fantlab ru

Джин М. Ауэл «Клан пещерного медведя»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
130
Моя оценка:
-

подробнее

Клан пещерного медведя

The Clan of the Cave Bear

Роман, год; цикл «Дети Земли»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Пятилетняя девочка-кроманьонка Эйла во время страшного землетрясения лишается матери и чудом остается в живых. Умирающего от голода и ран ребенка находит и выхаживает племя неандертальцев. Сумеет ли Эйла освоить обычаи чуждого ей народа, где люди говорят на языке жестов и поклоняются Пещерному Медведю, а за женщинами и мужчинами раз и навсегда закреплены свои роли?

© Katy
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Ассоциации книготорговцев Тихоокеанского Северо-Запада / Pacific Northwest Booksellers Association Award, 1983

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1981 // Дебютный роман

Экранизации:

«Клан Пещерного Медведя» / «The Clan of the Cave Bear» 1986, США, реж: Майкл Чэпмен



Похожие произведения:

 

 


Клан Пещерного Медведя
1998 г.
Клан пещерного медведя
2005 г.
Дети Земли. Книга первая. Клан Пещерного Медведя
2011 г.
Клан пещерного медведя
2020 г.
Клан пещерного медведя
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Clan of the Cave Bear
1980 г.
(английский)
The Clan of the Cave Bear
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман лишь первая часть из масштабного цикла Джин М. Ауэл «Дети Земли», состоящего из шести частей. Пока не определился, буду ли я читать последующие книги, т.к. по мнению некоторых друзей, со временем цикл перерастает в что-то среднее между дамским романом и гимном феминизму. Честно признаться, меня подобное не интересует совсем. Что же меня заинтересовало в первом романе? Конечно же, описание мира древних людей. Я, как биолог, особо интересуюсь антропологией, и было интересно узнать точку зрения автора.

В центре сюжета девочка Эйла, которая из-за катаклизма потеряла свою семью и была принята в племя охотников-неандертальцев. Было интересно сравнить на контрасте две ветви человечества. Да, вопреки расхожему мнению, неандертальцы не отдельный вид и не наши предки. Они точно такие же Homo Sapiens, только другой подвид. Мы даже могли свободно скрещиваться, о чем и говорится в романе. В нашем с вами геноме есть небольшой процент генов этой более древней группы. В романе мы видим закат эпохи палеоантропов, которые постепенно проигрывают эволюционную гонку неоантропам. Эйла, пусть и не сразу, но становится частью Клана Пещерного Медведя. Ни она сама ни окружающие не питают иллюзий по поводу ее отличий от остальных. Эйла – Другая, и этим все сказано. У нее высокий лоб, почти нет волос на теле, светлые длинные волосы на голове и голубые глаза. К тому же она гораздо выше своих сверстников-неандертальцев и не так крепко сложена. Соплеменники считают ее уродливой. Эта чуждость воздвигает между девочкой и окружающими непреодолимый барьер. Буквально с самого начала она заслуживает глубокую неприязнь со стороны сына вождя – Бруда. Юноша завидует ее сильному тотему, Пещерному Льву, и не может принять ее независимость. Дело в том, что у неандертальцев мужчины занимают главенствующее положение, а женщины не могут и слова сказать против. Бунтарский нрав Эйлы не может это принять, чем она заслуживает неодобрение старших племени. Противостояние Эйлы и Бруда нарастает от главы к главе и достигает своего апофеоза к финалу. Однако в племени у Эйлы есть и союзники: целительница Иза, ставшая ей приемной матерью, и могущественный шаман Мог-Ур. Иза решает обучить Эйлу мастерству целительницы, в чем та достигла небывалых успехов. Высокое положение покровителей девушки сильно ограничивает козни Бруда. По ходу сюжета Эйле предстоит пройти через множество испытаний, оставивших на ней глубокий след.

На мой взгляд, роман написан под влиянием феминистского движения, развернувшегося на Западе как раз в 70-80-е годы. В первом романе это не слишком раздражает, так как логически объяснено, но это нужно иметь в виду.

Самым большим плюсом для меня стало описание первобытного мира. Автор любовно, с душой рассказывает об этом прекрасном и диком мире, столь непривычном для нас. Великолепные описания природы цепляют за живое.

Автор довольно скрупулезно отнеслась к научной части романа. Например, ей довольно точно удалось описание внешности неандертальцев. Этого кстати не сделали создатели экранизации. Ну неужели нельзя было подобрать низкорослых и коренастых актеров с низким лбом? Нет же, весь каст в фильме высокие и стройные. Досадный ляп. Образ Мог-Ура точно срисован с конкретной археологической находки. Учёные нашли останки неандертальца с одной рукой, искалеченной ногой и с одним глазом. Он погиб в результате обрушения пещеры. Достоверной чертой является и общение неандертальцев при помощи жестов, так как подбородочный выступ, а, следовательно, и членораздельная речь, были у них плохо развиты. Правда не обошлось и без неточностей. Современные учёные считают, что неандертальцы жили не в самих пещерах, холодных и очень привлекательных для крупных хищников, а скорее рядом с ними. В пещеры они прятались лишь во время непогоды. Ход с «родовой памятью» скорее всего чистая выдумка автора, так как никаких научных подтверждений этому нет. Неандертальцы действительно обладали более крупным мозгом, но вот лобные доли, а, следовательно, и абстрактное мышление, были развиты слабо. Ещё одна неточность, созданная для нагнетания конфликта, – это запрет женщин на охоту. Нет никаких подтверждений этому, а если опираться на логику, то в столь суровых условиях было бы просто глупо отстранять половину взрослых от столь важного дела. Ну и конечно же, большой сбор племен, описанный в романе, попросту не мог существовать. Племена жили изолированно, а при добывании пищи собирательством и охотой толпа в 200 человек элементарно выела бы все вокруг за пару дней. Подобные сборища были присущи более общительным кроманьонцам. Ещё одним спорным моментом является тотемная культура. Известно лишь небольшое число археологических находок, говорящих в пользу этой теории. Скажу больше, по всему миру подобных находок было меньше, чем в одной пещере кроманьонцев. Однако стоит понимать, что все-таки перед нами художественное произведение, а не научный труд.

Итог: Если воспринимать «Клан Пещерного Медведя» лишь как художественное произведение, то мы получим увлекательную историю злоключений девочки в чуждом ей племени. Персонажи прописаны по–своему интересно. Автор даже попыталась показать разницу в мышлении двух ветвей человечества. С научной точки зрения роман все же слабоват, хотя, стоит признать, что автор явно старалась.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замысел романа не просто хорош, он еще в каком-то отношении и благороден — используя сюжет, в котором девочка-кроманьонец в раннем детстве попадает в племя неандертальцев, просветить читателя, показав, чем отличались эти две ветви пралюдей.

Что же получилось у автора на самом деле? Увлекательный роман в декорациях каменного века — без сомнения «Да». Вещь, несущая читателю правдивые сведения о том времени и наших предках — скорее «Нет». В угоду увлекательности сюжета Джин Ауэл пошла на такие погрешности против правды, что от неё, похоже, ничего и не осталось — ну скажите на милость, какие могли быть у неандертальцев пращи? Какие целительницы, знающие о фитотерапии и внутренних органах человека ничуть не меньше современной медицины? Не говоря уже о мыслях, разговорах и взаимоотношениях первобытных людей, взятых автором один к одному из нашего современного общества.

Впрочем, если не обращать на все эти нелепицы внимания, читается вещь очень даже неплохо, а за её героев постепенно начинаешь по-настоящему переживать. Хотя то, что Джин Ауэл похоже так и не определилась, для кого она пишет, кое-где сильно мешает восприятию: где-то она многократно пережевывает одни и те же простенькие мысли, как будто старается втолковать их маленькому ребенку, а где-то запросто описывает серьезные мысли и отношения, понять которые под силу лишь взрослому человеку.

И ещё пару слов о переводе. Ну откуда у переводчика эти странные слова — маг, клан.... Ведь есть же нормальные общепринятые русские слова — шаман и племя.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеальнейшая книга для читания-нечитания. Этакий сериал-мелодрама, который можно читать с любой страницы, с начала, с конца, пропуская по 10-15 страниц. Напрягают многие моменты: например, то, что главная героиня — умница и отличница, а остальные — тугодумы и злыдни. Действие развивается настолько вяло, что складывается впечатление, что автор нагоняет страницы ради денег. Хотите интересных приключений — читайте «Брат волк» и его продолжения! Почему Эйла не вписывается в племя? потому, что ее приемная мама неправильно воспитывала? или из-за размеров мозга? меня не убеждает мнение автора, что все неандертальцы такие вялые мухи из-за того, что они — ходячие копилки памяти поколений. Хранить в голове воспоминания тысячелетней давности и при этом не уметь сосчитать до 10? бред.

Короче говоря, зря антрополог пришла в литературу. ученые должны работать по специальности, а не строить на своих домыслах сюжеты для массового читателя.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помимо постапокалиптики и робинзонады очень нежную привязанность я питаю к историям примитивных народов. И даже не могу сказать, чтоб к фантастическим, потому что все истории подобного рода фантастичны априори. Мне не суть важно, будет ли идти речь о неандертальцах и кроманьонцах, как в данном случае, или инопланетные аборигены. История о Великом духе и беглецах, читанная мне мамой вслух во времена сильно далекого детства поразила меня не менее, чем, например, Нивенские Летающие колдуны. Важна суть: группа в той или иной степени социально адаптированных существ и их поведение в рамках этого социума, не обремененное благами цивилизации. Данные рамки довольно широки и оставляют автору громадный простор для эксперимента.

Мы берем не замутненное интеллектом, но склонное к более-менее логическим выводам сознание и ставим его в максимально узкие рамки. Узость рамок, соответственно, ограничена лишь воображением автора. Это могут быть природные катаклизмы, естественные неприятности навроде зимнего голода, да неважно что. Но – естественно! – интересней всего взаимодействие отдельно взятой примитивной личности с отдельно взятой социальной группой.

И, когда я говорю «отдельно взятой», я именно это и имею в виду. Я в курсе насчет одиночества в толпе и всего такого прочего, но социальные эксперименты представляются мне наиболее интересными именно в заданных рамках. Я, кстати, не против многомиллиардных планет – это тоже рамки. Но такие рамки в книгу не засунешь. Слишком уж перебор получится с сюжетными линиями. А вот племя – это великолепный материал. Наиболее емко это Хайнлайн продемонстрировал в Туннеле в небе. Естественно, одна из моих любимых книг. Но то – робинзонада. Пусть не Робинзона лично, а с компанией, но суть не меняется. А я говорю именно о примитивных племенах, их восприятии реальности и моделей, которые можно построить на основании этого восприятия.

Клан – история девочки-кроманьонца, попавшей к неандертальцам. Собственно, тут автор пыталась сказать больше всего умных мыслей, но они прошли мимо меня. Мне, извиняюсь, наэтовать и на тех, и на других. То есть если бы неандерталец попал к кроманьонцам, или, допустим, к зеленым человечкам, мне бы не было менее интересно.

Для меня основной интерес книги – это противопоставление личности социуму. Собственно, можно сказать, что это история Фесса, попавшего в палеолит. Только Фесс – читер, а девочке достается со всех сторон. Нет, бонусы тоже есть, иначе она бы и не выжила, но бьют ее и в хвост, и в гриву.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пара чудесных спасений, конечно, будет иметь место быть, но закончится так, грустно. Но логично.

Фишка в чем: у Фесса есть мир и не один. Его в одной деревне прижали, он в другую сбежал. И фиг бы с тем Этлау, который за ним носится. Временные трудности. Опять же, колдунства всяческие, эти бесконечные сделки с совестью, которые меньше бы вылазили боком, если на них забить.

Героиня же заперта в рамках принявшего ее племени и деваться ей совершенно некуда. При том, что, насколько я понимаю из названия (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis), речь идет о другом биологическом виде. То есть как если тебя усыновят обезьяны, то, конечно, придется жрать жучков и прыгать по деревьями, но шанс отравиться и навернуться у сапиенса сильно выше. А главный обезьян будет за каждый промах давать в глаз – и никуда не деться. Жестко. Но ОЧЕНЬ интересно.

Что самое: в племя она попадает ребенком в возрасте пяти лет. То есть новую информацию воспринимает за чистую монету, но характер, как ни крути, уже сформировался. Еще фишка: взрослеют неандертальцы сильно быстрее, то бишь к восьми годам достигают вполне себе репродуктивного возраста, а кроманьонцы – в надцать, как, собственно, и сапиенсы. Отсюда тоже довольно интересный конфликт получается. И разница во внешности… Короче, добро пожаловать в нашу стаю. И не забывай, что за каждый левый чих – публичная порка. Это нормально, это так принято.

В общем, мечта социопата, а не книжка. За что я не люблю социум, но не могу сформулировать. Вот оно! За ВСЕ! И никаких вам бонусов, никакой электрификации всей страны и социальных льгот. Конечно, из книги я вынесла то, что сама туда привнесла, но вот так вот мне увиделось… Девочку только жалко. Но есть у меня подозрение, что она, как феникс, восстанет из пепла. Еще бы – после такой-то закалки!

Мир откровенно приправленный фантазией автора, но к реальности вроде имеющий отношение. Впрочем, мне до реальности дела нет. Опять же, никто все равно точно не знает, как оно было. Вполне возможно, что именно так.

Много подробностей жизни племени, причем это совершенно не скучно. Такой себе занимательный экскурс в предполагаемую историю. Природа, социальное устройство, быт – все отточено до мельчайших подробностей, и, в то же время, совершенно не скучно. Ну тетки часто так пишут, создавая вселенную из мельчайших деталей, замешанных на восприятии персонажа. Не просто синий цветочек, а я вижу цветочек синий, как ленточка в косичке. Это моя реальность, а не просто перечень вещей, которые кого-то окружают.

И еще – там спорно, страшно и интересно. Я бы туда съездила. На время.

Нет, если бы еще колдунства, как в Черной крови-смерче... Да… Но этот мир не предполагает колдунств. Точнее, они там есть, но совершенно настоящие. Психотропов налупятся и пляшут вокруг костра. Тоже вполне себе. Ну и по мирам погуляют, не без того. Оттого этот мир совершенно настоящий. Настолько настоящий, что становится по-настоящему страшно. Это не от файерболлов уворачиваться, да…

Читабельность сначала не радовала. Но я начала с телефона, а там я могу учитать только нечто совершенно из ряда вон. И таки да. Половину я уговорила с антикварной нокии. А вот когда любимый уже бумажный вариант принес, тогда да, тогда я выпала из реальности. Откладываешь книгу и живешь с мыслью о том, когда же возьмешь ее снова. Господа, это счастье. И даже несмотря на буксующее начало.

Интрига – туда же. Десять. И даже с учетом того, что читала я Ауэл после второго Мартина, Мартин был повержен. Не настолько я сопереживала его героям. Но! Если мальчики купятся на мою рекомендацию, пусть имеют в виду, что книга все же деффачковая. Она обалденная. Но. Дядьки могут не оценить.

Главные персонажи выписаны хорошо, но все же не великолепно. А второстепенные так и вовсе хромают на все ноги. У книги огромная эмоциональная насыщенность, но описания довольно примитивны. Да, это оправдано духом произведения, но мне тяжело воспринимать личности, не созданные автором яркими и неоднозначными. Я понимаю, что это логично и так и задумано. Но они ж простые как три копейки и такие же неинтересные.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я все ждала, что злые одумаются, а добрые разозлятся. Но – нет. Все будут вести себя так, как задекларировано на первых страницах. Никаких конфликтов внутри личности. Это только у героини будет. Да, автор расскажет, что неандертальцы к самокопаниям склонны менее или не склонны вовсе. Хотя бы потому, что вынуждены мыслить образами ввиду практически отсутствующей разговорной речи. Но с конфликтом было бы интересней.

Идей, да и просто размышлений, очень много. Причем половина подается как размышления героини, а половина – как фактическое описание ситуаций. В поведении героев конфликтов полно. Их обычаи, ритуалы, привычки, внешность – все вызывает отторжение. У нас, в первую очередь. И читатель сможет критично взглянуть на заданные этими ситуациями вопросы. Так что с мыслями – высший пилотаж. И – ни единого ответа. Только вопросы. Вкусняшка.

Душевность – десять. Мое личное сопереживание зашкаливает. Я всю жизнь себя чувствую, как та девочка. ОЧЕНЬ отдельно от социума. Оттого, собственно, так хорошо мне в сети. Потому что здесь можно найти собратьев-кроманьонцев. Просто удивительно, как нас мало, и на каких огромных расстояниях мы друг от друга находимся. А на улицу вышел – одни неандертальцы. И у них свои ритуалы, свои обычаи, своя вера – и все это для меня совершенно непостижимо. Добро пожаловать в ИХ мир.

Погружение даже избыточное. Какое-то время по прочтении не могла отделаться от ощущения, что окружающие, мелко перебирая кривыми короткими ногами, будут наступать, навязывая мне собственный образ жизни. Собственно, и не поспоришь. Разве что ноги у них сейчас другие… Ассоциации: таки капитанский Хранитель Мечей.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, это самая приоличная книга из всего цикла данного автора, ее я прочла не без удовольствия, читать следующие .. просто невозможнр. Слишком много в них стало не столько феминизма (неравенство полов у неандертальцев достаточно активно педалируется в первом романе), сколько первобытной эротики. И вообще быт кроманьонцев малоправдоподобен. Ощущение, что эти люди только и депают, что развлекаются, едят, устраивают разные праздники, беседуют на мистические темы, путешествуют для собственного удовольствия и занимаются любовью. Понятно, что они живут в исключительно благоприятных природных условиях, но все-таки такая благодать — это слишком.

..То, что неандертальцы объяснялись жестами — давняя гипотеза..

Fiametta, кажется, у них все же не столко разговор жестами, сколько телепатия.

О парапсихологических способностях неандеров уже много раз писали.

То, что мужчина из Шанидара (а это и есть Крэб) , скорее всего, был шаманом — тоже не ново.

А вот насчет возрастных этапов у неандертальцев это что-то новенькое. Нет, я слышала, что они взрослели раньше, чем хоио сапиенс. Но Ауэлл просто делит возраст героев на два. Семилетние юные матери, десятилетние опытные охотники — это уже перебор. Кажется, к этому возрасту достигают зрелости человекобразные обезьяны — но не люди.

И с переводом что-то не то.

Если один из главных героев — «мужчина из Шанидара», значит, действие происходит в Передней Азии.

Почему тогда в тексте упоминается подсолнечник и кукуруза?

Или это наши переводчики постарались?

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я прочла впервые еще в школе (на английском), с тех пор несколько раз перечитывала. Очень рада, что ее перевели на русский.

В отличие от следующих книг цикла в этой политкорректность и феминизм не назойливы, не раздражают. В романе захватывающий сюжет, красивые описания природы, хорошо выписанные характеры, но по-моему, самое интересное в романе — попытка изобразить не только образ жизни вида, хоть и близкого к людям, но все-таки другого, но и его психологию. Психология эта кажется правдоподобной, хотя проверить предположения автора мы сможем только с помощью машины времени. Очень интересно, где фантазия автора, а где гипотезы, высказанные раньше. То, что неандертальцы объяснялись жестами, давняя гипотеза.

А вот то, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
у неандертальцев есть память предков
, по-моему, уже идея самой Ауэл.

В книге очень много сведений о лекарственных растениях, по-моему, эти знания полезны и нам. C другой стороны, Ауэл прямо называет абортивы, неужели она не боялась, что какая-нибудь неосторожная читательница воспользуется советом и погибнет от отравления?!

Неандертальцы в романе — вид, клонящийся к закату,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда-то они легче усваивали новые знания, изобретали новые способы труда, но с каждым поколением им это все труднее.
. У них есть религия (поклонение тотемным зверям), представление о загробном мире, но у них нет искусства. По-моему, в одном автор противоречит сама себе — с одной стороны, неандертальцы не способны лгать (мимика сразу выдает того, кто пытается сказать «то, что не на самом деле»), с другой они способны сомневаться в своих древних легендах (а легенды эти очень хороши).

Айла из всех сил пытается вести себя, как подобает хорошей женщине Клана, но ей это не всегда удается. У неандертальцев женщины не только не имеют права, но и не способны охотиться, не только не смеют, но и не могут не повиноваться мужчинам, а Айла — Другая.

В Клане женщинам не приходит в голову, что можно отказать мужчине. Для многих мужчинок Клан — рай земной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И это не худшие из мужчинок, худшим нужно именно насилие.

Самый интересный персонаж романа — Креб, несчастный калека и величайший из шаманов.

Моя любимая фраза в романе

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что если тотем Айлы — не пещерный лев, а пещерная львица?

Любимый эпизод:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Айла догадывается, откуда берутся дети

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх