fantlab ru

Леонид Леонов «Русский лес»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Русский лес

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Накануне войны юная Поля Вихрова разыскивает своего отца, известного ученого-лесовода, который, из-за огульной, часто — несправедливой критики, был вынужден вести почти отшельнический образ жизни.

Далее — будет война, героям предстоят нелегкие испытания. Но магистральный сюжет — лишь стержень для автора, который ведет сложный диалог с читателем о судьбах русского леса, об идеологических сражениях на ниве лесной науки.

Примечание:

Первая публикация — «Знамя», 1953, №№ 10-12. Отрывки: «Литературная газета», 1953, 30 июля (под названием «Коммунист Сапожков»); «Красное знамя» (Сочи), 1953, 14 августа (под названием «Приглашение к жизни»); «Московский комсомолец», 1953, 6 сентября (под названием «Приглашение к жизни»), 13, 18 октября (под названием «Поля»); «Смена», 1953, 10, 11 октября (под названием «Поля»); «Советский воин», 1953, № 22.



В произведение входит:


7.83 (6)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Советский воин 1953`22», 1953 г.

— антологию «Здравствуй, поле русское!», 1977 г.

— антологию «Лесной чародей», 1988 г.


Награды и премии:


лауреат
Ленинская премия в области литературы, 1957

Экранизации:

«Русский лес» 1964, СССР, реж: Владимир Петров



Похожие произведения:

 

 


Русский лес
1954 г.
Русский лес
1954 г.
Русский лес
1955 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 6 (дополнительный)
1955 г.
Русский лес
1956 г.
Русский лес
1957 г.
Русский лес
1958 г.
Русский лес
1960 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 9
1962 г.
Русский лес. 1
1965 г.
Русский лес. 2
1965 г.
Русский лес
1966 г.
Русский лес
1969 г.
Русский лес
1970 г.
Русский лес
1973 г.
Русский лес
1974 г.
Русский лес
1974 г.
Русский лес
1975 г.
Русский лес
1976 г.
Здравствуй, поле русское!
1977 г.
Русский лес
1977 г.
Здравствуй, поле русское!
1978 г.
Русский лес
1978 г.
Русский лес
1979 г.
Русский лес
1980 г.
Русский лес
1981 г.
Русский лес
1983 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9
1984 г.
Русский лес
1986 г.
Лесной чародей
1988 г.
Русский лес
1988 г.
Русский лес
1988 г.
Русский лес
1991 г.
Избранное
1999 г.
Русский лес
2017 г.

Периодика:

Советский воин 1953 № 22
1953 г.

Аудиокниги:

Русский лес
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Русский лес. Его боль и вырываемое варварски с мясом богатство, в чём-то не замечаемое, так как не нефть и не газ, но оттого беззащитное. И труженики леса, его охранники – на самом деле не так уж и много об этом написано. А поднятая тема важна, поднятая тема необходима и, увы, актуальна, так как с приходом новой действительности и обдираем лес по-новому. Я, живя рядом с тем местом, что вскользь упоминает автор, каждый день вижу перегруженные лесовозы; и лес иногда горит не по глупости отдыхающих, а по милости дельцов, скрывающих свои бесчинства и списывающих деловой лес в качестве горелого…

Лекция Вихрова – пик романа (того его пласта, что непосредственно о лесе), пик эмоциональный, какой-то особенно художественный в описании исторических перипетий, пронизанный фольклорной мистичностью; читающийся на одном дыхании от масштабов, в том числе масштабов человеческих сил, губящих лес в убыток своего будущего, да в масштабах почти апокалипсических прогнозов – уже начавших сейчас сбываться… Лекция о лесе – лучшая часть романа. И будь я на месте лесных профессоров, то первое занятие в институтах начинал бы с её зачитывания. Лучшего напутствия молодым лесникам и быть не может. Да и для простого человека – читать её стоит, она много чего показывает. И даже, нам привыкшим к тому, как наше богатство хватается в одни руки и сбывается за кордон, тут есть чему подивиться…

Однако, читая, я время от времени ловил себя на мысли, что лес иногда превращается просто в функцию, очень удобную для автора. Вместо леса могло быть всё что угодна, любая отрасль науки, так как главное тут – показать борьбу двух типов учёных. Одни – одержимые, «правильные», знающие свою область не понаслышке и с молодых ногтей, как Вихров. И другие – паразитические, умеющие ловко критиковать и манипулировать словесами, видящие предмет своих изысканий только по бумажкам и слухам.

С Вихровым всё очень хорошо тут. Он получился на загляденье выпуклым, живым, неоднозначным по-своему. Он будто бы даётся автору легко, по привычке писать житейские эпизоды – через них, тоже трагических, тоже говорящих – показывать человека. Судьба Вихрова раскиданная по роману – единственное, что может соперничать по силе с лекцией о русском лесе. Всё в ней настолько осязаемо, настолько неподдельно – и эта его сложная любовь, и одержимость лесом (момент «прогулки» с Леной по лесу, что должен был венчаться признанием – просто прекрасен), его характер, вроде и мягкий, но иногда способный на жесткое слово, или ум при привычке поступать иногда необдуманно, как, например, без задней мысли уход от разговора с Чередиловым, в конечном итоге приумноживший ему врагов – всё это прекрасно. Ретроспективные части о жизни героя до начала войны – настоящая сочная русская литература, безумно приятная для чтения, сильная в плане эмоций и человеческих судеб.

Но всё остальное, по-моему, как с горки вниз…

Тот же Грацианский. Со всём отношением к нему автора, с едкими ремарками и отступлениями, получается – Вихров прописан прекрасно и полно, а его антагонист – карикатура, настолько рисованная, что в ней и чёрточки нет человеческой, будто автор из кожи вон лез, чтобы показать, как он этого персонажа презирает. И получилось – будто автор сам у себя украл. Да и вся линия Грацианского вышла плоской – существо его было показано в лоб, без намёков, и «грехи», те самые за которые и должна была придти кара, тоже показаны сразу. Даже момент с Эммой, вроде и способный вызвать какие-то чувства к герою и тот был словно сдут нарочитостью, гадкостью мыслей и поведений.

Да, хорошо пишет автор, по-русски красиво, но иногда впадая в такую возвышенную наивность, что вериться, будто это он нарочно, чтобы не было никаких иных обоснований его слов, чтобы символы, что он расставляет тут немалом количестве, были прозрачнее и однозначнее воды. Наивность перекидывается и на героев. Та же Поля, уже и повидавшая ужасов работая в госпитали, на своём задании, идёт и мечтает о том, как она поступит, что она расскажет и т.д. и т.п., будто в голове у неё одни игрушки. Оттого, наверное, и юные герои у автора постоянно «прощаются с юностью», «взрослеют мгновенно», но по факту остаются инфантильными. Тот же Осьминов битый час рассусоливает о лесе, долге и прочих материях (о, они тут все любят рассуждать о материях), и только в конце говорит любимому учителю, что дочь его жива, и что он скоро её сможет увидеть… Это как?

Но с войной тут что-то совсем странное. Она однобока и пафосна. Вот Москва под бомбёжками, армия отступают, но если верить автору, люди и нарадоваться не могут – так, мол, затягивай вражину, мы всегда так делали! Огромное количество напыщенных рассуждений – показательный момент: немец у Москвы, а герои убиваются, как же там, в Америке, буржуи рабочий класс зажимают! Да и вообще, тут не было и слова, что война идёт с захватчиками-нацистами – война тут шла с неким Старым миром! Вот так – Старый мир... Я понимаю, что писалось в 50-е, в других политических реалиях, но «загнивающий Запад», упоминающийся чаще, чем немецкая армия – всё это неприглядно, даже кощунственно во время военных событий – ужас просто! Это что? Это как?

Играла ли в авторе трусость – дабы не показать, что во время войны кто-то в России боялся, дабы не показать вполне понятную тревогу и сомнения (кстати, та же Поля, даже видя, как при бомбежке гибнут люди, скучает, но не тревожится по маме, оставшейся на захваченной территории, и радуется на взрослеющего на войне Родиона, но не боится, что его там убьют)? Или нехорошая авторская прозорливость – воюя уже не с немцами, насилующими и убивающими наш народ, а с американскими капиталистами (и, кстати, нет тут ни слова ни про одного советского военного начальника – не по тому ли, что кто-то из них мог вдруг оказаться в опале?). А может и не считал он Великую Отечественную таким важным делом – то ли революция, сходки и маёвки!

Очень, очень это странно. Очень это комкало ощущение, и даже казалось в конце, что «плохих» моментов (наивных, плоских, неприглядно странных, режуще пафосных) в романе больше чем важной темы русского леса и всей лесной науки, и больше чем прекрасной и умно написанной повести довоенной судьбы честного лесовода Вихрова.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ах, сколько русского леса ушло на роман Леонова» (с). Образец соцреализма, семьсот страниц, полных узкоспециальной терминологии и пафоса, коммунистического и патриотического. Как в большинстве соцреалистических романов, сюжет основан на противостоянии доктрин в очень узкой области (в романе — в лесопользовании). Идиллия предвоенного дня и подвиги героев на войне, злодей,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
связанный с дореволюционной жандармерией
, ужасы дореволюционной жизни и прекрасная советская эпоха.

Насчет пафоса, впрочем, непонятно, то ли это мысли самого автора, образцового советского писателя, то ли это несобственная прямая речь юных героев — Поли, Вари и Сережи, а автор, бывший белогвардеец, мягко посмеивается над юной горячностью.

Нынешнему читателю всегда любопытно, о чем советские писатели пишут, а о чем умалчивают. Леонов пишет о раскулачивании, злодей Грацианский готов использовать против положительного героя Вихрова тот факт, что приемыш Вихрова не просто сирота, а сын раскулаченного, сам этот приемыш готов искупить кровью свою врожденную вину перед советской страной, но в романе ни слова про то, что русский лес в тридцатые рубили зэки, что лесоповал был одной из крупнейших частей ГУЛага.

Сердце романа — лекция о лесе, роман направлен против истребления лесов (безуспешно, лес истребляется и теперь, истребляется страшно), но, что странно для нынешнего читателя, лес важен не сам по себе (хотя упоминается его водоохранная роль), а как сырье для деревообрабатывающей промышленности. Положительный герой призывает лишь сажать нового леса столько же, сколько рубится старого. Герой нынешнего идеологического романа боролся бы за заповедники.

В Гражданскую войну Вихров жил мудрее многих, он не воевал ни за белых, ни за красных, а работал в своем лесничестве. Да и лесничеству повезло — не сожгли его ни белые, ни красные.

В романе есть фраза, жуткая для нынешнего читателя. «Наибольшая продолжительность жизни — у пчеловодов, священников и садовников». Да, в тридцатые священники очень долго жили (тридцатые — эпоха величайших гонений на религию).

Забавная деталь, показывающая, как изменился быт за 80 лет. Есть в романе женщина, зарабатывающая тем, что чинит чулки. Теперь это ремесло исчезло, колготки, если чинят, то сами, а часто сразу выбрасывают.

Читать роман тем, кому интересен образец соцреализма, и тем, кто хочет проследить историю экологического мышления.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценивать этот роман чрезвычайно сложно. С точки зрения современного (да и не только современного) читателя тяжеленный кирпич «Русского леса» — великолепное снотворное, большая, подробная, величественная «книга ни о чём». В сущности, в этом романе ничего не происходит, он невероятно, неправдоподобно скучен, несмотря на вроде бы динамичный, почти авантюрный, сюжет научной карьеры главного героя и несмотря на массу увлекательных научных сведений, вставленных в текст. Плохо, да? Но не спешите с оценкой!

Этот роман — квинтэссенция тенденций сталинской литературы 50-х годов, монументальной неподвижности, доведённой до немыслимого совершенства, до абсолютной бессодержательности. «Русский лес» — эталон социалистического реализма послевоенного сталинизма. И, как литературный памятник, «Русский лес» бесценен. Это идеальная стилизация, безупречный постмодернистский роман. В самом деле, постмодернистский, в буквальном смысле этого слова, поскольку Леонид Леонов начинал, как модернист, и создал немало изощрённых модернистских текстов мирового уровня, а в данном случае принципиально избегал модернистских тактик, тщательно выстраивая «реалистическое» повествование.

Я ставлю этому роману «5», что для меня означает одну из самых низких оценок профессионально (не графомански) написанного текста. Но я мог бы поставить и «10», ибо «Русский лес» — воплощённое совершенство, литературный подвиг, восхительно бессмысленный с точки зрения нормального читателя.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложный философский роман — сага о русском лесе, о его месте в жизни не только русского народа, но и всего Человечества.

В фундаментальной, сложной книге прослеживается несколько сюжетов.

Один из них — история юной Поли Вихровой, которая 22 июня 1941 года (буквально накануне войны), приехала в Москву, чтобы повстречаться со своим отцом, крупным ученым- лесоводом Иваном Матвеевичем Вихровым, ведущим, из-за неприятия его концепции о лесах, почти отшельнический образ жизни. Далее героине предстоят нелегкие испытания во время войны, выполнения заданий, плен, допросы.

Еще одна сюжетная линия — одиссея Ивана Вихрова, юноши с непростой судьбой, дерзнувшего, подобно былинному богатырю, вступиться за русский лес. Вихров показан практически одиноким рыцарем науки, который сражается за сохранность русской природы, в том числе и с неким хитрым, иезуитским «гением предательства», Азефом русской науки Александром Грацианским, ловким демагогом и карьеристом, все объясняющим с точки зрения выгоды.

Еще одним сюжетным пластом становится сам русский лес и пламенные речи автора в его защиту.

Роман похож на былинную сказку. В нем много красивых описаний, символики, образности, легенд, переплетения языческого и христианского. Читая его, вспоминаешь полотна Нестерова, Васнецова... Но важно одно — Леонид Леонов, одним из первых почувствовав изнанку пропагандируемых идей НТР, призывает к защите природы, т.е. к тому, к чему позже будут призывать масса природозащитных организаций.

Роман восприняли по — разному. Сначала он подвергался жесткой критике. А лишь затем, вдруг, был обласкан и награжден Ленинской премией.

Многие писатели — почвенники, мастера деревенской прозы, начинали отсчет главных идей своего творчества с этого романа. Но пока еще не превзошли его.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх