FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Показания Рэндольфа Картера»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Голосов:
788
Моя оценка:
-

подробнее

Показания Рэндольфа Картера

The Statement of Randolph Carter

Другие названия: Заявление Рэндольфа Картера; Речь Рэндальфа Картера; Сны ужаса и смерти

Рассказ, год; цикл «Рэндольф Картер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 101
Аннотация:

Друг Рэндольфа Картера Харли Уоррен нашел в некоей книге информацию о некрополе, располагающемся на старом кладбище. Вместе с Картером он отправился туда и спустился в склеп...

Примечание:

Рассказ написан в декабре 1919 года и впервые опубликован в мае 1920 в журнале «The Vagrant». В основе «Показаний Рэндольфа Картера» лежит сон Лавкрафта, который повторяет сюжет рассказа в мельчайших деталях. Произведение знаменательно тем, что здесь впервые выведен образ Рэндольфа Картера, который будет фигурировать в пяти следующих произведениях одноименного цикла.


Входит в:

— цикл «Рэндольф Картер»

— условный цикл «100 Stories»  >  антологию «100 Hair-Raising Little Horror Stories», 1993 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Ребёнок Розмари», 1993 г.

— антологию «Жёлтый знак и другие рассказы», 1992 г.

— антологию «Логово Белого Червя», 2001 г.

— журнал «Weird Tales» February 1925», 1925 г.

— журнал «Weird Tales» August 1937», 1937 г.

— антологию «Несчастный случай», 2004 г.

— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.

— сборник «Dreams and Fancies», 1962 г.

— антологию «Before Weird Tales», 2013 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Экранизации:

«Невыразимый ужас 2: Показания Рэндольфа Картера» / «The Unnamable II: The Statement of Randolph Carter» 1992, США, реж: Жан-Поль Уеллетт



Похожие произведения:

 

 


Тени. Кровавая луна
1991 г.
Жёлтый знак и другие рассказы
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Ребёнок Розмари
1993 г.
Логово Белого Червя
2000 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Несчастный случай
2004 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
За гранью времен
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Хребты безумия
2012 г.
За гранью времен
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Хребты безумия
2016 г.
Ктулху
2017 г.
Сны Ктулху
2018 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» February 1925
1925 г.
(английский)
«Weird Tales» August 1937
1937 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Dreams and Fancies
1962 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1964 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1968 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1985 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1986 г.
(английский)
Omnibus 1: At the Mountains of Madness
1987 г.
(английский)
100 Hair-Raising Little Horror Stories
1993 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
100 Hair-Raising Little Horror Stories
2003 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Before Weird Tales
2013 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне себе сносный рассказ-хоррор с заброшенным кладбищем, разрытой могилой и не упокоившимся ужасом, сокрытым в древней могиле-склепе. Суть повествования проста — некоторые тайны лучше оставить нераскрытыми, а, если выражаться русскими поговорками, то «не суй свой нос...».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про что

Ответ-монолог Рэндольфа Картера на допросе в полиции в ответ на вопрос: «Что случилось с Харли Уорреном?»

Как написано

Простой и малопримечательный рассказ Лавкрафта, казалось бы, но финал обнаруживает бездну непреднамеренного (хотя, может, и вполне умышленного, ибо Говард, как известно, был завзятым юмористом и душой любой компании) комедийного потенциала. Я поясню.

Итак, представьте себя на месте Неназываемого. Вы, Неописуемое, только что поглотили душу и сознание потревожившего вас человечишки (вышеупомянутого Харли Уоррена) и собираетесь вернуться к занятию, от которого это жалкое насекомое вас оторвало (впасть в спячку на близлежащий миллион лет или восстановить межгалактический канал связи с Джарлаксотроном, который только начал рассказывать вам, Неосязаемому, о причинах ссоры Киньятхаптариза и Чхепинакалакатау), но некий настойчивый писк мешает вам это сделать. Вы видите предмет, назначение которого вам неизвестно (телефонная трубка), из которого доносятся визги, препятствующие вашему погружению в нирвану («Мне показалось, будто я несколько веков просидел там недвижимый, шепча, бубня, взывая, крича и вопя в телефонную трубку»).

Вы видите сами, что любой из нас легко может вспомнить ситуацию из собственной жизни, аналогичную паутине кошмара, в которую угодило Невизуализируемое. Например, тот случай, когда вы с женой только попытались отойти ко сну, как из-за стены донёсся первый из многих хитов Толибджона Курбанханова, с помощью которых небольшая таджикская семья из 28 человек, с удобством разместившихся в однокомнатной квартире, отмечает столь долгожданный приезд в Москву 17-летнего Сайфулло, племянника Шерали. Так же как мы, думавшие, что вот еще одна песня и уж тут-то таджики наконец опомнятся и осознают какой час на дворе, Невыразимое наверняка полагало, что вот этот крик точно станет последним, и существо на другом конце трубки осознает всю бесполезность издавания очередных звуков. Но Рэндольф Картер отказывался взглянуть в лицо фактам и продолжал своё сколь бессмысленное, столь и бесконечно надоедливое занятие («Века сменялись веками, а я всё сидел и шептал, бормотал, звал, кричал и вопил»).

Поэтому заключительные слова рассказа, принадлежащие Неизъяснимому («Глупец! Уоррен мёртв!»), не были выражением злорадства или жестокой радости, о нет, то был возглас бесконечного отчаяния и попытка воззвания к разуму насекомого, дабы оно наконец смилостивилось и прекратило аудиопытки Непередаваемого.

Слава Ктулху, сработало.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот и первый рассказ с участием Рэндольфа Картера… Только тут, к своему разочарованию, я не увидел ТОГО Рэндольфа Картера, бесстрашного путешественника по миру снов, свободно бросающего вызов даже богам, каким я его запомнил в романе «В поисках неведомого Кадата» – а я пока видел его только там, другие рассказы с его участием я ещё не читал, но и «Кадата» мне хватило, чтоб составить впечатление об этом герое. Пока он всего лишь один из многих напуганных свидетелей страшного происшествия. Он пока ещё незапоминающийся человек-роль – очередной ассистент и младший товарищ более опытного сведущего в оккультизме чудака (или гения), с которым, как водится, случается нечто страшное и мистическое. Такое шаблонное лицо, выполняющее шаблонную функцию рассказчика в шаблонной истории. Даже удивительно, почему Лавкрафт выбрал его позже в качестве собственного альтер-эго или, как минимум, одного из любимых своих персонажей? Я как-то разочарован даже…

Но разочарован не только в нём – сама история показалась мне не очень сильной… Да, увидеть такое во сне, наверное, жутко (как это случилось с Лавкрафтом). Но сон – это сон, а рассказ – это рассказ. И выглядел он для меня каким-то обрубком, состоящим из испуганных повторений и диалога через телефон… что мне лично не казалось таким уж страшным, наоборот чем-то гротескно нелепым потягивало. И эта последняя фраза для меня не сыграла, да и вообще – сделала всё ещё неубедительней… Хотя, надо признать, что описание древнего кладбища было вполне недурным и довольно-таки атмосферным. Да и многое тут, в рассказе очень раннем, уже есть от тем Лавкрафта зрелого – и древние книги, в одной из которых, возможно, в той самой, что нёс с собой бедняга Уоррен, вполне можно заподозрить «Некрономикон», и древнее зло, опять-таки не имеющее ни имени ни формы, обитающее в подземелье (и, видимо, пытающееся вырваться), а ведь чаще всего зло, таинственное и древнее, появляется у Лавкрафта из-под земли, или обитает там – в самых глубинах. По сути, в этом всём можно углядеть уже если не миф Ктулху, то нечто очень близкое – его формы, его призраки, готовые обрести плоть.

А ещё, удивительно, но в рассказе наконец-то кто-то додумался использовать телефонную связь в своём путешествии в таинственное подземелье. Такое простое решение! И почему никто раньше не додумался?

Но в целом, рассказом я скорее разочарован, чем удивлён.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один рассказ от лица безумца. Очень ярко описано место действия. В целом, после прочтения, осталось хорошее впечатление. Как всегда интрига и запредельный ужас, описать который не способен человеческий язык, равно как и принять человеческий разум. Погружение тоже происходит, особенно после появления телефона. А в конце даже, как по мне, есть и смешной момент, чем-то напомнивший «Живую мертвечину» С. Рэйми, да простят мне фанаты столь дерзкое сравнение.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считать по нашему, мы выпили немного.

Hе вру, ей-Богу. Скажи, Серёга!

---

Небольшая зарисовка, выполненная в форме полицейского протокола.

Главный герой, Рэндольф Картер, дает показания в полицейском участке на предмет неких событий, произошедших с ним незадолго до этого, и в ходе которых странным образом исчез его лучший друг Харли Уоррен. Других свидетелей нет, полиция подозревает худшее, и дело приобретает для Рэндольфа Картера совсем скверный оборот. Тут уж запоешь, как птица, — только бы слушали! И главный подозреваемый рассказывает, причем явно не по-первому разу. Только вот несёт он совсем уж какую-то ерунду. Ну, то есть, ерунду с точки зрения стражей закона. Ну а что еще им прикажете думать? Ночь, кладбище, древний заброшенный склеп, какие-то древние книги... Зачем вообще они туда попёрлись, да еще ночью? Не знаешь сам, говоришь? Ох, плачет, плачет электрический стул по Рэндольфу Картеру...

В принципе, мне понравилось. Лавкрафт выступает здесь мастером короткого рассказа. Размер произведения не оставляет места на какой-нибудь хоть мало-мальски проработанный сюжет, да автор явно и не ставит перед собой подобной задачи. Он целиком сосредоточен на описании обстановки и переживаниях главного героя. Ну а тут, как известно, Лавкрафту нет равных. В итоге, получилось довольно стильно и атмосферно. Особенно удалась концовка: всего одна фраза, но «цапнула» очень здорово.

Можно смело рекомендовать тем, кто желает познакомиться с Лавкрафтом поближе, но не располагает избытком времени.

Ставлю десяточку.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительный рассказ...

Идеально иллюстрирующий тезис о том, что непонятный, невидимый, непостижимый ужас оказывает более сильное воздействие на наши нервные окончания, чем заготовленные иными авторами реки крови и горы трупов. Так и не узнав, что именно таилось в недрах склепа и погубило Харли Уоррена, мы имеем замечательнейшую возможность заботливо перебрать все свои персональные кошмары, сложить их в коробочку и принести на слет реконструкторов лавкрафтианского хоррора. И не свои кошмары тоже, а вычитанные и высмотренные в чьих-то книгах, фильмах, судьбах...

Поэтому я не буду упрекать Лавкрафта в обилии недомолвок и недосказанности. Он просто задает тему, а уж домолвить и досказать мы сами в состоянии. Если что, на помощь придет наше подсознание...

Грешным делом, не сильно верю я во всю эту вульгарную абракадабру, зацикленную на комплексах, свойственных впечатлительному мальчику из буржуазной семьи, застигнутому няней за рукоблудием, каковой абракадаброй успешно торгует лавочка, открытая стариком Фрейдом. И термин «подсознание» употребляю в основном ради красного словца. Но поскольку доказать, что подсознания нет, у меня все равно не получится, то пусть оно существует как научно-фантастическое допущение, мне не жалко...

Но вот если вы верите в наличие подсознания, то почему бы не допустить, что Лавкрафт изобразил и то, насколько опасен спуск в темные глубины нашего подсознания. Не стоит идти на кладбище, где тлеют в небрежении разбитые мечты и позорные проступки, не должно проникать в скрытые мотивы наших влечений и страстей, не нужно любоваться темной стороной своей личности...

Не стоит, не должно, не нужно: вот три причины, по которым многие и многие все же рискнут и поставят на кон свое душевное равновесие. Предостерегая, коварный Лавкрафт на деле заманивает в те самые глубины...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно оригинальный рассказ. И вроде бы бросаются в глаза штампы — кладбище, ночь, двое мужчин собираются сделать что то, явно связанное с некромантией...Но при это сложно назвать эти «штампы» негативно влияющими на рассказ. Так как на них акцент не делается и они служат просто декорациями. Так же этот рассказ не насыщен длинными описаниями и созданием атмосферы, как в более позднем творчестве Лавкрафта, и его(рассказ) можно смело назвать легким. Тем не менее уже чувствуется идея, идущая красной нитью в творчестве автора: причина страха не обязательно должна быть подробно описана и успеть наделать много пугающих дел. Достаточно просто осознания, что нечто пугающее находится рядом. Нечто такое, чему ты вряд ли сможешь противостоять.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафта на один квадратный сантиметр становится неприлично много, и я начинаю находить в нем определенную прелесть. Может быть, это дело случайности, но с каждый новым витком, с каждым новым рассказом его истории приобретают глубину, а мое легкомысленное замечание о вторичности и сравнении можно зачеркнуть. Говард поистине удивителен. Если это уже звучит достаточно глупецки, то представить боюсь, что будет по освоении бигбуковского трехтомника. Точно буду в любви признаваться.

«Показания» – это отложенное знакомство с Картером, которое наконец потихоньку догоняет меня. Он здесь выступает рассказчиком, потерявшим друга и испытавшим неведомый ужас, которому даже не дается объяснения. И ни слова о снах. Только леденящий кровь кошмар наяву да щелчки в трубке. Читателю вручен бесценный дар – возможность использовать свою фантазию на всю катушку и запугать себя самостоятельно. О том, что случилось с другом Картера, пояснений не дается, и подобная сюжетная незавершенность невольно заставляет прокручивать в голове всю историю в попытке найти ниточки, за которые можно уцепиться. Сама идея неведомого ужаса потихоньку оседает в мыслях и становится чуточку стремнее, чем была за пять минут до этого. Это мастерство, перед которым я могу только преклоняться. И отдельный плюс за концовку, за этот простой как пробка ход, от которого невольно идут мурашки по телу, хотя головой понимаешь, что бояться нечего. Нечего же, да?..

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это самый гениальный по своей сути и задумке рассказ. В нем нет описания каких-то ужасных тварей или кровавых сцен, автор не стремиться заполнить фантазию читателя своими образами и понятиями, а наоборот дает волю для воображения, подкидывая постоянно масла в огонь, мастерски и стремительно ведя эту самую фантазию до наибольшей точки кипения.

В основе сюжета мы имеем двух главных героев, об истинных целях которых не имеем ни малейшего понятия до самого конца, но тем не менее мы наблюдаем что ни на есть самый настоящий ужас и страх. Один из главных героев уходит в самое пекло этого страшного места, и до самого конца мы не понимаем и не осознаем, что же конкретно он видит перед собой, мы не видим картинки, но тем не менее мы слышим его голос, ведь этот персонаж прихватил с собой что-то наподобие рации. И этот сюжетный ход делает практически весь рассказ, именно поэтому нам страшно, нас напрямую и «в наглую» пытаются напугать именно на слух, то есть мы слышим и понимаем, что человеку, говорящему шепотом о страшных вещах настолько эмоционально, как он это может себе позволить, сейчас приходиться очень плохо и жутко, и мы заражаемся этим страхом сами. Это метод ассоциаций, метод самопугания, который работает на основе образов нашего собственного подсознания по средству передачи невизуального информационного потока. И тут я готов отдать честь автору, потому что свою идею в этом рассказе он довел до полного абсолюта.

Все эти реплики и возгласы о чем-то ужасном и противоестественном, непредставимом и неожиданном, казалось бы, выглядят малоинформативными и скудными, такие попытки напугать обычно считаются плохим тоном, ведь по сути это нельзя назвать откровенным и красочным ужастиком. Но страх, который просыпается в нашем сознании, когда персонаж Уоррен начинает неистово кричать и предупреждать о немыслимой опасности, просит бросить его и бежать со всех ног, заставляет поверить в происходящее, а фантазия дорисовывает все остальные кусочки пазла сама. И конечно же последняя фраза, раздавшаяся в этом своеобразном подобии рации, останется в памяти еще на долгие темные вечера и долго не будет давать заснуть, а читатель постоянно будет обдумывать и представлять все эти события, будет пытаться понять, что же на самом деле произошло, будет пытаться заглянуть в тот темный проем склепа, в котором исчез навсегда Харли Уоррен. Именно на это и рассчитывал гений Говард Лавкрафт. 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ переполненный сверхъестественным ужасом и это учитывая тот факт, что события происходящие в самой гробнице описаны не были. Слыша леденящие душу крики и безумные слова в телефонной трубке, но не зная, что же именно происходит там, внутри, воображение читателя само вырисовывает картины от которых по настоящему становится страшно.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий по силе воздействия рассказ от мэтра мистической литературы. Примечателен тот факт, что в новелле высвечивается новая, почти такая же значимая величина как Великий Ктулху, опытный путешественник по снам — Рэндольф Картер. В «Показаниях Рэндольфа Картера» присутствуют все необходимые для хоррора атрибуты: несколько главных героев, ужасная тайна из древности, ночная пора, кладбище, таинственное подземелье и, разумеется, спуск одного из главных действующих лиц в него. Всё исключительно в соответствии с жанром.

От рассказа Харли Уоррена, описывавшего всё, что виделось ему в склепе, просто мурашки бегут по коже. То, как удачно получалось описывать места непревзойдённому мастеру слова из Провиденса, хочется аплодировать стоя. Талант писателя действительно был безграничен, что и говорить. Создать такие неоднозначные и захватывающие рассказы в те давние годы, дорогого стоит. Из тех писателей, кого я знаю, ещё четверо способны были к столь ярким и неординарным описаниям. Речь идёт о следующих авторах: Артур Мэйчен, Элджернон Блэквуд, Август Дерлетт и Фрэнк Белнап Лонг.

Пожалуй, они являются самыми яркими писателями — визионерами двадцатого столетия.

Самым сильным эмоциональным моментом в рассказе стали финальные слова, которые услышал Рэндольф Картер. Это настоящая жуть, честное слово. Я пишу данный отзыв отталкиваясь от того, как подобные вещи оцениваются в наше время. Переместись все мы в двадцатые годы прошлого столетия, думаю испытали бы чувство первобытного страха. «Показания Рэндольфа Картера» — это захватывающий и одновременно пугающий рассказ. Его действительно интересно читать от начала и до конца. Таким должен быть настоящий хоррор.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этого рассказа, прочитанного в семь лет и началось мое увлечение этим автором. Несмотря на некоторые недостатки, для меня этот рассказ один из лучших в творчестве Г.Ф.Л.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Лавкрафт стилистический разгулялся. От некоторых слов действительно дух перехватывает, и даже становится не важна сюжетная линия. А сюжетная линия опят-таки традиционная, положившая начало многим современным ужастикам. Вобщем классика жанра, прочесть стоит (хотя бы для того, чтобы ознакомиться со стилем Лавкрафта).

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слова... Шикарные, проникновенные описания, безумно красивые именно той частью страха, что живет в них!

Да, муражки! Да, волнительно!

Но в целом не впечатляет. Даже странно. Хотя стиль авторский, в виде кучи недомолвок и попытки (весьма средней) напугать. Опять же через «это дико страшно», впервые с пафосными нотками в диалогах типа «Беги! Они уже здесь! Это моя вина!»

Заключительная фраза рассказа даже вызвала улыбку. Такой пугают детей. Знаете, как в детстве, выставить перед собой руки и завывать: «Бууу! Уууу! Кладбище!»

В итоге: проходим мимо не задерживаемся, но все же пытаемся зацепить эти гипнотически красивые описания места и ужаса!:)

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал у Лавкрафта не так уж и много, но из всего прочитанного именно этот рассказ по-настоящему напугал, оставив в душе не какой-то бледный след странности и многочисленных чувства а-ля «стало не по себе», как остальные рассказы, а настоящий испуг и удивление.

На мой взгляд, один из самых удачных рассказов Мастера.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх