Нил Гейман «Хрупкие вещи: истории и чудеса»
Восемь лет, после выхода «Дыма и Зеркал», общественность ждала выхода нового сборника рассказов Геймана. И вот, наконец, все ожидания оправдались. В этом сборнике собраны разные рассказы — смешные и грустные, в стихотворной форме и мистические, странные рассказы и рассказы-эксперименты, в общем, рассказы разные и на любой вкус. Единственное, что у них общее — это качество. Они все написаны рукою Мастера. Среди них нет слабых и неинтересных.
Рассказ «Картограф» не отмечен в содержании книги и спрятан внутри предисловия.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2007 // Авторский сборник | |
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2007 // Сборник | |
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 // Короткая форма, переведённая на французский (сборник рассказов) |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2006 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место (сборник) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2007 // Сборник рассказов / Переводной сборник рассказов (Великобритания/США) | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2008 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора | |
номинант |
Портал, 2009 // Переводная книга | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга фэнтези (сборник) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Pickman, 8 декабря 2008 г.
Что бы Нил Гейман ни имел в виду под «хрупкими вещами», его литературная репутация к их числу не относится. Оно и понятно, ведь Гейман из тех, кому повезло оказаться в нужное время в нужном месте — и с полным чемоданчиком восхитительного реквизита, который он умело использует. Волшебники вроде Брэдбери ушли на покой — да и не верит наша эпоха в волшебников. Мы жаждем чудес, но должным образом прирученных и понятных. Нам нужна не магия — нам нужны фокусники.
И Гейман среди них первый. Его можно увидеть на любом литературном утреннике и званом вечере; он желанный гость в любой себя уважающей антологии — элегантный, артистичный, загадочный. Публика ахает и до обморока хлопает в ладоши, белые, а то и желтые кролики бодро выпрыгивают из шляп, розы и премии сыплются на счастливчика ласковым дождем.
Его богатый репертуар — предмет зависти коллег. Корифей фокуснического жанра Альфред Борден описал когда-то шесть типов иллюзионных номеров, и нет среди них такого, которым Нил Гейман не овладел бы в совершенстве. К примеру, программа «Хрупкие вещи», которая вот уже несколько лет обеспечивает мэтру полный аншлаг, включает в себя:
1. Возникновения. Незаметное движение рук — и из рукава фрака появляются «Пятнадцать раскрашенных карт из колоды вампира», где каждая изящна на свой лад. Еще один легкий жест — и из глубин памяти выпархивают на свет «Басовый ключ», «Крупицы воспоминаний» и «После закрытия». На мгновение нам кажется, что мужчина на сцене исчез, и его место заступил мальчик, каким был когда-то Гейман… но нет, это лишь обман зрения, один из многих.
2. Исчезновения. Материю заменяет пустота. Кто-то теряет сердце («Как ты думаешь, что я чувствую»), кто-то волю и душу («Горькие зерна»), кто-то и вовсе растворяется в осени, даже дымки памяти по себе не оставив («Октябрь в председательском кресле»). И только бархатный занавес колышется там, где секунду назад была живая плоть.
3. Трансформации, излюбленный фокус мэтра. Смотрите, он берет невинную сказку о Нарнии — и превращает ее в эротическую психодраму («Проблема Сьюзен»). Лица Лавкрафта и Конан Дойля сливаются в одно — и неужто это лицо самого фокусника («Этюд в изумрудных тонах»)? Готический жанр выворачивается наизнанку, и мы оказываемся по ту его сторону («Запретные невесты безликих рабов в потайном доме ночи пугающей страсти»). Линейное повествование скручивается в петлю («Другие люди»). Мелькают цвета и ткани, дыхание замирает в груди…
4. Перемещения. Волнующая музыка, грохот, молния — и из клубов дыма возникает молчаливый человек по имени Тень, которого воля его создателя перенесла из лишившейся своих богов Америки на север Шотландии, в новую легенду («Повелитель горной долины»). Или, быть может, не забытую еще старую…
5. Опровержение физических законов. Невозможное становится частью представления. Чья-то жадная вилка тянется к самому Солнцу («Жар-птица»), на Землю спускается неземная красота («Как общаться с девушками на вечеринках»). Сумбур и таинственность сна складываются в гобелен ужаса («Кто-то кормит, кто-то ест»).
6. Скрытую движущую силу. Глядите, как бледен фокусник! Понимает ли он, что вплотную подошел к той грани, за которой мастерство превращается в волшебство? Если понимает, то осмелится ли ступить за нее? Что за безумная мощь ждет его там? Он разработал сценические машины, нарисовал декорации, месяцами репетировал номера… и вот столкнулся с тем, что не подчинится и самым ловким рукам — с историей, которая пишет себя сама. «Влюбленный Арлекин» проносится, как летняя буря, по зрительному залу — и каждый становится его пленником.
…Фокусник уже овладел собой. Он расставляет руки — и на прощание выпускает из рукавов голубки-стихи и конфетти миниатюр. Представление закончено.
Но что-то навсегда изменилось в мэтре…
Да, Гейман приблизился к творческой зрелости. Как всегда, читать его интересно — но теперь он способен насытить не только наш ум, не только развлечь нас интеллектуальной игрой.
Когда писатель обращается к сердцу — он вырос.
Он стал классиком…
P. S. Автор отзыва передает привет Кристоферу Присту, подарившему нам замечательный роман «Престиж» — один из самых эффектных иллюзионных номеров в мировой литературе.
kerigma, 27 августа 2012 г.
Собственно, я хотела прочитать две вещи — «Этюд в изумрудных тонах» и «Проблему Сьюзен». Особенно второе, потому что в детстве при чтении Нарнии Сью нравилась мене больше всех детей, и ее не-смерть действительно стала для меня некоторой неожиданностью и проблемой.
Увы, мои ожидания не оправдались — вместо интересного литературоведческого эссе (идеальный вариант) была обнаружена крайне пошлая и за счет этого тупая попытка поэксплуатировать классику. Создатели furry-порно должны гордиться, что в их ряды вошел сам Гейман, определенно. Имхо — лучше бы не брался.
«Этюд» оказался и вправду хорош, хотя ход с переворачиванием с ног на голову положительных и отрицательных героев нельзя назвать сильно оригинальным. Но во всяком случае, это было интересно, правда интересно. Правда, наполовину это заслуга Дойля (а на другую половину — Лавкрафта).
Внезапно симпатичной оказалась зарисовка «Другие люди» — еще одна вариация на тему «убить дракона», ничего нового, но хорошо. И «День, когда приземлились летающие тарелки» тоже понравился. Никакого сюжета, ничего фантастического, но очень уж жизненно))
А вот на этом, увы, все. Все остальные рассказы и зарисовки — какая-то мутная вода. Еще «Голиафа» было не так скучно читать, как остальное, хотя это, конечно, идея и сюжет «Матрицы», Гейман это не отрицает; мельком подумалось, что Лукьяненко и то написал бы лучше (и написал таки, хотя не уверена, что лучше по итогам). В общем, моя очередная попытка вкурить Геймана с треском провалилась.
И, кажется, я даже начала понимать, почему. Я — любитель, скажем так, чистых жанров и глубокой авторской проработки. Если уж скандинавская мифология, то сами Эдды. Если уж Ктулху, то сначала Лавкрафт, а потом сетевой юмор.
Гейман всегда создает нечто противоположное этому. У него нет ничего чистого и, по ощущениям, нет ничего доподлинно своего. Все интересное, что мелькает в его текстах — уже откуда-то сперто. И не надо говорить, что это современное переосмысление и тд. — вон у Джойса переосмысление, а у Геймана просто нахватано по верхам из разных классических источников и разбавлено традиционным американским мусором. В итоге получаем скандинавских богов, которые вместе с героями классики английской литературы занимаются онанизмом в грязном захолустном мотеле. И это не говорит нам ничего нового ни о богах, ни о героях, ни даже об онанизме. Все вышесказанное с тем же успехом распространяется также на зомби, вампиров, инопланетян и тд. Надо быть очень чистым душой, неиспорченным ребенком, чтобы вещи Геймана воспринимать в позитивном ключе, как нечто волшебное, фантастическое и завлекательное (когда ты ребенок, может быть весело играть на свалке, но со временем понимаешь, что что-то не то). Мне неизменно видится в текстах Геймана какой-то подвох, и чаще всего он оказывается оправданным, только-только зарождающееся впечатление разбивается вдребезги тем, что герой в придожном кафе заказывает себе жареную картошку с кетчупом и кока-колу.
Общее впечатление — мало того, что я все это уже когда-то ела. Сюда еще и добавлены совершенно неперевариваемые вещи вроде вызывающих отвращение бытовых и физиологических подробностей (не потому, что я нежная фиалка, а потому, что я не вижу, зачем они нужны) и несуразных литературных экспериментов.
suhan_ilich, 8 апреля 2008 г.
«Хрупкие вещи» Нила Геймана — уже третий сборник его рассказов. При всех успехах крупных вещей, Гейман, как мне кажется, в большей степени рассказчик небольших историй. Его крупной форме не хватает какой то фирменной виртуозной легкости, они получаются немного натужными, единственным исключением является, совместный роман с Терри Пратчетом «Добрые предназменовенования».
Гейман — это Гейман, его малую прозу невозможно классифицировать. Это не фэнтези, это не ужасы, это не сказки, да и в том, что это литература, я тоже не уверен до конца, есть в его рассказах что-то и от музыки, и от изобразительного искусства. Это что то блестящее, воздушное, которое играет разными красками, но очень хрупкое, которое быстро тает при попытки разобрать на составные части. Думаю их можно назвать снами, жаль, что в русском невозможно сыграть с этим словом, как в английском, хотя они и случаются с нами :-). Сны подразделяются на: кошмары, страшные сновидения, эротические сны, грезы, детские сны, приключенческие сны, сны, которые кажутся реальностью, сны бабочек, считающих себя мудрецами, сны, включенные в эту классификацию, сны, которые только что снились и не успели до конца исчезнуть. ;-) Именно такую классификацию, аналогичную борхесовской, мне почему то захотелось придумать, прочитав «Хрупкие вещи». Ну а Нил Гейман, видимо, гость из страны, где сны обитают, который время от времени просыпается в нашем мире и записывает то, что увидел в другом мире. После этого он снова засыпает, а просыпается опять с новым рассказом. Посыпаю ли его родственники нафталином и складывают ли в сундук, увы не знаю. :-) Уверен, кстати, что в стране сновидений он занимается чем-то похожим, так же рассказывая об увиденном, одно из подтверждений этого рассказ «Недозволенные невесты безликих невольников в безымянном доме ночью ужасного хотения» ). :-)
Как сны, произведения Геймана редко имеют начало и конец, обычно они кажутся кусочками каких то древних таинственных историй, может быть поэтому рациональное объяснение, если оно и имеется, всегда остается за их рамками. В них, как и в снах, в одну историю может оказаться вплетена совершенно другая («После закрытия»), а герои совершают необычные, не всегда логичные поступки («Горькие зерна»). В них присутствуют элементы реальности, но они настолько тесно переплетены с выдумкой, что различить их очень непросто. Как и в снах, в них много такого, что, наверное, смогло бы заинтересовать психоаналитиков. Причем одновременно и юнгианцев и фрейдистов :-). Для этого стоит сравнить рассказ о Нарнии «Проблема Съюзан» с своеобразным ремейком истории о Беовульфе и Гренделе в великолепной повести, продолжающей «Американских богов» «Повелитель Горной долины». И наверное самое главное, после рассказов Геймана как после некоторых снов невозможно сразу проснуться, настолько реальным казалось пребывания в них.
Из рассказов и стихов бы очень хотелось выделить «Картограф», «После закрытия», «Другие люди», «Как ты думаешь, что я чувствую», «Едоки и кормильцы», «Сотворение Алладина» и «День, когда приземлились летающие тарелки».
Как и предыдущий сборник Нила Геймана «Дым и зеркала» «Хрупкие вещи» блестящий рассказ, которые можно порекомендовать любому человеку, каждым найдет в нем что то свое. 9/10
baroni, 10 апреля 2008 г.
«Правду говорить легко и приятно», — говаривал один литературный персонаж. Перефразируя его, можно сказать, что читать Геймана- как говорить правду. Легко и приятно. Практически во всех рассказах Геймана пристутствуют стиль, элегантность и чувство меры. Даже в самых мрачных, на первый взгляд, произведениях, Гейман никогда не перегибает палку, всегда умеет вовремя притормозить. Самые отвратительные людские пороки, самые темные стороны человеческой натуры выглядят под пером Геймана элегантно и завораживающе. Ну что тут скажешь — британская школа!
Далее все сказанное ниже относится к исключительно моему личному эмоциональному восприятию этого писателя. Литературная машина Геймана работает почти безупречно. Она радует глаз своими красотой и дизайном, предоставляя читателю максимум комфорта. И, все-таки, каждую книгу Геймана (за исключением «Задверья», произведения, как ни странно, небезупречного как раз в литературном отношении) я закрываю с чувством некоей неудовлетворенности. Чего-то ощутимо не хватает, почему-то остается легкий привкус несбывшихся ожиданий. При этом, каждую новую книгу Геймана все равно открываешь с надеждой: ну, вот сейчас-то совершится чудо. Но... все остается по-прежнему... У крови, проливаемой в рассказах Геймана послевкусие клюквенного сиропа. Литература здесь абсолютно непричем. Тут прояляется какое-то глубинное внутреннее несовпадение, разсуждать о котором «здесь и сейчас» я не берусь.
А что по-настоящему зацепило меня в «Хрупких вещах»? «Влюбленный Арлекин», «Проблема Сьюзен», «Как ты думаешь, что я чувствую?«Вот из-за этих трех рассказов остается ощущение не напрасно прочитанной книги. Хорошо, но мало...
kkk72, 18 апреля 2008 г.
Смешайте в равных пропорциях Эдгара По, Лавкрафта, Брэдбери, Харлана Эллисона, Стивена Кинга, добавьте немного Филипа Дика — и вы получите творчество Нила Геймана, очень незаурядного автора. После прочтения «Звездной пыли» и «Задверья» я добрался до сборника рассказов Геймана и с интересом ждал, что же мне предложит автор на сей раз. Надо сказать, что мои ожидания и оправдались и не оправдались. Я и ожидал некой смеси волшебных сказок, мистики и хоррора, но пропорции этих частей в большинстве рассказов Геймана оказались не такими, как я хотел бы. Вообще сборник получился весьма разноплановым и весьма неровным. Есть рассказы, которые мне очень понравились, например, «Октябрь в председательском кресле» или «После закрытия». Есть очень неожиданные, например, «Этюд в изумрудных тонах». Есть такие, которые вызвали скорее отвращение, например, «Сувениры и сокровища». Есть те, котрые вызвали скорее чувство недоумения, например, «Страницы из дневника...». В каких-то рассказах сюжет весьма интересен, в других он, по сути, отсутствует. Автор смело экспериментирует с формой и содержанием, и не все эксперименты показались мне удачными. Для того, чтобы прочувствовать творчество автора, надо попадать с ним в некий резонанс, но это получалось у меня не всегда. Но чего у Гемана не отнять, так это блестящего стиля, когда самую заурядную историю он может описать так, что прочтешь ее не отрываясь. Средняя оценка — 7 тут весьма условна. Рассказы Геймана вызывают либо восторг, либо отторжение, но никак ни скуку.
Календула, 5 мая 2013 г.
«Хрупкие вещи» — спорный и неоднозначный сборник, неровный по своей структуре и содержанию, интересный по разбросу тем и героев, по поставленным вопросам и заявленной проблематике. Тем не менее, сборник по тональности и настроению — исключительно «геймановский»: стиль, слог, персонажи, манера изложения — всё это завораживает и вызывает непреодолимое желание читать и читать рассказ за рассказом.
Гейман умеет заинтересовать даже, казалось бы, банальными вещами, он видит необычное в обычном и умеет это показать. Он играет с полутонами, тенями, оттенками смысла. Иногда его игра словами и сюжетами кажется бредовой, иногда чересчур запутанной. У Геймана нет ничего четкого и ясного, он оставляет больше вопросов, чем ответов, расставляет ловушки и переворачивает привычное. Часто возникает ощущение, что подобное уже когда-то у кого-то было, порой даже можно вспомнить, у кого именно, но все же стиль Геймана не спутать ни с чем. И даже если он берет чей-то сюжет или идею, он вдыхает в него новые смыслы и значения. Он ходит по грани, и эта грань остро чувствуется — грань фэнтези и психоделики, фантастики и мистики, реальности и абсурда. Но у него подобное смешение не выглядит чем-то неудобоваримым, напротив, все здесь гармонично и дополняет одно другое.
Этот сборник — собрание литературных шуток и экспериментов, проба пера в разных направлениях. Здесь не только сюжеты и персонажи, но и эмоции, мысли, сумбур, поток фраз, игра со смыслами, выворачивание привычных понятий. Это сны на грани яви, имеющие туманные начало и конец. Это не рассказы и стихотворения в привычном их понимании — и в этом весь Гейман: он умеет создать что-то из ничего, облечь в странную, причудливую форму и тем самым вызвать споры, заставить думать. Он очень неоднозначный и неординарный автор.
clandestino, 9 февраля 2012 г.
Второй авторский полноценный сборник малых произведений Нила Геймана построен по принципу, аналогичному композиции «Дыма и зеркал». Стихотворения, микрорассказы (нередко даже в несколько абзацев), зарисовки (в том числе и «автобиографические») и, наконец, традиционные повести и рассказы. Нил в предисловии пишет: «Я скорее вспомню жизнь, растраченную неразумно на хрупкие вещи, чем жизнь, потраченную с умом на то, чтобы уклоняться от морального долга». Люди и их сердца, мечты и сны, птичьи яйца и крылья бабочек – это хрупкие вещи, которые на самом деле крепки и прочны, добавляет он. «Сердце можно разбить, но сердце – самая крепкая мышца, которая качает кровь на протяжении всей жизни, сокращаясь семьдесят раз в минуту, и работает практически без перебоев». По сути, об этом Гейман и пишет всю свою жизнь. Полноценной концепции у сборника нет, кроме того, что он типично геймановский, в этом и его недостатки, которые неразрывно связаны с его достоинствами.
Стихотворения, конечно, нужно читать в оригинале, перевод на русский должен принадлежать автору равновеликому, что практически исключено в данной ситуации. Микрорассказы весьма неплохи, а «Другие люди» — шедеврален. Очень хороши «Странные девочки» — собрание из 12 микрорассказиков о женщинах, написанных по мотивам одноименного альбома подруги автора Тори Эймос и включенных в буклет к ее туру. Меня особенно зацепил «Кровавый дождь» — история женщины, убитой нацистами во Франции в 1943 и доживающей свой век в Майами в наши дни. «Если мы не сражаемся за наше будущее, у нас просто не будет будущего». «Если плакать, то только от радости».
Из традиционных произведений особенно хороши: гениальный «Этюд в изумрудных тонах» – о том, что делал Шерлок Холмс, когда на Земле воцарились Великие Древние во главе с Ктулху; жуткий «Октябрь в председательском кресле» – об одиночестве; «Горькие зерна» – вроде бы о зомби, но больше об идентичности человека и его роли в своей жизни; «Сувениры и сокровища» – на первый взгляд об извращенцах, на самом деле – о пидарасах в плохом смысле этого слова; «Проблема Сьюзен» – ревизионистский парафраз «Хроник Нарнии»; «Повелитель горной долины» – продолжение приключений Тени из «Американских богов» и одновременно парафраз «Беовульфа» с участием пидарасов из «Сувениров и сокровищ». Остальные рассказы тоже весьма неплохи, уж рассказчик-то Гейман исключительный.
Лучшие произведения приходится сразу же перечитывать, особенно это касается «Этюда в изумрудных тонах» и «Других людей» – фактически, тот самый текст, который читатель освоил только что, при повторном прочтении предстает совершенно в другом ракурсе, будто читаешь его продолжение.
mastino, 7 декабря 2008 г.
Если кратко — отличный сборник. Если более развёрнуто — то оценка уже будет не столь однозначной. Наряду с великолепными рассказами, цепляющими не только содержанием, но и формой, стилем, присутствуют если не посредственные, то уж малоинтересные точно.
Но их количество невелико, и общего, очень хорошего впечатления от сборника они не портят.
Особенно хочется отметить весёлый, чем то вызвавший ассоциации с Сорокиным «Недуготворческий криз», великолепный «Как ты думаешь, что я чувствую», оригинальный «Октябрь в председательском кресле», «Факты по делу об исчезновении мисс Финч» — рассказ, который мне показался стилизацией под Э. По, да и ещё многие и многие...
Многие истории фантастичны. Многие если не реалистичны, то близки к реализму, но это не отменяет необычности их сюжета.
Итог. Великолепные сюжеты. Прекрасное владение словом и стилем. Замечательный сборник, пожалуй, просто обязательный для прочтения.
Волдинг, 14 февраля 2008 г.
Поистине сюрпризом становится для меня каждый новый рассказ Геймана. Я словно иду по волшебному лесу, и из-за каждого на меня нахальным образом посматривает фантастическая зверюга. В глазах одной — целый мир, у другой — синеватая дымка, зато как светится её чешую под лунным светом! Большинство местных зверюшек живут параллельно и в других сборниках, а значит рассказы — ещё и двери в них. Выжимка из целой кучи сборников по цене одного!
Каждый рассказ — маленький праздник, сказка. Этот сборник действительно оказался более изящным и хрупким, чем первый. Там Гейман играл со смыслами, обманывая читателя, показывая ему загадочные предметы то с одной стороны, то с другой.
Здесь совсем другой случай — предмет рассказа не меняется, и всё волшебство не в игре с дымом и зеркалами, а в том, что эти предметы, которые может увидеть каждый без особых проблем, только нужно смотреть внимательней.
Если вы готовы к этому, если для вас не представляет труда потратить время не только на чтение, но и на поиска ответа на вопрос — «Что же случилось на самом деле» — вперед, за Гейманом!
Этот кудесник слова покажет вам ещё не одну волшебную страну.
ALLEGORY, 10 февраля 2008 г.
У меня в детстве была миниатюрная искусственная новогодняя елочка с набором соответствующих по размеру игрушек. Шарики такие – ну пара сантиметров в диаметре, максимум… сосульки всякие, гирлянды и даже пика для верхушки… Наряженная елка – по сравнению с живой лесной красавицей – насколько помню, выглядела так себе, но перебирать крошечные игрушки в коробочке всегда было самым большим удовольствием. Чтение этого сборника рассказов/стихов почему-то напомнило ту самую коробочку с миниатюрными и хрупкими елочными украшениями, которые хотелось перебирать. В глобальном, космическом масштабе смысла, может, и не очень много, но ощущения – волшебные. Спасибо ему — весьма мрачному и, не побоюсь этого слова, может, и не слишком доброму, но искреннему человеку — Нилу Гейману. Пишет с оттягом, задевает за живое и больное, играет и, местами, глумится. И хорошо, право слово, у него это получается…
Alraun, 22 октября 2008 г.
«Хрупкие вещи» это мой первый сборник рассказов Нила Геймана, и уж точно не последний. В наше время мастеров коротких рассказов можно перечислить на пальцах рук, и Гейман несомненно в их числе.
Гейман действительно мастер слова, читать его рассказы очень приятно — радует и слог и стиль. А какие разные у него рассказы! Почти все они для меня стали маленьким открытием, и ни один не прошел мимо сердца. В каждом есть что-то такое, от чего сердце начинает биться быстрее. Хочу выделить рассказ — «Октябрь в председательском кресле» — грустные, но интересные истории рассказанные месяцами года. «Едоки и кормильцы» — просто 10/10 за атмосферу и сюжет!
«Факты по делу....» понравились меньше, но все же идея с реализацией желаний (и каких!) выполнена отлично.
На мой взгляд Гейман — эта что-то среднее между Кингом и Бредбери, и одновременно абсолютно непохожий ни на кого.
janky, 28 ноября 2010 г.
Гейман невозможно с кем-либо сравнить. Он один. Он уникален.
Чтобы не выходило из-под пера Геймана — повесть, рассказ, роман, стихотворение, сюжет для комикса — получается однозначный шедевр. В некоторых случаях не без шероховатостей, но многим писателем и до таких «шероховатостей» еще расти и расти.
Настоящее мастерство Геймана, на мой взгляд, хорошо видно в его рассказах и повестях. Правда не всегда и не везде. Несмотря на все выше сказанное, есть к чему у Геймана придраться, придраться по настоящему. Это заказные работы. Не те произведения, что он пишет по заказу для антологий — здесь Гейман, как говориться, «держит марку». Заказные работы по типу «Странных Девочек» — рассказа, написанного по мотивам одноименного альбома Тори Эймос. В таких рассказах отсутствует нечто неуловимое, душевное, характерное для простых рассказов Геймана. Благо, что подобных вещей в сборнике не так уж много, и они скорее выполняют роль ложки дегтя, в этой бездонной бочке меда.
sham, 3 октября 2010 г.
Сборник «Хрупкие вещи», на мой взгляд, оказался еще хуже, чем первый («Дым и зеркала»). Мне показалось, что его собирали с очень большим трудом, выискивая все, что можно было издать. Некоторые вещи просто угнетали. Здесь опять куча микрорассказов (при том не могу сказать, что я в принципе к ним плохо отношусь, просто у Геймана, как мне показалось, этот формат не самый сильный) и стихов, но тут еще — рекламные буклеты к дискам Тори Амос и прочие литературные эксперименты, которые можно порекомендовать только отъявленному фанату Геймана. Есть несколько простеньких зарисовочек из жизни автора, есть просто вещи сюрреалистично-непонятные, напоминающие просто поток сознания и не поддающиеся какому-либо пересказу. В общем Гейман выдал все, что у него было, ничего не пожалел.
Что говорить автор талантлив, поэтому, не буду кривить душой, в сборнике также есть хорошие и отличные вещи (которых ИМХО намного меньше, чем в предыдущем сборнике): «Этюд в изумрудных тонах» (смесь из Лавкрафта и Конан Дойля), «Сувениры и сокровища: история одной любви», «Арлекинка», «Едоки и кормильцы», «Голиаф», «Повелитель Горной долины» (был рад встрече с Тенью).
Итог: В целом, на мой взгляд, сборник не удался и его порекомендовать только большим поклонникам автора, методично собирающим и вы читывающим всё то, что сотворил их любимец.
ileec, 21 октября 2008 г.
«Хрупкие вещи», на мой взгляд, получился более ровным, чем «Дым и зеркала». Классных рассказов столько же, хороших больше, а проходных меньше. Ни один из стихов из прошлого сборника меня не зацепил, в этом есть великолепный «День, когда приземлились летающие тарелки» и еще парочка очень неплохих. Из рассказов выделю в первую очередь:«Другие люди», «Этюд в изумрудных тонах» и «Влюбленный Арлекин», кстати абсолютно не похожих друг на друга, Гейман вообще мастер на все руки, все что он делает разнообразно и по жанру, и по стилю. Объединяет его работы, будь то комикс, роман, рассказ, сценарий или книга для детей, только огромный талант автора.
badger, 18 февраля 2008 г.
Новый сборник малой прозы, вышедший через восемь лет после первого. Он в чем то очень похож на дебютный, но, также и сильно отличается от него. Рассказы и стихотворения, угодившие в один переплет очень разные, но одновременно с этим, они и связаны друг с другом куда сильнее, чем в «Дыме и зеркалах». Если в первой книге отдельные произведения можно было беспрепятственно перетасовывать, читать маленькими кусочками, то здесь они словно обрели дополнительные нити соприкосновения, и куда прочнее вцепились в своих соседей, протестуя против насильственного нарушения внутренней структуры. При чтении «Хрупких вещей» у меня неоднократно возникало ощущения, что передо мною роман, каждый рассказ-глава которого дополняют собой предыдущие.
Между тем, я прекрасно понимая, что многим сборник понравится куда меньше. Просто здесь есть отдельные фавориты, которые явно выбиваются из общего ряда. «Этюд в изумрудных тонах», открывающий сборник, это вообще, на мой взгляд, лучшее в малой прозе автора. А ведь в сборнике есть еще и «запретные невесты…», и «Повелитель горной долины» и… Я могу перечислять долго, мне очень понравилось больше половины рассказов сборника, да и остальные, которые оставили меньшее впечатление, буду перечитывать неоднократно. Но, начав сборник с «Этюда..» поневоле ищешь и другие сверхсильные вещи. А вот если смаковать именно сборник, чувствуя что каждый следующий рассказ что-то привносит в предыдущие, ощущения незабываемые.
Итог: книга экспериментов и головоломок. Всем поклонникам Геймана читать обязательно. Другим – по желанию. Но и вы в ней найдете как минимум один рассказ, который вам придется по душе. А это не так уж и мало.