FantLab ru

Сергей Тармашев «Вычеркнутые из жизни»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
948
Моя оценка:
-

подробнее

Вычеркнутые из жизни

Роман, год; цикл «Ареал»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Ядерный взрыв по Ареалу в ходе операции «Дезинфекция», вроде бы уничтоживший обладателей компромата на высших чиновников государства, привел к катастрофе. Аномальная территория стремительно расширяется, условия жизни на ней стали еще сложней. Владельцы артефактов из Ареала стремятся попасть туда, не в силах противиться Зову. Но любой, пересекший границу Зеленой зоны, обречен на мозговой Зуд, появляющийся при удалении от Ареала. Ареал стал государством в государстве, где свои законы устанавливают криминальные группировки и пытается выжить отряд майора Плетнева-Медведя, объявленного преступником, за поимку которого назначена большая награда.

Входит в:

— цикл «Ареал»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 333

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2989 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Вычеркнутые из жизни
2012 г.
Вычеркнутые из жизни
2013 г.
Вычеркнутые из жизни
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2013 г.

Прежде, чем вообще начинать писать отзыв, я бы хотел заметить, что сравнивать «Пикник на обочине» АБС и серию «Ареал» Тармашева не просто некорректно, а вообще нельзя. Это абсолютно разные романы. (это важно — это именно романы: «Пикник на обочине», кроме объема, демонстирует все свойства, присущие именно романам, а не повестям; в то же время, «Ареал», во всей совокупности книг, каждая из которых может считаться рассказом, не смотря на объем, суммарно представляет собой именно роман как форму). Причем роман «Ареал» еще не дописан, а «Пикник на обочине» уже давно издан и многократно осмыслен в российской культуре.

У этих романов совершенно разные смыслы и направления. Безусловно, в Ареале видно влияние если не самого «Пикника на обочине», то того культурного наследия, которое стоит за этим произведением. Но это именно влияние. Тармашев не пытается спорить с АБС или переосмысливать их роман. Он пишет свой роман, причем не только в другом жанре (фантастического боевика), но и в другом смысловом ключе. Тармашева, как и во всем его творчестве, занимают вопросы современной российской действительности, поэтому его романы пронизаны публицистическим пафосом значительно сильнее, чем тот же «Пикник на обочине».

Саму же 4 книгу цикла «Ареал» можно обозначить как уход вширь: автор описывает реалии мира и людей, в нем живущих. Здесь роман (т.е. весь цикл) значительно приобретает в литературном отношении. Конечно, герои Тармашева все еще довольно картонные, положительные образы похожи друг на друга — «рыцари» спецназа «без страха и упрека», патриоты страны, сильные личности с очень странным юмором. Вокруг центральных персонажей обязательно есть набор второстепенных, которых можно разделить на три типа: это либо высококлассные профессионалы с высокой нравственностью (это все, что можно о них сказать), либо Женщина (близкая к тому идеалу, каким его представляет Тармашев), либо склизкое существо, нужное в окружении главного героя для каких-то сюжетных ходов в будущем (в основном, предательства или какой-либо проблемы из-за малодушия и так далее). Отрицательные персонажи тоже в целом похожи друг на друга, но тут есть развитие, к примеру, клика руководителей РАО «Ареал» представляется Тармашевым значительно более отрицательными персонажами, чем тот же руководитель СБ «Ареала» Ферзь, потому что последний является человеком военным и ему не чужды хотя бы какие-то положительные черты, в отличие от вышеназванных политиков. Также от всех них отличается Меркулов, представляющий собой, по сути, образ того же высококлассного персонала, как второстепеные положительные герои, но с негативной окраской.

В этом отношении очень хорошо видно, что на качестве творчества отрицательно сказывается популистская составляющая. В местах, где градус публицистического пафоса снижается, произведения становятся заметно сильнее в части психологии и описания личностей.

Что касается непосредственно книги «Ареал. Вычеркнутые из жизни». Она сильно приобрела засчет того, что автор сделал главных героев временно недоступными. Мир стал более многогранным и целостным, чем в первых трех книгах. Развитие основной сюжетной линии приостановлено, поэтому сам сюжет здесь провисает, зато антураж, окружение — играют более глубокими красками.

Немного странной кажется форма, которую Тармашев выбрал для повествования. Он явно переусердствовал с ретроспективами и экскурсами. Напоминает последовательное погружение в прошлое, причем через описание всякий раз все менее и менее важных для развития повествования отрывочных событийных элементов.

Условно, это можно изобразить так: «Они жили в избе. Эта изба была построена из дерева. Дерево добывали в 10 километрах южнее ЗЭКи. Была история, когда, во время добычи дерева, эти ЗЭКи напали на наш отряд. Нужно понимать, что ЗЭКи появились тут еще при Сталине. Это связано с прошлым Сталина, когда он, еще будучи жителем Российской Империи, попал в царскую охранку. Молодой жандарм из царской охранки не зря неласково отнесся к пылкому революционеру, ведь он помнил, как 30 лет назад его деда убил террорист из народовольцев .....»

Разумеется, я несколько утрирую. Но все равно, такой режим повествования, с последовательным уходом от событий, которые были описаны 10 страниц назад, все дальше и дальше вглубь прошлого, с ответвлениями, с углублением в прошлое этих ответвлений — это все очень сильно сбивает динамику, в чем всегда были сильны произведения Тармашева.

С другой стороны, описания, которые даются засчет экскурсов, безусловно, расширяют горизонты представляемого нам мира и уточняют образы героев, преимущественно, второстепенных.

Так или иначе, 4-ю книгу серии «Ареал» можно считать вмеру удачной, не проигрывающей предыдущим в динамике боевых сцен, но проседающей в сюжетном отношении и общей динамике повествования. Приобретенная дополнительная глубина спасла бы положение, если бы шла не в ущерб все той же динамике повествования и простоте восприятия текста.

И здесь, подводя черту и выставляя оценку, как раз нужно вернутья к началу. Я не могу ставить оценку 4-й книге серии как самостоятельному произведению, как и любой другой книге серии. Она не является таковым и, разумеется, как и любой выдранный из контекста текст, не может быть целостной. Но в совокупности, 4 книги серии уже тянут хотя бы на что-то вроде «1 часть Романа». За их высокую динамику, за классные боевые сцены, за в достаточной степени закрученный сюжет можно поставить 4-й книге (и всей серии в целом) семь баллов.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2013 г.

Когда основная сюжетная линия с участием Тумана, Лаванды и Рентгена достигает в конце 3-ей книги апогея, оказывается неприятным сюрпризом не найти в четвертой части никакого дальнейшего развития в этом направлении. Это было очень неожиданно, книгу я купил не читая отзывов и почти до самого конца ожидал хоть какой-то части, посвященной им, но тщетно. Это можно считать основным минусом книги, если рассматривать ее как часть основной серии.

С другой стороны, в книге подробно и интересно расширено описание мира Ареала на его новом этапе, после изменения «правил игры». Интересно описаны различные группировки и их отношения, новые опасности и как адаптируется к ним население снаружи и внутри Ареала. Тут Тармашев традиционно на высоте — модель мира у него весьма качественная, в нее легко поверить (за вычетом отдельных редких моментов).

Также традиционно хорошо описан экшн (как схватки, так и походы героев). Чего нельзя сказать про глубину и достоверность характеров, что также в целом традиционно для Тармашева. Большинство персонажей «одномерны», т.е. очень упрощены. Не у всех понятна мотивация. Следить за ними в целом не очень интересно к сожалению.

В завершение можно заметить, что книга читается легко и с удовольствием, т.е. оценка получается положительная, но не такая высокая, как у предыдущих трех книг серии в связи со слабостью сюжетной линии. Оценить книгу возможно на 8-9 баллов, если полюбился именно сам мир и нет привязанности к главным героям предыдущих трех частей серии, или на 6, если рассматривать книгу строго как развитие сюжета (а развитие тут не вперед, а вбок, да и то медленно). В итоге я поставлю 7.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2012 г.

Начиная читать 4-ю книгу, настрой был скептический, ну как-же без главных то героев, но Медведь и события быстро рассеяли скепсис. Юмор главного героя 4й книги порадовал неоднократно. Прочел быстро и даже поставил к себе на полку слежения за выходом следующих книг серии.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2012 г.

Непривычно было читать книгу без участия некоторых ключевых лиц(Туман,Рентген др.лиц читаемых ранее),но книга от этого не менее интересна. Явно это ход автора для продления жизни цикла. По прежнему интересно,умно,динамично. А юмор Медведя так это отдельный разговор. Думаю цикл ещё на 1-2 книги, суда по описанному.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2015 г.

Поймал себя на мысли что эта книга напоминает мне «Таинственный остров».Там тоже группа разных людей пытается выжить и выживает благодаря дисциплине и трудолюбию.Там тоже есть ученый — гений которого облегчает им жизнь(здесь их два)Нет только «Наутилуса»(но впереди ещё три книги,чем черт не шутит)Не устаю радоваться чтению книг Сергея.Как всегда здорово закрутил сюжет и придумал новый мир ареала.Он чем то похож на тот старый,но всё немного по другому.Что то изменилось,мутировало...А люди живут и выживают.И скоро появятся Туман и Рентген...И Медведь — это теперь мой любимый главный герой.Сила!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2013 г.

После прочтения первых двух книг серии возник интерес прочитать Братьев Стругацких «Пикник на обочине». «Ареал» смог переплюнуть классику. Хочется продолжения и возвращения кого-нибудь из «потерянных» героев Березов-Туман, Валерий-Болт, Рентген или появление 13-го.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх