FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Селефаис»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Голосов:
542
Моя оценка:
-

подробнее

Селефаис

Celephaïs

Другие названия: Целефес

Рассказ, год; цикл «Сновидческий цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 72
Аннотация:

Куранес, предпочитающий жить в своих грезах и фантазиях, создает сказочный город Селефаис, теряет его, отчаянно ищет в долгих странствиях по разным мирам и снова обретает... Навсегда...

Примечание:

Рассказ написан в ноябре 1920 года и впервые опубликован в мая 1922 года в журнале «Rainbow». «Селефаис» является одним из важнейших произведений Лавкрафта, знаковым для всего сновидческого цикла.

Возникновение «Селефаиса» обязано сну, в котором Лавкрафту явился полет над городом. Никаких подробностей этого сна до нас не дошло. Известно только, что этот образ породил целую лавину мыслей и идей, которые нашли воплощение в рассказе.

«Селефаис» во многом автобиографичен, и в главном герое можно без труда узнать автора.


Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «The Dream-Quest of Unknown Kadath», 1970 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— журнал «Weird Tales» June-July 1939», 1939 г.

— антологию «The Garden of Fear and Other Stories», 1945 г.

— сборник «Dreams and Fancies», 1962 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Реаниматор
1992 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье. История Чарльза Декстера Варда. Белый корабль
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Болото луны
2007 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зверь в подземелье
2008 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Хребты безумия
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales, June-July 1939»
1939 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Garden of Fear and Other Stories
1949 г.
(английский)
Dreams and Fancies
1962 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Dream Quest of Unknown Kadath
1970 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бездонный омут печали чувствую я в этом рассказе... Жизнь любого мечтателя — это затянувшаяся трагедия, которая тем не менее содержит в себе ростки грядущего избавления. «Я не могу приспособиться к этому миру, никогда не найду в нем счастья — но отправлюсь в странствие по другим мирам и буду искать счастья там...» Тело может голодать, страдать от болезней, но душа, вдохнувшая наркотического воздуха иной реальности, познает великое наслаждение, какого другие смертные никогда и не узнают среди житейской суеты и мелких земных страстей.

Надо ли пояснять, что главный герой здесь никакой не Куранес, а один из самых несчастных счастливцев XX века — Говард Филлипс Лавкрафт...

Предостережение всем будущим поколениям сновидцев. Парадокс в том, что прочитав его, они им воспользоваться уже не смогут — затянет...

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каким бы запутанным и отчужденным не выглядело бы это произведение по своему наполнению, какими бы не понятными и невосприимчивыми образами не было бы наполнено, оно все равно будет являться огромным достоянием в творчестве Лавкрафта, ибо в этой истории есть огромная безмерная идея, глобальностью и красотой которой можно любоваться каждый раз, когда, пытаясь понять каждое слово, каждый многоступенчатый образ, читатель окунается в этот глубокий и сладкий сон.

Поражает своей глубиной и масштабностью сам смысл рассказа, весь этот философский подтекст, который зиждется на идее субъективности материи и восприятия чувств в целом. Это снова субъективный идеалист — Лавкрафт, который снова рассуждает о многомерности сознания, многослойности реальности, о снах, как о возможности перенестись в такое место, автор показывает как важны и глобальны на самом деле сны, как красочна и идеальна эта теория, и как бездумно и сквозь пальцы относятся к ней обычные люди, не понимая, что тот странный нелюдимый человек, чье безжизненное тело осталось лежать у берега залива, на самом деле БОГ в своем мире, куда он смог попасть с помощью своего сна.

Дочитав до конца, ты останешься с этой мыслью на долго, возможно, ты переосмыслишь свое видение мира, возможно, станешь относиться ко всему более внимательно и с уважением, ведь кроме всего, что мы видим и ощущаем, есть то, что не подвластно нашему разуму, и теперь нам придется с этим считаться. Это самое философское произведение Лавкрафта.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Селефаис» — это очередной крупный бриллиант в многогранном творчестве Лавкрафта. Границы воображения автора поистине необъятны. Я в очередной раз убедился в этом, читая небезызвестный «Селефаис». Тема, поднятая Говардом Филлипсом — это самый что ни на есть крик души. Ведь по сути, настоящим главным героем рассказа является отнюдь не Куранес, а сам автор. Именно о себе, в большинстве своём писал Лавкрафт.

Уж не знаю, что именно увидел в своём сне легендарный писатель, но ему удалось создать, не побоюсь этого слова, шедевр мировой литературы. Тогда в 1922 подобные вещи были как гром среди ясного неба. Современники Лавкрафта писали о чём угодно, только не об этом. В один ряд с пионером мрака можно поставить разве что Лорда Дансени.

Читая данную новеллу, не раз ловил себя на мысли, что может быть хуже, чем оказаться одному в равнодушной толпе? Только осознание того факта, что ты ничего не сможешь изменить. Лавкрафт уже в который раз проявил себя незаурядным психологом, очень тонко чувствующим и передающим поведение несчастного одиночки, неспособного внести перелом в повседневный ток жизни. Как вариант, возможное спасение видится лишь в уходе от реальности в мир грёз. Всё это во всей красе и было передано писателем на книжных страницах. Так что не зря «Селефаис» занимает особое место в сновидческом цикле автора.

Я упивался каждой страницей рассказа. Мне не хотелось расставаться с этим произведением. Читая его как никогда ясно осознаёшь, что в душе все мы мечтатели и каждому хочется воплотить свои грёзы в реальность.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Боюсь вызвать гнев поклоников Лавкрафта, но все таки напишу отзыв.

Это мой 10 рассказ автора. А такое ощущение, что читал один и тот же рассказ. Настолько все однообразно (в плане развития сюжета). Одинокий человек, грустил, начал мечтать и потерялся. Я предполагал что герои Лавкрафта наркоманы (извините, но я буду называть вещи своими именами), но до открытого применения наркоты дело еще не доходило. В этом же, дошло. У ГГ на лицо все признаки наркомана: отрешенность от проблем, одиночество, за дозу готов на все (например продать дом). При этом автор так красочно описывает эти «глюки». Да это же пропаганда наркомании.

Поклоники Лавкрафта извините, но это мое мнение и понимание о прочитанном.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из немногих рассказов Лавкрафта с откровенным социальным подтекстом. Затрагивается проблема стремлений последней родовой аристократии Америки, которая на фоне экономического подъема страны смещается буржуазией. Если проследить творчество автора, то можно заметить, что волшебная страна снов отличается тем, что ее жители обладают изящными аристократическими манерами.

Созданный в детстве город Селефаис манит уже повзрослевшего человека, нашедшего свой предел. Иногда сам мир доходит до такого состояния, что прекрасней его может быть только сон. А вот для буржуазии пределом совершенства, примером элитаризма служит родовая аристократия. Каждый получает свое. Причем через падение. Ведь даже во сне нужно было упасть в бездну, прежде чем попасть на чудесные небеса.

Буржуазия в этом плане падает духовно, а аристократия материально. Мне кажется, что путь избавления от богатства подсаживанием на наркотики здесь более логичен, чем благотворительность, которая основана на сохранении определенной базы для себя. Наркотики же отнимают все материальное, начиная от денег и заканчивая рассудком, здоровьем и статусом. Более того, наркомания в то время была на высоте, как и наличие бутлегерских конторок, именно на этом и наживали неведомые ранее богатства. Ирония скрывается еще в том моменте, что заселившийся в дом Куранеса богач вполне возможно именно такой.

Другой вопрос: почему Куранеса не мог найти созданный своим воображением город? Ответом может служить не менее риторический вопрос: а как вообще возможно осуществлять разумный поиск во снах? Тем более, что это место не является одним из тех, что существует вне зависимости от субъекта спящего. Этот город перешел в объект только после смерти героя. Он намеренно избегал «яда повседневности» и выбрал именно тот, который отравляет только его материальную составляющую.

Мечты же буржуазного общества лишились своей воздушность и пристали к материальной красоте. Красоте умершей старины.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чрезвычайно «вкусный» рассказ! Безумный, яркий стилистический фейерверк! Лавкрафт одним коротеньким рассказом смел в сторону добрую половину фэнтезиделов. Вообще, создается впечатление, что рассказ был написан под воздействием какого-то психоделика (или того же гашиша, который так опрометчиво упоминает автор:biggrin:), уж больно яркие и отчетливые образы!

Пара слов о концовке — она великолепна! Прямая ссылка на творчество автора должна заинтересовать читателя в продолжении путешествия по темным мирам и их закоулкам Лавкрафтовского ума. Спец. для тех, кто не знает, что за город Инсмут:glasses:. Напомнила мне Кинга с его приснопамятным гордком Джерусалемс-Лот.

P.S. А рассказ чисто «брэдбериевский». Возможно, это один из источников вдохновения Рэя, наравне с произведениями По, которыми вдохновлялся сам Г.Ф., которыми вдохновлялся Кинг, четырьмя которыми вдохновлялся Гейман... Уф! Как хорошо, что все они у нас есть!

Моя оценка — однозначно десять баллов!!!

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивая сказка. Впрочем нет, отнюдь не сказка. Это олицетворение мечты, притом ничуть не детской, а очень даже «взрослой» — навеянной наркотическим зельем. Именно ради такой, или схожей с ней по прелестной недостижимости картинки и уходят от непростой действительности слабые люди в наркотический дурман.

Мне показалось неискренним первоначальное упоминание о детских мечтаниях. Может быть, я неправа, но уверена, что вот такие фантазии о золотых городах, зачарованных горах и прекрасных всадниках — это совсем не то, о чем грезят ребятишки. А здесь — типичный эскапизм... и боже сохрани последовать примеру героя этой истории...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Авторам фэнтези давно пора скинуться и отлить Лавкрафту высоченный памятник: столько разнообразных образов волшебных стран и далеких сказочных городов создано в его рассказах.

«Селефаис» — это своеобразный психологический автопортрет автора, раскрывающий глубинные стремления его души.

Судите сами, ГГ — молодой человек который остро чувствовал свое одиночество в равнодушной толпе, предпочитающий грезить и писать о своих грезах, в итоге отправляется в страну созданную его воображением.

А может это еще и пророческий рассказ? Может так и произошло и Лавкрафт, а не Куранес правит сейчас Селефаисом?

Кто знает...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о поиске неведомого, по истине далекого, некой заветной мечты и о тех жертвах, на которые мы готовы пойти ради ее осуществления. И пусть эта тайное желание является к тебе лишь во снах! Но ради её ощущения ты будешь готов уйти в безвременье сна вечного...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

набросок, а не рассказ. к тому же, как некоторые уже отметили, подобных опусов у лавкрафта немало. Зачем писать одно и то же, я не понимаю.

идея одна, сюжет можно охарактеризовать как «я пишу, что взбредет в голову в течение 5 страниц», потом идет концовка в стиле « иван шел, шел, шел и пришел».

у лавкравта хорошо получалось заинтриговать читателя в хоррорах: тот же «курган» — чуть ли не эталон жанра, но цикл рассказов о стране снов для меня пока что — сплошное разочарование.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если кто хотел понять, кто такой наркоман и зачем он бежит от внешнего мира в дурманные сны, но всё стеснялся спросить, то почитайте рассказ, тут все черным по белому, причем как я понимаю словами очевидца (ну баловался наш автор бяками всяками).

А спасение там, в сказочных и красочных снах, где все тебя любят и ждут, не смотря не на что и вопреки всему. Возвращаясь назад в бренный, серый, жестокий мир, так хочется обратно, навсегда. Если смотреть с точки зрения, что жизнь наша — ад, а смерть — пропуск в рай, то зачем боятся смерти, она спасение.

пы.сы.:

не употребляла, не состояла, не замечена, не привлекалась)))

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ. «Картинка» перед глазами встает просто изумительная. Атмосфера бесподобная, а погружение в текст – полное.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О! А не является ли это зерном, из которого вырос неподражаемый роман «В поисках неведомого Кадата»? И «мир сна», и это томительное чувство: мучительная жажда вернуться в прекрасный мир, некогда виденный героем, в прекрасный город вне времени Селефаис (как Рэндольф Картер стремился в свой иллюзорный город, тоже, кстати, созданный его фантазией и тоже связанный тонкой нитью с детством). И это воздушное ощущение неописуемой красоты и томления. И долгие поиски, в которых, казалось, что-то за гранью сил обоих наших героев препятствовало. И даже страшный жрец в жёлтой шёлковой маске, что живёт в уединении на холодном пустынном плато Ленг, встречался и Куранесу и Картеру (а созвучие в именах чувствуете?). И так же миры эти нет-нет да соприкасаются с «мифом Ктулху» – тут, например, взял и неожиданно выскочил Инсмут (за 16 лет до «Морока над Инсмутом»!!!). Только Куранесу больше повезло в мире сна – он бывал в городе своих грёз, в отличие от Картера, и даже вернулся туда, но навечно… Однако это было не так радужно для него в мире реальном. И это и трагично, заставляет подумать. Да много тут заставляет подумать – ибо прекрасный стиль рассказа призывает искать смысл, искать символы, трактовать рассказ, как призрачные намёки гадальных карт – таков мир сна Лавкрафта, настолько он прекрасен и наполнен туманным символизмом истории-притчи, каждая из частей которой готова меняться при новом прочтении, готова давать свой привкус, оттенок и смысл. И это великолепно. Однако для меня лично, похожесть на «В поисках неведомого Кадата» слегка подавляет (а похожесть эта возникла с первых же строк), и я не могу ничего с собой поделать, воспринимаю его как прекрасное, но всё-таки восьмистраничное зерно, из которого вырос великолепный (а я ценю «В поисках неведомого Кадата» выше всего, что написал Лавкрафт) романа. Хотя и чувствую – душой и разумом – что и этот рассказ сам по себе великолепен.

А ещё, прочитав примечание здесь, на ФантЛабе, я ещё раз прихожу к выводу, что «сновидческий цикл» всё-таки центральный у Лавкрафта, что он такой вот «личный» (возможно даже, до болезненного личный), и вкладывался в этот мир автор по-особому, и именно здесь, по-моему, достиг особой художественной высоты.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой ещё «брульянт творчества автора»? Где тут «омут печали»? Лавкрафт лишь описывает какие-то личные переживания, почти не посвящая в них читателя.

Рассказ прост и прям как палка. Искусственно усложнён излишним описанием «похода» (причём, пресным и однообразным). Все словесные красивости никак не реализованы. Ну, описывает автор закаты, путешествие на галере и незыблемость стен. А толку? Они никак не работают в тексте. Вот, скажем, есть предложение «Все мужчины там носят бороды» — у меня тысяча вопросов «И что? Почему? Какой длины? Зачем? А женщины?», но автор никак факт не поясняет и не увязывает его с темой рассказа или хотя бы с прочими фактами. Но ведь автор зачем-то выделил именно наличие бороды у мужчин; следовательно, предложение должно быть продолжено объяснением «потому что...». А его нет! И всё — фраза написана впустую. И так везде! Сюжет — отдельно, обстановка — отдельно.

Нормальной интерпретации чувств и желаний героя тоже нет. Не раскрыт внутренний мир героя — я толком не понимаю что он чувствует, когда стремится к городу. Мне мало туманных намёков. Автор всё объясняет непонятной «тоской по неведомому». Так Ганс Христиан Андерсен в своё время сказки писал и получалось у него заметно лучше, достовернее и красочней.

Рассказ давно написан и тогда не было ничего похожего? Ерунда полная! Предлагаю открыть «Дверь в стене» старика Уэллса и сравнить.

У Лавкрафта вышло прямолинейно, скупо, сухо, скучно.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грустная история об одиночестве и непонимании, о том, как можно разменять бестолковую реальность на красивую, но оттого не менее бестолковую выдумку. Каждый делает выбор сам, но при этом, любой выбор может оказаться проигрышным.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх