fantlab ru

Гай Гэвриел Кей «Последний свет Солнца»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Оценок:
451
Моя оценка:
-

подробнее

Последний свет Солнца

The Last Light of the Sun

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Бёрн Торкельсон бежит с острова Рабади, опасаясь мести за коня, украденного у покойника. Наследники трона Кадира Дей и Алун замыслили набег на Бринфелл не разобравшись, кто гостит в этом селении. Элдред, помня об прошлых унижениях своего народа и судьбе отца, стремится сделать своё государство крепким и спокойным. Однако всем им ещё предстоит пережить поход обманутых наёмников Йормсвика, ищущих меч Сигура.

Примечание:

Роман косвенно связан с дилогией «Сарантийская мозаика» и книгой «Львы Аль-Расана».


Входит в:

— условный цикл «Миры Фьонавара»  >  условный цикл «Мир Джада»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 3-е место

номинант
Премия «Солнечная вспышка» / Sunburst Award, 2005

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

Похожие произведения:

 

 


Последний свет Солнца
2005 г.

Самиздат и фэнзины:

Песнь для Арбонны. Последний свет Солнца
2014 г.
Дети Земли и Неба
2019 г.
Львы Аль-Рассана
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Last Light of the Sun
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первый роман Кея, который не понравился мне на все сто процентов, хотя, казалось бы, канадец не растерял ровно ничего из своего стиля, язык его по-прежнему прекрасен, а умение рассказывать историю — всё ещё несравненно. Поэтому я сам себе задал вопрос — что же это за недостатки, которые заставляют меня ржавой бензопилой отрезать от оценки один или два балла?

Итак, мы снова оказываемся во вселенной Гая Гэвриэла Кея, которую принято называть «Мир Джада» — читатели уже побывали в разных уголках и временных периодах этой фэнтезийной Европы и знакомы с кеевскими Византией, Иберией, Ближним Востоком (под иными именами, конечно же). На этот раз мы переносимся на север континента — к викингам, англам и кельтам. И здесь я в первый раз приподнял одну бровь — в Сарантиуме и Аль-Рассане предыдущих книг узнавались исторические прототипы, но Кею удавалось сделать их «своими», волшебными, самобытными. В «Последнем свете» мы просто видим довольно прямолинейные кальки с исторических событий и атмосферы. Даже мир мифов и религий остался почти неизменным, поменялись лишь названия. Берсеркеры, Один, фэйри — у последнего понятия даже нет нового названия.

Вторая моя претензия — персонажи. Я привык к героям, которые были людьми творческими или близкими к созиданию. Музыканты Тиганы, трубадуры Арбонны, поэты Аль-Рассана, мозаичники Сарантиума... А главные герои «Света» таковы: принц, ещё один принц, воин, ещё один воин, король, верховный жрец... Не хочется говорить слово «штамп», но по мне — это довольно типичный набор для среднего фэнтези-романа. Из-за этого теряется чарующая атмосфера творчества внутри художественного произведения, и наблюдать за сюжетом не так интересно. Канадский писатель никогда не был мастером неожиданных твистов и поворотов рассказа, темп его произведений весьма спокоен, и поэтому особенно переживать за героев романа у меня не получилось.

Тем не менее, все фишки Кея остаются на своих местах: он изящно приподнимает вуаль над Неизведанным, несколькими штрихами раскрывает перед читателями прошлое и будущее своего мира, оживляет в нём каждое произнесённое слово, придаёт всему смысл. Например, мне очень нравится его фирменный приём, когда через краткое и даже скупое описание эпизодического персонажа мы видим гораздо больший масштаб Мира Джада, писатель раскрывает нам, как сильно госпожа История зависит от незаметных и незначительных на первый взгляд событий.

Да, у меня есть претензии к «Последнему свету Солнца». Нет, они не заставят меня отвернуться от Гая Гэвриэла Кея. Но это первый его роман, который я прочитал в оригинале и совсем не заинтересовался русским переводом, хотя до этого восхищался блестящими русскими версиями «Тиганы» и «Львов Аль-Рассана».

Пора браться за следующий роман.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кей крайне мощный и необычный писатель. Мало того, что насильно влюбил меня в свое творчество, изменил отношение к жанру (больше не считаю гримдарк его вершиной), так еще и читаю его книги не как мне нравится — по порядку написания, от первого писка до маразматического сюсюканья — а как судьба приведет.

И вот пошла тема викингов, и вот версия Гая нашего Кея.

Хотел бы рассмотреть эту книгу в трех аспектах.

Сюжет. Прям как я люблю. Сделан по принципу детской пирамидки. Основной стержень, простой, как палка. Набег эрлингов-викингов на англсинов и сингаэлей-валлийцев. И на этот стержень насажено с десяток разноцветных слоев отдельных фабул, конфликтов, движений и устремлений персонажей. Они имеют разную окраску, но больше, конечно, мрачных тонов, и разную степень важности в общей конструкции. Все зависит от персонажа, который за этот слой отвечает. Кстати, о них.

Персонажи. Некоторым показались то ли мутными, то ли смазанными, кроме Торкела Рыжего. не знаю, не знаю. Передо мной многие из них как живые стояли. Особенно ПОВы, конечно, хорошо прописаны. Ни одного с другим не перепутаешь. За каждым крепкий бэкграунд, есть яркая индивидуальность, свое мировоззрение и стоящий за ним жизненный опыт. Даже юные принцы Алун и Ательберт отличны характерами, судьбами и мечтами. И суровые предводители эрлингов различны, и священники, и девицы на выданье. Это мир живых, а не картонное царство. Мне, например, ближе душевно был Берн, а не его суровый отец Торкел, который так всем понравился и который и впрямь оказался матерым человечищем, достойным и удостоенным песни. Это как раз то, в чем со временем невероятно вырос Кей (и будущая дилогия о Катае это подтверждает) — в создании невероятно живых и интересных характеров. Особенно мне доставляли радость эпизодические персонажи, самым краем касающиеся основной линии сюжета. Например, кузнец из Йормсвика, мельник — мизантроп и скупец, юная доярка, у которой убили сестру, а она отомстила. Эти герои, как ни странно, к языку романа относятся.

Язык. Обилие якобы ничего не значащих эпизодических героев характерно для скандинавской саги. На нее и ориентируется Кей. А также на песнь и хронику. Это все тот же великолепный стиль Гая Кея, с сентиментальщинкой, меланхолией и поэтичностью. Но тут он резко рубит фразы. Сшивает их встык под острыми углами, оставляет пустоты. И получается более жесткое и динамичное повествование о грубых и простых временах и нравах.

Это не та Европа изысков древней цивилизации и сложнейшей культуры, которую мы сегодня знаем. Это темные века темных людей, которые очень далеки от нас умом и духом. И — славься, Кей! — у него получилось рассказать о них так, чтобы они едва не родными стали.

Пара замечаний. Некоторым эпичности не хватило. Ну, такие были времена, что отряд в двести человек мог шороху навести на пол-Европы, поэтому и процессы исторические протекали очень медленно. Мало было народу в них вовлечено. Эпоха викингов аж на триста лет растянулась! А ведь казалось бы — ну грабители, ну на лодках...

Понравилась идея появления прозвища у Ивара Бескостного. Что это не только из-за какого-то увечья, а скорее характеристика его подлой и лживой натуры. Как язык без костей. Да и вообще все смешно с ним в романе получилось, особенно если с сериалом Викинги сравнить.

Пара придирок. Очень напрягало при чтении постоянное упоминание минут и секунд. Можно же было заменить эвфемизмами! А так получилась небрежность в работе, печалька...

И еще это постоянное упоминание Москав, Москав... Я безусловно патриот и верный сын Владимиро-Суздальского княжества, уж не говоря о Великом княжестве Московском)) Но какой может быть к шутам Москав в конце IX века?! То есть Кею не лень заниматься всякими мельчайшими частностями богатой Китайской истории, а почитать о периодизации истории Древней Руси и лень и не нужно. Потомки малороссов, обильно населяющие родную для Кея Канаду могут вполне обоснованно ему предъявить: что еще за Москав? А где наш Кыев-вий?!

Это мелкие придирки, но все же балльчик-то Мастеру за это снижу...

В итоге наравне со Звездной рекой, этот роман мой любимый теперь у автора. А сам Гай Кей — дюбимый автор фэнтези!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу можно охарактеризовать как «Кей в деревне». Она довольно сильно отличается от прошлых работ (не считая дебютную трилогию) из-за сеттинга — тут больше динамики и больше магии. Место действия — сплошь поля, леса, да села. Главные герои — разной степени отморозки на стороне викингов и добродушные, цивилизованные все остальные. Книга мне показалось какой-то меланхоличной и тоскливой, но под конец автор зачем-то все испортил и выдал хэппи энд всем и сразу. Обычно Кею концовки очень хорошо удаются, но тут как-то... так себе.

В общем, роман хороший, но мне бы хотелось, чтобы героев умерло все-таки побольше.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это вещь с элементами фэнтези про историю Британии 9-го века (викинги, бритты, саксы, Альфред Великий). Т.е. названия другие, конечно, потому что Кей пишет как бы про другой мир, но параллели достаточно четкие. У меня было ощущение, что я вернулась в детство и снова в первый раз читаю «Айвенго». Уровень восторга примерно такой же. А еще напоминает лучшие вещи Семеновой про викингов. Но это не Вальтер Скотт и не Мария Семенова, это именно Кей, его стиль, его философия. Но гораздо динамичнее и неожиданнее, чем остальные его книги. Наверное, это лучшая из прочитанных мною книг этого автора.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное отличие Гая Гэвриэла Кея — умение подать свой взгляд на историю в виде классических фэнтезийных романов, да ещё и наполнить их живыми людьми. Его любимый приём — показывать те или иные масштабные исторические события под разными углами зрения, причём совершенно необязательно, что они будут поданы от «сильных мира сего». Простые крестьяне, горожане, солдаты — вот мелькающие на его страницах герои. Но главными из них всё равно являются кто, кто способен повлиять на окружающее, и изменить ход истории.

Снова уходящая эпоха, снова гибель старого мира во имя нового. Но на этот раз не пыльные просторы Испании-Эспераньи, а холодные леса Англии. Закат времени торжества сил природы, вытеснение язычества, приход Джада. Старый мир слабо защищает себя — он просто уходит восвояси. И на этом фоне схлестнулись в лесах холодной страны морские разбойники-викинги и уже носители света новой религии — англсины и сингаэли...

Но того надрыва, той хватающей за сердце драмы, тех сильных и запоминающихся личностей, которые были в прекрасной книге «Львы Аль-Рассана» — уже нет. Это не совсем то. Все персонажи, за исключением Торкеля, несколько... смазанны. Возможно, их просто слишком много. Сюжетные линии, конечно, интересны каждая сама по себе, но создают впечатление изрядного сумбура, слишком много Кей пытался высказать в этом романе. Это было бы неплохо для цикла в две-три-четыре книги, но здесь нет и 500 страниц- и это идёт явно не на пользу.

И в тоже время, «Последний свет Солнца» приятно читается. Как хороший исторический роман о Средневековье. Конечно, он не так силён, как упоминаемые «Львы...», но — совсем неплох. Жаль, что он настолько сумбурен...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Викинги — это всегда интересно. Рыжебородые парни, твердо верящие в своих древних богов и наивно думающие, что личная отвага и слава могут решить все проблемы в мире. Удалые пираты и грабители, наводящие ужас на «цивилизованные» земли, приключения, схватки на топорах. Серые стылые утесы, туманы, бушующее море. Саги, прославляющие героев, обещающие доблестным воинам место на пиршестве в залах богов. Кипящая жизнь, дикая необузданность, варварская романтика. Вот с таким настроением бралась за эту книгу. Тем более что мир обещал стать не совсем чужим: этот все тот же мир, знакомый по великолепной «Сарантийской мозаике», только спустя триста лет после известных событий.

Но я оказалась разочарована. Во-первых, у книги оказалось очень, очень, очень длинное начало. На одно только представление героев ушло почти две трети романа. А героев этих оказалось просто невероятное количество, и у каждого — немаленькая история. Мы путешествуем по странам и землям, оказываемся в маленьких деревушках викингов, крепостях, на кораблях, фермах, городах, на пирах властителей и в спаленках юных дев. Узнаем истории королей и рабов, воинов, грабителей, подростков и еще целой кучи персонажей, которые вообще исчезают из повествования, не оставив в нем никакого следа. При этом истории этих последних мы узнаем в малейших подробностях.

Многие эпизоды этого долгого начала показались мне лишними и затянутыми. К примеру, походы юной принцессы в заколдованный лес: целых два и оба безрезультатные. Или многостраничная ссора детей короля англисинов — многословно, скучно и явно излишне в плане понимания сюжета и характеров.

Плюс ко всему этому изрядная доля мистики. Рядом с описанным миром существует мир древних созданий, фей, призраков, который открыт только для некоторых людей. Этот мир наблюдателей, лишь иногда вмешивающихся в ход людской истории.

Но и это еще не все. К разнообразному набору еще добавлены вполне узнаваемые мотивы известных мифов, как то, из легенд о короле Артуре: тут Вам и озеро с его таинственной владычицей, и меч, определяющий судьбу, и восстание короля из безвестности. Но все это неявно, как тени и вполне удачно. Как удачной находкой стали приветы из «Сарантийской мозаики»: свиток Рустема и творение Криспина, прошедшие через века.

Но даже, несмотря на эти удачные находки, порой казалось, что автор так и не смог определить, о чем же будет книга: о походе викингов, о любви юных сердец, о гранях мира и его познании, о родителях и детях или о жестокости и духовном развитии. Все так перемешалось, что невозможно однозначно выделить одну или две темы. От этого, наверное, после длинного начала, имеем скоротечное развитие сюжета и скороговорку финала, для которого уже не осталось слов, а лишь сухое перечисление фактов и событий.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Последний свет солнца» Кея весьма символичен. Это и символ угасающего народа, практически исчезнувшего с лица мира, это и языческие боги, уходящие в небытье, это и внутреннее противостояние, последняя надежда персонажей, это и знак, указывающий путь к каким-то важным событиям и решениям.

Мир романа построен на основе территориального противоборства викингов, англов и кельтов, видоизмененного писателем и приправленного фэнтезийными элементами и магией. И здесь мы уже видим яростных эрлингов, загадочных сингаэлей и упрямых англсинов.

Основные акценты в книге поставлены на бесконечные внутренние конфликты персонажей, на вопросы чести и святости семейных уз. Любовные линии едва проскальзывают и сведены на нет, а битвы служат лишь образом раскрытия уже обозначенных акцентов.

Отдельное место в романе отведено знакомому языческому полумиру, который встречается во всех книгах миров Фьонавара Кея. Автор рисует типичную картину, в которой можно заметить исторический эпизод, как христианизация вытесняла кельтские верования.

Как и другим романам цикла, «Последнему свету солнца» присущи фатальность и взаимосвязь всех персонажей, судьбы которых сходятся и тесно сплетаются в общее колесо сюжета.

В целом, читается приятно. Полюбившийся стиль автора, как сладкий десерт.

Но я поймала себя на чувстве, что от романа веет некой вторичностью к предыдущим произведениям цикла, более ярким и стремительным.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечали как порой быстро меняется жизнь. Причем кардинально. Живешь ты своей обычной жизнью и кажется что в этой жизни ничего не изменится. И так продолжается много лет. А потом — бац. И все меняется. Белое становится черным и наоборот. И ничего уже не будет по-прежнему.

Что же сказать? Хорошая книга. Надо сказать, что у Кея, книги делятся на хорошие и отличные, плохих у него просто нет. На отличную книгу она не тянет. Сейчас обосную свою оценку. Первое что приходит на ум после прочтения — у меня не возникло ощущения эпичности. Остальные романы Кея прежде всего эпичны. Когда их читаешь, осознаешь масштабность происходящих событий. Здесь у меня такого впечатления не возникло. Второе. Роман слишком насыщен эмоциями. Я понимаю, что у него по-другому и быть не может, но как-то именно в этом романе, перебор с эмоциональной составляющей. Иногда приходилось заставлять себя читать, чего у меня с его книгами еще не бывало. Третье. Мне понравилось, что Кей по ходу повествования прибегает к описанию второстепенных персонажей. Причем он это мастерски делает. Если выразить одним словом — ненавязчиво. Это на мой взгляд, помогает лучше узнать мир который он описывает. Четвертое. Мне кажется, автор удачно ввел персонажей из потустороннего мира. И на и примере, он как нельзя лучше показывает нам что мир меняется, и что ничто не вечно в нем. Пятое. Самым ярким персонажем из всей книги на мой взгляд является Торкел.Я буду помнить о нем. Шестое. Финальный поединок и вообще финал. Вообще после прочтения финалов у всех книг Кея если не лукавить — на слезу прошибает. Здесь не прошибло. Нет, конечно ощущение трагедии есть, но не дотягивает до «прошибания»

Моя оценка данному роману, твердая семерка. Всем начинающим знакомство с творчеством этого великолепного автора, я рекомендую сначала обратится к другим его произведениям(Тигана, трилогия Гобелены Фьоновара и Сарантийской мозаики) а уж потом читать этот роман. Оценка 7.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему немного депрессивный роман. Подробное описание судеб второстепенных или вообще не имеющих никакого отношения к сюжету персонажей, вгоняет в тоску. В «Мозаике» это было понятно, но здесь на мой взгляд излишне. Но основная история безусловно понравилась. Видимо Кей просто не умеет плохо писать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний по дате написания в цикле «Мир Джада», но самый слабый (на фоне остальных романов цикла) роман. Излишне героичен, и даже слишком поэтичен — в персонажах. То ли автор исписался в этих рамках, то ли просто надоело ему. Высоты «Мозаик» не достигнуты. При всем при этом — Кей безусловно. Возможно, грусть лишь тает по мере ухода веков во вселенной Джада? Но героики больше чем обычно, крови и огня много — или это описание эпохи. Хрупкости стекла уже нет, осталась лишь сталь войн за веру.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это не самая сильная книга Кея, но она (уже традиционно!) хороша.

Глубокое погружение в абсолютно реально описанные события. Атмосферность повествования. Сильные, яркие герои. Пожалуй, здесь мне несколько не хватало именно Героев. Может быть, оттого, что в этом романе меньше женских фигур первого плана? Собственно, их почти и нет; замечательно получилась фигура второго плана — Энид, проявившая себя так неожиданно... и описано это очень «по-кеевски».

Здесь больше мистического, чем в других прочитанных мной романах этого автора. Интересно, что это практически не уменьшило реалистичности восприятия сюжета. МАстерская работа, что и говорить.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередное погружение в мир средневековья, от Кея. Причем великолепное. События книги относят нас в ранее средневековье севера Европы. К уже не раз описанным временам Альфреда Великого. Эта история, эти события неоднократно становились основой для, как книг (яркий пример «Молот и крест» Г.Гаррисона и Т Шипи), так и фильмов («Викинги», хоть и старый фильм, но великолепный). Но Кей, взглянул на это время под своим углом. Присущем только ему.

И все же я остался чуток не доволен этой книгой. На этот раз Кей, на мой взгляд, излишне увлекся мифологическо-мистической стороной своего рассказа. Да, возможно, из-за этого сама история стала глубже и философичней. Но ткань повествования слега распадается, становится тяжеловесной. И нельзя в этом обвинить переводчика, ибо переводы Н. Ибрагимовой, в остальных книгах цикла «Мир Джада» хороши. Значит дело в самом авторе. А может в его задумке. И может, как раз и была задумка автора, в том, что бы растащить свою историю на отдельные части. Потому что вся книга, произвела на меня впечатление или несколько сырой, или намеренно состоящей из отдельных маленьких зарисовок. Причем, спешу заметить, отдельные зарисовки жизни, мыслей, событий, действий персонажей, не имеющих отношения к главным линиям сюжета, как раз и удались автору. Именно они и создали атмосферу времени. И именно в этих маленьких зарисовках и кроются самые большие удачи автора.

Во многом данная книга слабее других, входящих в этот цикл. Но, в любом случае она заслуживает Вашего внимания.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя из «исторических фантазий» Кея.

Что сказать? Кому нравится стиль Кея — не разочаруются. Но в этой книге он окончательно делает главным героем исторический процесс. На это направлено все — и обычные для Кея рассуждения о малостях, меняющих судьбы мира, и вставки о судьбах людей, которых описываемые события задели лишь краем (в «Последнем свете солнца» эти вставки выглядят совершенно органично). И нереально-хорошего конца, как в «Песни для Арбонны» нет. Все цельно. Многофигурная псевдоисторическая композиция с небольшим участием фантастических сил.

Но герои-личности — менее ярки, чем в других книгах Кея. Это — уплаченная цена.

И еще: Кей явственно не любит викингов, но начинается книга с полусотни страниц именно о них, о персонаже, самом невыразительном из всех. А явно любимые автором король Элдред и его дети появляются ближе к середине книги.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Его прощальный поклон

«Последний свет Солнца» похож на все произведения Кея разом. Многое в нем есть от «Сарантийской мозаики», «Тиганы» или даже «Гобеленов Фьонавара». Можно сказать, что этот роман — своеобразное подведение итогов двадцатилетних трудов писателя. Он вновь и вновь затрагивает темы, волнующие его на протяжении двух десятилетий — любовь во всех её проявлениях, мужество, то, ради чего мы пришли в этот мир, вековая слава, живительная силы искусства, та,другая сторона, населенная силами, о которых мы и не ведаем. Все это вновь сплелось в произведении Кея. И это дает несколько обескураживающий результат. С одной стороны, чувствуется какой-то сумбур, словно Кей хотел сказать слишком многое одной книгой. С другой, почти все из этого уже было озвучено в других его книгах.

Но не все так печально. Да,мы вновь смотрим на важные автору темы с его точки зрения. Но это дает нам возможность соприкоснуться с его миром. Кей вступает в своеобразную полемику с самим собой. Особенно отчетливо это видно в сцене, где Элдред рассказывает священнику о мозаике в Варене. Мозаике,на которой изображен император-стратиг,великий Валерий III, и его безызвестный предшественник,имя которого король так и не вспомнил. Так в чем же смысл жизни, Кай Криспиан? В чем смысл жизни, господин Кей?

Можно сказать, что автор,скорее всего, выберет немного другое направление для развития своей карьеры. «Последний свет Солнца» — подведение итогов, масштабное, но несколько холодное и отстраненное. Безжизненное. В любом случае, думаю, книги Кея изменятся. Это окончание определенного этапа в жизни писателя. «Меняйся,оставаясь самим собой»?

Возможно. Но эта книга — своеобразный прощальный поклон. Того Кея больше не будет. Ибо самоповтор — смерть для творца.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наряду с Арбонной, самая слабая книга Гая Кея.

(Что впрочем не исключает того, что многим другим авторам о написании ТАКОЙ книги стоит только мечтать)

Прочитал 2 части из 3-х, и бросил от недостатка времени (в большей степени) и желания (в меньшей степени).

Казалось бы, всё на месте: и фирменное медленное, но верное, красивое раскручивание Кеевского сюжета, и сверхдобротная прорисовка персонажей, и качественный стиль автора, но именно это и проблема «Последнего света..». Книга, по сути, ничем не отличается от других автора. А это как раз и плохо.

Может, дочитаю потом.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх