fantlab ru

Дэвид Брин «Бытие»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
356
Моя оценка:
-

подробнее

Бытие

Existence

Роман, год

Аннотация:

Известный футурист Дэвид Брин возвращается к глобальной и масштабной НФ с новым романом «Бытие».

Джеральд Ливингстон убирает мусор на орбите. На протяжении сотен лет люди выбрасывали вещи в космос, и кому-то нужно заниматься уборкой. Но он обнаруживает на орбите что-то, чего он не ожидал, что-то, чего нет на старых картах. Через час после того как он подбирает эту вещь, Земля переполняется слухами о “инопланетном артефакте”.

Артефакт оказывается в центре всеобщего внимания и меняет все. Послание в бутылке; инопланетная капсула желающая общаться. Мир реагирует традиционно: со страхом и надеждой, и эгоизмом, и любовью, и жестокостью. И ненасытным любопытством.

(перевод аннотации: geralt9999)

© аннотация к печатному изданию
С этим произведением связаны термины:

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.50 (126)
-
6 отз.
  • Aficionado  [= Life in the Extreme] (1998) [несколько глав о Хакере Сандере]  
7.73 (15)
-
7.62 (8)
-
  • Shoresteading (2008) [10-я и 14-я главы романа]  
7.62 (8)
-
7.75 (8)
-
7.75 (8)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2015 // Книга года (США)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2013 // Лучший НФ-роман

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Бытие
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Бытие
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Existence
2012 г.
(английский)
Existence
2012 г.
(английский)
Existence
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одно из тех произведений, которые ищешь повсюду и находишь. Тема контакта в ключе изменения нашей цивилизации в социологическом и философском направлении. Брин этот роман написал после Лю Цы Синя «Воспоминания о прошлом Земли». И поэтому скорее всего наложило отпечаток на мысли автора. Насколько безопасен контакт с инопланетной цивилизацией? Да и что мы ждём от контакта? Чтобы нас поставили в угол , как плохого хулигана, и исправили за нас все сотворённые ошибки? Брин в этом очень длинном и толстом романе успел озвучить почти все проблемы нашего общества. Почти все основные. И сам контакт как бы вторичен на фоне социальных и экологических проблем планеты. Роман заставляет думать о путях дальнейшего развития планеты и проживающих на ней сообществ и индивидов. А это главное чего добился автор -заставить думать!!!

И по иному взглянуть на некоторые гипотезы контакта. Например, парадокс Ферми. Я считаю , что нет никакого парадокса, что нам не звонят другие цивилизации. Если посмотреть на горы оружия, накопленного на планете и разрабатываемых средств уничтожения самих себя же, то разверните весь этот процесс в обратную сторону и взгляните на нас или на иную другую цивилизацию со стороны чужих. Кто хочет навлечь на себя горе вторжения, раскрыв свои координаты. Да и сам контакт -что он даст ? Ничего полезного. Возьмите историю колонизации народов Земли -они подавлены были культурой колонизаторов. И нас подавят. Ну и так далее.

Много Брин уделил внимания ограничению научных исследований- со всех сторон зашёл. Прав или нет? Прав — события ковида — это показали -просто эпидемия взяла и нас всех мордой об стол ударила да и несколько раз — надо ограничения и контроль -а сумеет ли общество сегодня это осуществить? -нет! Тупик? нет — выход есть, но к нему надо начать движение -пока не наблюдается.

Брин зарекомендовал себя как автор глобальных сюжетов -честь ему и хвала. Одно «Возвышение» чего стоит! И в этом романе теме Возвышения он уделил внимание -видно это его изюминка в творчестве. В «Бытие» он оправдал мои надежды. Сильнейший роман .

Оценка: 10
– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

ЧТО ЕСТЬ ВЫЖИВАНИЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ВЫЖИВИТЕ В ЦЕЛЬНОСТИ? СПРОСИ ОБ ЭТОМ БЕНЕ ТЛЕЙЛАКС! ЧТО, ЕСЛИ ВЫ БОЛЬШЕ НЕ УСЛЫШИТЕ МУЗЫКИ ЖИЗНИ? ПАМЯТЕЙ НЕДОСТАТОЧНО, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНИ НЕ ПРИЗЫВАЮТ ВАС К БЛАГОРОДНОЙ ЦЕЛИ!/из послания Бога-Императора Дюны/ Фрэнк Герберт «Еретики Дюны»/

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Меня всегда занимал этот вопрос: как же все происходило на самом деле? С чего это вдруг людям разонравились саванны, по которым они бродили тысячи лет, и простая жизнь в единении с природой. Сотни веков удовлетворяла жизнь охотников-собирателей, каменные топоры и кремневые гарпуны, теплые пещеры и одежда из шкур, а потом, за каких то пять тысяч лет — градостроительство, земледелие, скотоводство, металлургия, письменность, наука, высокие технологии. Всего лишь век назад — радио и телефон казались чудом техники. От первых «самоходных экипажей» до полета на Луну — несколько десятилетий. Люди, которые изумлялись первым автомобилям, смогли стать свидетелями полетов в Космос!

Наверное, не все было так прямолинейно. Откуда нам теперь знать, сколько раз изобретались гончарный круг или кузнечный горн, сколько неудачных экспериментов было проведено первыми земледельцами, прежде чем был получен урожай. Сколько безымянных изобретателей терпели поражение, пока их изобретения не были признаны соплеменниками полезными и прочно вошли в обиход. Скольких из них изгнали из племени или принесли в жертву темным духам вместе с греховными поделками за вольнодумство и нарушение традиций?

Но, как бы то ни было, мы все же вышли на путь технологий и пока с него не сворачивали, хотя и делали довольно долгие остановки. А ведь сколько опасных случайностей было на пути: ледниковые периоды сменялись глобальным потеплением, засухи, ураганы, наводнения, извержения вулканов или падение гигантского астероида — любая природная случайность могла прервать этот путь. Умер неугомонный новатор, не успев доказать полезность нового способа изготовления копий или не создав свой новаторский ткацкий станок- и опять десятилетия застоя до рождения очередного гения. Добавим сюда эпидемии, войны, религиозные конфликты...

Создается впечатление, что мы, как разумный вид, вступили не на торную дорогу, ведущую к процветанию, а на минное поле, где с каждым шагом плотность взрывных устройств только возрастает. Причем, они становятся все сложней и разрушительней. Каждое новое открытие или технология, сулящие на первый взгляд процветание, влекут за собой все больше непредсказуемых «побочных эффектов». Только за последние десятилетия сколько всего появилось — генные технологии, способные излечить опасные недуги и породить совершенно новые, или технологии связи, открывающие новые пласты реальности, но грозящие полностью изменить наше общественное устройство. С каждой минутой все только ускоряется и усложняется, так, что становится невольно страшно: а справятся ли наши мозги с каскадом порожденных нами же проблем?

Я не случайно начала со столь длинного вступления. Все сказанное напрямую имеет отношение к роману Брина «Бытие», который рассказывает о современности и о грозящих нам в ближайшем будущем опасностях, если дела на Земле будут идти так, как они идут сейчас.

Трудно даже сказать, какую из уже имеющихся в наличии или близких «мин», способных взорвать нашу цивилизацию, и, если не уничтожить наш вид полностью, то отбросить назад к охоте и собирательству, Брин пропустил. Климатические изменения и природные катаклизмы, экологическая деградация, глобальные войны и терроризм, социальные потрясения и кардинальное изменение общественно-политического устройства, вмешивающиеся в генетику человека технологии и технологии, изменяющие сознание и разум, развитие науки и растущее недоверие к ее открытиям и много чего еще. Из фантастических допущений, пожалуй, только инопланетяне с их космической инфекцией. Даже появление на Земле новых видов разумных существ- выглядит органично, а не фантастично.

Огромный пласт проблем. Поистине, описание БЫТИЯ— космоса, природы, человека. Объективной реальности, перетекающей в фантастические допущения. Поданное в оболочке вселенского приключения, в центре которого- изучение инопланетных артефактов и новая версия объяснения Парадокса ферми, исследование не просто ближайших перспектив технологического развития человеческой цивилизации, а размышление о развитии сознания — философии, морали и нравственности.

Во многом роман перекликается с первыми романами «Возвышения»- ««Прыжком в Солнце» и «Война за Возвышение», в которых Человечество борется со всей Галактикой за собственный путь развития и взгляд на БЫТИЕ. В какой-то мере роман даже можно считать приквелом «Возвышения», настолько легко представить себе события, связывающие представленную историю со знаменитым циклом.

Как ни странно для скрупулезного перечисления смертельных опасностей, роман произведение очень оптимистичное. В отличии от других книг о ближайшем будущем, где «все плохо, а будет еще хуже», в «Бытие» есть рецепт лекарства от общих бед: у нас есть явное эволюционное преимущество — разнообразие культур, порождающих выбор в решениях и действиях, позволяющих проложить не заводящую в однозначный тупик дорогу по минному полю. Но и этого не достаточно: нужна общая, великая, объединяющая цель, определяющая направление в опасном путешествии. ПАМЯТЕЙ НЕДОСТАТОЧНО, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНИ НЕ ПРИЗЫВАЮТ ВАС К БЛАГОРОДНОЙ ЦЕЛИ!

Но это все о содержании. Теперь о форме. На самом деле, идей, задумок, сюжетных ходов в романе — на целый полновесный цикл. Многие линии оказались внезапно оборваны, без какого-то влияния на основной сюжет. Даже основное действие дважды обрывается на самом интересном месте, переносясь во времени вперед на десятилетия. Причем это «самое интересное место» совпадает с моментом, когда автору нужно самому определить за «красных» он или за «белых», четко высказать свое мнение и отношение. Но мысль обрывается и начинается новая глава, поднимающая новый пласт проблем, рождающая новые идеи, которым предстоит промелькнуть ярким метеором, не оставив в сюжете даже легкой дымки следа.

Кому я рекомендую роман? Всем, кто считает, что настоящая фантастика — это не занимательное чтиво на вечерок, а возможность через привлекательную форму поговорить с читателем о множестве современных проблем, эксперимент, изучающий прежде всего человека и Человечество.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя зоны разрежения в литературной биографии продолжительностью почти полтора десятка лет так просто не возникают, а после превосходных «Звездного прилива» и «Войны за Возвышение» миновало почти вдвое больше, кажется, что дела Брина еще не безнадежны, и «Бытие» создано скорей для разминки перед более масштабной работой; есть задел на продолжения, а Брин в цикле о Возвышении, скажем, по-настоящему набил руку только к третьей книге. Роман выстроен вокруг кларкианского по стилю контакта с артефактом внеземной цивилизации и предлагает интересную трактовку парадокса Ферми в духе фоннеймановской программы колонизации Галактики, несколько сходную с ранее прописанной Уилсоном в трилогии «Spin» (выходила в той же серии и с переводом ничуть не лучшего качества). О переводе, кстати, лучше сказать, что он вполне достоин подписи Колесникова, если даже и не им выполнен. В качестве примера достаточно привести исковерканное на русском четвертостишие:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Бола – моя рука.

Хвататель – моя кисть.

Магнитное поле – рычаг, который я поворачиваю.

Планета – моя точка опоры.

Очевидно, что эти строки отсылают к знаменитому катрену Гулливера Фойла из «Моя цель — звезды» Альфреда Бестера, о котором на Фантлабе недавно возгорелся экспертный флейм. И вполне ожидаемо, что никакой сноски от переводчика в этом месте нет, а полная воля дается эрудиции читателя, вынужденного восстанавливать замутненные почерком мастера смыслы подлинника.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Казалось бы, какое отношение имеет Карл Маркс к данному произведению? На самом деле никакого, но лично для меня этот роман является одновременно и подтверждением этой фразы, и не менее ярким ее опровержением.

Как повлияет на бытие человечества знания других цивилизаций? Способно ли такое знание погрузить цивилизацию в хаос и запустить процессы саморазрушения? Или наоборот, пройдя сквозь призму человеческого разума, эта информация способна кардинальным образом изменить его бытие в лучшую сторону, становясь новым мощным стимулом для эволюции и развития?

Достаточно объемный роман на своих страницах поднимает целый пласт настоящих и будущих проблем человеческой цивилизации. После того как книга прочитана и мысли более-менее утряслись, понимаешь, что такого количества информации и идей могло бы хватить и на несколько книг. Так что как раз воды в произведении практически нет и читается она на одном дыхании.

Перед читателем разворачивается картина будущего, не сильно отличающегося от нашего настоящего. Совершенствуются информационные технологии и генная инженерия, человечество по большому счету всё так же приковано тяготением к матушке-земле. Люди, что неудивительно, вляпались в, судя по всему, локальный атомный конфликт, после чего большой вес приобрели воинствующие экологические организации. Ширится движение, призывающие к ограничению и взятию под контроль научных изысканий, как потенциально опасных для цивилизации. И вот в руки людей попадает Артефакт...

Дальше вместо спойлеров только вопросы (конечно же только часть из них), поднимаемые автором:

- нужен ли контроль над наукой? И если да, то до какой степени?

- насколько человечество готово к осознанию и, самое главное, безопасному применению новых знаний?

- насколько эти знания должны быть ограничены для общественности?

- насколько этичны генетические эксперименты и каковы могут быть их последствия для эволюции?

- могут ли разные общественные устои объединяться во имя блага человечества?

Итог: развитие цивилизации сродни хождения по минному полю. Причем в отличие от саперов распознавать цивилизационные мины никто никого научить не может. Вся надежда на человеческий разум и интеллект. Брин — очень большой оптимист, искренне верящий в то, что разум, обитающий на нашей планете, сможет не совершить фатальных ошибок. Ну и помимо всего прочего он еще и великолепный рассказчик, за что ему отдельное спасибо.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я писал отзыв на «Отчаяние» Игана посетовал что этот роман перевели у нас почти 20 лет спустя после выхода . Но нет худа без добра . Благодаря этому «Отчаяние» и «Бытие» были прочитаны с небольшим интервалом и очень хорошо дополнили друг друга . Ведь в обеих этих романах авторы пытаются сделать широкий срез общества относительно недалекого будущего со всеми его достижениями и проблемами . И хотя сложно сравнивать эти произведения напрямую (и стилистика и авторы совершенно не похожи друг на друга) , как говорится невооруженным взглядом видно что «Бытие» написано почти два десятка лет спустя . Другие достижения , другие проблемы , другие пути и как говорится другие акценты . Например если в «Отчаянии» глобальные сети и искусственный интеллект это просто допущение которое «как бы есть» , то в «Бытии» это неотъемлемая часть общества во многом (на самом деле в очень значительной части) определяющее его жизнь и путь развития . В «Отчаянии» терроризм — это абстрактное зло , которое «где то там существует» , в «Бытии» это зло конкретное , которое рядом .

И в том и другом произведении присутствует «Бог из машины» — явление которое приведет к тотальной перестройке общества .

На первый взгляд в «Бытии» многовато «воды» , множество персонажей и параллельных сюжетных линий , повествование не спешное и вязкое . Но все эти сюжетные линии искусно переплетаются , а в нужные моменты автор добавляет динамики не давая заскучать , причем точно в меру — что бы заговоры и приключения не слишком отвлекали от идей и мыслей которые он доносит до читателя . Форма повествования практически безупречна . Очень понравились описания виртуальной реальности и работы новых глобальных сетей , причем разные для разных героев (и слоев населения) .

В общем тем кому понравилось «Отчаяние» — настоятельно рекомендуется прочитать и «Бытие»

Для меня «Отчаяние» претендовало на титул «фантастический роман года» , но не дотянуло . Прочитанное в самом начале 2015 «Бытие» сделало на это самую весомую заявку .

Оценка: 9
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бытие» – пример такой фантастики, которую мне с недавних пор тяжело переваривать. Это здоровенный талмуд, под завязку наполненный идеями, персонажами, событиями, но который, по сути, содержит в себе слишком много «воды». Даже нет, не так. В книге множество деталей, которые не важны для общего сюжета, но которые очень хорошо дополняют картину в целом, превращая ее в поистине впечатляющее полотно. Чем-то сходным грешит Стивен Кинг, увлекающийся бытовыми деталями к месту и не к месту. Брин, правда, увлекается не бытовыми деталями, а... Впрочем, для начала стоит сказать хотя бы пару слов о сюжете.

Нам представлена история Контакта с иной цивилизацией. История настолько продуманная и охватывающая так много аспектов, что диву даешься. Однако проходит какое-то время и читатель обнаруживает у истории второе дно, а затем и третье. И все это крайне реалистично и осязаемо, даже не сомневаешься, что Брин описал вполне себе жизнеспособный сценарий нашего будущего. «Что же тут не так?» — спросите вы. А вот что.

Получившийся «срез», я бы даже сказал, полноценный мысленный эксперимент, уж слишком громоздкий. Нам показано так много, что стоит больших усилий удержать в памяти все сюжетные линии. Особенно поначалу. И что самое грустное, читатель не представляет, какие линии важны, а какие нет, какие запомнить необходимо, а о каких можно забыть на время. В итоге информация поступает и поступает, а читатель в ней все вязнет и вязнет... Читать интересно (хотя язык местами суховат, да и перевод не идеален), сама идея Контакта захватывает воображение (хотя написана она очень в духе «Свидания с Рамой» А. Кларка), героям сопереживаешь (правда в основном они схематичны и выписаны так, чтобы читатель лишь различал их).

И я бы подумал, что все нормально, что такие философские исследования и должны быть объемными, если бы не читал ранее другие произведения, которые также показывали читателю срез социальных реакций на фантастическое допущение, обходясь при этом существенно меньшими объемами. Например, «День триффидов» Джона Уиндема, который очень лаконично и внятно сказал все, что только можно, об основных тенденциях бихевиоризма человечества в условиях тотальной вспышки слепоты и возникновения у людского вида естественных врагов.

Тем не менее книга, конечно, впечатляет. Если продраться через начало и терпеливо распутать клубок сюжетных линий, то уже к середине затраченное время себя окупит полученной информацией и размышлениями, на которые книга подталкивает. Книга – строго для долгого и вдумчивого чтения, ее категорически нельзя использовать в ситуациях типа «скоротаю время, пока сижу в очереди на прием к врачу».

Рекомендую ее всем любителям твердой НФ, которые любят много размышлять над прочитанным.

Оценка: 8
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бытие» Дэвида Брина. Плюсы и минусы произведения:

+ Качественная серьёзная «твёрдая» научная фантастика. Редкая и очень ценная рыба в наших водах.

+ Продуманный и реалистичный мир не очень далёкого будущего: новый «раб» человека — искусственный разум во всех проявлениях — например, очки с множеством уже привычных слоёв вирт-реальности, обеспечивающие моментальный доступ к любой информации, этакий внешний удалённый общий мозг-компьютер для каждого, «костыль», без которого на улицу стыдно выходить; добровольное объединение людей посредством компьютеров в «Умную толпу» — как буквальная трактовка терминов философии и психоанализа — коллективно-бессознательное или даже коллективно-сознательное — и применение этого во благо человечества, для быстрого решения критических задач; при этом человек в этом недалёком будущем всё ещё не способен нормально выбраться за пределы Солнечной системы, не заселяет бесполезные пустынные планеты вокруг Земли, и т.д.

+ Пара в меру крупномасштабных ярких динамичных напряжённых экшен-сцен, не выходящих явно за рамки реализма.

+/- Сценарий первого контакта с инопланетяным разумом. Описывается достаточно подробно, со всеми реалистичными человеческими осторожностями, взвешиванием «за» и «против», непонятными мотивами и целями чужаков. Но при этом сценарий первого контакта по сравнению с какой-нибудь «Ложной слепотой» Питера Уоттса — сильно оказуален, упрощён; понятный язык с пришельцами устанавливается сразу же; сами же они — небольшой спойлер — ничего особенно оригинального из себя не представляют.

+/- Множество других мелких сюжетных линий, поднимающих совсем иные немаловажные вопросы, часто более приземлённые (вплоть до загрязнения планеты людскими отходами; террористических организаций и прочих грешков); при этом часто они очень утомительны, мелочны, скучны, а ведь на них постоянно отвлекается внимание читателя с куда более важных, интересных и грандиозных событий, связанных с инопланетным разумом.

+/- Поднимается множество самых разных философских вопросов, в основном о значении человечества во Вселенной. К сожалению, большинство из них подаются слишком «в лоб», задаются буквально и прямолинейно (как вставки между главами, иногда под видом журналистских заметок, иногда прямо в диалогах или мыслях персонажей), а часто вовсе наивно: персонажам — в большинстве своём передовым учёным будущего — с запозданием приходят в голову не самые сложные банальные общеизвестные (даже сегодня) идеи и возможности, а подаётся это так, будто высказывается гениальнейшая свежая мысль. И когда одни персонажи захваливают за это других в диалогах/монологах, складывается впечатление, что автор держит читателей за дурачков и... сам себя хвалит. И не раз такое случается, что немного коробит читателя.

- Скачущий стиль подачи сюжета. Не успеваешь насытиться одним сюжетом, вжиться в обстановку, поверить героям, сопереживать им... Как линия обрывается и приходится читать про других, а к предыдущим автор может уже не вернуться НИКОГДА. Или только через много-много глав. Первую треть текста мечтаешь о том, чтобы больше говорилось о том, как общаются с инопланетянами, а не о каких-то сторонних маловажных событиях, а потом гадаешь куда делась линия про дельфинов и некоторые другие. К тому же иногда между смежными главами проходят целые годы, десятилетия, это нигде прямо не указывается и приходится догадываться. К последним частям книги от такого повествования уже начинаешь уставать.

- Действительно, много «воды». Книгу без особых потерь можно было значительно сократить. И если какой-нибудь Уоттс даже научно-фантастическую «воду» умеет подавать интересно, так, что захочешь даже из самого ненужного абзаца выдернуть одну-другую цитату на вес золота, то Брин просто пускается в перемалывание простых истин или погружается в рефлексию персонажей. Грузит множеством сторонних комментариев и мнений выдуманных персонажей, которые вместе с читателем гадают, что же, чёрт возьми, происходит. И большинство этих нитей ведут в никуда. Об этих нитях даже есть символичный момент в конце книги (во время задумчивости одного из персонажей). Кстати, в этом, возможно, выражается суть всей книги — поднять множество фундаментальных и не очень вопросов, расписать множество возможностей/опасностей/вещей, над которыми надо думать, никогда не забывать, и не важно, если почти все они останутся без ответа... Пока, по крайней мере.

- Намеренно скомканный неясный размытый чрезмерно открытый финал, запоровший главную интригу.

Пожалуй, главная цитата и основная мысль романа: «Попытка найти ясный и безопасный путь через Минное поле Бытия.»

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брин – один из моих любимых писателей современности. Очень понравившийся «Прыжком в Солнце», «Звездным приливом», меньше «Война за возвышение» и Новой трилогией Возвышения… «Почтальона» еще не читал, но фильм очень понравился, тронул…

Здесь уже вроде бы все хорошее о романе написали… Лучше у меня не получится…

Но попробую поделиться мыслями….

Если перечисленные романы написаны автором в 1980, 1983, 1985, 1987 и до 1998 года, то есть в 30-48 лет, то «Бытие» … в 62 года…

Наверное, ошибочно сужу по себе, но … в таком возрасте … приходит мудрость, болезни, усталость, у некоторых мысли о «бытие»…

Книга большая. И не только в смысле числа страниц, но и героев-персонажей, событий, мыслей… Это почти БЫТИЕ, почти то, что я давно мечтал написать….

У меня впечатление от нее двойственное… Иногда читал всего по 2 страницы в день не только потому, что засыпал, но и по причине разочарования от себя, от того, что терял связь мест, персонажей и событий… Я привык персонажей делить на «плохой-хороший», «положительный-отрицательный»… Их поступки, мысли, эмоции обычны, понятны, в значительной степени предсказуемы, вызывают эмоции…. Книги о Бытие, да еще вообще без главного героя, много сложнее…

И вот эта сложность и обуславливает такой калейдоскоп мест-участников-мыслей…

Я уже давно интересные мысли, приходящие время от времени, вынужден записывать скорее на бумажку или в компьютер, чтобы не забыть… Возраст… Память… Многократный рост информации… Так и с такой книгой пришлось сделать более 50 закладок… да и те не идеально… А здесь только десятки, если не сотни, гаджетов, технологий, особенностей, технологий будущего, не считая фабулы…

Такое впечатление, что автор в процессе написания книги… просто забыл (62 года), о чем писал первые «истории», линии… Связи между ними немного… Они хороши по отдельности, но некоторые совершенно не нужны (во всяком случае, пару) для цели, идеи, фабулы книги…. Они «не усиливают» и «не раскрывают» «основную мысль (основные мысли)» книги….хотя….

Мне кажется большая часть из основных мыслей книги изложена в выдержках из трактата «Рог изобилия Пандоры»:

- «Мириады троп энтропии» на странице 15 («Ненавидит ли нас Вселенная?...») и «Энтропия» на странице 28 («…среди триллионов звезд должны существовать бесчисленные населенные миры с разумными расами гораздо старше нашей. Каким интересным станет будущее, когда они заговорят с нами!»…». Ферми: «В таком случае разве мы не должны были бы слышать их и сейчас?... где они?»);

- «Энтропия» на странице 55 …

Не буду здесь приводить – по мне очень хороши… Все они прерывают, «нарушают» «ткань», «память» повествования… Хотя сами по себе чрезвычайно интересны…

Я условно делю книгу на 5-7 перемежающихся линий и 2 «основных»:

1. Линия Джеральда – сборщика космического мусора этаким ультрадлинным «лассо», который и «ловит» первую капсулу размером с бейсбольный мяч.

2. Линия Хакера Снайдера, сына триллионеров, членов Клуба триллионеров, относящихся к 1-му сословию, Лейси Сандер, финансирующая и участвующая в проекте создания и эксплуатации мощных телескопов, и Джейсона Сандера, уже забыл кого (да о нем сказано предельно мало), на первый взгляд баловня судьбы, шалопая, «игрока»-летчика мини-ракеты, потерпевшего крушение и затерянного в океане, оказавшегося среди модифицированных дельфинов, взросление…

3. Линия Тор Повлов – «корреспондента-интервьюера» из шоу «Повлов-версии» «Медиакоргруп»…

4. Линия Хэмиша Брукмана – писателя, режиссера до того как рухнул Голливуд, а ныне известного публициста, оратора, «консультанта-политического решалы» (> 50 лет), помощника или «исполнительного директора» Движения отреченцев от прогресса, возглавляемого пророком Тенскватавой…

5. Линия Пэня Сянбина, проживающего в безумной нищете в трущобах разрушенных домов и полузатопленных подвалов окраин Шанхая, занимающегося собирательством, в том числе нырянием на морское дно, и продажей хлама, даже …высушенной кристаллизованной мочи…, нашедшего второй артефакт-капсулу, и его жены Мейлин…

6. Линия доктора Акинобу Сато, руководителя «Центра усиления эмпатии Аткинса», создающего «людей будущего с генно-, нано-, био- и еще не понимаю каким внедрением и модификацией человеческого мозга (уже не помню и не найду с ним ли связаны, добровольные испытатели e-calculi, желудочных бактерий, которые работают как крошечные компьютеры, питаемые излишками еды)...

7. 1-я «основная» линия — «Допрос с пристрастием» обитателей капсулы.

8. Линия «Затаившихся»...13 (умнейших, я бы даже сказал «величайших») обращений к «затаившимся» представителям внеземного разума – причин нежелания вступать в контакт с Землей…

9. 2-я «основная» линия — Полет, «Панацея» для умирающих миров.

Очень может быть, что я не прав… Это лишь мое субъективное ощущение…

Приблизительно (не ранее, раз сказано про 100 лет организации СЕТИ — SETI, Search for Extra Terrestrial Intelligence) 2059 год (2024 год вспоминается), то есть близкое будущее…

Атомной войны удалось избежать, но…упоминаются:

День ужаса,

«Хватай все и беги»

Великий Договор (который, по расчетам компьютеров, способен предотвратить классовую борьбу):

… «Граждане имеет право наблюдать за наблюдателями»…

… «индивидуум с личным богатством выше среднего уровня не должен вмешиваться в дела корпоративного сословия или вмешиваться в управление компаниями с ограниченной ответственностью»…

10 миллиардов человек, надвижение океанов, строительство дамб..

Нищета и триллионы на телескопы и космические полеты…

Вир-очки, наушники переводчик, субвокальные сенсоры в воротничке, команды персональным ирам (от ИР – искусственный разум), в том числе отключения видимости рекламы, нажатием одним зубом или языком на зубы, звуковой имплантат в челюсти, вездесущие ПОВ-камеры, ботинки-глайдеры, скутеры с изгибаемой поверхностью и роликами для передвижения по суше, «преданность» умных машин и агентов-программ, 23 Интернета, пластика лица, андрогинны, умные наноботы в системах канализации и рециклирования — в крови пока нет, но вот-вот…, генная инженерия, победа и предвосхищение лечения известных болезней мозга, врожденных аномалий…, уже десять лет как бордели с роботами, роботы-носильщики у фермеров…роботы-сиделки в доме престарелых… Роботы даже стали заигрывать с людьми, желая или имитируя желание близости… Добровольные испытуемые e-calculi – желудочных бактерий, которые работают как крошечные компьютеры, питаемые излишками еды…

Гениальная фантазия о гаджетах..

Кстати гаджеты уже не поражают воображение – как-то мы к ним привыкли… «Маловато будет!»…

Апокалиптические ожидания конца света, по-прежнему угроза комет, метеоритов…

Прожигатели жизни, засоряющие планету, радикальные защитники окружающей среды, эволюционная теория, список угроз существованию человечества, составленный фондом «Спасательная шлюпка»… «Нынешний непрочный общественный договор не продержится…. Эксперимент Западного Просвещения подходит к концу… Кто-то должен руководить новой эрой…а его нет……».

10 сословий-каст, клайды…

Пророк Тенскватава…Движение…скептики прогресса… энтрописты, «отреченцы» во имя стабильности…не открывать широко «Ящик Пандоры»…

Распыление в стратосфере пыли или закачивать в глубокие соленосные слои огромного количества СО2 в целях прекращения или приостановления глобального потепления, суперколлайдер, способный создавать черные дыры, радиопослания в Галактику, распространение удобрений в «пустынных» районах океана с целью увеличения количества рыбы …

«Земной Союз» — заговорщики, пытающиеся всех подчинить мировому правительству с вдесятеро возросшим бюрократическим аппаратом (Сенатор Стронг)..

А не сожрут ли интеллектуальные роботы-ИР биосферу, победив своих создателей?…

И по каждому «чуду» предложения, абзацы, страницы описаний мест, предметов, людей, мыслей… Прерывается, долго открывается основная мысль… Бытия…

Одна только попытка всестороннего рассмотрения всего этого, пусть в рамках художественного произведения, стоит немало!...

Триллионеры жертвуют средства на создание и организацию приема-передачи сигналов в Космос… Но не ведет ли передача сигналов в космос опасности для Земли?…

И вот успех, и вот так ожидаемый первый контакт, первое странное «послание» в экзотической форме — «Присоединяйтесь к нам»…

Тысячи космических зондов, воюющих, роботов, капсул, «населенных» десятками представителями погибших миров…, конкурирующих за увековечение копированием и рассылкой по Вселенной миллионов «копий» …

Да… Но что предлагают? Разве мы этого ждали, хотели?

Мы все ждем Спасения, помощи от «братьев по разуму», а, оказывается, возможно те самые, от которых нужна другого рода помощь в виде Панацеи… «Вселенский живой телескоп»…

Грустно... Печально… Разочарование… Мы всю жизнь тянулись в Космос не только из любопытства… Мы ждали от соседей фантастических технологий, политических и социальных систем, бессмертия… Самим чудовищно плохо, а рисуется апокалиптическая перспектива, приходится выполнять роль Миротворца, Спасителя… Вот оно каково Бытие…

Читать книгу нужно помногу или вообще сразу, потому что забывается, теряется нить… Тем более повествование последовательно-парралельное..

И очень внимательно читать…

Да еще смешение стилей… То повествование, то выдержки с названием «Энтропия» из философского трактата «Рог изобилия Пандоры», то выдержки из статьи или книги «Поколение блэкджека», то «сумасбродный кэш браузера» или смесь «радиопереговоров десятков людей» вначале главок «Разновидности», выдержек из очерком «УТВЭД (Ух ты, вот это да…)», дискуссии-диспуты-ток-шоу («Сканирование»)… и прочие…

Лишняя беседа Брукмана с Бетсби по поводу «попытки отравить» сенатора Стронга…

Не нужным, непонятно сложным, хотя и «детективно интересным» путешествие Пэня с/на механической «пингвинообразной птицей-спасителем» с найденным поврежденным артефактом-капсулой… Да и вся «история» Пэня с его проблемами… очень интересна, трогательная, но не имеет никакого отношения, тем более, что окончание истории артефакта-капсулы Пэня …неизвестно..

Очень интересна робинзонада в стае генно-модифицированных «умных» дельфинов Хакера Снайдера, но какое отношение это имеет к фабуле, стОило ли этим «перегружать» роман?

Трогательное, печальное, драматическое пророчество…

Великий с точки зрения замысла, идеи, фабулы роман… Хороший, скорее очень хороший, с точки зрения реализации… Но это «многословие», раздражающее прерывание мыслей не позволяют мне оценить выше 8 баллов.

Спасибо, господин Брин!

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласно результатам последних научных исследований предполагается, что количество землеподобных планет должно быть весьма большим. Тем актуальнее становится парадокс Ферми, в котором подчеркивается противоречие между высокой вероятностью возникновения разумной жизни и отсутствием каких-либо сигналов от иных цивилизаций. В романе «Бытие» Дэвид Брин предлагает достаточно изящный и оригинальный ответ, одновременно делая футурологический прогноз и занимаясь философскими размышлениями о будущем человеческой расы, опасностях на пути прогресса и хронических социальных проблемах.

Брин широкими штрихами набрасывает картину обозримого будущего, в котором человечество пережило ряд кризисов, сплотилось заключением Великого Договора, который узаконил сословия, погрузилось в слои виртуальной реальности и впервые приняло послание от инопланетных цивилизаций. Послание, способное открыть новые горизонты или уничтожить привычный мир. Автор скрупулезно конструирует обыденность будущего глазами космонавта, семей аристократов и мусорщиков, через умные очки журналистки и знаменитого писателя. Многослойная виртуальная реальность оказывается превосходной площадкой для вездесущих масс-медиа, которые играют важную роль и для мира, и для сюжета, и для самого Брина.

Вездесущая связь плотной сетью окутала планету, позволяя людям координировать свои действия — весьма любопытна модель «умной толпы», которая самоорганизуется, усложняется и способна решать более трудные задачи, чем одна-две личности; позволяя быть в курсе новостей и быстро обучаться. Но с другой стороны, открывается широкий простор для манипулирования общественным мнением и вредоносных воздействий на сеть, которые распространяются в мгновение ока. Отсюда вытекает следующая проблема — наступает эпоха дилетантов, поскольку базовые знания общедоступны, а чтобы превзойти энтузиастов-любителей, надо быть великолепным профи. И опять же есть обратная сторона — поверхностность знаний, рассеянность и рассредоточенность, доходящие до патологии.

Вот так красной нитью через роман проходит мысль, что человечество движется по минному полю Бытия, постоянно скользя между крайностями и едва избегая роковых ошибок. Человечество движется почти вслепую, зачастую не имея достаточных сведений, опираясь на сдерживающий чувственные порывы многовековой опыт и жажду знаний, толкающую к новым открытиям. Мимо экологических и климатических катаклизмов, избегая глобальных войн с атомным и бактериологическим оружием, без самоубийственного религиозного или политического радикализма, защищаясь от нанотехнологической катастрофы или бунта ИИ, не попадая под астероидную бомбардировку, наконец. C такой точки зрения наша цивилизация предстает крайне хрупкой и уязвимой, балансирующей на лезвии энтропии. Остановка, по мнению Брина, означает смерть, но и необдуманная спешка опасна, поэтому важно находить компромисс и прислушиваться к голосу разума.

Стремясь охватить, как можно больше социальных и философских идей, научных гипотез о развитии инопланетной жизни и будущем человечества, Брин поначалу воздвигает довольно гармоничное и сложное здание, которое сложено из фрагментов выдуманных книг, стилизованных интервью и монологов, историй многочисленных персонажей. Но затем желание поделиться мыслями играет злую шутку с автором, разваливая здание текста. Сюжетные линии рвутся на полуслове, событийные кульминации пропускаются — чтобы в следующей части дать краткое содержание случившегося за прошедшие годы. Из художественного произведения роман постепенно дрейфует к футурологическим эссе и утопическим гипотезам, что особенно ярко проявляется в последней части, где события происходят в некоем квантово-фрактальном пространстве. Любовь к манифестам свойственна умной научной фантастике и здесь скорее вредит, чем заставляет прислушаться к вопросам автора.

Итог: добротная футурологическая философско-социальная фантастика с элементами эссе.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прошел целый вечер — целый вечер, потраченный на чтение электронного варианта «Бытие» Брина (да-да, кто ищет, тот всегда найдет).

Для меня это первое прочитанное крупное рпоизведение автора. До этого были два рассказа, в том числе и «Опоздавшие» — рассказ, несколько измененный, вошедший в структуру романа.

Сразу начнем о сюжете, структуре и стилистике, дополняя все многочисленными, так сказать, спойлерами.

Новое, двухлетней давности, произведение Дэвида Брина уводит нас в мир будущего — Землю 2060-ых годов, которая столкнулась с Первым Контактом, при том же, не единичным... Сначала это был кристаллический овоид, найденный Ливингстоном на орбите, который начинает общаться с людьми посредством создания образов и картинок. Очень быстро эта новость становится символом столетия, ведь гость из других звезд предлагает нашей расе ее мечту — бессмертие, если те присоединятся к «ним». Кто эти «они»? Ответ для наших потомков станет довольно неожиданным, как, впрочем, и для читающих.

На этом сделаю небольшую паузу, дабы написать следующую ремарку. Поначалу, текст «Бытия» может вас несколько запутать; нить повествования быстро обрывается, ведь автор хочет показать нам весь мир той грядущей Земли в его понимании, но из этих остановок непонятностей и неясностей становится лишь больше. Только несколько позже можно понять о новых расах людей, действующих персонажах, политической обстановки будущего, которая представляет собой сильно разобщенную, но более-менее мирную систему, где основной силой является Великий Китай... О России сказано лишь пару слов, а наши ругательства и то использованы не те и не так. С космосом ситуация примерно такова: зонды и роботов по своей системе рассылаем, а людей не отправляем. Из текста можно узнать много интересных ситуаций и событий, которые произойдут и происходят в мире «Бытия» — нашем возможном будущем.

Но, снова к сюжету. Как оказывается, решение бессмертия и эти «они» — понятия довольно взаимосвязанные, ведь никаких федераций и союзов в космосе нет — даже какие-то обменники культурными и научными достижениями отсутствуют. Зато присутствуют сети этих кристаллических семян, триллионами триллионов бороздящими пустоту галактики, неся в себе копии одних и тех же индивидуумов — их личностей. Это, как заверяет нас кристалл-1, — единственный способ бессмертия и выживания рас и видов Млечного пути. Другого не дано... Только вот выясняется, что ситуация, довольно мрачная, еще мрачнее — таких вот видов семян — огромное множество, и каждое из них хочет само вступить в контакт с новоиспеченной цивилизацией, взять один из ее разумом, и, используя ресурсы ее мира, создать пару тысяч новых копий самого себя и начать новый поиск следующих жертв. Разумеется, между этими семенами идет соперничество. Узнаем мы походу сюжета и о том, что разные семена попадали к нам и в далекой древности, и еще древнее, а так же что существовала целая раса, развитие которой крутилось только вокруг этих кристаллоидов — это выясняется от ее кристалла, кристалла-2, назовем его так.

Кажется, что вот и все, довольно печальный выбор для человечества — либо все равно вымрем от чего-нибудь, либо поддадимся этому «вирусу разумов», только вот, появляется новая сюжетная линия — видоизмененный рассказ «Опоздавшие», из которого мы узнаем о еще более древней волне экспансии, только не в виде клонирования кристаллов, а в форме Машин фон Неймана...

Так чем же все закончится? Какой путь изберет земная раса? Грубую экспансию, семена-кристаллы или же нечто, что изменит судьбу самой галактики?..

Все это в интригующем романе Брина «Бытие». Потраченное время, уверяю, не уйдет понапрасну.

Литературность произведения очень даже неплоха. Тут стоит сказать спасибо именно автору — классику жанра, роман которого хоть и можно причислить к «Новой Волне», но в очень и очень приемлемой форме для чтения — довольно приличный плюс к «Бытию». Очень контрастирует с недавно прочитанной «Ложной слепотой», у которой с литературностью, кхм... Нет, наверное, это и есть главная цель НФ произведений — выбрать самый приемлемый вариант водораздела между научностью и литературностью. Так же неплохо вышло и у Де Ченси, автора полуюмористической «Космострады», некого пограничного цикла между фантастикой 60-80, большая часть которой довольно ненаучна и в основном сводится к путешествиям по космосу и сегодняшней «Новой Волной».

Единственный минус произведения может состоять в некоторой затянутости и не совсем явной концовке.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне придется говорить с известной осторожностью.

Не вполне ясно, имеет ли место эффект, вызванный тревогой текущего дня (проще говоря, не отупела ли я к чертям на этом карантине, что вполне возможно), или нужно винить переводчика.

Книга даёт массу интересных стартовых точек размышления, некоторые попадались в других работах Брина, некоторые в принципе широко дискутируются, некоторые кажутся лично мне новыми. Но при этом мне было невыносимо скучно читать. Каждый конкретный эпизод, кроме двух или трёх, вообще не захватывал внимание. Не знай я Брина давно, бросила бы в конце первой трети. Но дочитала, в принципе довольна, подумать есть о чем, вроде бы даже какие-то моменты были интригующи... Но персонажи, как ни странно, не ожили. Конструкт остался конструктом, не задышал.

Почему я вообще подозреваю проблемы перевода.

Обращение «присоединяйтесь к нам» в русском языке ну никак нельзя спутать с личным приглашением! Переводчик проигнорировала это сюжетный ход полностью, даже не попытавшись как-то передать эту двусмысленность. Возможно, в других местах, которые показались мне недотянутыми или странно скомпонованными, мне просто не хватает знания английского, чтобы догадаться, что именно имел в виду автор.

Но, может быть, и нет. Попробую перечесть через пару лет.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение поразило своим масштабом. Автор крупными мазками дает несколько сюжетных линий с участием разных персонажей, принадлежащих к разным социальным группам, по условиям жизни не пересекающимся между собой. В результате получается обширное футурологическое полотно: мир неуютный, некомфортный, я бы сказала, чуждый, но живой, развивающийся.

Бедняки пытаются выжить, отвоевывая у моря полуразрушенные некогда богатые постройки, вещи. Богачи плетут интриги мировой закулисы. Талантливые профессионалы зарабатывают средства и известность своим умом. В мире этом можно жить и работать без тела, в нем совершаются странные преступления, существуют странные предметы и профессии.

В первой трети книги Брин показывает нам всё многообразие бытия будущего.

Сюжетные линии сплетаются в единый узел, когда в привычное человеческое бытие вторгается бытие инопланетное — случается долгожданный контакт. Сценарий контакта необычен. Форма и цели инопланетного разума таковы, что невозможно однозначно истолковать суть происходящего. Оцифрованные пришельцы пытаются манипулировать людьми, чтобы подтолкнуть их на путь развития, оптимальный с точки зрения пришельцев. Путь этот столь же странный, как и сами гости. Он вполне способен увлечь определенные круги, располагающие материальными ресурсами, ведь речь идет о бессмертии, весьма своеобразном, не слишком похожем на жизнь в привычном ее понимании, но всё-таки именно о нём.

Пришельцы ожидали контакта очень долго и слегка «двинулись» на почве изолированного существования, к тому же их много и каждый продвигает свои идеи, называя других лжецами. При этом все они, каждый в своем мире и на своей планете, прошли практически идентичный путь развития и прибыли к землянам в одинаковой упаковке. На протяжении всего чтения меня не покидало ощущение, что инопланетные миры погибли — если они погибли, конечно — вследствие чрезмерного перерасхода ресурсов и концентрации энергий, необходимых для запуска в космос бессмертных посланцев. Сомнительное цифровое бессмертие некоторого количества особей было оплачено гибелью целых живых миров. Инопланетный проект заселения вселенной напоминает строительство пирамид в Древнем Египте. Гигантские усилия, престранный объект на выходе, и полное истощение создателей, которым уже не остается сил и ресурсов для жизни. Но пирамиды стоят, а оцифрованные объекты летят — ожидающие возрождения и псевдобессмертные неживые.

Книга заставляет еще раз поразмышлять на тему, что есть жизнь, где грань между живым и неживым, если в неживом заключено активное сознание с памятью, что такое бессмертие не только личности, но целого вида, и какую цену можно за него заплатить, а какая цена всё-таки чрезмерна, нужно ли цепляться за слабую органическую жизнь, если неорганика с цифровой начинкой гораздо надежнее и долговечнее. В связи с ситуацией контакта возникает просто огромное количество тем для размышления, вопросов, на которые не ждешь ответа, потому что определенный ответ в принципе невозможен. К чести Автора надо сказать, что он не пытается упростить ситуацию, в его книге присутствуют точки зрения, ни одной из которых не придается статус наиболее верной. Герои размышляют. Люди размышляют. Размышляет человечество в лице так называемых «умных толп» — спонтанно формирующихся виртуальных групп, генерирующих идеи и аргументы.

Из такой позиции трудно выйти к какому-либо внятному финалу. Но Брин сумел. Роман логически завершен без придания статуса правильности какой-либо одной версии событий или цели. Неизвестно, каким будет дальнейшее бытие, как долго оно продлится. Но пока люди сохраняют критичность мышления, основанную на конкуренции разумной осторожности и здорового любопытства, у них есть шанс. Прежде чем что-то предпринимать, надо посмотреть вокруг, заглянуть в ту бездну, из которой прибыли зовущие за собой пришельцы, и самим убедиться, что там есть, откуда на самом деле пришли те, кто зовет за собой...

Роман очень длинный, очень неспешный, в нем мало действия и много бытия в разных формах его проявлениях, он предлагает остроумное объяснение некоторых археологических загадок и ставит крест на межпланетных космических полетах с колонизацией других планет и галактическими империями, но оставляет место сомнению, иным возможностям, идеям и направлениям развития. Бытие не имеет конца, независимо от форм сознания, способного его воспринять и осмыслить...

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё отношение к автору и его книгам ... минимум сложное. От нравится очень, до ну и зануда же ты.

В данном случае готов сказать, что зануда.

И в тоже время перед мной отличная книга настоящего Брина. С его тяжеловесным языком (вот на сто процентов уверен, что это не косяки перевода, а именно от автора). С его глубинами философствования. С его препарированием социальных аспектов жизни. С его желанием заглянуть за край. С разбором глобальных тем. Да и с многими другими бриновскими плюсами. И в том числе со всеми именно бриновскими минусами. Занудство. Огромное количество воды. Сухим и скучным текстом. С большим количеством побочных линий, начатых и брошенных. Со скачками в повествовании. С сумбуром в изложении. С непонятной и скомканной концовкой.

Сложилось впечатление, что у автора было 3-4 варианта разных книг, а он решил их все впихнуть в одну, сшив суровыми нитками грубым стежком. Как результат ни одна линия книги не доведена до конца, а грубо оборвана. Как и сама концовка.

Увы, я недоволен книгой. Можно сказать, что идея книги во много раз превосходит исполнение. Ибо исполнение больше походит на наметки/наброски к нескольким разным книгам.

И все же, читать стоит. Но, при этом советую запастись терпением, и ещё раз терпением

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложная книжка про первый контакт. В ней есть сам момент находки инопланетного артефакта, установление контакта с иным разумом, реакция различных групп землян на событие.

Правда, мне показалось, что уж слишком широкое поле событий дается в этом романе. Многим побочным героям и линиям уделяется чересчур много внимания, необходимости в котором, на мой взгляд, совершенно не возникает. В результате мы знаем о персонаже очень много, но после какого то момента, выполнив свою небольшую миссию, он со страниц исчезает надолго или вообще навсегда.

Некоторое сокращение книги пошло бы ей только на пользу. Как мне кажется.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-таки осилил этот кирпич. «Так хорошо все начиналось» (С)... Почему авторы толстых книг не могут выдержать ровный ритм в своих книгах? (риторический вопрос) Может они так долго его пишут, что теряют в процессе писания так сами изменяются, что меняется и видение книги... Одним словом первые две трети книги можно считать удачными и бодрыми, разбросано много задумок, которые я надеялся будут решены впоследствии, ан нет. Потом что-то сломалось, а финал оказался слитым совершенно. К сожалению, только такие впечатления остались от книги.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх