fantlab ru

Роберт Шекли «Того же и вам — вдвойне»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
138
Моя оценка:
-

подробнее

Того же и вам — вдвойне

Can You Feel Anything When I Do This?

Другие названия: The Same to You Doubled

Сборник, год

Аннотация:

Пронизанные тонкой иронией и блестящим юмором, наполненные необычайными приключениями истории, созданные классиком американской фантастики Р.Шекли, предлагаются вниманию самого искушенного читателя.

© duke
Примечание:

Сборник впервые издан под названием «Can You Feel Anything When I Do This?». В издании 1974 года («The Same to You Doubled») рассказ «Того же и вам — вдвойне» открывает сборник, а рассказ «Вы что-нибудь чувствуете, когда я прикасаюсь?» перенесен на его место.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.04 (498)
-
10 отз.
7.86 (506)
-
18 отз.
7.34 (656)
-
20 отз.
5.61 (341)
-
12 отз.
7.27 (676)
-
17 отз.
8.37 (954)
-
34 отз.
8.24 (1160)
-
35 отз.
7.91 (1125)
-
30 отз.
7.66 (811)
-
24 отз.
7.44 (654)
-
18 отз.
6.14 (481)
-
19 отз.
6.71 (656)
-
19 отз.
7.65 (483)
-
19 отз.
6.02 (487)
-
13 отз.
7.56 (647)
-
14 отз.
6.54 (327)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (3)

Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4
1994 г.

Издания на иностранных языках:

Can You Feel Anything When I Do This?
1971 г.
(английский)
Can You Feel Anything When I Do This?
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вслед за многими известными фантастами Р. Шекли подхватил идеи Новой волны, ознаменовавшей своим появлением 60-е годы прошлого столетия. В очередной, уже восьмой по счету, авторский сборник рассказов вошли произведения, написанные в конце 60-х — начале 70-х годов XX века, практически все приведенные здесь рассказы ярко иллюстрируют смену авторского курса, переход от Золотого века к Новой волне. Если предыдущие сборники содержали в своем составе неизменно высокий процент историй, которых можно было бы отнести в разряд мини-шедевров, то здесь я таких рассказов не обнаружил. Безусловно, некоторые рассказы довольно хороши, но количество середнячков бросается в глаза. Создается впечатление, что отдельные рассказы — это просто реализованные заметки на полях, всё что в них есть занимательного — это интересная идея, но ведь для хорошей истории необходимо гармоничное сочетание ряда компонентов — это и запоминающиеся персонажи, и яркие повороты сюжета, и неожиданная оригинальная концовка, которую невозможно предугадать в процессе чтения. Всё-таки этот сборник по большей части рассчитан на любителя, хотя мера таланта и мастерства рассказчика прослеживается.

Если говорить о том, что понравилось больше всего, то здесь я выделю два рассказа, которые по духу гармонируют с ранним творчеством автора. История под названием «Предел желаний» — мастерская перепевка известного анекдота о трех желаниях, которые достаются главному герою, проблема в том, что чего бы тот ни пожелал, его злейший враг получит то же самое, но в двойном размере. Здесь не столько радует сюжет, хотя концовка безусловно оригинальна и иронична, сколько сама атмосфера, язык изложения, описательные детали. Главный герой по фамилии Эдельштейн получился очень удачно — такой типичный нью-йоркский еврей со всеми вытекающими. Читать рассказ попросту приятно, он льется легко и ненавязчиво — переживания и сомнения главного героя показаны особенно хорошо. Уже с самого начала произведения мы настраиваемся на соответствующий лад, ловим волну и чувствуем атмосферу. Если говорить о жанре, то здесь мы имеем городское фэнтези юмористической направленности.

Ещё один рассказ, который мне хотелось бы отметить особо, называется «Мнемон». Это довольно печальная история с элементами притчи, которая не просто давит на эмоции, но также заставляет читателя задуматься о нашем будущем. Рассказ написан в жанре антиутопии, некоторые читатели отмечают сходство чуть ли не до степени плагиата с «градусами по Фаренгейту» Р. Брэдбери, хотя я ничего подобного, кроме общей идеи о запрете некоторых литературных источников, не заметил. «Мнемон» мне очень понравился, сравнивать с Брэдбери я бы не стал и по той причине, что произведения находятся в разных весовых категориях по своему объему. Кроме того, сама идея сжигания книг из романа Брэдбери показалась мне несколько наивной и притянутой к сюжету для повышения общей эмоциональности и образности, вызывая «капслоковые» параллели с тысячами книг на тему холокоста, которые, как правило, начинаются пафосными фразами, типа «сначала они жгли книги...».

К сожалению, мне неизвестна история создания рассказа «Человек по Платону», но в процессе чтения создалось стойкое ощущение, что он был написан в дань уважения таланту А. Азимова. О том, что Р. Шекли знал и ценил творчество Айзека говорит хотя бы то, что он неоднократно принимал участие в межавторских проектах, посвященных создателю законов роботехники. С рассказами Азимова «Человека по Платону» роднит не только то, что в центре сюжета находится конфликт человека и робота, но и само строение сюжета, в котором главный герой, в данном случае космический исследователь Холлорен, сталкивается с необходимостью решения важного логического парадокса, от которого в прямом смысле слова зависит его выживание. Рассказ ироничный, яркий — следить за попытками главного героя пробить стену железной логики машинного интеллекта действительно интересно, а финал истории, в котором сосредоточена вся ожидаемая соль, безусловно достоин времени, которое читатель потратит на чтение этого рассказа.

С первого взгляда может показаться, что в центре сюжета рассказа «Вы что-нибудь чувствуете, когда я прикасаюсь?» тоже находится проблема взаимодействия человека и робота, но это только на первый взгляд. Сначала мне тоже подумалось, что автор взял за основу рассказ Г. Гаррисона «Робот, который хотел всё знать», где во главу угла ставился вопрос способны ли механические люди испытывать человеческие чувства и эмоции. При всём сходстве интересы Шекли находятся совершенно в иной плоскости. Основой для его небольшого исследования становятся не возможности искусственного интеллекта, но, ставшая давно притчей во языцех, непредсказуемая и парадоксальная женская логика. Фантастический элемент и само присутствие робота в рассказе вторичны и непосредственной смысловой нагрузки не несут. Психология женщины, внезапная смена настроений и взрывная непоследовательность в выведении следствий из причин — вот главные составные элементы, обеспечивающие успех данного рассказа.

В жанре фантастической пародии автор пробовал свои силы неоднократно. В этом сборнике, как мне показалось, пародийную окраску носят два рассказа. «Случай в боевом вылете» — пародия на героическую подростковую фантастику, здесь автор не занимается явной клоунадой, наоборот, сохраняя внешне серьезный вид, предлагает нам доведенные до абсурда типичные характеры персонажей, клишированные ситуации — новичок, который попадает под командование опытного командира, должен доказать, что достоин места в экипаже. Пародия получилась настолько тонкой, что, не зная Шекли, можно было подумать, что автор создавал рассказ на полном серьезе, ориентируясь на старые американские журналы, специализировавшиеся на воспитании патриотизма и мужества в среде подрастающего поколения. Нашему читателю конкретные объекты этой пародии вряд ли могут быть известны, но для сравнения можете вспомнить основную направленность произведений журнала «Подвиг» и сделать соответствующие выводы.

Довольно неожиданной пародией может показаться рассказ «Записки о Лангранаке», когда я впервые прочел эту историю, то кроме скуки во время чтения и непонимания касательно того, для чего вообще автор публиковал этот рассказ, я ничего не испытал. В более зрелом возрасте, перечитав «Записки», до меня наконец-то дошла суть авторского замысла — Шекли сделал всё возможное, чтобы рассказ воспринимался именно скучным, и ему это прекрасно удалось, а вот для чего это понадобилось, тут-то как раз и зарыта собака. Исследование космоса всегда представляется увлекательным приключением — бескрайний вакуум, таящий миллион опасностей, контакт с экзотическими носителями чуждого разума, сногсшибательные красотки и опасные враги — все эти элементы встречаются не только в рамках космооперы, но и в более серьезных фантастических жанрах. А почему собственно с героем начинают происходить приключения стоит ему только оторваться от Земли в ракете, почему бы не представить, что посещение далёкой планеты на деле не более увлекательно, чем поездка из Москвы в Тверь? Именно это предположение автор и сделал центральным элементом своего рассказа-пародии.

Рассказов про то, как доблестные и целеустремленные земляне открывают и исследуют новые миры, знакомятся с экзотическими цивилизациями было написано море, немало подобных историй вышло из-под пера Р. Шекли. А вот задумывались ли вы над тем, как может выглядеть наша планета, наше общество с точки зрения стороннего инопланетного наблюдателя. Взглянуть на себя со стороны глазами пришельца читателю предоставляется возможность в рассказе «Прогулка», в котором повествование ведется от лица Папазиана, космического туриста с Альдебарана. Что интересует в первую очередь туриста? Конечно, различные достопримечательности, развлечения, местная кухня. Проблема в том, что инопланетяне посещают наш мир инкогнито, скрываясь под маской обычных землян. Их поведение зачастую экстравагантно, а мотивация может показаться нелогичной и предельно странной, может быть очередной прохожий чудик на самом деле прибыл из космоса, но так ли много интересного можно обнаружить на Земле?

Задуматься над решением глобальных проблем человечества и в очередной раз попытаться ответить на вопрос — может ли благородная цель оправдывать низменные средства автор предлагает в рамках двух рассказов настоящего сборника. В «Чумном районе» пришелец из будущего прибывает в Нью-Йорк 1987 года, сразу после перемещения он, перевоплотившись в уличного торговца, начинает предлагать толпе средство от некой голубой чумы, но окружающие воспринимают его как сумасшедшего, ведь ни о какой голубой чуме никто и слыхом не слыхивал. Действие рассказа «Доктор Вампир и его мохнатые друзья» происходит в Мексике второй половины прошлого столетия. Главный герой напоминает доктора Моро, он проводит на съемной квартире какие-то тайные генетические эксперименты, вызывая подозрение и страх окружающих. Какую же цель преследует загадочный незнакомец и суждено ли его замыслам осуществиться — маскирующийся под винтажный ужастик рассказ трансформируется в экофантастику — довольно необычный ход.

Пара реалистичных рассказов, к фантастике отношения не имеющих, добавляет сборнику разнообразия. Эти истории покажут сколь многое зависит от личного восприятия человеком окружающей действительности, оба рассказа вышли продуманными и смотрятся очень достойно. Типичный неудачник, которого все обижают с малых лет, получает во сне откровение от бога Тота-Гермеса. По словам божества все люди делятся на луковицы и морковь — первые играют роль жертвы, а вторые — агрессора, оба компонента необходимы в общей Похлебке, но каждый волен выбирать каким овощем он будет в той или иной ситуации. С этим новым знанием герой отправляется в отпуск по Европе, где довольно успешно испытывает на себе возможность трансформации из луковицы в морковь. В «Па-де-труа шеф-повара, официанта и клиента» автор описывает одну историю с трех разных точек зрения, образно показывая, как один и тот же обыденный сюжет меняется через призму восприятия каждого персонажа.

Рассказ «Кошмарный мир» уже издавался в составе предыдущего авторского сборника, поэтому останавливаться на нем не будем, но о его присутствии следует упомянуть, т.к. он открывает целую серию не связанных между собой рассказов, главное в которых — понять сколь тонкой может быть грань между реальностью и иллюзией. Рассказ «Через пищевод и в космос с тантрой, мантрой и крапчатыми колесами» — это небольшая, но вполне удачная зарисовка, которая очень напоминает творчество Ф.К. Дика — обыденное начало, которое постепенно перерастает в фантасмагорию и читатель полностью утрачивает связь с реальностью — кем же на самом деле являются главные герои, где начало их трипа, а где конец — в хорошем смысле здесь присутствует выносящая мозг психоделия. В «Заметках по восприятию воображаемых различий» автор подобно опытному наперсточнику с самого начала начинает запутывать читателя, меняя местами приметы двух главных персонажей — сможете ли вы быть настолько внимательными, чтобы в конце ответить кто есть кто?

Один из неудавшихся рассказов сборника — «Игра: вариант по первой схеме». Здесь как раз тот случай, когда автор пытается под одну интересную мысль подвести хоть какое-то содержание и вылепить что-то типа рассказа. В начале нас излишне грузят подробностями какой-то выдуманной спортивной игры, напоминающей что-то среднее между большим теннисом, бейсболом и хоккеем на траве. Развязка, конечно, выглядит внезапной и довольно неожиданной, но возникает вопрос — а стоило ли ради нее городить такой огород? Забавная и по-хорошему бодрая история «Извините, что врываюсь в ваш сон» заставляет задуматься, что во Вселенной всё не только относительно, но и взаимосвязано. Главный герой во время сна вступает в мысленный контакт с неизвестным инопланетным существом, взывающим о помощи — само существование планеты чужака под угрозой и исправить положение может только главный герой. Довольно остроумная и ироничная концовка рассказа безусловно запомнится и многим придется по нраву.

Подводя итоги, можно сказать, что главной мыслью большинства рассказов сборника является то, что восприятие действительности зависит от конкретной личности. Где здесь сон, а где иллюзия, где правда, а где вымысел — решать вам, в то же время, даже разобравшись с этими вопросами, придется ответить еще на один вопрос, а что для вас предпочтительней — суровые будни или розовая страна грёз? Кто-то пытается сбежать от осточертевшей реальности с помощью алкоголя, кто-то принимает наркотики — слава Богу, пока есть истории, подобные тем, что составили настоящий сборник, нам нет необходимости разрушать свое здоровье. На пару вечеров можно добровольно отдать себя в плен иллюзий, удобно расположившись в мягком кресле с книгой рассказов Р. Шекли. Сразу скажу, что некоторые здешние истории требуют вдумчивого подхода, въехать в них и оценить авторский замысел можно не с первого, и даже не со второго прочтения, но со временем всё приходит само собой, было бы желание, ну и, конечно же, время...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх