Аластер Рейнольдс ««Найтингейл»»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Огромный, затерянный в пространстве космический корабль-госпиталь, напичканый роботами и электроникой противостоит группе поиска, состоящией из профессионалов своего дела, нанятых для поиска опасного военного преступника. Кто выйдет победителем в этой схватке?
Входит в:
— цикл «Пространство Откровения»
— сборник «Galactic North», 2006 г.
— антологию «Лучшее за год XXIV: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2007 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorpol, 10 марта 2024 г.
Повесть была одним из рекомендованных форумом произведений на тему «Чужих». Читал вслепую без озакомления с автором или аннотацией. Поначалу шло туговато из-за долгой раскачки с деталями кто кого почему ищет. А вот после стыковки динамизм возрос и держался на достойном уровне. При чтении все время ожидал что сюжет свалится в уже пересказанную историю — ну там клоны, сумашедшие, рептилоиды и т.п... ан-нет, Рейнольдс мастерски обыграл игру слов (русскоязычному читателю надо понять что корабль грубо назывался «Склифосовский» или «Пирогов») и дал весьма необычную концовку, оригинальную и интересную.
Иван Васильевич, 5 июля 2021 г.
Негативные отзывы оставляют читатели, которые не в курсе, что «Найтингейл» это не только название корабля-госпиталя, но и фамилия. Флоренс Найтингейл — «Леди со светильником». Стоит иметь хотя бы общее представление о ее биографии, что бы оценивать повесть. Кроме того, мне кажется, что «минусующие» либо не читали других произведений цикла, либо воспринимают конкретное произведение без привязки к остальным, что не позволяет видеть части слоев фабулы. Не прочитав предварительно «Город бездны», браться за «Найтингейл» не стоит однозначно...
fant-laborant, 10 декабря 2019 г.
Сплошное разочарование — от начала до конца. Малосимпатичные, плохо проработанные персонажи, включая повествующее лицо, не вызвали у меня сопереживания.
Приключения внутри корабля читать было скучно (коридор налево или коридор направо — куда же нам идти? — вот это «интрига«!). Это не принципиально, но в паре мест я, как ни вчитывался, не смог понять и представить себе передвижения героев. Возможно, из-за недостатков перевода.
А следящее за тобой взглядом плоское(!) изображение лица? Подумать только, вот чудо! Да об этом эффекте знает даже школьник. Не понимаю, о чём думал автор-астрофизик, когда описывал это?
Я набрался терпения и стал ждать (то есть читать дальше), к чему же приведут эти приключения, я ждал какую-то красивую и сильную финальную идею, которая оправдает голый «экшн». И действительно, автор подготовил сюрприз на закуску, даже два. Вот только красивыми назвать их ни в прямом, ни в переносном смысле я не могу. Они скорее нелепы и притянуты за уши к заявленной антивоенной теме. Вообще-то, у меня сложилось впечатление, что сначала к автору пришли эти образы, а потом он развил это в повесть, приписав (неудачное) начало.
И ещё, у меня в голове не умещается, как на одной странице могут сосуществовать следующие предложения: «Да, мы стали объектом широко изливающейся симпатии и доброжелательства.» и «Ночные кошмары — это то, для чего мы созданы.... И если вы плохо спите сегодня ночью, значит, вы думаете о нас.» В тексте встречались и другие противоречия, мог бы привести их тут, но неохота перечитывать в поисках.
Наверное, если бы я любил «экшн», то не стал бы так критиковать повесть и поставил бы оценку повыше. И, пожалуй, я мог бы посоветовать её любителям военных приключений с элементами ужасов.
Keys, 31 октября 2019 г.
Рассказ, честно говоря, так себе.
Мне вспомнилась «Чумная Звезда» из цикла Путешествия Тафа Мартина, так вот, «Чумная Звезда» — на порядок, на голову — лучше. Причём, весь цикл явно антимилитаристский, но куда интереснее, динамичнее и остроумнее.
Сабж же попросту более злой, жестокий и примитивный.
Плюсы — оригинальное решение «съехавшего» ИИ в плане борьбы за мир.
Минусы — всё остальное. Персонажи, в массе своей, банальные сюжетные повороты, скучноватый язык и т.п.
Пропагандистская вещь, и вроде бы за всё хорошее, но...
sergej210477, 12 июля 2018 г.
Повесть, созданная из смеси жанров. Тут и космический боевик и элементы хоррора. Много научной фантастики. Ну а финал — тут уж больше философского.
Команда из пяти человек поставила себе цель — захватить военного преступника, многие годы скрывающегося на таинственном космическом корабле.
И начинается рядовой боевик — темные коридоры корабля, лазерные винтовки и пистолеты, роботы. Элементы космического хоррора присутствуют, но общая атмосфера мне не понравилась. Не впечатлило.
Ну и заканчивается это, довольно короткое произведение, как некий антивоенный протест.
Не знаю, может и оригинальная повесть, но мне не очень понравилась. Герои плоские, безликие, декорации не очень, есть и более атмосферные вещи про заброшенные космические корабли. А финал? Наверное, было бы смешно, если бы не ощущение разочарования.
Massaraksh, 27 августа 2016 г.
Глубочайшее недоумение. Великолепное начало, слабая середина и бестолковый конец. Ощущение, что автор началал писать, как минимум, роман, затем передумал, но «чтоб добро не пропадало» на скорую руку, переделал роман в куцый рассказик. причем не напрягаясь. Например, середина — это Мартин «Чумная звезда» урезанный по самые уши, а конец — чудовищно опошленный «Сальвадор» Шепарда.
Проблема даже не в том, что все это я уже читал, а именно в уровне исполнения. Рассказ сделан на «отвяжись». Это хорошо заметно по тому, что автор уже в середине откровенно противоречит сам себе и быстро превращает мрачную загадку в примитивную стрелялку по роботам, а потом и вовсе в пионерскую страшилку. Не хватает только «черной руки» и «гроба на колесиках». Самая главная проблема в том, что автор берет заведомо «выигрышную» антивоенную тему и думает что этого достаточно. Так вот, нет. Этого мало. И , кстати да, автор страдает общей для всех подобных произведений болезнью: он в середине не помнит что написал в начале. Из-за этого прямые противоречия. Например ИИ корабля-госпиталя в начале, охарактеризован как не обладающий достаточным уровнем для образования личности. А вот выкуси, в конце, вполне себе личность, да еще и «с тараканами».
P.S. рассказ вовсе не ужасен. Нет. Это вполне рядовая история, не рыба-не мясо, из тех которые прочитываются случайно в подвернувшихся сборниках и сразу же забываются. Совершенно рядовая, ничем не примечательная вещица. Это моя личная проблема, что сборник рассказов я добыл исключительно ради «Найтингейл», а он в нем оказался слабейшим. Кстати, великолепный сборник.
Gilad, 15 июля 2016 г.
Моя оценка данному произведению – 6 баллов.
Как и все предыдущие произведения Рейнольдса эта повесть также описывает атмосферу мрачного и холодного будущего, смерти и страха.
Заброшенный корабль в космическом пространстве, команда смельчаков, посланная с заданием найти опасного преступника и жестокий военноначальник прошлой войны. Это все элементы одной головоломки, но вот их последовательность раскрывается с неочевидной для читателя стороны. Кто самый опасный среди них, кто умрет в процессе, кто выживет, чтобы рассказать всю историю до конца?
Автор поднимает проблему приемлемости ИИ для решения самостоятельных задач без человеческого контроля. Возможно ли это в принципе. Верны ли слова «благими намерениями вымощена дорога в ад» для далекого будущего или нет?
Средний текст, который является частью большого цикла, ничем особо не выделяющаяся по большому счету, проходной этап к последующим произведениям.
DiegoFreeman, 9 марта 2016 г.
Затравка этой повести подозрительно знакома: команда профессионалов отправляется на забытый, дрейфующий в глубоком космосе огромный корабль, чтобы проверить информацию о нахождении на нем военного преступника.
Очень быстро обнаруживается, что слухов вокруг этого корабля роится очень много, а по прибытии всё начинает идти не так, и похоже, корабль совсем не мертвый...
Действительно, самое начало, персонажами и их целью, текст напоминает фильм «Апокалипсис сегодня», но вскоре другой, тоже культовый проект становится аналогом – вселенная «Dead Space», о чем напоминают всякие обнаруженные емкости с человеческими органами и пластами выращиваемой кожи. Они так и кричат — сейчас на персонажей кинется какая-нибудь мутированная пакость.
Но автор, как всегда, приятно удивляет, поскольку совсем скоро мы обнаруживаем схожесть с «Сквозь горизонт». Только это, можно сказать, добрая версия того корабля, без вмешательства ада. А что до ужасов, так и свои имеем. Вроде ИИ, сошедшего с ума от участия и продления беспощадной войны, когда он лечил солдат и возвращал их раз за разом на бойню — чем не ужас?
И он очень обрадовался, когда его нашли – теперь возникла реальная возможность поделиться с людьми своими умозаключениями по поводу вооруженных конфликтов в целом и жажды убийств человеческим видом в частности. Только люди, и та группа, от лица которых идет повествование, и все последующие, отчего-то не оценили то материальное олицетворение войны, которым поделился с ними «Найтингейл», и не прониклись таким своеобразным величием творения.
Так, постоянно вспоминая аналоги имеющихся тут элементов и ситуаций, повесть, тем не менее, обладает гнетущей и завораживающей атмосферой. Она читается влет и завершается сильным финалом – вновь антивоенным, очень наглядным и заставляющим вспоминать его вновь и вновь.
Animus, 23 мая 2014 г.
Повесть напомнила мне телеспектакль «Случай с полковником Дарвином», который в советское время был снят по мотивам юмористического рассказа «Мятеж шлюпки» Роберта Шекли. Фильм, в отличие от веселого оригинального произведения, оказался напряженным триллером. Я помню то гнетущее впечатление после просмотра, которое на меня произвела работа советского режиссера.
Здесь похожая атмосфера, следственно и ощущения…
Градус напряженности в течение всей истории возрастает постепенно и неотвратимо. А по сему в процессе чтения скучать не приходилось, но чем ближе к концу, тем больше переживал за концовку: «не смажет ли?», как это часто бывает у других авторов. К счастью, я напрасно волновался. Финал выдержан в лучших традициях жанра ужасов. Впрочем, сама история это захватывающее приключение с элементами твердой и боевой фантастики. А сильная сторона Алана Рейнольдса, как раз и заключается в том, что он с легкостью достигает конвергенции жанров в своих произведениях.
Selin1787, 31 января 2014 г.
Только что прочитала данную повесть, которая поначалу меня захватила, но вскоре очень разочаровала. Глупость и трусость главных героев меня оставляла с открытым ртом, а поведение «Найтингейла» оставила только противное ощущение внутри. Честно говоря, я поклонница подобного жанра, но явно не этой истории. Мне жаль потраченного времени.
DN, 26 августа 2013 г.
Действие повести происходит во вселенной «Пространства Откровения», однако персонажи и сюжет практически никак не пересекаются с остальными произведениями цикла. Группа наемников отправляется на опасное задание — проникнуть на космический корабль, не подающий признаков жизни, и живым или мертвым взять опасного военного преступника, скрывающегося там. Зачин, как всегда у Рейнольдса, интересен. Продолжение тоже неплохо — мрачный заброшенный корабль, на котором что-то произошло, гнетущая атмосфера (это Рейнольдс умеет; сцена, кстати, сильно напоминает проникновение на заброшенный корабль в «Городе бездны»), конфликт... и внезапная совершенно неожиданная развязка. Катарсиса не будет. Забудьте про хеппи-енд.
Gynny, 9 июня 2013 г.
Прочитала с третьего захода, потому как начало казалось стандартной боевкой с командой наемников — бывших военных, нанятых для поимки военного преступника.
Сюжет и идеи оказались не настолько прямолинейны и — будь она написана хотя бы лет на 10-20 раньше — повесть получила бы от меня максимальную оценку. А так — идея о том, что суперразум понимает гуманизм не так, как разум человеческий и может, упрощенно говоря, выбрать гильотину средством от головной боли, не нова. Описанные картины кинематографичны, но вызывали постоянное дежа вю.
Посему — оценила два момента:
1) не такой примитивизм, чем предполагала изначально, но читала, надеясь на что-то более глубокое
2) неизбитый финал, напоминающий не только упомянутую картину Пикассо, но и, как минимум, Дали и других сюрреалистов
Координаты чудес, 20 декабря 2011 г.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (с) А.С. Пушкин
Вторая работа Аластера Рейнольдса в антологии Гарднера Дозуа «Лучшее за год XXIV: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк» закрепляет положительные впечатления от первой, и по сути является квинтэссенцией этого сборника, вобрав в себя элементы всех названных жанров: космического боевика, киберпанка и собственно научной фантастики. Теперь (после великолепных «Помех») я могу с большей долей уверенности заявить: «Рейнольдс — мой автор».
Проштудировав томик от и до, не вызывает удивление тот факт, что Аластер Р. — единственный автор, представленный двумя весьма объемными повестями в престижной антологии с девизом «только самое лучшее», где казалось бы и одно произведение с трудом может найти место. Если держать в памяти «Помехи» или другие рассказы автора, в «Найтингейл» уроженец Уэльса, ныне живущий в Голландии, демонстрирует читателю свою разноплановость и то, что в отличие от некоторых успешных современных «писак» он не только плодовит, но еще и серьезно подходит к каждой следующей работе. Выражаясь молодежным сленгом, Рейнольдс «уделывает» и Барнса, и Бакстера уже на подлете, то есть даже в такой изъезженной тематике, как космическое приключение. А уж если учитывать над-идею, то сравнение явно не в пользу последних. Хотя, как известно, на вкус и цвет товарищей нет.
Завязка «Найтингейл» подсознательно напомнила «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы: встреча военных, на которой поставлена цель — найти живого или мертвого обезумевшего офицера, военного преступника, укрывшегося далеко в неизвестности. Применительно к «Найтингейл» — это полковник Джекс, изверг, убийца, тиран, устраивавший на недавно завершившейся войне массовые казни, а на тот момент якобы пребывающий в бессознательном состоянии на борту огромного космического корабля-госпиталя, затерявшегося в просторах космоса и дремлющего в ожидании новых посетителей. Его обвинитель Мартинес нанимает трех лучших специалистов в своем деле, отставных вояк, воевавших когда-то по разные стороны баррикад, а теперь ненавидящих друг друга, но готовых забыть о своих принципах ради хорошего гонорара. От лица одной из них — Диксии Скэрроу и ведется повествование. Составив подобие плана (по обрывкам имеющейся информации), вооружившись до зубов и проделав далекий путь к дрейфующему безжизненному кораблю, отряд смельчаков вскрывает шлюз черного входа и оказывается внутри. Если завязка напомнила «Апокалипсис сегодня», то затравка основной линии сюжета вызывает ассоциации со «Сквозь горизонт» Пола У. С. Андерсона. Начинаешь невольно гадать, продвигаясь по тексту к концовке, в чем заключается главная угроза героям: хитрый полковник Джекс или сошедший с ума ИИ корабля, или призраки погибших на его борту раненых, или кто-то из членов отряда, преследующих свои цели, а может быть чистое зло, как в «Сквозь горизонт»? Ясно лишь, что ребята вляпались в плохую историю, а уж выберутся ли они из этого тихого омута — вопрос второй. Ни на один из них я отвечать ради сохранения интриги не буду, а коснусь лишь главного.
Готов побиться об заклад, что не только картины Пабло Пикассо подтолкнули Рейнольдса написать «Найтингейл». Наверняка, писатель видел один из чумных столбов (памятники, распространённые в странах Центральной Европы), а возможно и бывал на Грабене в Вене (от Голландии там не очень далеко) и видел «Чумную колонну» Маттиаса Раухмюллера. Во всяком случае именно она — первое, что пришло мне-читателю на ум, после того, как я перевернул последнюю страницу повести. Право же, смысл писатель вкладывает здесь другой: это не памятник в знак благодарности за прекращение мора или победу в войне, а наглядный пример тому, к чему приводит война, созданный злым гением нечеловеческого разума.
Есть ли в такой трактовке символизм? Прав ли хоть на грамм тот, кто сделал из людей подобие безобразной статуи? Заслужили ли они такую участь? Думать и решать только вам…
«И если вы плохо спите сегодня ночью, значит, вы думаете о нас.»
FixedGrin, 17 ноября 2011 г.
Жесткая антивоенная космофантастика с элементами киберпанка. По атмосфере и настроению, как и ранее упомянутая «Спайри», сходно с роршаховскими тестами Уоттса.
Правда, трупов меньше, а вампиров нет совсем. Но не факт, что героям от этого лучше.
DKart, 1 июля 2010 г.
Интересная завязка и замечательная идея, но... Уж как-то скудно: герои — штамповки, типичные для боевиков, якобы неожиданные моменты оказываются слишком предсказуемыми, сюжет завершается, по-моему, слишком быстро. А уж мораль, высказанная в конце повести, так вообще слабо относится к самому произведению.
Это скорее фантастический боевичок для подростков с замахом на космический ужастик и триллер, а-ля «Чужой», который, не смотря на вышеперечисленные недостатки, читается легко.