FantLab ru

Станислав Лем «Из воспоминаний Ийона Тихого. II»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Голосов:
450
Моя оценка:
-

подробнее

Из воспоминаний Ийона Тихого. II

Ze wspomnień Ijona Tichego. II

Другие названия: Wynalazca wiecznosci / Бессмертная душа

Рассказ, год; цикл «Звёздные дневники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Однажды к Ийону Тихому пришел профессор Декантор и заявил, что изобрел… бессмертную душу!

© ddmr
Примечание:

Рассказ был опубликован на русском языке в переводе В. Ковалевского с рисунками И. Ушакова в журнале «Знание — сила» № 3 за 1962 г.


Входит в:

— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1971 г.

— журнал «Знание-сила» 1962'03», 1962 г.

— сборник «Księga robotów», 1961 г.


Похожие произведения:

 

 


Бессмертная душа
1963 г.
Формула Лимфатера
1963 г.
Из воспоминаний Ийона Тихого
1990 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 7. Звездные дневники Ийона Тихого. Из воспоминаний Ийона Тихого
1994 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
1998 г.
Приключения Ийона Тихого
2002 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Приключения Ийона Тихого
2006 г.
Приключения Ийона Тихого
2006 г.

Периодика:

Знание - сила № 3, 1962
1962 г.

Издания на иностранных языках:

Із зоряних щоденників Ійона Тихого. Зі спогадів Ійона Тихого. Мир на Землі
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2014 г.

Рассказ поверг меня в недоумение. К Йону Тихому приходит профессор Декантор и сообщает, что открыл способ создания бессмертной души любого человека. Технология создания души заключается в копировании предсмертного слепка разума в сверхпрочный неразрушимый кристалл. В этом кристалле копия разума человека на последний момент его жизни будет храниться вечно, однако возможность контактирования такой кристаллической души с другими душами или живыми людьми исключена, равно как и возможность восприятия ею мира, получения новых впечатлений извне. Вникнув в суть открытия, Йон Тихий делает вывод, что оно развенчивает миф о бессмертии души, которое в таком виде никому не нужно.

В таком виде бессмертие действительно никому не нужно. Но причем же здесь душа? Профессор Декантор всего лишь нашел способ копирования разума на сверхпрочный неорганический носитель. Тело человека заменили на кристалл, а разум лишили связи с внешним миром и другими разумными существами. Бессмертие разума обеспечено. Но возможность его развития ограничена до принудительного аутизма, поскольку кристалл-носитель обладает ограниченной емкостью. Дополнительные воспоминания просто некуда записывать.

Перед нами тупиковый научный эксперимент по созданияюискусственного интеллекта на базе живого разума с использованием негодного носителя. К душе это никакого отношения не имеет. Притягательность личного бессмертия результат такого эксперимента не развенчивает, поскольку оставляет надежду на возможность такового. Кристалл не способен обеспечить полноценное функционирование сохраненного разума. Какая-то другая форма носителя — энергетическая или полевая — вполне могут оказаться более эффективными.

Да и что есть душа? Только ли разум? Эмоции человека во многом определяются функционированием тела, соотношением химических веществ, которые вырабатываются в организме человека. При этом эмоционально-чувственная сфера столь же важна для личностной самоидентификации, как и сфера интеллектуальная. Информационная копия интеллекта на кристалле, лишенная возможности комутировать с внешней средой, — всего лишь половина личности, если не меньше.

Научный эксперимент профессора Декантора дал негодный результат, но наметил путь для дальнейшего исследования проблемы сохранения человеческой личности после гибели тела. Идею бессмертия он отнюдь не развенчивает, идею существования души отдельно от тела не подтверждает. Просто тупиковая научная разработка, довольно любопытная.

Патетическая концовка рассказа, где говорится об ученом, создавшем бессмертную душу и убившем ее, заставляет пожать плечами. Ученый ничего не создал. Он лишь нашел способ копирования того, что уже создано. А убийство было совершено, причем дважды: в первый раз как преступление, во второй — как акт эвтаназии.

До момента предъявления коробки с кристаллом и рассуждений Йона Тихого о бессмертии читать было интересно, я предвкушала открытие, почти чудо. После извлечения на свет коробки стало понятно, что чуда не будет. Вместо чуда выступает какая-то нелогичная философия, весьма отдаленно связанная с предметом, то бишь с душой в коробке.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2005 г.

Бессмертная душа... А нужна ли нам ТАКАЯ, описанная в этом рассказе, БЕССМЕРТНАЯ душа? Вечные муки в сделанном собственными руками аду? Декантор говорил «Я хотел успокоить человечество, не себя...» Но не получилось и не получится ни того, ни другого.

Душа должна быть Живой. Никак иначе...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2012 г.

А можно глупый вопрос: зачем Декантор пришёл к Йону Тихому? Вернее, так: чем Йон Тихий так привлёк к себе этого человека? У начал данного рассказа лежит первородный грех: он нереалистичен. Люди совершают в нём немотивированные поступки, а всё ради того, чтобы проиллюстрировать некую идею. По сути это не очень-то и художественная литература. Хотя сама мысль о порочности бессмертия хороша. Скажу больше: бессмертие страшно, даже если бы оно было заполнено событиями. Представьте только: жить, осознавая, что вы умрёте только и исключительно насильственной смертью. Каково это? Я бы свихнулся.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2008 г.

Изобретатель бессмертной души Декантор — по-настоящему страшный человек. Начиная с внешнего облика и заканчивая своим образом мыслей. Лем описал этого человека с такой пугающей реалистичностью и такими подробностями, что просто жуть становится, как его представишь. Но еще страшнее представить себе картину возможного будущего, в котором бессмертие — это бесконечно существование, наполненное Ничем.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июля 2016 г.

Рассказ, несмотря на указанного в изданиях одного переводчика — Ковалевского — существует в двух переводах, один из которых сильно сокращён. Полный вариант начинается с фразы «Лет шесть назад, по возвращении из путешествия, когда безделье и наслаждение наивным миром домашней жизни уже приелось...» Читать следует именно его, потому что альтернативный вариант выхолощен до неузнаваемости.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июня 2007 г.

Что это? Возможно, попытка Лема осмыслить обещаемую различными религиями вечную жизнь после смерти?

Но чтобы это ни было, картину он нарисовал страшную. Такого бессмертия не пожелаешь и заклятому врагу.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2018 г.

Очень страшный рассказ о добром человеке, у которого были возможность и желание дать счастье для всех, пусть и не даром. Очень печальный рассказ о технологии, которая была загублена превратным и запоздалым представлением о милосердии. Минус на минус даёт только больший минус. Прекрасная сказка, как мне кажется.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2010 г.

рассказ на «духовную» тему. Да, надо знать, что в человеке могут быть и столь омерзительные глубины.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2016 г.

Рассказ посвящен бессмертной теме — бессмертию. Какое бессмертное сочетание слов. Тема, которую авторы фантасты, как мне кажется, уже исследовали вдоль и поперек, но так и не нашли ответа. С.Лем прав лишь в одном: человек не хочет бессмертия, он боится смерти, он хочет чувствовать и жить. В остальном чего-то нового рассказ в дискуссию по проблеме не внес, но сюжетное решение вполне читабельное и интересное.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2014 г.

Бессмертие, которое изобрёл Декантор, — воистину ужасное бессмертие. Лучше уж смерть, чем такое бессмертие. Тихий правильно сделал, что забраковал изобретение Декантора.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх