FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Грёзы в ведьмовском доме»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Голосов:
953
Моя оценка:
-

подробнее

Грёзы в ведьмовском доме

The Dreams in the Witch-House

Другие названия: Сны в ведьмином доме; Ведьмин дом; Кромешные сны

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 99
Аннотация:

Уолтер Гилтман выдающийся физик и к тому же прекрасно разбирается в фольклоре. Обучаясь в Аркхеймском университете, он пытается соединить точные науки с мифами для того, чтобы определить связи известных и неизвестных пространств. Идя своим научным путем, он изучает множество запретных книг, среди которых и ужасный «Некрономикон». Но и этого молодому ученому показалось мало — Гилтман селится в старинном ведьмовском доме, где по преданию до сих пор обитают дух старухи Кезии Мейсон и небольшое загадочное существо, именуемое местными жителями Бурый Дженкин.

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Эликсир дьявола», 1992 г.

— антологию «To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare», 1993 г.

— журнал «Weird Tales» July 1933», 1933 г.

— антологию «The Sleeping and the Dead», 1947 г.

— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.

— антологию «Masterpieces of Terror and the Unknown», 1993 г.

— антологию «Great Untold Stories of Fantasy and Horror», 1969 г.

— антологию «The 3rd Mayflower Book of Black Magic Stories», 1975 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Экранизации:

«Проклятие темно-красного алтаря» / «Curse of the Crimson Altar» 1968, Великобритания, реж: Вернон Сьюэлл

«Мастера ужасов: Сны в доме ведьм» / «Masters of Horror: Dreams in the Witch-House» 2005, Канада, реж: Стюарт Гордон



Похожие произведения:

 

 


Эликсир дьявола
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Зверь в подземелье
2000 г.
Азатот
2001 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
За гранью времен
2010 г.
Сны в Ведьмином доме
2010 г.
Некрономикон
2011 г.
Хребты безумия
2012 г.
Иные боги и другие истории
2013 г.
За гранью времен
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Затаившийся страх
2016 г.
Ктулху
2017 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Мифы Ктулху
2019 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 1. Сны в Ведьмином доме
2012 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» July 1933
1933 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Sleeping and the Dead
1947 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1964 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1968 г.
(английский)
Great Untold Stories of Fantasy and Horror
1969 г.
(английский)
The 3rd Mayflower Book of Black Magic Stories
1975 г.
(английский)
La casa delle streghe
1977 г.
(испанский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1985 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1986 г.
(английский)
Omnibus 1: At the Mountains of Madness
1987 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare
1993 г.
(английский)
Masterpieces of Terror and the Unknown
1993 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІІ
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма необычный рассказ, наполненный чем-то новым для Лавкрафта, а именно математикой, геометрическими углами и фигурами и навеянными ими снами и видениями. Очень заинтриговала трактовка автора истории истинных ведьм, их способностей, дарованных сверхглубоким знанием основ математики. Вышла эдакая дикая смесь НФ, ужастика, с толикой детектива, приправленная незабываемыми созданиями Лавкрафта.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле, все отзывы относительного этого рассказа сводятся лишь к одному, Лавкрафт в очередной раз доказал свою гениальность в этом жанре – Хоррор. Один из лучших рассказов в этом жанре несомненно – Сны в Ведьмином доме. Развязка не ясна до самого окончания, и стоить задаться таким вопросом, а ждал ли ее вообще кто-либо во время повествования этой истории, или же было желание чтобы “путешествия в другие измерений” не заканчивались? Этот рассказ является эталоном жанра. Must Read!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мерзко, муторно, серо, тошнотворно-тяжело. И в этом, опять же, весь Лавкрафт.

Теория мультиверсума, которую в данном рассказе слегка затрагивает автор, весьма интересна и, пожалуй, не способна вызвать отвращения. Однако Лавкрафту удаётся так описать переходы между мирами, что начинаешь понимать тех, кто утверждал, что земля плоская.

При этом автора явно волновала возможность существования n-мерных пространств. И если тот же Пратчетт относится в своих книгах в закопавшимся в расчёты магам-учёным с уважительной иронией, то Лавкрафт наделяет гениального математика муторным кошмаром подступающего безумия.

Именно этим рассказ, написанный в новой для Лавкрафта манере, всё же напоминает лавкрафтовскую классику.

Однако попытка «упихнуть» мир оригинальных древних цивилизаций, созданный автором, в уже существующую религиозную систему, привязать его к знаменитому салемскому процессу и превратить неклассический лавкрафтовский ужас в классический религиозный мистицизм перегружают рассказ. Это особенно заметно в концовке произведения, где состояние героя описывается какие-то урывками, рубленными, практически не оконченными фразами. Именно из-за классического ужаса про ведьм и жертвоприношения детей, вплетающейся в ломанную стройность мира Ктулху, в конце произведения хочется зевать. Страх теряется, так как ведьмами людей пугали давно и прочно, а 20 век свёл этот страх практически к нулю.

Читать, конечно, стоит, но отступление от классической неклассики, на мой взгляд, не красит рассказ.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ. Нагнетающий саспенс и ужас по ходу рассказа становится всё больше и больше. Очень интересная история, интересные персонажи, браво Лавкрафт.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уснувший в Армагеддоне.

---

Очередной пример того, к чему приводит стремление все объяснить с научной точки зрения. Уолтер Гилтман, батан в законе, пытается натянуть мистику-сову на глобус науки. Увлеченный этим интересным занятием, он не замечает, как оказывается в ловушке этой самой мистики. Ловушка на его беду оказывается смертельной.

Рассказ в целом понравился, хотя и с оговорками.

Идея соединить науку и оккультизм конечно не нова, но автор сумел обыграть ее в своей особой манере. Хотя лично для меня осталось непонятым отношение к этой идее самого Лавкрафта: одобряет он ее или осуждает?

Тема кошмаров во сне, хотя также не отличается новизной, но в рассказе звучит достаточно оригинально. Хотя медленное приближение ведьмы вызывает невольные аллюзии к кинофильмам, аля «Звонок». Но это уж точно не вина автора.

Интересным также показалось появление в сюжетной линии христианства (что весьма не характерно для Лавкрафта) в лице католиков мигрантов. Мазуревич (поляк, судя по фамилии), которого автор (или переводчик) почему-то иногда называет заклинателем духов, дает главному герою распятие, от которого в итоге погибает главный антагонист. Вообще, этот рассказ едва ли не единственный у Лавкрафта, где церковной символике придается положительный смысл. Причем христианство оказывается сильнее древних культов.

Необычен образ Бурого Дженкина. Вообще животное-антагонист достаточно уникален для произведений автора, если конечно считать Дженкина животным. Его роль в итоге оказывается едва ли не главной в судьбе главного героя.

В общем, прочитать однозначно стоит.

Ставлю девять баллов.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ.

8 баллов ставлю за то, что мне было не страшно, а скорее — мерзко.

Мерзкая старуха, мерзкая крыса, мерзкая передряга, в которую сам себя загнал герой рассказа...

Как всегда у Лавкрафта...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет уже особого смысла в том, чтобы в очередной раз объяснить, почему этот рассказ следует считать не просто страшным, а очень страшным. Предыдущие отзывы все уже растолковали насчет злобной старой ведьмы и ее кошмарного спутника в облике демонической крысы, насчет сомнамбулических трипов и заключенного внутрь геометрии магического потенциала. Похвалили Лавкрафта за наличие настоящей и жуткой развязки, за кинематографичность действия, за гармоничность сочетания легенд о ведьмах с мифологией собственного изготовления. В общем, во многих отношениях этот рассказ является вершиной, шедевром, образцом, квинтэссенцией...

Мне же хочется произнести несколько слов насчет злокозненности Лавкрафта. Дело в том, на протяжении моего путешествия по страницам сего произведения не раз и не два возникало ощущение, что Лавкрафт отходит от читателя и от сюжета в сторону, отворачивается к стене и зажимает рот руками, чтобы не расхохотаться. В некотором роде, здесь присутствует смех сквозь дрожь. Ужасы ужасами, но никуда не денешь отъявленный и с трудом скрываемый сарказм...

С неприкрытой издевкой описывается главный герой. Сушеный библиотечный червь, дерзнувший раскрыть самые зловещие магические тайны посредством геометрических построений. Только вчитайтесь в те строки, в которых описываются его тщетные попытки уличить себя самого в лунатизме, вы найдете в них бездну презрительной насмешливости. А разве не смешна отвратительная старая ведьма, являющаяся злополучному студенту во снах? И ее демонический спутник по имени Бурый Дженкин разве не откровенно карикатурен? И к чему все время мельтешат на периферии повествования многочисленные суеверные польские эмигранты вместе с наставлениями своих ксендзов?

Лавкрафтианский хоррор с вкраплениями лавкрафтианского юмора? Знаете ли, в этом нет ничего странного. А есть даже следование старым добрым традициям одного туманного острова. Помнится, даже самые жуткие, по-настоящему пугающие истории от Блэквуда и Монтегю Джеймса позволяли себе обзавестись оттенком некоего недоброго шутовства и зловещей эксцентрики...

Стало быть, никакого противоречия между жутью и насмешкой нет и в этом тексте. Надо признать, весьма традиционном и викторианском, несмотря на наличие в тексте всяческих Азатотов и прочей братии из «Некрономикона»...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря смешанные чувства после прочтения этого рассказа. С одной стороны — мне очень понравилась идея о том, что всем привычные ведьмы на самом то деле поклонялись совсем не прозаичному дьяволу(который существует только в околохристианской риторике), а чему то более древнему и неизмеримо могущественному. Во-вторых — очень понравилось то, как Лавкрафт подключил к своему повествованию «царицу наук» — ведь все в этом мире подчиняется математике, так почему бы не поискать законов этой науки,которые обьяснят и то, что не входит в наше привычное понимание мира.

В общем очередной хороший рассказ мастера хоррора. Не могу сказать, что я прямо в восторге от него, но он мне однозначно понравился.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Теперь я начинаю понимать, что «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» не зря стоит последним в сборнике – это своеобразный венец сновидческого трипа Лавкрафта, и любая предшествующая история о снах не дотягивает до уровня «Кадата» (я не о датах, а исключительно о расположении рассказов в сборнике). Хотя тот описывает осознанное сновидение, целый квест в страну снов, а «Сны в ведьмином доме» – это характерный ужастик с нагнетанием атмосферы, ведьмами и кошмарами, от которых не убежать. И первоначальная схожесть сюжетов (герои посещают страну снов) оказывается мнимой. Да, я только что обозначила, что сравнивать «Кадат» и «Сны» здравый смысл воспрещает, но никуда от этого не деться.

Впечатляющая легкая крипота, царапающая задворки сознания. Лавкрафт развернул свое мастерство на славу, но я осталась равнодушна к нему. Да, он потрясающе ведет читателя вдоль сюжета, тихонько нагревая конфорку, чтобы потом окунуть в кипящий чан в головой. И страшно, и стремно, и на ночь читать противопоказано. Атмосферно и жутковато. Но, собственно, и все. Прочитал и забыл.

Сваливаю всю вину на свою невосприимчивость к этому самому нагнетанию. Как я не смогла дочитать Кинга и осилила только благодаря Лакомбу крипи-По, так и Лавкрафт в своем тихом ужастике про ведьм, кошмары и жертвоприношения не впечатлил. Талантливо завернутая история, безусловно. But not my cup of tea.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почитал отзывы. Странные запросы у некоторых. Ребята, это Лавкрафт. Не стоит искать стихов в сборнике прозы.И не стоит упрекать Хэмингуэйя за излишнюю черствость и недостаток художественных описаний.

Точно также не стоит искать диалогов, полноценных и раскрытых характеров героев и острого сюжета у Лавкрафта. Он просто рассказывает историю, и делает он это так, как делал всегда.

Рассказ понравился, геометрия и кошмары — отличное сочетание, которое ранее мало кто использовал.

Один из немногих рассказов, где главный герой.... ну, впрочем

ладно. Спойлерить не буду.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

5/10

По своему опыту знаю, что увлечения математикой и химией приводят к чему-то подобному. Пока на фоне мечтательных настроений моя записная книжка заполнялась чертежами расслоения бозонов известной материи для изобретения телепортации, моя подруга из того же университета настоятельно одаривала меня различными изданиями Библий

Прочитай я в то время этот рассказ Лавкрафта, меня бы хватил ужас. А сейчас — нет. Предсказуемо. И в отличие от предыдущих рецензентов, мне финал показался очень даже оптимистичным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведьмин дом обрушился, создание дополнительной перспективы углами комнат нарушается и все накопившееся в дополнительных измерениях выпадает в привычную трехмерность вместе с мгновенно состарившимися злодеями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кому-то это покажется доказательством возможности столь странных происшествий, того, что описанное в дейсвительности имело место. Но вероятность повторения сошла же на нет.

К тому же, меня совершенно не устроило применение математики к созданию подобного эффекта. Повествование от третьего лица, призванное рационально оценить описанные события как отстраненносу лицу вовсе не заводит в тупик, а лишает последнего страха. Для меня в рассказе не было неожиданностей.

Лавкрафт грешит тем, что не занимается построением отношений между различными героями. Обычно они — затворники-одиночки, озабоченные странными исследованиями. И поэтому им не очень-то хочется сочувствовать. Стремление к знанию, причем не содержащему в себе человечного или абстрактно отстраненного от человеческой жизни как в этом случае — не предмет для гордости. Рассказ для запугивания нёрдов.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком громоздко. Так, наверное, лучше всего я опишу своё впечатление от рассказа. Он хороший, насыщенный, эмоциональный. Но я не увидел ни одного диалога, все время это было отстраненное повествование, описание от третьих лица. Вот этим «третьим лицом» я себя и почувствовал. Я не смог поверить в происходящее, я не смог проникнуться атмосферой, я не смог пережить во время прочтения то, что там происходит.

Нет, ни в коем случае я не хочу назвать рассказ плохим. Просто, конкретно в моем случае, было сложно под тоннами текста отвлекаться на эмоции. Для меня он получился немного пустоват и сложный, что и повлияло на оценку.

У Лавкрафта все получилось хорошо и оценки с отзывами остальных это доказывают, но вот такой конкретно подход заставил меня задумываться над самими словами, а не их смыслом, от чего не получилось ни нагнать ужаса, ни интереса. Это был третий рассказ, который я прочитал и объективно понимая, что он вышел крутым, я не смог оценить его по достоинству из-за не восприятия такой вот структуры.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафт очень грешен в вопросах предсказуемости: почти в каждом рассказе уже с самого начала всюду сквозят намёки на вероятный финал. И вот данный-то рассказ сия чаша благополучно миновала. До самого конца крутятся элементы неожиданности.

Следует отметить выгодное сочетания мистики и научной точки зрения. От этого мистическая составляющая выглядит более реальной, что особо нагоняет страху.

Большинство творений Лавкрафта очень захватывающи и мрачны, но ужасными их назвать трудно. А вот «Сны в ведьмином доме» — это жуть (для меня).

А само понятие четвёртого измеремия, как понятия, объяснимого с помощью геометрических теорем, очень уж напоминает современные гипотезы об искривлении пространства. Даже как-то и не верится, что рассказ был написан около ста лет назад.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сферический Лавкрафт в вакууме. Одинокий интеллигентный герой, проклятый дом, мистическое наследие прошлого, ведьма, монстр,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ньярлатотеп, кровавые жертвоприношения, долгое муторное расследование и трагический финал.
Ну и конечно, мистическая атмосфера и проработанный сеттинг – рассказ является еще одной деталью мозаики «Мифов Ктулху». В общем, нормальная лавкрафтовская страшилка, под настроение. Однако элемент научной фантастики (попытка увязать мистическое учение о параллельных мирах с неевклидовой геометрией) делает рассказ весьма оригинальным, ведь на этот раз «дело ведет» молодой ученый, а не полицейский или скучающий помещик.

Итог: атмосферно, тяжеловесно, многословно и пафосно. Для поклонников Мифов Ктулху.

Прочитано в ходе ознакомления с темой «10 любимых страшных рассказов».

Оценка произведению: 8 из 10 (хорошо).

Оценка «страшности»: 2 из 5 (жутковато).

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение после прочтенных мною «Данвичский ужас», «Тень над Иннсмаутом», «Скиталец тьмы» и др. стоит для меня теперь уже на первом месте по эмоциональности, красочности, может даже эпичности и остросюжетности.

Это снова откровенный Лавкрафт, это снова тот автор, который ищет всем мистически возможным событиям и формам научное объяснение и происхождение. Это наверное единственное произведение во всей истории хорроров, где показана попытка объять необъятное: — это все возможное сюрреалистичные образы и описание иррациональных действий персонажей, это иррациональность в истинном ее обличии — это попытка показать четвертое измерение, а может даже переходы между ними, между мирами, где константа пи намного отличается от заданной и принятой всеми величины. И это новая и откровенно положительная сторона данного автора.

Что еще меня поразило в этом произведении, так это полученные эмоции. Читая и привыкая к творчеству Лавкрафта, я редко испытывал какой-то страх или ощущал пугающие нотки в тексте, скорее мне всегда было интересно и любопытно погружаться в этот мистический мир, полный страха, где сам страх не пугал меня, а вызывал любопытство, — как будто я прикасаюсь к чему-то ужасному, но это самое любопытство всегда было сильнее страха. Но в данном случае мне реально было не по себе, меня по-настоящему пугал образ этой старой и зловещей женщины, ее крысиного питомца с человеческим лицом, а так же сами сны, которые просто источали безумие и затягивали своей невозможностью. До сих пор не могу забыть то, что постоянно скреблось за стенкой, а потом кто-то дергал ручку двери главного героя, что затем с возникновением фиолетового свечения влекло за собой появление этой мерзкой и реально страшной старухи. И я просто содрогался от мысли, что сейчас она кинется на него или протянет свои ссохшиеся мерзкие когти, что собственно и происходило в сюжете. Не знаю, почему меня пугает данная тема, возможно это какая-то предрасположенность(уже приобретенный страх от образа зловещей старухи), но передано все это автором просто на высшем уровне и на максимуме своей откровенной остросюжетности.

И еще раз нельзя не сказать о захватывающем и кульминационно-откровенном сюжете. Это редкость у Лавкрафта. То, как все закончилось, и то, что главный герой проявил не дюжую смелость, и в конце мы наблюдали уже какой-то кинематографический экшн, просто не может не вызывать уважения к автору. Это именно тот Лавкрафт, который полюбится миллионами, а данное произведение будет служить эталоном. Да, возможно, тут можно что-то сказать о цензуре и завышенной жестокости в финале(ребенок), но это уже прерогатива каждого — судить по себе и делать выбор в сторону «хвалить» или «ругать» этот рассказ, я касаться этого не хочу.

Так или иначе получилось действительно пугающее и пестрящее своей необыкновенной смелостью образов произведение, с отсылками к научным теориям относительности и высшей математике, что делает его еще более всеобъемлющим и глобальным, где главную роль играет именно какой-то симбиоз и сопряжение сразу нескольких жанров художественной литературы, так удачно дополняющих друг друга. 10 из 10

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх