fantlab ru

Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
2397
Моя оценка:
-

подробнее

Звёздные короли

The Star Kings

Другие названия: Битва Империи; Последняя битва; Beyond the Moon

Роман, год; цикл «Звёздные короли»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 199
Аннотация:

Знал ли Джон Гордон, обычный американский клерк, чем это обернется для него, когда впервые услышал в своей голове чужой голос? Голос представился Зартом Арном, принцем из далекого будущего, ученым, изобретателем машины, позволяющей обмениваться разумами представителям различных эпох. Зарт Арн предложил Гордону обменяться телами, чтобы вкусить прелести жизни недоступных им ранее эпох. Гордон согласился, а кто на его месте отказался бы на неделю побыть звездным принцем?

Но сразу после обмена все пошло наперекосяк. Не все оказалось гладко в мире будущего. Зависть, борьба за власть, политика, война — все это люди выплеснули на межзвездные просторы и тело принца Зарта Арна с ничего не понимающим в происходящем Джоном Гордоном, с размаху падает в этот водоворот. Политические убийства, интриги, покушения и похищения сыплются как из рога изобилия. Империя на пороге всеобщей войны, и все теперь зависит от землянина, волею судеб оказавшегося в это время в этом месте. Ведь флот Лиги Темных миров уже начал свое вторжение и среди звезд сшибаются армады космических кораблей и гибнут тысячи людей.

И вопрос стоит уже не «Кто победит?», а «Победит ли кто-нибудь?», и что достанется этому победившему, ведь из хранилища уже извлекают Разрушитель, ужаснейшее порождение науки, оружие, уничтожающее само пространство...

Примечание:

  1. По свидетельствам литературоведов, именно это произведение, прежде всего, и побудило И. А. Ефремова написать в порядке полемики роман «Туманность Андромеды».

  2. Роман можно считать наиболее типичным примером «космооперы 30-50х» — первого века в развитии «космических опер».

  3. В СССР роман получил известность после печати в 1988 году в журнале «Техника — молодёжи».

  4. Позднее, когда было написано продолжение — «Возвращение к звездам», Гамильтон отредактировал конец «Королей», убрав отуда появление Лианны в прошлом в самых последних абзацах.


Цитаты о произведении:

цитата
«Мне нравилось мастерство сюжета: Гамильтон держит вас в напряжении от первой до последней страницы. Я видел незаурядный талант, свободно рисующий грандиозные картины звездных миров. И вместе с тем меня удивляло, у меня вызывало протест бессилие литературно одаренного фантаста вообразить мир, отличный от того, в котором он живет.» (И. А. Ефремов, начало 1960-х)

цитата
«Техника сногсшибательная: сверхсветовые скорости, уничтожение звезд и самого пространства... Написана повесть лихо, читается взахлеб, откладывается с усмешкой. Потому что все это сочинено только для развлечения. Бароны и короли — далекое прошлое для Запада, американцы вовсе не мечтают о феодализме. Но читать о мушкетерах занятно — так прочтите про мушкетеров в космосе» (Г. И. Гуревич, 1967).

цитата
«Роман не зря назван «Звездные короли». Это типичный ковбойский вестерн на фантастическом пейзаже. Умеренное благородство сталкивается с неумеренным коварством и, разумеется, побеждает» (А. Ф. Бритиков, 1970).


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Звёздные короли / Звёздный конфликт» 2016, Россия, реж: Алексей Евдокимов



Похожие произведения:

 

 


Звездные короли
1989 г.
Звёздные короли
1990 г.
Звёздные короли
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Звездные короли
1991 г.
Звездные войны
1992 г.
Звездные короли
1992 г.
Звездные короли. Возвращение к звездам
1992 г.
Звездные короли. Возвращение к звездам
1992 г.
Звёздные короли. Возвращение на звёзды. Молот Валькаров
1992 г.
Звёздный меч
1992 г.
Э. Гамильтон
1992 г.
Битва империи
1993 г.
Звездные короли
1993 г.
Звездные короли. Пришельцы с Земли. Ди Гриз спасает мир
1993 г.
Возвращение к звездам
1994 г.
Истребитель
1997 г.
Звездные короли
1997 г.
Звездные короли
1997 г.
Звездные короли
1999 г.
Звездные короли
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех
2003 г.
Звездные короли
2004 г.
Звездные короли
2004 г.
Звездные короли
2008 г.
Звездные короли
2014 г.
Звездные короли
2016 г.
Звездные короли
2018 г.

Периодика:

Техника - молодежи № 9 1988
1988 г.
Техника – молодёжи № 5 1988
1988 г.
Техника – молодёжи № 6 1988
1988 г.
Техника – молодёжи № 7 1988
1988 г.
Техника – молодёжи № 8 1988
1988 г.
Техника – молодёжи № 10 1988
1988 г.
Техника – молодёжи № 11 1988
1988 г.
Техника – молодёжи № 12 1988
1988 г.

Самиздат и фэнзины:

Звёздные короли
2017 г.
Звёздные короли
2022 г.
Звёздные короли
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Star Kings
1949 г.
(английский)
The Star Kings
1967 г.
(английский)
Les rois des étoiles / Retour aux étoiles
1968 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современному поколению, привыкшему к электронным читалкам, имеющим свободный доступ к такому количеству книг, что и одного процента из них не прочитать за всю жизнь, конечно не понять того вакуума литературы, который был во времена, когда «Звездные короли» впервые попали в СССР. Трудно сейчас представить ощущения школьника, который открыв очередной номер «Техники-Молодежи» вдруг увидел там ТАКОЕ.

Окно в абсолютно другой, незнакомый и загадочный мир. Мир космооперы. Тогда конечно, я еще не знал этого слова, но читать мне это совсем не помешало. Космические короли и бароны, интриги и любовь, безжалостные убийцы и благородные спасители, межзвездные сражения и путешествия во времени. Все это совершенно не похоже на то тоскливо-морализаторское чтиво о дополнительной выплавке чугуния, которое представляло из себя большая часть тогдашней советской фантастики.

Кроме необычного антуража отмечу захватывающий сюжет, в который погружался с первых же страниц, и который не отпускал до самого финала, буквально до последнего абзаца. Поскольку повесть печаталась больше полугода, ожидания каждого следующего номера были тягостными, а уж когда оставался последний, декабрьский номер — и вовсе невыносимыми. Куда там «Игре Престолов». Тем более, что соцсетей и форумов в те времена не существовало, и обсудить свои переживания, впечатления и вопросы было почти не с кем.

Безусловно многое сейчас выглядит наивным. Противостояние Империи и Темной Лиги заимствовано из событий, приведших ко Второй Мировой, да и сами сражения линкоров и крейсеров перенесены из событий на Тихом Океане. Шор Кан — явная отсылка к Гитлеру(а вовсе не к Сталину), хотя надо признать он получился гораздо обаятельнее своего прототипа.

Роман послужил одним из толчков для написания Ефремовым «Туманности Андромеды» в ответ. Но надо признать, что ответ во многих отношениях получился слабым и уступающим «Королям». «Туманность» — это в первую очередь инструмент для выражения Ефремовым своих идей и этому посвящено все в романе — от поступков людей, до их диалогов. И в результате герои у Ефремова картонно-ходульные, а когда они открывают рот, то создается впечатление, что они зачитывают передовицу газеты «Правда».

В то время, как у Гамильтона главные герои Гордон и Лианна являются обычными людьми, со своими страхами и сомнениями, которые они вынуждены преодолевать. Интересны также и второстепенные персонажи — Зарт Арн и его отец и их помошники. Ну и Шорр Кан, как я уже писал не похож на карикатурного злодея.

Резюме: классика, обязательная к прочтению. Изначально планировал поставить 9, но пока писал, нахлынули воспоминания, из-за которых добавлю еще балл.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот роман навсегда останется эталоном жанра космооперы. Если вспомнить школьные годы, то тогда это был безусловный шедевр, но и по прошествии двух десятков лет книга не утратила своего очарования. Тем не менее, простота сюжета, шаблонность персонажей и сюжетных ходов не может не бросаться в глаза взрослому читателю. При этом также нужно не забывать, что это одна из первых ласточек в своем жанре, на мой взгляд, Э. Гамильтон сделал для космооперы не меньше, чем Р. Толкин для фэнтези — в наши дни все эти гномы, эльфы и хоббиты превратились в расхожее клише, но для своего часа это было нечто совершенно новое. Так и здесь — при чтении «Звездных королей» постоянно вспоминаешь, где еще ты встречал похожий эпизод или аналогичного персонажа — книга из обычной развлекательной литературы превращается в источник исследования истоков жанра, т.е. в своеобразный памятник.

Начало романа переносит нас в Нью-Йорк 20 столетия, Джон Гордон, обычный американский клерк, вернувшись с фронта, заново погружается в серые будни. Вступив в телепатический контакт с принцем Империи из далекого будущего, Джон соглашается на 6 недель поменяться телами. Проснувшись, он обнаруживает себя в теле принца Зарта Арна в научной лаборатории на вершине Гималаев, преодолев временной рубеж длиной 200 000 лет. Бегло ознакомившись с правилами игры, Гордон попадает в лапы врагов Империи, с этого момента начинается череда его невероятных приключений в чужом теле.

Сюжет развивается довольно стремительно — главному герою предстоит посетить столицы Лиги и Империи, отбиваться от полуразумных мутантов на радиоактивной планете и принять участие в глобальном космическом сражении, исход которого решит судьбу Галактики. Всё происходящее напоминает средневековый приключенческий роман, действие которого перенесено в космос — императоры, бароны, прекрасные принцессы, круговорот придворных интриг, шпионские игры, предательства и разоблачения. Автор по сути просто поменял декорации, заменив рыцарскую кавалерию на многотонные звездолеты, а шпаги и мушкеты — на атомные ружья.

Помимо прочего угадывается четкая отсылка к истории XX века — две сверхдержавы — Лига и Империя — это явный намек на Советы и США, обе стороны наращивают военный потенциал, ведут дипломатическую борьбу за право влиять на более мелкие государства — здесь, звездные королевства и баронства — в нашем мире — европейские страны. Перед глазами автора живо стояла трагедия Хиросимы и Нагасаки — имперское сверхоружие Разрушитель, которое нужно использовать только в крайнем случае, подобно ядерной бомбе может разрушить весь окружающий мир, нанося вред не только тем на кого оно нацелено, но и тем, кто его применяет.

Любовная линия, на первый взгляд, представляет собой классический треугольник — Джон Гордон влюбляется в Лианну, принцессу Фомальгаута, которая отвечает ему взаимностью, в то же время он должен не ранить чувства возлюбленной настоящего Зарта Арна. При этом герой страдает от неминуемой разлуки с любимой, ведь рано или поздно ему придется вернуться в свое время, а Лианна при любом раскладе за ним последовать не сможет. Также у Джона возникает соблазн нарушить договор с Зартом и навсегда остаться в его времени, т.е. перед нами не картонный донкихот, а настоящий человек со своими мыслями, тревогами и желаниями. Местный темный властелин Шорр Кан (слышится в этом имени что-то киплинговское, не находите?) предстает не одномерным воплощением зла, но в качестве хитрого и умного противника, при этом главный герой даже признается в определенной симпатии к этому персонажу.

Несмотря на простоту сюжета, автор умело избегает использования «роялей» — вот чему уж точно стоило бы поучиться многим его последователям. В каждом сюжетном повороте, когда жизни героев висят на волоске и в последний момент к ним приходит спасение, автор преподносит это не как проявление чуда, но обуславливает его предыдущими действиями героя, т.е. можно проследить причинно-следственную связь. В качестве примера можно привести эпизод на радиоактивной планете, когда Гордон и Лианна попали в лапы местных мутантов.

Несмотря на легкий привкус архаичности, использование известных сюжетных схем и персонажей-функций, роман подкупает своей атмосферой — здесь в первозданном виде сохранился дух навсегда ушедшей эпохи, когда фантастика печаталась преимущественно в красочных журналах с полуобнаженными красотками и могучими суперменами на обложках. Здесь нет ни пошлости, ни особой жестокости, что в сочетании с легкой увлекательной манерой подачи текста заставляет рекомендовать это произведение в первую очередь юным читателям. Тем не менее, для любителей жанра со стажем этот роман — прекрасный способ вспомнить молодость, именно здесь был заложен фундамент столь популярных ныне историй о «попаданцах» и всевозможных «звездных войнах».

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полагаю, правила форума не запрещают писать рецензии в рифму (на всякий случай: да, это я сочинил. Желающие подробностей и доказательств могут писать в личку).

* * * * *

Бывает по ночам, когда не спится,

И демоны за окнами кружат,

Листаю пожелтевшие страницы,

Которые под пальцами хрустят.

|

И снова на страницах старой книги,

Что сочинил однажды Гамильтон,

Вступают в бой солдаты Темной Лиги,

И восстает над миром Орион.

|

Вращается в пространстве черном глобус;

Как мотылек к пылающей свече —

Летит могучий крейсер на Канопус —

Волшебный мир, что соткан из лучей.

|

Все в мире том загадочно и странно —

И океан, и горы хрусталя,

Прекрасная владычица Лианна

Спускается по трапу корабля...

|

Меж ярких звезд бегут по небу луны,

И гаснут на рассвете как угли,

И среди них не разглядеть Нептуна,

Не то что скромной маленькой Земли.

|

Измены сеть плетет тиран коварный,

И вот, сквозь галактический эфир,

Летит другой корабль на Талларну —

Другой волшебный, но ужасный мир —

|

Под красным солнцем черный шарик круглый,

(Где правит удивительный злодей),

Покрыт грибком белесых мертвых джунглей

И базами военных кораблей.

|

Туда «Маркаб» предательский стремится,

Туда, где растворилась ночь сама,

Где в самом центре облачной столицы

Стоит дворец, где воцарилась тьма.

|

Где в самом сердце самой Темной Лиги,

Среди теней, как будто в полусне,

Плетутся бесконечные интриги,

И где народ готовится к войне.

|

Война грядет. Ее зародыш темный

В утробе ждет уже немало лет,

Когда прикажет деспот вероломный,

Он выйдет горделиво в этот свет.

|

Прольется кровь. Расплавятся планеты!

И даже звезды сдвинутся орбит,

Когда линкоры, «призраки», корветы

Пойдут через надир или зенит.

|

Столкнутся корабли в пространстве сжатом,

Сплетутся в танце бледные лучи,

Сезон охоты вновь откроет атом —

Как в прежние столетия мечи.

|

Живые позавидуют умершим,

Лежащим в грунте гибнущих планет...

И лишь одно в узде тирана держит:

Оружие — Империи секрет.

|

Оружие, что создано Бренн Биром —

Весь род людской он поднял на борьбу,

Тогда оно решило судьбы мира

И расы человеческой судьбу.

|

Оружие, что в древности туманной,

Которую не стоит забывать,

Нашествие сынов Амамбарана

Сумело повернуть однажды вспять.

|

Из Облаков, открытых Магелланом

За двести тысяч лет до этих дней,

Они пришли — разумные вараны,

Убийцы, пожиратели людей,

|

Как демоны в пророчестве проклятом,

Что адская исторгла глубина —

Но их сразил великий император!

|

...Но что с того?

Опять грядет война...

|

Опять стартуют в небо звездолеты,

Под рёв бомбардировочных сирен,

И смерть финалом станет для кого-то,

Финалом для кого-то станет плен.

|

Вновь превратится космос в поле боя,

История закончится почти...

Но снова встанут смертные герои

У ложных властелинов на пути!

|

Сойдутся в битве демоны и люди —

На фоне бесконечного кольца,

Но верю я — конец счастливым будет

У этой старой сказки без конца.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно согласен сколлегами ранее оставившими отзыв, Особенно с mastino. Данная книга занимает на моей книжной полке почетное место и постепенно обрастает пылью. Потому что перечитывать ее нет смысла, но не иметь ее дома — черная неблагодарность к автору. Как сейчас помню томительное ожидание свежего номера «ТМ» с 7-10 листами отрывка из «Звезных Королей». Скоротечное чтение подобное пожару и опять долгое ожидание. Для подростка из среднестатистической советской семьи это была форточка в другой мир, прикосновение к прекрасному и тайному. Однозначно это была веха в моем детстве которая во многом сформировала мои предпочтения в литературе и возможно во взгляде на мир. Прошу коллег которые относятся к более молодому поколению быть более мягкими в своих суждениях к этой серии. Вам выросшим в другом мире тяжело понять Нас имевших 2 программы на ТВ и видевших компьютер лишь в журналах. Постарайтесь бережно прикоснуться к этому действительно прекрасному произведению, и оценить его по достоинству. С уважением ....

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ветеран второй мировой войны переживает не самые легкие времена. И тут в его голове зазвучал голос. Нет, парень не сошел с ума, это звездный принц из далекого будущего предлагает ненадолго обменяться телами, чтобы каждый мог насладиться экзотической для себя эпохой. Но после обмена дела не заладились. И пришлось обычному парню 20 века вершить дела галактического масштаба.

Я понимаю, что сейчас это можно порекомендовать, в основном, подросткам, и то аккуратно. Скажут – наивно и смешно. И, наверное, будут правы. Несмотря на масштабные схватки, коварных врагов, Разрушитель и прочую жуткую атрибутику, это добрая и наивная сказка для вечных романтиков.

Мне трудно забыть каким взрывом была публикация этого романа в «Технике-молодежи». Как тяжело было достать номер журнала с очередным кусочком романа (печатался с мая по декабрь). В общем, для меня этот роман имеет и ностальгическое значение, что немаловажно (думаю, как и для многих других, чья юность и молодость пришлась на конец 80-х).

Классика фантастики, которую не желательно пропускать.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некий западный критик однажды сказал, что Гамильтон был удивительно талантливым писателем и мог бы добиться гораздо большего, если бы не тратил столько времени и сил на мелодраматичную звездную оперу.

Сколько же в этом высказывании высоколобого снобизма! Или стеснения?!

Будто кому-то неудобно признать, что он читает фантастику. Словно человек хочет получить индульгенцию за чтение того, что подспудно считает недолитературой. Купить такую индульгенцию можно, к примеру, обнаружив в тексте и предъявив окружающим парочку глобальных социальных концепций (пусть они нелепы и нежизнеспособны, как двухголовые телята) или несколько философских идей (пусть эти идеи были свежими разве что для древних греков).

Действительно в Звездных королях бессмысленно искать все эти глубины (зачастую псевдо глубины) и они действительно мелодраматичны. Но книга вовсе не делается хуже от того что воздействует на читателя помимо разума, задевая невидимые струны души. Даже сейчас перечитывая ее, мы, прожженные циники чему-то улыбаемся и на какой-то, пусть крошечный миг, становимся детьми.

Многие авторы так называемых серьезных книг дорого бы дали за такое мастерство.

С первого издания Звездных королей прошло уже более пятидесяти лет. За эти годы вышли тысячи внешне совершенно таких же книг. От них не осталось даже названий.

А Короли живут.

Живут, хотя, как справедливо замечено, не были даже первыми в своем роде и их нельзя рассматривать как книгу основоположник жанра…

Так быть может, господа серьезные критики, в этой книге автор заключил нечто большее, чем типовой мелодраматический сюжет?

Но, довольно общелитературных рассуждений. Кому я могу рекомендовать эту книгу? Прежде всего, подросткам, взрослым будет тяжело сойти со своего пьедестала и взглянуть на роман непредвзято. Но если они все-таки решатся, я хочу сделать еще одно, не волнуйтесь последнее, предупреждение. Книга покажется вам наивной. Но это не из-за прошедших лет. Точно такой же наивной она выглядела в таком далеком сейчас 1947. Наивность это такая редкость в наш век всеобщего скепсиса.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть произведения, которые не следует обсуждать, давать им оценки, полемизировать, выискивать неточности и наивность, сравнивать с сегодняшним днем, это классика, романтическая, рыцарская, приключенческая, когда герои не понимают, что значит соврать, обидеть женщину, не исполнить клятву, выполнить свой долг, в конце концов они знают что такое честь. Этого нет у нас, этого нет в современной фантастике, вот именно это и привлекает нас в детство, когда мы верили в себя, верили, что мир такой же честный... Это, как «Три мушкетера», но только в фантастике, а значит только в коллекцию.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я действительно не знаю, как бы я оценил «Звездных королей», если бы впервые прочитал их не в 11-12 лет, а будучи хотя бы лет на пять постарше. Во всяком случае, прочитанное всего два-три года спустя «Возвращение на звёзды» меня уже совершенно не впечатлило, а иные произведения Гамильтона и вовсе зачастую казались скучными, простоватыми, а иногда и нелепыми. Рискну, однако, утверждать, что именно «Звездные короли» — весьма достойная вещь, даже если не делать скидок на время написания и возраст читателя. В ней есть конфликт и есть напряжение. И это не обычный для космической оперы конфликт между черным-причерным злом и кулакастым, но белым и пушистым внутри добром. Это внутренний конфликт героя, который сражаясь, понимает при этом, что в случае победы не только не получит ничего, но даже и вынужден будет расстаться с чем-то очень дорогим для себя. И может быть, чтобы подчеркнуть этот внутренний разлад, внешнее противостояние несколько смягчено. Зло в романе не такое уж черное-причерное. Да, Шорр Кан беспринципный и жестокий политикан, но не маньяк, не садист. Даже гуманен, когда ситуация это позволяет. Вероятно, в описании Чехова или Достоевского — да что там, даже у многих представителей цеха фантастов, душевные метания выглядели бы естественнее, а принятое решение не казалось бы столь простым, но и текст Гамильтона вполне заставляет задуматься о том, какая же это трудная и, в то же время, величественная вещь — простая человеческая порядочность. И как много подчас от нее зависит.

А кроме того, у меня есть ощущение, что автор вообще был в ударе, работая над этой книгой. И помимо уже сказанного в активе мы имеем стремительнейший, наверное, почти не имеющий себе в этом равных сюжет, не дающий читателю отвлечься ни на минуту. Почти каждая глава — радикальное изменение ситуации. Сколько удовольствия было следить за этими виражами при первом прочтении.А образы героев? Шорр Кан обаятелен, Лианна поэтична, Мерн по-домашнему уютна, Арн Аббас — неистов и ярок. Им недостает глубины, оттенков и полутонов, но они запоминаются. И, конечно, финал. Тот, первоначальный, написанный, когда Гамильтон еще и не помышлял ни о каком продолжении. Он словно хрустальные башмачки из совсем другой истории — невероятный, непрактичный и сказочно красивый.

Я не стану перечитывать «Звёздных королей». Но любить это книгу буду всегда.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понимаю, что для многих эта книга — светлое воспоминание детства, когда (в 13-15 лет) её и надо читать. Но я, к сожалению, обратился к ней в 36 лет.

Не читал в своей жизни ничего более наивного и незамутнённого. Звёздные короли — эталон подросткового эскапизма. Прекрасно себе представляю какое впечатление они могли бы на меня произвести в 13 лет . Но сейчас воспринимать как литературу этот Лего-Стартрек у меня не получается.

--

PS: А я в свои 14 лет прочёл вместо «Королей» — «Лорда с планеты Земля» Лукьяненко, у которого стоит гордая оценка 7, хотя совершенно очевидно откуда у него растут ноги. Парадокс.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

С детства любимое произведение, которое, думаю, не одного ввело в мир звёздной оперы. То, что наивное ни в коей мере не умаляет его достоинство. «Звёздные короли» служат как бы трамплином для более серьёзных произведений. Поэтому считаю, как идеальный вариант для среднего школьного возраста и ставлю твёрдое 10.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга Гамильтона классическая «космоопера»: масштаб, интриги, злодеи — и всё это в безграничном Космосе! Наивность описаний и «технических новинок» не должна смущать современного читателя. Ибо главное в этом жанре — драйв, а драйва здесь больше, чем в урагане «Катрин»! Хотя и задумки автор щедро разбрасывает по страницам совсем небольшого романа. Один Разрушитель чего стоит... А озеро из «резиновых» людей?!

Также обратите внимание на год написания! Сразу после второй мировой войны. Ядерное оружие только пришло в людские умы как факт — а тут уже фантастика. Наивная и глупая, но такая прекрасная. Люди ходят по Марсу без скафандров — зато в магнитных ботинках, герой запирается в комнате с охраной, но потом выясняется, что его никто не охранял...через половину предложения. Красота и изящество неземных женщин, прекрасная любовь не к телу, а к сущности, и чудесная литературная находка в словосочетании «королевство Фомальгаут»... Романтика без научной пошлости. Рекомендуется к прочтению.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

У книги по современным меркам масса минусов, перечислять которые, наверное, не стоит. Очень легко было бы выставить книге низкий балл и успокоиться. Было бы легко... но не получается. Душа не позволяет; как говаривал Швейк, «старик, по правде, этого не заслужил». Да, книга сейчас выглядит даже не старомодной, а просто-таки архаичной. Да, большая часть упрёков справедлива. Ну и что? Зато есть тут какое-то ни с чем не сравнимое ощущение, какое-то вдохновение первопроходца, не позволяющее просто так отбросить эту повесть, и ощущения этого нынешним авторам уже не добиться, так что оно дорогого стоит.

И ещё тут есть замечательный Шорр Кан, который, несмотря на неразвитость жанра в то время, вовсе не получился обычным злым владыкой — он умён, решителен, жёсток и жесток лишь настолько, насколько необходимо, он сочетает в себе образы могущественного правителя и простого сильного человека — в общем, теперь я понял, почему, несмотря на солидный возраст, Шорр Кана до сих пор включают в опросы типа «Лучший отрицательный персонаж».

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я прочитал этот роман пять лет назад и тогда оценил его невысоко. Единственная сильная сторона романа – динамичная фабула с неожиданными поворотами – не перекрывала явных недостатков произведения.

А недавно я (неожиданно для самого себя, т. е. не планируя это заранее) вновь перечитал роман Гамильтона. Причиной для этого, если не вдаваться в подробности, стало желание лучше уяснить, в чём состоит жанр космической оперы. И – удивительно – роман мне понравился.

Самое интересное в том, что моё представление о сильных и слабых сторонах этого произведения мало изменилось по сравнению с первым чтением. Изменилась «установка», с которой я подошёл к чтению, изменились критерии оценки.

Любое произведение литературы (и искусства вообще) надо воспринимать и оценивать с учётом его жанровой специфики. Хорошо, если она известна заранее – т. е., во-первых, вы знаете, к какому жанру (или сочетанию жанров) относится художественное произведение, и, во-вторых, вы знаете, в чём заключается этот жанр, каковы его характерные черты, особенности, достоинства и ограничения. Тогда восприятие произведения будет более адекватным. Если же нет – вас может ожидать жестокое разочарование: вы получили совсем не то, на что рассчитывали. Но литературное произведение само по себе в этом не виновато, дело в вашей неверной установке.

Так и с романом Гамильтона. Все его достоинства и якобы недостатки, видимо, вполне укладываются в прокрустово ложе особенностей жанра. Можно сказать так: недостатки романа – это на самом деле не его недостатки, а просто ограничения и условности жанра. Наверно, будучи одним из создателей жанра космооперы, Гамильтон задал и законы, по которым следует судить о его произведениях.

Перечислю заслуживающие, на мой взгляд, упоминания стороны и моменты романа (не сортируя их на «достоинства» и «недостатки»).

• Динамичный, напряжённый сюжет с неожиданными поворотами. Это – основная, доминирующая компонента произведения, всё остальное как бы отходит на второй план, заведомо играет не слишком существенную роль.

Правда, в середине романа (после отлета с Талларны) я начал скучать

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– драки на борту «Дендры», схватки с резиновыми людьми…

Это не в моём вкусе, и я стал опасаться, что моё почти восторженное впечатление от начальных глав вот-вот полностью развеется. Но, к счастью, вскоре течение сюжета «выправилось», и скучная середина была компенсирована напряжением встречи Зарт Арна с Джал Арном.

• Отсутствие глубоких философских идей – разве что подспудная, базовая предпосылка о том, что человеческая природа неизменна (а ведь всё ещё хочется верить в возможность её улучшения…).

• Отсутствие сколько-нибудь сложной интриги, переплетения сюжетных линий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как-то слишком рано и быстро сошёл со сцены адмирал Корбуло. Не много места в действии романа занял даже Шорр Кан.

• Отсутствие какого-либо сложного («детективного») вопроса, загадки, над поиском ответа на который бьются герои (и читатель). Вопрос, собственно, только один: при каких обстоятельствах и под каким предлогом герою удастся попасть на Землю, в лабораторию, чтобы вернуться в своё время.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ответ оказывается весьма простым: Гордон достигает такого положения (регент Империи, победитель в галактической войне), что без всяких хитростей попросту вправе отдавать любые приказы («хочу не в Троон, а на Землю!»), не утруждая себя их обоснованием.

• При общей психологической бедности в обрисовке персонажей и мотивировке их действий больше всего среди многочисленных и разнообразных эпизодов романа мне запомнились два:

1)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда Гордону удалось убедить Шорр Кана, что он готов пойти на союз с ним ради власти – хотя бы и номинальной – над Галактикой.
При этом Гордону приходится бороться с вставшим перед ним искушением воспользоваться беспрецедентным шансом. И этому искушению подвергается не только он, но и читатель. Читатель тоже задаётся вопросом: а как бы он поступил, оказавшись вдруг в аналогичной ситуации? Это самое «сильное» место в романе. (Правда, при этом по воле автора в голову Гордона не приходит мысль о том, что в случае его предательства ему наверняка следует забыть о любви Лианны…)

2)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Встреча Гордона–Зарт Арна с Джал Арном, когда Гордон, опираясь на сделанную им оценку характера Терн Эльдреда, сумел доказать свою невиновность.

Это самые насыщенные психологически моменты романа. Именно они, по моему субъективному ощущению, «скрепляют» всю фабулу романа.

• Гордон как персонаж доминирует над всеми другими персонажами. Изложение ведётся от третьего лица, но фактически – с точки зрения Гордона. Мы видим всё как бы его глазами и чувствуем только его эмоции.

Ведущим мотивом его действий является чувство долга: не испытывая ни малейшей ностальгии по своему времени и своей Земле, он во что бы то ни стало должен выполнить свой «договор» с настоящим Зарт Арном. Кстати, строго говоря, он отнюдь не обещал Зарт Арну совершить обратный обмен телами – а Зарт Арн и не требовал от него такого обязательства, Гордон обещал лишь сохранить в тайне сам факт обмена.

• После первого же знакомства с Лианной проникаешься симпатией к ней: гордая, красивая, властная, умная, смелая и т. д. Но в дальнейшем развитии сюжета ей отведена всего лишь роль спутницы Гордона. Она поддерживает его, однажды даже спасает от смерти – но, мне кажется, она как персонаж была бы способна на большее… Но с этим ничего не поделаешь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Кстати, Лианна сильно рисковала, переселяясь в тело Рут Аллен – вдруг та оказалась бы, мягко выражаясь, дурнушкой. :smile:)

• Можно немало иронизировать по поводу не слишком большой изобретательности автора в научно-технической области (из атомного пистолета «со щелчком вылетела крохотная пулька»), но ведь это не главное в данном жанре.

Среди технических новшеств, упомянутых автором, мне особенно запомнился танцевальный зал с антигравитаторами.

• Ещё одно замечание – об идеологической подоплёке романа. Вообще, советскую фантастику принято упрекать в идеологической и политической ангажированности. Однако что мы видим в романе Гамильтона? Он впервые опубликован в 1947 году (в журнале, книжное издание вышло в 1949). Для американского читателя того времени образ агрессивной Лиги Тёмных Миров и её диктатора Шорр Кана, безусловно, ассоциировался с Советским Союзом и Сталиным. Разрушитель, в тайну которого стремится проникнуть Шорр Кан, – это аналог атомного оружия, которым в 1947 году обладали только США. И какова же основная идея книги? – Обосновать необходимость, при определённых условиях, применить Разрушитель против Лиги Тёмных Миров (читай: применить атомное оружие против СССР). Да, это очень плохо и опасно, к этому можно прибегнуть только в крайнем случае – «лишь тогда, когда свобода Галактики будет под угрозой!», «когда речь идёт о свободе и жизни людей во всей Вселенной!» – но надо быть готовым к тому, что такая ситуация всё же возникнет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И Гордон применяет Разрушитель – и весьма успешно!
Роман Гамильтона отражал настроения времени и объективно выполнял задачу психологической подготовки к новой войне – с применением атомного оружия против СССР…

Правда, Средне-Галактическая Империя – отнюдь не аналог США. Вообще получается так, что читатель должен принять как само собой разумеющееся, что эта самая Империя воплощает и обеспечивает своим гражданам (точнее сказать: подданным) эту самую свободу, ради защиты которой и следует применить Разрушитель. Но так ли это на самом деле? Автор не уделяет ни одной строчки описанию того, каковы, собственно, общественные порядки в Империи. Мы видим роскошный дворец и (издали) великолепную столицу, встречаем королей и баронов, придворных, высших чиновников, офицеров, упоминаются безымянные солдаты и дворцовые слуги. А как живётся остальным сотням миллиардов людей? Арн Аббас мало похож на конституционного монарха, и демократией в этой империи явно не пахнет. Таким образом, галактическая война сильно смахивает на схватку одной деспотии с другой…

Подводя итог, скажу, что роман Гамильтона, наверно, послужит мне эталоном для оценки других произведений подобного рода – эталоном не в смысле «абсолютного идеала», а в смысле «стандартной единицы измерения», мерки, с которой можно сравнивать, скажем, другие произведения того же Гамильтона.

К сожалению, видимо, перевод З. Бобырь во многих местах неточен и содержит сокращения. Я не проводил сплошного сличения текстов, но, «спотыкаясь» при внимательном чтении русского текста на странных местах (неясностях и противоречиях), обращался к тексту оригинала и обнаруживал, что эти странности присутствуют только в тексте перевода. А что касается сокращений, то вот яркий пример. В главе 2 есть не слишком большой абзац о том, как «в последующие дни, углубляя знание языка, Гордон изучал также историю мира за прошедшие две тысячи веков». В оригинале же этому месту соответствуют 18 (!) абзацев, гораздо подробнее описывающих и эту историю, и основные технические достижения. Они, конечно, замедляют изложение, но, во-первых, подготавливают читателя к лучшему пониманию дальнейших событий, а во-вторых, любопытны как свидетельство представлений писателя-фантаста середины 1940-х годов о дальнейшем развитии цивилизации.

Не могу не удержаться, чтобы не бросить камешек в огород издательства «Эксмо». В сборнике Гамильтона, вышедшем в серии «Шедевры фантастики» (http://fantlab.ru/edition16013), содержится изрядное число опечаток и искажений, а в диалоге Гордона и Лианны в главе 6 выпущен важный для понимания происходящего абзац (к счастью, могу сравнивать это небрежное издание с аккуратным изданием «Аванты+« в «Антологии мировой фантастики» (http://fantlab.ru/edition609), – именно его я читал пять лет назад). Я просто опасаюсь читать остальные романы Гамильтона, помещённые в этом томе (их тексты мне сравнивать не с чем…).

И наконец – по поводу критических замечаний типа «где в космосе север, а где запад?».

Наша Галактика принадлежит к числу дисковых спиральных галактик. Её диаметр – 30 кпк (килопарсеков), толщина звёздного диска – только 0,7 кпк (данные из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0). Таким образом, для общей ориентации в Галактике и указания основных направлений её «толщиной» можно пренебречь и ограничиться двумерной системой координат. А дальше – просто условиться, где в этой системе координат верх (и назвать его «севером»), а где низ («юг»), и определить, где у диска лицевая сторона (и соответственно – где «запад» и где «восток»). Это – не большая условность, чем определение сторон света на карте Земли. По аналогии с земными картами, где Европа – «центр» цивилизации – находится в северном полушарии, естественно рассматривать севером Галактики тот её край, где расположено Солнце. Вспомним, как Вель Квен показывает Гордону объёмную схему Галактики: «В воздухе возникла объёмная карта Галактики – дискообразный рой сверкающих искр [в оригинале: «a flat, disk-shaped swarm» – «плоский, дискообразный рой»]. … Солнце и Земля находятся на крайнем севере…».

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшая фантастическая вещь читающаяся взахлёб. Прекрасный перевод 60-х годов для журнала напечатанный только в 1988 году в журнале Техника-Молодёжи с замечательными иллюстрациями Р.Авотина (не поленитесь, отыщите те работы).Роман, на то время великолепный для «совдеповского» читателя. Но и сейчас перечитывая его, — уж и не знаю, как читает его новое поколение,- смотрится вполне достойно, хотя ещё немного и роману стукнет целый век. Хорошее подспорье лукасовским Звёздным войнам, и скорее всего их зачинатель, как идея. Головокружительный сюжет, не провисающая динамика, органичность, простота и прямота героев, без особых сложностей и предвзятостей, всё ясно, где зло и обман, где честность и правда. Конечно же отголоски Берроузовского Картера при весьма тщательном анализе просматриваются, но стоит ли это делать. В тот далёкий 1988год ни о каких принцессах Марса и слыхом не слыхивал наш читатель. Потому тогда Гамильтон шёл на ура, тем более со страниц провозвестника и популяризатора фантастики как выше упомянутый журнал. Раскрывать сюжет не стану, пусть каждый насладиться тем, что попало ему в руки, и не слишком строго судить уже классическую вещь с точки зрения современных технологий и физики. Да ,атомные оружия, пушки и пистолеты (ну, пардонте, тогда на атом молились, тем более в США после бомбардировок Японии),да передвигаются они без гипр-прыжков и нуль-переходов (хотя, простите, мог запамятовать, к Облаку герои делали прыжок, но какой, не оговаривается) нет, да и нет попытки все эти научные заморочки объяснить. Да впрочем и зачем? Произведение тогда бы стало тяжеловесным, скучным и занудным. Тогда бы потерялась музыка всей фантазии и поэтика самого сюжета. А он, надо сказать, быстротечен и лёгок, будто пёстрый мотылёк. Скажу только отдельное огромное спасибо переводчикам романа адаптировавшим его для нас.

Читайте и наслаждайтесь

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Готовясь написать комментарий к «Звездным королям», я, пожалуй, начну с «Первого закона» Аберкромби. Эта серия книг была прочитала как раз перед «Звездными королями». Как же давно я не читал таких добрых и наивных сказок! А после «Первого закона» она кажется в два раза добрей! :) А ведь наивность в этой книге лезет со всех страниц. И самое главное, что во времена ее написания все это было актуально. Люди могли верить словам. Люди могли быть верными своим обещаниям, принципам. Люди умели быть человечными. Ведь наверняка Гамильтон мотивировался окружающим его миром. Да, сейчас мы называем это наивностью. Но хотелось бы верить, что в те времена, когда человечество настолько освоит космос — мы опять сделаем наивность человечностью! Спасибо Гамильтону! Однозначно 9 из 10.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх