FantLab ru

Богомил Райнов «Агент, бывший в употреблении»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Голосов:
23
Моя оценка:
-

подробнее

Агент, бывший в употреблении

Ченге втора употреба

Роман, год; цикл «Эмиль Боев»

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
М. Тарасова (2)

Агент, бывший в употреблении
2014 г.
Агент, бывший в употреблении
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел Райнова Б. «Агент, бывший в употреблении»

Грустно. Повествование об утраченной Цели, о преданных Идеалах. И тем не менее — о неисчезающей тяге людей к Справедливости. Несмотря ни на что. Герой повествования разведчик-нелегал Эмиль Боев — словно бродит по пепелищу... Это очень грустно.

Писатель Богомил Райнов остался верен себе, верен тому, что говорил читателям в предыдущих своих книгах, по крайней мере, в рамках данного сериала о Боеве. Не в пример иным писателям, которые разом переметнулись в лагерь победителей и принялись вовсю забрасывать Прошлое грязью и калом.

Увы, мамонты вымерли, сага о разведчике Боеве закончена. Эпоха романтиков ушла. Но хочется верить — она возвратится.

Роман написан в той самой райновской манере — подчеркнуто неторопливо, с мягким юмором. В общем, узнаваем почерк Мастера. Спасибо Райнову, спасибо Миллиорку!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прощальный поклон Магистра... Роман получился таким, каким и должно. Высоким по смыслу, глубоким по содержанию. Достойное завершение пути.

С точки зрения остроты сюжета, собственно шпионско-детективной составляющей, книга является наиболее простой из всего цикла. В то же время, она сложнейшая, с точки зрения психологической, эмоциональной, социально-политической наполненности.

По части жизненной философии роман, как и все остальные книги серии и большая часть иных книг Богомила Райнова, ею наполнен в достатке, — это визитная карточка Мастера. Она представлена, как обычно, в основном в виде диалогов, в которых каждая из сторон высказывает свои основательные аргументы и контраргументы, а мы, читатели, сами выбираем себе более близкую сторону; подаётся ненавязчиво, разбавляется житейскими ситуациями, тонкой и меткой иронией.

Наиболее сильные и берущие за душу песни — это всегда трагичные песни.

Безусловно, роман не мог ни быть трагичным. Это логично, обоснованно и как-то само собой разумеется.

Эпилог романа — очередной отличнейший приём от автора, коих я встречал в его произведениях немало.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге ореолом неразгаданности овеян вопрос о том, являлся ли в действительности Эмиль Боев персонажем, имеющим, по крайней мере, отдалённый реальный прообраз, как это изображает автор в эпилоге, либо это не более, чем такая шутка, и он был исключительно плодом богатого и утончённого воображения Магистра.

Другим крутым приёмом романа, — вишенкой на торте, — а по факту и всего цикла, безусловно, является и круг, который замкнул автор, мастерски и глубоко-трагично «вернув» Эмиля Боева в тот самый приют...

Книгу невозможно оценить по достоинству в отрыве от того бэкграунда, на фоне которого она вынашивалась, создавалась и была издана.

Это, прежде всего, переворот мироустройства, вызванный тотальным поражением социалистического блока, а также причины, основания и глобальные последствия этой «глобальной геополитической катастрофы» (по выражению одного небезызвестного политика), в том числе, для того или иного отдельно взятого человека.

Это и длительный период (двадцать лет спустя), отделяющий момент выхода книги от момента нашей предыдущей встречи с Эмилем Боевым.

Эти и поистине преклонный, почётный возраст автора в момент издания книги (на минуточку, писателю стукнуло 80 лет!), а также его жизненная позиция, основанная на незыблемых идеалах, от которых он не отрёкся и которые он не «переобул», в отличие от многих других, ни в жизни, ни в своих произведениях.

Каждое из указанных выше обстоятельств является очень ёмким, содержательным и чрезвычайно интересным, но попытка их раскрыть более подробно была бы неактуальной и не вполне соответствующей формату отзыва о книге.

Могу только сказать, что для многих из нас (выходцев из Страны Советов или их правопреемников), основные проблемы поднятые автором в книге, вряд ли являются чуждыми и непонятными. А для кого-то, весьма вероятно, станут очень даже близкими и животрепещущими.

Тем удивительнее то, что данный роман, изданный автором уже в далёком 2000 году, был переведён и издан в доступном для русскоязычных людей виде лишь в 2014 году! Учитывая содержание романа, волей-неволей напрашиваются некоторые неоднозначные мысли (подозрения) по этому поводу.

Лично я, впечатлённый основной серией книг о знаменитом болгарском шпионе, с нетерпением ожидал перевода последней книги из серии и издания её на русском языке значительно раньше. И даже читал кустарный частичный перевод (нескольких глав), выложенный в сети каким-то любителем, с искренним непониманием причины отсутствия официального художественного перевода. Ожидания оправдались.

Потому мне трудно переоценить книгу.

В моём понимании она заслуживает высшего балла.

Единственное, я не рекомендовал бы начинать этой книгой знакомство с циклом об Эмиле Боеве и с её автором.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, стоило демонстративно назвать роман «Долгое прощание» — от любимого автором Чандлера. Последний роман цикла получился предельно грустным, в значительной мере пессимистичным. Как и в ряде других романов серии немалое место занимают диалоги с антагонистом, на этот раз почти без оговорок — товарищем. У Райнова в цензурные времена условные негодяи проговаривали много заветного и нелицеприятного об обществе и человеческой породе. Без цензуры, понятно, все лишь усилилось. Стоицизм вышедшего в утиль Боева, его ирония и стремление сохранить лицо — все это в значительной степени биографично. Картинки развала страны, массовой коррупции и хищений столь типовые и узнаваемые, что и шпилька в адрес Горби звучит как часть набора. Особо ничего прямо примечательного Райнов в этом смысле не воссоздал, но его пессимизм прямо заразителен. По факту, весь цикл романов про Боева — второстепенное чтиво, популярность которого обусловлена безрыбьем ( не все имели доступ к Чандлеру или Флеммингу), но вот последний роман определенно личный, элегичный и достаточно душевный получился. Отдельного упоминания заслуживает гипертрофированно-юмористическая манера описания всяких там истязаний, физических мук и прочего — мало где встретишь. И Сеймур — тоже враг-товарищ — мелькнул и на посошок подарил любимому и явно немолодому персонажу уютнейший и вкусный адюльтер. Нет, как ни крути, а попрощался Райнов стильно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх