fantlab ru

Анна Калинкина «Метро 2033: Царство крыс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.09
Оценок:
94
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Царство крыс

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 247

Активный словарный запас: низкий (2586 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (3)

Царство крыс
2012 г.
Метро 2033: Под-Московье
2015 г.

Аудиокниги:

Царство крыс
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

ООчень сильная книга, одна из лучших во Вселенной Метро.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Расцвет тьмы»

Рецензия на «Метро 2033: Царство крыс» Анны Калинкиной

Что ж, вот и добрался я до второго романа Анны для «Вселенной Метро». Первое, что хочу сказать: пишет она также, прогресса особого я не увидел, но в дальнейшем будет видно, почему мне не кажется это недостатком.

«Станция-призрак» и его квази-продолжение написаны о разных людях, разных местах (да, в пределах одного города) и несколько разных ситуациях. В первой главный герой – девушка, во второй – всё же мужчина (закроем глаза на обложку). Однако метод подачи текста, собственно информации, явно ближе к женскому. Если сравнивать «Царство крыс» и любой другой роман проекта (за исключением, естественно, «Станции-призрака»), то в первом количество баек на квадратный метр подземки значительно превышает соответствующий показатель в любом другом произведении «Вселенной». Плюс Анна, точь-в-точь как умелая портниха, стягивает все сюжетные нитки московских романов и рассказов в один красивый бархатный бантик, заимствуя у коллег некоторые приёмы. Для наглядности вспомню испуги героев при виде статуй (привет «Настоящему немцу» Дмитрия Ермакова) и метод разрыва шаблонов сталкеров (проще говоря, история с летающей арахной до боли напоминает эпизод с ходящими горгонами из «Странника» Сурена Цормудяна). Ещё одно явное отличие: если персонажи «мужских» произведений стараются побыстрее попасть из пункта A в пункт B, то в «Станции-призрак-будем-считать-что-2» Игорь с бродягами не раз заглядывали на станции, вроде и не нужные по сюжету.

Наверное, самое большое достижение Анны – у неё, конечно, много кто погиб на страницах второго романа, – но жалости ни одна смерть (возможно, некое опустошение, но не критичное, как в случае с Мариной в дебютном произведении) вроде не вызвала. Даже грустный конец ухитрилась так смазать, что непонятно становится, кто выжил, а кто нет (кстати, эпилог очень напоминает соответствующий раздел в «Предыстории Метро 2033»).

Как я уже говорил выше, в «Царстве крыс» довольно много баек. Благодаря ним читатель открывает для себя многое с другой стороны, возможно, даже совершенно по-новому. Благодаря ним ясно чувствуется, насколько грамотно владеет нюансами постъядерной и просто подземной и наземной Москвы авторесса, легко превращая слегка обособленную историю в один из цельных кирпичиков «дивного нового мира».

По-моему, до сих пор я говорил о различных плюсах и минусах, но совершенно забыл про собственно сюжет. Где-то я читал пустотелую критику насчёт отсутствия оного в «Царстве крыс», но мне кажется, что сюжетная линия есть. Главный герой должен пройти сквозь тернии, вот только не к звёздам, а к вожделенной лучшей жизни, спокойной и непредвзятой, где-нибудь вдали от предавшей его Красной Линии, зловещего Рейха и потенциально опасной для него Ганзы (хотя часть действий происходит на ней, и Игорь даже подумывает там остаться, но всё же он уходит вместе с выдворенными за пределы станции попутчикам дальше). Вот только проблемы-проблемы… Тяжёлый путь на несколько сотен страниц приводит его в, казалось, то самое место, но и тут Громову не дают вздохнуть полной грудью. Думаю, выписав все эти мытарства, Анна смогла, в конце концов, донести главную мысль до читателей (хотя бы до внимательных).

Что ж, второй роман получился ничуть не хуже первого, а тот, помнится, я оценил не очень плохо. Надеюсь, третья получится ещё лучше. И, конечно, спасибо за это произведение – как за новые приятные впечатления, так и за моё «спасение».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга не дурна, даже очень не дурна! В целом понравилась больше, чем «Станция-призрак». Хотя это — дело в куса, сравнивать две книги не буду, не благодарное это дело.

Больше всего мне понравилось то, что герои романа не живут в вакууме, в полной изоляции, а постоянно так или иначе «трутся локтями» с персонажами других книг «Вселенной». Я по этому поводу всегда вспоминаю фильм «Неудержимые»: сидят Сильвестр Сталлоне и Брюс Уилиис, подходит Шварценнегер... Идиллия. Вот и здесь нечто похожее, только без Шварценнегера А вообще, если подумать, мир метро будет скорее всего напоминать большую такую деревню, где довольно сложно жить в полной изоляции. Ну, если не считать совсем уж обособленных общин. Бооольшая такая деревня И там все друг о друге всё знают. Анне это показать удалось очень здорово! С чем только не пересекаются «Царство крыс», и с «Мраморным раем», и с «Тёмными туннелями», и со «Странником», и с «Санитарами»... И с «Настоящим немцем»... Когда я в первый раз прочёл ещё на портале про группу Дитля, едва не пустил скупую мужскую слезу от умиления

Кроме того, как и положено в деревне, герои не спасают человечество 24 часа в сутки и не ходят с утра до ночи в атаки. Они просто ЖИВУТ. Ну, или скорее «выживают». Ссорятся, мирятся, встречают новых и новых знакомых... Может быть, не очень героическая жизнь, зато выглядит убедительно. Из всех новых для серии мест, в которые герои попадают по ходу действия, особенно по душе пришлась мне труба Неглинки, почему — Анна сама знает И появления в тексте станции «Достоевская» было большой приятной неожиданностью. Больше ничего говорить не буду, дабы не портить всем кайфа от чтения.

Ещё понравилось то, что текст снова разбавлен и пересыпан байками, сказками, страшными и не очень историями, рассказанными у костра или у свечки. Очень уютную и в то же время таинственную создают атмосферу.

Герой понравился. Очень получился убедительный Игорь. Мне следить за его мыслями и действиями было намного интереснее, чем в первой книге за скитаниями Нюты.

Понравилось то, что «Царство крыс» остаётся чем-то несколько иллюзорным. Чем-то туманным, некой абстракцией. А не то, что герои попадают в царство крыс и бьются там с ордами серых тварей У многих других авторов роман с аналогичным названием бы именно так и выглядел.

Вот что мне не понравилось, так это путешествие героев по Кольцу. На каждой станции герои слезают с дрезины, далее следует описание того, какие на станции колонны и т.д., потом герои садятся и едут дальше. Хотя они вообще-то торопятся. Ясно видно, что Анна хотела показать читателю больше станций, но вот мне лично такие «экскурсии», слабо подкреплённые сюжетной необходимостью, всегда не нравятся.

И ближе к концу в тексте появляется классический древнегреческий «Бог из машины» и, фактически, решает махом все проблемы. Не скажу, что это не логично, не оправданно. Нет, в тексте появление сего персонажа объясняется. Но душа моя почему-то взбунтовалась. Наверное, потому, что никак иначе ситуацию, в которую попали герои, было не решить. Так что я в этот эпизод «не верю» (с).

Ну и, пожалуй, слишком много недосказанности в конце. На многие вопросы однозначного ответа нет. Как в хорошем американском боевике, оставлен задел на третью часть.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало романа чуть не отбило у меня желание читать. Во-первых, главный герой (Игорь Громов) по своему умственному развитию не уступает разве что сааму Нанасу из «Севера». Во-вторых, я понимаю, что книга носит название «Царство крыс». Но это не дает автору возможность использовать слово «крыса»\«крысы» каждые 2 страницы. Разве мало примеров в литературе, когда название произведений вообще не встречается в строках, но при этом ощущается без сомнения? Видимо, Калинкина посчитала, что атмосферу нагнетать она будет именно словом «крыса».

Дальше лучше не становится. Все герои автор вышли какими-то женскими. Я прекрасно понимаю, что мы читаем роман, написанный представительницей прекрасного пола. Но ведь это не значит, что надо впихивать неуместны «сопли» героям-мужчинам? Тем более с виду вполне адекватным, крупным, сильным.

Это ещё можно простить. А как вам такое? Наша бравая «команда» пересекает половину Москвы. У них все очень легко, невесомо. Да, кто-то умирает, кто-то получает ранения. Но их переходы слишком просты. Не верю. Вообще не верю! Даже в рамках постапкалипсиса. Персонажи вышагивают где-то по тоннелям (но не по метровским), по поверхности. Им то и дело попадаются люди. «Проходной двор», как сказал один из героев. Неужели я один думаю, что в «ВМ-2033» не так уж и много народу осталось? Тем более чтобы так попадаться по пути.

По сути роман складывается из двух вещей:

-бродилка по станциям с целью найти место, которое получше;

-сборник мифов и легенд мира ПА.

Пару баллов добавил лишь за главную мысль, хоть она и выполнена в виде эрзаца —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рукотворные «слухи, мифы и легенды» на самом деле являются обычными людьми, явлениями и фактами.
Вот вам и весь смысл книги.

Итог: сырой роман. По уровню, наверное, лишь чуть-чуть лучше, чем пресловутые «Путевые знаки» (за исключением главной мысли). Странно, как так вышло, что у Калинкиной после «Станции» вышла эта халтура (халтура в плане стиля, который, если честно, очень слаб). И вопрос к Глуховскому — как ЭТО прошло редакцию? Немного жаль потраченного времени.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вселенная «Метро 2033» постепенно превращается в запутанный сериал. Во всяком случае Анна Калинкина сделала большой шаг в этом направлении. Прямо или косвенно сюжет «Царства крыс» связан со всеми (!) произведениями цикла, где действие происходит в Москве. Хорошо это или плохо, однозначно сказать не берусь. Фанатам, безусловно, в радость, но, по-моему, часть аудитории тем самым автоматически отсекается. Скажем, тем, кто пропустил вышедшую годом ранее «Станцию-призрак» той же Анны Калинкиной, кое-что в новой книге будет непонятно.

В «Царстве крыс» есть колоритные персонажи, динамичные экшн-сцены и в своем роде детективная интрига. Видно, что автор хорошо знает и любит Москву, с азартом открывает для нас новые места постъядерной столицы. В романе фигурируют аж 6 московских театров, Цирк Никулина на Цветном бульваре, спорткомплекс «Олимпийский», музей-квартира М.А.Булгакова... Уверен, что идей у Анны Калинкиной хватит еще не на одну книгу. Проблема в том, что автор не всегда умеет отделять главное от второстепенного. Финал «Царства крыс» мне показался сумбурным и скомканным. Ну а главная сюжетная линия (Игорь Громов, провалившийся разведчик с Красной линии, ищет свое место в жизни), потенциально очень интересная, оказалась погребена под грудой случайных эпизодов и необязательных персонажей. Конечно, любопытно познакомиться с обитателями станции «Достоевская» и театра зверей «Уголок дедушки Дурова», но я бы предпочел более цельную историю.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшно подумать, что будет еще и третья книга.

Очень слабое произведение.

Да, автор умеет составлять слова в предложения, да у «первой леди» Вселенной есть какие-то интересные идеи, и она даже может неплохо рассказать коротенькую историю-страшок. Но не более.

Писать романы для мира Метро2033 Анна так и не научилась. Надерганные отовсюду куски и персонажи не дали цельного полотна.

В общем, хотелось бы пожелать Дмитрию Глуховскому более тщательно отбирать строителей для своей Вселенной. Иначе, с подобными авторами, серии грозит вымирание от потери читательского интереса.

Жаль потраченных на книгу денег.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Женщина в литературном боевике: Анна Калинкина, «Царство крыс» (серия Метро 2033)»

Castle of desire — With Blood-drunken choirs

Songs of sorrow — Resound through the halls

The thoughts of lust — Remain in my brain

The feelings I get — From the towers of hate

Castle of desire — with blood-drunken choirs

Songs of sorrow — Resound through the halls

Hopeless madness to burial oblivion

A slave to darkness, again!

«Still Burn In Fire», Pyogenesis (с)

Итак, мне довелось-таки прочитать вторую книгу Анны Калинкиной из серии «Метро 2033» , т.е. «Царство крыс».

Вообще, сам для себя всегда делю авторов на несколько типов. Причем не по признаку – хорошие/плохие, а по тому, как работают, и какой продукт выдают в конечном итоге. Задумываться над глубоким смыслом боевой фантастики не стоит, так как смысл в ней если и есть, то он далеко не глубок. Другое дело, что есть совершенно простые и ясные вещи, без которых нормально жить просто не получится. И если в фантастической книге подобные моменты присутствуют, то она определенно не плоха.

Ну и такой плюс: если автор умен, то вторая книга цикла всегда окажется лучше первой. Можно по этому поводу не соглашаться, можно наоборот, это вряд ли что-то изменит в моей субъективной оценке. Так вот, автор Анна Калинкина ко второй книге, написанной для серии «Метро 2033» подошла с позиции автора умного. И это хорошо. Несмотря на то, что в некоторых местах книга определенно проседает и теряет свою первоначально приобретенную привлекательность. Но, пусть и относительно, по порядку. ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!

Основные моменты, ставшие для меня негативными, находятся ближе к концу книги. Тут тебе и топтания на месте, и странные потуги героя выглядеть этаким Джейсоном Стетхемом, и заламывание рук Анюты и еще некоторые, не самые большие и важные, куски текста. Как ни странно, но спокойно войдя в самое начало книги и лихо пронесясь по ее середине, к концу заскучал. И, при этом, именно в самом конце прояснилось большинство линий, остававшихся непонятными.

Сама по себе книга показалась куда как забойнее и атмосфернее первой. Рецепт не так уж и сложен, следует лишь добавлять в необходимых количествах и страх, и наблюдения за героями, и штрихами показывать особенности каких-то местностей. Вроде бы просто, аки фарш и тесто для пельменей. Только вот беда… пельмени у всех разные. И я имею в виду именно домашние, слепленные, надо полагать, с душою и не только для себя. Так и с книгами, особенно, что ожидаются динамичными, а выходят – хрен пойми чем.

В последнее время тенденции книжного рынка вообще странны. Пользуясь огромным количеством новоявленных авторов, издатели в первую очередь оперируют книгами тех, кто засветился, пренебрегая, чаще всего, составляющей. Ну, право слово, как разобраться в том безумном объеме текста, сваливающегося на головы любителей отдохнуть в очередной стране Никогде, когда текста этого – терабайты? И подходя к каждой книге «Метро 2033» ожидаешь чего-то схожего: новой попытка изобразить что-то старое, не внося в нее своего и интересного.

Исходя из всего вышесказанного, книга Анны меня удивила своими главами от начала путешествия бродяг над и под землей и до их относительной безопасности на территории Ганзы. Именно эта часть (на мой субъективный взгляд) удалась больше всего. Вроде бы: мало ли сейчас глав-боевок с элементами рассуждений и долей мистики? Немало. А уж прочитано-то мною их за последние года три столько, что просто мама не горюй.

И тут получилась интересная штука: мне действительно стало интересно читать про не такую уж и длинную прогулку по поверхности и про то, что происходило под землей. И даже аллюзия про бедную Лизу мне показалась непонятной, и воспринял ее именно как часть фольклора, лишь чуть позже поняв ее. Ну и Кастанеда, ставшего в данном случае не больше и не меньше как тем самым «страусом», использованным в свое время старым и добрым Хемулем.

Очень порадовала смерть остроухого ворюги, причем не самим фактом и ее констатацией, а именно тем, что автор не стала цепляться за персонажа, высасывая из него какой-то рояль в кустах за-ради основной группы героев. Помер, страшновато и глупо, именно так, как и было нужно в данном случае для, собссно, развития сюжетной линии. Весьма впечатлил кусок про куклы, т.к. порой, вглядываясь в искусственное лицо по настоящему произведения искусства, понимаешь – это может оказаться страшно. Не зря же именно образ кукольного практически клоуна использовал маэстро ужасов Кинг, не зря один из сборников рассказов Брэдбери называется «Темный карнавал». Потому что за масками всегда может скрываться все, что угодно. И Зло, прячущееся под маской, чаще всего оказывается именно Злом, упакованным за фальшивым добрым лицом. Кому, как не куклам, быть в таком случае несомненным носителем зла? Хотя, полагаю, это же касается и нарисованных лиц наших с вами современников. К сожалению.

В общем и целом – очень пришелся мне по вкусу кусок с вот этой самой экспедицией, закончившейся для меня аккурат на том самом месте, где страдающая из-за гибели всех близких от жвал паука мадам – взрывает здание.

И дальше началось что-то непонятное. Вроде бы вот-вот создана атмосфера, вот показаны станции, вот даже мелькает впереди страх нападения солдат Рейха, но… тут автор неожиданно дает мне пинка и гонит куда-то дальше и совершенно по иной траектории. И был бы не в обиде, погони меня автор куда-то к логичному завершению. Но чтобы добраться до него, до конца непростой истории о простых людях, мне пришлось преодолеть довольно многое, сосредоточенное в не самых длинных главах.

Тут тебе и совершенно непонятный ход с «это Кошка, ловите ее, добрые люди, бейте чем под руку попадется» от, собссно, главного протагониста, обязанного девушке жизнью. Тут споткнулся, прочитал два раза, но так и не понял: какова была цель ее поимки? И, какова же цель самой Кошки, ставшей из гордой и неуловимой сталкерши-убийцы средневековым площадным жонглером? Не, предположить-то предположил сам факт какого-то умысла в ее поступке, но подтверждения ему – так и не увидел. Тут тебе и история паренька, что вовсю прикидывался девочкой и таки слился. Тут тебе и «Оружие предков» и странный фюрер, являющийся вместилищем неведомого духа арийской наружности. Тут тебе и два фашиста, пытающихся отыскать вышеупомянутого паренька. В общем – много всего, и все оно эдакое, напоминающее салат «Столичный». Но, тем не менее, подано оно в весьма неплохой манере, что явно грозит перерасти в авторский стиль.

Да и, если по чесноку, сложносоставной сюжет, имеющий в себе не одну или две, а чуть более трех линий – мне весьма прельстителен. Так как дает таки воображению поработать в хорошем режиме и не дает ему отдыхать более положенного. Тут автор Анна Калинкина меня порадовала.

Итак, если судить о замеченных мною минусах, то получится следующее: минуса есть. И, как бы случайно не оказалось, что в основе их лежит всего лишь на всего желание автора как можно скорее книгу дописать и до читателя ее доставить. А это, на самом деле, не самое верное решение. Именно таким макаром угробил собственную идею «Родины за нами», поторопившись и не проведя всей необходимой работы с источниками и гипотезами. Но, опять же «но», это и плюс автору. Т.к. автор, заботящийся только о себе, как правило, очень быстро теряет главное – тонкие штрихи души каждого персонажа, из-за которого автора, как правило, любят. Да и торопится, если по чесноку, можно по-разному. И если Анна Калинкина торопилась ради читателя – это разве плохо?

И еще, прежде чем закончить собственное балабольство по поводу «Царства крыс», хочется сказать следующее: специально указал в самом-пре-самом верхнем предложении про женщину и литературный боевик. Почему? Причина простая.

На русскоязычном просторе Сети выложено огромнейшее количество книг. Часть из них написана авторами мужчинами, часть – авторами женщинами. Какие-то книги фантастичны, какие-то – фентезийны. В некоторых в самом начале вовсю упоминаются темы про бои и прочее. Когда же начинаешь изучать данные образцы текстов, то (о ужас) наталкиваешься на любовный роман. Казалось бы – и что? Да то, что есть литература приключенческая. А есть любовная. И когда их путают, то становится как-то неприятно, навроде того, как когда съешь неправильную шаурму. Или шаверму. Тут уж кому как.

Так вот, Анна Калинкина написала две книги в жанре постап-боевика в чем-то превосходящие многие произведения данного жанра от авторов мужчин. Вдумайтесь: превосходящие. И пусть после данного утверждения в меня шваркают чем угодно, оно, если по чесноку, фиолетово. Так как есть «Царство крыс», а есть «Акелдама-кровавое поле битвы». И авторы обеих этих вещей – женщины. Только во второй очередная «летящая попала» вновь демонстрирует (под радостные охи-вздохи читателей) свое МС-шество, а в случае первой книги – Васька сидит и злится на свою давно погибшую мать-неумеху, очень четко олицетворяющую нашу с вами современницу, так и не сумевшую побороть заразу –инности, подхваченную в студиозные годы. И именно этих штрихов в бедном карманнике мне достаточно для того, что бы считать Анну Калинкину автором, а некоторых других набирательниц многабукофф пальцами – графоманками.

Ну и подводя итог под радостное «уэк»-анье Pyogenesis”а образца начала 90-х скажу следующее: эпиграф в самом начале не случаен. Ибо основные герои Метро-2033, эти «slave to darkness» есть ни кто иные как мы с вами, заплутавшие в современной действительности и прячущиеся в такой же, но более интересной тьме авторской фантазии. И если уж прятаться, то так, чтобы кроме драконов и эльфо-дроу-вампирских любовников, предлагаемых основной массой женщин фантастов, нам с вами попадались живые люди. Как тот самый Игорь-Иван конца «Царства крыс», вставший и решивший погибнуть ради не таких уж и нужных ему бродяг. Потому что именно так и можно, и нужно иногда. К сожалению.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх