fantlab ru

Ярослав Гжендович «Чёрные бабочки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
58
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрные бабочки

Czarne motyle

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Ирена — вдова уже двадцать лет. Все эти годы она хранит верность погибшему мужу, живя отшельницей в домике за городом, лишь летом сдавая комнаты семьям и дружеским компаниям.

Новый квартирант появился в ноябре, но был так интеллигентен и харизматичен, что убедил хозяйку сдать комнату только ему одному. Пан Миколай оказался тихим незаметным постояльцем, почти всегда проводя своё время в одиночестве. В комнате с очень странными вещами. Такими странными, что их так и хотелось рассмотреть... тайком от хозяина.

Входит в:

— сборник «Книга осенних демонов», 2003 г.


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Книга осенних демонов
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Księga jesiennych demonów
2003 г.
(польский)
Księga jesiennych demonów
2007 г.
(польский)
Księga Jesiennych Demonów
2010 г.
(польский)
Księga jesiennych demonów
2010 г.
(польский)
Księga jesiennych demonów
2014 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дом стоял в ноябрьском тумане, его обнимали деревья и кусты сирени. Пустой, с темными окнами, прячущими тишину, которую своим тиканьем отмеряли часы. Дом одинокой, стареющей женщины.»

История об одиночестве, старости и любви. Любви потерянной, живущей в воспоминаниях и в тихом скрипе старого дома. Долгое время единственным фантастическим элементом было повествование от двух лиц — героини (от третьего лица) и её погибшего мужа (от первого лица). То ли толика мистики, то ли красивый художественный приём.

История вообще получилась красивой, наполненной образами и знаками. Чёрная бабочка, предвещающая смерть, деревянные скульптуры, мрачноватые иллюстрации к детской книжке, алхимические символы и картины, в которых одинокая художница прятала свою боль.

Было здесь и место для поздней любви, правда недолгой. И для другого, уже в полной мере фантастического элемента.

Финальная разница в восприятии мира между молодым и старым человеком — резкая, грубая, неприятная. Вероятно такой контраст и задумывался.

Финал трагичный, но каким-то странным образом освобождающий героев. Всех троих.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тоже отличная вещь, хотя интригой и накалом страстей уступает «Молнии». Тут такая более медитативная спокойная история немолодой уже художницы, которая когда-то поселилась с мужем скульптором вдали от цивилизации. Скульптор, к несчастью, увлекался альпинизмом, и вот уже двадцать лет она живет в этом доме одна. На лето сдает комнаты постояльцам. Не в этом году — в нынешнем потенциальный квартирант появился в конце августа, но был приятным одиноким пожилым мужчиной и хорошо заплатил за месяц вперед. И привлекательная женщина, которая делит кров с интересным мужчиной ощущает себя иначе, чем содержательница пансиона с компанией молодежи или многодетной семьей. В общем, начнется многообещающе. Собственно, и закончится не вовсе плохо.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все на месте для мистической повести о призраках прошлого. Скучающая немолодая женщина, тоска по погибшему возлюбленному, постоялец с мистическими наклонностями, то ли Колдун, то ли Синяя борода, то ли Бредбери, то ли Фицжеральд. Запретная комната, таинственные склянки-порошки, сундуки с антиквариатом и т.п. Неплохая могла быть повесть. Читается куда лучше унылой «Молнии» вплоть до последних страниц, но... минус один балл за финал. Концы автор увязал, но очень уж грубо. В средневековье, по которому тоскуют все эти фэнтезисты, за такое окончание истории лицедея бы изваляли в смоле и перьях, а то и чего похуже.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой повести Гжендович обошелся без демонов (разве что в переносном смысле) и без хоррора. Но все равно получилось жутко и невероятно правдоподобно. Любовный треугольник со сверхъестественной подоплекой. На этот раз грустный извод поговорки — любопытство сгубило кошку.

На эту же тему есть замечательный фантастический фильм «Человек с Земли». Если кто из любителей жанра не видел, горячо рекомендую.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой-то шарм есть в повести — описание тихого уголка в польской деревне, одинокая художница, и незнакомец-странник, который настолько загадочен, что любопытство , присущее женщине, погубило их любовь. Но это кратко в финале. А так по ходу событий только погибший муж с того света наблюдает за событиями в этом доме. Ненавязчивый спокойный стиль повествования, но за каждой страницей чего ждешь необычного. Так писать умеют немногие.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх