Джин Вулф «Тень палача»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Умирающая Земля | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Юный Северьян, вначале ученик, а затем подмастерье Ордена Взыскующих Истины и Покаяния, или проще говоря, Гильдии палачей, совершает тяжелый проступок, который по обычаю гильдии карается смертью. Но мастера рассудили иначе, и теперь подмастерью предстоит долгая дорога в отдаленный город Тракс на должность местного палача.
В 2022-м году перевод вышел в новой редакции.
Входит в:
— цикл «Брия» > роман-эпопею «Книга Нового Солнца»
Награды и премии:
лауреат |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1981 // Роман | |
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1982 // Роман | |
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Научная фантастика - Роман (США) | |
лауреат |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2013 // Научно-фантастическая книга (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1981 // Лучший НФ-роман. 3-е место | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1980 // Роман | |
номинант |
Балрог / Balrog Awards, 1981 // Роман | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1995 // Зарубежная книга (США) | |
номинант |
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2013 // Книга фэнтези (США) |
- /языки:
- русский (3), английский (6)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- Д. Старков (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
megachainick, 25 августа 2021 г.
Джин Вулф- самый недооцененный на территории России автор англоязычной фантастики. Это слишком крутой творец для рядового читателя. Каждый кто берет в руки его книги, делает это на свой страх и риск. Поэтому если вы любите легкое и напряженное чтиво- смело проходите мимо Джина Вулфа. Иначе вы пролистаете его и, ни черта не поняв, напишите рецензию звенящую оковами Даннинга-Крюгера. Вулф- гребанный гений, одна страница его книги весит больше полного собрания Перумова и Лукьяненко вместе взятых. Вулф- аукционное вино трехсотлетней выдержки, не прикасайтесь к нему неподготовленным.
Arty, 27 октября 2022 г.
Джин Вулф самый недооцененный(объективно) и величайший(субъективно) автор . Книга нового солнца шедевр, это было заметно даже в старом переводе, а на языке оригинала и подавно.
Очень жаль, что перевод новой редакции плох, очень много отсебятины, слог утерян, тонкие моменты, которые с внезапным осознанием должны вдруг проявляться в голове у читателя через долгое кол-во времени зачем-то объяснены и криво вплетены , тональность текста совершенно друга.
Очень неприятно, что с моим любимым автором, фанзон поступил именно так. Разумеется, книги купил, потраченных денег не жалко , но я искренне надеюсь, что когда-нибудь Вулфа переведут на русский сносно.
Обязательно читать роман и весь цикл, только в оригинале, на крайний случай в старом переводе.
keellorenz, 9 декабря 2019 г.
Очень хороший роман, никакого отношения не имеющий ни к НФ, ни к фэнтези. Удивлены?
Я тоже... При формальном наличии элементов из жанровых клише «насыщенная былыми технологиями умирающая Земля» (Вэнс, Кларк Эштон Смит),«герой обретает себя в мире будущего» («Дюна»), «взросление юноши во взрослом мире» Вулф создал постмодернисткое произведение настолько реалистичное и глубокое по смыслу, что рядовой читатель дальше первого тома не продвинется точно. Вот любителям «Сто лет одиночества» и «Александрийский квартет» книга понравится — это для них.
Если рискнете вслед за юным палачом-Северьяном отправиться в метафизическое странствие по циклопическим декадентским городам и весям Земли миллиардолетнего (масштабов Стэплдона) будущего, готовьтесь к тому, что попадете в лабиринт: в некоторых местах на протяжении десятка страниц действие может топтаться, словно в медитации, на одном месте, или наоборот — казалось бы стройный вставной сюжет внезапно обрывается в никуда, герои будут появляться, умирать (некоторые потом и воскресать) , действие может «проваливаться» на миллиард лет в прошлое (в наше время) или выходить за пределы физического Космоса на межвселенский простор, по ходу сюжета вам расскажут мутные сказки и полноценные пьесы с загадочным сюжетом (похожие на «Хазарский словарь» Павича) — а в конце «просветление», встреча с богоподобными «стэплдонскими» космическими сущностями (фотонными пришельцами из предыдущей вселенной) и изменение Вашего взгляда на жизнь. Добавьте к этому еще своеобразную речь персонажей, говорящих не по литературному, а сбивчивыми диалогами — с оговорками, спорами, враньем и изменением точки зрения по ходу беседы... Чтение не из легких для неподготовленного читателя!
В конечном итоге это произведение о каждом из нас и о мире вокруг нас, о высшем нравственном законе и о человечестве, вписанном к космический контекст, о поиске смысла жизни и своего места под солнцем. Реализм с одной стороны и грандиозность философских конструкций Вулфа с другой где-то на одном уровне с работами писателей типа Лем и Стэплдон. Автор словно предлагает посмотреть на себя со стороны, говорит много о неприятных вещах, но потом подводит к более сложным вопросам вселенского бытия.
Аналогов «Книги...» нет во всем жанре, т.к. она находится в русле общелитературного потока, а не внутри жанра. Очень сложное для чтения и интерпретации произведение, бескомпромисно переворачивающее представление читателя о том «какой должна быть фантастика».
URRRiy, 2 августа 2020 г.
Начало записок автарха (титул очень могущественного владыки) Северьяна, в своем безоблачном детстве служившем учеником, а затем — подмастерьем гильдии палачей в странном мире непонятного времени, где бывшие космические корабли используются как жильё, а социум абсолютно не имеет моральных принципов, с последующим квестом юного профессионального мучителя по древнему Урсу (в южном полушарии). В этой книге приключение ограничивается описанием бытия внутри Цитадели и мегаполиса Нессуса, огромной, на десятки миллионов жителей, но редкозаселенной городской агломерации.
Дикие и странные обычаи, в том числе любимый автором каннибализм, дуэли на инопланетных растениях, чудовищные по своим идеям пытки, общая какая то гнилость режима, при достаточно подробных описаниях и размышлениях могут реально отфильтровать читателей, настроенных на лёгкое развлекательное чтение. О том, что этот труд наоборот весьма нелегкий, автор говорит открытым текстом и нисколько не кокетничает. Тягомотным и скучным роман назвать нельзя, а мрачным и тяжеловато-хоррорно-философским — можно.
В целом — это великолепное произведение, которое невозможно кратко обобщить, настолько концентрированный текст, при этом вполне может возникнуть впечатление, что автор добывал вдохновение с помощью нелегальных веществ.
Ravenor, 3 июня 2016 г.
Бред, бред, бред, лютый, беспощадный бред!
Редко какая книга вызывает такую смесь разочарования и непонимания, из серии «на кой черт я все это сейчас читаю??!!»
Такое ощущение, что за жонглированием словесными образами и сюжетными событиями скрылся фасад сумасшедшего дома, а все герои, начиная от совершенно деревянного Северьяна и заканчивая цирком уродов «театральной труппой доктора Талоса» — пациенты этого богоугодного заведения.
Сюжет, стартующий рваной и нелепой сценой на кладбище, опять же ученик гильдии Палачей, Северьян, бредущий неведомо куда и, вероятно, толком не осознавая за чем, как робот.
Даже все происходящее, нелепый вызов на дуэль, блуждание по гротескным Ботаническим садам в поисках цветка-оружия, воспринимается им с покорностью автомата, без каких-либо эмоций.
В добавок все это подается под обильным соусом истерично-бредовых словоизлияний второстепенных персонажей, Талос, Иоланта, старый библиотекарь, запамятовал его имя,Дорокас, Гофур (от этого буйнопомешанного даже сам Северьян старается отделаться и вечно теряет непрошеного раба).
Читать главы посвященные театральным постановкам было для меня сущей пыткой, что в первой книге, что в Когте Миротворца, так как это абсолютно бессмысленный поток сознания занимающий целые главы и никак не связанный ни с сюжетом (который в книге условен, пойди из точки А в пункт Б, искупи свою«вину»), ни с реальными героями...
И все это происходит в казалось бы интереснейшем мире далекого будущего, на умирающей, погруженной в декаданс Земле, где руины древних городов сопоставимы с небольшими королевствами, а башни и дворцы являют собой остовы космических кораблей.
Но ударная доза умопомешательства и сюра не дает возможности насладиться такой концепцией мира, прискорбно.
pats, 19 ноября 2022 г.
Книга напомнила «Погребенный Великан» Исигуро. Такое же неспешное повествование. Только там была какая-то идея, которая обсасывалась в течении всего похода и декорации, хоть и медленно, но менялись, здесь же исключительно камерный рассказ. Я не смог найти какой-нибудь двойной смысл действий и слов персонажей. Зачастую бред, творящийся на страницах, сложно описуем и понимаем. Зачастую я терял нить рассказа и перечитывал снова и снова, потому что мой мозг отвлекался, настолько было становился скучно и трудно понимаемо.
Тем не менее я поставил 7. Продолжение, хоть я читать и не буду, но какое-то удовольствие от романа получил.
fatninza, 5 октября 2017 г.
Подкупило название. Первую книгу думал даже бросить — стиль нестандартный, много информации, ничего не понятно) Но потом... Это волшебство, восхищение! Да, это не обычная фэнтези книга и на фантастику не очень тянет, но от этого она только выигрывает. Неспешное повествование как хороший апперетив — томно подводит к лучшему блюду. Все кто тут поставил ниже 9-ти так ничего и не поняли, надеюсь не на всегда) В общем не смотрите на плохие отзывы и не бросайте первую книгу и будет вам счастье!
Мы есть твой Автарх!
LuxarInTenebris, 7 сентября 2018 г.
Бросать книгу на половине прочтения обычно за мной не водится, однако эту я просто не выдержал.
Как иронично ее название – Пыточных дел мастер. Джин Вулф – ни в коем случае не путать с Томасом Вулфом, потому что между ними разница безгранична – и его небольшой цикл фэнтези, действие которого повествуется в далеком постапокалиптическом будущем, поначалу внушал в меня веру, что вот он – новый шедевр наравне с моей любимой Темной Башней. Но, черт, это ужасно.
Мир опишу вкратце – существуют некие башни с разными гильдиями, каждая из которых служит определенным целям, существуют родовые семьи и идет какая-то война. О войне толком никто не обмолвился. Вроде вот есть мир, проблемы в нем, а героев это не касается. Главный герой Северьян – подмастерье гильдии палачей, в итоге предающий ее.
Мне казалось, что будет шикарно – герой-отшельник в интересном мире с кучей оригинальных придумок и т.д. Но все это фальшь. Мир настолько пустой, хотя я знаю, что дальше будет шествие по селениям, на пути к которым произойдет много всего, но смысла никакого не проглядывается даже после первой книги. Абсолютно бесцельное чтиво, и ладно бы, если бы Джин хотел таким образом преподнести упадок цивилизации на краю гибели, но нет же. Нет, нет и нет! Никогда еще меня не раздражала так книга. В ней плохо почти все. Диалоги – абсолютно пресные и ни о чем. Автор никак не выписывает главного героя – он остается тупым и непривлекательным. Он идет куда-то постольку-поскольку и все. Даже когда – и это не спойлер, потому что говорится в самом начале, — даже когда его выгоняют из гильдии, он ведет себя как полный придурок.
Хотя признаюсь, что начало интриговало, я даже делал догадки о развитии сюжета, предположения разного сорта, но автор постоянно уводил зачем-то в сторону, добавляя ненужных героев просто ради слов, или чего-то еще, непонятного мне. Конечно, есть вариант, что перевод был плох, однако в этом я сомневаюсь, потому что и сам мир никак не цепляет. Автор придумывает все новые и новые термины на выдуманном языке будущего, однако делает это в корне неправильно. Так, например, если у Кинга в Темной Башне была тоже своя терминология, то писатель тут же давал ответ или хотя бы намек на то, что это за слово такое. А Джин Вулф… тьфу, да как это вообще печатают то. Это же скука смертная. Ни красивого слога, ни сюжета, ни объемных героев – ничего, только пустота.
Сам по себе я всегда ЗА романы с глубоким смыслом, однако, временами хочется отвлечься, прочистить мозги чем-то развлекательным. Перерыл кучу фэнтези книг, показалось, что “Пыточных дел мастер” будет наполнен смыслом – или хотя бы захватит действом, — а он подвел. Ну, как говорится, плохие книги тоже нужно читать, чтобы понимать, что есть намного лучше.
Из плюсов только одно – местами интересные мысли. Видно, что автор неплох, но, кажется, что пишет не о том.
primorec, 13 ноября 2012 г.
Джин Вулф — один из редких писателей, которые изначально предполагают, что читатель — существо разумное, а потому, нечего ему разжевывать — все поймет сам по ходу действия. Поэтому, как правило, кидает он нас в самую гущу событий, заставляя поработать головой, выискивать разбросанные по тексту намеки, обмолвки и мелкие кусочки мозаики. И этот роман — не исключение из этого «вулфовского» правила.
В этот раз отправляет нас Вулф в очень далекое будущее, когда расцвет Земли — нет, теперь Урса — уже миновал. Странный и противоречивый мир: здесь обветшание и распад, невежество и падение нравов — в порядке вещей, а общество расколото на классы и подклассы, существующие по строгим правилам. Здесь продолжают работать самые передовые технологии, смысл и назначение которых уже прочно забыты, бродят устрашающего вида неизвестные создания, а правящая элита так далека от простого народа, что стала почти легендой. И это — мрачный, жестокий и обманный мир, где читателю очень легко потеряться или попасть в ловушку неверно истолкованных героями понятий и фактов.
В этом мире живет наш главный герой — молодой Северьян, сначала — ученик, а затем — подмастерье Ордена Взыскующих Истины и Покаяния, пыточных дел мастер, палач, преданный своему жестокому ремеслу всей душой. Роман — его рассказ, уже многоопытного человека о днях молодости. И это — вторая ловушка для читателя: ведь ты никогда не знаешь, правду ли сообщает рассказчик, верно ли его восприятие действительности, или мы получаем лишь осколки фактов и отголоски чувств, искаженных прошедшими годами.
Понравился ли мне этот странный и пугающий мир? Очень. Хотя, иногда, было достаточно тяжело не потеряться среди деталей и пространственных описаний. Но это — не первая моя книга Вулфа, и по опыту я знаю, что именно среди этих строк может быть спрятано необходимое для понимания всего действия — слово, идея, намек.
Но есть в романе несколько вещей, которые искупают все проведенные за чтением описаний и слежением за неспешно развивающимся сюжетом часы. Первое — притягательная личность самого Северьяна, который при всей его преданности страшному своему ремеслу, обладает извращенными, но все же, милосердием и человечностью. И второе — несколько потрясающих по эмоциональному накалу сцен. Хотя бы та, когда Северьян исполняет первую в своей жизни самостоятельную казнь, и толпа жадно тянется к нему, страстно желая впитать последние мгновения страха и боль жертвы, смакуя кровавые подробности. Жутко, отвратительно и правдиво...
Роман обрывается, не ответив ни на один вопрос, побуждая и завлекая отправиться с Северьяном в долгий путь, оставить пыльный, полуразрушенный город с его безумной и жадной до крови толпой, тайнами и интригами, пуститься вдогонку за загадкой Когтя Миротворца.
Black ermine, 3 августа 2015 г.
На «Ученика палача» я возлагал большие надежды. Как известно, книги, действие в которых происходит в очень отдаленном будущем — товар практически штучный. Кроме «Ученика палача» на ум приходят разве что только «Ночная земля» да «Город в конце времен». Работа с темой далекого будущего — дело ответственное, кому попало ее не поручают. Но и Джин Вулф — не какое-то там юное дарование, а матерый фантастище, закаленный мифами Ктулху и популярным в прошлом веке попаданством. А тут товарищ Вулф еще делает ход конем и дерзко заявляет, что его книга, ни много ни мало — «воспоминания о будущем», своего рода пророчество, то бишь через энное количество лет, все, что в ней описано, произойдет на самом деле. Такие громкие заявления требовали немедленной и тщательной проверки, поэтому я не мешкая приступил к чтению.
Увы, вердикт неутешителен — даже такой подготовленный гражданин, как тов. Вулф с задачей не справился. Главный недостаток — книга растянута просто неимоверно. После руления по аэродрому — нудного вступления и завязки, занимающих, хм... что-то около трети романа, сюжет, наконец, выезжает на взлетную полосу: наш герой получает назначение в некий Град-без-окон и отправляется в путешествие! Ура! — думам мы.
Наконец-то закончатся нудные философствования и мы отправимся вместе с Северьяном в дальний путь, полный приключений, загадок и невероятных картин чужого мира! Несколько настораживало, правда, то, что с таким темпом повествования до конца книги Северьян не то что в Град-без-окон (который располагается где-то у черта на рогах), до городских ворот не доберется.
Но на самом деле все еще хуже. Автор как будто забывает про сюжет как таковой и начинает изливать на нас какой-то мутный поток сознания. При этом направо и налево попирая жалкую логику никчемных людишек.
Северьян то играючи отвешивает тумаков подготовленному сотруднику правоохранительных органов, то не может справиться с каким-то дохлым лавочником. Он то разочаровывается в женщинах, то очаровывается первой встречной юбкой, то ловко раскрывает мотивы собеседников, то ведется на простейший развод как школьник.
Короче говоря, герой не живет своей жизнью, а идет на поводу у авторской фантазии. Это было бы еще ничего, если бы у автора был какой-то замысел. Но его — см. выше толком нет. В итоге получается, что покинув гильдию, Северьян творит совершенно алогичную, немотивированную, лютую ахинею. Весьма подробно и детально описываемую автором.
Очень сильно раздражает, что герой для мыслительного процесса вместо головного мозга использует гениталии. ВСЕ проблемы, которые у него возникают, появляются именно от того, что опять-таки меч не вовремя покинул ножны. Герой может быть мерзавцем, но он не может быть дебилом. Это напрочь убивает желание следить за его судьбой.
Единственное, что хоть как-то оправдывает тов.Вулфа в глазах общественности — это детали и второстепенные персонажи. Мир Северьяна описан хоть и очень фрагментарно, зато богато. Смесь высоких технологий и средневекового уклада жизни выглядит яркой и достоверной. Некоторые фразы можно смело отливать в граните и высекать в бронзе. Например: «Мастер Гурло был сложным человеком, но казался простым. Точнее он вел себя так, как должен вести себя простой человек по мнению человека сложного.»
Но, как ни печально, даже это не спасает. «Ученик палача» — аморфное, бессвязное и ужасно затянутое повествование с несимпатичным героем. Стоит ли терпеть все это ради некоторых плюсов, пускай даже и довольно весомых, — решайте сами.
Mitgarda, 29 ноября 2016 г.
Довольно унылое и затянутое произведение с обилием «воды». Думаю, треть объема, а то и больше, можно смело выкинуть. Сюжет сам по себе не плох, и развивайся события побыстрее, может быть я бы и не заскучал при чтении. Сам мир получился довольно колоритным, однако ни в какое сравнение не идущим с «Глазами чужого мира» Джека Вэнса. Там нет эстетики умирающей Земли, тоскливого очарования упадка, как, в той же Саге о Кугеле и некоторых рассказов Вэнса из той же вселенной.
Мы видим довольно стандартное средневековье, какие-то интриги, почти детективный сюжет, но все это слишком невнятно, слишком разбавлено пространными рассуждениями и долгими разговорами. В общем, не ждите многого от прочтения этого романа. Если вам хочется по-настоящему окунуться в мир далекого будущего, который приближается к своей гибели, читайте Сагу о Кугеле (она же «Глаза чужого мира) «Темное солнце» Ф.Фармера или «Теплицу» Б.Олдисса.
Тигурий, 7 июля 2020 г.
Как пописывали товарищи Стругацкие, «Железная Стена... разделяет два мира — Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим». Ещё ни в одной книге эта стена не была настолько реалистичной и такой большой. Наш герой-рассказчик, Северьян, проводит немало времени в её тени и даже пытается под конец книги пересечь. Удастся ли ему это? Вопрос риторический, ведь герой — палач, один из тех, чьё рыло Стругацкие так живо нарисовали в «Трудно быть богом»: «Вглядывайтесь в эти морды, молодые, тупые, равнодушные, привычные ко всякому зверству, да не воротите нос...». И Джин Вульф носу не воротит, глубоко погружаясь во внутренний мир и быт палаческой общины, или, лучше сказать, касты. Автор, в сущности, достаточно последователен — для правдоподобия картине загнившего, стагнирующего человечества он придаёт элементы действительно застоявшийся индийской цивилизации. Диковинные культы и фантастические обряды тут вполне в порядке вещей, хотя рассказчик упоминает их шокирующе редко. Но именно европейский характер мира несомненен — недаром
«Достиг я высшей власти;
Я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. Не так ли?
Мы смолоду влюбляемся и алчем...»
Kiralse, 22 февраля 2017 г.
Я герой — я домучал эту книгу до конца.
Название книги автобиографично: автор — пыточных дел мастер.
Рекомендую всем в качестве теста на читательскую выносливость.
Мир не может быть богатым если он не раскрыт. Куча намеков на разные сущности, события и свойства мира не делают его богатым — они делают его калейдоскопическим. Ощущение, что кто-то разбил витраж. Красивый витраж, но теперь это «ценность» для уборщицы, либо историков.
Возможно следующие книги исправят положение, возможно....
VovaZ, 26 мая 2019 г.
Прекрасно. Создавая вселенную цикла, автор работает не только над ее антуражем. Вулф тратит много сил и фантазии на быт, устройство общества, обычаи и ментальность общества цивиллизации бывшего человечества.
Сюжетная линия компактная, яркая и очень увлекательная.
Сценизм высок и колоритен. Совершенно ясно, что с точки зрения автора, именно сцены и являются основным инструментом романа. Персонажи живые и динамичные.
Открытый финал подтверждает мой вывод о вторичности сюжета.
Роман прочёлся легко, доставил большое удовольствие.
MaxEd, 5 декабря 2016 г.
Очень напомнило Чайну Мьювелля (понятно, что на самом деле в обратном порядке по времени, но я прочитал в таком) — очень тягучий и мутный текст. Только тут ещё за всю книгу почти ничего, считай, и не успевает произойти. Бессмысленно читать её без последующих — теоретически интересный мир, сочетающий в себе черты фэнтези и научной фантастики, не раскрывает ни одного своего секрета, и главный герой находится лишь в самом начале своего путешествия, которое совершенно не понятно, чем закончится.
Проблема в том, что тут же хвататься за вторую книгу серии — совсем не тянет. Как уже написал кто-то ниже — это из раздела «может вернусь как-нибудь потом».