fantlab ru

Эрих Мария Ремарк «Чёрный обелиск»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.80
Оценок:
588
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный обелиск

Der schwarze Obelisk

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

На фоне роковой для Германии гиперинфляции 20-х годов, Людвиг Бодмер, совмещающий должность рекламщика в похоронной конторе с воскресной игрой на органе в лечебнице для душевнобольных, пытается разобраться в отношениях с девушками и тягой к писательству, топя фантомные боли «потерянного поколения» в горьких иронии и «киршвассере».

Похожие произведения:

 

 


Черный обелиск
1961 г.
Черный обелиск. Триумфальная арка
1978 г.
Три товарища. Черный обелиск
1981 г.
Черный обелиск
1982 г.
На западном фронте без перемен. Черный обелиск
1986 г.
Чёрный обелиск
1991 г.
Черный обелиск
1991 г.
Черный обелиск
1991 г.
Черный обелиск
1992 г.
Черный обелиск
1992 г.
Жизнь взаймы. Черный обелиск
1993 г.
Избранные произведения в 5 томах. Том 1
1993 г.
Черный обелиск. Жизнь взаймы
1993 г.
Чёрный обелиск. Жизнь взаймы
1993 г.
Чёрный обелиск
1998 г.
Три товарища
2003 г.
Черный обелиск
2005 г.
Черный обелиск
2007 г.
Черный обелиск
2007 г.
Черный обелиск
2007 г.
Чёрный обелиск
2008 г.
Черный обелиск
2009 г.
Черный обелиск
2009 г.
Черный обелиск
2010 г.
Чёрный обелиск
2013 г.
Черный обелиск
2014 г.
Черный обелиск
2014 г.
Черный обелиск
2019 г.
Чёрный обелиск
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Твори в двох томах. Том 2. Тріумфальна арка. Чорний обеліск
1986 г.
(украинский)
Чорний обеліск. Тріумфальна арка. Ніч у Лісабоні
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зачастую «закатные» романы у хороших писателей бываю куда светлее и добрее, чем их «молодые» вещи — не все глупеют и озлобляются с приходом старости. Особенно если они вспоминают свою юность. Помните — «Юнкеров» Александра Куприна, «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Лето Господне» Ивана Шмелёва? Вот и повествование Ремарка таково. Он не идеализирует прошлое, не раскрашивает его в умильные абрикосовые тона ушедшего времени, он просто радуется тому что — было.

На самом деле Ремарк описывает совсем не радостную эпоху, послевоенное время в проигравшей стране, поражённой нищетой, реваншизмом и озлобленностью Суперинфляция разоряла миллионы, многие заканчивали жизнь самоубийством в это сумрачное время, рушились семьи, ломались жизни. Улицы даже маленького города заполнены инвалидами и осиротевшими вдовами. И, взращенные отцеженной памятью о прошедшей войне, поднимают голову тёмные силы нацизма, который обещает своим сторонникам единство, силу, процветание, и, — самое главное! — чувство собственного достоинства, чего напрочь были лишены снедаемые гордыней и нищетой обыватели и недобитое унтер-юнкерство. На празднествах вывешиваются флаги бывшего Рейха, потихоньку начинаются антисемитские и антикоммунистические погромы, болезненный для всего мира Интербеллум начал движение к своему логичному завершению... Вильгельм фон Штернбург, биограф писателя, утверждает, что автор проводит чёткие параллели между временем Веймарской республики и современной ему ФРГ, но мы оставляем на его совести все параллели и намёки.

Но Ремарк на этом мрачном холсте умудрился написать совсем иную картину. Показал других немцев. Большая часть героев «Der schwarze Obelisk» просто живёт, своей жизнью, твёрдо отстаивая свою самость. Как Георг Кроль, как Людвиг Бодмер, как, в конце концов, безумная девушка Изабелла-Женни, обретшая в своём сознании полную свободу от ублюдочных условностей нашего больного мира. Они любуются голубым небом, посещают бары и поэтические кружки, бьются по переулкам с зигующими молодчиками... В какой-то степени, все эти люди по своему несчастны, из-за своего времени, из-за предчувствия мрачного будущего, из-за своей искалеченной судьбы — но каждый из них обладает силой духа и самостью. Молодой Людвиг, альтер-эго нашего автора, выживая в этом мире, предпочитает обращать свой взор в Вечность, и говорить с ней о душе человеческой, о смысле жизни, о любви, в конце концов, а не об условностях курса доллара или стремительно летящих вверх цен.

Воспоминания об этой жизни, молодой, яркой и вдумчивой, раскрашивают повествование в тёплые тона ранней осени, немного грустные, но светлые тона ностальгии по проходящей жизни. Не гнетущая тоска, нет, что вы — печальная грусть по ушедшей молодости и идеализму, по её друзьям и недругам, по той стране, которой больше нет, и в которой автору жить уже не суждено. В своём ностальгическом оммаже Эрих Мария Ремарк как бы говорит миру, который ушёл, и людям, уже покинувшим его — спасибо, что вы были.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга. Для меня этот роман стал своего рода «этапом взросления», я на себе прочувствовал сей метафорический символизм жизни в Германии 20-х годов ХХ века, это чувство потрясенности, утраты ориентиров, опор существования, потеря моральных скреп, в совокупности — разложение «гниение» общества. Но даже в это послевоенное, тяжело для всех время, наши герои остаются по большей части оптимистически настроенными, они любят и ценят юмор, как и ценил его сам писатель.

Подчас пейзажи наводят невообразимого масштаба тоску и грусть, они откликаются в душе, как звуки падающего осеннего дождя, имея тем самым очень сильное свойство проникать точно в сердце, разжигая там стойкое чувство печали. На мой субъективный взгляд: взросления нашего главного героя «Людвига Бодмера» окончательно завершается в эпизоде связанного с выздоровлением душевнобольной Женевьевы-Изабеллы. Наверное, это завершенная стадия становления его из разряда юноши, в разряд настоящего мужчины, происходит завершение, обрывание нити под названием «Юношеский максимализм». Принятие реальности такой, какая

она и есть.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом романе есть всё, что читатели ожидают от Ремарка. Друзья, связанные военным опытом, необычная работа, приятное времяпрепровождение в ресторанах, любовь к болезненным женщинам и много остроумных размышлений, не переходящих, впрочем, в нотации.

А ещё одна из главных тем — инфляция и, в целом, финансовое положение людей. В трудные времена даже наличие денег не может дать уверенность в завтрашнем дне, меняется всё. Человек может стать богачём или банкротом в один день.

Главный герой продаёт надгробные памятники, так что, в силу профессиональной деформации, позволяет себе рассуждать о вопросах жизни и смерти в откровенной форме. Будучи представителем потерянного поколения, он не чувствует твёрдую опору под ногами, поэтому пытается найти её в религии, в любви, в творчестве. Но эти попытки не дают ему ответы на базовые вопросы. Поэтому в конце произведения он уезжает в столицу, не сильно жалея о родном городе. Впрочем, в итоге возвращаться ему будет некуда. Вторая мировая война изменит страну навсегда. Такой финал указывает на автобиографичность романа, а значит и на его правдивость.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение,за что я люблю Ремарка,так это за его великолепную способность передавать дух и атмосферу времени в своих произведениях,книга показалась слабее других его произведений,и всё же не хотелось чтобы книга кончалась,автор уж точно был умудрён горьким жизненным опытом,что всегда лежит на поверхности в каждом его произведении,с героями романа легко подружиться,и не хочется прощаться,как и в любой из его книг,хотелось бы отметить так же великолепный перевод времён СССР,сейчас так уже не умеют.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то с хорошей, захватывающей воображение и пробуждающей чувства книгой всегда так: когда читаешь, хочется сказать о книге очень многое, например, что автор очень точно подметил, или выразить своё мнение по затронутому вопросу, однако как только дочитаешь и перелистнёшь последнюю страницу, говорить уже ничего не хочется, остаётся лишь грусть от того, что книга уже закончилась, тем более — закончилась так по-ремарковски сухой биографической справкой о дальнейшей безрадостной судьбе героев.

Безусловно, одно из самых сильных и гармоничных произведений, которые доводилось мне читать. Ироническая философия о жизни и смерти. Едкие и остроумные диалоги героев вызывают улыбку, как и вся наша жизнь, и печаль, как осознание тщетности всего сущего. Тема смерти и тленности всего, что нас окружает, — пожалуй, центральная тема в творчестве Ремарка, но, вероятно, она ещё не была раскрыта настолько глубоко, как в «Чёрном обелиске», который, на мой взгляд, стал magnum opus писателя.

Национал-социалисты в проигравшей Первую мировую и стремительно падающей в финансовую пропасть Германии на страницах книги ещё только разминаются, однако для человека, прошедшего грязь, окопы, кровь и смерть отгромыхавших сражений, должно быть предельно ясно, куда это всё может привести. Осознание необратимости порочного пути буквально сводит с ума героев романа — из тех их числа, кто ещё сохранил остатки здравого смысла. И в таком ракурсе Изабеллу, безумную возлюбленную Людвига, следует воспринимать как аллегорию Германии — отчаянной валькирии с померкшим рассудком.

Вопрос, которым терзается Людвиг, вопрос о том, что лучше — благостное безумие не отдающего себе отчёта человека или его выздоровление, в проекции на свихнувшуюся Германию также остаётся без ответа. В реальности же в дилемме «гибель нации или её возрождение за чужой счёт» немцы Интербеллума, как известно, свой выбор сделали.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый прочитанный роман Эриха Марии Ремарка зашёл на ура. Полуавтобиографическое произведение, «Чёрный Обелиск» рассказывает об одном годе жизни вернувшегося с полей Первой мировой войны молодого немца Людвига, который работает в похоронной конторе. Жизнь у него не сахар — души прекрасные порывы разбиваются о скалы реальности. Герой потрёпан прошедшей войной, но больше — галопирующей инфляцией, неудавшимися романами, окружением и надвигающейся атмосферой неопределённого будущего.

При этом и главный герой, и другие персонажи как-то не теряют оптимизма. «Чёрный обелиск» преисполнен тонкой иронии, отличных шуток и метких жизненных наблюдений без удушающей сентиментальности, которую так часто преписывают Ремарку. Здесь очень много настоящей, не книжной жизни, удивительно интересных персонажей, прекрасных историй и метких, колких выражений. А ещё, конечно, Ремарку точно удалось передать дух и атмосферу эпохи — в таких условиях приход нацистов-реваншистов очевиден, а сочувствие им народных масс выглядит по-прежнему преступным и непростительным, но абсолютно понятным явлением.

Замечательный роман — антивоенный, драматический, лирический, очень личный и в то же время — про всё то поколение немцев, которое спустя десяток лет снова очень сильно ошибётся и повторит страшную ошибку своих родителей и старших братьев.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне гиперинфляции двадцатых, ставшей для Германии роковой, Людвиг Бодмер, совмещающий должность рекламщика в похоронной конторе с игрой на органе в психбольнице, пытается разобраться в отношениях с девушками и тягой к писательству, топя фантомные боли «потерянного поколения» в горьких иронии и «киршвассере».

Эрна ушла к другому, Герда собирается поступить так же, а сердце щемит от бесед с безумицей Изабеллой-Дженни: она слышит, как кричат цветы, умеет пить луну из стакана, рассуждает о жизни отражений за пределами зеркала и о том, куда деваются имена вещей, когда некому их называть.

58-летний Ремарк тщательно реконструирует себя 25-летнего: с метаниями от йогов к Платону, от писательства к музицированию, от телесного к духовному. Жизнь проходит — с воплями соловьев на рассвете, одуряющим запахом сирени и трусиками, забытыми на могильной плите… С охватившей страну нищетой, эпидемией самоубийств, с умирающими детьми и исковерканными судьбами ветеранов мировой бойни – проходит и смерть.

А потом будет осень, инфляция кончится, возникнет «ржаная марка», появятся мундиры цвета прогорклой горчицы. Придет время прощаться с провинцией, отправляясь навстречу чем-то новому, небывалому. Что там будет? Журналистика, столица, светская жизнь и слава, женщины и буквы… Но навсегда останутся в сердце: игрушечный городок Верденбрюк (Оснабрюк), ресторанчик «Вальгалла» и варьете «Красная Мельница», клуб поэтов и публичный дом, могильные памятники в омытом дождем саду, рольмопсы мамаши Кроль с огурцом и проверенное лекарство от меланхолии – голландский женевер, несгибаемый пьяница Кнопф с его ежевечерним водочным рейдом и предмет его постоянного поругания — черный обелиск – загадочная вещь-в-себе, лежалый товар конторы «Кроль и сыновья» и разгаданный символ своей эпохи.

Жизнь и смерть идут рука об руку, в конторе могильщиков это особенно заметно. От денежных купюр удобно прикуривать, зарплаты хватает только на галстук, но если повезет, можно урвать по бартеру обед с бутылкой вина или потрепанную книжку.

Одна уходит от тебя, потому что хочет гламурной клубной жизни, вторая — потому что хочет хорошо питаться, третья просто сумасшедшая… Верденбрюк, Хакенштрассе, 3 – выхваченные у беспощадного времени мгновения молодости. На этих страницах навсегда — весна 1923-го года.

Здесь навсегда они – глубоко несчастные и обманутые своей эпохой, такие молодые, такие счастливые, такие настоящие…

Обаятельный рыжий спекулянт Вилли и гробовщик-мистик Вильке, упражнения с гвоздем фрау Бекман и уловки Оскара-плаксы, бодрый викарий Бодендик и пронырливый толстяк-ресторатор Кноблох, пылкий гранитный магнат Резенфельд. Верный однополчанин и друг — лысый Георг, находящий утешение в светской хронике, и жизнелюбивая соседка Лиза, ее ревнивый муж-мясник и двухголосая чаровница-певица Рене де Ля Тур… Они как живые, и все как родные, давно уже стали частью личного читательского опыта.

Они здесь, навсегда, со своими горестями и радостями, со своей мудростью и наивностью. Всегда помогут советом.

Только расставшись с девушкой, начинаешь по-настоящему интересоваться ее жизнью. В нашем возлюбленном отечестве во всем виноваты евреи и велосипедисты. Одна смерть – трагедия, двух миллионов – статистика. Любовь – это когда хочешь передать дальше то, что не в силах удержать. Сон — горная шахта, в которой есть уголь, трупы, белые дворцы из соли и скрытые в земле алмазы. И всегда с нами — наше лицо до рождения и после смерти, оно иногда просвечивает сквозь то, что мы считаем жизнью, и на миг ослепляет нас, поэтому мы никогда потом уже не бываем прежними…

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня всегда удивляло, что некоторые индивидуумы, в частности, гламурные девочки, считают Ремарка женщиной! Видимо, их смущает его второе имя – Мария – хотя они даже не потрудились открыть Википедию и почитать, при каких обстоятельствах писатель получил его. Хотя, если ничего не знать о Ремарке и прочитать «Черный обелиск», действительно можно навоображать себе, что его написала женщина.

Дело в том, что женская проза, это чаще всего проза внутреннего мира и романтических переживаний, а мужская – проза действия. Так вот, в «Черном обелиске» довольно мало действия, зато очень много внимания уделено внутреннему миру героя. Приступая к чтению, я предполагал, что роман рассказывает о становлении нацизма в Германии. На деле же книга совсем о другом.

Возвращаясь к сюжету – Людвиг Бодмер, молодой поэт, вернувшись с Первой Мировой войны устраивается школьным учителем в своем родном городке Верденбрюке. Но это дело быстро ему надоедает, и он переходит в фирму по продаже надгробий. В Германии жуткая инфляция, деньги дешевеют, буквально, в течении нескольких часов, поэтому жизнь очень тяжелая и каждый «крутится» как может. Людвиг, например, подрабатывает пианистом в клубе и иногда играет на органе в церкви, за что получает право пообедать со священником. Львиную долю повествования занимает описание душевных переживаний героя. Возлбленная героя уходит к богатому спекулянту, молодая акробатка Герда встречается с ним только ради развлечения и лишь одна девушка – Изабелла, вполне благосклонна к Людвигу и вскоре у него зарождаются к ней чувства. Лишь с ней можно поговорить откровенно, излить ей душу. Вот только зовут ее вовсе не Изабелла, а Женевьева, и она пациентка клиники для душевнобольных при церкви. У Женевьевы диссоциативное расстройство личности и она постоянно принимает героя за кого-то другого, называя его то Рольфом, то Рудольфом. Все это происходит в 1923 году.

Если копнуть глубже, можно обнаружить у романа второе дно. Ведь, по сути, он является автобиографическим. Ремарк после войны также работал учителем, продавцом могильных плит, пытался писать стихи. Подозреваю, что и отношения с женщинами, описанные в романе, также имели место быть.

Одной из главных героинь романа выступает, как ни странно, инфляция. Государство нарочно поддерживает ее высокий уровень, ежедневно увеличивая эмиссию денег. Теперь они стоят даже дешевле, чем бумага, на которой они напечатаны, а цены на товары уже исчисляются в миллионах марок. Благодаря таким действиям, правительству Германии удается быстро списать госдолг и при этом, нажиться на изменении курсов акций. Простые же люди, живущие на жалование, и, тем более, на пенсию, оказываются на пороге нищеты и голодной смерти, ведь цены растут быстрее, чем их доход Многие заканчивают жизнь самоубийством от безысходности. Естественно, в стране растет недовольство и социальная напряженность, на волне которых поднимаются такие одиозные деятели, как Адольф Гитлер и иже с ним. В книге движение нацистов только зарождается, но очень быстро ширится. К нему примыкают озлобленные пролетарии, агрессивная тупоголовая молодежь, бывшие вояки, не способные смириться с поражением в Войне. Именно они вскоре сформируют костяк, на котором утвердится Третий Рейх. Конечно, все эти события происходят на втором плане, но они очень важны для понимания той эпохи.

Важно знать, что автор вовсе не оправдывает нацистов – для Ремарка немецкий национал-социализм всегда был отвратителен, и из-за своей анти-нацистской деятельности писателю пришлось уехать из Германии, опасаясь за свою жизнь – но мотивы людей, примкнувших к этому движению, становятся более понятны.

«Черный обелиск» — не лучший роман Ремарка и до уровня «Триумфальной арки», «Трех товарищей» и «На Западном фронте.. » он не дотягивает. Но, при этом, он является весьма качественным произведением для любителей неторопливой прозы и рассказывает о том времени, о котором, у большинства моих соотечественников, весьма смутные представления. Моя оценка 8/10.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

После двух прочитанных книг Ремарка, я зарёкся читать его творчество. Однако полное собрание сочинений так и не кануло в лету с электронной книги. Последняя прочитанная книга, столько навела на меня грусти, и это постоянное упоминание кальвадоса... (как-то я себя поймал на том что уже нахожусь в отделе со спиртным и отыскиваю его).

Вернёмся к этой книге.

С самого начала сюжет заинтересовал меня (подглядывать за женщиной в окно? :-) ), и поднятая тема про инфляцию и что доллара вырос... (у нас на данный момент та же ситуация в стране, доллар вырос и сильно), простым языком объяснено как инфляция разоряет (для меня не новость конечно, но хоть клиентам советуй первую главу к прочтению :-) (работаю в торговле)). И вот уже первая глава прочитана, а интерес всё возрастает. В Верденбрюке весна, запах распустившейся сирени и тополя, — я тоже люблю эти запахи по весне! И у меня рядом с домом они растут :-) С первых двух глав настолько стала близка книга, что я по новому взглянул на творчество Ремарка!

Они живут в смутное время, страшная инфляция, они одиноки после войны, вокруг смерти и голод. Но тем не менее не падают духом (разве что много пьют). А всевозможные комичные моменты, и как они «глумятся» :-) Не ожидал юмора у Ремарка, но я смеялся!

Вот главный герой продаёт надгробия, вот проводит время с друзьями, вот он подрабатывает играя на органе, и вот его встречи с подругами. На протяжении всей книги эти сюжеты чередуются, что-то смешное, что-то просто интересно и любопытно. Не без грустных моментов конечно, но ведь сюжет повествует события послевоенного времени.

За этой книгой я отдыхал и приятно проводил время. Читал про драки, пьянства, любовь, дружбу и вообще жизнь. Всего в меру. Все герои живые, я будто был рядом с ними и знаком с каждым лично несколько лет. Чёрный обелиск, — тоже герой романа :-) И какую важную роль сыграл в конце!

И вот она подошла к концу... Но впереди еще есть не читанные книги автора! И с новым взглядом на его творчество, я думаю найдутся не менее достойные произведения :-)

С этого романа я полюбил Ремарка! (Первые 2 прочитанные до этой не пошли). Эта книга будет всегда актуальна!

P.S. Герда и «Изабелла» — это мои знакомые (на столько схож характер и поступки), как они попали в прошлое, в роман Ремарка под другими именами? о.О

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я удивлен сверхвысоким оценкам данного романа. Мне он не показался шедевром. Попытаюсь объяснить почему.

После поражения в первой мировой войне, Германия пребывает в состоянии жестокого экономического кризиса. Гиперинфляция уничтожила все накопления населения. Главный герой -- молодой ветеран -- живет в маленьком немецком городке, занимаясь непыльной торговлей надгробных памятников в офисе. В течении года, который охватывает роман, кризис усугубляется, на улицах начинают умирать люди от голода, растут националистические настроения. По-видимому, от безысходности главный герой «вынужден» каждый вечер проводить в ночных клубах, обильно пить шампанское, вино, пиво и водку, поедать деликатесы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наведывается и в публичный дом, несмотря на регулярную половую жизнь с несколькими девушками. Помогает сокрытию чужих супружеских измен, которые происходят, судя по всему, от скуки жизни в провинциальном городке.
Он страдает от невозможности купить себе хороший костюм. Вяло и безуспешно ищет смысл жизни, хотя личные любовные переживание его волнуют значительно больше. Тем временем где-то на заднем плане повествования расцветает «коричневая угроза»...

Подобный персонаж не вызывает у меня особых эмоций. Обычный молодой человек в меру своих способностей наслаждается тем, что может получить в текущий момент -- просто живет своей провинциальной жизнью; как и все остальные герои романа катится по колее. Вообще, от всего происходящего складывается ощущение, что все люди просто ждут. Ждут окончания экономического кризиса, а может быть и своей жизни вообще; вяло и безвольно. Возможно, поэтому и появился термин «потерянное поколение»?

Повествование насыщено «водой», хотя читается вполне занимательно. Пару раз встречаются добротные шутки.

Резюме: затянутый реализм про молодого провинциала

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удручающая экономическая ситуация, когда каждый выживает как умеет, набирающие силу националистические движения... На этом фоне любая дружба кажется дружнее, порядочность — порядочнее (уж простите за тавтологию), а любая человеческая гнильца проявляется во всей своей красе. Казалось бы, нехитрый прием — показать простые радости жизни на контрасте безрадостного рода деятельности и всей окружающей обстановки. Да только это совсем и не прием, а так и было, в разные времена, в разных частях света... Очередная пронзительная картина жизни от Ремарка, о том как люди живут, любят, дружат.

Ремарк — один из самых любимых авторов, вне зависимости от жанровых предпочтений. Настолько люблю, что растягиваю удовольствие и читаю романы с большой периодичностью, чтобы хватило на дистанцию подлиннее.)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так понравилось, как «Три товарища», но все же интересно читать.

Тут когда-то давно один пользователь писал, мол, атмосфера книг ремарка пропитана коньяком и сигарами — полностью согласен.

Безумно нравится его юмор, сюжет, а от концовки мурашки побежали снова. И как-то грустно стало.

Атмосфера инфляции, а также менеджментовские и маркетинговые предпосылки Людвига — это переплетение изворотливости и находчивости под гнетом бедности.

Любовная линия про

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сумасшедшую и ее «исцеление»
зацепила.

А вообще, считаю, что из гг сделали совсем уж маленького ребенка, который все никак не научится общаться с женщинами.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Ремарка «Черный обелиск» вышел в 1956 году. Он продолжает тему «потерянного поколения», начатую писателем в своих произведениях «На Западном фронте без перемен», «Три товарища». Роман вышел в разгар «холодной войны», поэтому в сюжете книги прослеживаются опасения автора насчет третьей мировой войны и рассматриваются различные варианты развития нашего будущего.

Повествование в романе ведется от лица Людвига Бодмера, который, вернувшись домой с фронта, пытается найти свое место в непривычной для него новой мирной жизни. В этот период между двумя войнами происходило зарождение фашизма, а страна была охвачена кризисом. Людвиг работает у своего сослуживца-однополчанина Георга Кроля, фирма которого продает надгробные памятники. Подрабатывает герой игрой на органе в часовне лечебницы для душевнобольных. Там он и встречается с Женевьевой/Изабеллой, страдающей раздвоением личности.

Герой «Черного обелиска» является представителем «потерянного поколения». Роман автобиографичен — в образе Людвига Бодмера Ремарк представлял самого себя. У главного героя судьба автора романа, его переживания, его мысли и чувства. Главной задачей писателя было исследовать надломленные войной судьбы своих сверстников. Ремарк в своих романах делал это и прежде, но никогда еще не доходил до изображения такого отчаянного положения людей с искалеченной душой. У его героев до этого не было такого разочарования, переходящего в духовную опустошенность и бессмысленное существование. Дополнительную трагичность сюжету придает окончание любовной истории Изабеллы и Людвига.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

По прочтении Чёрного обелиска, который почему-то случайно и совсем недавно попался мне на глаза, я пришёл к мысли, что Ремарк — очень резонансный писатель. В каком смысле резонансный? Да в очень простом. Этого затрагивающего очень важные, иногда даже незаметные проблемы и детали человеческой жизни, которые порою мы специально, хоть и догадываемся о них, вытесняем из нашей скучной жизни на задний план, нужно читать при соответствующем, ремарковском настроении, когда, испытав значительный контраст, читатель буквально угадывает следующую фразу героя и заходится в истерическом припадке от сознания того, что несовместимые вещи, описанные здесь, в книге, оказываются легко совместимы, если к поставленным Ремарком вопросам подойти, оставив тысячелетнюю мудрость давно забытых людей и народов. Так вот, настроение, как я уже сказал, играет, пожалуй, решающую роль, и, словно две сошедшиеся, дополняющие друг друга волны, вы и книга достигнете того пика, той недосягаемой высоты, которая, если организм ваш не будет расположен к послевоенной атмосфере разрушающейся Германии, а мозг превратится в нудного педанта и брюзгу, не будет видна вам с вашими устоявшимися, веками подтверждёнными, фальшивыми и губящими ценностями. Попытавшись хотя бы найти глазами эту высоту, вы вскоре со всей серьёзностью ощутите щемящую боль в шее, и беспросветная, тягучая меланхолия монотонности и бессмысленности ожидания чего-то стоящего, прагматичного в итоге нагонят на вас головную боль. Как нетерпеливый ребёнок, увидев новую безделушку или найдя другое занятие, забывает о том, что секунду назад его желания приобрести, увидеть, потрогать, понюхать владело им единолично, так и вы, желающие разом, одним гигантским, не требующим усилий прыжком оказаться на той самой высоте, которая так много обещает, будете постоянно искать что-то другое, сиюсекундное, а, когда, наконец, вчитавшись, начнёте понимать, чем заняты герои Ремарка, что-то непременно вырвет вас из книги и заставит окунуться или, вернее, выплыть в мир абсолютных и непогрешимых ценностей, чтобы, например, помочь соседу затащить купленную мебель или рассказать другу, как удачно вы надысь, временно закрыв глаза на решительный отказ от презренного лицемерия, шагнули вверх по карьерной лестнице. Вверх? Друг мой, разве вы забыли, что мы недавно поспорили, и вы, разозлившись не на шутку, так и остались стоять на голове. У вас уже красное лицо, но на любопытные взгляды вы отвечаете, что это от перца. Люди вежливы, и, чтобы никого не обидеть, все с радушной улыбкой кивают головой, как будто у них в шее новая, недавно купленная пружина, которую все, как один, решили опробовать и остались довольны.

Да что об этом. Я хотел только сказать или посоветовать, чтобы вы не читали Ремарка только затем, чтобы убедиться, какая некачественная и однотипная писанина выходит из под его пера. Вы встретите тоску и монотонность, но разве, когда с сомнительной миной вы выбирали книгу для битья, не эта цель ставилась во главе других. Подождите немного, пускай время окажет вам услугу, и, рано или поздно, вам захочется прочесть Ремарка, окунуться в его мир так же, как изнывающий от жажды путник накинется на водяной источник.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая смешная из всех вещей, которые я читал у Ремарка, хотя роман вообще-то о похоронном бизнесе и его работниках, а также об их подругах, соседях...Время действия — 1923 — время обнищания для честных, процветания для ушлых...Вспомнились наши 90е с их инфляцией и бартером, с национальным унижением нашей Родины...Герои романа описаны ярко и становятся моими друзьями...и эти друзья через двадцать лет будут стрелять в моих дедов...Ремарк сделал очень много, чтобы мы больше не стреляли друг в друга.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх