fantlab ru

Вера Камша «Отблески Этерны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
940
Моя оценка:
-

подробнее

Отблески Этерны

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

Кэртиана... Один из миров великого Ожерелья, едва сдерживающего наступление раттонов... Этому миру грозит гибель... Но когда? Как? Это никому неведомо. И все же судьба мира зависит от ныне живущих, хоть никто из них даже не подозревает об этом. А ныне живущие погрязли в собственных интригах — религиозных, политических, семейных...

© Nog

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.97 (801)
-
27 отз.
8.31 (574)
-
24 отз.
7.52 (506)
-
12 отз.
 
7.83 (6)
-
 
 
 
7.50 (20)
-
7.80 (10)
-
7.33 (15)
-
7.60 (10)
-
8.67 (3)
-
8.16 (1778)
-
108 отз.
8.38 (1387)
-
50 отз.
8.12 (1257)
-
52 отз.
7.86 (749)
-
8 отз.
7.77 (905)
-
39 отз.
7.83 (846)
-
36 отз.
 
1 отз.
7.66 (720)
-
22 отз.
7.44 (613)
-
19 отз.
 
7.05 (506)
-
27 отз.
7.19 (351)
-
21 отз.
6.88 (133)
-
11 отз.
 
6.71 (50)
-
3 отз.
 
 

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Экранизации:

«Этерна: Часть первая» 2022, Россия, реж: Евгений Невский



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Яд минувшего
2024 г.

Издания:

Фэнтези-2004
2004 г.
Красное на красном
2004 г.
Фэнтези-2006
2005 г.
Удивить дракона
2005 г.
Лик Победы
2005 г.
От войны до войны
2005 г.
Зимний излом. Том 1. Из глубин
2006 г.
Зимний излом. Том 2. Яд Минувшего. Часть 1
2007 г.
Зимний излом. Том 2. Яд Минувшего. Часть 2
2007 г.
Сердце Зверя. Том 1. Правда стали, ложь зеркал
2008 г.
Сердце Зверя. Том 2. Шар Судеб
2009 г.
Сердце Зверя. Том 3. Синий взгляд Смерти. Закат
2011 г.
Сердце Зверя. Том 3. Синий взгляд Смерти. Полночь
2012 г.
Отблески Этерны: Красное на Красном. От войны до войны
2014 г.
Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть первая
2017 г.
Синий взгляд Смерти. Рассвет. Часть вторая
2017 г.
Синий взгляд Смерти. Рассвет. Часть третья
2017 г.
Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть четвёртая
2019 г.
Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть пятая
2019 г.
Ветер и вечность. Том первый. Предвещает погоню
2021 г.
Красное на красном
2021 г.
Красное на красном
2022 г.
От войны до войны
2022 г.
Красное на красном
2022 г.
Лик Победы
2022 г.
Из глубин
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Czarna msza
2007 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший цикл. Я читал его по мере выхода книг, покупал на бумаге, специально ездил в книжный супермаркет... Было тогда такое заведение в городе, где можно было заказать то, чего даже пока нет на полках и ведь привозили и звонили на городской тогда еще телефон. Мда, как жизнь изменилась. Но это я к тому, что считал эти книги абсолютно достойными затраченных на их приобретение усилий. Но помню, что уже кажется «Зимний Излом» не читал.

В быт пришел интернет на ADSL коннекте, взамен не к ночи помянутому 56К, я узнал, что будет двухтомник и скорее всего потом будет и еще. В общем, поскольку до этого книги выходили очень бодро, поставил я Этерну пока про запас, думал «вот и сынок подрастает, ему уже 7, Булычева еще фамилию не правильно произносил, на Ы ударение делал, а уже взахлеб читал лет с 5, наш человек! А Изумрудный Город, так без восторга. Типа «ну давай, попадешь к вам в дом...» Короче, надеялся серия подойдет к логичному завершению, тогда и прочтем вместе. О каким я был наивным!

Сынок рос, в ход пошли Стругацкие, Олди, Желязны, Сапковский, даже Перумов, все что на бумаге было... А Этерну он так и не прочитал, я не дал, мотивируя тем, что мол рано, товарищ, вот допишет и тогда... У меня прямо идея фикс образовалась. Где-то на 14-летие сыну подарил электронную читалку, хорошую такую, я о такой и мечтать не мог. И стал он произведения выбирать полностью самостоятельно, но Этерну точно не читал, перешла она в разряд семейных мемов. Мол не дочитали, но ждем, надеемся и верим...

Сынуле сейчас 22, а Этерна так и стоит на полке с оставленным местом справа от «Лика Победы». Как нехороший пример за ней виднеется Роберт Джордан и его «Колесо Времени». Я с тех времен стал, к сожалению, старшим мужчиной в роду. И теоретически, у меня в обозримом будущем появятся внуки. Может с ними я дождусь завершения этой саги, длиною в жизнь. Уже не глядя на художественную ценность, просто ради чувства завершенности )))

Оценка: нет
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, я составляю эту рецензию на основе первый четырех книг. Ну и во-вторых, пишется это спустя приличный кусок времени после прочтения.

Этот цикл стал для меня самой большой находкой и самым большим разочарованием где-то в 2014-2015. Тогда как раз была дочитана последняя изданная часть Игры престолов (прошло четыре года, а ничего не поменялось), и мне очень хотелось чего-то похожего. Тогда-то я и наткнулась на Отблески.

Первые две книги очень хороши. Если вам нравится читать про придворные интриги и стратегии, взаимоотношения между большим количеством персонажей, то да, в этих книгах вы найдете все, что надо.

Неоднозначные герои с интересными историями. Ричард Окделл, который проходит через свой “кризис веры”. Невероятно загадочный Роке Алва со своими невероятно загадочными мотивами и целями. Робер Эпине, у которого, по сути, тоже кризис веры, но только он идет другим путем. И еще тысяча героев, которых можно любить или ненавидеть. Но суть в том, что, по большей части, они НЕОДНОЗНАЧНЫЕ. Они не делятся на черных и белых и потому за ними так интересно наблюдать.

Но самое огромное преимущество книги — ее мир, особенно, его мифическая часть. Вот серьезно, тут ТАКИЕ загадки и истории, что просто невероятно. Древние религии и магические обряды, магические силы, соответствующие каждому главному дому, миры великого Ожерелья, Нечто, пытающиеся эти миры разрушить и Одинокие, пытающиеся эти миры защитить, выходцы, пегие кобылы, женщины, путешествующие по картинами, всякие предзнаменования и легенды… Их тут столько!

НО

Ну конечно же, есть Но. Не зря же я писала о том, что помимо открытия, этот цикл стал для меня еще и разочарованием. Начнем с меньшего зла.

Многие из загадок так и не находят своих ответов. Все, что было возможно угадать уже угадано фанатами, но это просто капля в море. Но это, все-таки, не критично, учитывая, что цикл не завершен.

Выше я писала про неоднозначность персонажей. Забываем. Начиная с третьей книги, потихоньку начинает происходить какой-то кошмар, который уже в четвертой книге доходит до абсурда. Вас как будто резко переключают на черно-белый фильм, в котором ВООБЩЕ НЕТ серых полутонов. Каждая строчка текста просто кричит вам в лицо: “ВОТ ЭТОТ ПЕРСОНАЖ ПЛОХОЙ, А ВОТ ЭТОТ ХОРОШИЙ”. Хороший не может совершить плохой поступок, а плохой всегда плохой. Если какой-то персонаж ранее хоть однажды проявил склонность ко Злу, то можете не сомневаться, назад ему дороги уже нет. И уж если кто-то стал Плохим, то он прям Зло, во плоти (скорее всего, он умрет, готовьтесь). А еще, Плохие персонажи чаще всего тупые, к четвертой книге у них отключаются такие опции как Логика и Здравый смысл. Ну и наоборот. Если кто-то Хороший, то не ослепнете от его сияния.

Ну и самое страшное (даже страшнее персонажного ч/б) это резиновость, нескончаемость самой серии. Будьте внимательны, дальше можно потеряться. Итак, цикл состоит из пяти книг. В свою очередь четвертая книга разделена на две книги, из которых вторая тоже разделена на две книги. А пятая разделена на три книги, из которых третья тоже разделена на три книги. При чем, самая последняя, третья часть (третья часть третьей части пятой книги) еще не издана. Или уже издана. Я так и не поняла. Кажется, она еще с 2017 года в том состоянии, когда одновременно издана и одновременно нет. Может, автор просто разбивает ее еще на три части.

Итак. Не смотря на невероятно интересную историю и мистическую составляющую, я категорически не рекомендую вам читать Отблески Этерны. Исключением является тот случай, когда вы решили обзавестись незакрытыми гештальтами и всю жизнь мучаться вопросами типа “Кто же на самом деле сделал то-то?..” и “Что же на самом деле означало то-то?..”.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу сразу заметить, что прочла только первые два с половиной тома и сомневаюсь, что когда-нибудь заставлю себя прочитать до конца всю эпопею, если мы вообще увидим этот конец, поэтому мои впечатления будут основываться лишь на событиях этих томов и спойлерах, которых я уже успела почерпнуть огромное количество (наверное, чтобы окончательно разочароваться в столь полюбившемся мне вначале цикле). Дальше много критики, которая хоть была уже сказана и до меня, не отменяет моей потребности поделиться с кем-то эмоциями, которых, ну, много.

Моё знакомство с Отблесками произошло благодаря творчеству Канцлера Ги, а именно её альбому «Тень на стене» полностью посвящённому Этерне. Песни нарисовали у меня в голове прекрасную картину морских сражений, военных действий, сложных взаимоотношений персонажей, стоящих по разные стороны конфликта, и первый том «Кнк» не обманул моих ожиданий. Хоть завязка показалась скучноватой, начиная с становления Ричарда оруженосцем и кампании в Варасте, ход повествования пошёл в гору (хотя меня и удивило поначалу отсутствие моря, кто ж знал, что оно появится только в третьем томе). В «Кнк» было хорошо почти всё: харизматичный Рокэ, интересный Робер, взрывная Матильда, вызывающий уважение Дорак, некартонные второстепенные персонажи, моя любимая полифония, позволяющая взглянуть на одни и те же события с разных точек зрения, загадки, интриги, мистика, потребность в ответах, заставляющая взахлёб читать и читать в надежде узнать разгадку, острые внутренние конфликты персонажей (особенно в этом плане выделялся Ричард, который стоял меж двух огней), взаимоотношения этих персонажей... В общем, перечислять можно долго, у произведения огромный потенциал... Был. Дальше всё покатилось к Закатным Тварям. Почему — объясняю ниже.

1. Слив персонажей. И это не только собравший на себя все шишки Ричард. Это и Робер, и Матильда, и Луиза, и даже, я считаю, Квентин Дорак

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(знал, что тяжело болен и не успел организовать себе замену. Что? Мы точно сейчас говорим про того самого кардинала, на котором держался весь Талиг?)
, а ещё
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мирабелла, граф Ларак, сёстры Дикона, Альдо
и прочие прочие... Да что там говорить, воистину, десятки их! Но больше всего, конечно, досталось Ричарду. Юному Окделлу хотелось сопереживать. Ну кто виноват в том, что он получил плохое воспитание да и из эра наставник вышел такой себе? Ну почему бы не дать парню шанс разобраться в себе, включить наконец критическое мышление, повзрослеть? В конце концов он один из главных героев, мне было интересно за ним наблюдать. Даже та самая
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
роковая сцена с отравлением
не умаляла моих надежд на дальнейшее развитие. Это был бы интересный ход, когда из серой зоны человек в следствие собственной ошибки сначала попадает в чёрную, но после проходит путь искупления и «обеляется». Но оставьте надежды, господа.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У Ричарда её, например, уже вовсе нет. Зачем мёртвому надежда? И плевать, что он главный герой, так и не реализовавший себя.
Вообще, у меня возникло стойкое ощущение, будто автор прониклась внезапной ненавистью к Повелителю Скал и пыталась сделать всё, чтобы фанаты эту ненависть поддерживали, не оставляя герою никакого шанса. Отсюда же берёт ноги 2-ой пункт.

2. Камша не оставляет выбора. Нет такого, чтоб у персонажа была двоякая сущность. Либо хороший, либо плохой. Всё. Если персонаж хоть раз сотворил какое-то зло, то всё, считай он потерял уважение автора и для всех умер, как человек. Также читается буквальное навязывание других интересных и не очень мыслей: монархия — лучшая форма правления (зачем нам прогнившая демократия, когда можно просто найти истинного короля, который, конечно же, будет справедлив и с рождения знать, как правильно управлять страной?), аристократы — люди, крестьяне — серая масса, мужчины — герои, женщины — красивый фон, война есть мир, свобода и вообще очень крутая вещь, не важно, что на ней гибнут люди, ведь чаще всего, как уже говорилось, они либо серая масса, либо «недостойные сочувствия», только четыре (+1) Избранных(!) сомнительного происхождения смогут решить судьбу мира (мир, я считаю, в таких условиях обречён). А ещё, вот у нас есть Рокэ. Верьте в него, не сомневайтесь в нём, он всё делает правильно, а если ты не согласен, тебе нет места в этом мире. Честно, это слишком уныло. Когда от реализма отказываются вовсе, это уже не роман, а сказочка какая-то выходит.

3. То, что стало для меня последней каплей. Я не люблю бросать произведения, так сказать, на полпути. Но авторское отношение к женщинам просто не оставило мне выбора. Мало того, что все интересы персонажек Камши крутятся вокруг мужчин (даже у прекрасной Матильды, к сожалению), она не скрывает своего презрения к женскому полу вообще. Особенно это видно по отношению к Зое Гастаки. Автор буквально унижала её всяческими способами просто за то, что она кроме того, что некрасивая, посмела нос высынуть за пределы будуара, отказаться от замужества (ей всё равно потом навяжут «ЛюБоВь») и влезть в мужское платье, так ещё и на войну отправилась (да как она посмела вообще!!!). Мне просто непонятно, как автор, которая сама женщиной является, умудрилась так изобразить женщин в своём произведении. Если Камша сама способна думать о войне, политике, дворцовых интригах, делать какие-то выводы о чести и изображать мужчин, неужели она думает, что другие женщины на это не способны? Просто очень запущенный случай внутренней мизогинии. Женщинам здесь даже не дали возможности просто побыть людьми. Очень обидно за всех: Зою, Матильду, Луизу, Катарину, Мэллит, Айрис, Мирабеллу, — ведь кроме как быть стервами или влюблёнными дурочками, вечно сидящими в заточении отчего или мужнего дома, у них выбора просто нет (а если ещё и некрасивая, то всё, считай для общества и автора мертва).

Как я уже, говорила, дальше третьего тома я не заходила, но того, что я узнала из спойлеров, мне хватило по горло. Лучше я буду игнорировать эту часть канона, чем нарушать своё душевное равновесие. Единственное, наверное, всё же буду ожидать последней книги, чисто из интереса узнать, чем у них там в Кэртиане вся эта история с Изломом закончилась, и что ещё сможет Камша рассказать о Чужом, раттанах, Этерне, стражах и прочих глобальных элементах цикла.

Несомненно, мир Этерны очень интересен, к нему и его героям нельзя остаться равнодушным, и тем больнее потом принять простую правду: персонажи из первой книги имеют мало общего с теми, в кого они превратились в дальнейшем.

Ну вот как-то так. Как говорится, начинали за здравие, а кончили за упокой.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

ОЭ я прочитал несколько лет назад и в результате даже приобрел в бумаге, что вроде бы можно считать данью уважения и интереса. Но при этом многое в этих книгах я читал отрывками и по диагонали, и примерно книге на восьмой сломался окончательно. Что еще более печально — год назад, попробовав перечитать, я не дотянул даже до третьей книги. У меня амбивалентное отношение к этому циклу. Сеттинг интересный, да. И сама идея сделать наивного, не знающего жизни мальчика оруженосцем злейшего врага его семьи — это шикарно, линия Окделл-Алва — источник необыкновенно мощного фансервиса. И многие персонажи очень интересны сами по себе, скажем, тот же Робер или Сильвестр. Но при всех этих замечательных достоинствах ОЭ у меня лично вызывает больше раздражения, чем одобрения.

Во-первых, о чем бы ни шла речь — о патриотизме, добре и зле, гендерных ролях и личных отношениях, Вера Викторовна с упорством жучка-древоточца пытается прогрызть читателю мозги и насадить свои идеи, я этого не люблю. Мне не нравится, когда какой-то автор с самого начала решил за меня, кого я должен уважать, с чем соглашаться, кого презирать, и все дальнейшее повествование посвящает тому, чтобы не мытьем, так катаньем навязать свою точку зрения читателю. Во-вторых, к сюжету возникает множество вопросов, и от некоторых утверждений в ОЭ хочется просто биться головой о стену, потому что это запредельно тупо. Чего, к примеру, стоит утверждение, что значительная часть дворянства на протяжении 400 лет (!) остается верна свергнутой династии и временами устраивает мятежи, чтобы вернуть их на трон? Четыре века!.. Вот Романовых свергли сто лет назад, и то, если бы сейчас кто-нибудь всерьез боролся за реставрацию династии Романовых в России, люди бы офигевали и крутили пальцем у виска. А тут — четыре века.

Ну, за расползающиеся сюжетные ветки, умножение сущностей без надобности и неумение придерживаться плана и сводить концы с концами Веру Викторовну не пнул только ленивый, так что это можно опустить. Но женщины с мужчинами в ее романах — это же просто кровь из глаз. Мужчины — это, извините, личный авторский бордель, куда автор напихал себе красавчиков на любой вкус и, не останавливаясь, сочиняет фансервисные сцены об их красоте, талантах, остроумии и сексуальности. Пустив обильную слюну на Рокэ, автор затем возжелал какого-то разнообразия, и понеслось. Пускаем слюни на Марселя, Савиньяков, Валентина, всевозможных Вальдесов с Кальдмеерами (впрочем, это я уже пролистывал, читать у меня не хватало ни желания, ни сил). Взаимоотношения между мужчинами — это безрейтинговый слэш, буквально в каждой сцене чувствуется, что только внутренний блок автора мешает ему пойти до конца и уложить героев в койку. Впрочем, с женщинами все куда печальнее, женщины в Отблесках Этерны — либо томные красотки, которые чахнут по какому-то мужчине, либо мелочные стервы, которые тоже чахнут по мужчинам, либо Матильда, которая выглядит приличнее всех остальных, но, при всем своем жизнелюбии и бешеной энергии, все равно полностью зациклена на мыслях о мужчинах. Единственные взаимоотношения между женщинами, которые себе представляет автор — это лицемерные улыбки и постоянное желание выцарапать очередной сопернице глаза ради внимания какого-то мужчины. От авторского восприятия женщин меня натурально тошнило в каждой сцене.

Ну и еще меня очень раздражало простодушие, с которым Вера Викторовна тырит идеи, диалоги, сцены из классической приключенческой литературы или из реальных биографий, и считает, что ее читатели настолько идиоты, что ничего не заметят. Ничтоже сумняшеся приписать Рокэ знаменитую историю о том, как Толстой-Американец должен был выступить секундантом своего приятеля, а вместо этого пристрелил его противника сам — это какой-то детский сад. История настолько хрестоматийная, что любого образованного человека в этом месте покоробит. И таких моментов там реально много. Стремление автора понадергать перьев отовсюду и воткнуть их в свой павлиний хвост не радует.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дождусь последней книги, перечитаю с первой книги и тогда поставлю оценку. Первые три романа: порадовали. Для того времени они были глотком свежего воздуха. Мир просто огромен и самобытен. Дальше произошла смена персонажей, похожая на смену декораций. Второстепенные персонажи становятся главными. Буду посмотреть.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот если быть честным, всегда у меня была проблема с Камшой. В достаточно раннем возрасте я познакомился с другим ее циклом, но не смог его осилить — ломало глаза. Стиль написания, если быть точнее был непривычным. Но уже позднее, я увлекшись эпическим фэнтези, снова вернулся к этой писательнице. И вот что я хочу сказать — то что погубило многое, сильно портит и этот цикл.

Но начнем сначала. Первые две книги — отличные. Вот вам и история взросления, и прописанные персонажи, и хорошо детализированный мир. Все здорово — очень хорошее фэнтези. Конечно, даже к ним можно предъявить претензии — допустим Камша очень нереалистично описывает битвы. Но по сути, это пустяки. Первые книги очень неплохие — персонаж Рокэ Алвэ тащит, эксукрсы в историю мира такие как я и люблю — нам говорят о некоторых событиях, но оставляют некоторый простор, дают не исчерпывающую информацию, на чем потом эффектно играет автор. Думал король завещал трон такому человеку? А нет, все не так просто. Думаете этот человек предатель? Тоже как посмотреть. Это отличный прием, который на протяжении всего цикла очень уместно используется. А теперь — про минусы. После третьей, очень неплохой книги цикл сильно разросся. На мой взгляд — слишком сильно. Когда много персонажей — это конечно хорошо, но мастерство автора в том что бы нам было не все равно на них. Мы можем их ненавидеть, можем презирать, но нам не должно быть все равно, они должны отпечатываться у нас в памяти. Здесь же — главные персонажи очень хороши, но есть достаточно много, на мой взгляд несколько филерных. Но есть у Камши хороший прием, который редко на самом деле редко используют авторы фэнтези — изменяемость персонажей. То есть, пример(абстрактный) — есть условный принц, и в первой книге нам кажется что он ублюдок, но чуть позднее он претерпевает изменения и становится неплохим человеком. Причем у Камши это работает в обе стороны — на первый взгляд добрый и наивный персонаж может стать просто невероятно глупым и наглым, причем смотрится это органично и мы понимаем почему это произошло. Есть еще одна проблема в этих книгах — растянутость некоторых событий. Наверное, можно было и сократить некоторые описания морских битв и закончить цикл раньше.Более всего разочаровывает меня не все перечисленное выше — это не страшно, а то что с каждой книгой событий все меньше, а пустых разговоров — больше. Есть у меня грустное ощущение того, что этот цикл, как и большинство хороших из русского фэнтези стал на конвейер, и лаконично и сильно законченным ему не быть, что прискорбно. Но, мне в целом все равно нравится этот цикл, поэтому 8 я поставлю. Надеюсь новые книги наконец смогут закончить эту историю.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Российское фентези — странный предмет. Вроде бы есть, а как будто бы нет.

Как с русским роком: вроде есть огромный пласт материала, а копнешь чуть-чуть и понимаешь, что всё это столь грубое и неумелое заимствование западного оригинала, что даже плагиатом это язык не повернётся назвать.

От того особо приятно открывать таких авторов, как Вера Камша.

Думаю, она прекрасно понимает, что любое отечественное фентези будет вторичным(во всяком случае читатели уж точно найдут влияние и заимствования из<список>) и просто пишет в своё удовольствие, от того читать её книги — тоже удовольствие.

Пусть и на любителя, но ведь нелюбителей читать никто не заставляет ;)

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

А как все прекрасно начиналось. Первая книга и часть второй пошли на одном дыхании,а вот уж потом начались чудеса. Как героии могут вети себя так глупо и не логично? Зачем целую книгу и вторую кричать про честь и следовать даже ее канонам что б потом легко через нее переступить? Зачем столько персонажей, каждый из которых тем более играет не очень то и большую роль что б делать его чуть ли не основным. Сложилось такое впечетление что автор просто заигралась и сама запуталася в своих персонажах. В общем жаль потраченого времени.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока не вышла последняя книга невозможно в полном объёме оценить «Отблески Этерны». Но так как конца и края не видно...

Поначалу читаешь — вроде обычное фентези, да хорошо прописанные мир, прекрасные не картонные персонажи, энное количество интриг и тайн, всё прекрасно, замечательно. Но к четвертой книге начинаешь понимать, что тут всё не просто так. Оказывается чуть ли не каждая фраза была написана не просто так. Во всем имеется подтекст.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что-то понять просто, например историю на Винной улице, когда Рокэ спас незнакомец. Что-то приходится выцарапывать буквально по слову из каждой книги, это я о том, что Рокэ Алва и не Алва вовсе, и Альдо Ракан не Ракан...

И вот это уже поднимает «Отблески Этерны» на новый уровень. Кто-то скажет «слишком много», и правда, но неужели вам хочется поскорее расстаться с этим миром, с этими героями?

Хотя конечно последние книги, это ад. Невозможно перечитать. Те события, которые разворачиваются... Ощущение такой безысходности, такого отчаяния. Это просто невыносимо.

Так что если «Рассвет» и правда будет рассветом, если он прервёт это ощущение неизбежного конца и отчаяния, что ж в таком случае это станет величайшем произведением жанра фентези, по крайней мере среди отечественных произведений.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что начал читать, но та атмосфера обреченности, которая была воссоздана уже в прологе, заставила оставить здесь отзыв. Чем-то книга напомнила первые романы серии «Колесо Времени» Р. Джордана. Посмотрим, что будет дальше.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отлично! Одна из лучших прочитанных мною книг! Восхищаюсь героями, юмором, сюжетом! Это наш мир, наша война, наша жизнь. Мы стоим на рубежах Кэртианы в борьбе с пакостью и лесенью, убивающими радость жизни! Спасибо автору! Ждем рассвета...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С циклом «Отблески Этерны» мне и повезло и не повезло одновременно: я стала его читать не с 2004 года, а сейчас, когда почти всё уже написано. А невезение заключается лишь в одном — последний том выйти не успел!

Читая книги весь последний месяц, от «Талигойской баллады» до «Полночи», я живу в этом мире, а его герои стали по-настоящему близкими. Это не просто роман-эпопея, это своя особая жизнь: мир, в котором есть место подлинным трагедиям и беспримерному героизму, подлым заговорам и глупой зависти, благородным сердцам и мелким душонкам... Одни персонажи уходят со страниц, сыграв свою роль, другие — умирают, не доиграв. На их место приходят новые люди — и все они живые, каждый со своим характером. Среди положительных персонажей нет ни одного идеального, отрицательные герои тоже не намазаны одной чёрной краской.

Веру Камшу часто сравнивают с Дж. Мартином. Для меня это сравнение — не в пользу Мартина. Камша тоже убивает своих персонажей, и довольно часто. Но когда я читала Мартина, ни один персонаж не вызывал симпатии, каждый был в той или иной степени неприятен, раздражал, поэтому их смерти я встречала чуть ли не с облегчением: ну наконец-то этот неприятный тип перестанет маячить на страницах книги. В «Отблесках Этерны» всё иначе. Здесь много красивых (не столько внешне, сколько внутренне) героев, и расставание с каждым даётся непросто, этого человека не хватает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как, например, то и дело оборачивается Эпинэ к отсутствующему Карвалю или Сэц-Арижу, как пытается советоваться с ушедшим Левием, так и мне хочется их снова увидеть рядом... Я уж не говорю о совершенно понятном отношении к уходу Алвы...

Особо хочется отметить великолепное описание батальных сцен: на суше и на море, среди гор и среди болот, сражающиеся армии или защищающиеся необученные ополченцы, профессионалы с оружием в руках или обезумевшие горожане — каждое сражение запоминается, и все они выглядят совершенно по-разному!

А мистические сцены и персонажи, появление которых было не вполне ясно в первых книгах, нашли интересное обоснование в последующих. Каждая картинка постепенно занимает своё место в огромной мозаике этого эпического полотна.

Жалею лишь об одном: последнего тома придётся ждать.

Примечание 2019 года: и кто ж знал, что ожидание ПОСЛЕДНЕГО ТОМА растянется настолько!!!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы уже приняли этот яд в прекрасной обертке, то возможно признаете — что-то не то с конфетой...

Палач заставил тебя поверить в то, что ты палач. И поверил же — стал палачом...

Так инфекция распространяется на самом деле.

Настоящий же враг улетел на вороных крылах, точно б его не было... Так, ветер.

А в глаз что-то попало. И со зрением что-то стало... И любви в мире как будто не стало...

Потерпевший не мог говорить — и всё же ждал помощи... будь наш мир плодом фантазии Камши, прийти мог лишь один «доктор» — Мефистофель.

Но мы живем здесь, а значит — не всё потеряно.

Есть и другие врачи. Один из них уже идёт по коридору — и вот дверь скрипнула — он здесь.

Доктор огорченно покачал головой: «Новых исследований толком не проводилось — сейчас идеи больших голов тратят в основном на осколочки в глаз — прибыльно же... А чтоб наоборот достать... Немыслимо!

«Разве что, — доктор открыл чемоданчик, и, порывшись, протянул пациенту объемную книжку. — Не смотрите так. Сейчас тяжело найти снадобье с высоким содержанием полезных веществ... Даже здесь не всё гладко, однако зная характер заражения... Почему бы и нет.

"«Гарри Поттер м принц-полукровка»? Вы серьёзно?»

«Сам удивлён. В иных случаях бы не посоветовал, но раз такое дело... И, раз уж на то пошло, есть и более старые настойки. О них редко вспоминают, но тем не менее, они есть»

Вторую книжку доктор искал дольше, так что пациенту оставалось лишь гадать, от чего лечит Пушкин, сканворды... И куда плывут неизвестные «Трое в лодке...»

Наконец, на свет была извлечена ещё одна книга. Не такая большая.

«Да, это временно, понимаю. И не слишком уверен, полезно ли? Но почему бы не проверить? А вдруг?

Конечно, завтра вы найдете новый яд. Набьете много шишек, прежде чем поймете, что вам на самом деле нужно, но сейчас... Примите это», — сказал доктор.

Переплёт был из мраморной бумаги, без текста. — Пациент скорее открыл книгу и прочитал:

«Генрик Ибсен. Пер Гюнт

Пьеса в пяти действиях...»

Оценка: нет
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пусть я и отношу себя к поклонникам цикла и практически не сомневаюсь, что пойду в книжный за «Рассветом» как только он выйдет (если, разумеется, вообще выйдет...), но не могу не признать, что от книги к книге цикл становится хуже и хуже. Причем сразу по нескольким причинам.

Самым большим разочарованием для меня стала потеря неоднозначности героев. А ведь как я радовалась сначала, обнаружив книгу, с уже на старте огромным числом прекрасно прописанных персонажей, практически все из которых сражаются за правое дело. Только дела почему-то разные. Но чем дальше в лес, тем более черно-белым становился мир Кэртианы. Как будто, придумав ярких и разносторонних героев, Камша распределила между ними собственные симпатии и с тех пор стала при каждом удобном случае подчеркивать, какие ее любимчики белые и пушистые и какие подлецы все те, кто ей не нравится. В результате уже книге к четвертой можно было без труда сказать, кто тут со всех сторон положительный рыцарь без страха и упрека, а кто мерзкий злодей, способный сделать мир лучше только бросившись со скалы.

С каждой новой книгой активно плодятся и размножаются сюжетные линии, что начинает заметно тормозить развитие событий. Если сначала две-три ветки позволяют вместить в один том законченный сюжетный этап, то когда количество веток приближается к десятку и всем автор пытается уделить внимание одновременно, вдруг понимаешь, что за последние прочитанные несколько сотен страниц в мире Кэртианы ничего толком и не произошло: эти поговорили, те поругались, тот пострадал... и все. Кроме того появление огромного числа новых персонажей вытесняет некогда главных героев куда-то на задворки, и из-за этого я не раз появление новой ветки воспринимала с неприязнью.

А еще Камша страдает паталогической любовью к загадкам. Видимо, предполагается, что читатель должен вчитываться в каждую случайно брошенную любым персонажем реплику, да еще и держать в памяти весь цикл в подробностях иначе легче легкого прозевать что-то после чего часть сюжета — особенно мистическая его составляющая — пройдет мимо, показавшись бессмысленным и бессвязным набором пустых эпизодов. Блин, я люблю загадки, я люблю, когда автор разбрасывает намеки по книге, а потом раз! — и собирает их во что-то неожиданное, но всему же надо знать меру! Без регулярных обращений к сторонним источникам значительная часть мистики остается практически не понимабельной. Бывает залезешь на форум, чтобы разобраться, что же за фигня такая произошла и вдруг оказывается, что ключом к пониманию был упоминавшийся единожды и мимоходом книги три назад факт поездки пра-пра-пра- кого-нибудь из героев в гости к другому пра-пра-пра-. Утрирую, конечно, но... несильно. И при том, что я уже давно не путаю знатные рода, в общих чертах помню, кто кому и какой родней приходится, кто чего хочет и кого поддерживает, все равно оказывается, что для полного понимания сюжета этого недостаточно. Нужно еще помнить, кто куда когда ездил, практически дословно знать большую часть диалогов книги, непрерывно вчитываться между строк, держать в памяти подробное описание внешности всех действующих лиц и, конечно же, долго и внимательно анализировать каждое видение или встречу с магической стороной жизни Кэртианы. Можно сказать, что это и достоинство книги — не каждый автор может так закрутить и так разбросать намеки, но все же Камша, на мой взгляд, переборщила. Я, в конце концов, не докторскую по истории Кэртианы готовлю, а всего лишь читаю художественную книгу. Развлекательную, как бы. Иногда глянешь на обсуждения на официальном форуме Камши и тихо сползаешь по стеночке от того, насколько люди вчитываются едва ли не в каждое слово каждой из вот уже девяти немаленьких книг.

Однако про Этерну можно сказать и немало хорошего. Во-первых, интриги действительно на высоте. После попыток вникнуть в намерения героев Камши, количество книг, способных меня поразить размахом и хитросплетениями сюжета значительно поубавилось. Многое теперь кажется плоским и очевидным.

Герои, хотя и, к большому моему сожалению, скатились до явного деления на «хороших» и «плохих», заодно еще и большей частью застыв в развитии, тем не менее остались хорошо прописанными и оригинальными. В книге столько персонажей, что перечислять замучаешься, но характеры не повторяются ни разу. Вообще. Говорили здесь, что язык у персонажей одинаковый... Не знаю, не знаю. Я вот легко могу узнать репортера хоть по природной зарисовке, не говоря уж о чем-нибудь более персональном.

Радует детальная проработка мира: быта, костюмов, оружия, фольклора, истории — всего. Мир Кэртианы удивительно живой. Разве что география какая-то простенькая и искусственная, но это заметно только при взгляде на карту, а вот при чтении она выглядит очень даже натурально.

Сюжет в цикле действительно непредсказуем, крутые повороты выскакивают из тумана там, где, казалось бы, все просто и понятно. Когда кто-то из героев затевает авантюру, практически невозможно сказать сумеет он ее осуществить или нет (ну, если речь не о Рокэ, который может все). Иногда бывает уверенность, что, например, вот этот точно выберется, но как выберется, обычно остается загадкой до самого конца. К слову, именно поэтому я с нетерпением жду последней книги. Безумно интересно, чем же там все закончится.

Оценка: 9
– [  55  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если автор не в состоянии уместить сюжет в три объемных тома, то перед нами либо графоман, неспособный контролировать собственное словоизвержение, либо расчетливый делец, заставляющий читателя выложить денежки по максимуму («восемь», «девять», «девять с четвертью», девять с половиной» и т.п.).

У Камши бойкое перо, она легко и неплохо пишет, но именно эта легкость, к сожалению, оборачивается против нее — рулонами страниц оборачиваясь вокруг незадачливого читателя, уставшего искать концы. Текст расползается во все стороны, персонажи и рассказчики плодятся как кролики, завязки теряются, забываются и, в поисках развязок, оказываются погребены под очередными небывалыми интригами. И все это на фоне богатейшей «истории» и «географии» вымышленного мира, дебильной «политики» на уровне начальных классов средней школы, а также идиотской магическо-мистической ахинеи.

Одним словом, от масштаба опупеи начинаешь опупевать и сам — и если начало первой книги вызывает симпатию к интересному автору, то к концу третьей книги хочется плеваться и забыть «Отблески» как страшный сон. Что я и советую сделать читателям, пока их не накрыло очередной волной новых героев, смывающих (сливающих) старых как бачок унитаза, и погружающих читателя в чувство недоумения и растерянности.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх