FantLab ru

Эжен Сю «Парижские тайны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Голосов:
52
Моя оценка:
-

подробнее

Парижские тайны

Les Mystères de Paris

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

«Парижские тайны»- один из самых известных и лучших романов Э.Сю. Сюжет с усложненной интригой, где показана жизнь, как высшего общества, так и самых низов Парижа. Преступникам и всякого рода негодяям, которые есть и среди богатых так и людей из трущоб, противостоят благородные и порядочные люди.

© ffzm

Входит в:

— антологию «Les Maîtres de la Peur», 1927 г.

— антологию «The Craft Of Terror», 1966 г.


Похожие произведения:

 

 


Парижские тайны. В двух томах. Том 1
1989 г.
Парижские тайны. В двух томах. Том 2
1989 г.
Парижские тайны. В двух томах. Том 1
1991 г.
Парижские тайны. В двух томах. Том 2
1991 г.
Парижские тайны. Книга вторая
1991 г.
Парижские тайны. Книга первая
1991 г.
Парижские тайны. Том 1
1991 г.
Парижские тайны. Том 2
1991 г.
Парижские тайны. Том второй
1992 г.
Парижские тайны. Том первый
1992 г.
Парижские тайны
1993 г.
Парижские тайны
1993 г.
Парижские тайны. Том второй
1993 г.
Парижские тайны. Том первый
1993 г.

Издания на иностранных языках:

Les Maîtres de la Peur
1927 г.
(французский)
The Craft Of Terror
1966 г.
(английский)
The Craft Of Terror
1976 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Унылая и многословная хрень. Если какой-н. герой (например, Жак Ферран) испытывает какое-н. чувство (например, похоть), то будут длиннющие монологи на сотни страниц -- «О, это чувство, оно как огонь снедает меня! О, невыносимый жар! О, адские мучения!» Ну и т.д., только еще хуже.

Если кровавый убивец по кличке «Грамотей» видит вещий сон, призывающий его раскаяться -- то он не просто видит в нем своих жертв; он видит озеро (!) крови (!), парящую над ним сову (!!) с лицом его напарницы (!!!) и слышит, как она кричит: «Клу-клу-клу! Это первый! Это ростовщик с улицы такой-то!.. Клу-клу-клу! Это второй!..» (ну и тэ дэ). У Дюма, помнится, тоже бывал такой прием -- вещие сны. Сравните, кто из двух господ литераторов выписывал их изящнее -- и вы сами все поймете...

В общем и целом -- мексиканский сериал. Не то «Просто Мария», не то «Черная Роза». Даже удивительно, что экранизация с Жаном Марэ удалась. (Ну, впрочем, там изрядно перекроили сюжет -- это по сути уже другая история. Даже фамилию гг поменяли, так что, можно сказать, от Сю там только заголовок).

Читать не стоит... но вот сказку Острослова (про Душегуба, мальчонку Грингале и золотую муху) я бы включил во все школьные хрестоматии. Она действительно хороша.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Парижские тайны»- само название говорит за себя, это шедевр мировой литературы, именно в противовес этому роману Дюма написал «Граф Монте-Кристо», а потом их решил обойти П. дю Террайль написав «Рокамболя» и «Тайны Парижа». По сравнению с легкими и увлекательными романами Дюма и Террайля, — «Парижские тайны» произведение несколько тяжеловатое, кроме лихо закрученного сюжета с тайнами и интригами в романе есть философские рассуждения Э.Сю и много психологическо-социальных сцен, особенно берет за душу описание «дна Парижа» с его положительными и отрицательными персонажами. Любителям романов тайн и приключений очень советую почитать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Популярная Экстремистская Французская

Если в свое время публике и было интересно читать «Парижские тайны», то только потому, что это сказка, католический соцреализм эпохи Июльской монархии в виде фельетона*. Здесь тоже воспевается честный труд бедного пролетария, который еще не превратился в часть механизированного коллектива сельскохозяйственного или заводского предприятия; здесь тоже вопрос справедливости вырастает из догмата о социальном государстве, которое создается усилиями его лидера, который, кстати говоря, не хуже самого Папы представляет Бога на земле и считает нормальным лично вершить Божественное провидение; здесь тоже смысл не в людях, а в неких высоких идеях, которые они должны покорно впитывать.

* Фельетоном во Франции назывались произведения, которые в России носят название романа с продолжением.

Все персонажи «Парижских тайн» примитивны и характеризуются в основном одеждой, прической и единственной характеристикой. Самый «сложный» персонаж — невинная проститутка Певунья с трагичной невозможностью сочетания в себе априори сверхневинной души с навязываемым грехом. Это первый и последний описываемый герой, создающий основную канву и проблематику произведения и манящий своим идеальным образом. Набожная любительница сельской тиши, обретающая царство (не уверена, что и Небесное в том числе, хотя, думаю, пафос концовки к тому вел). В этой книге есть только основные персонажи с переплетающимися судьбами, иногда на фоне массовки из пары-другой человек, которые описаны ...никак. Причем, если человек явно уродлив, то такова и его душа, и чем уродливей внешность, тем преступней поведение. Уродство и красота внутреннего мира здесь — вещи достаточно трудно изменяемые, поэтому правила жизни состоят в том, чтобы не испортить изначально светлые души порочащей средой. Но вынужденные грехи почему-то совершенно не меняют внутреннего строя, для уродования грехи должны стать осознанными. Удобно. Кто-то еще заметил, что ни один из положительных героев не способен к раскаянию, потому что абсолютно уверен в своей абсолютной «добрости»? Ведь в ней уверены все вокруг и, надо знать, читатель.

Интересно, что при таком практически нулевых психологизме и религиозности, Эжен Сю умудрился показать вполне жизнеспособные во многих ситуациях типы, хоть и лишенные личностной динамики. На одной стороне собран мусор, которому дали оправдание, позволяющее обрести признание себя конфеткой и право на подарок в виде достойной жизни. Сам центральный герой Родольф — тому пример: его положение и поступки оправданы рождением. Рождение в королевской семье дали ему богатство, телесную и душевную красоту, и, наконец, власть распоряжаться судьбами простых людей. В идеале это должно стать поводом к его добродетели. Удел идеальных простолюдинов же — быть послушными и благодарными своим патронам, преданными им аки псы, для которых хозяин, дарующий пищу и безопасность, становится единственным Богом. Всем им необходимо держатся вместе, строить семейные и дружеские союзы.

На другой стороне Эжен Сю разбросал уродливый мусор — тот, который растерял способность к раболепию, — и он достоин только того, чтобы всю оставшуюся жизнь провести в страданиях наедине с самим собой, что якобы должно привести черствые души к покаянию. Таким противопоказано создавать коллективы, потому что они способствуют укоренению пороков. Так что тюрьмы — это хорошо, но когда все сидят в одиночках, а еще лучше — ослеплены и беспомощны. Для подтверждения своих воззрений автор намеренно рисует неестественные характеры, которые очень легко разделить на достойных и недостойных, а церковный (католический) контекст использует, чтобы приукрасить пафосные речи о высшей справедливости, которую приносит во Францию нарядившийся простолюдином Родольф, подговаривающий своих подопечных поверить в чудо.

Чудес же здесь на самом деле нет. Все удачные совпадения рационально обоснованы, а спасутся на страницах только (условно) хорошие, для плохих надежды не существует в принципе. Сам же Родольф потом раскрывает, что дело вовсе не в чудесах, а в том, что он обладающий богатством, умом и влиянием монарх, который все и устроил. Мораль, предлагаемая автором — попытка обожествления благотворительности и благотворителя, как вершителя социальной политики, земного аналога Божественной милости. Только вот поводом для совершения (будто бы) добрых дел становится стремление искупить грех, провоцирующий душевные терзания. Страдать ведь обязаны только те, кто изуродовался злонравием.

Единственное, что ценно в этой книге — публицистические обращения Эжена Сю, цитирующего реальные источники своего времени и указывающего на тенденции, события и места, которые имеют исторические прототипы. В целом, ничего, кроме графомании, основанной на беспредельной тупости, эти отрывки не представляют, зато хотя бы немного расширяют кругозор о том, что его единомышленниками считалось во Франции середины XIX века нормальным, а что — выходящим за пределы разумного. Вероятно, одной из основных проблем был отсутствующий для простого народа (а не его электората из буржуазии) французский король Луи Филипп, вместо которого Эжен Сю приводит своего собственного сказочного, преступно расширившего границы своей юрисдикции. Он на чужой территории и банк для бедных основал, и принцесс поспасал, и устроил реабилитационные центры-фермы, куда распределил спасенных французских граждан. Герольштейн, видимо, слишком маленький и порядочный, а вот Париж — самое то. Еще пару шагов навстречу подобной справедливости и можно было бы устроить референдум с дальнейшей аннексией столицы, а вместе с ней и всего соседнего государства.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кое-где язык тяжеловат, из-за чего чтение становится трудным. Но интрига закручена лихо, несмотря на неторопливое развитие сюжета, — читать интересно, а персонажам действительно сопереживаешь. Несмотря на немного наивное освещение (впрочем, свойственное для книг того времени), автор затрагивает весьма важные социальные темы, лихо связывая идею с биографиями героев. Многие из этих проблем до сих пор актуальны. Короче говоря, я бы рекомендовал не полениться взять толстые два тома и не спеша прочитать — удовольствие получите.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх