FantLab ru

Генри Лайон Олди «Чудовища были добры ко мне»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Голосов:
229
Моя оценка:
-

подробнее

Чудовища были добры ко мне

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В столице есть Янтарный грот, за которым присматривают сивиллы. Там можно получить необычайные способности, отдав взамен какую-нибудь часть тела. Таких людей называют изменниками.

Для того, чтобы получить могучую силу и стать грузчиком, как отец, Танни всего-навсего отдал один глаз и пальцы на ногах. Вот только в то время, пока он отходил от операции и изменялся, умер король Фернандес, а новый король объявил изменников вне закона.

А в магической башне волшебницы по прозванию Красотка живет человек, которого зовут Циклоп. Он знать не знает про Танни, но они должны встретиться

Примечание:

цитата Г.Л.Олди

В первую книгу «Циклопа» («Чудовища были добры ко мне») вошли рассказы «Сын Черной Вдовы» и «Принц тварей». Оба сильно отредактированы, к «Принцу...» дописано продолжение и другой финал. Во вторую книгу («Король камней») вошли рассказы «Скороход его величества» и «Смех дракона». Эти рассказы также отредактированы под темпоритм романа.


В произведение входит:

7.33 (288)
-
17 отз.
7.53 (206)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— роман «Циклоп», 2012 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 296

Активный словарный запас: очень высокий (3361 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2013 // Лучший женский образ Эльза


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Циклоп. Книга 1. Чудовища были добры ко мне
2012 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2014 г.

Даже если картон свернуть в трубочку — он не перестанет быть картоном; возникший объем — лишь видимость, воздух. Умело используя клей и лак, можно даже соорудить из папье-маше нечто почти изящное. Но строгую многогранность кристалла бумагой не подменить.

Олди, люди умные и обучаемые, за многолетнюю успешную практику стряпанья популярных фэнтези-текстов наработали прекрасную технику. Но таланта, слуха, врожденных тонкости и изящества чувств техникой не заменить. Если поэтики нет в душе, то и в тексте она ниоткуда не возьмется, даже самым изощренным умом ее не сымитировать. «От ума» — всё равно получится надуманно, напыщенно, надуто.

А ведь сама-то история придумана красивая, умная, стройная! Эх, изложить бы ее другим пером, более... одухотворенным, что ли... Ну вот зачем, скажите, зачем эти корявые изыски в начале каждой главы? Авторы что, норму ГТО по количеству сравнений и метафор выполняют? И пока не выполнят, нормальным языком писать — ни-ни? Говорите, они так атмосферу создают? Да бросьте! Какая на фиг атмосфера. Это всего лишь избыточность стиля, более характерная для боллитры, но там хоть стиль обычно тоже есть. Уместная метафора, дамы и господа, не производится путем досужих рассуждений: «Так, ну-ка давай придумаем, с чем бы нам в этот раз [...] сравнить?» Она рождается — именно рождается, сама! — из картинки, живущей в голове, когда вдохновение преломляет ее в то единственно верное слово, которое позволит эту картинку поместить в текст так, чтобы она возникла и заиграла вдруг всеми красками в голове у читателя. Сравнения же производства Олди только мешают восприятию текста, раздражая своей выспренностью и неестественностью, совершенно очевидной «сделанностью», «измысленностью». Это не стиль, а надругательство над языком!

И герои — они, конечно, не из картона, нет, уж больно умна сюжетная конструкция, картон не выдержит — но, увы, из папье-маше. О да, придать значительность рассказанному авторы умеют, этого не отнять. Иначе б не были столь популярны. Но вдохнуть жизнь в красивую куклу у них в очередной раз не получилось. Вряд ли не умеют — были же ранние книги, когда вдыхали. И не разучились наверняка. Просто ныне иной профит. Зачем рожать — с болью, с кровью, в муках, — если можно состряпать, сварганить, смонтировать? И — успешно продать.

...Слово «вдохнуть» навеяло другой образ; придется мне подменить материал, превратив папье-маше в резину. (Заметьте: безо всяких диадем и дырок во лбу!) Сколько резиновую куклу не надувай — не оживить ее без чуда, ну никак. Хотя надувать — тоже тяжкий труд: легкие гудят, голова кружится, аж пот выступает. И кукла все толще, всё круглее... но, блин, по-прежнему резиновая. Вдыхать воздух — это еще не значит вдыхать жизнь. Чудо требуется!

Так вот. Чтение романа как раз и напоминает секс с резиновой куклой. Который некое удовлетворение, может быть, и приносит... но все равно ж надувательство. Живая литература всяко приятнее.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2012 г.

Давно не читал книг этого дуэта. Но вышедшая в Азбуке дилогия «Циклоп» сама просилась в руки, настолько красиво и грамотно сделана книга, что не купить ее — просто преступление. Помимо шикарной обложки, которая претендует на звание лучшей в 2012 году (лично для меня), издательство тщательно подобрало аннотацию (хотя может это заслуга авторов?), так что обертка получилась просто загляденье. А вот выяснить, что же там спрятано внутри предстояло только после чтения, поэтому я не смог удержаться и практически сразу же после покупки приступил к изучению внутреннего содержания первой части цикла «Циклоп».

Авторы задолго до выхода книги, проинформировали своих читателей о том, что новый цикл будет написан в традициях творчества Роберта Говарда, это был еще один дополнительный плюс к скорейшему прочтению книги.

В самом начале немного сложно воспринимать текст. Причем сложно все, начиная от названий и имен, и заканчивая описанием мест, в которых происходят события. Необходимо тщательно следить за изменениями в сюжете, потому что запутаться в книге довольно легко, а вот когда вникаешь в происходящее, то именно тогда и начинается все самое интересное. События происходящие в романе ограничены небольшим по размеру городом, но когда необходимо авторы легко переносят свою историю в далекие и мрачные места. Персонажей много, они разнообразны и не похожи друг на друга. Каждому из героев авторы придумали отдельную историю, но многого не сказано и есть ощущение, что основную загадку приберегли на вторую часть. Эмоции переданы на любой вкус, есть и любовь, и страх, и ненависть, и зависть, а так как в книге в равной мере представлены и маги и обычные люди, то и эмоции у них показаны по-разному, что не может не нравится мне, как читателю.

Схожесть с книгами Роберта Говарда не стала самоцелью для авторов, поэтому близкими по духу можно смело назвать две главы из всей книги, а в основном ничего общего они между собой не имеют (хотя точно судить я не могу, так как не все прочитал в творчестве Говарда). Следить за происходящим очень интересно, хотя местами и было немного затянуто. На удивление мало в книге и боевых столкновений, хотя у Говарда этого всегда было в избытке. Первая часть только расставляет приоритеты, а главные события оставлены на вторую часть. Эту книгу нельзя назвать отдельным произведением, потому что она обрывается на самом интересном месте и тем у кого нет на книжной полке второй части, можно только посочувствовать.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2012 г.

Противостояние людей и чудовищ смело можно назвать вечной темой в литературе. Столь же вечной, как противостояние чести и подлости, верности и предательства, отзывчивости и бессердечности. Столь же вечной, как борьба за власть, желание завладеть редкой диковинкой, алчность, мстительность и многое, многое другое. Но так ли страшны чудовища, как их изображают в сказках?

Человеческий ум намного изобретательнее в убийстве и уничижении себе подобных, как обманом, так и грубой силой, что Олди наглядно показывают на примере своих героев. История, разворачивающаяся перед нами, подобна огромному дереву. Корни — прошлое героев — то сплетаются в причудливые узлы, то расходятся, чтобы потом все равно влиться в общий ствол сюжета. Циклоп, верный слуга приютившей его некогда Инес, Симон Пламенный, загадочный и порой на удивление человечный маг. Вульф, постаревший искатель приключений. И другие персонажи, яркие и живые, вполне удавшиеся авторам.

Несмотря на прекрасную стилизацию под жанр «Меча и магии», умеренно мрачную и грубую, Олди ничуть не изменили своим правилам, по-прежнему ставя перед читателями философские вопросы. Ловко играют словами, расставляют ловушки намеков. Кто такие изменники, платящие частью своего тела за талант? Сивиллы, проводящие размен, кто они, преступники или благодетели? Ствол дерева ширится, множатся вопросы и загадки, но в последний момент роман обрывается на самом интересном месте, прежде чем раскинулась изящная листва рассуждений и ответов.

Итог: половина истории о людях в облике чудовищ и чудовищах в облике людей.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2013 г.

Хороший роман в жанре героического фэнтези, близкого к Dark fantasy.

Интересный сюжет, оригинальный и продуманый мир, неплохая интрига. Авторы умело создают мрачную атмосферу. Главная тема — люди и чудовища, чудовищные люди.

Множество ярких и разнообразных героев. Действие развивается динамично, затянутых фрагментов нет. Хороший язык написания. Читается легко. Несколько раз встречаются моменты, от которых по спине бегут мурашки.

К сожалению у книги «Чудовища были добры ко мне» есть не только плюсы, но и минусы. Финала как такового нет, действие просто обрывается, что приводит к мысле об искуственном разделении «большого» романа на две книги. Множество раз герои в разговорах упоминают богов, но никто никогда не молится, не вспоминает легенды о похождениях богов и т.п. Не понравились неоднократные упоминания о справлении нужды, не имеющие необходимость для развития сюжета.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2013 г.

Не будучи знакомой с творчеством Олди, с опаской начинала читать данное произведение. Привлекла меня, прежде всего, оригинальная иллюстрация, так не похожая на тысячи и миллионы других обложек книг фэнтези (это только мне кажется, что Циклоп на обложке так похож на актера из знаменитого сериала Lost?). Повествование с самого начала перенасыщено пикантными описаниями, эпитетами, в которых легко запутаться. С одной стороны, они отвлекают читателя от сюжета, с другой — детализируют мир книги, что на мой субъективный взгляд не есть плохо. Описанный мир жесток, противоречен, здесь нет разделения на «черное и белое», да и действующих лиц никак нельзя назвать «героями» — у каждого есть свои недостатки, и у деревенского мальчишки, и у умудренных опытом магов. Как такового финала нет — недаром это лишь половина истории.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2012 г.

Фэнтези магии и меча (магия играет определяющую роль: главные герои — маги, проблемы крутятся вокруг магических действий и магических артефактов). Герои неоднозначные (в плане морали). У них есть прошлое, которое они стараются особо не вспоминать, и у них есть настоящее, которое отравляет прошлое. Герои каждый со своим характером, со своими привычками, вкусами и предпочтениями. Все действие проходит буквально за неделю. Действие обрывается на середине (то есть это именно что половина целого). Если вам нравится описание и развитие сложных характеров, переплетение нескольких сюжетных линий и разгадывание историй — купите, не пожалеете.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2015 г.

Поначалу может показаться, что это роман в рассказах, наподобие «Пентакля». Но только до тех пор, пока непохожие сюжетные линии не начнут сходиться воедино. Истории Эльзы, Натана, Циклопа-Краша, Пламенного Симеона Остихароса и Вульма то сходятся, то расходятся. У каждого из них есть своя чёткая, проработанная мотивация, цели\задачи и стремления. Но все они так или иначе связаны с загадочным Оком Митры, частью Циклопа.

Персонажи — едва ли не самая удавшаяся часть книги. Олди постоянно наращивают свои навыки проработки героев, постепенно сравниваясь с гением психологизма Кингом.

Но и мир действия более чем интересен, хоть по сути своей — стандартный фентезийный мирок с магами, мечами и всякой живностью. Стилистика, атмосфера мира выдержана идеально. Олди вырисовывают знакомую картину, но со всем возможным искусством опытных мастеров.

Фантастическое для этого мира допущение — Янтарный Грот, показывает конфликт ценности человеческой природы с очень интересной точки зрения. На мой взгляд, здесь очевидны параллели с генной инженерией и модифицированием генома человека в нашем мире.

В общем, Олди блестяще начинают историю в данной части, но, по-моему, в продолжении будет слишком легко испортить все заготовки начала.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2015 г.

Tribute to Robert E. Howard, стало быть дань творчеству великого мастера ужаса 1-й половины 20-го века.

Несмотря на несколько неуклюжую, на мой притязательный взгляд, интригу, роман Олди удался. Я не был в особом восторге от сюжетной линии, однако драматический сценизм вполне вытянул роман.

Авторы безупречно построили образы героев, провели их по линии событий, сценизм которых, на самом деле не слишком напоминает Ховарда. Скорее, вышло ближе приключениям Конана, гораздо более лёгких и менее мрачных. С другой стороны Олди создали свой колорит магического мира, прекрасно показав сколь тяжёлую цену приходится платить за обладание неестественными способностями мага.

Роман написан хорошим языком, своёственным авторам. Читается легко и с интересом.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 апреля 2013 г.

Олди не подвели. Первая часть написано отлично. Восхитительный язык, а также чувствуется эстетика произведений Говарда. Меня всегда поражало то, как Олди могут парой абзацев создать великолепную и живую историю жизни любого персонажа. Они все у них живые и интересные. Вроде бы все на месте, все так как и прежде в романах мэтров, но нет искры, чего-то нового. На уровне, но от Олди всегда ожидаешь чуточку лучше и небольшое чудо. Увы. В этот раз чуда не получил.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2014 г.

Всё смешалось в мире Тер-Тесета. И романтическая говардовская экзотика мечей, магических кристаллов, чар и поединков, с к-рой, собственно, и начинался этот роман; и – дань уважения театральному прошлому Олега Семеновича? – «шекспировские» страсти в королевской семье (сивиллы с именами Корделия и Оливия – лишь усиляют этот «театральный» колорит). И головокружительный драйв главной сюжетной линии (не хуже, чем в «Чёрном Баламуте») – ибо мир с ужасающей скоростью рушится вокруг башни Красотки Инес, как когда-то рушилась Великая Бхарата…

Что еще стоит упомянуть? В романе есть маги. Отъявленные подлецы (естественно ;-)) а все же их по-человечески жалко. Как жалко было вора Грыжу и Стаха Топора. Как жалко было злодея Здрайцу и Духа Закона…

Одним словом, первые пол-книги «Циклопа» – крепкое варево, про вкус которого нельзя сказать что-то определённое. Отдельные составляющие – да, смачны, экзотичны и для разного рода гурманов. Наверное, это и хорошо: одному понравится то, другому – это.

«Подмигивание» старых, но еще не отыгравших свое персонажей (скажите: только мне ли одному Натан так явно напомнил Минотавра из «Нам здесь жить»?) Элементы материально-телесного низа, от которых стало бы жарко самому старику Рабле…

Читайте – и ищите то, что вам лично больше по душе.

п. с.: Оценка – 6 баллов из 10. (Это не «уд.», это «хор. с минусом», или – «ЧУТЬ ПОВЫШЕ среднего»).

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх