Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гарри взрослеет, и вместе с тем жить в Хогвартсе всё страшнее. Из тюрьмы для волшебников Азкабан сбежал опасный преступник — Сириус Блэк. Мир наполнился слухами, что он ищет и хочет убить одного тринадцатилетнего парня, совсем обычного на первый взгляд. Его имя Гарри Поттер.
Входит в:
— цикл «Гарри Поттер»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1999 // Подростковое произведение | |
лауреат |
Премия Коста / Costa Book Awards, 1999 // Уитбредовская премия за Книгу для детей | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2000 // Роман фэнтези | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 3-е место | |
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2000 // Мифопоэтическая премия за произведение для детей и подростков | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2000 // Роман | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (Великобритания) | |
номинант |
Премия Гардиан / Guardian Award, 2000 // Лучшая детская книга | |
номинант |
Мраморный фавн, 2001 // Переводная книга | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2001 // Роман для подростков |
Экранизации:
— «Гарри Поттер и узник Азкабана» / «Harry Potter and the Prisoner of Azkaban» 2004, США, Великобритания, реж: Альфонсо Куарон
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AiRon88, 10 сентября 2021 г.
Долгое время этот роман оставался самым любимым в серии. Помню, при первом чтении меня очень очаровала линия Мародеров. Гарри узнает немного о том, каким его отец был в школьные годы. О его дружбе, о компании друзей. Ещё здесь был крайне обаятельный профессор Люпин, который вообще стал одним из самых любимых второстепенных персонажей, плюс почти детективная линия с тем, что же именно произошло с родителями Гарри, что именно привело к их гибели.
В общем, в коротком романе (это последний настолько небольшой по объёму роман о Гарри) уместилось несколько крайне интересных сюжетных линий. Прекрасная книга великолепного цикла!
wolobuev, 25 октября 2022 г.
Интересно, обвинители Роулинг в нетолерантности к очередному меньшинству (их уже столько, что сам черт ногу сломит) вообще читали «Узника Азкабана»? Профессор Люпин — это же и есть символ преследуемого меньшинства. Он не виноват в своей судьбе, но взволнованные родители уже пишут письма, чтобы к их дитяткам не подпускали этого монстра.
Книга хороша не только этим, Роулинг опять дала жару (одна Карта мародеров чего стоит!), но тут отдам преимущество фильму. Куарон доступно показал, чем он отличается от старательного ремесленника Коламбуса.
tapok, 24 октября 2020 г.
Люк, я твой отец (с)
***
В прошлой книге Роулинг показала, что синдром второй книги к ней не относится. «Тайная комната» была лучше первой книги по части логических ошибок и литературной составляющей. При этом нельзя обвинять автора в самоповторах. Конечно, без некоторых повторов не обойтись. Будь то школа, соперники в школе, да вообще все, что составляет процесс обучения. Самое главное в романе осталось уникальным – враг в лице Волан-де-Морта. В прошлой книге он пытался вернуться в экрзац-формате. В «Тайной комнате» мы видим, что Темный лорд все так же развоплощен, что он не готов сталкиваться с Гарри. В итоге в противниках Гарри оказалось прошлое Волан-де-Морта. Ну а те, кто читал\смотрел «Дары смерти», то знает, чем на самом деле являлся дневник Реддла. А что же здесь?
…новый учебный год на носу. Гарри с нетерпением ждет, когда можно будет вернуться в школу. Его даже не смущает, что даже в магловскую прессу просочился слух о страшном преступнике из мира магии – о Сириусе Блэке. Гарри остается спокойным и тогда, когда ему прямым текстом заявляются, что он, Поттер, является целью Блэка. Весь учебный год преподаватели сдувают пылинки с Гарри, не дают ходить туда и сюда. Конечно, Поттеру непривычно такое положение вещей. Кроме, безусловно, Снегга. Северус еще больше придирается к мальчику, который выжил. Стоит отметить, что Гарри в этот раз не становится главной движущей силой сюжета. Раньше он сам искал Философский камень или Тайную комнату. Иными словами, Поттер сам ищет приключения. Но не здесь.
Традиционно стоит выделить несколько моментов в романе, на примере которых виден прогресс Роулинг. Мир и персонажи.
Итак, персонажи. Гарри, Рон и Гермиона снова в центре внимания Роулинг. Мы видим, что они взрослеют. Гермиона продолжает многое брать на себя. Ее самоуверенность и сила дают сбой, когда Грэйджер понимает, что откусила слишком большой кусок пирога. Но мало признаться себе, как признаться в этом друзьям? Рон и Гарри в этом роман проявляют признаки эгоизма. Это видно на примере их отношений как с Гермионой, так и с Хагридом. Но все мы – люди. В общем, наша любимая троица показывает себя с иной стороны. Из новых героев стоит отметить сразу нескольких. Это Люпин, в первую очередь. Это – отличный преподаватель и человек. Мало того, что его уроки интересны и необычны, так Римус умудряется оставаться человеком (каламбур!). Их противостояние со Снеггом тоже не оставляет читателя равнодушным. Трелони – забавный пример того, что в магии не все так однозначно. Плюс холодность МакГонагалл. Наконец, еще два героя, которые тоже важны – это Блэк и Петтигрю. Поскольку они – спойлер, то придется умолчать о них. Но оба выглядят колоритно.
Мир. Мы узнаем о «Ночном рыцаре». В фильме, он кстати, получился интереснее. Так же Роулинг немало внимания уделяет Хогварсту. Тайные ходы, картины, новые классные комнаты. Но куда интереснее Хогсмид. Ему Роулинг уделяет не так много внимания, как хотелось бы, но всё же. Но самое главное – это Азкабан и Дементоры. Про Азкабан мы краем уха слышали в «Тайной комнате», но здесь Роулинг раскрывает тему полнее. И самый смак – Дементоры. Они во многом предопределяют мрачную атмосферу книги. Итак, Дементоры. Жуткие твари, стражи Азкабана, питающиеся всем хорошим, что есть в человеке…
Заключение: это уже третий отличный роман в цикле. Качество не становится хуже, Роулинг развивается сама, развивает персонажей и мир. К счастью, третий роман не сводится к противостоянию с Волан-де-Мортом, что радует. «Узник Азкабана» более мрачный, по объему книга чуть больше первой и заметно больше второй. Читать все так же интересно и легко. Речитабельность огромная.
10 Поттеров из 10.
amak2508, 31 марта 2022 г.
Отличная книга. Думается, она была просто обречена на успех. Мало того, что роман хорошо написан, увлекателен и обладает целой галереей ярких героев, части из которых просто нельзя не сопереживать — у него есть и ещё целый ряд других, не таких явных достоинств. Это и выигрышная тема, и третий номер в цикле, когда читатель уже успел полностью погрузиться в цикл, но тот ещё не успел ему надоесть, и, самое главное, то, что из под пера Роулинг опять вышла добрая сказка со счастливым концом.
Но вот чего невозможно понять, так это того, почему книгу можно читать и перечитывать бессчетное число раз и всегда при этом получать удовольствие. Возможно, что дело здесь в удачно сделанной экранизации романа: прочитав его хочется сразу ещё раз пересмотреть фильм, а пересмотрев фильм — ещё раз перечитать книгу.
Кстати, за общей увлекательностью читатели, как правило, так и не задаются вопросом — за что же всё-таки Темный Лорд так стремился найти и убить именно родителей Гарри Поттера. Ни Сириуса Блэка, ни Люпина, ни какого-нибудь там Корнелиуса Фаджа и проч., а именно их. Чем они так выделялись среди остальных?
k2007, 27 сентября 2021 г.
В этой книге автор затрагивает уже серьезные темы — предательство и судьба предателя, и те решения, которые ты принимаешь, когда об этом предательстве узнаешь. Но в целом это пока еще детская книжка, тут есть очень много смешных моментов и остроумных проделок героев. Читается она, конечно, влет. Отличное продолжение
bananawolf, 30 апреля 2020 г.
Самая любимая книга из всех семи. Наверное, из-за того, что здесь все еще присутствует страшный элемент (маньяк-убийца, сбежавший из тюрьмы), как и в других, но при этом силен подростковый дух. Первые две книги все еще немного детские, следующие — уже более страшные и взрослые.
Несколько новых героев: и плохих, и хороших. Новые подробности о магическом мире: Ночной рыцарь, Хогсмид, министр магии. Гарри больше узнает о своих родителях, знакомится с их друзьями. Здесь витает какая-то атмосфера надежды, уют. Затишье перед бурей.
Селеста, 20 апреля 2017 г.
Многие рецензенты справедливо отмечают, что именно с этой, третьей книги цикла повествование становится более мрачным — морально и психологически, не утрачивая, впрочем, своей сказочности. Также ранее мной упоминалась потрясающая динамичность, но придётся повториться, ибо Роулинг мастерски наполняет выдуманный ею мир красками и подробностями, не стремясь впихнуть всё в одну книгу и раскрывая те или иные детали постепенно. Например, именно в этой книге происходит подробное знакомство с дементорами и Азкабаном, о котором Роулинг, забрасывая крючок, уже упоминала в «Тайной комнате». Родители Гарри становятся не просто безликими призраками, кое-как очерченными парой слов по типу: «Гарри, у тебя был отец, и он был классный», а вполне себе объёмными персонажами, у которых было своё, захватывающее прошлое. К числу удачных и ярких находок можно отнести и автобус «Ночной рыцарь», и Хагрида в его новой должности (что проистекает прямиком из предыдущей книги), и Мародёров с их знаменитой картой (с которой, впрочем, возникло множество непоняток, например, какого чёрта
Помимо маховика и карты, впрочем, больше не к чему придраться, и это радует. Либо я, зачитавшись, ничего не заметила, либо Роулинг всё-таки стала думать над тем, что пишет. Да и столь нелюбимый мной приём «точки зрения всезнающего автора» как-то исчез, проскальзывая в редких местах.
О персонажах. Рон всё так же тормозит (за что мы его и любим). Гарри перестал быть никаким (в моменте с тётушкой Мардж проявил какой-никакой, но характер) и получать всё задаром (в частности, речь о патронусе). Гермиона стала вдруг истеричной и не очень хорошо себя контролирующей особой, но это вполне обосновано, учитывая пубертатный период и кошмарное расписание — от такого только коням дохнуть. Драко всё такой же отвратительный (и это печалит, уж больно любит Роулинг делать героев абсолютными, несмотря на все попытки в последних томах привести их к естественной человеческой «серости»). Неприятно удивил Северус Снейп. Он, безусловно, не самый лучший человек, но в этой книге он прописан как-то особенно мерзко, несмотря на то, что я огромный фанат этого персонажа. Дамблдор появляется буквально по капле то тут, то там, но радует, что из всезнающего и всемогущественного волшебника он стал вполне себе могущественным, но всё-таки человеком, который тоже может быть озадачен или обведён вокруг пальца. Безумно понравился профессор Ремус Люпин, ставший одним и любимых персонажей, и Сириус Блэк, который в молодости был той ещё сволочью, как мы в дальнейшем узнаем, но сволочью обаятельной, с изломанной судьбой, но не сломавшийся.
Следует отметить изменение структуры повествования. Книга уже не заканчивается всеобщим триумфом, когда Гарри одной левой всех победил и пожинает теперь лавры своей отваги. Концовка вышла горько-сладкой. Вроде бы и всё хорошо, но вместе с тем есть некоторая нотка горечи из-за того, что всё вышло совсем не так, как того хотелось персонажам. И отдельно порадовал упор на квиддич, которому было посвящено много глав и крайне эмоциональных переживаний героев. Вуд просто прекрасен в своём энтузиазме спортсмена до мозга костей.
Хотела написать два предложения, а вышло как всегда. О Гарри Поттере и его приключениях можно говорить часами, чего уж тут.
URRRiy, 16 сентября 2019 г.
Третья часть приключений мальчика Гарри, волшебника и борца с Тем-сами-знаете-кто. В этом романе в сказку вмешается суровая сермяжная темная сторона мира магов — тюрьма, охранники и дерзкий подрыв оттуда отчаянного жигана Сириуса Блэка. Собственно в честь этого ключевого в части основной интриги произведения персонажа и закручивается сюжет. Однако, за исключением традиционных зубрежек, квиддича, дискриминацией волшебно-ориентированного несовершеннолетнего в семействе маглов, появляются и новые фишки, в виде карты мародеров, а также проблемы верволка в средней полосе Великобритании и новых открытий в обстоятельствах семейной трагедии Поттеров. В общем, как книжка для подростков — заслуженно признанный шедевр, а для взрослых конечно логика директора Хогвартса выглядит весьма авантюрной, даже с учётом волшебной специфики.
Ivan Chis, 12 апреля 2021 г.
Одна из самых любимых частей цикла. Читается на одном дыхании, хоть и не в первый раз перечитываю. Высший балл — 10/10
puma444, 2 января 2018 г.
Прочитал книгу больше двух лет назад. Но до сих пор отложилось в душе то прекрасное чувство, которое сохранялось на протяжении всего чтения книги Гарри Поттер и Узник Азкабана — той невероятной атмосферы дружбы (о которой Я не устану повторять вновь и вновь под всем циклом Гарри Поттера) и поддержки.
Вообще то, что описывается в книге практически нереально не только по причине присутствия в ней магии и волшебства, но по причини практически отсутсвия в нашем мире настоящей и подлинной дружбы. То, чего многим взрослым не хватает. Поэтому книги о Гарри Поттере даже в зрелом возрасте приятно читать.
В книге повествуется о нелегкой судьбе парня по имени Гарри и его сбежавшего родственника Сириуса Блэка из тюрьмы для волшебников из которой, как говорят, сбежать невозможно. Он охотится за ним. И он придет за ним. рано или поздно. Гарри знает об этом. Боится ли он? Думаю да. Но не позволил он затуманить страху его разум, и вместе со своими друзьями он в итоге достиг своей цели. Спас кого надо (а может и не спас?) и сам остался цел.
Книги можно перечитывать и перечитывать.
Всем приятного и увлекательного чтения.
Книголюб648, 24 апреля 2018 г.
Гарри и его друзья уже подростки и в их подростковый мир проникает опасность, угрожающая Гарри. Мы узнаем, что в волшебном мире есть тюрьма для волшебников, охраняемая монстрами, высасывающими душу из человека и лишающими их радости. В этой книге один такой заключенный и одновременно крестный Гарри сбежал из тюрьмы и теперь все опасаются за жизнь Гарри, т.к. этот крестный вроде бы последователь «того, кого нельзя называть», убил друга отца Гарри и, конечно же, отомстит Гарри за то, что исчез его кумир. Но больше всего на Гарри действует не опасность встретить свое крестного, а дементоры, которые оказывают сильное воздействие на израненную ранней смертью родителей душу. Мы познакомимся с очень многими интересными заклинаниями и еще одним другом отца Гарри. Мне кажется, что данная книга самая таинственная и насыщенная по части заклинаний и приключений.
Книга очень хорошо написана, как, впрочем, и прочие. Жаль только бежал настоящий злодей и имя честного человека так и осталось запятнанным и ему придётся скрываться от властей, от того финал немного грустный и я после прочтения еще месяц была в расстройстве, что автор допустила такой конец, но, как оказалось, без этого бы было совсем другое продолжение и «тот, кого нельзя называть», может, не скоро бы вновь появился.
voroncovamaria, 13 июня 2013 г.
Очень серьезная проблема нашей жизни, о которой в эпопее говорится постоянно, это важность нашего выбора. У человека могут быть способности к какой-нибудь деятельности, но всё в конечном счете решает его темперамент и этические установки. Герои Роулинг оказываются перед выбором с начала первого тома и до конца. Наиболее наглядно это продемонстрировано в моменты распределения детей по факультетам. Индивидуальный выбор ученика оказывается фатальным. Гермиону шляпа хотела отправить в Когтевран, и лучшая ученица школы чувствовала бы себя на факультете интеллектуалов в своей стихии. Но Гермиона выбрала Гриффиндор. Почему? Это начинаешь понимать, когда она носится с идеей освободить домовиков. Настоящая правозащитница с убеждением, что все должны иметь равные права. Гермиона готова бороться за эту идею, и это характерно для темперамента гриффиндорца. Свой главный выбор Гермиона сделала, взяв себе в друзья самую проблемную парочку в школе. Нескладного Невила шляпа отправила бы в Пуффендуй, но Долгопупс становится гриффиндорцем, и мы убеждаемся, как много значит установка личности, когда Невил, вопреки всем нашим ожиданиям, оказывается одним из ликвидаторов крестражей тёмного лорда. Гарри — натура двойственная, да еще наделённая непростой судьбой. Поэтому ему приходится делать выбор на каждом шагу. Сущность слизеринца в нём очень сильна благодаря зароненной в него частице души Реддла. Поэтому первым, кого он встречает из школьников Хогвартса, оказывается Малфой. Драко готов подружиться с ним: Гарри происходит из семьи волшебников. Но внутреннее чувство заставляет Гарри резко отойти от Малфоя и выбрать себе в друзья нищего и скромного Рона. Перед выбором окажется и Драко. Несмотря на неприязнь к Гарри, он не выдаёт его врагам, когда Поттер попал в плен. Личностные задатки у Малфоя неплохие, но воспитание в семье чванливых людей сделало его тщеславным и жестоким. Второй судьбоносный момент для Гарри — настоять на том, чтобы учиться не в Слизерине, куда его настоятельно направляет шляпа. А потом уже ежедневно приходится решать, послушаться ли учителей или нарушить школьные правила, рискуя быть исключенным из школы. Гарри может не идти в логово василиска, поскольку нет надежды на помощь учителя, а друга отделил от него каменный завал, но он идёт. Он может взять кубок и насладиться ролью победителя турнира, но он предлагает разделить триумф Седрику. Он может вытащить из воды одного ученика, но хватает всех. И подобные вещи происходят постоянно: таков темперамент и характер. В третьем томе он делает выбор дважды. Когда решает поверить Сириусу, хотя весь мир объявил его преступником, и когда дарует жизнь Хвосту. Нормальный человек не может быть убийцей и не может допустить, чтобы себя запятнали убийством его друзья. И он сохраняет жизнь Петтигрю, хотя этот поступок обернется несчастьями для самого Гарри и позволит возродиться тёмному лорду. Человек может оставаться человеком при любых обстоятельствах, было бы желание. Это доказывает ситуация с Люпином, который, даже являясь оборотнем, остался одним из самых симпатичных персонажей поттерианы.
Mao_Ri, 28 апреля 2016 г.
Третья часть истории моя любимая, читананная-перечитанная (и пересмотренная) больше всего. Даже бумажная книга появилась у меня (спасибо моему дорогому Лису ^^) гораздо раньше прочих частей.
Вот и сейчас я с удовольствием вновь отправилась в путешествие по Тисовой улице, заглянула на улицу Магнолий. Прокатилась на Ночном Рыцаре в комании болтливого Стена и молчаливого Эрна. С такой же опаской, как и Гарри, пообщалась в Дырявом котле с министром магии Корнелиусом Фаджем. А чуть позже встретилась с Роном и Гермионой словно со своими старыми друзьями. Наблюдала, как Гарри узнает про Сириуса Блэка. А дальше вновь Хогвартс, вновь уроки, новые знакомства и новые знания.
«Гарри Поттер и узник Азкабана» из всех частей кажется мне наиболее уютной и трогательной, не смотря на снующих кругом дементоров, угрозу возрождения Воландеморта и общемагическое тревожное настроение. Именно в этой части Гарри больше узнает о своих родителях как о личностях. Ему говорят не просто «они были отличными волшебниками, милыми людьми», и не просто знакомые люди. Гарри узнает такие подробности, которые знают только близкие друзья: что Лили и Джеймс дружили с оборотнем, что Джеймс еще в школе стал анимагом, что во время учебы Джеймс с друзьями были те еще озорники. И как Воландеморт нашел дом Лили, Джеймса и маленького Гарри в ту роковую для них ночь.
А еще я так радовалась появлению Сириуса, надеялась, как и Гарри, что ему больше не придется жить с Дурслями (хотя теперь-то понимаю, что даже при самых благоприятных стечениях обстоятельства, вряд ли бы Дамблдор позволил мальчику жить с крестным). Но не смотря на то, что Сириус так и остался в глазах магической общественности страшным убийцей, он все-равно стал для Гарри очень и очень близким, наверное, самым близком из взрослых людей.
Что еще мне нравится в этой части? Карта Мародеров, Хогсмит, Визжащая хижина, маховик времени, боггарт и защита от темных искусств, патронусы, квиддич, Молния, и, конечно же, Клювокрыл.
Gaelic, 24 марта 2018 г.
«Какая богатая на эмоции книга!» — подумала я, перечитав в очередной раз 'Harry Potter and the Prisoner of Azkaban'. Всем известная троица гриффиндорцев явно подросла (но ещё не до конца). Меняется их мироощущение, совершенно другими становятся проблемы. Теперь потеря пятидесяти факультетских очков уже не кажется столь непоправимым. Ведь есть куда более важные вещи: дружба, верность, честь, великодушие и умение прощать. А самое главное — правильно расставить в ситуации «-« и «+«, с чем Harry, Ron и Hermione справились с большим трудом. Но лучше это сделать поздно, порой с чужой помощью, чем присвоить чьему-нибудь поступку отрицательный знак. Но, обо всём по порядку. Хотя, чего греха таить, так и хочется сорваться в свободный полёт, чтобы поскорей расставить все точки над «i».
Итак, наши герои растут, взрослеют. Но это всё такие же дети. Не один раз за столь небольшую книгу (всего лишь 22 главы) мы можем увидеть, как Harry не хватает родителей. Да, он рос практически без них (всё-таки первый год жизни, проведённый с родителями, оставил большой отпечаток на характере Harry), но именно сейчас начинает более остро ощущать их нехватку и острую боль утраты. Ron же совершенно по-детски реагирует на вполне объяснимое поведение кота, у которого природой заложено «мышь и крыса — добыча, поймай её!». А Hermione... она практически молодец. Разве что с небольшим синдромом отличницы (но это я уже придираюсь).
На фоне всего выше обозначенного детства мы также наблюдаем, как Harry сам справляется с предательством. Пусть это предательство больше относится к его родителям, но оно также касается и его. Ведь Sirius Black не только лучший друг отца, но и крёстный самого Harry. Какое же решение принимает Harry, кгода узнаёт, кто якобы посодействовал убийству родителей? Нет, специальной встречи с «серийным убийцей» он не станет искать, но и в стороне оставаться не намерен.
Again, Harry didn't answer. He didn't know what he wanted to do. All he knew was that the idea of doing nothing, while Black was at liberty, was almost more than he could stand.
Ron же готов не задумываясь пожертвовать собой, если это хоть как-то поможет другу избежать смерти. Поэтому он отважно кричит взрослому мужчине-«убийце»:
И он уверен, что Hermione поступит точно также. Поэтому с уверенностью говорит «to kill us». А Hermione... она тоже поступает достаточно по-взрослому. Ведь бойкот из-за метлы перенести гораздо проще, чем молчание друга в связи с его смертью. Пусть лучше разберут по прутикам метлу, чем потом собирать по косточкам друга после полёта на экстраклассной метле.
Что касается правильно расставлять в ситуации «-« и «+«, то с этим заданием с трудом справились не только дети, но и взрослые. Lupin сам жил тринадцать лет убеждённый, что его друг убийца. Хоть и Peter Pettigrew тоже был его другом, но, думаю считать предателем не его гораздо больнее.
Почему я назвала эту книгу богатой на эмоции? Достаточно лишь краткого описания того, как Lupin реагирует на рассказ Harry, что же тот слышит во время встречи with dementor. Предсмертные крики и стремление защитить друг друга до последнего производят впечатление не только на ребёнка, но и на взрослого человека, которому погибшие были совсем не чужими людьми.
А встреча в Shrieking Shrank? Сколько еле-еле сдерживаемой боли от смерти близких, сколько ощущения поддержки чувства верности. А ещё мудрости. Мудрости не дать стать убийцами даже если речь идёт об убийстве предателя. Так бы поступил James Potter. Так поступил и его сын, тем самым показав, что он достойное продолжение своего отца и настоящий друг for Sirius and Lupin.
А теперь немного цитат, которые всегда будут вызывает у меня улыбку. Ведь существование таких персонажей как McGonagall и Weasley twins никто не отменял. Постепенно с каждой книгой они всё больше раскрываются перед нами. Например, мы видим, что McGonaglle весьма скептически относится к предсказаниям (пусть они даже и сбываются... с периодичностью раз в тринадцать лет). Weasley twins же может пока и никак не развиваются, но редкие вкрапления с их яркой харизмой никогда не бывают лишними. Итак:
We tried to shut Percy in a pyramid. But Mum spotted us.
I assure you that if you die, you need not hand it [homework] in.
He was my mum and dad's best friend. He's a convicted murderer, but he's broken out of wizard prison and he's on the run. He likes to keep in touch with me, though … keep up with news … check if I'm happy.
И напоследок:
Myrkar, 4 апреля 2020 г.
За три года, если ты задержался в секте, вряд ли ты ее покинешь. Третий год — апогей становления Гарри Поттера. Чувства «от противного» целенаправленно замещаются утверждающими. В этом году избранному мальчику предстоит познакомиться с друзьями своего отца и обрести связи со второй стороны своего рода — чистокровного, окончательно утвердившись в своем положении «почти-слизеринца» — гриффиндорца. Читателя ожидает знакомая схема сюжета: ненавистные Дурсли, оскорбляющие родословную Гарри и его занятия, — нагнетание мрачной атмосферы по пути в Хогвартс (в первый раз непредсказуемость и привидения, во второй — проблема с проходом на платформу, сейчас — дементоры) — новый лицемерный учитель (сначала был притворщик-двуликий, во второй раз притворщик-похититель чужих историй, в этот раз попросту оборотень) — таинственная комната, к которой ведет туннель, запечатанный секретом (запретный коридор с философским камнем, змеиный проход к василиску, теперь — вход через дерево в туннели к хижине) — проблемные животные Хагрида (дракон Норберт сменился пауком Арагогом, а на этот раз это клювокрыл и его казнь) — нравоучения от Дамблдора, который задает правила игры, говоря, что это «волшебные законы» такие, а правила школы иди и нарушь — издевка над Дурслями по возвращении из школы.
В этот раз Роулинг показывает еще несколько составляющих магии, которая происходит и по эту сторону литературных миров. Во-первых, излишняя сентиментальность, особенно по отношению к животным. Это проблема Хагрида, которая есть и у Рона. Все анимаги очень плаксивы, если заметить, как ведет себя МакГонакал. Сириус Блэк давит в разговоре нытьем, насколько он не может сдерживать себя или «понимает», что Гарри не хочется жить с ним. Это уныние, возводимое в абсурд. Менее сентиментальные волшебники пользуются этими слабостями и таким образом осуждается гиппогриф и называется осужденным, хотя как вообще может обвиняться животное, к тому же дикое, и нести наказание, когда ответственность должен был нести только Хагрид, и на него, по уму, должно было быть наложено взыскание. Но осужденным гиппогриф назван и по документам, а значит, Хагрид был только его адвокатом. Животные в книге сделаны настолько же «разумными», как и люди, с той лишь оговоркой, если люди эти разумны на уровне эмоций (то есть неразумны): гиппогриф обладает какой-то ритуальной гордыней, а кот Гермионы понимает, на какой бумажке написаны пароли и что это вообще такое.
Вторая нелепость сентиментальных друзей-анимагов — взаимодействие нытиков, которое привело к тому, что Хранителем Тайны об убежище Поттеров становится Петтигрю. По уму, чтбы сохранить тайну, её нужно рассказать ...никому! Но нет, мы поиграем по волшебным законам, в сказках же о секретах кричат в ямы или ручейкам, из которых вырастают болтливые тростинки, а здесь еще хлеще — рассказать другу. Но четверка мародеров была гриффиндорцами, а значит, им хотелось хитрожопистого прикольчика, как и всегда. Лучшего друга заменяют нелучшим. В результате осуждаются невиновные, а родители Гарри попадают под смертельные заклинания. Но как раз это и есть закон магии — хитрожопистость и кривые дорожки в любом ведут к смерти. Такова сущность магии — она смертельна, но людям хочется погоняться за статусом и богатством (именно поэтому чем темнее маги, тем они богаче — снова намек на счета Поттера).
Вторая магическая фишка — предсказания. Я очень советую читать Гарри Поттера как детскую сказочку-нелепицу. Тут выделяется критика Гермионы (кстати, именно в этой книге она названа шоколадной по цвету кожи, хотя летом была не в Египте, как Рон, а во Франции, что может и не быть упоминанием загара, а именно негроидности), которая жестко выступает против профессора Трелони, но любовно относится к арифмантике, являющейся теми же предсказаниями по цифровым расчетам. Точность цифр не добавляет точности выводам из них, но Гермиона это не понимает. Как типичный маг, и это третья фишка магии, она совершенно лишена умения выделять важное, видеть смысл, какой бы догадливой не казалась. Ей нужно знать все, стремиться углубиться даже в бесполезные знания, но лишь бы они были представлены формулами, заклинаниями, набором фактов и дат. Пустые знания и закономерности, отталкивание от обстоятельств — это доводит до истерического безумия.
Кульминационная сцена, в которой раскрывается истинная личность Блэка грешит посылом кровной мести, когда Поттер вполне себе готов и хочет убить Блэка за предательство, но, узнав, что это был не он, а Петтигрю, его убивать уже не хочет. Все сходятся на идее, что это право Поттера — решать, устраивать ли самосуд, якобы это его личная кровная месть за родителей. Но, во-первых, существует министерские и школьные порядки, как это должно происходить по закону, а во-вторых, если Сириус Блэк — и крестный отец, и опекун Гарри, то решение должно было быть как раз за ним. Опять сентиментальщина и уступки: Сириус скидывает ответственность, а Гарри еще более «великодушничает» и заявляет о том, что правила все-таки имеют вес. При этом никто не находит странным, как вообще произошло крещение Гарри и зачем оно в контексте магической жизни. Не менее дурацким моментом становится спасение Сириуса из окна (повтор спасения из окна в второй книге) на гиппогрифе, который уж точно никак не мог ни остановиться в воздухе, ни иметь настолько малую амплитуду колебаний тела, чтобы позволить забраться на него в полете.
В детстве эта книга заставила меня плакать. Сейчас все сентиментальные моменты уже лишились своих чар. Гарри же входит в период чувственного напряжения — его начинает привлекать девочка с соседнего факультета (Чо Чан) и он находит счастливое воспоминание, закрепляемое его родословной. Сначала ему наплели, что в нем действует любовь его матери, а теперь — силы отца тоже передались. Именно это служит основанием для заклинания патронуса, хотя по ходу дела это также было объяснено тем, что он знал, что патронус сработает, и знал он это из-за своих же фантазиях о лучших родителях, чем Дурсли, о родителях-героях. Факты же говорят об обратном: вся свора мародеров была теми еще типами, а Гарри кажется прикольным хвалиться тем, что его крестный запугивал маглов и имеет образ преступника, чем тем, что он оказался не тем, кого нужно было осудить за совершенное.
Слабенько и куча повторов. Видимо, для описанного возраста детей манипуляции с чувствами работают. Для более сознательных людей — уже нет. Можно делать выводы о том, сколько взрослых до сих пор находятся на уровне животной чувственности. Небось дипломы со значками Гриффиндора даже есть.