FantLab ru

Вера Камша «Отблески Этерны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Голосов:
839
Моя оценка:
-

подробнее

Отблески Этерны

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

Кэртиана... Один из миров великого Ожерелья, едва сдерживающего наступление раттонов... Этому миру грозит гибель... Но когда? Как? Это никому неведомо. И все же судьба мира зависит от ныне живущих, хоть никто из них даже не подозревает об этом. А ныне живущие погрязли в собственных интригах — религиозных, политических, семейных...

© Nog

Содержание цикла:

8.01 (705)
-
25 отз.
8.33 (500)
-
23 отз.
7.54 (454)
-
12 отз.
 
 
 
 
8.18 (1573)
-
95 отз.
8.40 (1244)
-
46 отз.
8.12 (1137)
-
49 отз.
7.84 (693)
-
6 отз.
7.75 (835)
-
36 отз.
7.83 (783)
-
34 отз.
 
7.64 (663)
-
19 отз.
7.41 (556)
-
17 отз.
 
7.00 (451)
-
26 отз.
7.11 (299)
-
19 отз.
6.89 (56)
-
8 отз.
 

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Фэнтези-2004
2004 г.
Красное на красном
2004 г.
Фэнтези-2006
2005 г.
Удивить дракона
2005 г.
Лик Победы
2005 г.
От войны до войны
2005 г.
Зимний излом. Том 1. Из глубин
2006 г.
Зимний излом. Том 2. Яд Минувшего. Часть 1
2007 г.
Зимний излом. Том 2. Яд Минувшего. Часть 2
2007 г.
Сердце Зверя. Том 1. Правда стали, ложь зеркал
2008 г.
Сердце Зверя. Том 2. Шар Судеб
2009 г.
Сердце Зверя. Том 3. Синий взгляд Смерти. Закат
2011 г.
Сердце Зверя. Том 3. Синий взгляд Смерти. Полночь
2012 г.
Отблески Этерны: Красное на Красном. От войны до войны
2014 г.
Синий взгляд Смерти. Рассвет. Часть вторая
2017 г.
Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть первая
2017 г.
Синий взгляд Смерти. Рассвет. Часть третья
2017 г.
Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть пятая
2019 г.
Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть четвёртая
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Czarna msza
2007 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  46  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2013 г.

Если автор не в состоянии уместить сюжет в три объемных тома, то перед нами либо графоман, неспособный контролировать собственное словоизвержение, либо расчетливый делец, заставляющий читателя выложить денежки по максимуму («восемь», «девять», «девять с четвертью», девять с половиной» и т.п.).

У Камши бойкое перо, она легко и неплохо пишет, но именно эта легкость, к сожалению, оборачивается против нее — рулонами страниц оборачиваясь вокруг незадачливого читателя, уставшего искать концы. Текст расползается во все стороны, персонажи и рассказчики плодятся как кролики, завязки теряются, забываются и, в поисках развязок, оказываются погребены под очередными небывалыми интригами. И все это на фоне богатейшей «истории» и «географии» вымышленного мира, дебильной «политики» на уровне начальных классов средней школы, а также идиотской магическо-мистической ахинеи.

Одним словом, от масштаба опупеи начинаешь опупевать и сам — и если начало первой книги вызывает симпатию к интересному автору, то к концу третьей книги хочется плеваться и забыть «Отблески» как страшный сон. Что я и советую сделать читателям, пока их не накрыло очередной волной новых героев, смывающих (сливающих) старых как бачок унитаза, и погружающих читателя в чувство недоумения и растерянности.

Оценка: 6
–  [  45  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2012 г.

Поскольку невозможно разбирать всерьёз недочитанную (и кстати на данный момент недописанную) книгу, я поваляю дурака и оставлю на неё несерьёзный и развлекательный отзыв.

На самом деле, ситуация с Этерной нарисовалась анекдотическая: весь цикл в своей эволюции в общих чертах повторил путь своего героя Окделла.

Вначале перед нами был положительный молодой фентези-эпик, определённо подающий надежды (неоднозначность ситуации, интриги, явно какая-то масштабная задумка, ну и Первый Маршал), хотя и не безупречный (общая неоригинальность, сноски, ненужные длинноты, местами откровенная фальшь, ну и Окделл) – одним словом, не идеальный – но от него ждали развития и все недостатки спускали ему с рук, потому что он был интересен.

Но через пару томов началось какое-то свинство: мир раздулся и стал расползаться в плохо воспринимаемую кашу. Герои уменьшились, начали размножаться делением, как бактерии (у всех появились функциональные двойники), были покрашены по методу «моральной аллергии» на морально-положительных и морально-отрицательных и начали источать какой-то идеологический запашок. Короче, началось разложение, недостатки пошли разрастаться, как раковая опухоль, былые достоинства как-то запропали («цикл как подменили!», огорчились наиболее чуткие читатели и перестали ему доверять). Но многие ещё верили в молодой эпик! Хоть он и раздражал, и портился, нет-нет, да и проблёскивало в нём что-то многообещающее – то неожиданная интрига, то яркий второстепенный образ. Читатель кидался от одного к другому с надеждой: ну, наконец-то! ну, вот щас раскочегарится цикл! У него всё будет! В общем, народ верил в лучшее, хотя тревожные звоночки заливались вовсю.

Эх, читатель, ты ещё не знал, с кем имеешь дело.

Наконец, даже оптимистам стало ясно: в этом цикле – уже не будет. Он безнадежен. Он попросту плох. В нём уже не осталось неоднозначности (здесь иные разочарованные читатели, перегибая палку, в запале начинают утверждать, что её никогда и не было, и им это даже было видно с самого начала). В нём уже и мыслей особых нет – всё громче звучит одна на все случаи жизни прямая как палка идеология (местами довольно агрессивная), под неё прогибается вся картина мира. Ведь может же автор выдавать желаемое за действительное, если ему так хочется? «Право имеет?» Конечно, имеет и всё может, он же автор, царь и бог – захочет, так вообще весь текст перепишет. Тут-то читатели поняли, что с этим эпиком уже всё. То есть, с тем эпиком, который начинался в КнК, уже всё, и теперь пошёл какой-то другой. Можно тихо отойти в сторонку и пронаблюдать издалека: чем он кончит-то? ;)

Просто удивительно, что до сих пор преданные читатели цикла как будто не замечают подмены, продолжают звать его «многообещающим», «неоднозначным» (он уже не откликается на этот зов, или откликается: «не надейтесь, это в прошлом»), «разноплановым», «интересным» и всячески оправдывать: «он хороший, он просто болеет». Многие, скорей всего, любят его по инерции, закрывая глаза на прошедшие метаморфозы. Хотя некоторые «любят его именно таким». Слышатся их возмущённые голоса: «Он, цикл, не ухудшился – это он так улучшился!» Ну, для тех, кто сидит внутри, там, в этом коллективно вымышленном мире, и верит в него – оно так и есть. Для меня, снаружи, этот цикл (как и аватара этого цикла в тексте) дичает и впадает одновременно в склероз и маразм.

Если говорить конкретно, что было и что стало? Я считаю, что чем дальше, тем более антихудожественной становится эта «очень большая одиночная книга». Нет, её можно читать, но она разваливается на куски и малопригодна для целостного восприятия. Стиль её, если коротко – «тихо сам с собою я веду беседу» (в первых книгах было хотя бы понятно, что при этом происходит, в последних персонажи репортёрствуют в духе акынов, временами их сносит потоками сознания). Размышления в книге сводятся к распутыванию интриг. Интриг, действительно, много, и запутанных — хоть вешайся. (Часть этих интриг запутались сами в себе; другие мурыжатся и мурыжатся из тома в том, чтобы кончиться пшиком – т.е. являются чистой воды информационным шумом. Третьи (совсем удручающие) ведут нас к необходимости выяснить, кто чей настоящий отец, кто настоящий Повелитель, кем на самом деле был чей-то прапрапра, и кого 400+ лет назад подменили в колыбели, и нет бы это хоть где-нибудь прямым текстом сообщалось – всю эту сантабарбару нам предлагают самостоятельно выискивать между строк; более того, она принципиально важна для понимания сюжета! Так что нравится, не нравится – тебе придётся думать, читатель, кто с кем когда-то там, если ты хочешь понять, с чего вдруг нынешний Повелитель – не Повелитель, да и вообще хоть что-то понять). Также удивляет страсть автора к лишним без кавычек персонажам, которые множатся, как головы у гидры (на каждого убитого хорошего человека автор выдумывает «новых два» ещё лучших! Вот бы так, да в реальном мире – все войны бы кончились). Они, может, нелишние как люди, и было бы замечательно послушать отдельно их истории, но здесь и сейчас они ЛИШНИЕ как персонажи, т.е. просто мешают. Говорят, они тут нужны для «эффекта полифонии», но по-моему они создают эффект шума и ещё — эффект рассеивания внимания. Знаете, если включить одновременно несколько пластинок, полифония скорей всего не получится – а получится какофония. И здесь она есть! В этом хаосе читателю не на что опереться, кроме услужливо подсунутых чёрно-белых персонажей («Не знаю, кто они и куда идут, но вон тот – точно мерзавец. Ну вот, уже хоть что-то стало понятно»). Тем грустнее встречать иногда (всё реже и реже) отдельные удачные сценки.

Кроме того, есть другой любимый приём автора — «ломка стереотипов», по ходу цикла он превращается в какую-то манию разрушения. Стереотипы – это то, что автору досталось от прежних поколений приключенческой и фантастической литературы. Они, замшелые, стоят уже давно, и, возможно, уже устарели, но автор их не строил, он только разрушает. В первых книгах это было эффектно и неожиданно, и даже где-то полезно для читателя, но потом автор так увлекается, что начинает разрушать уже то, что выстраивал сам же в первых томах (этакое саморазрушающее поведение), уже даже не сами стереотипы (их не осталось), а малейшие намёки на стереотипы, любые читательские ожидания, вообще всё, включая несущие сюжетные опоры. Ну, если главным художественным приёмом взять деконструкцию, в итоге закономерно получатся развалины. Текст лежит в руинах, чудом выжившие читатели погребены под обломками.

В общем, налицо идейно-художественная (я вкладываю смысл в оба слова) деградация (это исчерпывающий термин). При этом, я понимаю, почему многие считают, что появилась «реалистичность» – весь этот информационный хаос в Этерне сильно напоминает то, что происходит в реальном мире: всюду перекрёстные противоречивые данные, огромное количество бессмысленных сведений, кругом враньё, и т.д. Так при искусственности большинства характеров и ситуаций создаётся эффект «жизнеподобия», хаоса жизни, в котором читатель дрейфует, тут и там слушая обрывки сплетен. С другой стороны, нельзя забывать, что Этерна – авторский хаос, и он умело подтасован. В частности, в её мире очень легко понять, «кто чего стоит». В то время как в жизни как раз это и тяжело – люди вечно преподносят неожиданности, никак не укладывающиеся ни в какой тип – сильные дают слабину, «нерукопожатые» проявляют человечность, глупые медленно и мучительно умнеют – а, да что говорить о жизни! Так вот, нарочная примитивизация героев в последних (последних ли?) книгах Этерны вызывает, с одной стороны, определённое огорчение у здравомыслящих читателей – и именно она особенно нравится фанатам. Эк автор! Вот как людей по полочкам разложил! Фанаты души не чают в цикле – там всё «правильно» преподносится, и люди «как надо», с ними «всем всё понятно», и это на фоне общего жизнеподобия. Ну и как отказаться от этого? Окделл, помнится, тоже создал себе «псевдореальный» мир с удобными образами друзей, и ни за что не хотел менять своих взглядов в сторону усложнения.

Вот в таком плачевном виде подходит к финишу наш героический эпик. В общем, для меня этот цикл «скорее мертв» и пребывает в загробном мире. Оттуда он может послужить для выживших хорошим примером «как не надо было делать». Автору хотелось наглядно продемонстрировать деградацию – и это удалось! Хотите узнать, как при неплохих, в общем, начальных задатках можно деградировать в нечитаемость? (В случае персонажа автор предлагает корнем бед некий изначальный «моральный изъян», но я не могу воспользоваться аналогией, потому что «изначальный моральный изъян» для книги – это автор). Отказаться от «как есть» в пользу того, «как надо было бы». Окделл отказывается от реального (для него) мира в пользу удобных фантазий об этом мире, Камша отказывается описывать внутренне противоречивую реальность в пользу реальности с правильно (по её мнению) расставленными акцентами. Этапы процесса очень сходные, равно как и результаты. Цикл и Окделл, каждый на свой лад, сперва тормозят, тормозят, параллельно подменяют всё больше и больше действительности желаемым, из-за чего деградируют и разваливаются, не достигнув финала.

На мой взгляд, книга – это прекрасный пример того, как «путь Окделла» выглядит не в очищенном книжном мире, а в реальности. Цикл, пожалуй, не так инфернален, как прототип, и в нём даже под конец (как бы он ни был плох) можно найти достойные куски (для меня это были отдельные удачные битвы, которые, при их всевозрастающем занудстве и зашкаливающем пафосе, автор пишет с душой). Да и вообще, даже некоторые нефанаты находят, за что его до сих пор можно любить.

Поскольку мой отзыв развлекательный, я и не пытаюсь «расставить точки над ё» или «вынести вердикт кому бы то ни было», или там поставить крест на эпической могиле. Может быть, цикл в последнем томе ненадолго восстанет в предрассветных сумерках и закончится как-нибудь достойно. (Мне даже хочется верить в такой итог!). Хотя — как финальный аккорд отменит 6(+) мутных предпоследних томов, которые УЖЕ существуют? Они же никуда не денутся. И мне как-то не слишком интересно скитаться по развалинам художественного произведения, где до последнего тома всё не удается добраться; только дочитаешь предпоследний — опять попадается предпоследний! Так что – ладно уж. Наверное, знак судьбы. Нынешний предпоследний пролистываю по диагонали, даже начать его толком не могу. Дальше читать не вижу смысла, разве что в эпилог через пару лет загляну ;)))

Оценка: 3
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2013 г.

Простите меня, поклонники этого цикла. Я была верной читательницей «Отблесков» на протяжении многих лет, и с пониманием относилась к комментариям автора на тему того, что в дальнейшем книги будут все меньше походить на авантюрный роман, а все больше – на масштабное описание военных баталий. «Ну разумеется», — говорила я, — «все понимаю, потерпим». К сожалению, некоторые моменты приходилось именно терпеть, потому что они были не интересными, и даже не рассчитанными на анализ, а просто чрезмерно занудно описанными. Но они были важной деталью сюжета, поэтому – да, читались.

Но в конце концов здравый смысл автору отказал.

Понимаю, что для любителей истории и соответствующих земных эпох важна достоверность описания боев, я всегда выступаю за научную точность преподносимых деталей, потому что это в числе прочего показатель качества авторской работы. Но все же надо понимать, что произведение рассчитано на разных читателей, и далеко не все из них нуждаются в столь дотошной детализации. Потому что книга – это не просто фактология, это синтез самых разных факторов. Это как с академическим и эстрадным вокалом – академический, может быть, более «правильный», но не цепляет так, как иной эстрадный. То же и здесь. Постепенно цикл перешел в разряд «физики шутят». Хотя, понятное дело, и дотошных физиков таких найдется немало, но и остальные читатели – тоже люди, и, кстати, совсем не обязательно что глупые, просто не компетентные в военном деле.

Одним из важных факторов, кстати, являлись персонажи, которые, при всей своей живости, на мой взгляд, чрезмерно «расплодились», и, что самое печальное, не приобрели своего особого языка. Их манера выражаться примерно одинакова и похожа на авторский слог, в связи с чем с ходу в диалогах не определить, кто из героев говорит. Это тоже мешает восприятию, это тоже обезличивает произведение.

И, в конце концов, я лично читала в блоге автора обоснования на тему того, почему книги названы именно таким образом – но, черт возьми, это какие-то казуистические выкрутасы от лукавого. КнК и ОВДВ тоже могли бы стать двумя частями одного тома, но почему-то названы по-человечески. А дальше? Для кого созданы эти подпункты подпунктов в названиях, если все равно ни Зимний излом с его томами, ни Сердце Зверя с его дробленными частями, как самостоятельные книги быть прочитаны не могут?!

В общем, на закате «Заката», что из части (подчасти? Подподчасти?) «Синий взгляд смерти», я этот цикл забросила. Тем больнее, потому что до этого каждой книге можно было поставить если не 10, то твердые 8. Хотя, что я говорю, какие 8, если в этом невероятном мире я просто жила — настолько он был создан шикарно, филигранно, живо, масштабно?! Каждая книга — как встреча с родными. Это был совершенно феноменальный цикл, на мой взгляд, с более глубоким, чем «Песнь льда и огня», смыслом. Но — увы.

Оценка: нет
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 марта 2009 г.

Так начинанья, взнесшиеся мощно

Сворачивая в сторону свой ход,

Теряют имя действия.

Вильям Шекспир

Увы, этой фразой из классика можно было бы предварить отзыв ко многим фантастическим сериалам, и эпопея Камши — не исключение. Первые книги цикла произвели на меня очень сильное впечатление. Автору удалось то, что под силу весьма немногим — создать интересный, масштабный, тщательно проработанный мир, со своей историей, своими обычаями и верованиями. Далеко не всегда из тех отрывочных сведений, которые авторы фэнтезийных эпопей сообщают нам о своем мире, удается составить цельную картину. Камше же удалось создать мир совершенно живой, в реальность которого верится. Если уж описан в нем некий народ, так сказано что-то и про его обычаи, если уж идет война феодальных кланов, то мы понимаем, кто и почему воюет.

Отдельный респект — за удачные исторические отступления, за красивые легенды, вплетенные в сюжет.

Интересно, хорошо и со знанием дела описаны хитрые интриги, которые плетут герои романов камши. Есть в них и тонкие комбинации, и остроумные эффектные ходы.

А вот сами герои на протяжении цикла претерпели заметную эволюцию, и не в лучшую сторону. Если в первых романах каждый из главных героев выглядел живым человеком со своими достоинствами и недостатками, то потом ситуация изменилась. Одни герои, как Алва, неожиданно стали рыцарями без страха и упрека, другие, как Окделл — просто начали вести себя как совершенные болваны. Все многоцветье мира Камши начало постепенно сводиться к двум краскам — черной и белой.

Еще один серьезный недостаток — неуклонное замедление темпа действия на протяжении всего цикла. Если в первых романах некоторая неспешность действия объяснялась обстоятельной манерой повествования автора и была вполне оправданной, то уже к четвертому тому время тянется, словно резиновое, и порой чудится, что ты сам попал в очередной вязкий кошмар, которые столь часто стали являться героям. Не могу не отметить. что если в первых томах некий налет мистики придавал особый вкус истории, то в последующих томах нарастание загадочных и необъяснимых явлений кажется мне чрезмерным и только сбивает с ритма повествования.

В итоге, если первые тома были прочитаны мной с большим удовольствием, то, начиная с четвертого тома, мой интерес к происходящему начал постепенно угасать. С трудом продираясь сквозь дебри текста, я все же надеюсь добраться до развязки этой истории. Но, боюсь, если дело пойдет так и дальше, масштабный цикл может остаться и недочитанным.

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2012 г.

В свое время зачитывался первыми книгами и советовал всем друзьям, писал про цикл восторженные отзывы и был свято уверен, что автор – самый талантливый из наших фантастов. Время прошло, взрослее стал не только я, поменялся и цикл. Сегодня «Отблески Этерны» можно охарактеризовать одним предложением: «трилогия в десяти частях». Причем это еще не окончательная цифра. Чем дальше уходит нумерация томов, тем больше в них становится страниц и меньше событий. Начиная с появления Руппи складывается стойкое впечатление, что читаешь спин-офф, написанный молодым подражателем в рамках межавторской серии. «Время учеников», да и только.

Честно говоря, учитывая опыт Арции, у меня сложилось впечатление, что автор просто ждет момента, когда даже самые преданные фанаты обзаведутся детьми и внуками и махнут рукой на окончание цикла, чтобы просто его не писать.

Наверное, я не слишком ошибусь, если предположу что читательницы и редкие читатели «Отблесков» никогда не читали какой-нибудь достойный историко-приключенческий роман, где много событий и фокальных персонажей, поэтому считают творчество своего кумира уникальным, или хотя бы «не хуже Мартина». Хотя людей мне откровенно жалко, но в душе понимаю – давать им «Сегуна», «Тай-Пэн» или «Чингиз-хана» просто негуманно, равно как и заставлять ребенка двенадцати лет читать «Войну и мир» вместо комиксов «Спайдермена». Они пролистнут пару-сотен страниц, начнут сетовать на то, что в книге нет эмоций (нет истерик героев), нет событий (нет битв армия против армии до горизонта), нет интриг (нет роялей в кустах и оборванных сюжетных линий), нет загадок (нет богов, старых богов, новых богов и суперартефактов), нет непредсказуемости (автор придумывает события книги не на ходу) и так далее, и так далее.

Итого мы имеем 10 толстых книг, из которых на звание хороших претендуют только 3. Оценка – 3 из 10.

Оценка: нет
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2011 г.

Пожалуй, мое знакомство с этим циклом остановится на 3-х романах.

Начиналось все очень даже многообещающе:

- мир, историческим прототипом которого является эпоха Нового Времени (в отличие от традиционного и уже немного набившего оскомину Средневековья);

- вереница ярких, запоминающихся и, главное, «живых» персонажей. Каждый со своей личной историей («стартовой позицией» в цикле), психологией и устремлениями. А отсюда и отличные долгоиграющие перспективы для автора в плане развития линии «становление, взросление героя», что, в свою очередь, позволяет читателю рассчитывать на многоплановое эпическое полотно;

- интересный и динамичный сюжет, удачно сочетающий дворцовые (и прочие) интриги и военные кампании.

Благодаря всему перечисленному, «Красное на красном» оставляет очень приятные впечатления и вопрос «читать ли дальше» решается положительно. Но, увы, чем дальше в цикл, тем «толще» недостатки. И хотя обе первые книги «Отблесков Этерны» были прочитаны быстро и с примерно равным интересом, но закрыв последнюю страницу «От войны до войны», я с удивлением осознал, что при том же объеме тома количество сюжетообразующих событий заметно снизилось. Кстати, сейчас, спустя полгода, я хорошо помню сюжет «К. на к.», а вот из второй книги в памяти всплывают лишь несколько эпизодов. И это при том, что читал я их одну за другой.

Третью книгу «Отблесков» читал уже после некоторого перерыва и, с сожалением обнаружил, что снижение качества повествование от тома к тому растет в геометрической прогрессии.

Темп развития сюжета замедлился до невозможности. Вместо поступательного рассказа основной истории, автор жонглирует сложившимся набором типовых сценок (Рокэ и сотоварищи, Рокэ и женщина(-ы); Альдо-Эпинэ-Матильда; Луиза Арамона на службе у королевы; Канцлер в заботах о государственных делах и т.д.). Каждая «сценка» со своим устоявшимся набором типичных ситуаций и диалогов. Знаете, о некоторых музыкальных группах критики говорят, что они всю свою карьеру играют одну песню. Вот и в «Лике победы» создается впечатление, что от главы к главе в отношении каждой линии персонажей перед тобой раз за разом прокручивают один и тот же их «личный» эпизод.

Да и сами герои эпопеи становятся все более и более статичными. Особенно это касается несомненной авторской удачи – Рокэ Альвы. Это яркий, харизматичный герой, из тех, кто прогибает изменчивый мир под себя. Человек со сложным и неоднозначным характером, не чуждый поистине благородных поступков, но и способный хладнокровно и безжалостно убить, если того требуют обстоятельства. В «Лике победы» Рокэ Альва начинает стремительно «бронзоветь», превращаясь в мужской аналог знаменитой фразы из классической советской кинокомедии: «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Перед нами непобедимый полководец, великолепный фехтовальщик и просто красавец, у ног которого все женское население Катрианы от юных девиц до зрелых матрон.

Также для меня осталось загадкой для чего в романах периодически появлялись эпизоды мистического характера. Чего-то существенного в общую картину они не добавляли, а порой и вовсе выглядели искусственными вставками. То ли не все изначальные задумки автору удалось реализовать, то ли эти «ружья» должны выстрелить в более поздних книгах цикла, то ли это дань пожеланиям\требованиям издателя.

В общем, 2\3 «Лика победы» я уже читал по диагонали. Продолжать знакомство с циклом не буду, хотя с кратким содержанием, пожалуй, ознакомился бы.

Итог: «Отблески Этерны» в очередной раз подтвердили, что:

1. Трилогия – это, за редким исключением, оптимальный формат для эпической истории.

2. Не каждому автору, способному написать хороший одиночный роман, дано создавать успешные многотомные эпопеи.

Оценка: нет
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2009 г.

Не знаю,насколько объективно писать отзыв на еще не законченный цикл,ведь последние тома чаще всего самые важные. Они показывают авторский замысел в целом,его умение поставить точку так,чтобы потом еще долго в памяти читателя сверкали лица,люди,мысли,слова. Но все же я попытаюсь выразить мнение о уже написанных томах как о едином целом.

Эпопея в целом производит намного более благоприятное впечатление,нежели каждый том в отдельности. Мы словно изучали детали масштабной картины,а теперь отходим чуть подальше,чтобы рассмотреть полотно целиком. можно выделить отдельные линии,судьбы,интриги и войны,но вместе они внушительнее. Ткой эффект достигается несколькими приемами. Хорошая эпопея держится на трех китах: событиея,с кем они происходят и как. Другими словами,История,Герои,Атмосфера.

Сюжет,в принципе,абсолютно не нов:катится Шар Судеб государств,люди стремятся к власти,убивают мечом,ядом и кинжалом,а некоторые еще и пытаются при этом оставаться людьми. При таком раскладе огромное значение приобретают персонажи,те,чьими глазами мы видим происходящие события.

И вот тут талант автора проявляется в полной мере. Нет,Камша вовсе не потрясающий специалист человеческой души. Однако у нее есть качество,необычайно важное для многотомной эпопеи:герои становятся родными,их горести и радости воспринимаются как свои. Две маленькие хитрости помогают автору добиться такого эффекта:

Во-первых,каждый персонаж-рассказчик обладает своими уникальными речевыми характеристиками. Через всевозможных «достославных» и «твою кавалерию» Камша невероятно четко выявляет образы героев. Именно это позволяет сформировать отношение читателя к мировоззрению и позиции героя. Та,кто для наивного мальчишки Дика Окделла-ангел небесный,для благородного рыцаря Робера Эпине несчастная,но храбрая молодая женщина для другой женщины может оказаться «дохлым гиацинтом»,лживой интриганкой. Читатель вынужден сам составлять своё мнение о событиях,вылавливая крупицы истины из взгляда на жизнь главных героев. Это-еще одно неоспоримое достоинство произведений Веры Камши. Автор учит нас думать,размышлять,«не смотреть,а видеть».

Что немаловажно,Камша умело тасует героев,выделяя им именно столько «экранного времени»,чтобы они могли увлечь,но не надоесть,чтобы каждое новое появление «любимцев публики» воспринималось на ура. Если бы на протяжении всей эпопеи мы видели,скажем,лишь Марселя,Луизу и Матильду,эти,без сомнения,яркие и необычные персонажи утратили бы часть привлекательности. В каждом томе на первый план выдвигается новый набор действующих лиц,сбалансированный довольно умело.

Надо признать,у «Отблесков Этерны» есть и недостатки. На мой взгляд,скучными и невзрачными получились описания многочисленных сражений,морских и не очень. Часто во время битв автор вводил новых персонажей враждующей с главными героями стороны только для того,чтобы показать битву во всей красе. Начинание похвальное,но требует много места на страницах. На мой взгляд,можно было отвести его под что-нибудь более занимательное.Интриги,например.

Далее,иногда утомляет постоянное смешивание сна и яви. Мистический элемент в книгах силен,но до поры до времени не играет особой роли и показан как-то безучастно. Только линия выходцев в семействе Арамона(линия Луизы) получилась живой(простите за каламбур) и интригующей. А вот многочисленние сны Робера,Рокэ,Ричарда пока не совсем понятны. Надеюсь,этот момент будет прояснен автором позже.

В целом,несмотря на незавершенность и некоторые провисания,можно сказать,что эпопея удалась. Верный признак этого-лихарадочное ожидание новой части.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2014 г.

Пусть я и отношу себя к поклонникам цикла и практически не сомневаюсь, что пойду в книжный за «Рассветом» как только он выйдет (если, разумеется, вообще выйдет...), но не могу не признать, что от книги к книге цикл становится хуже и хуже. Причем сразу по нескольким причинам.

Самым большим разочарованием для меня стала потеря неоднозначности героев. А ведь как я радовалась сначала, обнаружив книгу, с уже на старте огромным числом прекрасно прописанных персонажей, практически все из которых сражаются за правое дело. Только дела почему-то разные. Но чем дальше в лес, тем более черно-белым становился мир Кэртианы. Как будто, придумав ярких и разносторонних героев, Камша распределила между ними собственные симпатии и с тех пор стала при каждом удобном случае подчеркивать, какие ее любимчики белые и пушистые и какие подлецы все те, кто ей не нравится. В результате уже книге к четвертой можно было без труда сказать, кто тут со всех сторон положительный рыцарь без страха и упрека, а кто мерзкий злодей, способный сделать мир лучше только бросившись со скалы.

С каждой новой книгой активно плодятся и размножаются сюжетные линии, что начинает заметно тормозить развитие событий. Если сначала две-три ветки позволяют вместить в один том законченный сюжетный этап, то когда количество веток приближается к десятку и всем автор пытается уделить внимание одновременно, вдруг понимаешь, что за последние прочитанные несколько сотен страниц в мире Кэртианы ничего толком и не произошло: эти поговорили, те поругались, тот пострадал... и все. Кроме того появление огромного числа новых персонажей вытесняет некогда главных героев куда-то на задворки, и из-за этого я не раз появление новой ветки воспринимала с неприязнью.

А еще Камша страдает паталогической любовью к загадкам. Видимо, предполагается, что читатель должен вчитываться в каждую случайно брошенную любым персонажем реплику, да еще и держать в памяти весь цикл в подробностях иначе легче легкого прозевать что-то после чего часть сюжета — особенно мистическая его составляющая — пройдет мимо, показавшись бессмысленным и бессвязным набором пустых эпизодов. Блин, я люблю загадки, я люблю, когда автор разбрасывает намеки по книге, а потом раз! — и собирает их во что-то неожиданное, но всему же надо знать меру! Без регулярных обращений к сторонним источникам значительная часть мистики остается практически не понимабельной. Бывает залезешь на форум, чтобы разобраться, что же за фигня такая произошла и вдруг оказывается, что ключом к пониманию был упоминавшийся единожды и мимоходом книги три назад факт поездки пра-пра-пра- кого-нибудь из героев в гости к другому пра-пра-пра-. Утрирую, конечно, но... несильно. И при том, что я уже давно не путаю знатные рода, в общих чертах помню, кто кому и какой родней приходится, кто чего хочет и кого поддерживает, все равно оказывается, что для полного понимания сюжета этого недостаточно. Нужно еще помнить, кто куда когда ездил, практически дословно знать большую часть диалогов книги, непрерывно вчитываться между строк, держать в памяти подробное описание внешности всех действующих лиц и, конечно же, долго и внимательно анализировать каждое видение или встречу с магической стороной жизни Кэртианы. Можно сказать, что это и достоинство книги — не каждый автор может так закрутить и так разбросать намеки, но все же Камша, на мой взгляд, переборщила. Я, в конце концов, не докторскую по истории Кэртианы готовлю, а всего лишь читаю художественную книгу. Развлекательную, как бы. Иногда глянешь на обсуждения на официальном форуме Камши и тихо сползаешь по стеночке от того, насколько люди вчитываются едва ли не в каждое слово каждой из вот уже девяти немаленьких книг.

Однако про Этерну можно сказать и немало хорошего. Во-первых, интриги действительно на высоте. После попыток вникнуть в намерения героев Камши, количество книг, способных меня поразить размахом и хитросплетениями сюжета значительно поубавилось. Многое теперь кажется плоским и очевидным.

Герои, хотя и, к большому моему сожалению, скатились до явного деления на «хороших» и «плохих», заодно еще и большей частью застыв в развитии, тем не менее остались хорошо прописанными и оригинальными. В книге столько персонажей, что перечислять замучаешься, но характеры не повторяются ни разу. Вообще. Говорили здесь, что язык у персонажей одинаковый... Не знаю, не знаю. Я вот легко могу узнать репортера хоть по природной зарисовке, не говоря уж о чем-нибудь более персональном.

Радует детальная проработка мира: быта, костюмов, оружия, фольклора, истории — всего. Мир Кэртианы удивительно живой. Разве что география какая-то простенькая и искусственная, но это заметно только при взгляде на карту, а вот при чтении она выглядит очень даже натурально.

Сюжет в цикле действительно непредсказуем, крутые повороты выскакивают из тумана там, где, казалось бы, все просто и понятно. Когда кто-то из героев затевает авантюру, практически невозможно сказать сумеет он ее осуществить или нет (ну, если речь не о Рокэ, который может все). Иногда бывает уверенность, что, например, вот этот точно выберется, но как выберется, обычно остается загадкой до самого конца. К слову, именно поэтому я с нетерпением жду последней книги. Безумно интересно, чем же там все закончится.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2010 г.

Недавний пост armitura в его АК напомнил мне об «Отблесках Этерны», попробую разобраться теперь в своих чувствах.

Итак, мысль: ОЭ до невероятия похожи на незабвенный сериал ЛОСТ («Остаться в живых»). Нет-нет, погодите отметать это утверждение как полный бред, в нём есть-таки заслуживающие внимания соображения, кои я и изложу далее по пунктам.

1. Огромное количество персонажей (кто сказал «Война и мир»?). В ОЭ их так много, что запомнить, кто кому кем приходится практически невозможно, если не рисовать рядом на бумажке генеалогические древа. К тому же, не забудьте, что почти у всех действующих лиц есть прозвища, их тоже можно законспектировать для ясности. В ЛОСТ – пассажиры самолёта, потом ещё больше пассажиров, потом Другие, потом... кто все эти люди? Не так критично их всех помнить, в отличие от ОЭ, но народу немало, согласитесь.

2. Сюжет, нити которого расползаются во все стороны, буквально торчат из страниц и тянутся куда-то далеко-далеко, пересекаясь и путаясь. Подозреваю «эффект Криса Картера», т.е. всё это рискует в конечном итоге так никуда и не вывезти. Вы ещё помните пролог ОЭ? Я – не особенно, хотя наверняка он очень важен. Теперь ЛОСТ. Городили-городили, но огорода, по-моему, так и не получилось. Хотя многие с этим не согласятся.

3. Длина/продолжительность. ОЭ – 8 томов, два (?) ожидаются, ЛОСТ – 6 сезонов. Много букв / серий, и чем их больше, тем сильнее должна быть мотивация, чтобы досидеть до конца, тем труднее становится поддерживать интерес читателя/зрителя. Может, я рассчитывала на большее/что-то иное, но ЛОСТ я бросила в конце третьего сезона, ОЭ дочитывать желания нет, потому что в последних томах вода уже практически выплёскивается со страниц, а интересные события теперь присутствуют только в гомеопатически разбавленных дозах, концентрация интересности снизилась до минимума. Помните морскую баталию в «Из глубин»? Полкниги занимает, не меньше.

4. Мистика, маг. реализм, или что оно там такое. В ЛОСТ – более чем достаточно, в ОЭ – тем более. Да-да, жанр такой, я знаю. Но. Творятся необъяснимые вещи, а потом – всё, как ни в чём не бывало. Например, что в ОЭ случилось с Надором? Почему так жестоко глючило Окделла на тему каких-то масок? Осенние охотники? Башни? Раттоны?! И ещё множество подобных эпизодов. ЛОСТ – сам остров, скачки во времени, видения-привидения. Говорите, в ОЭ всё выяснится в последнем томе? Ага, если я до него дочитаю. И не забуду при этом, что было в начале. Пролог, помните? То-то.

5. (Связано с 4 пунктом). Вопросы без ответов. Ах, читатели сами должны думать, анализировать и постигать, а всё на блюдечке – это не достойно и не подобает? Допустим. Но читатели (по крайней мере, в лице меня) уже несколько утомились, запутались и увязли во всём этом (пункты 1-4). Говорите, важен сам процесс чтения/просмотра, а не результат с фейерверками, свадьбами и спасением мира или финал а ля «все умерли»? Это-то да, но процесс как раз и не доставляет уже никаких положительных эмоций. Пора бросать жевать кактус? Риторический вопрос.

Теперь — зачем сравнивать тв-сериал и цикл книг (скорее, роман-эпопею) и какой в этом смысл. А смысл такой — попытка предсказать концовку ОЭ. Знаете, чем кончился ЛОСТ? Вот я и думаю, что, учитывая прочие похожие черты, и в финале ОЭ будет нечто подобное. Не в плане сюжета, а… По духу, что ли. По оставшемуся впечатлению. Хорошо это или плохо, каждый решит для себя.

Disclaimer: Допускаю, что я прозевала саму суть истории ОЭ, но за всеми вышеперечисленными деревьями леса просто не видно.

P.S. А краткое содержание ОЭ я бы прочитала.

(оценка стоит по итогам первых трёх томов цикла)

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2012 г.

!!!Цикл дочитан до пятой книги (Яд минувшегего, часть 2) включительно!!!

Думаю, не сильно погрешу против истины, если скажу, что на сегодняшний момент Вера Камша является одним из самых успешных отечественных авторов фэнтези. Причём успех этот равно выражается и в признании коллег по писательскому цеху, и в любви рядовых читателей. Так что этот цикл, главная по сути, работа автора, для любого уважающего себя поклонника фэнтези является чтением желательным и даже до некоторой степени обязательным. А потому я, хоть и откладывал долго знакомство творчеством Камши, решил наконец приобщиться тоже.

Ожидания мои были достаточно противоречивы. Я вкратце уже рассказал, что может подвигнуть читателя на знакомство с циклом. Но и тревожных звоночком немало. Во-первых, пугает объём серии. Изначально запланированная трилогией, сага об Отблесках растянулась на девять увесистых книг, последняя из которых, к тому же, ещё не дописана. И, хоть я всегда стараюсь не верить другим рецензентам на слово, невозможно не заметить, что очень многие ругают Камшу за излишнюю затянутость, падение темпа, превращение цикла в этакую Санта-Барбару от фэнтези. Так что с самого начала к чтению я подошёл с опаской. И вот как вышло, что я довольно быстро прочитал первые пять книг, а дальше предпочёл сделать паузу на неопределённый срок:

Цикл начинается в лучших традициях фэнтези эпического. В прологе самого первого тома читатель узнаёт, что описанный в романе мир Кабитэлы — всего лишь один из множества миров Ожерелья, которое отделено от внешнего хаоса барьером-границей. Его стражами являются Одинокие, могучие существа, призванные защищать обитаемые миры. К несчастью, задолго до описанных в книге событий в результате страшного катаклизма погибло большинство Одиноких, а оставшиеся утратили возможность создавать себе подобных. Теперь их сил едва хватает, чтобы сдерживать прорывающееся зло, да ещё и в мирах Ожерелья подняли голову раттоны — мистические твари, стремящиеся впустить хаос в пределы барьера. Читатель узнаёт также, что Кабитэла тоже среди оккупированных раттонами миров и что только от её обитателей зависит судьба этого мира. Усвоив всё это, читатель ожидает продолжения банкета в лучших традициях Ника Перумова: с путешествиями между мирами, битвами богов и сражениями огромных армий. Но здесь Камша преподносит первый сюрприз: после пролога магия и мистика удаляются за кулисы, уступив место уже героическому фэнтези, к которому, собственно, я и отнёс бы этот цикл.

Итак, героическое фэнтези. А значит, почти наверняка приключения, интриги и обилие тщательно выписанных персонажей. Именно так в моём понимании должен выглядеть достойный образчик этого жанра. И нужно сказать, что по крайней мере поначалу Камша справляется прекрасно. Хоть и нельзя сказать, что с самых первых строк действие насыщено сражениями, поединками и погонями, читать, тем не менее, совсем не скучно. Что до героев, то здесь Камша оказалась на высоте. От женского фэнтези невольно ждёшь излишней романтичности, неправдоподобной зацикленности героев на чувствах и эмоциях, навязчивого психологизма и главное — строгого, навязанного автором деления персонажей на хороших и плохих. Но здесь герои далеко не окрашенные только в белый и чёрный цвета фигурки на шахматной доске. Нашлось место и неоднозначностям, и неожиданностям. Камша практически полностью устраняется от авторской оценки героев, предпочитая всякий раз оставаться в рамках суждений того или иного рассказчика. И это замечательно. Понятно ведь, что оценка одних и тех же людей, событий и поступков разнится от героя к герою. Там, где восторженный юнец углядит доблесть, бывалый вояка неодобрительно покивает головой, дивясь безрассудству и неосмотрительности. То, что преданному другу и человеку чести будет казаться искренним порывом души, не запутает старого интригана, который быстро определит коварство и тонкий расчёт. Как видно, иные рассказчики ненадёжны. Но Камша идёт даже дальше — в её книгах ненадёжны абсолютно все рассказчики, и читателю предстоит в своих суждениях опираться только на факты, вычленяя достойное доверия в груде предубеждений, лжи и ненависти. Такой подход делает чтение куда более интересным и придаёт истории дополнительную глубину и шарм. Наглядным тому подтверждением может служить моё мнение об основных героях, которое на протяжении трёх первых томов не раз кардинально менялось, зачастую практически с точностью до наоборот.

Взять, например, Ричарда Окделла. Сначала он кажется нам прямодушным и честным парнем, немного наивным, но добрым и верным кодексу настоящего рыцаря. Однако, глядя на поступки и поведение героя, мы постепенно понимаем, что Дикон далеко не так хорош, как может показаться. На самом деле это надменный, дерзкий юнец, которому замшелые традиции и предрассудки важнее дружбы, верности и долга. Или вот Алва, который сначала выглядит стопроцентным злодеем и жестоким циником. И только постепенно узнавая о прошлом этого персонажа, мы понимаем мотивы его поступков и его озлобленности на мир. К тому же, этот герой как раз личность, которая проявляется в поступках а не на словах. Так образ обаятельно подлеца постепенно начинает разрушаться, уступая место доблестному воину и стратегу. Но даже и после этого в характерах героев нет определённости. Дикон ещё способен на раскаяния и сожаления, Алва иной раз производит впечатление закоренелого мизантропа. Раз за разом пересматривая своё мнение о рассказчиках, мы заодно ставим под сомнение и всю полученную от них информацию. Все первые тома читателю предстоит решать и оценивать самому. Катари — бесконечно несчастная жертва судьбы или расчётливая интриганка? Штанцлер — до мозга остей патриот или пройдоха и адепт пятой колонны? Дворак — всесильный временщик или прогрессивный государственник? Альдо — благородный изгнанник или подлец, не гнушающийся самыми низкими средствами и беззастенчиво использующий доверившихся людей? Все герои поначалу интересны, все характеры живы и убедительны, все не перестают меняться и развиваться.

Когда наконец дело доходит до приключенческой составляющей, всё (опять же поначалу) выглядит не менее здорово. Хотя битвам в романах и не отведено основное внимание автора, читать о них интересно. Камша понимает: мало сказать, что Алва гениальный стратег. Нужно ещё и придумать нетривиальные решения и тактики, благодаря которым герою удаётся громить многократно превосходящие армии противника и раз за разом с четью выпутываться из, казалось бы, безвыходных ситуаций. С этой задачей автор справляется на удивление достойно.

Но ближе к концу третьей книги раздаётся первый тревожный звоночек. Постепенно развитие характеров основных героев останавливается. Можно возразить, что персонажи окончательно сформировали свою жизненную позицию и теперь действуют строго в отведённых ею рамках. Но на самом деле происходит то, чего я так опасался с самого начала. В игру вступает всесильная авторская оценка, замыкая героев в серых и безликих клетках типажей. И дальше они перестают реагировать на абсолютно все внешние события, действуя строго так, как ожидаешь от мученика за веру, подлеца, благородного страдальца, обманутой возлюбленной, бравого вояки etc. Старые знакомые, укутавшись в маски и саваны стереотипов, перестают радовать, а новые персонажи безлики изначально и сливаются воедино. Все их поступки очевидны наперёд, все изменения характеров читаются. Скрупулёзное описание флотских баталий не радует как раньше, а, напротив, навевает уныние. Внезапно прорезавшаяся мистическая ветка путает и рассеивает внимание читателя. Единственное светлое пятно в последних прочитанных мной томах — образ Валентина Придда. Интересны и многообещающий персонаж, но Камша совершенно обходит его вниманием. Складывается впечатление, что автор просто выдохлась и продолжает силком тянуть сюжет по намеченной ветке, забыв про психологизм и развитие героев. Это печально.

На первые пять томов у меня ушло не многим менее недели. И оценка, изначально замершая на отметке «превосходно», постепенно сползала вниз через «довольно неплохо» и «сносно» к «скучно и невыразительно». Так что, несмотря на великолепие первых двух книг, этот цикл я советовать не могу. «Отблески Этерны» — чтение без финала и цели, цикл, который вас почти наверняка разочарует. И скорее всего потому, что первым в нём разочаровался сам автор. Повторюсь, первый два тома — одни из лучших образцов русскоязычного фэнтези. Но эти бриллианты были бы ценны только в оправе законченной и завершённой истории, рассказать которую у Камши, как ни прискорбно, не хватило вдохновения. Так что если даже я и дочитаю когда-нибудь цикл до конца, то это будет скорее чтение для галочки, чисто информативное и не несущее удовольствия.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2008 г.

Пожалуй, главное, что должен знать человек, готовый преступить к прочтению цикла «Отблески Этерны» — это то, что в книге нет данных, которые поступают непосредственно от Автора. А отсюда следует, что любая информация, полученная в ходе прочтения нуждается в тщательной проверке и соотнесения с иными фактами на предмет правдивости/объективности, поскольку все герои цикла ошибаются, недоговаривают, обманывают других и т.д.. Именно отсюда может рождаться жалобы многих людей на «немотивированность» поступков персонажей книги. Ещё бы, тот читатель, который склонен некритически подходить к фактам, которые сообщают ему герои ОЭ раз за разом сталкивается с ситуацией, когда эти факты не соответствуют реалиям книги. Таким образом «Отблески Этерны» на мой взгляд, нельзя отнести к числу тех литературных произведений, которые можно читать бездумно. И в ходе прочтения книг каждый из нас должен сам ответить на самые различные вопросы: является Рокэ Авлва гениальным полководцем? Кардинал Сильвестр – это великий политический деятель или наоборот, политический неудачник? Что важнее – дело, за которое отдали жизни твой отец и дед или благополучие многих, тебе посторонних, людей? Что движет Орденом Истины? Вопросов сотни, а ответы надо искать самому. Автор требует от читателей своеобразного соучастия в процессе прочтения книг этого цикла, причём у разных людей в итоге получается самые различные представления о героях и мире Кэртианы. Недаром на Форуме Веры Камши так часто задаётся вопрос «мы с Вами одну и ту же книгу читали?» Не смотря на шуточную форму сам вопрос зачастую не лишён смысла.

В цикле каждый может найти то, что ему больше нравится: батальные сцены на суше и на море, придворные интриги, моральные метания героев, мистическую составляющую (роль которой от книги к книге возрастает), юмор и т.д. Идеальных книг, разумеется, не бывает, но, тем не менее, как мне кажется книги ОЭ, задали в отечественном историческом фэнтази очень высокую планку, которая в течение долгого времени будет служить эталоном для других авторов, которые захотят попробовать свои силы на этом поприще.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2009 г.

Перечитал множество отзывов — сколько людей столько и разных мнений. Расскажу и о своем.

Очень трудно было начинать ознакамливаться с таким обьемным миром, что б с ним познакомиться надо прочитать не менее 2-3 книг и не менее вдумчиво разложить все по полочкам. Начинать читать обязательно надо с «Пламя Этэрны». Это связано не столько с простым историческим ходом и положением в цикле этого приквела, а одним очень сильным плюсом Камши в будущем — в основном цикле магии практически нет, и немного мистики, но потом мы узнаем много интересного про «Старый мир» с старыми обычаями, присутствием магии, обрядов и чего-то древнего. Как на меня, эта связь нового и древнего в книге есть основоположной силой романа.

Первые романы автора шли тяжело. В первую очередь, как на меня, не самый понятный и хороший язык, приходиться довольно долго пережевывать все, передумывать, и пытаться запомнить кто есть кто, и в итоге не все мне удалось запомнить. В первых книгах самым любимым персонажем был Дикон — он был самый живой, взрослеющий и подавал большие надежды. Другие герои были прорисованы тоже очень даже неплохо. Было интересно оказаться в таком себе средневековье с сильными и интересными интригами. Так что в итоге почтение первых трех романов было довольно интересным занятием. Но в некий момент, где-то в 3 книжке, все начало катиться в пропасть. С этого момента, прорисованые персонажи один за одним начинают исчезать, некоторые(Робер, Альдо, Дикон в особенности(!!!)) начинают тупеть, терять краски и к концу книги (Альдо, Дикон) вызывать отвращение и желание убить их. Наверное, каждый кто прочитал 4,5 и 6 книгу согласяться со мной, что можно вытянуть самое главное из этих книг и спокойно поместить это в одну книгу, так как воды в этих книгах, как на меня, стало очень много, Камша начала писать не на качество, а на количество, что очень раздражает, так как уровень книг не растет, а только падает. Соглашусь с мнениями других фантлабовцев, что в первых книгах мистика ненавязчива и придавала легкий, интересный шарм к повествованию, но в будущем, мистика начинает играть все большую роль в сюжете, но она там, мягко говоря, не к месту, потому-что не обьясняеться смысл таких мистических проявлений, будем надеяться это сыграет важную роль в конце романа.

И все же основным, для меня, недостатком стала какая-то фальшивость(халтурность) декораций мира. При чтении сказываеться такое чуство, что мы наблюдаем не реалистический роман, с героями, людьми в мире их обычаями и т.д., а театральное произвидение. Как буд-то главные герои играют на сцене, говорят свои диалоги, играют в интриги, но при этом в этой стране ПУСТО, как в театре. Я имею в виду то — что главные герои — бароны, графы, герцоги, виконты, короли, кардиналы, воины, маршалы, генералы, полковники в крайнем случае. Они играют в свою политику, интригуют, но при ЭТОМ весь народ Талига, Золотых земель, принимает пассивную роль, они играют только в том случае, когда надо автору, а не когда говорит человеческая логика. В 4-6 книге автор указывает на армии южную, северную, которые состоят из тысяч, десятков тысяч человек, о подкреплениях в еще 7-15 тысяч человек, которые воюют круглый год, значит это регулярная армия которую надо кормить, одевать, платить. Как такое, полуразвалившееся государство, с такими тяжкими войнами каждый год может содержать такую армию? Конечно многие могут поспорить, так как в книге это четко не расписано. И по-этому — эти декорации в виде многотысячных армий, флотов, хоть и могут присутствовать, но при этом они все равно остаються декорациями в книге, которые не могут восприниматься мной серьезно. Точно так же и с народом, который ИМХО играет тут пассивную роль. Точно так же и главные герои играют в своем театре...

В целом за первые пару романов ставлю 8 балов.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 марта 2013 г.

Вера Камша среди современных писателей вызывает у меня огромное уважение.

Во-первых, как писатель. Она превосходно пишет. Ее историческое фэнтази можно поставить в один ряд с Дж. Мартином. Очень умные, хорошо продуманные истории, которые живут не загнанными в рамки авторского замысла, а будто сами по себе. Как в «Песне Льда и Огня» никто не знает, кого из главных героев Мартин убьет в следующей книге, так и в «Отблесках Этерны» происходят совершенно неожиданные события, предсказать которые нельзя никакими правилами жанра. А читатели недовольны обманутыми ожиданиями − то подающий надежды симпатичный юноша вместо того, чтобы поумнеть и встать на путь истинный, превращается в законченного свина, то неотразимый герцог-супермен вместо того, чтобы остаться главным героем, скатывается на задворки сюжета. То появившийся в очередном томе вроде бы второстепенный персонаж вырывается на первые роли. То сражения эти бесконечные на сотни страниц (никогда бы не подумала раньше, что мне интересно будет читать описания военных действий). И загадки, разбросанные по всем томам вместе с неявными на них отгадками. Вот это последнее, пожалуй, можно поставить В. Камше в упрек − невозможно держать в памяти все мелкие подробности десяти томов, у Агаты Кристи все-таки романы были небольшими.

И во-вторых, у героев Камши есть честь, совесть, верность долгу − все то, что в наше циничное время может показаться несовременным. В ее книгах персонажи делятся не по принципу Добро − Зло, а по тому, есть ли у них честь и совесть. Ее положительные герои не пребывают «за гранью добра и зла». Робер − вообще ходячая совесть в поисках выбора между «мертвой честью и живой совестью» (не помню точно аннотацию). Роке, который, казалось бы, делает только то, что хочет, однажды говорит: «Я служу Талигу». И дальнейшие его действия/бездействия только подтверждают это заявление.

Последняя книга еще не вышла, но хочется верить, что конец будет таким же небанальным, как и весь цикл.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2012 г.

Если в первой книге цикла чувствуется влияние Перумова,то затем Вера Камша показывает свой неповторимый стиль!Стиль больше похожий на Мартина,но не копирующий его.Как писателя я ее считаю лучшей среди отечественных писателей фантастов (женщин).Писатель обладающий огромным талантом.Хочу понять для себя.Что автору важнее, быть лучшим в своем деле и писать максимум великолепные тетралогии или... писать огромные «опупеи«в энном количестве томов в сюжете которых не то,что читатель сам автор наверное уже начинает путаться.Зачем вся эта тягомотина-не пойму.Или все дело в финансовом вопросе?

Прочитал все «Отблески Этерны»,которые начинались как великолепный эпос,а заканчиваются как «Санта-Барбара».Мало того,я думал,что конечная книга после «Синний взгляд смерти.Закат» будет «Синний взгляд смерти.Рассвет»,так нет «рассветет» еще не скоро,так как между этими книгами втиснулась еще одна книга цикла «...Полночь«выходящая в этом году.А «Синний взгляд смерти.Рассвет«будет наверное годика через два.

Большая просьба почитателя таланта этого автора,чтобы цикл «Хроники Арции»,которые я с удовольствием прочитал все имеющиеся на данный момент книги лет пять назад закончился не так бездарно как заканчиваются «Отблески Этерны».

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 декабря 2018 г.

ОЭ я прочитал несколько лет назад и в результате даже приобрел в бумаге, что вроде бы можно считать данью уважения и интереса. Но при этом многое в этих книгах я читал отрывками и по диагонали, и примерно книге на восьмой сломался окончательно. Что еще более печально — год назад, попробовав перечитать, я не дотянул даже до третьей книги. У меня амбивалентное отношение к этому циклу. Сеттинг интересный, да. И сама идея сделать наивного, не знающего жизни мальчика оруженосцем злейшего врага его семьи — это шикарно, линия Окделл-Алва — источник необыкновенно мощного фансервиса. И многие персонажи очень интересны сами по себе, скажем, тот же Робер или Сильвестр. Но при всех этих замечательных достоинствах ОЭ у меня лично вызывает больше раздражения, чем одобрения.

Во-первых, о чем бы ни шла речь — о патриотизме, добре и зле, гендерных ролях и личных отношениях, Вера Викторовна с упорством жучка-древоточца пытается прогрызть читателю мозги и насадить свои идеи, я этого не люблю. Мне не нравится, когда какой-то автор с самого начала решил за меня, кого я должен уважать, с чем соглашаться, кого презирать, и все дальнейшее повествование посвящает тому, чтобы не мытьем, так катаньем навязать свою точку зрения читателю. Во-вторых, к сюжету возникает множество вопросов, и от некоторых утверждений в ОЭ хочется просто биться головой о стену, потому что это запредельно тупо. Чего, к примеру, стоит утверждение, что значительная часть дворянства на протяжении 400 лет (!) остается верна свергнутой династии и временами устраивает мятежи, чтобы вернуть их на трон? 400 лет, Карл! Романовых, блин, свергли всего сто лет назад, и то если бы сейчас кто-нибудь всерьез боролся за реставрацию династии Романовых в России, люди бы офигевали и крутили пальцем у виска. А тут — четыре века.

Ну, за расползающиеся сюжетные ветки, умножение сущностей без надобности и неумение придерживаться плана и сводить концы с концами Веру Викторовну не пнул только ленивый, так что это можно опустить. Но женщины с мужчинами в ее романах — это же просто кровь из глаз. Мужчины — это, извините, личный авторский бордель, куда автор напихал себе красавчиков на любой вкус и, не останавливаясь, сочиняет фансервисные сцены об их красоте, талантах, остроумии и сексуальности. Пустив обильную слюну на Рокэ, автор затем возжелал какого-то разнообразия, и понеслось. Пускаем слюни на Марселя, Савиньяков, Валентина, всевозможных Вальдесов с Кальдмеерами (впрочем, это я уже пролистывал, читать у меня не хватало ни желания, ни сил). Взаимоотношения между мужчинами — это безрейтинговый слэш, буквально в каждой сцене чувствуется, что только внутренний блок автора мешает ему пойти до конца и уложить героев в койку. Впрочем, с женщинами все куда печальнее, женщины в Отблесках Этерны — либо томные красотки, которые чахнут по какому-то мужчине, либо мелочные стервы, которые тоже чахнут по мужчинам, либо Матильда, которая выглядит приличнее всех остальных, но, при всем своем жизнелюбии и бешеной энергии, все равно полностью зациклена на мыслях о мужчинах. Единственные взаимоотношения между женщинами, которые себе представляет автор — это лицемерные улыбки и постоянное желание выцарапать очередной сопернице глаза ради внимания какого-то мужчины. От авторского восприятия женщин меня натурально тошнило в каждой сцене.

Ну и еще меня очень раздражало простодушие, с которым Вера Викторовна тырит идеи, диалоги, сцены из классической приключенческой литературы или из реальных биографий, и считает, что ее читатели настолько идиоты, что ничего не заметят. Ничтоже сумняшеся приписать Рокэ знаменитую историю о том, как Толстой-Американец должен был выступить секундантом своего приятеля, а вместо этого пристрелил его противника сам — это какой-то детский сад. История настолько хрестоматийная, что любого образованного человека в этом месте покоробит. И таких моментов там реально много. Стремление автора понадергать перьев отовсюду и воткнуть их в свой павлиний хвост не радует.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх