fantlab ru

Стивен Кинг «Туман»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
3521
Моя оценка:
-

подробнее

Туман

The Mist

Другие названия: Мгла; Твари

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 236
Аннотация:

Дэвид Дрэйтон отправляется в город за продуктами со своим пятилетним сыном и соседом Нортоном. Жену он оставил дома в маленьком городке штата Мэн — наводить порядок после ночной бури и ждать электриков.

Со стороны озера направляется странный туман, обволакивая всё вокруг... Уже в магазине Дэвид понимает, что случилось что-то серьёзное... В тумане находится нечто зловещее, что преграждает путь наружу. Ситуацию усугубляет миссис Кармоди, местная «ненормальная», которая находит своё толкование происходящему...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация на русском языке была в журнале «Вокруг света» в номерах с 4 по 7 за 1988 год: №4 стр. 48-56 (с предисловием Член-корреспондента АМН СССР В.И. Иванова.); №5 стр. 52-60; №6 стр. 52-59; №7 стр. 48-55. Перевод А. Корженевский, рисунки А. Гусева.


Входит в:

— антологию «Dark Forces: New Stories of Suspense and Supernatural Horror», 1980 г.

— сборник «Команда скелетов», 1985 г.

— журнал «Вокруг света 1988'04», 1988 г.

— журнал «Вокруг света 1988'05», 1988 г.

— журнал «Вокруг света 1988'06», 1988 г.

— журнал «Вокруг света 1988'07», 1988 г.

— антологию «Угроза с Земли», 1989 г.

— антологию «Инкуб. Затейник. Туман», 1993 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1981 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2009 // Переводной роман (повесть; США, 1980)

Экранизации:

«Мгла» / «The Mist» 2007, США, реж: Фрэнк Дарабонт

«Мгла» / «The Mist» 2017, США, реж: Адам Бернштейн, Гай Ферленд, Ричард Лэкстон



Похожие произведения:

 

 


Угроза с Земли
1989 г.
Монстр
1992 г.
Несущая огонь. Туман
1992 г.
Сияние
1992 г.
Инкуб. Затейник. Туман
1993 г.
Лангольеры
1993 г.
Лангольеры
1993 г.
Туман
1993 г.
«Экспресс-НЛО» № 6 сентябрь 1994. Литературное приложение
1994 г.
Кладбище домашних животных. Туман
1996 г.
Команда скелетов
1996 г.
Туман
1996 г.
Кэрри
1997 г.
Последняя перекладина
1999 г.
Команда скелетов. Том 1
2000 г.
Туман
2001 г.
Команда скелетов
2003 г.
Команда скелетов
2004 г.
Команда скелетов. Сердца в Атлантиде
2004 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2008 г.
Туман
2012 г.
Команда скелетов
2014 г.
Команда скелетов
2015 г.
Команда скелетов
2016 г.
Команда скелетов
2017 г.
Команда скелетов
2018 г.
Команда скелетов
2019 г.

Периодика:

Вокруг света № 5, май 1988 г.
1988 г.
Вокруг света № 6, июнь 1988 г.
1988 г.
Вокруг света № 7, июль 1988 г.
1988 г.
Вокруг света № 4, апрель 1988 г.
1988 г.

Аудиокниги:

Туман
1989 г.
Команда скелетов
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Dark Forces: New Stories of Suspense and Supernatural Horror
1980 г.
(английский)
Dark Forces
1980 г.
(английский)
Skeleton Crew
1985 г.
(английский)
Skeleton Crew
2007 г.
(английский)
The Mist
2018 г.
(английский)
Der Nebel
2020 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После одного из июльских ураганов, оставившего без света весь штат Мэн, жители небольшого городка Лонг-Лейк заметили над озером необычайно плотный туман. Он приближался неспешно, но неумолимо, словно сама судьба. И когда белая пелена закрыла небо и солнце, на земле разразился самый настоящий ад...

Это было второе произведение Стивена Кинга (первым был рассказ «Я — дверь отверстая»), с которым я познакомился на страницах журнала «Вокруг света». Книг этого писателя тогда не публиковали по известным причинам, так что журналы были единственным средством для советского читателя. Хорошо помню, как повесть поразила тогда меня, привыкшего к оптимистическим произведениям наших фантастов с неизбежным счастливым финалом — потому что ничего из перечисленного я в «Тумане» не обнаружил. Оказалось, что хорошие произведения не обязательно должны заканчиваться на позитиве — негатив даже делал их более запоминающимися. Герои произведения были весьма далеки от советского стандарта «правильного человека и гражданина» — вместе с простыми обывателями здесь полно дураков и негодяев. Даже сам Дэвид Дрейтон далеко не идеал: не успев оплакать гибель любимой жены, лезет под юбку к другой женщине, наплевав на свои отцовские принципы. Надо сказать, сексуально-эротические мотивы присутствуют почти в каждом произведении Стивена Кинга — таков уж американский менталитет. Но меня в конце 80-х поразило вовсе не это, а умение автора детально описывать никогда не происходившие события. Причем, с психологической стороны (тогда я еще не знал, что автор долгое время работал санитаром в «психушке», где и насмотрелся самых разных ужасов). Честно говоря, мороз пробегал по коже, когда я представлял себе эту молочно-белую стену тумана, неспешно надвигающуюся на город. Автор хорошо знает, как следует пугать своего читателя — не спеша, смакуя самые мелкие детали и создавая атмосферу тревожной неопределенности. И вовсе не злоупотребляет описанием ужасных обитателей туманной мглы, уделяя им почти что беглое и поверхностное внимание. Но от этого твари, как ни странно, становятся только страшнее! В этом заключен парадокс: подробно описанный ужас перестает пугать и даже начинает смешить. По-настоящему страшно лишь то, что ты видишь урывками, нечетко и неполно, как бы на периферии своего зрения. Главное качество Кинга как «короля ужасов» заключено в умении описывать психологическую реакцию своих персонажей на нештатную ситуацию. Поэтому мы и боимся надвигающегося тумана, хотя ничего плохого еще не произошло. Но напряженность во внешней среде и поведении всех действующих лиц повести уже изрядно напрягают и создают у нас уверенность в том, что добром всё точно не кончится. Мне кажется, что такая вот атмосфера тревоги и дурных предчувствий сильнее действует на психику читателя, нежели сами кошмарные образы обитателей иного измерения.

Именно с экранизации повести началась новая жизнь кинговских творений — до этого момента фильмам не хватало глубины и правдоподобия. Фильм «Мгла» 2007 года впервые смог реализовать на экране все авторские задумки, вследствие чего и стал первой достойной визуализацией произведений писателя («Бегущего человека» сильно переделали сценаристы, поэтому считать его экранизацией Кинга не совсем корректно). Единственный недостаток фильма — в самой концовке. В повести она неопределенная, со слабым проблеском надежды. А в фильме почему-то решили сделать ее определенной и трагичной, хотя в повести автор такой вариант отбрасывал: «... вам не стоит надеяться на традиционный хэппи-энд. Не будет никаких фраз типа =Наконец они выбрались из мглы в яркое солнечное сияние нового дня= или =Когда они проснулись, вокруг уже сутились войска Национальной гвардии...=» Но в фильме именно так всё и произошло — по крайней мере, для главного героя. Зачем нужно было идти в конфликт с оригиналом — ума не приложу! Но в целом, повторюсь еще раз, экранизация оказалась вполне достойной и посмотреть ее стоит. Но только после предварительного прочтения повести, чтобы сравнить свои мысленные образы с авторскими.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том апокалипсисе, который люди могут устроить сами себе в результате непродуманных научных экспериментов. Особенно следует опасаться всех попыток прорвать завесу нашей реальности, как это было в небезызвестном эксперименте по синтезу бозона Хиггса.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я большой любитель фильма Дарабонта. Его «Мгла» один из немногих фильмов ужасов, которые я периодически пересматриваю. Я не брался за повесть долго именно по этой причине – боялся, что он окажется хуже (так было для меня, например, с «Серебряной пулей» и «Циклом оборотня»). Но нет, повесть оказалась не просто на уровне – она для меня один из лучших образчиков прозы Стивена Кинга. Возможно даже, есть плюс и в том, что «Мгла» повесть, а не роман. В нём нет места лишнему; текст – сплошная концентрация тревоги и страха, тонкое почти звенящее ощущение не просто напряжения, а подсознательного ожидания чего-то все более худшего, всё более страшного, там, во мгле неизвестности. Её восприятию не мешало воспоминание о фильме, хотя там во многом и сюжет и образы переданы довольно точно. Повесть увлекает, хватает за горло сразу же – с тревожных образов бури – и ведёт так крепко, что ты просто не отвлекаешься ни на что другое. Прекрасный язык с четкими, яркими образами. Напряжение, о котором я уже говорил – постоянное, внешнее и внутреннее. До жути реалистичные реакции героев на ситуацию – как же здорово, например, ощущается первая волна паники, захлестнувшей людей, в очереди у касс; их разные реакции на страх разрушения реальности –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
от самоубийственной бравады, погубившей носильщика, до глухого отрицания, попытки спрятаться за рациональностью, пусть это мнимая рациональность искажённой веры.
Миссис Кармоди, возможно, слишком гротескна, но она же – продолжение тем Кинга о религиозном фанатизме, начатых ещё в «Керри»;
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она – чудовище из тех, что внутри, а не снаружи; катализатор истории, и нечто более страшное, чем монстры из тумана.
Кстати, есть тут и легкий намек на продолжения темы «жестокого Бога» – он, шагающий, по городу во сне главного героя, чем-то напоминает Бога «Детей кукурузы», он так же безжалостен к своей пастве как Бог, опустошивший мир в «Противостоянии», или Бог, использовавший героя в романе «Мёртвая зона». Да и причины катастрофы чем-то отсылают к «Противостоянию». Что-то есть лавкрафтовские в чудовищных щупальцах, и гигантских шагающих тварях – не в этот ли мир попали герои повести «Крауч-Энд»? И раз уж на то пошло, может быть, миссис Кармоди не просто сумасшедшая, а в каком-то смысле «сияющая», с её жуткими предсказаниями? Ведь в мирах Кинга есть и злые, ненормальные «сияющие»…

Есть – и в огромном количестве – то, что я особенно ценю у Кинга: химия, симпатии и антипатии, людей внезапно оказавшихся связанными друг с другом, при том, что все они по-своему индивидуальны, выпуклы настолько, что представляются чётко, как живые.

Скажу и о концовке. Да, возможно в фильме она просто бомбическая. Но та, что здесь, более подходит к Стивену Кингу –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
робкая призрачная надежда, почти не разгоняющая мглу тревоги и безысходности, но надежда. Я, кстати, заметил, что Кинг, хоть и дока в создании ужасов, но в конце у него всегда есть нотка надежды, и добро, иногда довольно странное, относительное, чаще всё же побеждает зло…

Я помню, что в книжной серии, в которой я впервые начал читать произведения Кинга, на обложке всегда значилось: «Читайте…(название любого романа автора) – шедевра короля ужасов Стивена Кинга!». Нет, не всё, вышедшее из-под пера Кинга, я считаю шедеврами, но эта повесть на мой вкус вполне заслуживает такого названия. Да в чём-то она именно типична для Кинга, но типична со знаком очень высокого качества и мастерства, как некий эталон.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня одно из лучших произведений Кинга, с ним у меня началось знакомство с жанром «Ужасы». Читал в далёкой молодости и до сих пор помню мурашки по телу от безысходности. Читаешь и обнаруживаешь себя в этом супермаркете, трясущимся от страха и ужаса неизведанного. Сколько ещё сможешь протянуть? Финал открыт.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне рассказ показался неоправданно длинным, для такого примитивного сюжета, где практически все действие происходит в супермаркете, и без характерного для Кинга проработки персонажей, — все уходит на описание действий и обстановки. Тут писали про логичность действий героев, мне же не показалось логичным, что люди, зная, что на улице чудовища, будут предпринимать попытки выбежать в туман, чтобы спастись, когда сам туман кишит гипертрофированными насекомыми и доисторическими существами. Фанатики тоже не показались логичными — зачем пытаться убить друг друга в замкнутом пространстве, когда и так очевидно, что они все обречены, могли бы создать свою группу и тусоваться в другом конце помещения, и как вообще половина персонажей оказались подвержены зомбированию какой-то психической фанатичке, это почти 50%, т.е. каждый второй оказался безмозглым, как они тогда вообще дожили до своих лет.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Туман может убивать

Часто бывало, что фильмы по произведениям Стивена Кинга, я видел раньше, чем обращался к литературному первоисточнику. С повестью «Туман» было также. В далеком теперь 2007 году увидел шикарный фильм, который впечатлил меня своим невероятным финалом под атмосферную музыку. А вот до книги мастера ужасов добрался относительно недавно, так или иначе держа в голове воспоминания фильма. И знаете, невольно сравнивая, я понял для себя, что фильм мне понравился больше, что достаточно редкое явление.

Сама повесть читается интересно и быстро, в ней чувствуется дефицит размышлений и долгих повествований Кинга, но на то она и повесть. Произведение достаточно короткое, все внимание на происходящее. И это несомненный плюс. Со временем я стал понимать, что для меня длинные романы автора даются тяжеловато, а вот повести вполне быстро и интересно читаются. Это отличное сочетание размеров книги и действий в ней в исполнении мастера ужасов.

При всех прочих, «Туман» хорошо написан. Здесь присутствуют грамотно проработанные персонажи, есть острая и опасная ситуация, которая требует сложного выбора как у главного героя, так и у бедняг, что оказались вместе с ним. Внутри помещения, где укрываются герои, оставаться опасно, но на улице быть еще страшнее. И вот в такой критический момент сразу видно, кто и как проявляет себя. Кто-то паникует, кто-то берет на себя решения и ответственность за других, кто-то откровенно слетает с катушек, а кто-то верует. Все это превращается в отличную психологическую драму, от которой сложно оторваться.

Финал в книге меня ждал иной, нежели в фильме, и он оставляет массу вопросов. Понимаю, что скорее всего концовка фильма была изменена специально, чтобы не совпадать с книжной, но вот ввиду того, что фильм я увидел раньше, финал книги меня немного разочаровал. С другой стороны, автор книги видел свою историю именно так, оставляя возможность читателям самим поразмыслить о будущем его мира в «Тумане».

Как итог, хорошая крепкая повесть, что читается на одном дыхании. Хорошо представленные персонажи, динамичное развитие событий, атмосфера ужаса и страха. Хорошее произведение для тех, кто любит пощекотать себе нервы поздним вечером в одиночестве.

10 из 10

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стивен Кинг по праву носит звание Короля Ужасов. «Туман» — повесть по-настоящему страшная, в которой мистика тесно переплетается с научно-фантастической тайной происхождения загадочного тумана. Судя по всему, на военной базе проводились исследования о создании прохода в другой мир, но результат оказался чудовищным.

В центре сюжета Дэвид Дрэйтон и его сын Билли. После разыгравшейся бури они отправляются в супермаркет, чтобы купить некоторые необходимые вещи. Там их настигает странный белый туман, и наши герои оказываются отрезанными от остального мира в здании со множеством незнакомых и малознакомых людей. Казалось бы, что страшного в тумане? Оказывается, что туман этот совсем не прост, и в нём скрываются неизвестные смертельно опасные твари. Несколько смельчаков отваживаются выйти наружу, но ничем хорошим это не заканчивается.

Кингу всегда хорошо удавались сюжеты, в которых несколько совершенно разных людей оказываются в ограниченном пространстве, а неизвестная опасность повышает градус накала. Объединятся они против этой общей угрозы или будут искать повод перегрызть друг другу глотки? Вопрос непростой, но человеческая природа чаще всего тяготеет ко второму варианту. Психология персонажей Кингу удалась как всегда хорошо, и основной акцент сделан на взаимодействие между людьми, а туман служит в основном для накала страстей. Монстры в тумане беспристрастны и хотят лишь убивать. Им глубоко безразличны особенности и характеры людей, прячущихся в супермаркете. Только вот сами эти люди в минуты опасности показывают свои самые потаённые и ужасные качества. Лишь немногим удаётся сохранить человеческий облик, продолжить мыслить трезво. Персонажи очень реалистичны и ни в чём не отличаются от обычных людей, которых мы встречаем каждый день. Их диалоги и поступки проработаны до мелочей. Сам супермаркет служит довольно слабой защитой от тумана и обитающих в нем тварей, поэтому оборонять его можно только сообща.

Вся повесть пропитана атмосферой безысходности и страха. Что могут противопоставить обычные люди подобной силе? И есть ли надежда на спасение? Возможно, уже вся страна или даже весь мир окутаны туманом. Как же продолжать бороться за жизнь, осознавая это?

Итог: Небольшая и лаконичная повесть, которую при желании можно было бы развернуть в полноценный роман. Вопрос в том, пошло ли бы это на пользу произведению? «Туман» подкупает своей атмосферой и реализмом героев. Однозначно, сильная вещь, заслуживающая внимания. Имеется очень неплохая экранизация с отличающейся концовкой. Благодаря разным финалам повесть и фильм воспринимаются совсем по-разному, но при этом одинаково хорошо.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в не очень хорошем настроении, как-то раскис после беспонтово тупо ужасного рассказа Кинга «Сорняк» (читать не советую, почти один негатив). «Туман» норм, хотя ужасы тупые и зло в них через чур слишком всемогуще. А так интересно на людей посмотреть-почитать, все какой-то и жизненный опыт, и опыт преодоления экстремальной ситуации, есть там и умные, и слабые звенья (в смысле, люди), тема отношений и повествование об попытках людей выбраться, что-то предпринять и самоорганизоваться очень понравились. Концовка на высоте — интригнула, волнующая, потрясла воображение, но завершение слишком печальное все таки, слишком уж безпроблесковое.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всей своей сегодняшней нелюбви в Кингу должен признать, что это одно из его самых удачных произведений.

Туман, монстры, фанатики — ух как всё хорошо здесь, ничего лишнего и без обычной для Кинга тягомотины и высасывания сюжета из пальца в его более поздних повестях и романах.

Помню, как в начале 90-х в одном читальном зале буквально залпом читал «Туман» в уже хорошо потрёпанных номерах «Вокруг Света» и б-же, как же мне нравилось!

Нравилось и позже, когда перечитывал более полную версию, и (внимание — каминг-аут!) нравится и сейчас, хотя перечитывать не планирую, и со времени последнего перечитывания минуло уже довольно много времени — боюсь окончательно испортить впечатления.

Жаль, в повести так и не сказали, какое отношение имели солдаты к появлению тумана, да и вообще с объяснениями «откуда это взялось» у Кинга постоянная беда во всех его творениях.

Скажу и про экранизацию Дарабонта 2007 года, без этого никак — такой откровенно ПОГАНОЙ концовки трудно было вообразить.

Зачем, зачем она здесь?

Кинг лично её одобрил, Дарабонт снял — для чего?

Чтоб сказать зрителю, что фанатики были правы, сидя ровно на пятой точке в универмаге и никуда не двигаясь, ждать помощи?

То есть ГГ, расстрелявший в упор всех друзей и сына, был гораздо хуже этой толпы, которая выталкивала из универмага «жертву» монстрам???

Фильм абсолютно покалечил мораль оригинальной повести, ну да пусть это останется на совести тех, кто эту концовку нам показал.

ЗЫ. Зарубленный после первого сезона сериал «по мотивам» не смотрел — по отзывам там вообще всё плохо.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стивена Кинга окутало «Туманом» Джеймса Герберта, написана данная повесть через год после появления подобного романа у Герберта, но у мастера было своё видение и своя история, произведения двух писателей объединяет только сам туман и ничего более. В основе лежит типичная Кинговская идея, объединить под одной крышей в результате какого-либо события совершенно разнотипных людей и посмотреть, что из этого выйдет. А понятно, что из подобного ничего хорошего выйти не может. И в повести звучит хорошая мысль, что даже если двух человек запереть вместе, они поубивают друг друга через определённое время. И найдут из-за чего. Вот и в «Тумане» люди начинают дробиться на группки, которые начинают противостоять друг другу, достигая кульминации ближе к финишу. Особенно ярко Стивен показал религиозных фанатиков, до чего может довести оголтелая пропаганда в стрессовой ситуации, когда многие люди готовы поверить во что угодно и идти за своим мессией. Плюс в то время, конец 70-80-ые подобное в США (да и не только) было везде и всюду, куча разных культов, сект, и здесь Кинг нам очень красочно расписал, как в подобное можно вляпаться. В наше время, да с развитием интернета, подобное уже редкость. И концовка в книге, кстати, лучше, чем в фильме, потому что она даёт поразмыслить. А в фильме Дарабонта

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Именно момент, что военные опять приезжают и всех спасают, гип-гип-ура, это очень тупо, избито и неоригинально от слова совсем. То, что герой всех застрелил, это да, это жестко, и даже жестоко, но имеет место быть. Но тогда надо было закончить, что те же щупальца Дэвида не тронули, а просто стали игнорировать, и он никак не мог самовыпилиться, да любой конец был бы неплох, кроме военных

Неплохая повесть, но Кинг может лучше, что он и доказывал в других своих произведениях. Я читал «Туман» ещё в детстве, 2 раза, тогда впечатления от книги были более восторженными и яркими, сейчас многие моменты кажутся лишними, некоторые недостаточно подробно расписанными.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное, захватывающее и жутковатое произведение мастера. От чтения просто невозможно оторваться, на столько оно динамично и нетривиально. Произведение может похвастаться бодрящим коктейлем из фантастики, психологии и триллера, что делает его одним из лучших творений Кинга. Радует, что концовка отличается от киношной версии с трагичным завершением. Да и в целом прочитанный вариант явно лучше фильма.

Кинг как настоящий психолог и антрополог подошел к сюжету, где на военной базе происходит некий катаклизм, вызвавший появление тумана и чужеродных тварей, нападающих на людей. Психология толпы в этом случае показана идеально. Даже сцена с очередью в супермаркете и нежеланием людей её покидать прописана весьма близко к реальной — никто не спешит оставить свое место под солнцем, пусть и в силу имевшей место туманной угрозы. Характерно также появление нескольких групп людей — сознательно отрицающие всякую угрозу, фанатики-проповедники, перед лицом неизвестного обретшие долгожданную власть над слабыми волей людьми, а также реалисты, подвергающиеся нападкам с обеих сторон. Похвальна скрупулёзность Кинга при описании типичных характеров героев, прописанных до трехмерной картины.

И концовка в данном случае истинно кинговская — надежда все же есть, пусть и призрачная.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма сильное произведение автора, которое затронуло. Грамотное описание поведения людей, отрезанных от привычной жизни смертельной угрозой и ограниченных небольшим пространством. В такие моменты люди часто показывают скрытые пороки, будь то трусость, жестокость или безрассудство.

Концовка понравилась, пусть она и мягче, чем в экранизации, но здесь она была к месту.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В раннем твор-ве по моим субъективным ощущениям Кинг великолепен: он не спекулирует, на мой взгляд, бессмысленными подробностями, — нелепая попытка развернуть сагу с продолжением из вполне самодостаточного «Сияния» длинною в «Доктор Сон»; не пытается повторить идею великолепного «Противостояния» в более чем скромном концепте «Мобильника»; не эпатирует, завёрнутым в увлекательную обёртку мифологического сканворда, весьма сомнительным по части своей достоверности эпиком о «Розе Марене».

И да, Кинг — это тот автор, который способен сделать шедевр из обычного (на первый взгляд) атмосферного явления. Соб-но, из всех возможных альтернатив перевода этой повести (The Mist) — ввиду того, что концепт повести многослоен и метафоричен, можно попытаться приложить под трафарет авторского текста каждый из трёх, — Туман, Мгла, Твари, — и все они в определённой мере отразят суть данного произведения.

«Туман» (моя личная ассоциация прочитанного) — как уместное предположение, что все большие катастрофы берут свои истоки с незначительных событий (явлений). И постоянно нагнетающий авторский нажим: «там в тумане что-то есть» ведь отчасти можно трактовать глубже: это «что-то» ежедневно и ежесекундно генерируем и транслируем мы сами. Туман как нечто оживленное и гнетущее, — продвигающееся с плавной гипнотизирующей и завораживающей быстротой, — наделённое разумом, в котором через призму смятения проступает истинная суть вещей. И неуютным шершавым холодком по коже, с мягким скользящим шорохом, леденит читателя тревожное ожидание чего-то неотвратимого...

...Жители маленького городка, по объективным обстоятельствам оказавшиеся запертыми в супермаркете, отчаянно сражающиеся за свое выживание и ещё не знающие, что по ту сторону витрины стекла их магазина человеческая жизнь остановилась...

«Мгла» — как возможный вариант трактовки происходящего, — это вероятно, изначально нагнетаемый, некий раздор в межличностных отношениях (вечная «книга» Кинга тяжб и препирательств с соседями в маленьких провинциальных городках). Как плотно накачанная и густо спрессованная в тугую спираль на уровне молекул энергия негативных мыслей. -Зло, туго закрученное в тысячи спиралей, — ожившее, осязаемое, вязкое, безобразное, неотвратимое, — с одной стороны. -Безразличное и безрассудное в своей гротесковой лавкрафтовской образности, — с другой. Всё это похоже на галюцегенный сюрр на грани сна и яви.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Туман поглощал ее, делая бесплотной, оставляя вместо человека лишь размытый набросок фигуры на самой белой в мире бумаге, и никто не произнес ни слова. Какое-то время она была как надпись «Держись правой стороны», плавающая в воздухе . Ее руки, ноги, светлые волосы стёрлись, осталось только пятно красного летнего платья, казалось, танцующего в белом пространстве. Потом исчезло и оно, и никто не проронил ни слова.

По атмосферности эта повесть (то, как я это уловила) это не жесткий хоррор, а скорее наркотический психоделик с ощутимым, отчётливо проступающим ч/з призму кошмара, медитативом происходящего, — Кинг не стал пережимать здесь тему философского подтекста (осмысления происходящего). И соб-но, Фрэнк Дарабонт в экранизации «Мглы» бесконечно талантливо и нордически жёстко докрутил «гайки» неопределённого финала повести. И там, где Кинг, явно колеблется и ставит своей авторской рукой вместе с троеточиями слово «Надежда».... Дарабонт словно отбивает финальной барабанной дробью вот этот знаменитый афоризм Кинга: «Чудовища и призраки существуют на самом деле. Они живут внутри нас. И иногда они побеждают.»

И касательно третьей версии перевода «Твари». Массовый (в том числе сектанский) плохо управляемый психоз; небывалый успех проповедника, вводящего в транс свою обезумевшую и постепенно отупевшую паству; нарочитый нажим на искупительную жертву, — в глазах миссис Кармонди (ещё одного активного посетителя этого магазина) этой жертвой видится и малый ребенок. -Это тот же «приказ» убивать, калечить и выворачивать внутренности, чем заняты доисторические монстры за окном. И ещё один вариант перевода «Твари» по моим личным ощущениям как нельзя лучше отражает суть происходящего по обе! стороны треснувшего стекла. Порочное зло всегда порождает себе подобных; в усиленном агрессивном противостоянии оно лишь только уплотняется/набирает силу/накачивает свой потенциал. Банально и тем не менее это очевидная истина, почему-то тысячи раз пренебрегаемая. И у меня «Туман» Кинга отчасти вызвал аллюзию на живописный сюрр от Франциска Гойя «Сон разума рождает чудовищ / El sueno de la razon produce monstruos». -Именно в кач-ве фрагмента бредового кошмарного сновидения очень талантливо, стилистически ровно и ёмко создана эта повесть.

Пустые глаза сектантов и Кинг, и Дарабонт очень талантливо увязали на бестолковую беспристрастность чудовищ-мутантов. В определённом смысле автор и режиссёр искусно отзеркаливают то, что происходит внутри магазина, и то что происходит снаружи: стенания и визги по обе стороны витрины треснувшего стекла.

...Пророк «на одной линии» с Богом; экзальт массовой медитации; заигрывание с прописными истинами (древними скрижалями); тотальное обесценивание сути вещей путём спекулятивного выворачивания этих изречений на современный и выгодный лад, — то бишь наизнанку. Дарабонт снял повесть Кинга не на подстрочнике (в том числе и этим интересна его экранизация). -И тему массового психоза толпы как удивительно подвижного стада (правда, движется оно всё же по направлению к пропасти); и тему манипуляций религией и политикой отупевшего социума режиссёр развернул несколько шире: он переписал отчасти Кинговские диалоги с нажимом на ключевые акценты, при этом ярче и шире развернув кинговский концепт проекта «Стрела».

PS Сюры Кинга это не ужас только лишь ради визуализации ужаса. Он не пишет ужас ради банального устрашения своего читателя, — традиция его жанра имеет больше философский базис, нежели бессмысленно кровожадный экшн.

PPS Раскаяние, искупление, надежда... -Это больше ничего не значащие истины, и они тоже едва проступают всего лишь на миг сквозь густую пелену этого тумана и тонут в нём навсегда. Всё обратилось в туман и завязло в этом белом семантическом шуме современного (мёртвого) тезауруса. И, честно признаться, по многим соображениям нельзя заканчивать на такой ноте... Дарабонту и Кингу заслуженная Десятка, — и пусть этот наивысший бал котирует не их рациональный пессимизм, а силу и мощь тех произведений, что они создали параллельно, каждый в своём жанре кино и литературы.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это значительно хуже, чем «Оно». Здесь Мастер Король явно сел в лужу. Сама идея, задумка — великолепны, но исполнение — на два с минусом. Дешёвые «ужасы» для детей младшего школьного возраста. Неинтересно. Скучно. Банально. Если бы Кинг потрудился, получилась бы классная вещь, а так — комикс на газетной бумаге.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большинство читателей говорят, что Кингу лучше удаются произведения малого объема, однако я хочу не согласиться со многими из них, потому что цикл Темной Башни понравился мне больше, как понравились Противостояние и Оно. Туман – небольшая повесть, которая мне показалась обычным трэшаком наравне с фильмами категории B и Томминокерами, но Томминокеры хотя бы цепляли прописанными персонажами и историей городка Хэйвен.

В Тумане Кинг преследовал идею идеального описания абсолютно разных людей в необъяснимой, шокирующей ситуации. И здесь в полной мере присутствует самый стандартный набор клише от “Короля”. Итак, в повести катализатором всего хаоса служит невероятной плотности непроглядный туман, в котором спрятались жуткие твари со щупальцами… и не только. Группа людей вместе с главным героем осталась запертой в супермаркете как раз в тот момент, когда туман подобрался к магазинчику. Далее происходят очевидные вещи, разборки и разделение людей на лагеря. Почему я говорю о клише? Да все просто, Кинг не пытается объяснить в чем же дело, но это и не нужно, потому что главная задача в произведениях небольшого объема – это атмосфера и фабула. Да, туман и чудища в нем оригинальны, однако люди донельзя скучны – каждый из них. А тема с фанатиками и лжепророками мне, честно сказать, поднадоела, потому что у Кинга они практически все одинаковые. Вот разве что в Стрелке было очень колоритно и интересно.

Концовка Тумана не то что шокирует, а просто оставляет за собой вопросы и тему для размышлений (даже не пищу!). Говорят, что экранизация Дарабонта 2007-го года под названием Мгла очень интересная, и даже лучше, чем повесть, но насчет этого не могу ничего сказать, так как не смотрел. Да, читать было легко и интересно, особенно по части беллетристики – как это обычно у Кинга бывает, — однако реализация слабовата именно из-за своей вторичности со всеми фанатиками, разделениями на группы и даже концовкой, напоминающей мне Шоушенк. Возможно, в 80-е и 90-е это было бы более сочно, но не сейчас. Да и вообще, не очень-то я люблю произведения малой формы от “Короля”. Здесь казалось, что Кинг хочет многое сказать, в очередной раз высмеивает людей и показывает их темную сторону, но чего-то все равно не хватает, не дотягивает. Думается мне, из такой идеи вполне могло вырасти еще одно эпическое Противостояние. Как по мне, если вы ищите мрачной и таинственной атмосферы, то смело берите Лавкрафта, у которого любой рассказ или повесть приблизит вас к безумию, да и читается за один вечер. Туман же, как и рассказ Крауч-Энд – этакая дань Лавкрафту от Кинга. Однако почитать для расширения жанрового кругозора все же стоит, как и для расширения границ вселенной Темной Башни с ее Тодэшем. Просто следует помнить, что у Кинга есть как удачные маленькие романы, так и неудачные маленькие романы – такая же ситуация обстоит и с многостраничными трудами.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых любимых произведений Кинга. Вызывает бурю эмоций, как положительных так и отрицательных. Единственное что не нравится — концовка. К сожалению она никакая. В экранизации Дарабонта концовка намного более жестокая, но она более «Кинговская». Когда впервые смотрел фильм в кинотеатре то на финальной сцене встал и аплодировал. Редко меня можно так расчувствовать...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх