FantLab ru

Глен Кук «Дракон не спит никогда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
288
Моя оценка:
-

подробнее

Дракон не спит никогда

The Dragon Never Sleeps

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Они несли от планеты к планете закон Великих Домов и утверждали его стальной рукой. Бежать от них было невозможно, сопротивляться им — равно самоубийству. Они были Стражами, и зло, таившееся в межпланетной пустоте, не решалось тронуть непобедимых. Так было недавно — но не теперь. Теперь на великую Силу нашлась Сила величайшая. Раньше Стражи сражались, чтобы сражаться. Теперь придется сражаться, чтобы выжить...

Похожие произведения:

 

 


Дракон не спит никогда
1999 г.
Рейд. Дракон не спит никогда
2002 г.

Издания на иностранных языках:

The Dragon Never Sleeps
1988 г.
(английский)
Le Dragon ne dort jamais
2000 г.
(французский)
The Dragon Never Sleeps
2008 г.
(английский)
The Dragon Never Sleeps
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вселенная Дракона по своему космическому объему, интригам, эпическому размаху действий, снова интригам, рассуждениям о будущности человечества, и еще раз интригам и остальному прочему, вполне сопоставима с вселенной легендарной Дюны Френка Герберта, а может, в моментах, даже лучше, и это пожалуй комплимент Глену Куку. Проблема в том, что весь этот объем и масштаб, который у Герберта вылился в шесть законченных и внушительных по размеру томов, Кук уместил в одну(!) не очень большую книгу. В результате у меня сложилось впечатление, что я читаю не отдельный самодостаточный роман, а черновик неизмеримо большей космической эпопеи. И отсюда все недостатки в виде лишь слегка набросанных образов главных героев; максимально урезанных диалогов; эпических космо-сражениях которые умещаются в абзац(!); интригах, каждую из которых у другого автора хватило бы на целый том, а у Кука умещающихся на паре страниц. И все это при невероятной скорости развития событий от которой просто укачивает. Я не знаю, что так торопило Глена, что заставило его настолько урезать сюжет за счет глубины персонажей и событий, хотя я знаю, это и является фирменным стилем его книг, но здесь он превзошел себя. Как-будто он не знает, что быстро не всегда хорошо.

Мне очень понравился черновик этой вселенной Канона, но это не книга, а именно черновик сокращенный вариант. Еще её можно назвать эпической фантастикой для ленивых, для тех кто возмущается всякими многотомными циклами, и обвиняет их авторов в погоне за деньгами, для тех кто после каждого тома говорит, что цикл уже не тот, не зависимо от действительности. Я не из их числа, если книга хорошая, то её должно быть много, если вселенной есть место куда расти, она должна расти. Жаль, что Кук больше любит свои темно-фэнтезийные работы и развивает их в циклы, а мог бы и из этой книги состряпать.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я был там среди звезд и видел баталии титаников космоса. Это было великолепно! Время не боится пирамид, время боится Стражей и тот кто управляет ими, управляет вселенной. Мне кажется Кук, при всей моей безумной любви к прочему творчеству, здесь прыгнул выше своей головы, установив фантастический рекорд. Слишком круто даже для автора Хроник Черного отряда. Маштаб у книги за гранью человеческого вооброжения, в одной весовой категории с Дюной Ф. Герберта, а интеллект, хитрость и коварство персонажей могут соперничать целому полку ментатов и жадности барона Харконнена.

У этой книги есть две беды, первая это в русском варианте аннотация разве что написанная к заточенному на фэнтези махровому графоманству, а не к книги которую можно относить в золотой фонд космической фантастики. И вторая — текст , который совсем не милосерден к читателю. Иногда вещи лучше звучат в оригинале The Dragon Never Sleeps. Но я так подозреваю что и в оригинале роман — не подарок. Пробиваться в начале будет мучительно сложно. Но поверьте, бросать книгу на второй страннице — это плохая идея, и никакой отзыв не убедит вас в обратном, пока вы сами своими глазами и своим вооброжением не коснетесь замысла автора.

Кроме отличных персонажей, книга держится на следующих Трех Китах:

Первый.

«Я не знаю откуда взялась Паутина» и это говорит человек у которого знание является основной работой. У меня не такой богатый бэкграунд в жанре, но имхо Паутина — отличная находка — аналог гиперпространству, где можно огрномные расстояния преодолевать за микросекунды. По сути Кук избавил неискушенных зрителей (таких как я) от скучной научной терминологии, тонко закрыв происхождение Паутины завесой таинственности.

Второй — эхо войн с Ужасом Лучезарным, жаль что нет приквела, чувствую заварушка та еще была, единственное приходится полагаться на те крахи воспоминаний квайского воина-философа.

И третий — это Стражи наделенные именами римских легионов, цели которых подавление восстаний законам Канона и сохранение порядка на Паутине. Описать их сложно, мне кажется вероятность спроицировать их с помощью инструментов кино близка к нулю, ни какие визуальные эффекты и современные технологии 3D не спсобны передать все могущество этих гигантов, как это сделал скупыми словами простой сборщик малотоннажных грузовиков. Книга — настоящий тест для вооброжения, так что удачи:wink:

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы, как и я, уважаете сюжеты, которые долго запрягают, но быстро и далеко едут — нам повезло. Невнятное начало, изобилие странных данных постепенно складываются в картину циклопической тирании, какую оценил бы и сам Лето Второй — и в жизнь разумных существ под пятой этой тирании. Есть искренние несгибаемые революционеры — и одному из них удается даже поколебать сердце тиранического порядка — легендарную, таинственную звездную базу Тулза. Продувные мафиокапиталисты, способные обмануть кого угодно и что угодно (включая тиранов), но предаваемые собственными потомками. Отважные воины (они же служители тоталитарной власти — как посмотреть) — которые способны в одиночку выстоять несколько лет на планете-трущобе и вернуться... просто еще чуть более суровыми фанатиками. Крылатые женщины. Ино-подросток, телепат... Выскочки, наследники, бессмертные интриганы — за один только спектр живых и объёмных персонажей надо было бы читать эту книгу.

Но в ней есть и еще кое-что. Гулкая пустынная огромность баз. Неподъемная для восприятия величина кораблей. Расстояния.

От этой книги не то, что пахнет — от нее разит космосом. Она удивительно сильно создает перспективу развития — вот на перенем плане человечки, главы жалких планеток, дерутся из-за власти на этой кучке ресурсов. Вот чудовищный Страж спускается над планеткой... По Линии, используемой этими, в сущности, крошечными корабликами случайно... и предназначенной строителями совершенно не для этого... Вы когда-нибудь видели, как гусеница ползет по рельсу?...

И вдалеке слышно дыхание... Нет, не поезда, просто маленькой дрезинки, проверяющей пути. Но поезд — возможен. Хотя о нем думаем только мы, да еще, порой, старый воин-философ по прозвищу Панцирь.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная очень глубокая книга. В ней есть характеры, есть интрига, есть эпические батальные сцены. Есть много не тривиальных идей, которые иной автор растянул бы на серию в 10 книг. Но главное здесь это концепция не спящего дракона, некий закон, принцип, ярость, высшая справедливость.

Если власть переходит границу, то рано или поздно в небе появляется Страж — Дракон могучий непобедимый безжалостный.

Одна из лучших книг автора.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Единственная книга Кука, которую я с первого раза запомнил целиком, а прочел уже трижды и еще собираюсь. Похоже на озарение, которого побоялся сам автор, и не стал развивать тему в сериал.

Словом, проза высочайшей пробы. Не просто литература, а настоящая ФАНТАСТИКА, что куда выше более высокое звание.

хотя и впрямь жаль. что автору платят за «Черный отряд» и «Гаррета» втрое больше, чем за отдельные романы. Была бы тут хоть небольшая серия — получили бы шедевр даже больше, чем на «10»

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот так вот...Глен наш, не побоюсь этого слова, Кук. Имя, которое ассоциируется с черным цветом и еще каким-то отрядом, который мелькает в отзывах изо дня в день. А я вот не читал. И вообще думал, что Кук — это про фентези. И тут этот роман...просто поразительный роман, который вроде в чем-то и фентези, а в чем-то и совсем себе космоопера, причем такая, каких мало. Удивительный симбиоз фентезийного умеренного пафоса...

«В зал наблюдателей, в безукоризненной черной с серебром форме Военного экипажа, вошел Военачальник Ханавер Стрейт, Диктат. «

...и «твердой» научной фантастики, которую как бы я не хотел, но не могу не сравнить с «Пространством Откровения» Аластера Рейнольдса. Есть совершенно стойкое чувство, что многие идеи Рейнольдс реквизировал для своего знаменитого цикла. «Стражи» Кука — это, фактически, каста Ультра в космосе «Пространства...», инерционное оружие, интриги в Доме Трегессеров и на Ресургеме и т.д. Однако Рейнольдс — это более «твердый» фантаст, его мысли и футурология не менее самобытны. Кук же интересен тем, что он пользуется фентезийными приемами в космическом антураже. Во многом его роман понятнее и интереснее, нежели «Пространство Откровения». Интриги здесь достойны «Игры престолов». Древних артефактов, неизвестных рас, удивительных существ и механизмов хватит на целый цикл. Футурология, вопросы клонирования, последствия долгого пребывания в космосе, взаимоотношения закона и свободы, всего этого хватит на несколько романов. Это, пожалуй, единственная книга, которую я хотел бы прочитать не сразу, а в нескольких частях. В ней столько всего, эти по-хорошему интересные рояли в кустах, иногда излишняя торопливость во времени, так и хочется сказать Куку — ну хватит, притормози, друг. Давай, может, второй том через годик, а? Ну зачем тебе эти 500 страниц?

А какие характеры, скажу я вам? А? Какие характеры! Даже непонятные биороботы все со своей харизмой. Даже одичалые Стражи все со своей неповторимой историей болезни. И вот когда вам кажется, что вроде бы все уже понятно, эти сейчас получат по щщам — и поделом, а эти тоже получат — хотя жалко бедолаг, и тут Кук делает невообразимый твист, из недр своего мозга генерирует еще пару-тройку удивительных тайн, поворотов сюжеты, закольцовывает какие-то вами давно забытые линии, убивает казалось бы главного героя и вы опять вгрызаетесь в этот роман, потому что ИНТЕРЕСНО. Интересно и неожиданно, ничего предсказать совершенно невозможно, потому что Кук никого не жалеет, ни героев, ни антигероев. Плюс ко всему он заставляет вас переживать за всех. За кваев, за Стражей, за биороботов, даже за этих сумасшедших Трегессеров. Все и плохие и одновременно хорошие. И это то, что, мне кажется, подсмотрел у Кука (даже страшно писать такое) Джордж наш-великий-и-могучий Мартин. И это то, чего не хватает в современной фантастике.

«Дракон не спит никогда» — космоопера умная и монументальная, каких почти не встретишь. Поражаешься, что так мало изданий, так мало оценок. Это самородок. Я сейчас вообще вот допишу и скачаю все эти черные отряды, будь они трижды фэнтези по классификатору. Черт с ним!

Объявляю следующий год — годом Глена Кука!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium (http://bit.ly/2hjlRRh).

Неопределенно далекое будущее (летоисчисление, в полном согласии с релятивистской природой путешествий в космосе, возможно только относительным и обычно отсчитывается с момента постройки того или иного корабля; что касается VII Gemina, военного звездолета, на котором происходит основное действие, то его возраст около четырех тысяч стандартных лет). Человечество давно выбралось из Солнечной системы и прочно забыло о ее существовании, учредив колоссальную пангалактическую империю, переполненную тысячами разумных и неразумных видов — Канон (Canon). На всем протяжении романа Земля не упоминается ни разу, проскакивают лишь глухие намеки, что та или иная архитектурная достопримечательность либо построена в доканонические времена, либо реплицирована по созданному тогда шаблону. Кого это волнует? Для Валерены, наследницы торгово-феодальной корпорации Трегессеров, история начинается с ее рождения, и в этом она мало отлична от Стражников (Guardships).

Слабые места Канона концептуально те же, что у Галактической Империи Азимова и Плана Селдона: создателями Канона сделано три важных, но в принципе опровержимых допущения.

Первое состоит в том, что ни одна цивилизация за пределами неустанно ширящегося Канона не может достигнуть технологического уровня человечества.

Второе — что контроль над искусственным разумом Стражника, даже обезумевшего, недоступен планетарным Домам. (Между прочим, отсюда понятно, что автор аннотации от АСТ книжку не читал.)

Третье — что сеть гиперпространственных прядей, по которым перемещаются транспортные и военные суда Канона, предназначена именно для перемещения по Галактике, а не для чего-нибудь еще.

Кук занимается последовательной деконструкцией всех трех утверждений. Материала для нее в «Дракон не спит никогда» столько, что хватило бы как минимум на трилогию, и это решение (по образцу «Ловцов звезд») было бы достаточно обоснованным, хотя, справедливости ради, в том цикле только «Теневая линия» действительно достойна звания шедевра. А вот в данном случае над читателями парят птицы обломинго: издательство попросило Кука исключить всякую возможность разбухания «Дракона» в многотомную сагу, и в результате из рукописи при редактуре выкинули ни много ни мало 80 тысяч слов. Эффект получился поистине чудовищным: с каждой страницы веет пленительным величием глубокого космоса, но рваный, дерганый, стенографический стиль без малейших признаков стилистической обработки не дает прочувствовать это величие в полной мере до самого конца книги (кстати, русский перевод читать не советую никому).

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилась. Сначала я просто испугался, настолько всё чуждое. Но Кук же :smile: И чем дальше в лес — тем больше дров: стоило разобраться с началом, как всё стало — не проще — динамичнее и интереснее. Запутанный клубок, заговор на интриге и предательством погоняет. Многослойное наложение мотивов и взаимодействующих событий. Приходится думать сразу в трёх направлениях, а в итоге понимаешь, что чего-то не учёл. Абсолютная чуждость поначалу пугает и путает, но напоминает о том, что это — крайне далёкое будущее, и если оно будет похоже на ландшафт за окном квартиры, то ни о каком интересе и речи бы не было. И именно эта чуждость существ, явлений и мотивов, со скрипом «вживлённая» в сознание читателя, потом прорастает и вытаскивает нас в мегамир с его возможностями, ставками и выигрышами. В очередной раз поражаюсь, как всё это могло — я молчу о возникнуть! — хотя бы поместиться в голове автора, если там же были ещё несколько, абсолютно других миров?

Где-то, конечно, эмоции. С другой стороны, может я далеко не всё усвоил и понял из романа, но того что есть — достаточно. Роман найдёт своего почитателя, а в моём лице — уже нашёл.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не роман, а романище! Величайшее произведение со времён мироздания. Самое что ни на есть творение человеческого гения. Салют Куку за подобный труд! Жаль, что мало, ох как жаль. Прочёл уже дважды, потому как с первого раза не въехал и не поверил, что такое смог написать заводской работяга. Вот добью Питера Гамильтона с Локхардом Джорджем и возьмусь за Неспящего Дракона в третий раз. А книга, тем не менее, написана оригинальным сценарным языком. В ней что ни строка, то действие. Что ни деепричастный оборот, то событие. Прямая речь несёт в себе обязательный сюжетный смысл. Пустая болтовня отсутствует. Пропустить ничего нельзя, ни единого слова, тем более нельзя пропустить страницу, сразу можно потерять что-то очень важное в задумке автора. Вот поэтому я и перечитывал книгу пару раз подряд.

Впрочем, у Кука многое им написанное достойно самых высоких оценок. Невероятный человек этот Глен Кук!

P.S. Книга 2002-го года издания почти не содержит косяков перевода.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С опаской открывал книгу Кука. Все же другой жанр. И открыл нового для себя автора, хотя до этого читал и «Хроники Черного Отряда» и всего Гаррета. Насколько же разноплановый писатель! Монументальное, глобальное полотно, тут Вам и космоопера, и космический боевик. Интриг хватило бы на десяток авантюрных романов, как и хорошо прописанных цельных персонажей, очень противоречивых, но емких. Зачастую и не знаешь, за кого и переживать. Начинается достаточно неторопливо, сложный текст, много непривычной информации. Но незаметно втягиваешься, и уже невозможно оторваться. Чужие с понятной и не совсем картиной мира, биороботы, дубли, чего только нет. Потрясающие возможности и технологии, и, вполне понятная человеческая логика у многих этих понятных и непонятных личностей, сущностей и т.д. Очень интересны разные модели развития в замкнутом пространстве. Порядок против хаоса, пусть и не всегда гуманными средствами. Ну что же, цель понятная вполне, и наверное, ничем не хуже другой.

Книга из той категории, когда высокие оценки читателей вполне соответствуют как тексту, так и моему восприятию.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, один из лучших романов автора. Автора, подарившего нам миры Черного Отряда, Империи Ужаса, сыщика Гаррета. Масштабность, красота, интриги, бои, философия... Определенно, книга очень умного человека для как минимум неглупых, поданная в обертке космооперы. Космооперы масштабной и увлекательной. Что самое интересное, додумывать и продумывать самому приходится очень много, и это просто здОрово. Это в разы луче рафинированных текстов, разжеванных и положенных в рот глупенькому читателю. А рваный стиль повествования — фишка Кука. И тут она крайне органично вплетена.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Получил огромное удовольствие от произведения. Фирменный «Куковский» стиль, сложные характеры довольно многочисленных героев где отсутствуют однозначно положительные, добренькие и пушистые, у каждого свои цели и принципы. Тяжелое запутанное начало с множеством действующих лиц, сложных взаимосвязей и трудных имен, когда успешно продираешься с боем дальше то постепенно открывается грандиозная и по-своему мрачная картина заселенного разными расами космоса, сложные много ходовые интриги, причины и следствия. Напряжение и интерес достигает максимума и уже не отпускает до конца. Описательная база немногословна но ( в том и заключается талант Кука, порой ощущаешь себя участником событий стоя на палубе межзвёздного корабля или выпутываясь из переделки в огромном планетарном мегаполисе где правят суровые законы выживания. Темное и жестокое будущее.

А как автор мастерски передает чуть ли не заложенный на генетическом уровне и почти религиозный страх перед непостижимыми и непобедимыми стражами которые и жестоки и опасны и надменны и непредсказуемы и даже безумны как дикие языческие божества но они одновременно и источник стабильности и защиты перед злом еще большим чем они сами. И несмотря на почти божественную непобедимость находятся люди и народы поднимающие против них оружие и мечтающие победить и уничтожить но отнюдь не в благородном порыве демократов-освободителей и бескорыстных спасителей человечества а как способ занять место стражей для достижения собственного могущества, власти и бессмертия.

Классика темной космооперы.

Из минусов. Стандартная беда космоопер и прочих героическо-эпических произведений: слишком сильная зависимость целых рас и цивилизаций от действий одного или нескольких лиц, хотя у Кука это не так сильно бросается в глаза что тоже выгодно отличает его от некоторых похожих произведений в рамках стиля. Несмотря на то что некоторые герои в ключевой момент и делают свое «черное» дело в целом довольно четко показана их зависимость не только от внешних причин но и от причин внутренних (страхи, сомнения, внутренний разлад, и.т.п. :pray:)

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга интересная. По сути, одно из её отличительных свойств является одновременно и сильной, и слабой её стороной. Сила — в том, что попытка заставить читателя взглянуть на космос глазами мистиков-кваев автору удалась. Звездолёты-драконы, клонирование-некромантия, божества на цифровом носителе с резервным копированием... И это не подлог, не мистификация, не выдающие себя за колдунов носители технологий; это именно особый взгляд на вещи. А слабость в том, что неприятные вопросы, которые как-то неуместны для сказки или саги, увы, возникают при чтении произведения такого жанра. Как известно, «главное в войнах — это снабженье». И чем дальше развивается технический прогресс — тем главнее. Как-то кощунственно спрашивать, чем питался дракон Смог до прихода Торина с Компанией к Горе или почему Гэндальф так стремился его уничтожить, если за Серыми горами этих драконов ещё немало. А вот про звездолёты — извините, не могу удержаться. Что за организация власти, собственно, в Каноне? Кто правитель? Каковы ветви? Какой режим? Аннотация уверяет, что Стражи несли закон Великих Домов — а мне кажется, что Стражи чихать хотели на все Дома вместе взятые, которые по сути — не более чем играющие в аристократов корпорации. Есть какое-то Президентство — но упоминается оно мимоходом. А Военачальник одного Стража начинает глобальные войны сам, уведомительным порядком. Есть Звёздная База — но кто правит ею? Кто повелевает Стражами? Складывается впечатление, что никто. Эдакая милитаристская демократия, периодически опасно подходящая к грани анархии, когда у Стражей едет крыша.

И ещё одно: есть такая поговорка: «Лучшее противотанковое средство — это танк». Обитателям фэнтези-мира применить её на практике сложновато. Ну вот нет в окрестностях доброго дракона, готового поддержать нас против злого! Ну не родился ещё белый волшебник, способный на равных схлестнуться в поединке чар с Тёмным Властелином! Ну нет в мире второго такого чудо-артефакта!... А вот в мире научно-техническом — в чём сила, брат? Почему Стражи непобедимы? Уникальные сплавы? Неповторимые технологии двигателей? Непревзойдённая конструкция оружия? Тысячелетиями они бороздят космос — и до сих пор их пытаются победить только числом, а отнюдь не уменьем? За многие века не нашлось ни гения, способного придумать что-то посильнее хеллспиннера, ни Джеймса Бонда, который мог бы банально выкрасть чертежи типового Стража для последующего производства? Только и остаётся всем недоброжелателям завистливо глядеть на проплывающие по Паутине хищные силуэты, да вздыхать: да, были люди в оно время! Богатыри, не мы!

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нужно иметь ангельское терпение и очень любить Кука, чтобы продраться сквозь чрезвычайно затянутую завязку и дождаться, когда параллельные сюжетные линии начнут переплетаться. Но тогда уж история несётся вскачь )))

Концовка оставляла надежду на продолжение, которого однако не случилось. А жаль.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга хорошая, но плохой переводчик. Хотелось бы почитать в нормальном переводе. Цитата: «Иногда мне кажется, что звезды моложе их, а Стражи так и были созданы старыми, коварными и смертоносными и никогда не было такого мига, чтобы не были они непобедимыми.» Я не переводчик, но это же явная лажа. Тройное отрицание))) Смысл конечно понятен, но неужели нельзя было нормально перевести... Это только то что сразу на глаза попалось, есть предложения и похлеще.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх