fantlab ru

Майкл Муркок «Хроники замка Брасс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
349
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники замка Брасс

The Chronicles of Castle Brass

Цикл; цикл «Хроники Хоукмуна»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

В трилогии рассказывается о приключениях Хоукмуна после борьбы за Рунный Посох. У нее нет сквозного сюжета, если не считать идеи о том, что Хоукмун хочет вернуть друзей, погибших в последнем романе тетралогии. В первом романе Хоукмун спасает графа Брасса, но при этом теряет свою возлюбленную. Во втором романе он не по своей воле занимает тело Илианы Горатормской и спасает мир Гораторма от Хаоса. Третий же роман особенно интересен. В нем рассказывается о судьбе Вечного Героя, причем не только о судьбе Хоукмуна, но и Эрекозе, Корума и вообще судьбе мироздания. Именно романом «В поисках Танелорна» Муркок в то время предполагал закончить цикл «Вечный Герой».


Содержание цикла:


7.55 (364)
-
5 отз.
7.43 (342)
-
4 отз.
7.61 (354)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:



Хроники замка Брасс
1993 г.
Замок Брасс 2
1994 г.
Сага о Рунном Посохе
2002 г.
Хроники Хоукмуна. Граф Брасс
2002 г.
Хроники замка Брасс
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Count Brass
1973 г.
(английский)
The Quest for Tanelorn
1977 г.
(английский)
The Champion of Garathorm
1985 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Смерть чебурашкам!» — вопит бравая воительница Илиана, и ее девушки усердно мочат мутантов, ведомых белокурым насильником Урфин-Джюсом. Восьмирукий страшила вонзает громадный Клинок в бассейн, являющийся глазом монстра-планетоеда... Всерьез такое написать, конечно, даже Муркок не мог бы; скорей всего, он сильно злоупотребил веществами, когда выдал на-гора данный текст. Впрочем, получилось весьма вкусно, сочно и эффектно — как раз в духе комиксов 70-х (вспомните «Доктора Стрэнджа» хотя бы).

Снова распадаются миры (без особого смысла. А какие остались — те нагло наползают друг на друга). И снова — вспышки огненных копий, летучие пирамиды, зловещая маска-часы, располовиненная мечом... Таймпарадоксы и хроноклазмы ведут к тому, что Ветер Времени вырывается на волю, история переписывается на ходу, и один вариант послевоенной Европы сменяет предыдущий... Правда, на мозг главного героя это все оказало губительное действие. Грязный, голый, не стесняющийся своего вида и умственного состояния (ему, в общем-то, нечего терять) — да, такой он обычно и есть, Вечный Герой Муркока. В стенах разных вселенных (читай: в циклах) возникают вполне ощутимые бреши — и вот пожалуйста, уже Эльрик с Корумом в гости заглянули. Или фон Бек (д\разнообразия оказавшийся дамой). А за горизонтом вырисовывается очередной Апокалипсис, и снова надо спасать мир с помощью Мега-Меча, хотя в голове бардак, и прямая телепатическая связь с Вечностью (в виде невнятных голосов) совсем не радует... Короче, адская смесь в духе позднего «Доктора Кто» (не будем забывать, что ММ сам фанат «Доктора», правда, олдскульного, образца 60-х)...

Казалось бы, тут-то и пора кончать не в меру затянувшуюся сагу. Но Муркоку самому стало совестно того, чтО он написал ;))))) Спустя годы, он сперва перепишет финал истории Джона Дейкера («Дракон в мече» — возвращение к ранней, почти «корумовской» традиции романов о мультивселенной), а потом и сама идея Большого Трандеца будет подана им по-новому («Второй Эфир», жизнь в разрушающемся мире,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
война богов, происходящая в сознании обиженного парня, к-рому горячо любимая Колинда — вы только представьте!! — не дала... )
Очень хорошо, конечно, все это написано; замысел Мега-Цикла стал четче и яснее. Но вторую трилогию о Хоукмуне теперь уже однозначно читать не стоит — она «сдана в архив», хотя _в_свое_время_ читалась на ура...

Оценка 9 — Муркок хотя бы пытался. Честно пытался завершить свое грандиозное эпическое полотно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая трилогия о Хокмуне серьёзнее и сильнее, чем первая. Само собой, фирменное зубоскальство и муркоковский сюр здесь присутствуют в немалых количествах, однако сцепка с мегациклом о Вечном Воителе, любимой забавой Майкла, здесь не в пример сильнее. Хокмун, сближаясь с остальными героями цикла, Элриком, Эрикезе и Корумом (посредством безумия, естесственно), становится восприимчив к их (читай: собственной) памяти. Следуя по заранее вымощенной дорожке (а как же?), он прибывает с компанией собственных копий в Танелорн, где и завершается (на этом этапе) история Вечного Воителя.

Если серьёзно — романтичный и красивый цикл. Потеря любимой, душевные метания Хокмуна, его падение, взлёт — до самых вершин возможностей Человека. Через страдание — на пути к Полубогу. Хокмун заслужил свою участь — он единственный из четвёрки выполнил свою задачу без изьяна (Эрикезе уничтожил человечество, Корум всю жизнь одерживал бессмысленные и ненужные победы, а Элрик и вовсе встал на службу Хаосу). На этом его история заканчивается, так же как и первый виток творчества господина Муркока. Следующие его вещи будут несколько иными...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Между последней книгой «Историй Рунного Посоха» и первым романом «Хроник замка Брасс» у Муркока прошло четыре года. Между событиями историй – пять лет. У меня же прошло гораздо больше – восемь лет.

За это время, конечно, многие события из «Историй Рунного Посоха» позабылись, но благо, что первый роман этого цикла («Граф Брасс») построен так, что в нём полно обширных, но при этом не довлеющих, не надоедающих напоминаний – и это очень приятно. Да и сам роман… Помниться, последние книги «Историй Рунного Посоха» (в частности сам «Рунный Посох») разочаровали своей торопливостью, будто Муркок хотел побыстрее всё закончить, своим героическим пафосом, который начинал резать глаза; запомнились тем, что герой стал напичкан магическими побрякушками, воля Рунного Посоха определённо была за него, а помощь со стороны приходит слишком часто и постоянно вовремя. Но за восемь лет я соскучился. Я соскучился по героике Муркока. Я соскучился по Хокмуну, по его друзьям и врагам. По миру, пережившему Страшное Тысячелетие, деформированному, но узнаваемому. Даже по Тёмной Империи, эдакому аналогу нацистской Германии, только в этом измерении ставшей Гранбретанией и расположенной в родной для автора стране. И вот, только получив книгу на руки, я сразу же принялся за чтение – и меня увлекло, унесло им.

С первого же романа унесло. И с первого же романа я почувствовал то, что и ожидал от романов Муркока – его фирменную атмосферу, туманную и мрачноватую, будто завораживающий сон. Сон со странными событиями и превращениями, с призраками и туманными видениями, чья истинная суть кажется таинственной, но очень важной. И всё это тут было, в каждом из трёх романов. А ещё – во всю мощь и ширь – фирменная авторская многомерность, с его символами. Да именно тут, хотя по предыдущим романам о Хокмуне этого и в помине не было, истории казались обособленными, со своими артефактами, со своей системой мироздания. Но вот тут – Мультивселенная накатила как волна со всей силой, ухватила с собой нашего героя и понесла по хаотичному слегка безумному и несправедливо тяжкому пути Вечного героя. Понесла к концу всего – концу богов, концу Хаоса и Порядка, концу самой истории Вечного героя, всех его воплощений… И многое воскресло тут – и павшие друзья, и павшие враги. Появились и Джери-а-Конел и Корум и Эльрик и многие другие. И за этим нельзя было смотреть иначе как заворожено, иначе как с тревогой и восторгом – так как за всем чувствовался некий великий катаклизм и великая развязка. И так оно и случилось…

Все романы были на уровне. На довольно высоком. Да были и моменты, которые смущали: в первом романе, явное повторение пути из предыдущего цикла, во втором – история Илианы Гаратормской, которая казалась бледнее истории общей; в третьем – слишком сюрреалистическая битва с Агаком и Джагаком. Но эмоции от романов всё равно были самыми положительными. Увлекали они. И сюжет у них был увлекательным. И атмосфера – та, которую ждал. И радует, что всё это – вся трилогия – смотрелось очень цельно, а события всё нарастали, приближая волнительный, очень тревожный финал. И он тоже вышел что надо – раскрывающий всё, объясняющий всё, подводящий итог; эпичный и печальный, трагичный, грустный и в то же время тихо-радостный – хотя бы за тот мир, что наступил в душе у Хокмуна. Отличный финал – неожиданный финал для всего. Для всей истории Вечного героя… То самое последнее слово, что запомнилось и оставило в душе свой след.

Прекрасная трилогия – мёд на душу такому любителю старика Муркока, как я.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не лучшая из книг Муркока, но являющаяся краеугольным камнем в цикле о Вечном Воителе. Фанатам Муркока — читать непременно!

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта трилогия лучше первой татралогии по одной простой причине: Хоукмун наконец выбрался за пределы собственного мира. В остальном я не вижу в ней особых отличий от предыдущей тетралогии. Но читать необходимо, потому что это важнейший элемент истории Вечного Воителя.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эстеты не желают писать посредственно и стремятся к лучшему, анархист и антиэстет Муркок не желает писать посредственно и предпочитает делать это плохо. Первое четверокнижие о Хокмуне было ужасным: автор ходил по грани между трэшем и троллингом, и его перекашивало то в одну, то в другую сторону. Вторая трилогия написана чуть лучше, но на территорию хорошей литературы не отбрасывает даже тени. Специально? Подозреваю, что да. Не факт, что если бы Муркок писал бы лучше, он бы, например, лучше продавался. Если бы Муркок писал лучше – он бы страшно потерял в харизме.

В принципе, ориентиры для второй части «Рунного посоха» остались все те же: бульварная героика 30-ых годов, рыцарские романы, совратившие когда-то Дон Кихота, комиксы. Добавилась эзотерика, опять-таки бульварная и особенно ощутимая в завершающей части «В поисках Танелорна». Стоит отдать должное Муркоку: эзотерика все же получилась, как говорится, «с разоблачением» (в конце саги вроде как проводится мысль, что всякие знаки, символы и пророчества гроша ломаного не стоят). Скудный внутренний мир героев перекочевал из куртуазной героики, а бульварная проза подарила «Рунному посоху» апокалиптические настроения и проблемы регулярного спасения мира. Из комиксов – помимо супергероического пафоса – еще позаимствована традиция собирать героев во всяческие лиги, альянсы и «икс-против-игрека» битвы. Воплощения Вечного Воителя – Корум, Эрекозе, Элрик и Хокмун – в последней части все-таки собираются вместе, дабы пойти и оторвать выступающее эго очередному злодею (точнее, двум сразу, но какая, по сути, разница?). Конечно же приключения и декорации шиты белыми нитками, но в конце концов мы же не требуем от Деда Мороза на распродаже в супермаркете первоклассной актерской игры?

Я отказываюсь верить, что за этими глупыми, неоригинальными сюжетными поворотами и образами стоит какой-то мега-замысел. Куда больше это похоже на обычную поденную работу, чтиво для британского рабочего класса. В наш рабочий класс пихаются мечты об империях и историческом реванше. Муркок впихивал мечты о сильных людях, мире без мессианства и обществе без зашоренных парламентов и судов. На доступном языке и доступными средствами. Мультивселенная? Это мы со своей колокольни думаем, что романы писались для выстраивания Мультивселенной, а Муркок, наверное, думал, что Мультивселенная поможет ему сострогать очередной романчик. А нам что, жалко?

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх