FantLab ru

Ллойд Биггл-младший «Музыкодел»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Голосов:
257
Моя оценка:
-

подробнее

Музыкодел

The Tunesmith

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Если ты музыкант, то продал душу дьяволу от искусства. Если ты музыкант, то должен идти до конца и никогда не сворачивать с однажды выбранной дороги. Если ты музыкант, то должен быть готовым к тому, чтобы быть нищим.

Разумеется — если ты музыкант, а не музыкодел.

Входит в:

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  Антологии, примыкающие к серии  >  антологию «Бесконечная игра», 1992 г.  >  Золотой век

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 3», 1965 г.  >  Зарубежная фантастика

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Музы в век звездолётов», 1969 г.

— сборник «The Metallic Muse», 1972 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— антологию «Безработный робот», 1989 г.

— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.

— антологию «The Warmest Memory», 1979 г.

— журнал «If, August 1957», 1957 г.


Похожие произведения:

 

 


Альманах научной фантастики. Выпуск 3
1965 г.
Альманах научной фантастики. Выпуск 3
1965 г.
Музы в век звездолетов
1969 г.
Безработный робот
1989 г.
Интегральное скерцо
1989 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Бесконечная игра
1992 г.

Издания на иностранных языках:

If, August 1957
1957 г.
(английский)
The Warmest Memory
1979 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2013 г.

История о последнем композиторе и великом клавишнике на Земле. Вы думаете, что если Паганини смог играть на скрипке с одной струной, то перед клавишником таких проблем не встает? Прочитайте эту маленькую повесть! Рассказ о человеке, который дал импульс к мощному ренессансу искусства зомбированному и омохнатевшему человечеству. История о гении, рассказанная просто и гениально. Мне не хочется проводить параллелей между серединой прошлого века, когда был написан рассказ, и настоящим. Только просятся слова из совсем другого произведения: «Мы уйдем в неизвестность веков, преисполнясь тревоги, человечеству путь пролагать, умирая в дороге...».

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2013 г.

Рассказ одновременно и наивен, и актуален.

Место действия — эдакая лайт-версия «прекрасного нового мира» Хаксли. Искусства нет, есть только РЕКЛАМА. Реклама вместо музыки, кино и телевидения. В ресторанах все танцуют под рекламные ролики, которые транслируются на большом экране. Правит всей этой жутью страшный капиталист, в руках которого вся власть в этой области бизнеса, и нет на него антимонопольного комитета. Все композиторы-поэты-музыканты объединены в свои гильдии, где их жестко контролируют. Качественная работа никому не нужна. Работаешь лучше — ролик актуален дольше — у тебя меньше работы — ты меньше зарабатываешь. А пипл хавает все, так что талантливым быть невыгодно. Но и здесь находится свой андеграунд. И чудак-композитор открывает музыку заново и начинает почти что революцию.

Если бы кроме реклам там присутствовала ужасная попса, написанная тем же синтетическим способом, то было бы во многом очень похоже на сегодняшний день, особенно у нас. В Британии время от времени «выстреливают» талантливые люди вроде Адель или Флоренс Велч. И ведь становятся популярнее, чем куча одинаковых старлеток! И у нас их крутят. Но почему-то наши отечественные продюсеры принципиально не хотят браться ни за что, кроме «поющих трусов». Потому что не формат. А рисковать страшно. Возможно потому, что для этого уже все-таки надо в музыке разбираться... И почему-то до них не доходит, что «ВиаГра» стала популярна не только благодаря сиськам, но еще и потому, что Константин Меладзе все-таки композитор, умеющий писать цепкие вещи. И достаточно неглупый, чтобы подобрать правильное соотношение сисек и мелодии. Но в «Океане Эльзы» сисек вообще нет, и это им не мешает быть жутко популярным коллективом... Думается мне, что господа продюсеры о нас худшего мнения, чем мы на это заслуживаем (это я еще не упоминаю о довольно обширном андеграунде, за который никто не хочет браться в финансовом плане, хотя при правильном подходе можно было бы и на этом заработать, и молодым музыкантам помочь). Так что ситуация в рассказе многим напоминает нынешнюю.

Но не все так плохо. Собственно, реклама уже стала отдельным видом искусства, и ролики делятся на коммерческие и фестивальные. Так что вряд ли когда-нибудь дойдет до описанной автором ситуации. Но главную мысль я с ним вполне разделяю. И теперь, когда искусство не служит больше какой-либо идеологии, будь то церковь, королевский двор или тоталитарное государство, оно в большинстве своем начало служить конъюнктуре со всеми вытекающими из этого последствиями. Но есть и другая часть — некоммерческое искусство. И на Западе ему уделяют все больше внимания. Такое впечатление, что мы понемногу начинаем понимать важность культуры для общества, и многие государства и частные меценаты уже довольно неплохо ее поддерживают. Так что хэппи-энд рассказа тоже кажется не таким уж нереальным, хотя в самом рассказе он возможно слишком наивен.

В целом, прочла как добрую такую светлую сказку с моралью. Не шедевр, но попало мне на многие важные для меня темы.

Мда, сумбурный какой-то отзыв получился. Больше на эмоциях, чем на анализе. Наверно потому, что слишком лично...

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2009 г.

Всякий раз, когда я читаю такие книги, меня поражает способность писателей-фантастов заглянуть в будущее, предсказать грядущее развитие человечества.

«Музыкодел», написанный в далеком конце 50-х в данном случае не исключение — Ллойд Биггл-младший на примере музыки великолепно показал духовное обнищание человека. А ведь и в самом деле многие сейчас просто неспособны воспринять музыку сложнее, чем «Лёлик, солнце, я тебя люблю, но замуж не пойду».

Впрочем, по мнению автора, далеко не все еще потеряно — просто должен найтись тот гений, который сможет вывести человеческое восприятие прекрасного из тупика... Очень хотелось бы такого гения все-таки дождаться...

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2008 г.

А меня наоброт именно сейчас поразил этот рассказ. Ведь уже практически настало время, описанное в этом рассказе. Большинство людей слушают музыку без смысла. Банальный набор звуков, который создается за пару минут..

«Всё равно, что там пишут газеты

- Дети-зомби таращат глаза.»

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2009 г.

Удивительнейший рассказ: с первого до последнего слова он повествует о музыке, но при этом напряжен, будто хороший триллер. Сама тема, казалось бы, избита: в огромном количестве произведений описана деградация искусства в будущем и появление зомбирующе-примитивного телевидения, которое заменяет все (лично мне при прочтении все вспоминались «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и «Хранители» Джона Кристофера). Но воплощена эта тема великолепно, и то, что сам автор очень тесно связан с музыкальным искусством, придает рассказу особую яркость.

Один бал сниму за концовку — она показалась мне чуть жестковатой.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2015 г.

Рассказ очень понравился, несмотря на некоторую притянутую за уши концовку — имею в виду противостояние скромного музыканта и медиамагната. Не потянул бы простой музыкант такой схватки. Да и владельцу бара не совладать с воротилой шоу-бизнеса, не получилось бы у него отомстить за товарища. На мой взгляд, лишнее это было, изрядно подпортило впечатление от очень хорошего добротного произведения, которое до середины повествования держало... Даже цепляло где-то внутри.

Но в целом, если не брать во внимание некоторые моменты, оценка очень даже высока. Будущее коммерческого искусства, где люди слушают песенки, заказанные рекламодателям, смотрят клипы, снятые на эту тему. Современная культура, описанная ещё в 50-х.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2014 г.

Очень печальный, и даже трагический рассказ. Очень мало в фантастике произведений, в которых грусть и печаль были бы возведены в некое мерило совершенства. Недавно перечитывал этот рассказ, эмоциональное восприятие сохранилось. Это как раз то, за что я люблю классиков фантастики, и крайне осторожно воспринимаю современную фантастику, в которой, кстати, немало оригинальных и сильных работ.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2009 г.

Придёт великое время возрождать то, что потеряет человечество. Сегодня ещё такое время не пришло. Современная музыка и вся массовая культура продолжает низводить человека до уровня восприятия лишь самых простых вещей, на уровне усвоения жвачки. И ведь те, кто это создает сами понимают, что создают! Но продолжают создавать. А те кто потребляет, то же сознает свою деградацию и продолжает потреблять. Получается замкнутый круг. Все мы хотим и получаем то, что хотим и получаем. А значит время возрождения на нашем веку не предстоит. А жаль...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 сентября 2016 г.

Я наивно думал, что эпоха ТВ давно прошла, а вместо нее начался век интернета. Лично у меня телевизора нет больше 10 лет и совершенно не вижу в нем необходимости. Но прочитав комментарии, я удивился — люди, оказываются, до сих пор смотрят телевизор, но при этом не устают жаловаться на рекламу тампонов и «поющие трусы». Как будто кто-то их заставляет это смотреть и лишил право выбора. Неудивительно, что таким людям понравился рассказ — такое будущее для них уже наступило, они в нем живут и не видят ничего другого. Этих людей даже не жаль, они достойны жить в таком окружении. Мне же этот рассказ показался простенькой сказкой-антиутопией, совершенно неправдоподобной и с типично голливудским развитием сюжета. Но хотелось бы отметить не это. В середине 50-х с разницей в несколько лет были написан «451° по Фаренгейту» и «Музыкодел», два почти одинаковых произведения, в которых рассказывается о будущем, где телевидение заменило книги (Брэдбери) и музыку (Биггл). Я думаю практически никто из русскоязычных читателей не знает, что представляло собой американское телевидение 50-х и чем оно вызывало такую реакцию. А упоминание каких-то утренних ток-шоу в прямом эфире у советского читателя вообще должно было вызывать недоумение — в СССР ничего подобного в то время не было. А второй занимательный момент — это год издания, 1957. Первые годы рок-н-ролла и молодежной музыки. А музыка, о которой так переживает Биггл — это исключительно академическая музыка, Моцарт и Бах. Т.е. под остальными «музыкоделами» он и имел в виду тех, кто пишет популярную коммерческую музыку. Комментаторы, упоминавшие «Машину времени» и Адель просто не поняли рассказа. Все, кроме классической музыки, для Биггла -«музыкоделы», сочиняющие композиции на несколько минут. Именно они зарабатывают больше, чем «серьезные» композиторы. Против них и направлен этот рассказ. Хотели бы вы жить в мире, где есть только симфоническая музыка? Я — нет.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2016 г.

Очень часто вспоминаю эту вещь в последнее время. Да практически каждые 15 минут, как звучит реклама. А рекламщики ныне даже не заказывают музыку, а используют классику, в том числе рок-музыки, да ещё и прошлых веков. Современные мелодии только для совсем молодёжной аудитории. Так что 60 лет назад был предсказан такой диалог:

- Классная песенка «Машины времени«!

-Какая «машина»? Это из рекламы кофе!

И будут великих музыкантов помнить по рекламным роликам тампонов, банков и автомобилей :(

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2010 г.

Читала рассказ в детстве, в советском еще издании, и не прониклась совершенно. Повсеместные рекламные музыкальные ролики, забытая классика — все это казалось просто вычурной фантазией автора. Сейчас это все воспринимается совершенно другими глазами, поежиться хочется от того, насколько близко к реальности подошла эта фантазия.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2007 г.

В советское время этот рассказ меня поразил. А сейчас перечитал – и не нашёл ничего особенного.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2007 г.

Хороший рассказ. Это один из интересных моментов — в течение жизни наши оценки произведения могут меняться. Конечно, прогресс не стоит на месте, и оценка произведения со временем меняется.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2007 г.

В те годы это был один из луших сборников в серии «Зарубежка». Одним из лучших расказов был Музыкодел.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх