fantlab ru

Стивен Кинг «Дорожные работы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Оценок:
1468
Моя оценка:
-

подробнее

Дорожные работы

Roadwork

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 106
Аннотация:

Бартон Доуз начинает свою историю с покупки оружия. Еще одно тихое сумасшествие в провинциально-серой пелене американского городка, взбудораженного одним лишь событием за много лет — постройкой федеральной трассы. У Барта отнимают дом, кусок прожитой жизни, с горестями, радостями, воспоминаниями. Неудивительно, что он не хочет расставаться с тем, что по праву принадлежит ему.

Входит в:

— сборник «The Bachman Books», 1985 г.


Похожие произведения:

 

 


Дорожные работы
1995 г.
Бегущий человек
1998 г.
Дорожные работы
2000 г.
Дорожные работы
2000 г.
Дорожные работы
2006 г.
Дорожные работы
2008 г.
Дорожные работы
2008 г.
Дорожные работы. Долгая Прогулка
2013 г.
Дорожные работы. Долгая Прогулка
2014 г.
Дорожные работы
2015 г.
Худеющий. Дорожные работы
2021 г.
Худеющий. Дорожные работы
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Книги Бахмана
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последних изданиях Стивена Кинга в твердой обложке (ТБ и КНВВ) произведения «Дорожные работы» и «Долгая прогулка» идут вместе. На обложке — поросший травой то ли камень, то ли бетон, то ли участок земли, и на его фоне проступают черты человеческого лица, искажённого в безмолвном крике. Объединяет эти два романа не только авторство Ричарда Бахмана, с присущей ему жёсткостью, цинизмом, одиночеством, гражданским протестом, но и основная локация — дорога. Если в «Долгой прогулке» подростки участвуют в смертельном марафоне, проходя по шоссе, то в «Дорожных работах» дорога — это почти живой персонаж, медленно подступающее бедствие, немая катастрофа, подобие гигантской черной волны в «Далёкой радуге» А. и Б. Стругацких.

Бартон Доуз, мужчина средних лет, со своим домом, женой, работой и психологическим шрамом в связи с трагической смертью сына. Жизнь Барта не самая простая, довольно скромная, но, по крайней мере, устоявшаяся. Вроде бы всё есть. Но жизнь резко меняется с новостью о строительстве новой автострады, которая будет проходить через дом Барта и прачечную, где он работает. И главный герой медленно, но верно начинает сходить с ума.

Главный шарм этой истории в том, что не все персонажи должны быть в известном смысле «героями», то есть превозмогать трудности, идти к достижению великой цели, терпеть, бороться и в итоге побеждать. После современных супергеройских фильмов, а начиная с древних рыцарских баллад и легенд, это выглядит особенно пОшло. Барт не такой. Бартон Доуз, сильный человек — но со своими слабостями, грешный — но ему хочется сопереживать, неглупый — но он никак не может себе объяснить, что он делает. Почему? Что это? Гражданский протест? Синдром Герострата? Удачный момент покончить с собой? Капитуляция перед осознанием факта, что особо ничего светлого и хорошего в жизни уже не будет? Слепая ярость? Он не знает. Автор также не дает читателю ответа на основной вопрос романа — «Почему?» Но, боже, как же мастерски показана динамика падения Барта в пучину безысходности и безумства одиночества.

Лейтмотив романов Ричарда Бахмана — сильный человек против бездушной государственной машины — раскрывается в данной книге наиболее серьезно и жизненно, без всяческих телешоу будущего и подростковых смертельных марафонов. Сама по себе автострада — мирное явление. Люди стоят дороги, чтобы легче и быстрее передвигаться, дороги нужны всем... — рациональная сторона сознания говорит так. Но Бартона, причем во многом справедливо, накрывает шиза: толстосумы и чиновники готовы проехаться по костям живого человека, лишь бы распилить очередную статью расхода, и вот по этой прихоти он, Бартон, должен бежать с чемоданами, искать новый дом, искать помещение для прачечной, короче говоря, превозмогать трудности от свалившегося на голову фатума. Но нет... Бартон сидит в своем кабинете в прачечной и думает, гоняет все эти мысли по кругу, как болиды на треке, всё больше вскипая... и понимая, что на его нынешнее напряжённое состояние судьбе (автомагистрали)глубоко наплевать, пусть хоть об стенку головой бьётся... и это еще больше злит Барта.

Удачным выглядит столь же безысходный и фатальный штрих, как смерть сына от рака. Бартон крутит это в голове, вспоминает, что ничего сделать было нельзя. Нельзя было тогда, и нельзя сейчас. И вот именно здесь созревает зерно противодействия. Пора... Нельзя сказать, как надо относиться к главному герою, но лично у меня он вызывает искреннее сочувствие и понимание. Это борьба личности против обстоятельств, священная война против неизбежного и непобедимого. В этом еще одна ценность романа.

Несмотря на весь спектр эмоций и переживаний Бартона Доуза, мы видим и других живых и адекватных персонажей. Лично я не могу судить жену Барта за ее уход от него, по большей части он ее подвёл и собирался утащить с собой на дно. Нельзя судить и должностных подлиз, и уступчивых соседей, успешно лавировавших под давлением обстоятельств, ведь каждый хочет благополучия себе и своей семье, вопреки вызовам судьбы. В таких случаях каждый делает свой, одному ему понятный выбор.

Примерно в таких чертах мне видится роман «Дорожные работы», одна из любимых книг Стивена Кинга. Это сложная, противоречивая социальная драма, на фоне которой, шаг за шагом, постепенно исчезает в бессмысленных километрах асфальтного покрытия разум отдельно взятого человека.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дорожные Работы» заинтриговали с первых страниц. Это роман, в котором впервые, пусть и завуалировано, появляется это мистическое число 19, проходящее красной нитью через большинство произведений Стивена Кинга (Ричарда Бахмана) – автострада №784 – центральный предмет произведения.

С самого начала главный герой ассоциировался у меня с Ли Харви Освальдом. То, что накануне роковых событий он обзавелся ружьем и револьвером выглядит очень символически, к тому же, свой «11/22/63» Кинг спланировал вначале 70-х, но не стал воплощать идею в реальность, так рана от трагедии еще не затянулась. Также, пролегает параллель и с самим автором, Бартон Джордж Доуз, как и большинство ранних героев работал в прачечной.

С первых страниц становится ясно, что главный герой, персонаж с характером, не собирается покидать свой дом и переселяться, и, я с первых страниц ждал рокового столкновения.

Он прожил в том доме четырнадцать лет, и пустил корни, но, каменная поступь прогресса вырвала его и бросила на обочину – так как и прачечная, и уютный домик стояли на пути автострады.

Еще один яркий персонаж «Дорожных Работ» – незабываемая Оливия Бреннер. Она хоть и появилась в романе фрагментарно, все же, сыграла в судьбе главного героя важную роль. Что очень радует, это роман того типа, где все персонажи воодушевленные.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Только финал не оправдал ожиданий. Я думал, Доуз заберет с собою дюжины две душ на тот свет, а он оказался чертовски благородным парнем. Как пел Лари из «Противостояния»: «…он парень, что надо».

В целом же, это история о том, как Система калечит простых людей.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное скажу слишком смело, но здесь Кинг показал, что он может, практически всё. И, вероятно, гораздо больше, чем то, чем он прославился.

Никакой мистики, никакого ничего «запредельного»... Чистый реализм. Ну, может быть, немножко критический.

И мне показалось, что этот роман достоен пера Достоевского.

Видим несчастного человека, видим силы, которые сильнее его... Видим невозможность противостоять этим силам...

Видим всё, но выхода нет...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некрупный (но и не маленький, верно, Фред?) город в США неподалёку от Бостона, Городской Совет которого для улучшения транспортной ситуации (ты сам-то в это веришь, Джордж?) принял решение построить новый участок скоростной автострады №784 прямо через предместья. Коттеджи граждан, всякая инфраструктура в виде кинотеатров и прачечных на участке будущих дорожных работ подлежит сносу, благо это не возбороняется. Согласно Федеральному закону «Об отчуждении собственности граждан» всем лицам, имеющим недвижимую собственность на этом участке будет выплачена достойная компенсация и оказана всяческая помощь. За ваш земельный участок, дом 1946 года постройки, гараж и два неутеплённых сарая вам выплатят справедливую цену. (Джордж, а какова же цена за годы жизни и воспоминаний, за уют, комфорт и силу привычки? Компенсируют ли боль и радость, что живёт в этих стенах, на этой земле? Нам хотят оплатить ЗДАНИЕ, но не ДОМ, ведь это... ЩЁЛК! сработал прерыватель)

Помнится мне, не только Барту Доусу так не повезло с домом — жилище Артура Дента тоже кто-то укатал под дорожное покрытие в особо несчастливый четверг. Но не стоит ждать от романа Ричарда Бахмана (а не старины Стива Кинга, Джордж? — Заткнись, Фред) дальнейшей схожести с сериалом Дуга Адамса. Впрочем посмеятся Ричард вам тоже кое-где позволит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Меня уморил короткий эпизод, где Барт не хотел палиться перед Мэри, что он под мескалём, и поэтому невозмутимо спрятал предложенный ею треугольный бутербродик в карман рубашки
. Но книжка-то не для этого. Роман про сумашествие — сумашествие на многих уровнях: личностном, социальном, государственном... Но при этом нет романа и более релистичного — до дрожи, до отвращения реалистичного.

Главный герой, которого многие незаслуженно назвали «маленьким человеком» — на самом деле руководитель средней руки, представитель «высшего среднего» класса, мужчина среднего возраста и был бы таким же средним семьянином, если бы не перенесённая смерть единственного сына. Можно ли сказать, что история романа — история схождения с ума этого человека? Мне кажется, нет. Потому как он безумен (но по-своему, в глубине себя) в начале произведения, а к концу становится безумцем для всех окружающих, для мира. Но как раз внутри он обретает сам себя, обретает равновесие и уверенность! Обратите внимание —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
биполярное расстройство (Джордж и Фред, прерыватель) присутствует только в первой части, эпизодически — во второй, а в третьей Барт от него самоисцелился
Может быть, Бахман (Кинг, Джордж...) хотел сказать что БЕЗУМЕН как раз мир, в котором дома людей сносят ради скоростного шоссе, где бензин дороже кислорода, где пластик дороже дерева, где людей дрессируют, как собак Павлова истекать слюной от нужных государству концепций. Он ещё громче скажет об этом в «Бегущем человеке» и «Долгой прогулке». А как же наш большой/маленький начальник в этом мире? Он безумен, пока живёт по правилам. У него семья, ответственная работа, хороший дом и голоса в голове. Но когда он меняет подчинение на бессмысленную борьбу, его шизофрения трансформируется в «социальную неблагополучность» (именно так, Фред, а не в «социопатию», потому что в конце
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он не убивает, хотя мог бы. Я бы убивал, если честно
) и самоисчерпывается. Теперь у него несколько коктейлей Молотова, винтовка-гаубица «Уэзерби», .44 Магнум (почему-то .45 калибра... перл переводчика?), бутылка «Южного Утешения», толстый гангстер Мальоре и порядок в голове.

Очень живое, «цепляющее» произведение, не позволяющее закрыть книгу и пойти прогуляться. Даже больше — не позволяющее закрыть книгу и лечь спать, хоть завтра и рано вставать! Жаль, что Ричард Бахман скончался в 1985 году от рака псевдонима... Я бы с радостью почитал больше его социально-психологических жёстких романов. Верно, Фред? Эй, Фред?.. Ну и пошёл ты!..

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о том, как властьимущие разрушают жизни граждан, преследуя лишь свои корыстные цели. В «Дорожных работах» описывается, как люди, которых поставили перед фактом, что им придется покинуть все, что они любили, пытаются жить в новой реальности. У кого-то получается, у кого-то — нет.

В свое время, читая роман, мне вспомнился лейтмотив «Преступления и наказания»: «Кто я — тварь дрожащая или право имею?» Именно этот вопрос ставит перед собой главный герой романа. В начале он пытается смириться с новостью и старается начать новую жизнь. Однако где-то внтури него уже сидит дух бунтарства, который пробуждается и набирает силу с каждой новой страницей. В конце концов несогласие выливается в открытое противостояние с сильными мира сего. Как и в жизни, герою объясняют, что его роль — «тварь дрожащая». Как всегда, Кинг показывает, что не бывает в жизни чудес.

Любителям остросюжетных и динамичных романов «Дорожные работы» могут не понравиться: это довольно статичное произведение с минимумом героев. Точнее даже, есть всего один герой, а остальные персонажи — лишь декорации. Однако то, как Кинг показывает душевные муки человека и его падение в бездну отчаяния и сумасшествия, вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте неблагополучную семью, в которой муж часто напивается, после чего бьет жену, оскорбляет ее и всячески унижает. И жена придумала способ снятия возникающих страха и напряжения — она принимается, к примеру, вязать. Случилась потасовка — она идет вязать, случилась еще одна — она вновь принимается вязать... В итоге в доме уже масса одежды, а женщина, когда пьяный муж в очередной раз заходит в дом, инстинктивно начинает дрожать и судорожно вязать новую ткань. Быстрее и быстрее... От страха. Ощутите, сколько в этом действии чего-то темного, адского...

Есть различные терапии, работающие через отвлечение на другой объект. Например, художественная терапия. Или, скажем, песочная терапия. Когда человек создает краткосрочные объекты из песка в специальном подносе, полностью вовлекается в этот процесс, доводя тем самым манипуляции до ритуалов.

А к чему я, собственно, это всё? Да вот в том-то и дело, что к «Дорожным работам». Эпиграфом к роману выбрана короткая фраза случайного прохожего о Вьетнаме. Нам трудно оценить и прочувствовать, насколько сильно повлиял Вьетнам на тогдашние настроения в американском обществе. Однако Стивен Кинг однозначно рисует... такую, своего рода политическую терапию страны. Когда вся боль, страх, непонимание от Вьетнама переключаются на производство дорожного покрытия. Ведь о Вьетнаме в книге практически ничего нет! Но зато терапия есть, и о ней книга. А Бартон Доуз — болючий нерв в теле общества. Отмирающий нерв.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня дочитал это произведение. Мне очень понравилось.:glasses:

Никаких монстров, чудовищ и прочей гадости, которая подкарауливает свою жертву в тени, а затем разрывает на части, не было ни трупов, ни крови...но от этого роман не стал хуже-напротив! было очень интересно читать. Подробно показаны переживания главного героя, его мысли, чувства. Я полностью проникся той атмосферой безнадёги и безвыходности, которая царила в этом романе. Прочитал «Дорожные работы» быстро,на одном дыхании, выкраивал свободные минуты для чтения. Вообщем, книга классная!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман, который затрагивает очень важные проблемы в жизни любого человека, такие как потеря близких или родного дома, где ты прожил большую часть своей жизни. Главный герой романа двадцать лет своей жизни был обичным среднестатистическим американцем, который имеет неплохую, но рутинную работу, женат, но не счастлив в браке, человека, который потерял своего сына и для которого это стало очень сильным потрясением, от которого он не сможет избавится на протяжении всей своей жизни. В общем книга отличная, советую её прочитать тем, кто не ищет в романах автора банальных ужастиков.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько такого не читал, весьма реалистично и точно подогнаны смыслы в как бы настоящую историю, как это могло быть в жизни. Читал и удивлялся — неужели на этот раз Кинг написал не ужасы, но нет, где-то с половины уже стало становиться все страшнее. Весь ужас в реальном схождении главного героя с ума. Жаль, что мало положительных героев, хотя и так книга информативна и содержательна, потрясает воображение. Книга полна смыслом, любви немного, все прозаически, история очень тяжелая, как тут уже писали.. главного героя никто не попытался вытянуть из ситуации, хотя он сам был о-очень скрытен, всё)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безумие, безысходность, глубокая душевная боль, осознание собственной беспомощности... Настолько проникся внутренним миром главного героя, что когда роман закончился, словно утратил частицу себя.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ооо, к этой книге надо прийти. Первый раз начианала читать — не смогла закончить (ждала когда? когда уже кульминация) забросила, спустя пару лет вернулась к книжке (когда уже тошнило от типичного Кинга) и прочитала на одном дыхании, до сих пор время от времени вспоминаю главного героя:insane:.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это совсем не роман в жанре ужасов, это совершенно другое. Я бы сказал что это скорее социально-философский роман. Но тем не менее Кингу он удается ничуть не хуже его лучших романов ужасов ( на мой взгляд). Конечно, я был приятно удивлен совершенно новой гранью таланта Кинга. Но что самое убивающее — это то, что именно такие книги гораздо страшнее любых выдуманных кошмаров и ужасов. Наша жизнь гораздо страшнее любых страшилок и фантазий.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный психологический роман! Читал 5 лет назад — до сих пор вспоминаю:glasses:

Оценка: 10
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Дорожные работы» — это непривычный, неожиданный Стивен Кинг. Да, действительно, в романе нет ни мистики, ни ужасов, вообщем, ничего такого запредельного и потустороннего , за что большинство читателей и любят Кинга. Впрочем, нет... На самом деле ужасы есть. Только вот ужасы в «Дорожных работах» получились совсем не те, к которым мы привыкли у Кинга.

...История противостояния управляющего прачечной Барта Доуса и дорожной компании, прокладывающей федеральное шоссе прямо по городским кварталам, предсказуема и трагична. Ну чем может закончиться противостояние «маленького человека» (кинговский Барт Доус, конечно, совсем не гоголевский Акакий Акакиевич, но все же, все же...) и мощной корпорацией, за которой деньги, сила и, главное, вся мощь государства? Исход получается вполне предсказуемым. История, случившаяся с Доусом должна быть близка многим москвичам, и всем тем, чья недвижимость (дома, садовые участки, гаражи) оказалась в зоне интересов государства или или же тесно связанных с ним строительных компаний. Думается, что жиьтели Южного Бутово и подмосковных дачных поселков должны очень хорошо понять Барта Доуса.

Но «Дорожные работы» С. Кинга — не просто примитивная «социалка». Будь так — вряд ли бы этот роман заслуживал подробного разговора. Кинг написал историю не просто о том, как уничтожается дом. Вокруг героя «Дорожных работ» уничтожается психическое пространство, в котором человек жил, любил, жену, зарабатывал деньги, растил сына... Мир, который, несмотря на все свои углы и занозы, был твоим перестает существовать. Тупая и холодная сила, воплощенная в дорожной компании, вырывает Доуса из мира, где были сосредоточены все ценности, и бросает в холодную пустоту. Пустоту, в которой нет ничего дорогого, кроме воспоминаний, телеэкрана, и бутылки с отвратиельным пойлом «Южный комфорт»...

Лично мне кинговский Барт Доус очень напоминает тех самых «совков», за которых заступался Пелевин в своем эссе «Джон Фаулз...» Доус не желает становиться частью того мира, в котором борьба за деньги и социальный статус является содержаниеми целью жизни.И если невозможно спасти свой «вишневый сад» -то остается лишь одно. Умереть вместе с ним.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дорожные работы» — один из самых сложных, психологических романов Стивена Кинга. Эта история не имеет никакого отношения к мистике или фантастике, все гораздо сложнее. Перед нами развернется трагедия одного человека, который не захочет прогибаться под строителей автобана и менять кардинально свою жизнь. Хотя, в итоге закончится все довольно плачевно и с большими потерями.

В этом произведении отсутствуют сцены насилия, ну за малым исключением. Развитие событий происходит медленно и неспешно, показывается несколько месяцев жизни работника прачечной. Он не бандит, не убийца, не революционер, не умеет красиво говорить. Он самый обычный парень, немного поехавший головой, но это тоже не факт. По сути, перед нами последние дни жизни простого американского мужчины, теряющего дом и жену.

Если можно это правильно назвать, то данный роман будет чересчур американским. Конечно, в других книгах Стивена Кинга тоже достаточно много описаний и зарисовок из жизни американцев разных лет. Но в этом романе будет максимально-возможное описание практически всех аспектов жизни среднестатистического американца. Телевизионные программы, сериалы, названия стирального порошка, печенья, спиртных напитков, кинотеатров, масса информации, которая для читателей не знакомых с Америкой настолько близко, будет совершенно незнакома.

Это очень тяжелая и мрачная история. Перед нами разворачивается картина гибнущего человека, который все рассчитал и сознательно идет на пути к смерти. Кинг не жалеет ни читателей, ни собственного персонажа, обрушивая на нас всю гамму эмоций, которые может испытывать приговоренный к смерти. Отношения с женой, с друзьями, с окружающими, везде все проходит через какие-то негативные эмоции, усугубляя гнетущую атмосферу.

Мог бы быть у этой истории счастливый конец? Наверное, нет. На самом деле, эта история вполне правдоподобна и от этого становится еще более жуткой и страшной. Попасть в подобную ситуацию может каждый, но решиться на сопротивление, причем, заранее обреченное на неудачу, мало кто согласится.

Стивен Кинг предстанет перед читателями в совсем новом качестве. Это трагический и драматический рассказ, который построен исключительно на эмоциях и этим представляет огромную ценность. Всем, кому интересно следить за чужими переживаниями и кто небезразличен к чужим страданиям, читать в обязательном порядке. Это новая грань Кинга, которая в очередной раз доказывает, что он Мастер психологии и отлично разбирается в человеческой душе.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх