fantlab ru

Джон Скальци «Люди в красном»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
872
Моя оценка:
-

подробнее

Люди в красном

Redshirts: A Novel with Three Codas

Другие названия: Краснорубашечники

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прапорщик Эндрю Даль был назначен на корабль “Бесстрашный”, являющийся флагманом Всеобщего Союза с 2456 года. Это престижная должность, и Эндрю рад, что ему придется работать в лаборатории ксенобиологии.

Жизнь хороша… до тех пор, пока Эндрю не начинает понимать, что, во-первых – каждая Удаленная миссия включает в себя летальное столкновение с какими-нибудь пришельцами; во вторых – капитан корабля, главный научный офицер, и смазливый лейтенант Керенский, всегда переживают эти столкновения; в-третьих – по крайней мере, один из незначительных членов экипажа погибает.

Не удивительно, что большая часть сил среди команды тратится на избежание, любыми средствами назначения на Удаленную миссию. Эндрю внезапно находит информацию, о том, чем действительно является “Бесстрашный”, что может позволить им спастись.

© Перевод аннотации geralt9999
Примечание:

В 2014 году М. Аницкая сделала сетевой любительский перевод под названием «Краснорубашечники». Перевод не слишком хорошо отредактирован — примерно с середины попадаются отдельные ошибки, описки и несогласованности.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2013 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2016 // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2012 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第46回 (2015) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Люди в красном
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Redshirts: A Novel with Three Codas
2012 г.
(английский)
Redshirts: A Novel with Three Codas
2013 г.
(английский)
Redshirts
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё что было до Эпилогов — очень не плохо. Свежо, с юмором, динамично, читается на одном дыхании, местами заставляет откровенно ржать отложив книгу... Прекрасная, пародия, сатира и плюс отличная мешанина из фантастических сюжетов на квадратный сантиметр книжной страницы... В полном восторге я дочитал до точки, собрался поставить 10 за полученное откровенное удовольствие... И тут, перевернув страницу, я увидел надпись Эпилог-1... Ну, думаю, какой молодец, сейчас ещё нас повеселит, выкрутит всё наизнанку, благо вариантов 1000000! Но... не тут то было... Джон Скальце вдруг решил вложит в прекрасный сатирическо-юмористический динамичный текст некий сакрально-моральный посыл... И началось... Морализаторство. Нудота. Высосанные из пальцев философски-социально-психологические проблемы героев... Джон, ну ты ни Лев Толстой! Ни Достоевский, та ладно, даже ни Маргарет Митчелл!!! Куда ты полез?! Главное ЗАЧЕМ испортил повесть?! Больше всего удивило, что за это «чудо» он ещё и получил Хьюго и Локус?! За что простите пожалуйста?! За моральные терзания в эпилогах?! Бог ты мой... в мировой фантастике реальный кризис (!), то неясно за что вознесённое на пьедестал графоманское бумагомарание — «Ложная Слепота», то многообещающие, но в итоге, такое нудное и скучное многосерийное творение Марты Уэллс, то непонятное и дешёвое морализаторство Скальце... Вот вы мне скажите — ГДЕ хорошие писатели, которые знают, что такое литература не понаслышке, где оригинальные сюжеты, где профессионалы от литературы с фантазией, юмором и оригинальностью?!!! Почему премии нынче, в основном, получают по разнарядке, а не за талант? По моему, со времен Дэна Симмонса и его Гипериона, всё, что со отметкой «лауреат премии Хьюго», это не Знак качества, а — приговор... Приговор к скучному времяпровождению с книгой написанной бесталанным графоманом.

P/S/ Извините, Забыл про Сюзанну Кларк... последние ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение удостоенное Хьюго, а не записки прыщавых ботанов....

Оценка: 7
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

«А ты нас убивал по той причине, что убить легче,

чем написать по-настоящему драматичный, трогающий зрителей момент без смерти.

Попросту легче!» (с)

К сожалению, мы совсем отвыкли от хорошего юмора и тем более от хороших пародий. То ли виной тому Евгений Ваганович с компанией, то ли киноподелки в стиле «Очень страшное кино», а может это мы сами свои желанием смеяться только громко и до слёз, задвигаем более тонкое чувство юмора на нижнюю или верхнюю полку нашего интереса.

«Люди в красном» это не дикий стёб, не безудержная пародия над штампами в кино и литературе, в частности фантастике. И это не какой то набор гэгов соединенных общим незатейливым сюжетом, сколоченным на скорую руку. Скальци шутит мягко, тонко, лишь иногда позволяя себе очевидно хулиганские остроты. Хочется отметить, что автор не идёт на поводу у истории наводняя её тут и там искромётными шутками, но так же и не подстраивает эту же историю под набор шуток, всё намного гармоничнее и одно всегда вытекает из другого, что само по себе большая редкость. Несмотря на обилие живых и остроумных диалогов, сюжет не простаивает, не топчется на месте, развивается и притом достаточно лихо, будьте уверены он постоянно будет находиться в центре читательского интереса. Несмотря на то, что идея не нова, Джон Скальци сам это признаёт в эпилогах, история достаточно оригинальна и самобытна. Более того, замыслом романа он сам устанавливает для себя планку исполнения и уверено берёт её. Назвать «Люди в красном» лёгким и поверхностным произведением язык не поворачивается, есть здесь и своя глубина, и своя философия, даже если рассматривать его без эпилогов. С эпилогами же книга получается намного глубже, а приём с плавным переходом от комедийного настроения к более драматическому, меня поразил и тронул. Послесловия шикарны, это не просто рассказы о том, что случилось с героями после основных событий, это размышления и выводы которые мы должны сделать, когда смешливость чуть утихнет. Как будто автор говорит: «Ну ладно ребята, пошутили и будет, а если серьёзно то…»

Я не буду рассказывать о всех чувствах которые вызвал у меня этот роман, а их наберётся немало и притом они разного спектра, так как боюсь выложить спойлер. Скажу лишь, что с задачей вдоволь нас повеселить и задуматься о своей роли в жизни одновременно — книга справляется.

И ещё об одной мысли не могу не сказать. Эпиграф отзыва он хоть и вырван из контекста, но очень чётко выражает отношение, как моё, так и самого автора (тут мы в очередной раз единодушны), к отсутствию хэппи-энда. К счастью Джон Скальци не пошёл по лёгкому пути и халтуры не получилось, вышло совсем наоборот: «Люди в красном» — добротный и многогранный роман аж с тремя эпилогами.

Попробуйте прочитать книгу, даже если Вы не очень или совсем не любите фантастику, потому что такой фантастики мало, а может статься, что Вы такую ещё и не читали.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю космические приключения и ожидала от книги именно их, а не стеба над современным кинематографом и слома четвертой стены. И хотя произведение тут рассматривается как посмодернисткое, идея его уже заезжена до нельзя. Поэтому ничего нового мне эта книга не принесла. Я оценила ее не высоко и честно говоря забыла практически сразу после прочтения. Может быть кому-то и зайдет, но тем, кто много и очень много читает — вряд ли.

Оценка: 6
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научно-фантастические телевизионные сериалы уже не так популярны, как раньше. Огромный бюджет, которым могут похвастаться фильмоделы, на ТВ недоступен, а откровенно устаревшие спецэффекты не удовлетворяют, разбалованную Аватарами и Mass Effectами, аудиторию. Есть еще отдельные островки, держащиеся на плаву, но их мало.

Золотым веком для НФ-сериалов были 90-e года, но и в 2000-ых было несколько мощных франшиз: “Stargate”, “Battlestar Galactica”, “Firefly”, “Star Trek: Enterprise”. Вот как раз предок последнего из них, “Star Trek: The Original Series” стал объектом культа и привел к дальнейшему появлению космических сериалов. Он не был таким уж гениальным сериалом: актеры частенько переигрывали, сценарии были не лучшего качества, о спецэффектах скромно умолчим. И он не был особо популярен в годы своей трансляции. Только потом, после конца третьего сезона (и сериала) и продажи прав, он превратился в классику.

К чему это все написано? К тому, что последняя книга Джона Скальци, “Redshirts” – это оммаж жанру в целом, и вышеупомянутому сериалу в частности.

Сразу стоит заметить, что не важно, смотрели ли вы хоть один из сериалов франшизы – книга не имеет прямого отношения к сериалам. Смотревшие поймут чуть больше шуток, поймают несколько отсылок, но ничего особого не изменится. Единственное, что нужно знать, это определение слова “redshirts”. В оригинальном “Звездном Пути”, персонажи, которые должны были погибнуть (массовка, всегда массовка), были одеты в красное. Главные же герои, никогда не погибали, и выпутывались изо всех передряг.

Но в этом романе, нашим протагонистом выступает обычный член корабля, новичок Эндрю Даль. Он очень хотел попасть на корабль “Бесстрашный” – ведь тот является флагманом флота, кораблем исследующим космос. Именно “Бесстрашный” отправляется туда, куда не ступала нога человека. Эндрю рад тому, что ему удастся путешествовать по вселенной, но он замечает, что на корабле происходит что-то очень странное. Когда он идет по нему с офицером по науке Квингом, то замечает, что все вокруг очень спешат куда-то. Куда-то подальше от Квинга. Потом, неосмотрительно согласившись участвовать в заданиях, он узнает, что процент смертности во время выполнения миссий очень велик. И каким-то чудом умудряются погибать только обычные солдаты, но не командующие офицеры, хоть они и участвуют в миссиях наряду со всеми. Что-то очень странное происходит на корабле, и так как Энди не хочется умирать, то ему придется докопаться до истины.

Сюжет в этом романе – это альфа и омега. Все прочее – миростроение, персонажи, стиль – все это крепко привязано к сюжету и от него очень сильно зависит. Рассказать что-то существенное не получится, ибо автор раскидал сюжетных твистов щедро, и эти твисты (как минимум, один из них) – нельзя предугадать совершенно. Общий смысл происходящего меняется не менее двух раз, и достижение писателя в строительстве ловушки для читателя, удается осознать не сразу. Больше, увы, сказать не получится, просто верьте – того, что произойдет, вы не будете ожидать.

Миростроение в романе, практически отсутствует как класс. У нас есть корабль, мы путешествуем в разные места, о которых узнаем немного и строго по делу. Собственно на этом и все. Для боевой фантастики и оммажу “Звездному пути” – это не особо критично. Но. Не все так просто. Подробнее – чуть позже.

Авторский стиль прекрасен. Вот серьезно, если бы даже и не было мощного сюжета и классного взгляда на фантастику, который присутствует в романе, это все равно отлично бы читалось. Да, для боевой фантастики, в книге очень мало битв (те, что есть – прекрасны). Для исследовательского корабля, слишком мало показано, собственно исследований других планет. Местами очень простой, до примитивизма, слог. Разве что юмор безоговорочно хорош, и его очень много. Почему же стиль прекрасен? Снова не все так просто. Подробнее – чуть позже.

Персонажи. Они интересные и забавные, но ни одного глубокого и трехмерного среди них нет. Скальци и сюда всунул кучу приколов, но по большей части, персонажи – это ходящие штампы. Даже не говоря об офицерах, вроде капитана Абернати, лейтенанта Керенского и прочих, которые явно выступают в книге, как пародии ведущих персонажей из “Star Trek: TOS”. Даже наши протагонисты-краснорубашечники не блещут. Но.

Все вышеперечисленные минусы, резко минусами перестают быть, уже при первом повороте сюжета. В это сложно поверить, ибо то, что я говорил выше, вроде бы должно уничтожить любое удовольствие от прочтения. Тут придется просто поверить мне на слово, ибо вдаваться в детали – значит портить все удовольствие от самостоятельного прочтения. Может возникнуть желание забросить книгу (у меня не было, но мало ли). Просто продержитесь и прочитайте приблизительно треть романа. Все начнет становиться на свои места, я это гарантирую. Скальци не начнет поднимать глубокие вопросы (разве что о вере, но это для галочки, честно говоря), но книга наверняка начнет развлекать, если ей не удалось зацепить раньше. А ведь и это ей удается, даже когда вышеперечисленные минусы, еще ими кажутся.

Резюме – стоит читать всем любителям хорошей развлекательной фантастики. Вся книга – это поклон жанру, полный подколок и издевательств, но все-таки любящий и искренний.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, большинство героев фэнтезийных или фантастических фильмов или книг, дай им возможность поговорить со своими создателями, первое, что спросили у них: «Ты что курил, парень?» Или более культурно: «Давно ли ты был у психиатра?» И закончили бы разговор чем-нибудь таким: «Сходи к доктору, не помешает», «Кончай баловаться дурью» или «Почитай на досуге учебник физики, дружок».

Ведь большинство из этих героев живут прямо-таки в жутких местах. Совсем не таких, в которых их создатели хотели бы сами обосноваться или просто провести пару-другую дней отпуска. В этих мирах постоянно происходят катастрофы, гремят нескончаемые войны, буйствуют маньяки и религиозные фанатики, за ни в чем неповинными обывателями охотятся монстры, чужие, мистические чудовища и мифические чудища, свирепствуют смертельные недуги и случаются прочие смертельные неприятности. Добавим к этому, что в этих мирах порой действуют странные и непредсказуемо меняющиеся физические законы, то, согласитесь, героям есть за что предъявить своим создателям счет.

Представляете, какие претензии могли бы предъявить Мартину герои знаменитой эпопеи? Или что сказал бы при встрече Буджолд ее «любимчик» Майлз? Молчу про героев Хобб, которые половину действия проводят в состоянии хронической черепно-мозговой травмы. Причем, у главных героев хотя бы есть шанс, пусть и в периодической отключке и на больничной койке, но протянуть в своем безумном мире до конца повествования. А что говорить о бесcчетных безымянных статистах, которых тысячами выкашивают ради «красного словца», поддержания драматизма и читательского интереса...

Этой безвестной массовке не позавидуешь. Эти бедняги сотнями и тысячами без единой реплики расстаются по воле сценаристов и писателей с жизнью только ради того, чтобы главный герой смог произнести воодушевляющую речь, скорбно нахмуриться или пустить одинокую слезу. Произнести что-нибудь типа: «Мы не должны сдаваться», «Их смерти не должны быть напрасными» или «Я сделаю это сам»...

Это им — безликим статистам — предстоит выстилать своими телами дорогу к победе и славе для героев. И им никто не будет подыгрывать: подземный инопланетный червь не подавиться внезапно собственными зубами, дракон не закашляется от выдыхаемого дыма, инопланетных боевиков не поразит внезапная слепота или дрожь в щупальцах, чудесным образом гениальный ученый не выдаст результат, который целые армии других гениальных исследователей искали несколько веков. Нет, все эти чудеса припасены для главных героев.

Вот об этих бедолагах, невинных жертвах безудержной фантазии сценаристов и писателей, рассказывает этот небольшой роман. Они, наконец, тоже получают слово и могут высказать в лицо своим создателям все, что они думают о качестве «произведений», в которых вынуждены существовать. Обо всех бесконечных войнах, катаклизмах, космических барсуках, ледовых акулах, инопланетных вирусах и нарушенных физических законах. Что-то типа «Бросайте курить дурь, господа, гнать халтуру и начинайте работать, как положено»- иронично, временами очень смешно и с долей самокритики. Порой — почти едкая сатира, а иногда — очень жизненно и трагично: о всех статистах — книжных, киношных, виртуальных и ... реальных — всех тех, кто предпочитает скользить по жизни незаметными тенями, безропотно позволяя бездарным «писателям» создавать для них сценарии собственных жизней и определять законы целого мира.

Кстати, о создателях миров. Мне тоже иногда хочется поговорить с тем, кто писал сценарий для нас с вами, и спросить его, почему с нами все время случается всякая ерунда: на наши головы валятся катастрофы, эпидемии, войны, экономические и политические кризисы и прочие гадости. Завязывай, брат, с дурью. Придумай для нас что-нибудь мирное, стабильное, наполненное смыслом. А потом вспоминаю... Мы же в реальности и не статисты, каждый из нас сам может «писать» свою жизнь, и, если уж что-то не так, то можешь сказать сам себе: «Сходи к доктору, не помешает», «Кончай баловаться дурью» или «Почитай на досуге учебник физики, дружок».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно жалкая сатира на «Звездный путь» и другие телесериалы, к некоторым из которых автор и сам приложил руку. Конечно высмеивать Стартрек напрямую Скальци не решился, поэтому описывает «другой плохой сериал», чем напоминает мне рекламу моющего средства. Нет, по-своему приключения команды «Интерпида» интересны, полет в прошлое для освобождения от «Сюжета» даже неплох. Но... в целом высмеивать халтуру, будучи автором этой самой халтуры, есть в этом что-то лицемерное. Не лучше ли просто писать хорошие книги без этого посконного самоанализа? К чему весь этот клуб анонимных алкоголиков и прочие курсы биения себя в грудь? Пиши так чтобы потом не пришлось ни в чем каяться и не греши больше «сюжетами».

Нет конечно полно народу (кто смотрит телесериалы), что приняли «покаяние Скальци» за чистую монету и расплакались от восторга — «смотрите как автор режет правду-матку!» («божьи двигатели» наглядная иллюстрация процесса «резьбы» по верующим) Но по мне так уровень «Людей в красном» не сильно выше сюжетов которые должен высмеять. Плоские герои, неотличимые друг от друга, замысел основанный на чужих сюжетах и очень лайтовая насмешка над шаблонами, чтобы никого не обидеть. Такая чтоб коллеги по цеху не натыкали «сам-то чего пишешь» Ну а стеб прошел мимо — и без Скальци понятно, что «Сюжетам» которые он высмеивает место в мусорной корзине. Грешно смеяться над больными людьми (ц)

Как самостоятельное произведение (без пасхалок и отсылок) в сойдет за легкий космоквест для разгрузки мозгов. Не сказать чтоб «очень», но читать можно. А вот эпилоги... ну я даже не знаю. На мой взгляд банальный каминг-аут «творца и создателя» который вдруг понял что пишет фигню (утратил веру в себя, да, так лучше) и упал духом. То что многие и на это не способны ни разу не утешает. Честно не пойму за что там Хьюго.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Черт возьми, это гениально!

Я довольно придирчив в выборе фантастики. Дотошно ковыряю, читаю отзывы, рассматриваю другие произведения и награды автора, порой даже биографию.

Поэтому к «Людям в красном» подходил с некоей долей скепсиса. Мол, очередная «проходная» фантастика – прочитал, заметил пару интересных идей и забыл. Да и с творчеством Скальци практически не знаком, лишь пару коротких рассказов в антологиях встречал.

Естественно, начитал читать с некоторым предубеждением – мол, чё интересного тут может быть?

Оказывается, может. Первая четверть книги – очень уж примитивная приключенческая фантастика. Читаешь, почти предсказываешь сюжет. Затем этот самый сюжет делает поворот – хм, интереснее, и до последней четверти книги ты читаешь чуть более интересную хронофантастику с попытками иногда чуть пофилософствовать и потрогать второе дно. Обоснованный троллинг НФ-сериалов, абсурдности сюжета и ленивых «закулисников» особенно порадовал.

Довольно неплохо, но не более того.

А потом ты натыкаешься на эпилоги, коих целых три!

Совершенно не понимаю тех, кто ругает эти три, своего рода, концовки. В них, мне кажется, заложен основной смысл, «сок» произведения. И именно из-за этих маленьких рассказов в конце, наверное, Хьюго и Локус в копилке.

Это три совершенно разных рассказа, от трёх людей, так или иначе принимавших участие в предыдущей истории. Они написаны в разном стиле, по-своему каждый раскрывает своего персонажа. Они не просто дополняют предыдущее повествование, скорее весь остальной роман является лишь фоном, подготовленным холстом для этих трёх картин.

Автор концовками вторгается не столько в фантастику, сколько в область чувств и переживаний каждого героя рассказа, и ты уже невольно ставишь себя на место человека, помещенного в необычные условия.

В общем, класс. Читал на одном дыхании. Уже не вспомню романа, который произвёл бы такое впечатление за последние полгода.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Было очень интересно, пока действие разворачивалось в космосе. После того, как оно перешло... ну, в другое место, стало далеко не так хорошо (хотя концепция забавная). Эпилоги неплохи, но, имхо, они слишком уж сильно выбиваются из канвы повествования, в том числе и по стилю. И вообще, мне показалось, что эти самые эпилоги слишком уж многословны, особенно два последних. Я понимаю, романтика, переживания, но необходимость показа чувств персонажей не ознаачает, что их нужно демонстрировать так долго! Тем более если вся книга до этого — довольно весёлая фантастика.

Прочитанным в целом доволен, это очень необычное произведение, но необычность эта, на мой взгляд, несколько не такая, как хотелось бы.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«На стыке драмы и пародии,

или Постпостмодернистская космоопера»

Порой важнее сам путь, чем его финал. Дорога, а не ее последний километр. События между началом и концом. Но если вам неизвестна главная подоплека романа Джона Скальци «Люди в красном» (которые на самом деле «Краснорубашечники»), притом спойлеры для вас страшнее призрака коммунизма, оставляйте этот отзыв и все ниже идущие. И как можно скорее закрывайте вкладку фантлаба и приступайте к самой книге, ведь она того стоит.

В некотором смысле «Люди в красном» как раз о доктрине кинематографического жанра «роад муви», но, разумеется, не только. Сразу бросаются в глаза фантастические элементы повествования и общий сюжетный фон происходящего. Дальний космос, пришельцы, исследовательские миссии, храбрые разведрейсы в неизведанные миры и огромный, бескрайний океан (или космическая туманность, что больше к месту) тех любимых нами элементов старой доброй фантастики прямиком из 80-ых и раньше. Когда зрители и сценаристы не шибко задумывались о законах физики и оставляли учебники «Вводный курс логики» пылиться где-то в пустых библиотеках колледжей и школ. Зато и те, и другие люди истово любили научную или не совсем фантастику и искренне верили, что совсем недолго, и на Марсе зацветут яблони, на Альфе Центавре появится постоянный форпост человечества и вообще звезды станут ближе, чем земной Владивосток. Что у нас такое было, что там, за бугром. Но их кино- и ТВ-произведения, как раз носившие в себе эти самые надежды и веру в красивое завтра, конечно, имели много глупостей. Именно о них, на первый взгляд, «Люди в красном». Пародия на Стартрек, на штампы в фантастическом секторе развлекательных программ, на глупости тамошних сценаристов и прочее похожее. Но концовки, которых аж три, говорят, что перед нами не просто литературная изнанка зомбифицирующего ТВ с элементом постмодернистской игры. Произведение Скальци больше стартрековского оммажа, книжного фарса или интерактивного заигрывания с читателем и послесовременным жанром.

«Люди в красном» — это пример метамодернизма, постпостмодерна, редкого пока еще явления как такового, да тем более в рамках фантастического гетто. Это попытка преодоления ироничного, безысходного, детерминистского (несмотря на культ случайности), наджанрового, экспериментального в форме постмодернизма его же инструментами и средствами. Выход из атмосферы всеобщей обреченности, надменной элитарности и снобизма, в которой возможен якобы только определенных черт юмор, пафос, но не реальные действия или хотя бы надежда на изменения мира вокруг или своей собственной судьбы. «Люди в красном» как раз иллюстрация борьбы с судьбой, предопределенностью, фатумом за свободу выбора. За выход из течения реки, в которую дважды вроде б и не вступишь, но ощущения такое, что вступил во что-то похлеще этой самой речушки. Если хотите, данное произведение — производственный роман. В том смысле, что в нем люди производят из самих себя других людей — смелых, свободных и управляющих своими жизнями сами. И заставляющий, в хорошем смысле, читателей сделать тоже самое — стать свободными и независимыми.

Разве можно как-то по-другому воспринимать борьбу с Сюжетом, с Авторами, высмеивание абсурдности управляемого не нами мира вместе с высмеиванием в тройственном эпилоге постмодернизма как такового, с его методами и сутью? Джон Скальци создал великолепный фантастический роман, в котором все на грани. Реальность, фантазия, фантастика, нарратив, Автор, творение, свобода и Фатум. В котором из ростков постмодернистского упадка проявляется метамодернистский восход, возрождение надежд. Появление смыслов вновь. Через осмеяние глупостей и нестыковок сериальной фантастики минувшего столетия пробуждается любовь к этому самому жанру и космосу вообще. Через трагедии на стыке комедий главных (по ходу сюжета или Сюжета они преображаются и в «главных», и вновь в главных, и...) героев, смелостью и решительностью которых проникаешься, дается мысль о необходимости выхода из своей, как модно говорить, зоны комфорта. О превращении себя в человека свободного, а не предопределенного кем-то иным. Системой, богом, сценаристом и т.д. В этом и во многих других планах «Люди в красном» безмерно хороши, их форма и внутреннее содержимое идеально вымерено и более чем достойно прочтения.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Ложной слепоты» логично было бы прочитать «Эхопраксию», но я решил дать отдых мозгу и впервые воспользовался системой рекомендаций Фантлаба, выбрав свежую иностранную фантастику. Чуть было тут же не пожалел, когда двух офицеров безопасности «Интрепида» поглотили борговианские земляные черви. Потом этот момент, кстати, находит объяснение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За борговианских червей я не в ответе. Я тогда провалялся две недели с птичьим гриппом. Сценарист, писавший про Борговию, обожает «Дюну». К тому времени, когда я вернулся, было уже поздно. Наследники Херберта нас чуть живьем не съели.

И вообще, представлявшееся изначально простенькой пародией действо, начинает резко усложняться, демонстрируя сюжет в сюжете, довольно сложные перемещения между реальностями этих сюжетов и не таких уж ходульных персонажей, хоть и донельзя архитипических, но я легко представлял себе и правильного занудного Даля, и склонного к не считаться с Уставом Финна, расслабленного Хэнсона (у парня просто нет причин напрягаться), неудачливого Херста, и не сильно комплексующую Дюваль. Ну а уж командный состав «Интрепида» легко представят все, кто хоть раз смотрел что-то из «Звёздного пути». Разве что придурковатый русский астронавигатор Анатолий Керенский вызывал вопросы, но в конце и он оказался славным малым.

Скальци любит телесериалы, а вот халтуру — нет. Поэтому книга смеётся не над сериалами вообще, а над подходом «и так сойдёт».

Впрочем, престижнейшие премии «Красномундирники» получили не за пародию на телеиндустрию, как мне представляется. А за те самые три эпилога, что многим, судя по отзывам, оказались не по нраву. А именно там поднимаются вопросы ответственности человека за свою жизнь, за своё дело и за своих близких.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий стеб над «Звездным путем» с тремя «эпилогами» в игру «драмо-философия жизни» (хотя последний весьма лиричный, но только в связке со предыдущим стёбом).

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычно... Если вы хотите увидеть на страницах книги стандартную фантастику со всевозможными клише, то тут этого нет, хотя в начале может показаться именно так. Эта книга полностью пропитана сатирой. Сатира, драма и крупицы юмора, а фантастика лишь антураж.

Практически все повествование состоит из диалогов. Они очень умело написаны, но самих персонажей Скальци раскрыть так и не удалось, впрочем эта цель явно не преследовалась. Вся соль в идеи книги, в простой истине которую она несет, остальное лишь балласт, порой очень занимательный.

Сюжет хорош, более про него ничего не скажешь не проспойлерив. Стоит просто знать, что вас ждет «вот это поворот!» и роман превратится в совершенно другое.

Заключительные три эпилога еще больше уводят повествование от начальной концепции, но в целом они прекрасно дополняют книгу и ее основную идею.

Премию Хьюго думаю дали заслуженно. Некий новый взгляд на литературу, а история не штампованная, хотя посвящена киноштампу. Понравится далеко не всем, но если после прочтения трети книги вы окажетесь в восторге, остальное поглотится моментально и захочется добавки.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: сборник из двух небольших вещей Скальци.

У «Людей в красном» Хьюго, Небьюла, некая премия Геффена и номинации на несколько других премий.

В итоге: столько вкусного и в таком небольшом объёме! Сначала — сатирическая деконструкция научно-фантастических стартрекоподобных сериалов как жанра, написанная смешно и со знанием дела; потом, внезапно — отношения Автора и Персонажа, тоже очень глубоко и интересно.

Космос, путешествия во времени, прорыв повествования в реальность.

Отлично! И, что немаловажно, без пустословия и затягивания.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это пародийно-ироническая фантастическая повесть с элементами сюрреализма и абсурдизма, даже скорее — стёб. Не могу сказать что очень плохо, просто очень специфично, наверное, на любителя фантастических телесериалов... Приключения героев заканчиваются аж тремя(!) эпилогами, которые, как ни странно, читать совершенно не обязательно, они как отдельные тексты, причём очень невразумительные и скучные.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, о второстепенных героях и статистах. Она у меня серьезнее воспринимается, чем просто как пародийно-юмористическое чтиво. Большую роль играет антураж, идет отторжение, когда для того, чтобы вызвать эмоциональный интерес с выбросом адреналина, начинают извращенно убивать. Это ни в книге, ни в фильме не привлекает.

Когда в Эпилоге 1, сценарист (Анонимный писака) из за творческого кризиса страдал, возникал вопрос, а как же Достоевский писал? а Марк Твен? а Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой»? фантастика же? Правильный ответ дала Дениз Хоган Нику Вайнштайну, что пишет он плохо, — но извиняет себя.

А вот в Эпилоге 2 (Второе лицо), все намного серьезнее, Мэтт вдруг сам оказался в роли статиста, второстепенного героя, только это уже реальная жизнь. А в реальной российской (и не только) жизни, сами знаете, как часто сбивают насмерть людей, и отделываются условным сроком, если вообще дело доходит до суда. Это очень плохо написанный сценарий, и пишет ее жизнь-судьба-божественное провидение, и как Мэтту, тут никакой Хестер не поможет.

Завершающим аккордом прозвучала повесть «Божественные двигатели»...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бог открыл глаза и пристально посмотрел в глаза капитану.

– Было время, когда люди путешествовали меж звезд без нашей помощи, – при этих словах бог погремел цепью, – а посредством сил, которые ваш народ укротил самостоятельно, своими знаниями. Посредством науки, долгих и упорных разработок.

Как много в этом откровении, особенно на фоне новостей о том, что церковь все таки «уничтожила» единственный планетарий в городе Барнауле, и забрала под свои нужды здание в котором он находился. Интересно, хоть один планетарий построили церковники?

А в целом, можно сказать, что книга о том, что всё в твоих руках, сценарий своей жизни ты можешь сам написать.

И, как смешно ни звучало бы, но вспомните писателей, жалующихся на то, что их герои выходят из под контроля, и делают то, что считают нужным, а не то, что хочет сделать с ними Автор.

p.s. Не люблю сериалы смотреть, редко хватает терпения и интереса хотя бы с начала и до конца досмотреть, наверное свою роль сыграл прививочный «Богатые тоже плачут» и отечественные клоны на него, иммунитет-отторжение пошло, поэтому не могу провести параллель с сериалами типа «Звездного пути» или «Звездных врат».

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх