fantlab ru

Алексей Иванов «Комьюнити»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.40
Оценок:
302
Моя оценка:
-

подробнее

Комьюнити

Роман, год; цикл «Дэнжерологи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Топ-менеджер Глеб методично реализует свою мечту о жизни премиум-класса. Престижная и интересная работа в знаменитой IT-компании, квартира в Москве, хороший автомобиль, желанная женщина, лучшие бренды… «Человек — это его айфон».

Но с гибелью гениального IT-менеджера, совладельца компании, появлением его красавицы-дочери, оставшейся без наследства, и случайно обнаруженной загадочной надписью на древнем могильном кресте размеренная жизнь Глеба заканчивается… И странное, но явственное дуновение чумы пролетает над современным, внешне благополучным миром.

Москва живет митингами, на баррикадах — богема… Но на модном интернет-портале тема чумы, Черной Смерти, приобретает популярность. Участники таинственного комьюнити вовлекаются в интеллектуальную игру, делясь друг с другом ссылками о древней болезни, — и становятся в итоге заложниками другой игры, зловещей, смертельно опасной.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 251

Активный словарный запас: очень высокий (3262 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2013 // Крупная форма (роман)

номинант
Филигрань, 2013 // Большая Филигрань

номинант
Новые горизонты, 2013 // (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Комьюнити
2012 г.
Комьюнити
2014 г.
Комьюнити
2016 г.
Комьюнити
2018 г.
Комьюнити
2018 г.
Комьюнити
2019 г.
Комьюнити
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти одновременно мне в руки попались две совершенно разные книги «Комьюнити» Алексея Иванова и «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас?» Эли Паризера, но незримо объединенные одной темой...

Если американский журналист довольно жестко и прямолинейно пишет обо всё более агрессивном механизме работы современного интернета и предостерегает об опасности оказаться изолированными в своем «пузыре фильтров», то книга Иванова имеет увлекательный сюжет со смесью мистики, истории и детектива. Но одним из главных действующих лиц романа Иванова является всё та же сеть, всё более разрастающийся и проникающий во всё Интернет.

Да-да-да, я не оговорилась: главные герои «Комьюнити» – виртуальная сеть, Москва и Чума, а люди – только оттеняют картинку, почти не вмешиваясь и не влияя.

ИНТЕРНЕТ. В книге много компьютерного сленга, есть даже компьютерная молитва. Чувствуется хорошее знание темы. Иванов «бэкапит и обновляет, дебанит не по-детски». Интернет рулит даже мыслями: «Мир – как гуляш. Информационная картинка по вашему вкусу». Но «Комьюнити», несмотря на бешеную современность темы, даже текущую, так сказать, — это не журналистское эссе. Повествуя, автор умудряется тут же все осмыслить (и как осмыслить!): «Для кого виртуал пространство смыслов, а <для кого> – пространство манипуляций».

МОСКВА. Сначала немного злит набившая оскомину картинка – весь мир делится на москвичей и тех, кто хочет ими стать. «В потоке людей, в потоке машин было что-то гипнотическое, хотелось стать частью этого движения». Но и здесь Иванов неповторимый и неожиданный. Как он завопил вместе со своим героем: «Здесь – всё лучшее: я согласен с этим, иначе и не рвался бы сюда! Я потребляю это самое лучшее! Но бля-а-а…Я не хочу, чтобы лучшее было таким!»

ЧУМА. Исторические ракурсы жутко интересны. Несколько раз порывалась залезть в интернет (ну, а как же без него, тоже уже подсела), проверить были ли на самом деле некоторые вещи. История Чумы от Алексея Иванова заставляет размышлять о многом. Сколько же раз за свою историю земляне теряли миллионы людей во время войн, а сколько раз эпидемии останавливали нападавших и захватчиков! Где грань предначертанного и того, что можем изменить? Не преступило ли человечество ту черту разумного, разъединив нас – каждого за свой компьютер, но под один, свой управленческий колпак…

Сюжет раскрывать не буду, а вот истинно литературный отрывок приведу:

«В холодной и плотной тьме ноября россыпи горящих окон выявляли объёмы домов-башен. В лобовом стекле машины Глеба эти объемы постепенно расплывались цветными пятнами, но вдруг оживала тонкая лапка дворника, протирала стекло и возвращала высоткам чёткость очертаний».

Книга для всех – и для любителей фантастики, и для любителей реалистичной прозы , просто хорошая книга!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

ЧУМА! город живет, бодрится расцветает бесконечными огнями, крикливо и гламурно пирует на костях.. но каждый вкусивший этих явств, каждый севший за стол, каждый просто поздоровавшийся за руку и жадно смотревший на веселье — уже мертв...

как рассказать об этом тем кто не хочет читать и слышать ничего кроме отфильтрованного контента? а от остального отгородился стеной ??? той самой стеной о которой нам уже давно рассказали великие Pink Floyd? маленький уютный мир который кажется огромным и замыкается вокруг тебя с далеким пятном облака наверху?

Есть старый анекдот : учитель Географ приходит в трудный класс в школе на пролетарской окраине... в классе бардак, кто журналы смотрит кто дерется кто целуется на учителя ноль внимания... Географ доходит до середины класса и демонстративно вытаскивает из кармана пачку презервативов, класс затихает.. Здравствуйте дети!- говорит учитель, -сегодня мы будем учиться натягивать презерватив на глобус! — и берет паузу... с заднего ряда поднимается рука, девушка несмело спрашивает: -подскажите пожалуйста, а что такое глобус?

- А вот с этого я как раз и хотел начать сегодняшний урок!

Иванов-молодец! вообще играть на чужом поле трудно, а достучаться до тех кто почти ничего не читает живя на страницах социальных сетей трудно втройне! Поэтому тем кто настороженно и немного расстроенно отнесся к этой книге хотелось бы напомнить что те кто ходят на концерты Шевчука и так знает его песни наизусть, а те кто услышал новые и начал незаметно для себя напевать это и есть самая главная победа! говоря языком книги новая target group.

Я с огромным уважением отношусь к творчеству Алексея Иванова, когда приходишь сейчас в книжный и смотришь на все это разнообразие а возможности прочитать все увы нет... остается выбирать тех кого нельзя пропустить никогда.

Пересказывать книгу смысла нет но хотелось бы отдельно сказать о полемике Иванова с Пелевиным, поскольку она по сути вставлена в книгу открытым текстом. Пелевин — мистификатор он драпирует жесткие несущие конструкции в разноцветные яркие полотна, Иванов- хирург который не жалеет читателя, перерезая жизни героев и разрушая те же конструкции. Наибольшие параллели мне показались не с «Поколением «П» а скорее с «Омоном «Ра» по крайней мере в настроении и смысле. времена изменились а люди — все те же...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из современных авторов, книги которого я стараюсь не пропускать, пермский писатель Алексей Иванов. Когда-то он начинал как чистый фантаст, но потом перешёл на другие темы, ближе к реалистическим, хотя полностью от фантастики уйти не смог. И самые известные его романы («Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор», «Золото бунта, или Вниз по реке теснин») вполне можно отнести к магическому реализму уральского разлива.

Два романа из цикла «Дэнжерологи» – скорее, мистические триллеры. Дэнжерология (от английского слова «danger» – опасность) занимается тем, что разыскивает опасные для человека объекты и исторические реликвии, изучает их и «обезвреживает». В первом романе цикла «Псоглавцы» таким объектом становится икона в старинном раскольничьем скиту, где творятся удивительные, странные, пугающие события. Второй роман «Комьюнити» удивительно переплетает самые современные IT-технологии и смертельное дуновение древней чумы.

Мне больше понравился второй роман, даже не столько сюжетом и таинственностью, сколько подробным описанием идеи, носящейся в воздухе. Эту идею в романе воплотил в жизнь гениальный менеджер мощной компании, который трагически погибает. Собственно, повествование как раз и посвящено поискам оригинального кода программы, обеспечивающей реализацию идеи. А сама идея заключается в том, что создаётся программа-интерфейс, которая старательно изучает пользователя, его вкусы и потребности, и в соответствии с его пожеланиями, явными или подсознательными, выдаёт ему те новости, которые именно ему и нужны. А также обеспечивает поиск собеседников для общения, которые каким-либо образом ему созвучны.

Я уверен, в реальности такие программы или уже создаются, или будут созданы в самое ближайшее время. Собственно, мысль об информационно-поисковых системах, которые находят релевантные данные, учитывая обратную связь с пользователем, тривиальна. Этому меня учили в институте ещё 40 лет назад. Но вот успешно реализовать такие системы до сих пор не удавалось. Новые информационные технологии, которые позволяют отслеживать все наши телодвижения в сетевом пространстве, неизбежно придут к тому, чтобы «улавливать на лету» наши желания и тут же стараться их исполнять.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Успешный топ-менеджер на похоронах одного из основателей интернет-компании натыкается на кладбище на странное надгробие с надписью «ABRACADABRA». В своём блоге он запускает обсуждение этой необычной надписи, а гости блога начинают чувствовать дыхание смерти чумы...

Вторая книга цикла «Дэнжерологи» окунает читателя в чумную тему. Собственно, дэнжерология там сбоку спрепёка, вполне можно было и не упоминать про эту придуманную профессию. В книге много исторических чумных экскурсов на фоне современной благополучной Москвы. Метафоричный язык Иванова в этой книге реализуется в новой среде — компьютерно-интернетской, а главный герой получился пореалистичней тусовочных героев Минаева. Иванов, конечно, глумиться над Москвой, и в целом над современным миром... интернет, айфоны, бренды... может это всё симптомы новой чумной пандемии? Мы живём в этом мире и субъективный взгляд на него талантливого художника всегда ценен...

Да, получилась у Иванова опять некая солянка «мистика-история-триллер-реализм», но читал я опять её с азартом, поэтому ставлю высокую оценку.

Рекомендую к прочтению, как альтернативу минаевским и пелевенским текстам.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман из серии про дэнжерлогов, то есть, охотников на на нечто потустороннее, но создающее реальные опасности. На этот раз автор осовременил нечистого — демон абракадабр как кодированное сообщение живёт в социальной сети, точнее — группе на форуме в социальной сети, как раз и обсуждающей всякое неведомое и странное.

Тем самым получается срез разных уровней общества и по возрасту, и по материальному положению и по полу и по мировоззрению. У каждого — своя фишка, и каждый встретит своего демона. Через ключевого участника комьюнити — шишку на ровном месте в одной коммерческой конторе, а также его старых и новых коллег, тоже разного возраста и пола, автор поведает нам реальную табель о рангах в городе — герое Москве, как определить, какой крови в женщине больше — русской или еврейской, как проникнуть в особо охраняемые базы данных и вообще о многих жизненных вещах.

В общем и целом книга интересная, хотя не надо забывать, что все же фантастика.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя персональная система ценностей так устроена, что большую симпатию всегда получает тот автор, который, вне зависимости от того, что даже и напишет иной раз лековесную чушь и глупость, но находит какой-то конкретный образ, какое-то точное и лаконичное определение тому ощущению, с которым я сама постоянно сталкиваюсь, но мучаюсь от неспособности подобрать ему имя и название. Когда знакомый забегает в кафешку на встречу с тобой, но вместо поцелуя в щёчку со словами «прекрасно выглядишь» первым делом отмечается в фэйсбуке и с лёгким презрением в голосе замечает «а Вася-то – лох, в клубе «Х» сидит, туда уже никто не ходит». Когда получивший несколько пинков от г-на Иванова журнал «Афиша» и в самом деле говорит мне «ни одна правильная барышня без такой вот кофточки в этом сезоне не позволит себе выйти из дому», стремясь к чему? чтобы я сидела дома? или чтобы чувствовала себя «неправильной барышней»? Когда несчастный зазомбированный житель этого Вавилона под названием Москва-столица выбирается в весенний лесок, но, встретив какой-нибудь первый подснежник – нет, не любуется им, нежным и трогательным, он его даже не замечает, но быстро делает фотку своим айфоном и постит в твиттер: «ребят, какая круть, а?». Что это? Несколько лет уже, как мучаюсь попытками придумать определение, в голову лезут слова «резиновые люди», «целлулоид», «фикция» и даже «псевдопространство». Алексей Иванов пошёл самым простым путём и назвал всё это словом «чума». И целый роман заточил под этот образ. Прав в общем-то.

Да, я, видимо, брежу и хвалю сейчас автора, который когда-то казался «надеждой российской словесности», но как будто бы «не оправдал» и в итоге пошёл путем «дэнжерологии» — то ли модного проекта, то ли чтива для электрички. В сущности, если вдуматься, Иванову всегда были интересны слом, угасание, разложение и смерть, предполагающие последующее обновление. В «Сердце Пармы» распадался языческий Урал под пятой имперского славянского нашествия. «Географ..» плясал на костях остатков «развитого социализма». Несерьёзные, но симпатичные «Псоглавцы» пугали угасанием российской глубинки.

«Комьюнити» же – это глумливая, нарочито картонная и почти ничем сюжетно не увлекающая история про провинциала, который очень рвался из своей провинции к столичным золотым горам. До, прямо скажем, не самых высоких гор он дорвался, но не сумел им обрадоваться, застыв в образе «престарелого хипстера», завязнувшего душой и телом в статусных предметах и брендах, в «вебдваноль» и в бессмысленных отношениях без чувств и без тепла. История, разумеется, разбавлена изрядным количеством попсовых исторических справок, развивается за счет некоторого количества предательств и довольно схематичных, но точно узнаваемых портретов-типажей и радует парой-тройкой очень находчивых определений действительности за окном. Эту штуку странно оценивать как литературное произведение. Это транспарант какой-то – мол, ребят, мы чем-то не тем дышим, не то делаем, не то ценим и не туда едем. Чума, кругом одна чума. Она не просто в режиме фантастического допущения лезет из виртуальности в реальность, она уже вокруг нас. И изложена вся эта «дэнжерология» так доступно и — почти боюсь сказать – примитивно только лишь, чтобы достучаться. Явно. Алексей Иванов — человек вполне тонкий, чтобы знать: с ними, «вебдванольными» читателями, по-другому нельзя, не поймут.

И волей-неволей выходит, что вокруг меня на московских улицах — всё те же с любовью исследуемые автором разложение и смерть, и лично мне от этого страшно. Когда автор, который не из последних, пишет такой вот «кукольный мультик» прямым текстом, мне не хочется упрекать его в халатности и стремлении к быстрому заработку. Мне, увы, становится ясно, что это не малосимпатичного героя романа, а это выбивающуюся из общепринятого стиля жизни меня в общем-то пора сажать на заднее сиденье Форда без водителя, с включённым круиз-контролем и пускать на МКАДе под колёса тяжелого грузовика… А грусть-то только лишь в одном: смерть смертью, она имеет право быть, но путей обновления и «фениксного» возрождения милейший автор пока так и не видит, увы.. Ой, подарите уже мне кто-нибудь ма-альенькую такую отдельную планету, которая будет жить по моим законам, а?)..

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу должен отметить две вещи: во-первых, я большой поклонник творчества Алексея Иванова. Во-вторых — я читал «Комьюнити» перед «Псоглавцами», заинтересовавшись злободневностью первого и начитавшись негативных отзывов про второй. Что можно сказать по сути? Книга неоднозначная. И неоднозначность эта касается качества книги. Во всем чувствуется почерк Иванова, хотя я не уверен, понял бы я это, если бы книга вышла под псевдонимом, отличил бы от какого-нибудь Сергея Минаева или Антона Некрасова. Ощущается проработка материала — и про чуму, и про мир софта, и про Москву, и ненависть к московскому гламуру тоже ощущается :) Герои — не дурилки картонные, а каждый прописан с любовью, если так можно сказать про какого-нибудь Борьку или Гермеса (да вообще-то про всех героев — положительных среди нет, кроме, может быть, Дорна). Это были достоинства, а теперь о недостатках.

Первый и главный недостаток, который я постоянно держал в голове — это «сырость» книги. Речь в романе идёт о декабрьских митингах, о выходе книги я узнал в начале-середине апреля — в мае уже купил в бумаге. И всё бы хорошо, но в финале мир буквально разваливается на части, только не как в «Матрице», возвращая в реальность, а просто в никуда. В остальном же скорость написания можно объяснить тем, что роман сделан по лекалам «Псоглавцев», описания из Википедии и переписка в комьюнити там уже были, был и мостик от одного романа к другому («А такое могло произойти в Москве?»), и чума в Москве упоминалась, и дэнжерологи, конечно. Хотя в «Комьюнити» они сбоку припёка. В общем, если сначала сюжет развивается как разгоняющийся паровоз, то в конце выясняется, что всё, рельсы дальше не разобраны, или их положить ещё не успели.

В «Комьюнити» Иванов играет на чужом для него поле — в Москве, и эта книга — это вызов, это матч в чемпионате, хоть и не в финале. На своей половине поля Иванов держится уверенно — это темы чумы, потустороннего ужаса, культурно-философских споров. Однако, переходя в атаку, кое-где мяч теряется, то в результате неудачных пасов: банальной фразе «Человек — это его айфон» и не такой уж оригинальной концепции «Дикси», то после яростных ударов по воротам: нападки на московскую гламурную жизнь, недоверие митингам, которое Иванов уже выражал в интервью. (правда, в случае с митингами всё обыграно удачно — но атака-то всё равно завершилась ничем). И в итоге матч закончился в ничью. Хотя, зная потенциал Иванова и прочитав предыдущую книгу цикла, болельщики всё-таки рассчитывали на большее.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

2011 год. Москва. Умирает ведущий разработчик Интернет-холдинга «Дикси». На похоронах топ-менеджер того же холдинга Глеб Тяженко замечает кенотаф Абракадабры — демона чумы. Отправив фото кенотафа в свое сообщество в сети «Дикси», Глеб запускает череду событий, где как в больном наваждении промелькнут чума, предательство, любовь, квартира в Раменках и куча модных брендов.

Простая как палка аллегория «телеком — это чума нашего века, что захватывает город за городом, не спасётся никто». И хуже всех, конечно же, москвичам. Читалось как хроники сумасшествия. Собственно, и послевкусие осталось как от дурного сна. Если всё же не считать прочитанное сном главного героя, то поражает его незамутнённость при его то должности.

Второе, что удивило это странная фраза «приехали на Кубинку». Если что, то Кубинка не шоссе, допустим Кубинское, и приехать можно только в Кубинку. Станция метро «Коломенская» называется «Коломенским». Москвич не знает как пересесть с серой ветки на зелёную. И вот таких моментиков, заставляющих мигать табло «Не верю!» на периферии сознания довольно много.

Третье — уж больно много общеизвестных фактов про чуму, но ни разу не прозвучали слова «вакцина», «сыворотка», «антибиотики».

Само «комьюнити» совершенно неправдоподобное. То есть я могу представить. что эти люди собрались вместе каким-то случаем, но что не разбежались за первый же вечер, то это вряд ли.

Резюмируя, скажу, что Иванов попытался сыграть на поле Пелевина (даже прямая цитата присутствует — «солидный господь для солидных господ»), но вышло довольно неуклюже и нарочито. При этом полностью загублена идея о могучих дэнжерологах из «Псоглавцев» (один Ромыч чего стоит), здешний дэнжеролог совсем не впечатлил. Самозванец какой-то.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считается вторым романом дилогии о дэнжерологах. Термин возникает только уже где-то во второй половине текста, ближе к развязке; почти так же, впрочем, было и в первой книге. Но прямой связи с «Псоглавцами» нет. Действие на этот раз происходит в Москве, и героями являются представители «киберэлиты» (т.е. творцы расейского интернета, властители дум, хозяева и проч.)

Люди весьма непривлекательные. Вспомнилсь даже высказывание одного моего институтского однокашника, правда, о персонажах «Жизни Клима Самгина»: «Хочется всех этих людишек облить бензином и сжечь».

Но в данном случае необходимости в бензине нет совершенно никакой. Герои романа сгорают здесь, в каком-то смысле, от другого «огня». Напасть вызвана человеческой волей и пришла из интернета.

При чтении одолевали разные мысли. Прежде всего, Алексей Иванов — большой профессионал. Он закрутил тугой сюжет, он наделил персонажей резко индивидуальными чертами, яркой речью (часто ненормативной). Он уверенно живописует Москву, её постиндустриальные ландшафты. И вместе с тем возможность такого прихода напасти (как показано в романе) показалась совершенно неубедительной. Это несерьёзно, Кирюша — как вспоминалось порой протагонисту предыдущего романа. Рассчитано на наивняков, фанатов интернета, «Матрицы» и прочей киберпанковской лабуды. Хотя жутковатые моменты в «Комьюнити» опять-таки есть!

Но вот дополнительная информация исторического характера, порциями которой перебиваются и разбавляются похождения главного героя, топ-менеджера Глеба, совсем не глянулась. Википедия она и есть Википедия, совсем не Толстой.

Кстати, невольно я почему-то сравнивал книгу Иванова с прозой классика, ранней. У Толстого не было таких эротических описаний, не было такого хлесткого языка, ошарашивающих метафор, и однако двадцатисемилетний Толстой, поручик артиллерии, начинающий сочинитель, кажется, умел проникать тоньше и глубже в суть вещей...

И вообще думалось о том, что романы подобного уровня (и даже выше) регулярно выходят на Западе. Феноменом это может считаться только для России. Но и то, Россия, её так называемая широкая публика, в первую голову запомнит книги попроще, как раз для широкой публики, — «Дозоры» Лукьяненко. Ну а потом — опусы Минаева про всяких там духлесс и проч. И конечно же, претендующие на усложнённость, трансцендентальность и особый ай-кью творенья Пелевина... Просто потому что они появились несколько раньше, а Иванов со своей дилогией всего лишь следует за ними по пятам.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе сюрреалистическую картинку: Стивен Кинг решил стать Пелевиным. Представили? Вот это и будет примерно «Комьюнити» Иванова.

Нет, конечно, сама книга глубже и интереснее механического смешения жанров. Тема «моделирования (модерирования?) реальности по своему вкусу» вполне себе актуальна. Того, о чем мы не знаем, в этой реальности как бы и не существует, а то, о чем мы знаем, становится вещественным и осязаемым, и в замкнутом пространстве виртуального сообщества возникает новый Символ веры — Ее Величество Чума... Вроде бы, неплохо и остроумно, но...

Но в первую очередь у меня лично осталось стойкое ощущение, что Иванов — на мой взгляд, из лучших современных авторов! — в данном случае играет в чужую игру не на своем поле. Все эти хипстерские фичи, которые у того же Пелевина работают как некие статусные символы, здесь явно вставлены «щоб було», и их обилие попросту раздражает. Для Иванова они столь же чужеродны, как вся та копипаста, которой обильно разбавлен текст романа. Вроде, и не украдено — но в то же время и не свое. Сумбур в финале трудно списать на эмоциональное состояние и крах жизненных установок ГГ — он просто сумбур. В результате основной месседж книги выглядит довольно-таки наивным обличением общества «информационного потребления».

Тем не менее, читается вполне себе напряженно — и, надо сказать, не без удовольствия. Этакая попытка автора «быть в тренде». Но перечитывать эту вещь лично я вряд ли стану.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего общего с книгой «Псоглавцы» данное произвдение не имеет, зачем пытаться объединить их в цикл? Проблемы поднимаемые в этом романе, абсолютно чуждые большинству населения России. Если вы не топ-менеджер крупной фирмы, не ходите на митинги и демонстрации, не верите в «доброго дядю», который может решить все проблемы, то эта книга вряд ли вызовет хоть какой-то интерес.

Многие известные авторы стараются не рисковать своим именем, публикуя откровенно слабые произведения, но Иванов похоже на этом не заморачивается. Для написания этой книги необходимо взять один из офисов в Москве, вскрыть несколько любовных связей внутри фирмы, подробно описав процесс занятий сексом и добавив какую-то загадку. По поводу описания офисной жизни вопросов нет, может и не так все происходит повсеместно, но где-то подобное точно есть. А вот с основной сюжетной линией есть определенные проблемы, Иванову не хватило логичности и правдоподобности, для описания происходящего в своей книге. Конечно, узнать подробности о шествии чумы по планете интересно, но для этого можно просто ознакомиться со статьей в Википедии, кстати автор и сам прибегал к этому ресурсу.

Не могу сравнивать эту книгу с другими произведениями Иванова, так как читал только «Псоглавцев», но на мой взгляд «Комьюнити» никогда не будет лучшим произведением в творчестве автора. Проходной роман, написанный только в угоду нынешнему времени, который быстро и легко забудут.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то не впечатлило. Очередная демонизация виртуальной среды и материализация онлайн-духов. Сюжет замешан на смеси мистики с детективом, причем и та и другая составляющая выглядит неубедительно. Гениальный айтишник создатель соцсети Дикси запрятал свои протоколы в папку и дал ей хитрый пассворд, который легко и без особого напряжения разгадал один из его подчиненных, тоже айтишник, но далеко не гениальный. И вокруг этих протоколов закрутилась комбинация с шантажом и дележкой наследства...

Вначале все выглядит солидно, но в конце такое ощущение, что прочитал синопсис мексиканской мыльной оперы. Навязчиво генерируемые тексты о Чуме, демоне Абракадабра и прочей исторической жути должны обеспечить должный градус иррациональности и масштаб кошмарности.

И здесь же демон чумы возрожденный в виртуальном пространстве и скачущий по мозгам ГГ из реальности и обратно. Страсти, ужасти, виденья.... Эта часть действительно словно слизана у Стивена Кинга. Хотя все эти виртуальные заморочки больше напоминают Пелевина.

Но больше всего мне не понравился главный герой — он вроде бы серьезный господин, приехал в Москву из глубокой провинции, ездит на лексусе, сделал себя сам и закалил характер. Ну, так заявлено вначале. А потом он увидел Ее и всех на Нее променял и начал делать то, что от него другие хотят и стал объектом мистико-финансовой интриги... И демон всех победил, а финал открытый.

И о чем это все?

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет книги закручивается вокруг новомодной и быстро развивающейся социальной сети «Дикси», грозящей вырасти в проект уровня Facebook или Google. Но дело происходит в России, поэтому создатель сети загадочно умирает, а лапу на системные протоколы накладывает его партнер, мечтающий запродать продукт государству и стать полноценным олигархом. Ограбленная им дочка создателя пытается вернуть себе наследство, и на ее сторону потихоньку склоняется влюбленный главный герой, высокопоставленный медиаменеджер «Дикси», предпринимающий усилия разгадать сию интригу.

Как бы почувствовав, что фабула начинает напоминать дешевый детектив, Алексей Иванов внедряет в нее элементы мистики — с постмодернистски-айтишным акцентом. Нечистый на руку антагонист, украв протоколы, выпускает на волю цифровую чуму, поразившую всю социальную сеть («комьюнити»). Зачумленным являются видения, демоны, они испытывают необъяснимый страх, пишут панические незаконченные сообщения в блоги. Умирают в реале. Герой понимает, что тоже заражен и судорожно пытается осознать, чего он хочет: выжить, преуспеть по жизни, обладать женщиной мечты — причем, выбрать можно только две позиции из трех.

Первую «новаторскую» книжку о «дэнжерологах» Иванов написал под псевдонимом, который, впрочем, был быстро раскрыт, а произведение встречено с осторожным одобрением. Осторожным — потому что, несмотря на любопытный сюжет, роман был написан довольно коряво, «Маврин» щеголял эллисовско-минаевским идиотским перечислением брендов, знанием современных мемов — впрочем, с ошибками очевидными и непростительными. А одобрением — поскольку подлинное авторство изначально было довольно прозрачным, проза же Иванова востребована, и публика скушала бы и продолжение сей посредственной книжки, но, конечно, не от «Маврина».

Так что в «Комьюнити» Иванов похерил инкогнито, но текст остался таким же дилетантским: хвастовство своей осведомленностью в торговых марках немного обуздано, но процент карикатурно безграмотных интернет-диалогов увеличен в разы, занимая до четверти книги. Читать эту переписку и нагромождение вырезок из википедии, конечно, неинтересно и невозможно. Тем более, что для раскрытия интриги, сближения с героями и даже общей эрудиции оно и не нужно. Туда же можно отнести и новоязы второстепенных персонажей, между которыми, несмотря на разницу в синтаксисе и тезаурусе, есть кое-что общее: абсолютная «сделанность», вымученность и невыносимая эстетическая отвратительность. Причем в то время, как ряд героев блеет на псевдослэнге рейверов и программистов 80-х годов, кое-как склеивая словосочетания злобной матерщиной, другие изъясняются на высокохудожественном литературном русском языке — не только древние старцы, но и 15-летние подростки.

Впрочем, ни первые, ни вторые, ни третьи, ни четвертые не играют в сюжете значимой роли. Есть главный герой — в меру циничный провинциальный интеллектуал, всей душой рвущийся в московские мажоры. Сей образ проработан сравнительно неплохо, хотя я так и не понял в чем заключаются служебные обязанности этого «талантливого топ-менеджера»? Якобы, «пиарить соцсеть», «захватывать рынок», но выливается это лишь в руководство комьюнити, в котором десяток никнеймов за все действие оставит с сотню ссылок и комментариев... Остальные герои — еще большее убожество. Похотливая и продажная самка, похотливый и скользкий программер, похотливая и нелепо молодящаяся диджейша — все какие-то уроды. Два персонажа, к которым Иванов испытывает подобие симпатии — пожилой «дэнжеролог» и энергичный еврей-strongman также исчезают из повествования бессмысленно и беспомощно. Беспомощно, в том числе, и с литературной точки зрения. Вообще, все претензии на жанровость в романе провалены. Это не хоррор, не детектив, не социальная сатира, не психологическая драма — какие-то символические элементы вышеназванного присутствуют, но не возникает ни впечатления стилевой цельности, ни многоплановости.

Итак, диалогическая составляющая романа — epic fail, персонажи — ничтожные, интрига запорота бесчисленными «демонами из машины», просветительская функция сведена к нулю, да плюс ко всему этому — пещерный морализм астафьевско-деревенщицкого толка: «совсем зажрались и с ума посходили в своей Москве». Вкусный салат, да? Попытка примерить на себя лавры Стивена Кинга закончилась крахом. Впрочем, литератора несколько оправдывает такой факт: во время работы над «Комьюнити» он был связан написанием серии документальных книжек про Урал, а освободившись от обязательств, написал неплохое «Ненастье». Так что крайне неудачный опыт с чтением этого произведения — вовсе не повод ставить крест на Иванове.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

после тягучего мистического реализма первой книги мы переносимся в холодную и жестокую и такую же реалистичную москву.

и, пожалуй, единственное, что сближает оба романа — это и есть пресловутый мистический реализм.

а в остальном, по моему мнению, вторая книга — полный провал в сравнении с первой.

сюжет захламлен абзацами ненужной для сюжета информации, диалогами, в которых крикливые бренды чередуются с айтишным жаргоном некоторых персонажей. через это все буквально продираешься, думая «когда же действие опять пойдет дальше?».

плюсом можно назвать грамотно сгущенную атмосферу, что-то постоянно ускользающее, идею книги, из-за которой волей-неволей втягиваешься в происходящее.

в остальном, повторюсь, провал.

думается, что своё знакомство с творчеством иванова я начал не с тех книг.

и если «псоглавцы» мне правда понравилась, то «комьюнити» явно надолго отбила желание далее знакомиться с этим автором.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Креатив – говно, автор…

***

«Комьюнити» – якобы второй роман из цикла «Дэнжерологи». И если первый роман («Псоглавцы») был весьма интересным, колоритным, пусть местами и неказистым, то «Комьюнити» – это какой-то кукушонок в гнезде лебедя. Не иначе.

…2011 год. Топ-менеджер Глеб из фирмы «ДиКСи» (что-то типа социальной сети\радио\новостной ленты, где каждый запрос выдается согласно анализу потребительских интересов) живёт на полную ногу. Его мало заботят житейские проблемы. Вот только всё меняется, когда он видит на кладбище загадочное надгробие. В тот день в его жизнь проникает чума…

Автор выбрал интересную тему – чуму. Присутствуют различные фактические данные как просто из истории, так и из конспирологии. Ивнаов даже упоминает, например, японский «Отряд 100». Это, к слову, классный удар в сторону Штатов. И исторический факт, между прочим. К сожалению, на этом список плюсов романа заканчивается.

А вот о минусах говорить можно сколько угодно. Во-первых, это герои. Абсолютно плоские и не то, что даже скучные. Они отвратительные. Ни один герой не вызывает симпатии и сопереживания. Глеб – типичное гламурное быдло, любитель идти по головам. Борис – банальный пубертатник, дорвавшийся до каких-то благ. Орли – провинциалка-давалка (это её слова, если что!), которая всего лишь хочет кусок пожирнее да квартирку-то получше. Во-вторых, стилистика повествования. В романе много статей про чуму (интересно) и переписка в компьюнити – выглядит это как чат. Так вот этот чат – ужасный слон посреди квартиры. Пресный, безвкусный и унылый приём. Но всё это надстраивается ужасным сленгом, полным англицизмов и молодёжных (на тот момент) словечек. Особенно тут инородно выглядит Кабуча и её перлы. В-третьих, тематика чумы. Ментальная чума и демоны? Рукалицо. В-четвёртых, постоянные рассуждения главгероя – от них затошнит даже самого дотошного читателя. Иванов хотел как-то оправдать Глеба? Не вышло. Финал, как и начало – их нет вообще. В «Псоглавцех» они были, хоть и условные. Здесь же автор обрывает книгу, толком и не предоставив ответов на вопросы. Чума ли это, демон ли, или просто бабки\квартиры\мерсы в глаза попали, вызвав поток крови? А кто ж его знает.

Алексей Иванов решился на эксперимент. «Комьюнити» – это противопоставление «Псоглавцам». В этом романе действие происходит не в глубинке, а в центре страны – в Москве. Герой здесь считает себя невероятно умным, успешным и любимцем фортуны. Кирилл же из «Псоглавцев» был куда более приземлённым и простым. И вместе с тем, куда человечнее Глеба. Так же разительно отличается жанровый аспект. «Псоглавцы» – триллер с элементами мистики, но там хватало и психологизма, социального и приключений. «Комьюнити» – это магический реализм, тут вообще нет как таковой мистики, психологизм проглядывает лишь местами.

А что же тут общего? Лишь дэнжерологи и статьи из интернета. Дэнжерологи в «Комьюнити» вообще выглядят пятым колесом, а статьи из интернета мало чем отличаются от того, что было в «Псоглавцах» – они просто вывалены посреди глав, без стиля и изящества. Это не «Ночное кино» Пессл (один из образчиков такого приёма).

Заключение: абсолютно проходной роман, который больше раздражает и вызывает уныние, нежели восторг и приятные эмоции. В плюс можно поставить разве что поток информации о чуме. И то условно.

6 эпидемий чумы из 10. Увы.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх