fantlab ru

Бентли Литтл «Сущность»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.62
Оценок:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Сущность

The Haunted

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Семья Перри переезжает в новый дом. Это почти идеальное жилище, мешает только странный запах, идущий из тёмного угла в подвале, да новые соседи ведут себя как-то странно. Жаль, что Перри не знают правду о своём новом доме. Теперь уже слишком поздно. Потому что тьма, скрывавшаяся в подвале, уже начала подниматься.

© перевод с английского

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2012 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Сущность
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Haunted
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическая история о доме с привидениями под сюрреалистическим пером Литтла превращается в уже привычно любимый нами театр абсурда, но строго ограничивающий себя довольно строгими рамками. Не совсем понятно, почему автор решил в этот раз сдерживать свою буйную фантазию и в некоторых эпизодах, когда всё идет по привычной для его произведений схеме, он начинает притормаживать вместо втапливания педали газа до максимума.

Герои являются практически образцовой американской семьей (подобная, ну или околоподобная ярко продемонстрирована в Симпсонах), с устоявшимися стандартами в поведении, но с ними очень быстро сближаешься и начинаешь им сопереживать. При этом очень здорово описаны все самые мелкие детали быта, чувства и настроения героев.

Зло описано неплохо, но криповости явно не хватает, взбрыки сущности больше смущают, чем пугают, а хотелось бы щепотки более традиционного подхода (хотя и это присутствует в паре сцен).

Ещё в книге чудовищно не хватает абсурдных сцен, связанных с соседями Перри, просто расставленные таблички и один эпизод со скорой помощью — это явно мало для автора такого калибра. Понятно, что влияние зла на других не столь велико, но хотелось бы побольше ирреалистичной и дурашливой вакханалии, большего размаха проделок нечисти.

Совсем неинтересными выглядят исторические фрагменты проклятой земли. Понятно, что суть появления инфернального необходимо объяснить, опять же по законам жанра, хотя вот Литтл мог этим и не заниматься. Много веков жившие назад герои, про которых ты толком вообще ничего не понимаешь, кто они такие, зачем пришли, и почему такие упертые. Выглядит это просто вставками для разбавления текста, и довольно скучными, если, например, сравнивать с теми же интерлюдиями Дерри в одном очень известном романе, чтобы его называть.

Концовка смутила своей слащавостью, подобное мною ранее у автора не замечено, но с другой стороны это оригинальный финал именно для Литтла, даже интересно, что заставило его вдруг засентиментальничать и не закончить роман расширением влияния зла и надсмешкой над всеми бессмысленными потугами героев. Хотя сам способ уничтожения зла вызовет вопросы у любого читателя, причем они начнут наслаиваться один на другой, так как сила логики здесь не поможет.

Роман вполне неплохой, не более и не менее, но в нем определенно есть некая притягивающая сила, заставляющая его читать также, как юный Джеймс грыз землю.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сущность» Бентли Литтла — это очередной американский ужастик, действие которого развернется в тихом городке Амитивилле, на улице Вязов, вблизи Хрустального озера, в двух кварталах от отеля Оверлук, да и еще под самый Хэллоуин. Главных героев ожидает классический уже сюжет о «нехорошем» доме с глубокой и темной историей. И в данном конкретном случае, когда я говорю «классический», то вовсе не имею ввиду «качество проверенное временем», я скорее склоняюсь к выражениям типа «предсказуемый», «заезженный» и «клишированный». Я даже с натяжкой не могу назвать себя доктором хоррор-наук, но почему-то я предугадала большинство пугалок и заранее знала обо всех ожидающих меня «внезапных» поворотах. У нас:

1. снова счастливая американская семья;

2. снова вынужденный переезд в страшный дом;

3. снова темный подвал и древнее Зло;

4. снова зловещие сны;

5. снова проблемы в школе у детей;

6. снова проблемы в личной жизни у взрослых;

7. снова умные животные бегут из дома;

8. снова Зло сгущается над одним конкретным членом семьи;

9. снова снова безумная вакханалия ближе к финалу;

10. и снова неуклюжий сопливо-розовый хэппи-энд.

Я в начале еще упрямо отказывалась верить, что автор решил пойти по пути наименьшего сопротивления, но с каждым новым клише моя вера в Литтла стремительно таяла и ближе к финалу наконец достигла того уровня, когда ждешь развязки не чтобы узнать завершение истории, а потому-что банально скучно это читать. У автора в разы более сильные книги («Ассоциация», «Хранилище», «Призыв») и лучше потратить свое читательское время на них.

Итог: 10 заезженных клише из 10

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый уважаемый писатель ужастиков за свою карьеру просто обязан написать свою историю про не хороший дом/квартиру. И вот наш любимый Бентли Литтл не исключение. Даже не знаю, что ещё добавить к замечательному отзыву AliceMadness. Ко всем плюсам романа, помимо интересной истории и фирменного стиля автора, я напишу лишь о минусах, моменты которые мне не сильно понравились, правда их не много, всего один, и это исторические отсылки, вроде бы отец семейства проводит расследования и изучает историю городка в котором они поселились, и это интересно, но вот внезапные переходы в другие эпохи у меня честно вызвали скуку, какие-то не понятные персонажи, которые уже через пару стр. навсегда покидают стр. романа, их не много, но честно, читать их было не интересно. Они написаны словно добавить кол-ва стр. Прочитав роман понимаешь, что они абсолютно на мой взгляд, не нужны. Но при этом это ни на грамм не делает роман хуже. Как всегда много жутких моментов, атмосфера постоянного страха за свою жизнь и жизнь своих детей, многие читатели сразу подумают, почему бы не съехать из жуткого дома, скажу сразу, в романах Литтла так просто от прицепившегося ЗЛА не избавишься. Финал достойный, на удивление в этот раз у Литтла получилось закончить историю на высокой ноте, даже немного вызвать слезу.

Всем любителям крепкого хоррора и почитателям писательского стиля Литтла, рекомендуется.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Я думал-думал, я всё понял! Оказывается, это неправильные пчёлы. Совсем неправильные! И они, наверное, делают неправильный мёд! (с) Винни-Пух

Думаю, что начал знакомство с Бентли Литтлом с «неправильной» книги. Подкупили желание прочитать классический хоррор про дом с привидениями и положительные отзывы на Фантлабе (кроме одного), так что я сознательно проигнорировал низкую среднюю оценку (6,41 на середину июня 2021). В принципе, в отзывах многое написано правдиво, да только для меня перечисленное не относится к явным плюсам произведения. Например, что толку от затрагивания локальных и глобальных проблем, если всё заканчивается пустыми разговорами. Мол, проблемы стоимости сладостей в кинотеатрах или падения рейтинга президента меркнут перед Древним Злом. Я понимаю, что подобные фрагменты призваны «оживить» текст и персонажей или обозначить позицию автора, но здесь они выглядят как попытка набрать лишний десяток страниц. История погибшего сына Перри — вообще не-пришей-кобыле-хвост, работает исключительно на разгон текста, а не на формирование внутреннего мира членов семьи и обоснование их поступков. Опять же на объем работают клишированные экскурсы в историю местности, описания происходивших безумств и жестокости. Они мало что добавляют в общую картину — скорее даже вносят диссонанс. Судите сами: N лет назад кто-то пришлый столкнулся в этой местности со Злом и почти сразу же устроил бойню, уничтожив невинных местных жителей, которые и на сотню метров не приближались к «плохой земле». Но читатель знает, что дом находится в исторической части города. В какой момент дом оказывается в центре города в окружении других зданий? Почему вокруг по большей части нормальные соседи, а не маньяки-убийцы? У Зла есть граница воздействия (пределы дома)? Зло накушалось? У Зла есть цикл активности? Или всё же люди научились жить рядом со Злом и не дают ему повода? Ответов нет. Точнее так: в финале перед читателем раскрываются удивительные возможности «сущности», однако они не только не дают ответы на поставленные вопросы, но иногда прямо противоречат первой половине книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Сущность оказывается не привидением, а существом, поглощающим «души» или «сознание» самоубийц.

2. Сущностью может управлять последняя впитанная душа/сознание.

3. Сущность способна изменять материальный мир.

4. Сущность может «дотянуться» практически до любой точки и любого сознания.

5. Сущность привязана к определенному месту, однако ГГ (Джулиан Перри) заставляет её «растянуться», порваться и покинуть дом и город.

6. Смысл существования сущности не раскрывается.

Вообще, странного в книге полно. Самое простое — плохой квартал, из которого Перри перебираются в «плохой» дом. Изложенные в начале книги доводы в подтверждение неадекватности места жительства можно пересчитать по пальцам одной руки, а их весомость мне сомнительна. Если травля младшего сына в школе может являться более-менее серьезной причиной, то катание местных детей на скейтбордах на пустой подъездной дорожке выглядит мутной отговоркой. В принципе, первые главы вообще можно было пропустить и начать с переезда в новый дом, приведя в последующих фрагментах экскурс — как семье Перри было неуютно на прежнем месте. Или взять празднование новоселья с соседями: все знают про плохой дом и избегают даже прогулки рядом с ним, однако охотно принимают приглашение ГГ и участвуют в вечеринке. А вот еще момент: Клэр (супруга ГГ) — адвокат; она выигрывает дело незаконно уволенного школьного учителя (довольно тухлое на самом деле), однако даже не пытается подать иск против риелтора, сбагрившей им дом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отдельного упоминания в списке странностей заслуживает самоубийство Джулиана Перри при помощи ... банки ибупрофена. Сперва я подумал, что он засунет эту банку себе куда-нибудь в организм, но нет, тот просто проглотил все таблетки — вроде бы лекарство провоцирует инфаркт миокарда. Мысли ГГ по поводу своей скорой кончины и забота о семье при выборе способа самоубийства повеселили, правда. По этому поводу могу только процитировать Лаврова или Задорнова.

Одним словом, актуальность и интересность произведения сильно преувеличены. С точки зрения «страшности» или «мерзкости» текста тоже ничего особенного.

К переводу претензии минимальные. Откровенно зацепили только «комнаты для соседей» в доме родителей Клэр, а также неприятно царапнула монументальность «стояночной опоры велосипеда» (вместо разговорной «подножки»). Да, стояночная опора — существует, это термин, но уместно ли это в контексте бегства из дома с привидениями? Остальное терпимо. Правда, я слушал аудиокнигу. Обычно у меня опыт такой — произведение не очень, но хорошее прочтение аудиокниги заставляет поднять оценку. А тут жирный минус за аудиокнигу. Текст прочитал Алексей Комиссаров. Хороший тембр, устраивающий меня темп чтения — вполне можно было бы сказать, что слушать приятно. Не скажу — перевирание слов, интонационные ошибки, повтор отдельных фрагментов в попытке такие ошибки исправить, спорные ударения (редко, но есть) и отдельные мелкие недочёты портят всю бочку меда.

Вывод: не рекомендую. Итого текст 4 балла (до сцены с ибупрофеном был готов поставить 5), аудиокнига 3 балла.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведения Бентли Литтла можно условно разделить на две категории. Первая — это «социальные» ужасы, в которых героям приходится бороться с повседневными неудобствами, по воле злых сил принимающими гипертрофированные и гротескные формы. Ко второй же категории относятся те работы автора, где антогонистами выступают некие древние и кровожадные создания, явившиеся в наш мир из глубины веков.

Примечательность романа «Сущность» состоит в том, что он был написан как бы на стыке вышеуказанных направлений. С одной стороны в нем есть и мистический сюжет про некую враждебно настроенную призрачную субстанцию, которая принимается терроризировать семью Перри, переехавшую из неблагополучного района в новый дом, расположенный в историческом центре маленького провинциального городка. Но с другой стороны, в книге полно эпизодов, затрагивающих проблемы современного общества. Причем, проблемы, актуальные как для США, так и для большинства развитых стран. Например, в романе затрагиваются темы различных протестных движений, нелегальной иммиграции и важности сохранения культурного наследия. И это не считая упоминания многочисленных бытовых мелочей вроде «возмутительно высоких цен» на конфеты в кинотеатрах.

Кроме своей двойственности «Сущность» также интересна тем, что в ней встречаются отсылки к другим книгам Бентли. Самая явная — это крупный сетевой магазин «Стор», куда главные герои периодически отправлялись за продуктами. Естественно, на английском языке название гипермаркета пишется как «Store». И это одно из тех самых инфернальных заведений, которые фигурировали в романе Литтла «Хранилище».

Также в тексте нашлось место и для компании «Отомейтид интерфейс» (она же — «Аутомейтид интерфейс» и «Автоматические интерфейсы»), чьи сотрудники присутствовали в выдуманных мирах книг «Дом», «Возвращение» и «Страховщик» (да и в «Хранилище» эта контора тоже была).

Если же говорить о художественной ценности «Сущности», то она оказалась крайне высока, ведь помимо цепляющего сюжета и хорошо прописанных персонажей, роман может похвастаться любопытной хоррор-составляющей. Думаю, писатель прекрасно понимал, что нынешнего читателя будет сложно удивить очередной историей о призраках, населяющих очередной старый особняк. Поэтому для своего произведения придумал довольно необычную концепцию зла, отравляющего жизнь всем, кто оказался поблизости от него. Правда, жалко, что в тексте никак не объясняется, почему та самая Сущность начала становиться больше и сильнее именно после приезда в ее обитель семьи Перри, хотя данный факт не является критичным и его с легкостью можно отнести к условностям жанра.

Ну а больше всего меня порадовало то как Бентли подошел к вопросу уничтожения антагониста. Он не стал сочинять какой-то хитроумный ритуал или приписывать магические свойства предмету, с помощью которого герои могли бы освободится из под гнета их нового жилища. Нет, Литтл решил пойти другим путем и в результате явил нам весьма оригинальный финал, одновременно жуткий и на удивление душещипательный.

Полагаю, не погрешу против истины, если скажу, что более эмоциональную развязку в других книгах автора вы вряд ли отыщите.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать книги Бентли Литтла — словно посмотреть старый, «добрый» фильм ужасов, наверное, из 80х годов XX века.

— Незамысловатый сюжет.

— Герои, которые попадают в нехорошее место, но, почему-то, никак не решаются покинуть его.

— Классический приём, когда все, словно бы, кричит персонажам — «Не ходите туда! Бегите скорее подальше!», но, нет, как же не войти в страшный подвал/чердак/гараж!

— Есть Добро, есть Зло. Полутеней, проблем сложного выбора и компромиссов нет. Или герой победит, или, погибнет.

И этот роман написан в том же духе. Просто, но, увлекает.

Впрочем, в этой книге есть несколько моментов, которые отличают ее от подобных произведений этого автора:

— во-первых, в большинстве романов, у Б. Литтла, Зло приводит к глобальной катастрофе. Кошмар затрагивает целые посёлки, городки, университетские кампусы и т. д. Здесь все гораздо более скромно.

— во-вторых, в книгах этого писателя много гротеска, когда начинают происходить такие вещи, которые в обычные рамки вообще не укладываются. Тут исключение — стандартный дом с привидениями.

— в-третьих, в других романах Литтла в финале происходит грандиозное сражение — взрывы, стрельба. Здесь — спокойное и тихое завершение.

Я прочёл книгу с удовольствием. Предсказуемо, но, не скучно. Интересные герои. Местами — довольно страшно. Достаточно психологично и эмоционально. Немного эротики, в фирменном стиле автора.

Может показаться, что финал слит, но, по-своему, это и к лучшему. Не шедевр, но, достаточно классический хоррор.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти классическая история о «нехорошем» доме с призраками от Бентли Литтла. В принципе, для поверхностного описания хватит всего одной фразы: «Счастливая семья переезжает в новый дом». Далее у нас странные происшествия, непонятные звуки, призрачные фигуры на лестнице, мебель сама передвигается и прочее подобное по стандартному, хорошо знакомому сценарию. Если бы не одно но: «The Haunted» Литтла заходит чуть дальше классической схемы, а тема слегка смещена в сторону от привычной в таких книгах. Для меня, по крайней мере, это выглядит именно так.

В очередную историю, связанную с потусторонними силами, попадает очередная обычная американская семья. Отец семейства, Джулиан Перри, работает веб-программистом и дизайнером на дому. Мать, Клэр Перри, — адвокат в небольшой юридической конторе. Двое ребятишек. Мальчик Джеймс и его старшая сестра Меган. Живут неплохо. Время от времени ссорятся, бывают проблемы, тесть своего зятя недолюбливает, но такое в любой семье можно найти. И все было бы совсем хорошо, если бы не шумные соседи с их надоедливыми хулиганистыми мальчишками, поэтому после очередного «налета» скейтбордистов на подъездную дорожку к дому, Перри решают сменить место жительства. Выбор падает на один из старых особняков. Дешевый, большой, просторный, в хорошем месте и с тихими соседями, до работы Клэр и ее родителей очень близко – одни только плюсы. На первый взгляд. Через несколько недель Перри проклянут тот день, когда въехали в свой новый дом.

Не сказал бы, что я большом восторге от этой книги. Есть у Бентли Литтла «ужастики» и страшнее, и увлекательнее, и лучше. Скажем, «Дом» и «Университет» мне нравятся больше. В «The Haunted» происходящее выглядит слишком знакомым, благо фильмов и книг о домах с привидениями на свете не один десяток, есть что почитать и посмотреть. Чаще всего вспоминался «Ужас Амитивилля», из-за того, что там, как и в этом романе, дом понемногу воздействовал на психику обитателей. Местами написано топорно, неказисто. Так, в руки Клэр Перри «случайно» попадают документы, которые рассказывают историю их нового места жительства. Это такой типичный ход, такой банальный прием, что даже уже и не клише, а несуразность, которую надо вырывать с корнем. Тем не менее, несколько хороших слов о последней книге Литтла у меня найдется. И не мало.

Я в самом начале сказал, что автор слегка отходит от самой распространенной темы подобных историй. А что ей является? Столкновение обычного человека с потусторонними силами. Истории с привидениями как нельзя лучше подходят для того, чтобы изобразить простого героя перед таинственной сущностью, когда привычный рациональный мир постепенно начинает рушиться, когда отлетает в сторону все научное мировоззрение. Как поведет себя человек? Какова будет его реакция? Это все в «The Haunted» есть. Примерно до середины книги.

Литтл в этом романе не тянет резину, его призраки появляются перед героями почти в самом начале. Конечно, будут сомнения, будут попытки объяснить происходящее в рамках привычного положения вещей, но это на первых страницах. Постепенно история о семье, которая соприкоснулась с неизвестным, превращается в историю о том, как можно жить рядом с ним. И даже не жить, а выживать, зная, что под боком у тебя злобное невидимое существо, которое только и мечтает о том, чтобы напакостить, а, возможно, и лишить жизни. И еще дальше – не всякий дом с привидениями отпустит тебя так просто, даже если ты сможешь вырваться из его комнат. Может быть, даже придется вернуться в него еще не раз.

По-прежнему автор интересен в создании притягательно-отвратительных моментов, от которых становится не по себе. Здесь любопытно будет понаблюдать за тем, как меняется поведение героев под действием зловещей силы. Джеймсу сперва сняться сны, в которых он прогрызает себе туннель в подвал сквозь землю, а потом мальчишка начинает копать ямы на заднем дворе и есть грязь. Клэр запирается в ванной и режет себя ножницами – ближе к концу один из таких эпизодов выльется в пробирающую до костей сцену. В какой-то мере интересна природа зловещей сущности, ее возможности. Не обычный призрак, нечто посерьезнее.

И очень хорошая концовка, даже не ожидал ее от такого автора. Не сюжетно, в плане реакции одного из героев на то, как все это закончилось. Знаю, что я многое прощаю Литтлу, знаю, что horror-writer он не высшего дивизиона, но последние слова Клэр Перри перед эпилогом могут прекрасно смотреться в одной из книг хоть Маккаммона, хоть Рэмси Кэмпбелла, хоть самого Стивена Кинга.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх