fantlab ru

Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Оценок:
262
Моя оценка:
-

подробнее

Так говорил Заратустра

Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen

Другие названия: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

«Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».


В произведение входит:


6.67 (9)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Кодры 1990 № 08», 1990 г.

— журнал «Кодры 1990 № 09», 1990 г.

— журнал «Кодры 1990 № 10», 1990 г.


Похожие произведения:

 

 


Так говорил Заратустра
1900 г.
Так говорил Заратустра
1903 г.
Так говорил Заратустра
1910 г.
Так говорил Заратустра
1913 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1990 г.
Так говорил Заратустра
1990 г.
Так говорил Заратустра. Книга 1
1990 г.
Сочинения. Том второй
1997 г.
По ту сторону добра и зла
1999 г.
Так говорил Заратустра
2001 г.
Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Так говорил Заратустра. Казус Вагнер. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. Антихрист. Ecce Homo.
2004 г.
Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 4. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого
2005 г.
Так говорил Заратустра
2005 г.
Так говорил Заратустра
2006 г.
Так говорил Заратустра
2009 г.
Так говорил Заратустра
2009 г.
Так говорил Заратустра
2010 г.
Так говорил Заратустра
2010 г.
Так говорил Заратустра
2010 г.
Так говорил Заратустра
2010 г.
Так говорил Заратустра
2010 г.
Так говорил Заратустра. Книга для всех и для никого
2010 г.
Рождение трагедии
2011 г.
Так говорил Заратустра
2011 г.
Так говорил Заратустра
2011 г.
Так говорил Заратустра
2011 г.
Так говорил Заратустра
2011 г.
По ту сторону добра и зла
2013 г.
Так говорил Заратустра
2014 г.
Так говорил Заратустра
2015 г.
Так говорил Заратустра
2016 г.
Фридрих Ницше. Малое собрание сочинений
2016 г.
Так говорил Заратустра
2018 г.
Так говорил Заратустра
2019 г.
Так говорил Заратустра
2021 г.
Так говорил Заратустра. Сумерки идолов. Антихрист. Ecco Homo. Веселая наука
2021 г.

Периодика:


1990 г.

1990 г.
«Кодры. Молдова литературная», 1990, № 10
1990 г.

Аудиокниги:

Так говорил Заратустра
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Так Казав Заратустра. Жадання влади
1993 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга не для всех, она удел сильных. Это не развлекательное чтиво, хотя вы наверняка сможете получить удовольствие от ее чтения.

Но удовольствие странное.

Она на недостижимой высоте восприятия.

На высоте, где нет никого. Где только орел и змея в его когтях. Не добыча, но подруга.

Эта книга ищет, ищет хищный блеск читающих ее глаз, ищет струны в душе задев которые, она уже навсегда останется с вами.

Прочитайте эту книгу до конца, вы ее не поймете. Но она зародит в вас нечто...

И, возможно, вы уже не сможете остановится, и путь ваш будет лежать по ту сторону добра и зла, вы увидите как философствуют молотом, и поймете что слишком многое в вас было еще человеческое, слишком человеческое.

Вы почувствуете себя на мосту, сядете на краю и будете смотреть в бездну, а бездна будет смотреть в вас.

После, как бы очнувшись, вы пойдете на ту сторону моста, и ветер будет дуть вам в лицо, а солнце слепить глаза.

Сумеете ли вы дойти? Сумеет ли дойти хоть кто нибудь.

Хотя вероятнее всего, книга вам не понравится. Но в этом нет ничего страшного.

Гениальнейший философ.

Гениальнейший художник.

Самая сильная книга, из всех что я читал.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Так говорил Заратустра» одна из важнейших книг европейской .мысли. Книга культовая. Но дело не в этом. Это действительно великая литература. И прежде чем говорить о ней, придется коснутся темы качество переводов. К сожалению у нас ее чаще всего, а практически во всех изданиях, печатают в дореволюционном, немного отредактированном переводе Ю.Антоновского. Переводе ремесленном, а местами просто корявым, убивающим всю поэтическую глубину «Заратустры». Представьте себе «Фауста» Гете в техническом переводе! До «Заратустры» судейский чиновник Антоновский переводил Энгельса, язык которого поэтическим уж никак не назвать. И я первый раз читал в этом переводе и не понимал, почему этой книгой восхищались Томас Манн, Герман Гессе, да все немецкие авторы! Но вначале 90-х я купил бело-синюю книгу в переводе Владимира Рынкевича. Тираж был немаленький — 200 тыс. Разница в тексте была впечатляющая. Я стал сравнивать страницу за страницей. Везде перевод Рынкевича был просто на голову выше! С тех пор я могу читать только в этом варианте, искренне жаль тех, кто читал только Антоновского. Вот теперь о самой книге. По сути это философская поэма, написанная ритмической прозой. Язык почти библейский, это как бы Новое Писание. «О, братья мои! Разбейте, разбейте старые скрижали!.. Ибо я люблю тебя, о, вечность!.. Я говорю вам, надо иметь в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду... Я люблю того, кто расточает душу свою, ибо он стрела, томящаяся по другому берегу!.. Бодрствуйте и внимайте, одинокие! Таинственные ветры несутся из будущего, до чуткого уха долетает благая весть... Вы ещё не искали себя, когда обрели меня... Умерли все боги, ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек!» Это просто цитаты навскидку, без строгого отбора, для понимания стиля книги. Мало, кто подвергся такой посмертной вульгаризации идей как Ницше. Его злой гений, сестра Элизабет пережившая великого брата на 35 лет сознательно слепила из него фигуру пригодную для Третьего Рейха. Дошло до того, что на встрече с Гитлером в 1934 она заявила, что фюрер это и есть Сверхчеловек из «Заратустры«! Комментарии для читавшего излишни. «Поистине толпа верит лишь в тех богов, от которых больше шума...Плохо понимает толпа все великое, но хорошо понимает актёров и паяцев... Друг мой, беги в своё уединение, я вижу ты искусан ядовитыми мухами. Беги туда, где суровый свежий ветер!» Важная, сокровенная тема в «Заратустре» — Вечное Возвращение, Великий Полдень. «Эта длинная дорога назад длится вечность, дорога вперёд — другая вечность. Ворота между ними — Мгновение. Не должно ли быть так, все что может случится — случилось. Не связаны ли все вещи, Мгновение влечёт за собой все последующие. А значит, ещё раз само себя!.. И этот паук, ползущий в лунном свете, и мы с тобой, шепчующиеся у этих ворот о вечном — разве это не было уже? Не должны ли мы вечно возвращаться по этому длинному, страшному пути?» А вот, что Заратустра говорит о государстве: «Самое холодное из всех чудовищ. Холодно лжет оно: я — это народ. Ложь! Родоначальниками народов были созидающие, они наделили верой и любовью. Те же, кто расставил западни для людей и назвал государством — разрушители, меч навязали они! Там, где кончается государство, начинается человек, не лишний, но необходимый!» Эта великая книга повлияла практически на всех крупных писателей XX века. В завершении эпиграф к «Координатам чудес» Роберта Шекли: «Вновь закидывал я свою сеть в их моря, чтобы наловить рыбы, но каждый раз доставал голову какого-нибудь древнего бога. Так говорил Заратустра.». Долго не исчерпать всех идей и образов этого шедевра.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю Ницше за то, что я люблю с ним спорить.

Да, мои доводы и выводы — ничто для ушей иных людей, ибо величина Фридриха и моя ничтожность несравнимы. Однако здесь смысл в ином: творения сего философа заставляют думать, размышлять и выявлять некую свою правду опять же для себя — не это ли основная задача книг в целом. Да, это основополагающая цель произведений, и с ней Ницше справился, ввиду чего его уже следует называть великим.

Однако чем же так привлекательны его тексты, а в особенности тот, что хочу я рассмотреть: «Так говорил Заратустра». А своими суждениями, своей догматической правдой, чью состоятельность объясняет писатель читателю на протяжении всего творения. А уже как поймёт эти объяснения знакомящийся с книгой человек — его дело, ибо уж чего-чего а вариантов трактовок для данных рассуждений может быть крайне много. Взять хотя за пример выводы, что были сделаны фашисткой Германией в сороковые годы прошлого века: уничтожать бедных и не полноценных Ницше никогда не призывал, он призывает самих бедных и неполноценных превзойти себя, возвысится над собою, однако Гитлеровская коалиция решила иначе...

И я понимаю ввиду чего, ведь почти вся информация в данном трактате подаётся сквозь призму множества и множества метафор, которые и по отдельности могут быть не совсем понятны. Однако это полбеды, потому как далее Заратустра в своих словах да рассуждениях вновь прибегает к былым метафорам, чей смысл читатель мог уже забыть, а ведь он, наслаиваясь на идею иного метафоричного изъяснения, обрастает очередными мыслями да думами, создавая новое видение касательно того или иного момента бытия и человека. В общем — это всё очень трудно. Посему чтение данного творения для некоторых превращается в истинную пытку: ничего не понятно, ничего не ясно, и вовсе кажется, что читаешь на незнакомом языке. И поэтому я советую, настоятельно советую, ознакамливаться с сим произведением вдумчиво, медленно и с полным погружением, ибо оно того не только заслуживает или достойно, оно того просто требует.

Несмотря на небольшой объём, я потратил на «Так говорил Заратустра» порядка трёх недель, ибо читал как раз-таки крайне погружаясь в информационный поток. Доволен ли я остался? Более чем. Впредь я полностью уверен, что вырезать из контекста цитаты, как сейчас это принято во всевозможных интернет-порталах и так далее, Фридриха Ницше — это преступления, потому как на страницах сего творения ведётся спор не столько с читателем, сколько спор с самим собой, и на каждую фразу прямо тут же можно найти утверждение, её оспаривающее. Заратустра — крайне противоречивый герой, чьи мысли об окружающем мире и людях не остаются неизменными — нет. Однако на всём этом жизненном пути он всё равно не меняет своей основной позиции — мнения о не окончательном совершенстве людей, мнение о том, что человек — «лишь канат». Посему книга, не изменяя своей главной мысли и цели, рассматривает вопросы о мире и жизни с разных сторон, позволяя выявить некую правду для себя, или же осознать, что твоей правды здесь вовсе нет, а этим и заставить развить идею тобою выявленного мышления.

То есть. Я хочу сказать, что «Так говорил Заратустра» — более чем великая книга, действительно достойная внимания и ознакомления. Главное — не торопитесь. Это ещё не значит, что вы поймёте всё, но нечто обязательно сумеет Вас заинтересовать — будьте уверены, ибо что-то будет ортодоксально Вашим мыслям и суждениям, а что-то, как в моём случае, — наоборот. И это прекрасно, ибо это заставляет нас работать тем, что делает нас людьми — разумом.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, то я смог осилить только 3 главы. Пытался, но не смог. На мой взгляд бред какой-то. Может я не дорос еще до Ницше. Воообщем это моё ИМХО.

Оценка: 2
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Из всего написанного люблю я только то, что пишется своей кровью.»

«Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть».

Главное творение великого и ужасного Фридриха Ницше. Квинтэссенция его философской мысли. Настолько же противоречивая, как и сам автор. Что там говорить про русские переводы, если на родном немецком выходят дополнительные комментарии и исследования этой работы ницшеведами по сей день. В 2020 Гейдельбергская Академия наук должна выпустить том с обновленными/отредактированными данными по этой работе, а пока же остается наслаждаться тем, что есть. Перевод Антоновского на данный момент является лучшим из всех имеющихся, наиболее академическим и точнее передающим основные идеи автора, но не лишенным и своих недостатков (например: излишне пафосного перевода), поэтому для тех кто изучает Ницше в нашей стране и не владеет немецким — это лучший вариант.

Я бы мог бы порекомендовать это произведение тем, кто любит жаловаться на тяжелую судьбу и болезни, кто не любит жаловаться, но обременен этим и для тех, кто ищет путь.

Мне иногда приходилось слышать про людей, которые читают за всю жизнь только одну книгу или !!! один абзац, одну страницу. Я часто думаю об этом. Если бы мне пришлось выбирать, то я выбрал бы Заратустру.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга для не для тех, кто привык себя жалеть и искать легких путей. Это книга о презрении к собственной трусости, подлости, мелочности. Она не для логики и разума — она для сердца и воли. Жизнь — это прекрасно, невыносимо трудно и одиноко, поэтому вперед, превозмогая боль. Падающего подтолкни, ведь этот падающий трус и есть ты сам, и пусть вместо убитого тобой труса (тебя!) родиться сильный человек. Раньше читала Ницше, когда начиналась тоска и депрессия — достаточно было 20 страниц с любого места, и все как рукой снимало — такой заряд агрессии, оптимизма и жажды жизни содержится в его работе. Жажда жизни — вот основной мотив книг Ницше.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В бытность студентом на лекциях по философии увлёкся идеями Ницше. И решил его почитать. Купил себе «Так говорил Заратустра». И... не осилил. Делал несколько попыток прочесть. Каждый раз продвигался всё дальше, но так до конца не дошёл. Что ж, наверное, я не сверхчеловек. Не для моего ума сие творение.

Всего я прочитал три части. Собственно, первоначально Ницше планировал книгу как раз на такой объём. И потом уж взялся писать дальше. Но и того количества текста «Заратустры», которое мне покорилось, достаточно для отзыва.

Во-первых, книга действительно оправдывает название: «для всех и для никого». Даже если не поддерживать идеи автора, книга очень полезна для развития ума — уж слишком изощрённые мысли она содержит. Другое дело, что не каждый сможет вникнуть в смысл написанного.

Во-вторых, превосходен язык. И, пожалуй соглашусь, что книгу стоит читать в оригинале, как твердят многие критики (и нет оснований сомневаться в их мнении) хотя бы для истинного наслаждения красотой текста. Но и в переводе текст впечатляет. Да, каждое предложение требует прочтения 2-3 раза. Но это имеет и обратный эффект. Читатель не глотает книгу, а смакует, обдумывает, вникает. Подозреваю, так и задумано.

В-третьих, книга уникальна. Философский труд, написанный в форме притч, как древнее учение. Да, не бесспорное учение (а какое бесспорное?), но явно не халтура.

Возможно, когда-нибудь настанет время, когда я таки осилю «Заратустру». Но уже сейчас готов сказать — исключительно сильное и неоднозначное произведение.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ницше заглянул еще дальше чем Хаксли со своим «О дивный новый мир», но этих двух людей и эти две книги даже сравнивать не стоит. Если Хаксли показал как это может быть, то Ницше создал «Заратустру» чтобы покорить сердца и умы людей, и тем самым подтолкнуть нас в этом направлении. Фридрих гениален, он создал пророка и говорит человечеству, что придёт то время, когда мы возвысимся, перейдём на другую стадию эволюции, станем сверхлюдьми. Он показывает нам, на сколько прогнило человечество, насколько оно грязное, мерзкое и лицемерное. Необходимо стать выше закона и морали, в том понимании как сейчас, но для этого нужно отбросить эту самую мораль, бога и наше узкое мышление.

Генная инженерия и нужные технологии уже есть, здесь и сейчас. Нам стоит только протянуть руку и выйти за рамки человека разумного, стать сверхлюдьми, полубогами. Будущее всего человечества, будущее перехода, уже близко. Либо мы перейдём на новую ступень, либо опять скатимся до средних веков. Вот что по моему мнению, Ницше хотел нам сказать. Выбор за нами.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Язык интересен. Не сложно понимать смысл, если перечитывать каждую притчу на 2 раза. Идеи, которые я вынес из текста, меня не впечатлили: не были достаточно новыми. Много воды и самоповторений. Часть тезисов вызвали отторжение, но не вызвали внутренней дискуссии, я остался при своем мнении. На мой взгляд, популярные произведения японской анимации (например, Code Geass, Наруто) содержат основные идеи Заратустры в более доступном виде и уж точно лучше мотивируют. Возможно, мое не слишком хорошее мнение о книге обострено тем, что отзывы в интернете и имя автора заставили меня ожидать большего.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее произведение, которое поражает своей глубиной и мудростью. Читается оно немного сложно, но в конечном итоге, когда прослеживается сюжет, то становится легче. Трактат состоит из четырех частей, и каждая новая часть всё больше и больше накаляет накал страстей. Любой читающий Заратустру найдет для себя те мысли и цитаты, которые близки ему, то как он понимает мир, поскольку очень много вопросов поднимает Ницше. Читать данный трактат можно снова и снова и каждый раз удивляться точностью слов, мыслью, повествованием.

Первая часть знакомит нас с Заратустрой, который был отшельником и жил в пещере со своими зверями. После он решает донести до людей своё учение, он проповедует свою теорию, но никем не был понят и слышан. Так он решает найти учеников и повествует нам свои речи – они очень богаты и насыщены, ибо в них поднимаются темы любви, государства, врагов, друзей, законов, преступления и многое другое. В конце он решает опять уйти в свою пещеру.

Во второй части Заратустра вновь приходит к людям и проповедует свое учение – здесь оно больше направлено на качества человека, на его волю, власть, развитие, творчество и прочее. Однако проповедуя свою теорию, сам Заратустра не достиг того состояния, о котором говорит. И тут мы переходим к следующим главам.

Третья и четвертая части уже показывают нам развитие и становление личности Заратустры, как он с внутренними переживаниями стал сверхчеловеком. Он плывет на корабле в свою пещеру, проходит деревню, где ранее проповедовал и вот он в своей пещере со своими мыслями – в результате он слышит зов о помощи и собирает путников в своей пещере. Так происходит тайная вечеря…

После прочтения, конечно стоит вернуться к повторному чтению, но при этом можно читать отдельно по главам, по частям в зависимости от твоих переживаний.

Я намеренно не говорила, что Ницше через речи Заратустры говорит о том или ином состоянии человека, так как каждый в «Так говорил Заратустра» найдет свою правду, и она может отличаться от правды других людей. Ваша правда может отличатся, но она будет вашей и имеет полное право на существование. Так что милый читатель дерзайте и читайте достойные книги – «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше одна из таких.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил я тут напечатать суперобложку на пухлый томик Ницше, куда входит и это замечательное произведение. И единственной подходящей картинкой для супера видел я Атланта, который держит на себе весь небесный свод. Человек есть нечто что должно превзойти! Думаю многим врезалась в память эта фраза ))

Человек есть нечто, проходящее, все -го лишь куколка, из которой должен вылупиться мотылек и взлететь. почти так говорил Заратустра — безбожник.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ницше, как человек и как философ персона неоднозначная, поэтому и отзыв мой начнется издалека. Рассматривать это «художественное» произведение (фактически одного из немногих, выступающего с главным героем, сквозь которого генерируется повествование — кстати, самое ясное по восприятию) как отдельное, в данном случае, просто невозможно. Не ознакомившись с фундаментальными работами философа, вы действительно мало что поймете (но и ознакомление не гарантирует оного). «Иисус Христос — мертв!», — да и Бог с ним, — скажите вы, когда Ницше похоронил все христианство еще в 1895 году, проклял и растоптал. Но с объяснениями Заратустра не торопится. Осмеянный народом, к которому тот по милости своей спустился, дабы проповедовать о «сверхчеловеке» (не антропоцентризме! не забывайте о каком философском контексте идет речь, о каком отрицании всего классического), Заратустра продолжает вещать свои притчи, набравшись мудрости за проведенные в отшельничестве годы. «Я прозрел, а вы так и останетесь слепцами, вне зависимости, будете ли вы внимать моим речам или нет» — в принципе, этой несложной фразой можно охарактеризовать весь проповеднический путь...Ницше не понимали современники, его не понимали друзья, его не понимало близкое окружение, и небеса сотрясались от его слов; Тяжело и смиренно вздыхает философ, отрывая себя от приземленного христианства, и пишет труд «Человеческое, слишком человеческое» — слишком, говорящее название. Лично я, ограничилась этими работами, хотя и любой другой будет достаточно, чтобы составить для себя примерную точку зрения об этом интереснейшем, уникальном по взглядам человеке — пускай, она будет немного обывательская, приземленная, неидеальная и недоученная, как и все люди по умозрению философа, а для более детального анализа существуют другие ученые. Хотя мне данная ситуация изучения, напоминает бесконечные иллюзии Маурица Эшера.

Брифли:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Заратустра=Сверхчеловек=Ницше

Теперь всем все ясно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх