдающихся ни перед чем и заживо порубленных на куски. Всё это впереди и продолжается через несколько месяцев после завершения Садов Луны. Действия третьего романа проходят обратно на континенте Генабакис и следует непростому союзу между армиями военачальника Каладанна Бруда и имперским Войском Однорукого по отношению к Паннионскому Домину. «Память льда» прямо продолжает и доводит до логического финала события первого тома, что происходят одновременно с «Врата Мёртвого Дома». При этом только здесь начинаются понемногу раскрываться основные линии всего десятитомника. Введение закончилось! Начинается Глобальная линия.
Мироздание цикла наконец-то стало понятнее, более эмоциональным. То, что ранее казалось хаосом непонятных Путей, приобретает строго упорядоченную структуру. Вас ожидает раскрытие многих загадочных событий первых романов серии, более близкое знакомство с основными расами, в особенности ведущих между собой бесконечную войну т’лан имассов и яггутов. Да и характеры основных героев становятся гораздо более рельефными и живыми. Увы, не всем суждено дожить до эпилога…
Но даже в самый чёрный час остается надежда, воплощением которой стал Итковиан, Кованый щит Фэнера. Страницы, посвящённые этому герою, сочатся болью и усталостью и в то же время полны силы и невероятной красоты. И столь же талантливо описан ещё один персонаж, чей путь — своеобразное отражение пути Итковиана. Обычный капитан охраны Остряк теряет друзей и уходит всё глубже в запой — но пробьёт час, и этот не доверяющий богам циник станет той скалой, о которую разобьются силы врага...
Приятного чтения!
Serzh62, 14 ноября 2018 г.
Книга оказалась невероятно интересной, огромное количество персонажей умело переплетены линии и простых солдат, и магов, и богов. Свой авторский потенциал автор раскрыл во всей красе, хотя казалось куда после двух первых томов. ☝
В этой книге есть всё что требуется от представителя Тёмного эпического фэнтези: тут и сложно сплетения военной компаний, верно заправленной реалиями магии, которая наконец стала в разы яснее, ну и как же обойтись без ужасов войны. А в добавок хлёсткий солдатский юмор, и даже немного любви!
Очень тяжело оторваться от чтения, события постоянно накручивают сюжет -который вот вот рванёт! Так что скучать не приходится, разве что чуть-чуть в сюжетной линии женщины Мхиби.
Финал этой книги разобьёт тебе сердце, не важно кто ты зеленый юнец или закоренелый циник! Книга запомниться надолго, и никого не оставит равнодушным!
Оценка однозначно 10/10
Мостожоги — onelove!
После этой книги Эриксон окончательно утвердился в моем личном топе фэнтези-мастеров на главенствующей ступеньке.