fantlab ru

Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Оценок:
1094
Моя оценка:
-

подробнее

Жизнь мальчишки

Boy's Life

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 132
Аннотация:

Эта история о небольшом, но незабываемом периоде жизни 12-ти летнего мальчика — Кори Маккенсона, рассказанная им самим. Кори живет в небольшом провинциальном городке на юге Америки – Зефире. Жизнь Кори проста и незатейлива: встать пораньше, помочь отцу-молочнику, потом пойти в школу, вечером погулять с друзьями, но однажды ранним мартовским утром Кори и его отец случайно становятся свидетелями ужасного преступления...

Пытаясь разгадать, кто же этот таинственный преступник, Кори проходит множество испытаний и сталкивается со множеством препятствий, зачастую связанных с риском для жизни.

Сумеет ли Кори найти преступника и распутать весь клубок загадочных случаев, опутавших Зефир?

Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1991 // Роман

лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1992 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1994 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Хоррор - Роман (США)

номинант
Мраморный фавн, 2001 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Жизнь мальчишки. Том 1
2001 г.
Жизнь мальчишки. Том 2
2001 г.
Жизнь мальчишки
2005 г.
Жизнь мальчишки. Книга 1. Темная бездна
2011 г.
Жизнь мальчишки. Книга 2. Люди и призраки
2011 г.
Жизнь мальчишки
2021 г.
Жизнь мальчишки
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Boy's Life
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  49  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно в год я читаю 15-20 книг. Это не то, чтобы много, но и не так уж мало. Как правило, среди них попадаются две-три откровенно слабые, несколько хороших, чуть меньше отличных и одна-две (если очень повезет) таких, какие я не могу отнести в какую-либо категорию или выставить им какие-либо баллы, поскольку они вызывают целую бурю эмоций, которые делают процесс оценки невозможным. В них сложно выискивать недостатки или пытаться объективно оценить стиль, атмосферу, сюжет или персонажей. Они настолько сильно влияют на меня, что перестаешь думать и придираться, и просто отдаешься во власть эмоций. В прошлом году мне посчастливилось прочесть две таких книги: невыразимо трогательного «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери и чарующую «Историю с кладбищем» Нила Геймана. А новый 2011 год начался для меня с «Жизни мальчишки» Роберта Маккамона.

Признаюсь честно, я несколько раз пытался написать отзыв на эту книгу, но у меня ничего не получалось. Я печатал первые слова и сразу же понимал, что они пусты и совершенно не выражают то, что я ощущаю. Даже сейчас мне сложно объяснить, чем меня так зацепила эта книга. В ней нет лихого закрученного сюжета или каких-либо языковых изысков, нет обещанного на обложке непреодолимой силы саспенса или отточенных до последней детали, искрометных диалогов. Все, что в ней есть – это описание одного года из жизни обычного мальчика из обычной семьи обычного, маленького городка. Его зовут Кори Мэкинсон, ему 12 лет, он ходит в общеобразовательную школу, с трудом успевает по математике, у него три лучших друга и старый, разваливающийся на ходу велосипед, он любит фильмы, особенно про чудовищ и монстров. И он обожает придумывать всякие истории и порой задумывается о карьере писателя.

Как и любой мальчишка его возраста, Кори постоянно ввязывается в приключения. Некоторые из них приятные (поход с ночевкой в лес, конкурс на лучший рассказ, посещение ярмарки, игры с друзьями), а некоторые нет (драки с «быками», стихийные бедствия, блуждания в злополучном темном лесу, погони, перестрелки и многое другое). Довольно часто с ним происходят необычные вещи, и он становится участником странных, а порой и опасных событий, которые оставляют неизгладимый след в его жизни, памяти, сердце. Но большую часть времени он просто живет.

Маккамон очень удачно выбрал возраст главного героя. Двенадцать лет – это как раз тот период в жизни, когда человек находится на смежной территории между детством и взрослой жизнью. Кори Мэкинсон еще ребенок, но на протяжении книги мы видим, как его собственный маленький мирок начинает меняться, как в нем появляются новые возможности и новые проблемы, как что-то уходит безвозвратно, а на его место приходит новое и неизведанное. Он впервые сталкивается с проблемами мира взрослых: несправедливостью, болью, утратами, и, преодолевая их, он становится другим.

И при этом каждое событие из жизни Кори Мэкинсона, за исключением тех, которые автор намеренно включил в историю для создания интриги и напряжения, переживаются так, словно это происходило с тобой. Каждая страница – это маленькая замочная скважина на запертой навсегда двери в прошлое, заглянув в которую, можно увидеть то, что уже успело забыться, если вам больше двадцати. Вы помните ту искреннюю радость, когда вам дарили первый собственный велосипед, еще пахнущий краской, и то удивление, когда обнаруживалось, что у этого велосипеда имеется собственный характер, с которым придется считаться? Вы помните свою первую коллекцию? Даже если это была коллекция фантиков или крышек от бутылок с лимонадом, каждая вещь в ней имела свою неповторимую историю и была настоящим сокровищем, не правда ли? И так во всем.

Мы слишком быстро забываем, что значит быть маленьким. Жизнь Кори Мэкинсона, за исключением редких вкраплений мистики и остросюжетного детектива – это универсальная история, путеводитель по детским воспоминаниям любого мальчишки. В этом ее сила, и именно поэтому ее так сложно и грустно читать.

Так уж сложилось по счастливому стечению обстоятельств, что я начал «Жизнь мальчишки» сразу же после «Истории с кладбищем» Нила Геймана. В отзыве на эту книгу я писал, что очень приятно осознавать, что, взрослея, человек открывает для себя новый мир, полный безграничных возможностей, мир, в котором он может стать кем угодно. «Жизнь мальчишки» дополняет эту идею, указывая на то, что, взрослея, человек многое теряет и ему уже никогда не будет суждено стать двенадцатилетним ребенком, умеющим летать.

«Жизнь мальчишки» – трогательная, проникновенная история, которую я наверняка перечитаю еще не раз.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что делает хорошую книгу шедевром? Интересный сюжет? Живые, яркие персонажи? Красивый слог автора? Иногда бывает так, что даже этого не достаточно. Иногда хорошей книге не хватает совсем малого – ей не хватает души. В далеком 1957-ом году Рэймонд Дуглас Брэдбери вложил частичку собственной души, свои собственные страхи и переживания, радости и невзгоды, открытия и потери, которые он испытывал будучи десятилетним мальчиком, в автобиографическую книгу «Вино из одуванчиков». «Жизнь мальчишки» в каком-то роде изящный поклон Мастеру, тот редкий случай, когда ученик смог создать произведение, за которое не было бы стыдно и учителю. Однако при этом Маккаммон создал свой собственный мир, сумев найти узкую тропку, по которой тридцать четыре года до него прошел вечный мальчишка Рэй Брэдбери, он прошагал по ней на собственный манер, но сумел сохранить самое важное – магию детства.

Маккаммон создал машину времени, переносящую читателя именно в его детство, время, когда не надо ни о чем беспокоиться, когда о тебе заботятся родители, а каждый день не похож на предыдущий. Это время, когда у каждого ребенка вырастают между лопаток великолепные белые крылья, несущие своего хозяина сквозь бурный поток, называемый жизнью. Поначалу глава, в которой главный герой вместе со своими друзьями летает над маленьким городком Зефир, меня озадачила. «Как же так, что это еще за крылья? Это же книга о жизни, а в реальности дети не летают» — кричало мое внутреннее «я» кипя от негодования. Но потом я вспомнил свое собственное детство и все понял. То было время, когда все умели летать, и в этом не было ничего необычного. Когда тебе двенадцать, ты можешь поверить во все что угодно. В то, что где-то в лесу живет последний в мире гость из затерянного мира, а в речке – огромное чудовище исполинских размеров.

По своей сути «Жизнь мальчишки» — роман в рассказах. Здесь каждая глава – отдельная самобытная история, которая не обязательно влияет на основной сюжет, но при этом является неотъемлемой частью книги. Убери одну такую незначительную историю – и роман потеряет толику своего обаяния, оставшись навечно хромым. Потому что «Жизнь мальчишки» — непрерывный калейдоскоп событий, сменяющих друг друга с ураганной частотой. Здесь есть и забавные истории, и печальные, страшные и веселые, драки и разбитые коленки, страх за своих родственников и глупая ненависть к ним, нахождение новых друзей и потеря старых, удивительные и страшные истории о людях, с которыми прожил всю жизнь, тайны и загадки, ответы на которые можно искать вечно, но так и не найти, призраки и дивные события, в которые не верят даже твои друзья, как ты их не уговаривай.

«Жизнь мальчишки» по праву считается лучшим произведением Маккаммона. Напишет ли он что-либо лучше еще? Поживем – увидим. Однако даже если и не напишет – Роберт Рик Маккаммон все равно войдет в историю литературы как автор, поборовший время. Как тот человек, который поймал детство и запечатлел его в своем восхитительном романе, подарив миллионам людей ту удивительную магию свободы, которую уже многие забыли.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перевернув последнюю страницу «Жизни мальчишки», хочу сказать Маккаммону искреннее Большое Спасибо. Роман вышел в 1991 году, когда автору было 39. Столько же будет и мне чуть больше чем через полгода. Конечно же к теме детства обращались и будут обращаться многие и многие авторы, именитые и не очень. И критиковать автора за использование идей Марка Твена, Рэя Брэдбери и «СамогО Короля» так сильно не стОит. Ведь любое НФ произведение, н-р, о полете к другой планете, коих тысячи, можно также соизмерить с написанными ранее, и обвинить автора в том, что идея и сюжет не новы, об этом уже не писал лишь ленивый и т.д. Маккаммон идет своим путем. Роман достаточно объемен, при том, что описываемые события охватывают всего один год жизни обычного мальчишки — Кори Макинсона, его друзей и всего городка Зефира. При этом годик получился весьма и весьма насыщен событиями (порой даже, я бы сказал, пересыщен). Но и в этом есть своя прелесть, ведь почти каждую главу романа можно рассматривать как отдельный рассказ и при этом зачастую весьма поучительный. Возвращусь к своему «Большому Спасибо». Читая роман, я постоянно возвращался, как и автор, лет эдак на 25-30 назад ко временам своей «весенней поры», когда каждое лето в лесном дачном массиве в нашей небольшой, но «самой» лучшей компании мальчишек и девчонок было по-своему интересно и волшебно. Кто-то обвинит наверняка автора в том, что Старый Мозес и сбежавший трицератопс это уж перебор. Но может быть простим мальчишеские фантазии? А вообще-то почему фантазии? За первым может скрываться обычный аллигатор, а за другим старый носорог? В нашем дачном массиве был Змеиный Овраг, где обитали гадюки чуть ли ни метровой длины. Хотя порой мне кажется, что их там и не было. Вспоминаю я и своего двухколесного друга, которого я называл (не Ракетой) Мечтой, наш единственный в округе магазин, поездки в который были настоящим праздником и событием. А Старый Заколоченный Дом, войти в который мы так и не решились? А Задиристые Мальчишки с соседних линий, встречи с которыми сулили Большие Неприятности? А чтение вслух «Неукротимой планеты» в журнале «Вокруг Света«с продолжениями у вечернего костра? Да мало ли чего еще было в то Волшебное Время. А позавчера мне позвонил из Израиля мой лучший друг из той компании — Борис, которого я не видел уже ровно 10 лет и сказал, что наша интеллектуалка Лена чуть не разбилась под Саратовом в машине с семьей в поездке на юг. Такие дела... Роман вернул меня в ту далекую пору под названием «Детство», хотя я вспоминаю и думаю о нем чаще чем, наверное, нужно. А почему бы и нет?

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги,которые остаются в твоем сердце на всю жизнь.«Жизнь мальчишки»,жизнь Кори Мэкинсона останется со мной навсегда.Читая этот роман невольно начинаешь возвращаться в свое детство,вспоминаешь игру в футбол с дворовыми ребятами,первые тренировки по боксу,заинтересованные взгляды девочек в наш (ребят) адрес.Кроме хороших событий в жизни каждого подростка бывают и неприятные воспоминания,наверное этим Роберт Маккамон смог «зацепить«меня.Он как будто подсмотрел жизнь каждого из нас.

Мне произведение Маккамонна очень напомнило сильнейший роман Рыбакова «Дерни за веревочку».

Очень хочется порекомендовать этот роман всем-сильнейшее эмоцианальное произведение с мистической,детективной и остросюжетной составляющей.

ШЕДЕВР!

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

-Не торопись взрослеть.

Признаюсь, начинал читать роман довольно неохотно, опираясь лишь на хвалебные отзывы и рекомендацию сайта. К тому же, я постоянно спотыкался на опечатках, которых в книге было немало. Но, мое отношение быстро изменилось, буквально после нескольких событий. Я погрузился в мир мальчишки с головой, увяз в городе Зефир вместе с героями по самое «не могу». С жадным интересом перелистывал страницу за страницей, пока веки не наполнялись свинцом, а на следующий день начинал заново.

По мне, Роберт Маккаммон сумел передать магию детства ничуть не хуже Брэдбери. Память, действительно дверь в наше прошлое. Нет такого человека, который бы не мечтал о свободе, о полной свободе и беспечности, которая была знакома нам лишь в детстве. Читая книгу, я мысленно возвращался в свое детство и свой городок. Вспоминал свой велосипед и чувство, которое охватывает когда садишься на него впервые после долгого перерыва. Вспоминал своего верного пса, которого было так же мучительно больно отпускать в собачий рай. На долю Кори выпадало куда больше событий, чем на меня, и не все они были самыми радужными, но каждое событие я переживал вместе с ним.

Автор позволил нам окунуться в чудесный и атмосферный мир 60-х годов, наблюдая за жизнью мальчишки со стороны безмолвной тенью. Периодически сотрясая провинциальный городок, словно запакованный рождественский подарок, чередой самый неожиданных событий, Маккаммон не дает нам заскучать. Книга — литературный рецепт на любой вкус, здесь и перестрелки в стиле дикого запада, и погони, и саспенс, и даже немного мистики. Все это приправлено сильной психологической линией и подано под соусом изысканного языка. Каждый найдет что нибудь для себя. Можно придумать любой хвалебный отзыв на книгу, и наверняка вы попадете в точку, но чтобы не гадать, лучше прочитайте сами.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго не решался читать книги Маккаммона, хотя и купил практически все выходившие на русском произведения. Связано это было с тем, что разочаровавшись на разрекламированном Баркере, я считал и этого автора одним из многих кто для меня не будет представлять интереса. Первые 100-200 страниц так оно в принципе и было.

Четверо подростков, живущие в маленьком американском городке, каждый со своими детскими проблемами, читать об этом было довольно скучно. Но затем события стали развиваться в нужном направлении, появилась мрачная тайна и в книге заметно добавилось напряженности, пусть эта тайна и не стала главным событием, но автор смог увлечь меня и не позволил бросить книгу в самом начале.

Подробное описание жизни в маленьком городе в 60-х годах 20-го века, на самом деле американцы тоже жили бедно и двадцать долларов в неделю — было настоящим состоянием. Не обошлось и без Ку-клус-клана, враждебное отношение против негров нашло небольшое отражение и в этой книге. Появление первого супермаркета и производство молока в пластиковых бутылках, эти на первый взгляд обычные вещи сегодня, в то время оставляли людей без привычной работы, которой до них занимались целые поколения.

Огромное внимание автор уделяет детству четверых подростков, как они дружили, как противостояли трудностям жизни, их не раз били и Маккаммон не показывает нам супергероев, а скорее наоборот описывает какой страх у них вызывали два брата-хулигана, унижающие и угнетающие всех тех кто не мог дать им сдачи.

Книгу можно смело отнести в разряд подростковых, но далеко не каждый подросток сможет увидеть себя в этой книге, скорее «Жизнь мальчишки» необходимо прочитать родителям, имеющим детей такого возраста, так как проблемы подростков с годами ничуть не изменились, также тяжело переносятся неудачи в школе, сложности в общении с друзьями и многие тоже решаются сбежать из родного дома, не подозревая чем они рискуют.

Не знаю писал ли автор о своем детстве или нашел объект фантазии в своей голове, но у него получилось создать правдивую историю о жизни не только мальчишки, но и показать целую эпоху, в которой жили многие мальчишки всего мира.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь будет много вырезок и фрагментов романа, но я не могу по-другому подкрепить восторги от рассматриваемых ниже элементов.

«Жизнь мальчишки» — это произведение для тех, кто любит и ценит детство и его таинство со всеми впечатлениями, волшебством, магией лета и ужасом городских легенд.

«Жизнь мальчишки» — это, как пишет сам автор в предисловии, книга, которую наравне с Верном, Твеном, Стейнбеком и Воннегутом учителя советуют прочитать, чтобы мир не стал хуже.

«Жизнь мальчишки» — это роман для вечных мальчишек, плечами упирающихся в шестерни механизма времени. Это дань памяти и увековечивание одного из прекрасных периодов практически любого человека.

«Жизнь мальчишки» — это мистический триллер про сонный американский городишко. Обожаю эту эстетику. У нас здесь классический каноничный городок: тут есть шериф, чудак, разгуливающий голым, братья, обитающие где-то в лесу и наводящие ужас за счет своих бандитских и криминальных повадок. И есть озеро, у которого, со слов местных, нет дна. Вот с этого озера и начинается история. История про мальчика по имени Кори, рассказанная им же в виде мемуаров, записанных воспоминаний, о том, как однажды ранним будничным утром Кори со своим отцом, развозя молоко, стали свидетелем смерти одного человека. Точнее — не смерти, а убийства, если взять в расчет то обстоятельство, что мужчина слетел на автомобиле с утеса и упал в озеро, не знающее дна. Нюанс один: мужчина за рулём был уже мертвым.

С этого момента завязывается история о разгадывании этого убийства: кого убили, почему убили, кто убил? Что за силуэт видел Кори вдали? И прочие загадочные вещи, как то: отец Кори терзается кошмарами, не находит себе места, каждую ночь к нему во снах приходит утопленник и зовет к себе на дно; самому Кори тоже снятся всякие сны, которые вроде бы символичны, но не явные ни разу. И вот эта линия — не то чтобы детективная, но, скорее, разгадочная, будет потихонечку идти через все 660 страниц «Жизни мальчишки». Будут версии, будут диалоги, будут расследования, ложные обвинения, озарения и прочие вспышки-догадки, присущие юному и пылкому уму двенадцатилетнего паренька.

Но нужно заметить: тайна убийства не будет маячить на каждой странице. Иногда про этот инцидент будут забывать, и тогда перед нами начнет представать классный, по-настоящему яркий и сверхатмосферный рассказ о… Да, жизни мальчишки. Самого обычного, в меру мечтательного. Такой, знаете, родственник героев Рэя Брэдбери. Сравнивать со Стивеном Кингом не хочется, хотя критики параллели проводят частенько. Скорее уж хочется вспомнить про «Лето ночи» Дэна Симмонса, но здесь нет такого обилия мистики и потустороннего. И это очень хорошо.

Триллерная линия тут, скорее, как стебель, на котором роль цветов выполняют эпизоды из жизни Кори, его семьи и друзей; его рутина, досуг и учеба. Да, иногда автор вспоминает, что дело не завершено, не раскрыто, плюс не дает забыть об этом ни нам, ни Кори благодаря отцу, который не находит себе покоя, но всё это очень условно и теряется. И знаете что? Ну и пусть. Не страшно. Книга прекрасна сама по себе в качестве сборника самостоятельных записей из какого-нибудь винтажного блога.

Поскольку история с убийством и расследованием показана поэтапно, эпизодически, с резкими кусками развития, мне не хочется на ней останавливаться, поскольку это, по сути своей, стандартная по своей структуре линия сюжета. Мне больше хочется пройтись по вкуснейшим моментам этого романа. По тому, что запало в душу и не отпускало в процессе чтения, даруя самые приятные эмоции. Я выявил 8 главных достоинств «Жизни мальчишки»:

1. Сам городок. Зефир. Посмотрите, чем он стал для Кори. Посмотрите, как этот городишко, как будто бы дворик в твоем районе, сказался на ламповости воспоминаний и впечатлениях о. И, конечно, обратите внимание, как поданы воспоминания — со вкусом, умеренно, но богато, с должной интригой. Показано так, что просто по-белому завидуешь:

Но все же Зефир был волшебным местом. Там при свете луны по улицам прогуливались духи. Они выходили из могил на заросшем травой кладбище, стояли на холме и разговаривали о старых временах, когда кока-кола имела свой подлинный вкус, когда можно было запросто отличить демократа от республиканца. Я знаю это. Я сам их слышал. Легкий бриз дул вдоль улиц, проникая сквозь противомоскитные сетки на окнах, и приносил с собой в дома легкий аромат жимолости и пробуждающейся любви, а зазубренные синеватые молнии разбивались о землю и будили ненависть. У нас случались ураганы и засухи, а речка, которая протекала рядом с нашим городом, имела дурную привычку разливаться. В мою пятую весну наводнение принесло на улицы змей. Потом сотни ястребов, словно черный смерч, спустились на землю и унесли змей в своих смертоносных клювах, а река незаметно вернулась в свои берега, как побитая собака. Потом показалось солнце, словно над городом прозвучал трубный глас, и над ржавыми, будто запятнанными кровью крышами моего родного городка заклубился пар.

У нас была своя чернокожая королева, которой было сто шесть лет. У нас был свой меткий стрелок, спасший жизнь Уайатту Эрпу у кораля О Кей. У нас было чудовище, которое жило в реке, и тайна, связанная с озером. У нас было привидение, которое витало над дорогой, преследуя черный гоночный автомобиль с языками пламени на капоте. У нас были свои Гавриил и Люцифер, а также мятежник конфедерат, восставший из мертвых. У нас были иноземный завоеватель, мальчик с совершенной рукой, и, наконец, динозавр, преспокойно прогуливающийся по Мерчантс стрит.

Это было волшебное место.

2. Описания атмосферы, смены времен года и умение одним абзацем погрузить в очередную веху (причем, не только сезонную, но и настроенческую). Здесь можно копировать почти каждую страницу, но будет избыточно.

3. Владение словом. Оно позволяет автору выдергивать нас из реальности и буквально принуждать жить в его мире. И скажу честно: противиться этому не хочется ни на миг. Я думаю, богатство тексту придает сам Кори, прототип автора, который обладает очень живым умом и бойкой фантазией. Он пытлив, но при этом смотрит на мир через призму волшебства. Волшебства желаемого, которого не хватает, которое так нужно, поскольку по мере взросления оно ускользает, и основная задача — вцепиться в него как можно крепче, потому что без него будет НЕ ТАК. Да, фантазия Кори изобилует, она плотно интегрирована в реальность, и, на мой взгляд, именно этим и обусловлены те мистическая и даже фэнтезийная составляющие романа, которые тоненьким слоем намазаны на некоторые эпизоды. Легенды, слухи и пересказ каких-то событий полны детских таинств, которые умело поддерживались детским разумом и коллективным подыгрышем.

Например, ритуал встречи лета — когда заканчивается учебный год, Кори с друзьями бегут на холмы вместе со своими псами и… Начинают летать! Само собой, не составляет труда догадаться о метафоричности данного действа, но как легко, как душевно подано ощущения полета и счастья, бурлящие в подростковом нутре. Вот вы читаете и... Чувствуете, как сами вот-вот взлетите? Что это, если не умение писать? Вызвать в душе трепет, такой, какой бывает при резком спуске — это ощущение стоит дорогого. Сразу вспоминаешь обложку, которая очень круто рифмуется с этим эпизодом, где встретилась тонкая грань между явью и фантазией. Но если брать тему полетов, внимательный читатель на одной из страничек дальше увидит фразу Кори: «Сейчас я жалел, как никогда, что не умею летать».

Также был эпизод, связанный с мальчиком, который приехал с семьей в город. Он был новеньким, щуплым, но потрясающе бросал мячи. И в одну из встреч он запустил мяч в небо и ушел. А Кори с компанией так и остались стоять с задранными головами. Стояли-стояли, ждали, но мяч так и не приземлился. Впоследствии это будет описано так, что только Кори поверил в волшебство, в то время как остальные пытались найти рациональное объяснение случившемуся.

Что в который раз демонстрирует открытую и тяготеющую к волшебству натуру. Мне нравится, как Кори временами воспринимает мир — по-детски наивно, видя в его масштабах и таинственности что-то волшебное. Классно, когда мир окутан некоей магией, и даже велосипед как будто бы может вильнуть в сторону, предупреждая тебя, что впереди хулиганы, с которыми лучше не встречаться.

Готовясь к отзыву, я удалил несколько выписанных фрагментов из текста, иначе рецензия вышла бы просто километровой. Лучше прочтите сами и испытайте восторг без предварительной подготовки.

4. Персонажи и, в частности, главный герой — четвертый элемент моего восторга. Он настолько сверхвыпуклый, что остальные герои волей-неволей раздавливаются о его фактуру и выглядят не такими объемными, однако со своими чертами и характером. Не запутаешься.

Например, впечатления Кори от одной красивой девушки — что это, если не проявление первой любви?

Или эпизод с перемалыванием старого велосипеда местным старьевщиком. Факт сей был для Кори сюрпризом, и человек, который этот велосипед уничтожил, проникся гримасой ужаса и горечи Кори, чувством потери, и выдал потрясающую по своей человечности речь про то, что велосипеду было не больно.

Тот момент, когда небольшая речь наглядно показывает не только того, кто говорит, но и того, к кому обращаются. Такие фразы от взрослого человека следует ценить и помнить, тем более если тебе 12 лет.

Главный герой удался еще и тем, что благодаря ему книга воспитывает, культивирует и взращивает правильные качества, учит, каким надо быть — благородным, сочувствующим, честным и чутким. Например, подарить самой неприятной девочке из класса открытку с днем рождения, подписать, что она от всего класса, а потом промолчать, когда один из одноклассников припишет этот подвиг себе. Кори не врет ни себе, ни нам, и признается, что он в компании не заводила, не смельчак, а при волнении не может говорить, но тем ярче это выглядит как причина, по которой он начал писать.

Продолжая тему персонажей, очень жизненно показан психотип мамы Кори — ну типичная мама со своей заботливой «шизой»:

Беспокойство было образом жизни моей матери. Она беспокоилась о погоде, ценах на бакалейные товары, из за поломки стиральной машины, загрязнения русла Текумсе бумажным заводом в Адамс Вэлли, о ценах на новую одежду – обо всем, что происходит вокруг. Мир представлялся маме огромным, почти безразмерным стеганым одеялом, швы которого постоянно расползаются. Ее беспокойство исполняло роль иголки, которой можно было залатать эти опасные швы. Если ей удавалось вообразить наихудший, трагический вариант развития события, то она, казалось, обретала некий контроль над ними.

5. Детализация. Тут миллион крутейших описаний всяких мелочей — от природы до огромной игрушечной железной дороги, от описания велосипеда до швыряния мяча в бейсбольном матче. Пересказ фильма и впечатления о нем, описания стены и постеров на ней — от этого совершенно не устаешь.

6. Чувства. Помимо затронутых эйфории или страха неизведанного, ожидания чего-то магического, в романе полно трогательных моментов: с псом (кто знает, тот знает), с динозавром во время ярмарки, с соседями семьи главного героя, которые каждый день как будто приходили в гости, но брали с собой кто выпечку, кто соленья, чтобы угостить семью, поскольку отец, главный кормилец, лишился работы из-за открывшегося неподалеку супермаркета.

Один раз у меня полились слёзы. Прямо в метро. И мне было так тяжело, что я вынужден был прервать чтение на несколько часов.

А вышеупомянутому супермаркету, кстати говоря, крепко досталось от отца Кори — водителя в фермерском хозяйстве, который, проживая в 1964-м году, столкнулся с наступлением новой эры: супермаркеты, вытеснение частных хозяйств, дешевые цены, пластик, реклама, обезличивание людей, фальшивые улыбки. Думаю, автору небезразлично засилье всей этой капиталистической гадости, посему этому уделен довольно мощный монолог.

7. Развитие. Здесь всё не стоит на месте: в городок с фермерством вторгается суровая и массовая торговля, в пасторальные зарисовки вклиниваются криминальные разборки, второстепенные персонажи ругаются, расстаются, деградируют, спорят и проявляют себя самым разным образом. Не забыты и главные герои, в особенности, что не удивительно, Кори, который и «делает» весь роман. Он взрослеет каждую секунду, сталкивается всё с новыми и новыми трудностями и периодами, под конец отец уже начинает беседовать с ним едва ли не как с равным. Да и сам Кори приходит к очень зрелым умозаключениям — о смерти, о боге и так далее.

Еще в книге затрагивается момент расовой сегрегации, чему Кори тоже уделил несколько мыслей: если бассейны разделены на те, которые могут посещать черные, и те, которые могут посещать только белые, то как обстоят дела в раю — общий ли он или для каждого свой? И если небеса таки общие, и там может встретиться черный и белый, то почему бы им вместе не позавтракать в кафе?

8. Названия глав. Они внушительные, захватывающие и подогревают интерес. Есть в них то же таинство и величие. Гляньте последние страницы в ознакомительном отрывке — там есть перечень.

У романа неизбежно грустноватая концовка, но оно и понятно — если взрослый человек рассказывает историю своего детства, в конце он, скорее всего, подведет итоги, расскажет о дальнейших судьбах знакомых лиц, и судьбы эти не обязательно будут радостными, наведается в места детства, повспоминает, погрустит. Но это нормально.

Подводя итог: это, конечно же, безоговорочная десятка. Совершенно прекрасный и сбалансированный роман, не дающий скучать ни секунды. Мне очень понравилось, что повествование ведется от первого лица, без дополнительных POV’ов. Так честнее и больше подходит под исследовательский взгляд мальчишки, впутавшегося в детективную историю со множеством неизвестных. Благодаря этому все события воспринимаются лучше, поскольку за счет одной пары глаз концентрация выше.

Я не затронул и десятой доли всего интересного. Оставлю это вам.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё знакомство с творчеством Маккаммона началось с книги «Корабль ночи», и тогда я решил, что нашёл того самого «своего» автора, который пишет хоррор так, как мне нравится, и любая его книга будет мне интересна. Время показало, что это так, но не совсем, потому что в скором времени я прочёл роман «Жизнь мальчишки», который назвать хоррором никак не получается. Да и вообще отнести к какому-либо жанру по классификации, созданной в моей голове, не могу. Эти два тома – просто собрание всего, что только хочется найти в книге.

Из названия книги понятно, что речь пойдёт о трудностях и радостях обычного мальчишки, о приключениях и быте, школьных буднях, каникулах, дружбе и множестве всех тех вещей, о которых мы уже читали ранее в книгах Кинга и Брэдбери – часто можно встретить в отзывах о «Жизни мальчишки» упоминания и сравнение с романами «Тело», «Оно» и «Вино из одуванчиков» – но всё-таки поставить их в один ряд я не могу, и не потому, что что-то нравится больше, нет. Просто Маккаммон написал другую книгу. Да, возникают часто схожие ощущения и описываемые картины чем-то похожи: период времени, игры и увлечения, мальчишеские затеи и дружба. Но всё равно этот роман другой.

Итак, главный герой, Кори Маккенсон, 12-летний мальчишка, как всегда по утрам, помогал отцу с развозкой молока по Зефиру (городок, в котором они живут), и всё было, как всегда, но обычный ход дел нарушило страшное происшествие: внезапно им навстречу выехала совершенно не управляемая машина и через несколько мгновений упала в озеро, по слухам, не имеющее дна. Данное событие легло в основу сюжета, и эта линия протянута до самого конца, но всё же мы время от времени будем отходить от неё, переживая и другие моменты жизни Кори и его друзей – нас ждёт множество приключений!

То, как написана эта книга – просто волшебство. Причём сложив, казалось бы, не очень примечательные события, будь то обычные велосипедные «покатушки» или приезд бродячего цирка, с мальчишеской впечатлительностью и бурной фантазией главного героя, автор создал отдельный мир со своей неповторимой атмосферой, причём во время чтения иногда ловишь себя на том, что понимаешь: скорее всего, вот тут Кори нафантазировал и всё происходящее нереально, но всё-таки веришь описываемому.

Выше я уже писал, что для себя не могу отнести ни к какому жанру эту книгу – это потому, что здесь есть и детективная, и мистическая, и ироническая, и фэнтезийная, и приключенческая составляющие (и ещё что-то, наверное, забыл упомянуть), и всё это вызывает некую добрую грусть и ностальгию, которую почувствовал даже я, хотя моё детство прошло в маленьком городке в 90-е годы на территории бывшего СССР, а не в США 60-х.

Ещё хотелось бы добавить много хорошего, но не получается сформулировать. Конечно, оценка моя субъективна, но «Жизнь мальчишки» я ещё не раз перечитаю в будущем – настолько книга полюбилась.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу присоединиться к числу тех, кто оставил положительные отзывы об этой книге! Она волшебна, но не наличием в ней сказочных героев и чудесных превращений, а такой наивной и понятной каждому мечтателю, магией детства. «Не спеши взрослеть» — это главное, что хочет донести до читателя автор. Читая о жизненном периоде главного героя, не раз вспоминала свои детские годы, хоть я и девочка, но без приключений не обошлось… Эта книга не сухое повествование дней жизни главного героя – это целый калейдоскоп событий, переживаний, эмоций, новых открытий и тяжелых потерь, которые надо осознать и осмыслить в юношеском возрасте. Плюс ко всему этому через всю книгу идет детективная линия, которая делает роман еще более манящим. Ярким штрихом в завершении романа, для меня явилась последняя глава,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где автор уже в зрелом возрасте возвращается в родной городок и с замиранием сердца вспоминает детство.
Это вторая прочитанная мною книга Маккаммона, первой была «Кусака» и они совершенно друг на друга не похожи, что является плюсом. Автор, который может писать многогранно в разных форматах, несомненно, заслуживает уважения. Книга меня очень растрогала и оставила только теплые эмоции и немного щемящую тоску по детству. Не стоит ждать от этого произведения сверхъестественной мистики, ждите от него магического волшебства и тогда вы уловите ту волну юношеских эмоций, о которых нам хотел рассказать автор.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное произведение. История жизни простого мальчишки Кори Макинсона, при этом это целая история небольшого городка на юге США, а также история конца одной эпохи, на смену которой приходит новая, неизвестная и пугающая, как и любые кардинальные перемены. Роман получился очень жизненным и реалистичным (особенно по части отношений людей и ряда мелких штрихов), а тонкий налет мистики, лишь придает ему очарование и детскую непосредственность. Книга немаленькая по размеру, но чрезвычайно увлекательная и целостная, не пострадавшая от лишних подробностей и нераскрытых сюжетных ответвлений. Местами очень трогательная и даже лиричная, где-то наполненная приключениями или простым бытом и школой, но всегда добрая и чуточку поучительная. Это история «Приключений Тома Сойера» Марка Твена, а также «Тело», «Низкие люди в желтых плащах» и немного «Оно» Стивена Кинга, но и конечно же это сам Маккаммон, его собственная история. Подобные произведения всегда получаются особенно чувственными, что происходит, наверное, потому, что от них веет ностальгией и воспоминаниями о собственном безвозвратно ушедшем детстве, о тех прекрасных денечках. Ко всему прочему, в «Жизни мальчишки» отличнейший финал, где буквально нечего добавить или убавить, он именно такой, каким и должен был быть, так что последняя страница дарит лишь ощущение легкой грусти от осознания, что прекрасная книга уже прочитана. Также стоит отметить, что роман на редкость подходит практически для любого возраста, то есть его со спокойной душой можно дать почитать и ученику средней школы, и взрослый человек получит от него огромное удовольствие (взрослый скорее даже большее, потому как ему доступна та самая ностальгия). Может когда-нибудь, его даже будут проходить по школьной программе (хотя бы в качестве внеклассного чтения), наравне с тем же «Томом Сойером», ибо, на мой взгляд, он ничем не хуже старой американской классики.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, очередной провинциальный городишко. Зефир, штат Алабама. Отметим то, что автор живет в Бирмингеме, штат Алабама и особого труда над описанием нравов и обычаев жителей южных штатов, разумеется, не испитывает (равно как и Кинг, проживающий в штате Мэн и Симмонс со своим Иллинойсом, Пеория). На дворе 1964 год. Кори Мэкинсон и его отец становятся свидетелями падения автомобиля в озеро Саксон, внутри которого находится незнакомый им человек со следами насильственной смерти. 11-ий мальчик краем глаза успевает заметить чей-то силуэт в плаще и широкополой шляпе, но узнать убийцу не в силах. На память от предпологаемого убийцы ему достается зеленое перо, которое выпало из его шляпы. Целый год Кори будет пытаться распутать клубок загадок, чтобы выйти на след убийцы. Вот и вся преамбула романа. На первый взгляд, все просто и знакомо. Но! Главное достоинство книги как раз не в оригинальности сюжета, а в удивительной правдоподобности нарисованной Маккамоном картины провинциальной жизни, которую мы имеем честь лицезреть глазами ребенка. Воскресные походы в церковь, популяризация рок-н-ролла, появление больших супермаркетов, которые постепенно вытесняют мелкие лавочки и вообще меняют собой привычный уклад жизни. Читать эту книгу для меня было бы интересно и без элементов хоррора. Кори Мэкинсон встретит старого стрелка-ковбоя (Роланд, превед), динозавра, схлестнется с речным чудовищем, нарушит планы Ку-Клукс-Клановцев и многое-многое другое. Помогать ему в этом будут его друзья. И вам, наверняка, захочется всплакнуть над несчастной судьбой одного из них. Ровно как и над судьбой пса Кори. Очень и очень сильные эпизоды, достойные всяческих похвал. Мальчишечьи ужасы тут самые-самые. Элементы поджанра присутствуют. Есть некое Зло, друзья, что с ним сражаются. Есть местный хулиган (даже не один), который терроризирует наших героев. Есть первая любовь. Первая боль потери близкого человека. Ну и мальчишеская романтика — походы в лес, гонки на велосипедах (о, велосипед один из главных героев любой книги о мальчишках), постепенное взросление и осознание всей жестокости окружающего мира. Много смешного и грустного, черного и белого. Полутонов дети не различают. Говорить о книге можно много, но вряд ли это поможет вам осознать каким шедевром современной литературы смотрится этот роман. Просто возьмите и прочитайте.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Жизнь мальчишки» – мистический роман Роберта Маккамона. Лично мне он напомнил «Оно» Стивена Кинга и «Лето ночи» Дэна Симмонса, хотя эти два произведения намного мрачнее. Роман Маккамона я читал летом, и это время года как нельзя лучше подходит для столь волшебного произведения. «Жизнь мальчишки» зацепила меня своей атмосферой беззаботного детства. Вместе с героями романа мы окунемся в мир городских легенд, приключений и настоящей дружбы. Однако не стоит думать, что роман предназначен для детей – он подойдет в первую очередь тем взрослым, кто хочет заново погрузиться в детство, где волшебство поджидает на каждом углу.

Действие романа происходит в небольшом американском городке Зефире. Здесь все друг друга знают, а на улицах можно повстречать множество необычных и интересных людей. Как часто бывает, есть тут хулиганы, терроризирующие других детей; есть бандиты, скрывающиеся от закона в лесу и творящие свои темные делишки, есть шериф, бессильный им помешать; есть места, о которых идёт дурная слава. С городскими легендами тут тоже все весьма интересно: в реке обитает чудовище, чернокожая королева владеет магией Вуду, по городку временами бродят призраки, даже имеется самый настоящий динозавр. Несмотря на некоторую пасторальность, жизнь в городке не стоит на месте. На смену частным магазинчикам приходят обезличенные супермаркеты. Покой Зефира сотрясают криминальные разборки. Будет даже серьезный катаклизм в виде наводнения. Всё это создаёт образ постоянного изменения и развития, будто сам город – живое существо.

Главный герой – двенадцатилетний мальчик Кори, а сам роман представляет собой его мемуары. Завязкой романа служит одно ужасное событие: Кори с отцом становятся свидетелями смерти человека. Точнее не совсем смерти, а убийства. Главный герой хочет разобраться в этом деле. Однако не стоит заблуждаться по поводу жанра – детективная история тут далеко не на первом месте. Дело в том, что неизвестный мужчина съехал на машине в озеро, не имеющее дна, но к тому времени он был уже мертв, а Кори видел на опушке леса загадочный силуэт. После этого события отца Кори начинают мучить кошмары, в которых погибший взывает к нему. У Кори не укладывается в голове, как в его тихом городке может произойти столь чудовищное преступление. Эта сюжетная линия будет проходить через весь роман, но чаще оставаться на заднем плане, ведь в жизни Кори ещё столько всего интересного. По ходу прочтения мы будем узнавать истории о его учебе, развлечениях и обычном быте. Вот это и есть та самая изюминка романа. Да, периодически мы будем возвращаться к основному расследованию, но и побочные истории не менее занимательны.

Хотелось бы отметить потрясающий язык автора, неким магическим образом погружающий нас в свой мир фантазий. Помогает этому и Кори, являющийся прототипом самого автора. Мальчик пытлив и любознателен, хотя и смотрит на мир через призму волшебства. Он пишет рассказы и даже побеждает в местном литературном конкурсе. Мистику в романе можно списать на неуёмную детскую фантазию, но делать этого совсем не хочется. Гораздо приятнее вместе с героями наслаждаться этой волшебной атмосферой. Кори с некой мальчишеской наивностью видит волшебство повсюду. Даже его велосипед представляется живым существом со своим характером и желаниями. Кори будто бы показывает нам пример человечности. Например, есть эпизод, где он тайно дарит открытку самой неприятной девочке в школе и подписывает её от имени всего класса. И правда, каждому человеку нужны друзья и их поддержка.

Второстепенные персонажи получились не менее яркими, чем сам Кори. У каждого из них свои черты личности и характер, поэтому перепутать их весьма затруднительно. В своей компании Кори не является лидером, скорее её совестью и душой. Родители главного героя живут небогато, но в этой семье мы можем увидеть настоящую теплоту. Отец делает всё, чтобы обеспечить семью, а мама окружает заботой, хоть порой и кажущейся чрезмерной. Также мне запомнился образ тщедушного мальчика Немо, недавно переехавшего в Зефир. Его мать так опекает, что буквально мешает ему жить. У Немо настоящий талант к бейсболу, но мать запрещает ему любую физическую активность, считая слабым и никчёмным. Такие родители сами придумывают своим детям проблемы и заставляют в это свято верить. Понравилась мне и история незадачливого писателя, продавшего свои идеалы ради издания. После этого его жизнь уже не стала прежней.

В книге много трогательных моментов, вызывающих сильные чувства. При этом видно, что автор не ставит цели выжать из читателя слезу – он просто рассказывает свою историю. Очень сильными мне показались эпизоды с собакой главного героя и с одним из его близких друзей. Или, например, тот момент когда соседи сообща поддерживали семью Кори, оказавшуюся в сложном финансовом положении.

В романе поднимается проблема расизма. Америка того времени ещё не до конца оправилась от этой болезни. Хотя по закону все люди и равны, но повсюду мы видим ущемление прав чернокожих. Для них есть отдельные магазины, места отдыха и бассейны. Кори задается вопросом, есть ли отдельный Рай для чёрных, а если нет, то какое имеем право мы, люди, решать, кто лучше, а кто хуже. При этом в книге нет места и современным трендам, где меньшинствам выделяется особая роль. На мой взгляд, автор очень удачно показывает идею равенства.

Концовка романа имеет грустное послевкусие, но это именно светлая грусть. Да, детство уходит, однако это не закрывает для нас дверь в этот волшебный мир. В сердце каждого человека должен оставаться уголок, в котором он хранит тёплые воспоминания о том времени.

Итог: «Жизнь мальчишки» – отличный роман о детстве. Он прекрасно сбалансирован и не даёт заскучать ни на минуту. Главный герой сталкивается с мистикой, но постепенно приходит к выводу, что реальность может быть гораздо более сурова, чем ночные монстры. Однозначно рекомендую роман к прочтению.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своё время, когда искал, чтобы такого почитать, случайно в списках похожих произведений увидел данную книгу. Однако была она отложена на время из-за упоминаний мистики и некоего ужасного преступления. По описанию казалось, что мне она будет неинтересна. Однако в один прекрастный момент руки до нее дошли и...

Мистики здесь на мой взгляд нет. Преступление лишь один из элементов повествования, благодаря которому роман старается быть немного детективом. А самое главное что здесь есть — это жизнь 12-ти летнего мальчишки из провинциального городка на юге Америки. Если вас привлекает подобное — смело читайте. Если вы желаете увидеть здесь мистический роман — думаю, вы разочаруетесь.

В центре повествования обычный мальчишка Кори. Его внутрений мир и отображение окружающей его реальности через призму этого мира, желание стать писателем, взросление и просто детство — которое по сути мало чем отличается от детства мальчишки в любом другом месте на планете — напомнило мне себя самого много лет назад. Плюс антураж небольшого американского городка 60-х годов прошлого века — об этом тоже было интересно читать. Написано легко, читается быстро, два довольно немаленьких тома пролетели незаметно.

Для меня роман стал рядом с другими произведениями такого плана, как «Лужок Чёрного Лебедя» Дэвида Митчелла и «Битвы по средам» с «Пока отлично» Гэри Шмидта. Очень надеюсь найти еще подобные произведения, чтобы окунуться в детство. Ведь почему-то всегда, будучи ребенком хочется стать взрослым, а став взрослым — так хочется вернуться в детство. Хорошо, что это можно сделать благодаря таким произведениям.

Безумно понравилось, оценка 10.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно писать отзыв на хорошую книгу, на эту — вдвойне. Произведение просто замечательное, задевает за живое, особенно тех, кто когда-то сам был мальчишкой. При прочтении книги есть где испугаться, есть где посмеяться и поплакать.

Многие сравнивают этот роман с «Оно» С.Кинга. Я бы не стал. Это два ОТЛИЧНЫХ произведения.

Если перед вами стоит дилемма читать или не читать «Жизнь мальчишки», мой совет — прочесть обязательно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга! Однозначно 10 из 10 возможных. Маккаммон все-таки великолепный рассказчик. После «Голоса ночной птицы» я еще раз в этом убедился. Главное в «Жизни мальчишки» не мистические события, которых в принципе хватает в достаточной мере и, даже, не сюжет, а тонко переданная атмосфера. Вообще, книга пронизана легкой грустью неуловимо уходящего детства и неотвратимого взросления. Причем понятно, что грусть эта не того самого мальчишки, являющегося главным героем, а его взрослого «я». Маккаммон — великолепный автор прежде всего из-за того, что заставляет читателя сопереживать героям его книг. Некоторые главы в книге просто потрясающи по яркости образов и накалу эмоций (например глава про обед у Вернона Такстера, который по моему в некоторой степени является альтер-эго самого автора). Книга читатется запоем и не отпускает до последней страницы, хотя и размер имеет не маленький — более 700 страниц. Кстати я не совсем понимаю некоторых авторов рецензий, обвиняющих автора во вторичности замысла и чуть ли не в плагиате. На мой взгляд, это все равно, что обвинить любого автора детектива в том, что он использует в своем произведении сюжет с убийством. Книга однозначно подлежит прочтению для всех любителей хорошей литературы ( в том числе детективной и мистической).

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх