Г. Ф. Лавкрафт «Крысы в стенах»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Наследник древнего рода Де ла Пор возвращается в много лет заброшенную семейную усадьбу. В этом месте много лет назад произошло ужасное преступление. Прямой предок главного героя по неизвестной причине убил всю семью. А среди жителей окрестных деревень и по сей день живёт необъяснимая неприязнь к древнему роду.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, March 1924», 1924 г.
— журнал «Weird Tales, June 1930», 1930 г.
— антологию «Switch on the Light», 1931 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— антологию «Sleep No More: Twenty Masterpieces of Horror for the Connoisseur», 1944 г.
— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.
— журнал «Rex Stout Mystery Magazine (No. 3, February 1946)», 1946 г.
— антологию «Cuentos de terror», 1963 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.
— антологию «65 Great Spine Chillers», 1979 г.
— антологию «A Treasury of Modern Fantasy», 1981 г.
— антологию «House Shudders», 1987 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— антологию «Граф Магнус», 1991 г.
— антологию «Haunted Houses: The Greatest Stories», 1997 г.
— антологию «Weird Tales: Seven Decades of Terror», 1997 г.
— антологию «My Favorite Horror Story», 2000 г.
— журнал «Weird Tales, Summer 2000», 2000 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.
— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.
Экранизации:
— «Книга мертвых» / «Necronomicon» 1993, Франция, США, реж: Кристоф Ганс, Сюскэ Канэко, Брайан Юзна
- /языки:
- русский (53), английский (29), испанский (1), французский (1), итальянский (3), украинский (3), белорусский (1)
- /тип:
- книги (81), периодика (4), самиздат (2), аудиокниги (3), цифровое (1)
- /перевод:
- В. Гуринович (1), Е. Дудка (1), Л. Кузнецов (2), В. Кулагина-Ярцева (12), Р. Льопис (1), В. Михалюк (1), Д. Пило (3), Ю.Р. Соколов (15), Т. Таланова (1), А. Третьякова (2), О. Українець (1), В. Чарный (11), В. Эрлихман (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Respekt, 2 июля 2011 г.
Кто говорит мол не страшно и не достаточно интересно, прослушайте аудиокнигу ночью, в полной тишине — измените своё мнение. Вот вам ссылка: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=732646 (там не только «Крысы в стенах»)
Произведение это — настоящий шедевр мировой литературы, наравне с «Изгоем». Специально для тех людей, кто не понял концовку:
Конечно каждый будет трактовать по своему (не исключено, что он тоже будет прав), но это самое близкое к правде рассказа.
Ancient Mariner, 19 февраля 2015 г.
Крысы в стенах. Один из самых жутких и захватывающих рассказов Лавкрафта, из тех что я прочел. Развязка непредсказуемая и шокирующая, перечитал концовку раза три, чтобы ничего не упустить из виду. На мой вкус, это эталонный пример хоррор жанра.
Особенно понравилось то, как автор вводит читателя в заблуждение на протяжении всего рассказа, а затем раскрывает весь ужас происходящего в последних строчках. Ведь на самом деле никаких крыс в стенах замка не было — это лишь аллегория, означающая для главного героя многовековой, потаенный в глубинах сознания голод каннибала.
Oswald, 16 мая 2009 г.
Один из немногих, ранних рассказов Лавкрафта, не связанный напрямую с мифами Ктулху. Сама по себе идея родового замка построенного на месте немыслимо древнего языческого капища внушает подлинный ужас! Ну а дальше в дело вступает безупречное мастерство Говарда Филлипса Лавкрафта, который создал на основе этой идеи рассказ. Действие здесь развивается с обманчивой неторопливостью, порой даже нарочито медленно, почти психоделически. Свою лепту вносит и умелая подача сверхъестественного, череда ярких, гротескных образов возникающих в кошмарных снах главного героя. Добавьте ко всему этому насыщенную готичностью, наэлектризованную атмосферу, которая выписана в безупречной, неподражаемой манере Лавкрафта.
2480, 14 апреля 2010 г.
Антураж не очень страшный. Страшно описание снов, снящихся главному герою. Страшно впечатление, создаваемое намёками но то, что творилось в замке тысячи и сотни лет назад. Здесь предлагается не чёткое описание тех событий, а некая база для додумывания самостоятельно тех ужасов.
«Крысы в стенах»-первый рассказ Лавкрафта, мной прочитанный, после чего возник интерес к его остальному творчеству.
Mishel78, 14 декабря 2019 г.
Несмотря на то, что в рассказе Лавкрафта используются его известные лейтмотивы, как то: родовое поместье (в данном случае — замок), семейное проклятие и тема человеческого вырождения, которые так или иначе проходят красной нитью через большинство произведений автора, «Крысы в стенах» не стали вторичным его творением. Всё дело в том, что автор постоянно обманывает читателя, порционно давая ему предвкушать развязку, которая постоянно отодвигается и создаёт причудливый узор повествования, совмещённый с нетерпением проверить свои догадки. В конце концов, в рассказе появляется даже бог-демон Ньярлатотоеп и это ещё штрих к авторскому стилю Лавкрафта.
Но все догадки, выстроенные читателем рушатся в кульминационной сцене, которую, как мне кажется, большинство читателей прочитают несколько раз, чтобы насладиться вновь и вновь достигнутым эффектом шока, который Лавкрафт создал своими, на первый взгляд штамповыми приёмами.
Крысы в стенах огромного замка могут стать самыми страшными существами, поскольку сама мрачная атмосфера гигантских пространств сооружения будет превращать малейший шорох в жуткий шум. Оттого, как Лавкрафт умеет описывать готическо-мистическую составляющую своих историй мороз пробирает по коже. Поэтому по прочтении рассказа я стал чётче прислушиваться к звукам в своём доме. Может быть именно этот факт говорит о мастерстве Лавкрафта, умеющего поразительно точно создавать эффект присутствия и веры в происходящее на страницах своих произведений.
vfvfhm, 7 марта 2014 г.
Рассказ великолепен именно своим саспенсом. Очень умелым нагнетанием ужаса, как будто насосом черный-пречерный баллон накачивают в темном душном гараже:) Чуть ли не эталонный образец ужастика. Очень кинематографично к тому же. Все картины ярко возникают в воображении. И этот взрыв неистового безумия на самой последней странице. По-моему, не слабее некоторых страниц раннего Гоголя.
Прозвучали мнения, что рассказ типичен для ГФЛ. Помилуйте, это ведь одно из первых его произведений! Вот такими шедеврами канон и формировался. Все еще было впервые.
Илориан, 22 июня 2014 г.
У Лавкрафта все рассказы на одну и ту же тему. Согласитесь: почти в каждой книге Ктулху и его товарищи — Азатот, Ньярлатхотеп и др. Если б это наблюдалось у другого автора — многие бы прочитали 2-3 произведения и «поставили бы крест». Надоело бы. Но Лавкрафт исхитрялся почти каждый рассказ сделать нестандатным.
И вот снова: в «Крысах» старый друг Ньярлатхотеп! И начинается почти как «Наследство Пибоди». Вроде типично... А ведь интересно же! Не оторваться!
Старая тема в незнакомой оправе.
А.С.Г.У, 23 июля 2010 г.
Произведение очень интересное, захватывает, интригует. Конец произведения тоже вполне логичен: какой-либо иной итог представить трудно.
Кто бы чего не говорил, Лавкрафт мастер своего дела!
vivaversa, 9 августа 2009 г.
Готичность, стиль, все как всегда на высоте. Но концовка сразила. Жалко главного героя, все-таки.
vam-1970, 19 марта 2016 г.
Сильное написание ужасов родового замка. Восстановлены кажется развалины, ну что там еще может быть, но автор нагнетает ситуацию с каждым абзацем. И финал самый ужасный -съеден лучший друг, виновник в тюрьме и еще пару загадок в конце на размышление читателям.
Талант , однако!
Myrkar, 29 октября 2014 г.
Лавкрафта отличает его перевод ужаса в дискретной пространство. В то время как мастера хоррора пространство размазывали туманами, сумерками, лесами, Лавкрафт даже историю помещает во временные пласты, которые, хоть и находятся на пути одной нисходящей в прошлое лестнице, но расположены на отдельных, четко различимых этажах. Кроме одного.
Переход в неизведанную древность происходит на одном уровне с той древней историей, которая уже известна человеку. Но даже переход в нее и первобытные синкретизм, сливающий историю человечества, историю рода, историю мира и тьму в самой тьме осуществляется столкновением с некоим новым пространством — пространством демонических крыс, пронизывающих нутро всего места и людей в нем.
Некоторые говорят, что крысы существовали только в воображении главного героя, а кошки слышали их как животные, способные ощущать присутствие потусторонних сил. Но тогда как объяснить ту историю, в которой сбежавшие однажды из опустевшего замка крысы пожирали все на своем пути, включая пару людей? Крысы должны быть реальными, иначе как они вселились в наследника рода Поэров? Этот род и стены — одно целое, а крысы — их нутро.
Лавкрафт радует разнообразием возможных вариантов вторжения древних и потусторонних существ в мир, знакомый человеку. Здесь происходит столкновение с нерасчлененные пространством, а в других Лавкрафт добавляет дополнительные измерения — это очень научный ужас, дискретный, ужас излишней человеческой определенности, содержание которой еще не постигнуто и вряд ли будет понято существами вроде людей.
EyeHateGod, 8 октября 2019 г.
При таком объеме произведения сложно не сболтнуть лишнего, впечатления под спойлером.
Сюжет: 9/10
Слог: 10/10
Ужас: 7/10
alex1970, 4 февраля 2011 г.
Жуткий рассказ о плохой наследственности и классическом «плохом месте».
Последний в древнем роду де ля Пор решил вернуться из Америки в Уэллс и возродить родовое гнездо. Тем самым он пробуждает древний ужас.
Жуткое ощущение приближения неотвратимой беды пронизывает весь рассказ. Отличная атмосфера, особенно пугают сны героя. Да и кот Ниггерман хорош.
Сказочник, 28 сентября 2009 г.
Леди и джентльмены,
рассказ понравился, несмотря на отсутствие деталей и стиль повествования в виде сухого изложения фактов. Всё-таки почерк мастера не узнать просто невозможно. Положительное впечатление оставила не какая-то отдельная деталь/персонаж/стиль, а весь рассказ в целом.
Такие дела.
n)(s, 29 июля 2008 г.
Этот рассказ запомнился, как самый «страшный». И не столько как рассказ Лавкрафта, сколько во всей литературе (мной прочитаной, конечно).