FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Рок, покаравший Сарнат»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Голосов:
643
Моя оценка:
-

подробнее

Рок, покаравший Сарнат

The Doom That Came to Sarnath

Другие названия: Карающий рок над Сарнатом; Проклятие города Сарнат; Рок, постигший Сарнат

Рассказ, год; цикл «Сновидческий цикл», цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 83
Аннотация:

Тысячу лет назад жители великолепного города Сарнат разрушили опустившийся с Луны серокаменный город Иб и истребили его жутких обитателей. Но очередное празднование давней победы закончится гибелью славного города...

Примечание:

Переписан из рассказа 1920 года «The Slot».

Рассказ датирован 3 декабря 1919 года и впервые опубликован в июне 1920 года в шотландском журнале «The Scot». Это вторая после «Белого корабля» стилизация Лавкрафта под Дансени.


Входит в:

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— антологию «Swords & Sorcery», 1963 г.

— журнал «Weird Tales» June 1938», 1938 г.

— антологию «Realms of Wizardry», 1976 г.

— журнал «Супер Триллер №20 (167)», 2008 г.

— антологию «100 Wild Little Weird Tales», 1994 г.

— сборник «Dreams and Fancies», 1962 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Реаниматор
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье. История Чарльза Декстера Варда. Белый корабль
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Болото луны
2007 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зверь в подземелье
2008 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №20 (167), 2008
2008 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» June 1938
1938 г.
(английский)
Beyond the Wall of Sleep
1943 г.
(английский)
Dreams and Fancies
1962 г.
(английский)
Swords & Sorcery
1963 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Doom That Came to Sarnath
1971 г.
(английский)
Realms of Wizardry
1976 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
100 Wild Little Weird Tales
1994 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2008 г.

Отметил для себя одну вещь: не стоит читать много рассказов Лавкрафта подряд — становится заметной повторяемость сюжетных ходов. А вот если рассказы Лавкрафта читаешь по 2-3 в день, то получаешь истинное удовольствие сравнимое с далеким детским удовольствием от сказок 1001 ночи.

И что интересно, при упомянутой повторяемости сюжетных ходов, в плане описания древних культов, чудовищ и городов Лавкрафт не повторяется. Чего стоит одна только картина города Сарната — Шахерезада обзавидовалась бы.

«Улицы были вымощены ониксом... Ворота были бронзовые, украшенные по бокам изображениями львов и слонов из камня, который больше не находят на Земле...Пол во дворцах Сарната обычно выкладывался мозаикой из берилла, лазурита, сардоникса, карбункула и других самоцветов так искусно, что гостю казалось, будто он идет по ковру из прекраснейших цветов...» и т.д. и т.п. И фантазия, и язык автора достойны самых высоких похвал. Не надо даже глаза закрывать, чтобы представить все это перед собой.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2013 г.

Читая Лавкрафта и изучая его биографию, все больше прихожу к выводу, что человек как объект изучения и изображения в литературном произведении ему был совершенно не интересен. Как при таком раскладе можно кого-то напугать, лично мне не понятно, потому что страх ведь очень сильное человеческое чувство, и чтобы его изобразить, необходим именно человек, герой, характер, находящийся во взаимодействии с другими людьми. С героями у Лавкрафта как правило напряженка, особенно в рассказах. Те немногие герои, что все же встречаются, очень мало взаимодействуют с окружающим социумом, этот социум им как правило совершенно чужд. Это в общем-то не удивительно. В своей статье «Сверхъестественный ужас в литературе» Лавкрафт так напрямик и заявляет, что «вкус большинства в первую очередь удовлетворяют рассказы о банальных чувствах и событиях или о незамысловатых отклонениях в этих чувствах и событиях», а вот ему самому эти чувства, видимо, совершенно не интересны, ведь известен факт, что он сам был затворником, большую часть своего общения осуществлявшим через письма. По этой причине лично мне его творчество кажется холодным и мало увлекательным.

О данном рассказе уже написали ниже. Это стилизация под древний миф, немного напоминающий вступительную главу к какому-нибудь добротному эпическому фэнтези. На его почве можно было бы много чего интересного сочинить — поле для деятельности обширнейшее, но Лавкрафту всякие мелочи про земные интриги совершенно не интересны, он смотрит глубже, дальше и шире.

Еще любопытно было для себя отметить, что в конце рассказа встречается упоминание о неких «отважных предприимчивых чужестранцах, голубоглазых и светловолосых», намекающее на известные германофильские симпатии писателя.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2013 г.

Это некая стилизация, выбранная Лавкрафтом неспроста. Уже не в первый раз я вижу на страницах рассказов автора это имя — Сарнат. И наверное, хочется говорить уже о какой-то отдельной вселенной, которую вновь придумал и воплотил такой многогранный ум великого мэтра. Сарнат — древний город, настолько древний, что история его хранит жуткую тайну, в основе которой лежит жадность, надменность, эгоизм и невежество.

История на самом деле очень проста, но обрамлена этакой сказочностью. Тут нет главных героев, нет каких-то конкретных действий. Это хроника событий, миф в чистом его виде. Это история о людях, которые из-за своей невежественности и жажды наживы совершили ужасный поступок, за что поплатились сполна, но не сразу. Сарнат — это город, построенный на крови, чье богатство и красота незаслуженно присутствуют в его стенах. Затрагиваемые древние существа, которые жили в древнейшем городе Иб, шевелят в душе уже другие струны. И эти кусочки рассказа интереснее больше всего, а так же являются прямым намеком и отсылкой к другим более популярным работам автора о глубоководном народе.

Это интересный, завораживающий рассказ, интересный своим миром. Появляется надежда, что такой мир будет жить. А для тех, кому он пришелся по душе, советую читать рассказ «Иранон», где этот мир описан еще более красочно.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2011 г.

Данная новелла как нельзя лучше характеризует разносторонне творчество Лавкрафта. На страницах произведения «Рок, покаравший Сарнат» перед нами предстаёт совсем другой писатель, а вовсе не тот мастер гротескного ужаса, от чьих работ мурашки бегут по коже. Здесь нет никаких Ктулху, Азатота, Нъярлатотепа и прочих существ запредельной древности. Перед нашими глазами предстоит совершенно иная история, со своими ценностями и характерными особенностями. Что особенно радует, так это мораль. Старина Лавкрафт наглядно показал нам, что может произойти с людьми, которые обижают тех, кто заведомо слабее их. Тех, кто не может дать сдачи и всю жизнь живёт не причиняя никому вреда, следуя своим законам и жизненным устоям. Весьма поучительная и правильная история, которая, уверен, заставит некоторых впечатлительных личностей по-другому посмотреть на жизнь. Я разделяю позицию автора в данном рассказе. Не совершай плохих поступков. Зло, оно как бумеранг, обязательно к тебе вернётся и причинит гораздо большую боль, чем ту, которую причинил когда-либо ты сам. Пусть даже пройдёт огромное количество времени, но наши поступки, как хорошие так и плохие, обязательно отзовутся. Так что пусть лучше это будут хорошие дела.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2013 г.

Мифология в чистом виде. Описывается зарождение культа и то, к чему привело развитие древней цивилизации. Цивилизации настолько чуждой людям, насколько это вообще возможно. Сказка красивая, но оригинального в ней мало. Как для самого Лавкрафта, так и для литературы в целом.

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2009 г.

Безусловная сказка. Немыслимые красоты, невероятные строения, нереальные события. И мораль: не обижай живое существо лишь за то, что оно неприятно тебе внешне. А тем более, если оно практически беззащитно. Действительно, можно читать детям. Ну, а взрослым — наверное, на любителя. По сравнению с теми же «1000+1» — слабее, по-моему: история скорее описательная, чем приключенческая. И поэтому очень зависит от переводчика...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2019 г.

Замечательная притча о страшных событиях на заре человечества. О загадочных существах, некогда строивших чудные города и давших толчок к развитию древних племён. О тысячелетнем проклятии, в одну ночь уничтожающем могущественные цивилизации.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2008 г.

Опять же, рассказ относится больше с мифологии. Пересказывается история города Сарнат, который был однажды уничтожен мифологическими существами... Но, как практически и все у Лавкрафта, читать очень интересно.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2019 г.

Так и надо. А то грохнули последних представителей древней расы и думали, что им за это ничего не будет. Рассказ можно разделить на три части. Первая: как грохнули рептилойдомв. Вторая: где автор долго и упорно описывает построенный на месте побоища Сарнат и им восхищается. Третье: где на потомков геноцидчиков, явно гордящихся деяниями предков обрушивается возмездие. Вторая самая длинная часть, где нет никаких действий, а только описания меня просто достала.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2018 г.

«Они были на редкость уродливые – их облик поражал грубостью и отталкивающей необычностью форм, что вообще характерно для существ появившихся на свет во время зарождения мира»

Рассказ о рептилоидах, точнее древней ящероподобной расе, которую смели с земель бродячие племена. Они уничтожили пришельцев, их артефакты, архитектуру. Остался один зеленый идол. Точнее, он при фантастических обстоятельствах исчез, чтобы через 1000 вновь стать обнаружены.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2009 г.

Рассказ похож на повествование древнего мифа. Впечатляет.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2008 г.

Сказка про губастых зеленых страшилищ. В принципе, можно даже почитать детям на ночь. Потому как она скорее красива, чем страшна.

Оценка: 8
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2019 г.

Графоманская фигня. Подражание Дансени, наверное, но какое-то нелепое. Во-первых, сам сюжет прост как пять копеек, во-вторых, Лавкрафту вообще не удаются рассказы с героями, но тут уж он вообще отказался от всех персонажей. Единственный герой — это верховный жрец, про него три предложения. Остальное — простое описалово. И в третьих, даже в этом описалове Лавкрафт несёт полную чушь.

«And many centuries came and went, wherein Sarnath prospered exceedingly, so that only priests and old women remembered what Taran-Ish had scrawled upon the altar of chrysolite.» (проходили столетия!!! и только жрецы и старухи помнили) — какая-то секта бессмертных старух получается. Сколько столетий должно пройти, чтобы они померли? Лавкрафт даёт ответ — много. Конечно, он хотел сказать совсем другое, но по-графомански не рассчитал срок жизни людей и выспаренное «многие столетия приходили и уходили».

«Where once had risen walls of 300 cubits and towers yet higher, now stretched only the marshy shore, and where once had dwelt fifty millions of men now crawled only the detestable green water-lizard.» (50 миллионов людей жили в городе) — Опять графоманский размах, оторванный от реалий. Даже если город весь из небоскрёбов, 50 млн. займут всю долину, все горы и уж точно высушат это озерцо с ящерицами. Это Москва + Лондон + Нью-Йорк. Это целое государство 100-150 км в диаметре. КИЛОМЕТРОВ! А продовольствие? Что эти 50 млн. древних людей кушать будут? И сколько равнин, полей, рек и ферм нужно для обслуживания такого города?

Соответственно, все эти метания народа от дворца (условно — Кремль) до городских ворот (условно — МКАД) в реальности занимали не менее суток. То есть вот это предложение «А ближе к полуночи все бронзовые ворота Сарната внезапно распахнулись настежь и выплеснули в открытое пространство толпы обезумевших людей, при виде которых стоявшие под стенами города князья и простолюдины в испуге бросились прочь» — это полнейшее игнорирование масштабов. Чтобы обезуметь, надо для начала на дворец взглянуть, а не во всякий бинокль с окраин Кремль виден. А организация движения? Вот как Лавкрафт себе представляет исход 50 млн. человек? Тут после футбольного матча (200 тыс. зрителей) перекрывают метро и организуют коридоры, а у него 50 млн.!

Как вообще можно совместить цивилизацию на уровне копий и население в 50 млн? Численность населения всей Земли в 1000 до н.э. составляла 50 млн. человек. Всей планеты! К началу новой эры всё население Земли составляло 300 млн. человек, поделите на 5 материков, получите 60 — 100 млн. в Евразии.

Население г. Рима ко II в. н. э. достигло своего пика и насчитывало приблизительно 1 млн жителей. Oколо 8 млн проживало в Италии. Чуть меньшим, по 6—7 млн в каждой, было население Галлии и Испании. По оценкам учёных, максимально многолюдной империя стала после периода двухвекового процветания, когда около 160 г. н. э. её население достигло 65 млн чел. И это вся Римская империя! А у Лавкрафта 1 город.

Как говорится «ври, да не завирайся». Беспомощная графомань.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх