fantlab ru

Кейдж Бейкер «Где золотые яблоки растут»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
103
Моя оценка:
-

подробнее

Где золотые яблоки растут

Where the Golden Apples Grow

Повесть, год; цикл «Company»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Он был вторым мальчиком, родившимся на Марсе, и ему было шесть лет. По исчислению МСК, конечно. Сам себя мальчик называл Форд. Он жил с родителями, братьями и сестрами в отведенном его семье бараке. Скачивал школьные программы и занимался, закончив хозяйственные дела. Работы хватало и коров доить, и стойла чистить, а потом раскладывать навоз по грядкам с сахарной свеклой и соевыми бобами.

Он был третьим мальчиком, родившимся на Марсе. Ему было двенадцать лет, и почти всю свою жизнь он провел в кабине танкера. Звали мальчика Билл. Папу Билла звали Билли Таунсенд. Он был дальнобойщиком – доставлял лед с полюсов. Билл всегда летал с ним.

И так случилось, что судьба свела их вместе на большой дороге в кабине танкера…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Company»  >  цикл «Марс»



Лучшее за год XXIV. Научная фантастика, космический боевик, киберпанк
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Escape from Earth: New Adventures in Space
2006 г.
(английский)
Best Short Novels: 2007
2007 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction Twenty-Fourth Annual Collection
2007 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Fourth Annual Collection
2007 г.
(английский)
Best Short Novels: 2007
2007 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 20
2007 г.
(английский)
Escape from Earth: New Adventures in Space
2008 г.
(английский)
The Very Best of the Best: 35 Years of the Year's Best Science Fiction
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Хотел бы жить я там — не здесь, не тут, — где золотые яблоки растут».

Так порой случается, что в череде произведений новой волны, нет, нет, да встретишь что-нибудь из хорошо забытого старого, из давно пройденной, но по-прежнему милой сердцу формации. Марсианские хроники — №1 в этом списке, а Кейдж Бейкер — одна из немногих талантливых фантастов современности, чей цикл рассказов о Марсе не уступает тематическим титанам. Ну может только чуть чуть, потому что Кейдж женщина, и потому что не ученый. Женский стиль написания кстати заметен невооруженным глазом; в нем нет запутанного философствования и чрезмерно жестких сцен, грубых диалогов, зато заметна любовь автора к каждому персонажу, богатство языковых плавных текучих форм, способствующих расслабленному неспешному чтению. Сюжет повести движется равномерно, поступательно, без зацикливания на каких-то второстепенных деталях и без резких скачков из крайности в крайность. С чувством, с толком, с расстановкой Бейкер рассказывает историю двух двенадцатилетних мальчиков родившихся и выросших на Марсе, но по разные стороны «забора». Один — в семье дальнобойщика, другой — в сельскохозяйственном коллективе (МСК). Что их объединяет? Стремление перебраться на другую дорогу, отличную от той, которую так безапелляционно за них избрали родители. Поменяться местами. Проблема отцов и детей выходит в повести на первый план, а фоном служит недавно колонизированный и еще необжитый Марс, где танкеры на колесах преодолевают бесчисленные мили песчаных бурь и дорожных ухабов, а мечтатели, прибывшие с Земли, хотят построить на красной Планете зелено-голубой рай без коррупции и насилия. Другими словами слоенный пирог под острым соусом чили читателю обеспечен. Хоть гурман и найдет в этом блюде недостатки (судя по разговорам, мальчики кажутся несколько старше заявленного возраста, а трудно удерживаемый руль танкера давным давно должен быть оснащен гидроусилителем), но пройти мимо любимого лакомства детства и юности, конечно же, не сможет. И будет сто раз прав.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В слове «марсианские» живет нечто, взывающее к романтике. Иногда она является в старом, ориентальном стиле, через влагу каналов, секреты дворцов и дыхание невероятной древности «Аэлиты» и «Марсианских хроник». Иногда обнаруживает свое присутствие в атмосфере «северов» — кислородные маски, рев вездеходов, холод и научники («Стажеры», «Освоенный космос», «Ананке»), занятые больше строительством, чем наукой.

Особняком стоит цикл Бейкер, начатый восхитительной «Королевой Марса», продолженный «Мальстремом» и «Где золотые яблоки растут». Полностью опираясь на реальность металла, пластика и литого марсианского камня, духовно он близок рэй-брэдбериевским мотивам. Циклы объединяют не виды комфортного и немилосердного Марса Р.Б. Наоборот, Бейкер близка Брэдбери ситуацией на Земле, чьи законы стали предельно строги к любым вольностям духа. Поэтому терраформированием планеты заняты лица, не вписавшиеся в хорошо модерируемое сообщество.Из чего последовали очень лакомые для почитателя почти твердой НФ, а-ля Артур Кларк, драматические последствия.

Вторым знаком сходства является роль искусства в мире Красной планеты. Но рождение марсианского театра и судьба наследства Уайльда и Эдгара По — см. «Мальстрем».

Этот рассказ про места, где яблоки не растут, перешагивает прежние тенденции. Бейкер отодвигает на задний план декламацию запрещенных стихов, дела таверны и старых хороших знакомых. Мы их увидим, но мимоходом, с довольно невысокой точки зрения. Рассказ пойдет про другой Марс, планету первых настоящих марсиан, не несущих с собой груза прежних понятий и предрассудков. Рожденных на ней номера Три и номера Два, непохожих настолько, что по законам классики жанра они были обязаны встретиться.

Много можно было бы рассусоливать про агорафобию и агорафилию, сравнивать преимущества строгости порядка и вольной воли, конформизма и нонконформизма, бритых голов и классического хаера. Но делать этого самому не стоит, потому что редко когда еще в фантастике можно наглядно увидеть настолько объективную их оценку. И способы, которыми судьба находит место для человека. Бейкер в этом цикле и так с большим уважением относилась к людям труда (что большая редкость, это вам не воры-киллеры-бизнесмены-хакеры, радость недоростка), но эта вещь ассоциируется со старыми текстами, в которых объяснялось, что, хотя и руки в масле, и жопа в мыле, но, получив профессию, будешь идти по жизни с гордо поднятой головой. И еще она чуть-чуть о том, насколько разным бывает «хорошо и красиво».

А так же про лазеры, драки, сухой лед, частную полицию с оригинальнейшим названием, машины-монстры, умные скафандры, наркотики, разрушающую семьи любовь, фольклор дальнобойщиков, пирата, почти спасения в последний момент — все вторичные половые признаки приключенческой НФ налицо.

И с циклом целиком, и с этой конкретной вещью рекомендую ознакомиться любителям хорошей, почти твердой НФ, а-ля Артур Кларк.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферно сделанная вещь. Этот Марс, — а сколько его разновидностей встречали уже мы в самых разнообразных произведениях многочисленных авторов! — очень убедителен, при этом сам по себе сочетает романтизм и безжалостность, перспективу и безнадежность. Именно он, Марс, реален. Земля — это мечта, сказка, легенда. Место, где — подумать только! — много воды, и она голубая.

Герои повести — настоящие марсиане. Они плоть от плоти дети этой планеты. И при этом — люди, со всеми земными, вернее — человеческими заботами и радостями. И конфликт отцов и детей так же остр, как это было во все времена.

У этого Марса есть будущее. Все, с кем познакомились мы на этих страницах, нужны Марсу и создают его будущее, пусть даже видят его совершенно по-разному. Они все ему нужны, и он нужен им.

Это хорошая фантастика. Хороши и сюжет, и антураж, и герои. Такую книгу можно смело посоветовать любому читателю.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И на Марсе будут яблони цвести... Сколько судеб и характеров переплелось в этой маленькой повести. Суровая жизнь заставляет детей сделать выбор своего жизненного пути. И как это часто бывает они станут совсем не теми, кем хотели видеть их родители. Конфликт отцов и детей на фоне суровой марсианской действительности. Борьба за жизнь, когда совсем один шаг до убийства, пусть и оправданного, но убийства... «Старый мир кончился. Начался новый...»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх