FantLab ru

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Голосов:
46
Моя оценка:
-

подробнее

Мэбэт (История человека тайги)

Роман, год

Аннотация:

Ненец Мэбэт, прозванный соплеменниками любимцем божьим, казалось, был рожден на зависть другим людям. Он никогда не знал несчастья, удача его, как солнце полярным днем, не заходила за горизонт. Он презирал человеческие страсти — настолько легка и красива была его жизнь. Не ведая горя Мэбэт дожил до старости, но однажды, после победной охоты, за ним пришел вестник смерти и повел за собой на пограничье мира живых и мира мертвых, где любимец божий узнает, что жил не своей жизнью, а его незаходящее счастье — всего лишь игра, забава скучающих богов.... Чтобы вернуться к людям и обрести себя, Мэбэт решается пройти страшные испытания — одиннадцать «чумов» таежного ада — и вся его участь становится спасительной вестью для людей.

Входит в:

— журнал «Новый Мир № 8, 2011», 2011 г.


Номинации на премии:


номинант
Портал, 2012 // Средняя форма

номинант
Большая Книга, 2012

номинант
Мраморный фавн, 2011 // Повесть

номинант
Ясная Поляна, 2015 // XXI век

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Мэбэт (История человека тайги)
2011 г.

Периодика:

«Новый Мир» № 8 2011
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2018 г.

Великолепный роман. Правда, я ожидал от этой книги немного другого, но начав читать уже не смог остановиться. Впрочем, произведение написано очень легким и доступным языком ( в отличие от немного похожего по замыслу «Сердца Пармы» Иванова, где очень сложно втянуться в чтение).

Книга строго разделена на две части.

Первая половина — некий исторический реализм. История жизни ненецкого охотника Мэбэта. Мистики здесь никакой нет, сказкой и не пахнет. Суровый мир северной тайги и тундры. И все это пронизано атмосферой приключений. Охота и битвы, шаманы, медведи, похищение невест и кровная месть. Закон тайги и Закон охоты. Костёр, горящий в чуме, северное сияние в зимнем небе. Мне эта половина романа напомнила хорошие книги про индейцев. И по стилю, чем-то похоже на северные рассказы Д. Лондона. Интересно!

А вот вторая часть книги совсем другая. Главный герой, Мэбэт, оказывается в потустороннем мире. То ли он правда умер, то ли все это ему привиделось — неважно. Вот тут начинается настоящая мистика. Плюс к этому, смешение и других жанров. Есть элементы фэнтези, много от философской притчи, а есть просто фольклорные мифологические сказания, уж не знаю, реальные ли это сказки ненцев или плод авторского воображения. И все это очень искусно и целостно соединено в одну гармоничную историю.

Герою нужно пройти одиннадцать испытаний, чтобы вернуться из царства мертвых. И это не просто квест — выиграть битвы и решить загадки. Это — своеобразное переосмысление своей жизни, «работа над ошибками», осознание своих поступков и попытка познать Истину. Некий аналог христианского Чистилища, только в языческом варианте. Можно сравнить и с Данте, но, все-таки, это нечто иное.

В общем, тоже очень интересно. Не хуже первой части, хотя, совсем другой жанр. Но, несмотря на множество философских сложных вопросов, которые отображены в романе, и эта, вторая половина, тоже читается на удивление легко и приятно.

Простая и развлекательная, а в то же время, сложная и глубокая книга, заставляющая задуматься.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2018 г.

Опять уж не помню что, но что-то подтолкнуло меня к этой очень необычной книге. Прочла почти взахлеб, потому что сюжет держит в напряжении, не дает оторваться. Но очень сильна и философская сторона, которая гармонично сплетается с сюжетом. О чем она? О том, зачем человеку дано страдание. О том, зачем в жизни смерть, и почему ранняя смерть – не всегда несчастье. О том, что от нас зависит, и что не зависит. Чего можно ждать, и чего нельзя. И немного о том, как возникает любовь. И еще в книге есть этнографическая сторона – про жизнь в тайге. Тоже можно узнать много интересного. Не знаю, кому как, а мне ну очень «в струю» попала эта вещь.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2018 г.

(действие происходит в склепе Захарии)

Из всех водок самой любимой у Захарии была та, что в руках, а из книг — стоящая на дальней полке. Он поласкал пытливым и горящим взором золочёный корешок 105-го тома «Энциклопудии» Замухристого и вдруг заметил притулившуюся рядом книжку с экзотичным, а потому особенно притягательным названием.

«Мэбэт!!!» — осушив едва не оброненный на пол стакан, Захария испустил вопль боевого упыря и ринулся в атаку... (сверху послышались сдавленные крики, звуки падающих тел)

...Некоторое время спустя он уже оттюкивал традиционный отчёт.

Заголовок: «Эта книжечка будет посильней «Фауста», утверждает Захария». (кегля много не бывает, делайте крупно!)

Начать решил с традиционного некроверлибра, но в результате сочинились какие-то дикие строчки, поставившие в тупик и самого сочинителя:

«Дыр бул щыл,

божья кодировка,

замотай на небо!

там твои клоны ударились в уклоны...» (тут мысль сделала извилистый поворот от идей чучхе и свернула в космос).

«В наши времена, когда красные автомобили бороздят просторы Вселенной, кажется, что никого и ничем уже не удивить, и тем приятней убедиться в обратном.

Позвольте представить вам «Мэбэта«! Роман обычно упоминают в числе похожих на «Сердце Пармы», на самом деле ничего общего. В первую очередь это магический реализм в декорациях языческого Зауралья, и в самую распоследнюю приключения. Быть может, проза, притча, но ни в коем случае не боевик. Главный герой пускается в путь по всем кругам таёжного рая. Что окружает его? Бестелесные духи, урман, болота, да завистливые соплеменники. А сердце гнетёт тоска и усталость, да душа ожидает чего-то незнаемого... Вам представляется, будто что-то не так с именем, а заместо грибочков блазнится какой-то колдовской отвар... Нет, это морок! Мэбэт неповторим.

События меж тем развиваются в стиле азиатского кино — порой стремительно, порой медлительно и медитативно, то нежно, сентиментально, то жёстко и жестоко — в общем, перед вами этакий литературный артхаус. Не то Достоевский, не то Ким Ки-Дук.

Читатель — определённо взрослый (не столько из-за откровенных сцен, сколько потому что требуется жизненный опыт и осмысление в вопросах морали), пол не имеет значения.

Графика, мягко говоря, своеобразная, в стиле наива, с нарушением пропорций (можете убедиться например на с.118). Но быть может, это, в свете самобытности, и хорошо — или вы просто не любите Пикачу... Пикассу?

(Захария почесал затылок и на всякий случай затёр последнее предложение)

Обложка как раз хороша — видно, что не ширпотреб, а птица более высокого полёта.

Язык романа не вызывают затруднений, экзотичность также не слишком высока.

Из недостатков — книга не способствует скорейшему засыпанию, герою не сидится на месте: так и норовит поймать стрелу или ломануть ближнему своему посохом промеж рогов...

Между прочим, выдвигаем автора на нобелевку — за открытие нового вида орлов. Ноги ассоциируются у нас скорее с млекопитающими, от слонов до непарнокопытных бушей, иль с какой хворобой, настоящие птички, вплоть до птицы Рух, обладают исключительно лапками!

Можно ль доверять аннотации? Нет. Прочитайте и выкиньте из головы. Хотя главный герой и прозван любимцем богов, навряд ли его можно назвать счастливчиком — Мэбэт теряет детей, не имеет друзей.

Мораль — имеется.

Стоит ли читать? — Да. С классикой возможно и несопоставимо, но попробовать как минимум любопытно.

А ещё прибавлю, что юзер «Йошкин котЪ» должен быть забанен.»

(подумав, он заменил точку на восклицательный и испустил победный вопль. на сей раз над головой царило могильное безмолвие)

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2017 г.

Тот случай, когда разочарована тем, что купила бумажную книгу.

Виновата, конечно, сама: в первую очередь меня заинтересовала обложка и, пожалуй, хорошие отзывы на данное произведение.

Купила. Открыла, предвкушая удивительное путешествие в совсем незнакомый мне мир ненцев, но... лично мне — не хватило. Да, путешествие по чумам и описание богов — интересны. Да, образ главного героя интересен своей необычностью, но мне не хватило объема, не хватило подробностей: путешествие и весь мир показались мне слишком схематичными. Хочется больше, глубже и ярче. А так имеем некую затравку, которая дразнит, но не объясняет ничего.

Как по мне, данную книгу стоит считать повестью, а не романом, и издавать как сборник — вместе с другими произведениями. Издавать это произведение отдельной книгой, как по мне, расточительно — оно слишком мало для полноценной книги (особенно за такую цену).

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2016 г.

«Жизнь человека — как чужая война, где всякая победа не твоя. Только поражение — твоё»

Александр Григоренко «Мэбэт»

Взялся писать отзыв, а с чего начать толком и не знаю. Настолько получилась книга неординарной, многослойной, колоритной... (продолжать сыпать эпитетами можно ещё долго), что растерянность после прочтения состояние вполне естественное.

Легенда о Мэбэте — любимце богов, человеке тайги, начинается вполне в рамках героического эпоса. Герой в детстве в одиночку уже ходил на медведя, ловил стрелы на лету и не было ему равных во всей бескрайней тайге, не боялся он не зверя, не человека. Отличался он от соплеменников и внешностью, был высок и светловолос, говорили люди, будто его мать согрешила с богами или духами. Но спустя какое-то время, по мере знакомства с Мэбэтом, мы понимаем, что герой наш скорее отрицательный, чем положительный. Не чтит он законов людей, не молится богам, и думает, что ему всё дозволено, а питает его правоту безмерная удача и безнаказанность за любые поступки, содеянные за многие годы долгой жизни. Он счастлив, ведь ему не доступны многие чувства, что делают нас слабей, но человечней. Он не жесток, но не ведает жалости, он не любит жену, но не делает ей намеренного зла. Мэбэт одинок, но ему не нужна дружба, умирают его дети, но это мало заботит его. Он насмехался над судьбой и людьми с их заботами и правилами, но не для того чтобы заявить о себе, он и вправду презирал их законы, их быт, их существование. Согласитесь, такой персонаж не совсем типичен для эпоса, пусть даже народов севера, который для нас почти экзотика. Хотя написано так убедительно, что хочется залезть в интернет и поискать корни легенды. Мне показалось, что и последовательная конструкция мифа выбивается из рамок. Нам не расскажут про жизнь любимца божьего вкратце, что бы перейти к сути истории. Нет, сначала мы с Мэбэтом проживём всю его жизнь — родимся, женимся, вырастим сына и дождёмся рождения внука. Хочешь, не хочешь, но читателю придётся проникнуться его судьбой. Всё это время с героем будут случаться разные истории, но из всех он будет выходить победителем, но о победах его не будет народ сочинять хвалебных песен, наоборот, всё дальше он будет отдаляться от обычных людей. Сохраняя стилистику народного сказа, Александр Григоренко, тем не менее, очень удачно вплетает в рассказ мысли и чувства героя, озадачивает читателя непростыми вопросами, заставляет колебаться в выборе — осуждать Мэбэта или же восхищаться им. Гадать, чем же закончится жизненный путь любимчика богов.

Вторая половина легенды продолжает и дальше играть с шаблонами, но при этом не выходить за границы жанра. Искупление грехов и путешествие по загробному миру получилось настолько мощным, что этому могут позавидовать романы, претендующие на приставку философские. На самом деле это потрясающе. Пользуясь инструментарием, свойственным народным преданиям создать такое глубокое и энергетически сильное полотно. Метафоричность «одиннадцати чумов», настолько цепкая и проникновенная, что каждый грех Мэбэта воспринимается как нечто личное, не позволяющее оставаться безучастным к разыгрываемой драме.

Несомненно, книга написана не только для того, что бы познакомить нас с ненецким эпосом, хотя и это удалось. В первую очередь это книга-размышление, книга-назидание, с высоким моральным посылом. Книга о жизни и её целях, о цене за победы и поражения, об искуплении, пусть и запоздалом и ещё о многом другом. Прожив жизнь «красиво», не подойдём ли мы к финалу так, что будет страшно оглянуться назад? И не окажется ли цена за наши грехи столь высока, что полностью перечеркнёт достигнутое. Важно и то, что все эти вопросы будет задавать нам не Автор, а мы с вами, читая книгу. А это, согласитесь, многого стоит.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2016 г.

Про Александра Григоренко один из пользователей Неназываемого ресурса сказал: «Автор занялся созданием эпосов для народов, которым судьба не позволила сделать это самим. И, кажется, это у него хорошо получается». Когда я только начинал читать роман «Мэбэт», я был склонен с высказыванием этим согласиться. Это действительно ОЧЕНЬ качественная стилизация под мифологические предания народов Сибири, созданная на основе фольклора ненцев. Вещь, безусловно, весьма своеобразная. Здесь герои пьют мочу лося, который всё лето пасся на мухоморах, и запросто режут голову старой ведьме. Здесь женщины рожают, привязанными к столбам в «грязном» чуме, а судьба их интересна мужчинам куда меньше, чем охотничьи петли. Здесь события подчиняются другим, совершенно непонятным современному человеку законам, которые позволяют разговаривать с отрезанной головой недавно убитого медведя. В предисловии автор прямо пишет об этом — «разум европейца пропадает, гибнет в преданиях Тайги» — и с ним опять же остаётся лишь согласиться. Это как с музыкальным творчеством народов Сибири и Дальнего Востока — слушать можно лишь как экзотическую этнику, не понимая при этом слов и самих условий, в которых оно было создано. Да и выдержать минут 40 эскимосского горлового пения способен далеко не каждый. Попробуйте, если не доводилось... =))) Так и с мифологическими текстами: рекомендовать их кому-то — неблагодарное дело. Я вот, к примеру, являюсь большим поклонником подобной литературы (а двухтомник «Героический эпос народов СССР» вообще считаю одной из лучших книг, прочитанных в жизни), но советовать её кому-то? Именно по этой причине на первой сотне страниц я, получая удовольствие от чтения, искренне недоумевал — отчего «Мэбэт» настолько обласкан критикой? Дальше процитирую широко известного в узких кругах писателя и журналиста Сергея Кузнецова: «Короче, если бы «Мэбэт» в самом деле был запоздалым ненецким эпосом я бы его не полюбил – к счастью, все гораздо сложнее». И поверьте — всё действительно ГОРАЗДО сложнее... В принципе, весь сюжет рассказан в аннотации издательства, но с того момента, когда Мэбэт начинает странствие по одиннадцати чумам Загробного мира, повествовании переворачивается с ног на голову и выходит далеко за рамки традиционных для эпоса сюжетов. По сути — это про любого из нас с вами. Про ошибки, которые все мы совершаем. Про наши представления об окружающем мире, о причинах и следствиях, которые в любой момент могут оказаться ложными. Про умение прощать и понимать другого человека. Про жизнь, которая неизбежно закончится...

Одним словом — рекомендую поклонникам необычной литературы, которая не развлекает, но заставляет думать.

P.S. Если вдруг кто-то, прочитав этот отзыв, заинтересуется, и решится роман всё-таки прочитать, мой вам совет: не поленитесь, найдите книгу, изданную ArsisBooks — она того стоит! Замечательно сделанное издание — стильный дизайн, качественная белая бумага, самобытные иллюстрации Натальи Корчемкиной, да ещё и куча приятных мелочей, вроде птичьих следов вверху страниц. Работает, одним словом, на атмосферу.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх